Организация объединенных наций оон международная. Создание оон

Организация Объединенных Наций является центром решения проблем, с которыми сталкивается все человечество. Эта деятельность осуществляется совместными усилиями более 30 связанных с ней организаций, составляющих систему Организации Объединенных Наций. Изо дня в день Организация Объединенных Наций и другие организации ее системы ведут работу по содействию соблюдению прав человека, охране окружающей среды, борьбе с болезнями и сокращению масштабов нищеты.

Организация Объединенных Наций была создана 24 октября 1945 года пятьдесят одной страной, которые были преисполнены решимости сохранить мир посредством развития международного сотрудничества и обеспечения коллективной безопасности. На сегодняшний день членами Организации Объединенных Наций являются 191 страна, то есть почти все страны мира. Когда государства становятся членами Организации Объединенных Наций, они принимают на себя обязательства, изложенные в Уставе Организации Объединенных Наций, представляющем собой международный договор, в котором отражены основные принципы международных отношений.

Согласно Уставу, в своей деятельности Организация Объединенных Наций преследует четыре цели: поддерживать международный мир и безопасность, развивать дружественные отношения между нациями, осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем и в поощрении уважения к правам человека, а также быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

История Организации объединенных наций

Появление ООН было обусловлено целым рядом объективных факторов военно-стратегического, политического, экономического развития человеческого общества конца второго тысячелетия. Создание ООН явилось воплощением извечной мечты человечества о таком устройстве и организации международного общежития, которые избавили бы человечество от бесконечности череды войн и обеспечили бы мирные условия жизни народов, их поступательное продвижение по пути социально-экономического прогресса, процветания и развития, свободного от страха за будущее.

Начало обсуждению и разработке проблемы всеобщей организации труда и безопасности положили Атлантическая партия, подписанная Президентом США Ф.Д.Рузвельтом и премьер-министром Великобритании Гергелем 14 августа 1941г., и Декларация правительства СССР на межсоюзной конференции в Лондоне 24 сентября 1941г., в которой в первые была сформулирована чрезвычайно важная задача, стоявшая перед миролюбивыми государствами, а именно “определить пути и средства для организации международных отношений и послевоенного устройства мира”.

Первым межправительственным документом, принятым в годы Второй мировой войны, в котором выдвигалась идея создания новой международной организации безопасности, была Декларация Правительства Советского Союза и Правительство Польской Республики о дружбе и взаимопомощи, подписанная в Москве 4 декабря 1941г. В ней указывалось, что обеспечение может прочного и справедливого мире может быть достигнуто только новой организацией международных отношений, основанной не объединением демократических стран в прочный союз. При создании такой организации решающим моментом должно быть “уважение к международному праву, поддержанному коллективной вооруженной силой всех Союзных государств”.

1 января 1942г. В Вашингтоне была подписана Декларация Объединенных Нации 26 государств - участников антигитлеровской коалиции, в том числе СССР, о совместных усилиях в борьбе с гитлеровской Германией, фашисткой Италией и милитаристской Японией. Позднее название “объединенные нации” было предложено для новой организации Президентом США Р.Д. Рузвельтом и было официально использовано для Устава ООН.

По предложению правительства США в августе - сентябрь 1944 в Думбартон-Оксе, на окраине Вашингтона, состоялась конференция четырех держав - СССР, Великобритании, США и Китая, на которой был подписан согласованный текст итогового документа: “Предложение относительно создания Всеобщей международной организации безопасности”. Эти предложения послужили основой для выработки Устава ООН.

В ходе работы Конференции в Сан-Франциско 25 апреля 1945г. Был подготовлен текст Устава ООН, который был подписан 26 июня 1945г. Со дня вступления в силу Устава ООН 24 октября 1945г., когда на хранение Правительству США была сдана последняя 29-я ратификационная грамота СССР, официально отсчитывается начало существования ООН. По решению Генеральной Ассамблеи, принятому в 1947г. День вступления в силу Устава ООН был официально объявлен ”Днем Объединенных Наций”, который торжественно отмечается ежегодно в странах - членах ООН.

Устав ООН воплощает в себе демократические идеалы, что находит свое выражение, в частности, в том, что он утверждает веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправии мужчин и женщин, закрепляет равенство больших и малых народов. Устав ООН устанавливает в качестве своих основных целей поддержание международного мира и безопасности, улаживание мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, международных споров и ситуаций. Он определяет, что ООн основана на принципе суверенного равенства всех ее членов, что все члены добросовестно выполняют обязательства по Уставу, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из членства в Организации, что все члены должны разрешать путем и воздерживаться от угрозы силой или ее применения и что ООН имеет права на вмешательства в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства. В Уставе ООН подчеркивается открытый характер Организации, членами которой могут быть все миролюбивые государства.

Как функционирует ООН

Организация Объединенных Наций не является всемирным правительством и не принимает законов. Однако она предоставляет средства, которые помогают урегулировать международные конфликты и разрабатывать политику в вопросах, которые затрагивают всех нас. В Организации Объединенных Наций все государства-члены - большие и малые, богатые и бедные, придерживающиеся различных политических взглядов и социальных систем, - имеют право выразить свое мнение и принять участие в голосовании в рамках этого процесса.

В Организации Объединенных Наций имеется шесть главных органов. Пять из них - Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке и Секретариат - расположены в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. Шестой орган - Международный Суд - находится в Гааге, Нидерланды.

Генеральная Ассамблея ООН

Это орган, в котором представлены все государства - члены ООН. Генеральная Ассамблея наделена рядом весьма важных функций: полномочием рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие вооружений, а также обсуждать широкий круг проблем сотрудничества государств в политической, экономической, социальной, экологической, научно-технической и иных областях и выносить рекомендации по ним.

Генеральная Ассамблея проводит ежегодные регулярные сессии, которые в декабре каждого года лишь прерываются и продолжаются до начала следующей сессии. Пленарные заседания открываются во вторник после второго понедельника сентября. Созываются такие специальные (с1946 по 2000г. их было 24) и чрезвычайные специальные(с 1946 по 1999г. их было 10) сессии. Предварительная повестка дня очередной сессии составляется Генеральным секретарем и сообщается членам ООН не менее чем за 60 дней до открытия сессии.

Характерной особенностью деятельности Генеральной Ассамблеи в последние годы является то, что все большие значения в ее работе, да и работе всех органов ООН приобретает впервые примененный в 1964г. в Совете Безопасности и широко используемый в Генеральной Ассамблеи метод выработки и принятия резолюций на основе принципа согласования (консенсуса), т.е. достижения общего согласия без проведения голосования по соответствующему решению.

Резолюции Генеральной Ассамблеи не являются юридически обязательным для государств, но и не могут квалифицироваться как простые призывы или пожелания. Государства должны тщательно и добросовестно рассматривать резолюции Генеральной Ассамблеи.

Резолюции и декларации Генеральной Ассамблеи являются важнейшим эталоном формирования международного права. В ООН сложилось следующая практика разработки международно-правовых документов. Вначале принимается декларация по какому-либо вопросу (например, Всеобщая декларация прав человека), а затем на основе таких деклараций вырабатывались международные договоры и конвенции (два Международных акта о правах человека, Договор о нераспространении ядерного оружия и др.).

Генеральная Ассамблея является подлинно демократическим представительным органом суверенных государств. Каждый член Генеральной Ассамблеи независимо от размеров территории, численности населения, экономической и военной мощи имеет один голос. Решение Генеральной Ассамблеи по важным вопросам принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи.

В работе Генеральной Ассамблеи могут принимать участие государства - не члены ООН, имеющие постоянных наблюдателей при ООН (Ватикан, Швейцария) и не имеющие их. Кроме того, получили право участвовать в качестве наблюдателей Палестины и представители ряда международных организаций (специализированных учреждений ООН, ОАГ, ЛАГ, ОАЕ, ЕС, СНГ и др.).

Совет Безопасности состоит из 15 членов: пять членов Совета - постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), остальные десять членов (по терминологии Устава - “не постоянные”) избираются в Совет в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом.

Решение по процедурным вопросам в Совете Безопасности считаются принятыми, если за них поданы голоса не менее девяти любых членов Совета. Основной формой принимаемых Советом Безопасности рекомендаций является резолюция. Их принято за более чем полвека более 1300.

В ходе многолетней деятельности Совета Безопасности сложились вполне определенные методы и формы его реагирования и воздействия на те или иные события в мире. Одним из таких методов является осуждение Советом того или иного государства за совершенные им противоправные действия в нарушение целей и принципов Устава ООН. Например, Совет неоднократно осуждал в своих решениях ЮАР за проведение преступной политики апартеида. Нередко Совет Безопасности прибегал к такому методу, как констатация политического факта, того или иного сложившегося положения. Именно так определялась в многочисленных резолюциях Совета Безопасности обстановка на Юге Африки, созданная агрессивными действиями Претории против “прифронтовых ” африканских государств.

Наиболее часто используемым приемом - призывом к государствам, является способ улаживание конфликтов Советом Безопасности. Он неоднократно обращался с призывом прекратить военные действия, соблюдать прекращение огня, вывести войска и т.д. В ходе рассмотрения комплекса проблем югославского урегулирования, ирано-иракского конфликта, положение в Анголе, Грузии, в Таджикистане и вдоль Таджикско-афганской границы.

Совет Безопасности нередко исполнял и функции примирения сторон в спорах и конфликтах. С этой целью Совет назначал посредников, особенно часто поручал Генеральному секретарю или его представителю выполнить функции оказания добрых услуг, посредничества и примирения сторон. Эти функции использовались Советом при рассмотрении палестинского, кашмирского вопросов, положения в бывшей Югославии и др.

С 1948г. Совет Безопасности стал прибегать к такому методу, как направление групп военных наблюдателей и миссий наблюдения за выполнением требований о прекращении огня, условий соглашений Ио перемирии, политическом урегулировании и т.д. До 1973 г. военные наблюдатели комплектовались почти исключительно из числа граждан западных стран. Впервые в 1973г. советские офицеры - наблюдатели были включены в состав Органа по наблюдению за выполнением условий перемирия в Палестине (ОНВУП), который до сих пор осуществляет полезные функции на Ближнем Востоке. Мисси по наблюдению направлялись, кроме того, в Ливан (ЮНОГИЛ), Индию и Пакистан (ГВНООНИП), Уганду и Руанду (МНООНУР), Сальвадор (МНООС), Таджикистан (МНООНТ) и др.

Важной сферой деятельности Совета Безопасности является его взаимодействие с региональными организациями. Такое сотрудничество осуществляется в различных формах, в том числе путем проведения регулярных консультаций, оказания дипломатической поддержки, посредством которой та или иная региональная организация может принимать участие в миротворческой деятельности ООН (например, ОВСЕ в Албании), путем параллельного оперативного развертывания миротворческих миссий (например, миссия наблюдения ООН в Либерии (МНООНЛ) была развернута совместно с группой наблюдения (ЭКОМОГ) экологического сообщества западно-африканского государств(ЭКОВАС) в Либерии, а миссия ООН по наблюдению в Грузии (МООННГ) действует в сотрудничестве с миротворческими силами СНГ в Грузии) и путем совместных операций (например, Международная гражданская миссия ООН и ОАГ в Гаити (МГМГ).

Совет Безопасности играет важную роль в сфере раннего обнаружения и выявления зарождающихся конфликтов. В последние годы возникла насущная потребность в создании систем раннего предупреждения о возникновение очагов напряженности, опасности ядерной аварии, об экологических угрозах, массовых передвижениях населения, стихийных бедствиях, угроза голода и распространения болезней и эпидемий. Такого рода информацию можно было использовать для того, чтобы оценить, существует ли угроза миру, и проанализировать, какие действия могут быть предприняты Организацией Объединенных Наций для ее уменьшения и какие превентивные действия и меры могут быть приняты Советом Безопасности и другими органами ООН.

Одним из наиболее часто используемых Советом Безопасности инструментов является превентивная дипломатия. Превентивная дипломатия - это действие политического, дипломатического, международного, правового и иного характера, направленные на предупреждение возникновения споров и разногласий между сторонами, недопущения их перерастания в конфликты и ограничение масштабов конфликтов после их возникновения. Сотрудничая с Генеральным секретарем, Совет активно использовал средства превентивной дипломатии, обеспечивал условия для примирения, посредничества, добрых услуг, установлением и других превентивных действий.

Наиболее часто используемым инструментом, особенно в последнее время, являются операции по поддержанию мира (ОПМ), которых только по линии ООН было проведено с 1948г. свыше 50. Операция по поддержанию мира - совокупность предпринимаемых с согласия конфликтующих сторон взаимосвязанных по целям, задачам, месту и времени действий с участием беспристрастного военного, полицейского и гражданского персонала в поддержку усилий по стабилизации обстановки в районах потенциальных или существующих конфликтов, проводимых в соответствие с мандатом Совета Безопасности или региональных организаций и направленных на создание условий, способствующих политическому урегулированию конфликта, и поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

Совет Безопасности весьма часто, особенно в последние годы, использовал такой инструмент, как санкции - экономические, политические, дипломатические, финансовые и иные принудительные меры, не связанные с использованием вооруженных сил, осуществленные по решению Совета Безопасности С целью побудить соответствующее государство прекратить или воздержаться от действий. Представляющих собой угроз миру, нарушение мира или акт агрессии.

Для контроля за осуществлением санкций Советом был создан ряд вспомогательных органов, например Совет управляющих Компенсационной комиссии и Специальная комиссия по ситуации в отношениях между Ираком и Кувейтом, Комитеты по санкциям в отношении Югославии, Ливии, Сомали, Анголы, Гаити, Руанды, Либерии, Судана, Сьерра-Леоне и др. Результаты применения Советом против них санкций являются далеко не однозначным. Так, принятые Советом против расистского режима Южной Родезии экономические санкции содействовали в известной мере ликвидации расистского режима, достижению народом Зимбабве своей независимости, вступлению этой страны в 1980г. в члены ООН. Ценность санкций как средства урегулирования конфликтов наглядно проявилась и при урегулировании других конфликтов, например, в Анголе, Гаити, Южной Африке. Вместе с тем нельзя не признать, что в большинстве случаев применение санкций было сопряжено с целым рядом негативных последствий для населения и экономики стран - объектов санкций и оборачивалось огромным материальным и финансовым ущербом для соседних и третьих государств, соблюдающих решения Совета по санкциям.

Согласно Уставу ООН, Совет Безопасности должен функционировать непрерывно и осуществлять “быстрые и эффективные” действия от имени членов ООН. С этой целью каждый член Совета Безопасности должен всегда быть представлен в месте пребывания ООН. Согласно правилам процедуры, промежуток между заседанием Совета Безопасности не должен превышать 14 дней, хотя на практике это правило не всегда соблюдалось. В среднем Совет Безопасности проводили 77 официальных заседаний в год.

Экономический и Социальный Совет действует под общим руководством Генеральной Ассамблеи и координирует деятельность Организации Объединенных Наций и учреждений ее системы в экономической и социальной областях. Будучи главным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем и выработки рекомендаций в отношении политики в этих областях, Совет играет важную роль в укреплении международного сотрудничества в целях развития. Он также консультируется с неправительственными организациями (НПО), поддерживая тем самым жизненно важную связь между Организацией Объединенных Наций и гражданским обществом.

В состав Совета входят 54 члена, избираемых Генеральной Ассамблеей на три года. В течение года Совет периодически проводит заседания, собираясь в июле на свою основную сессию, в ходе которой на заседании высокого уровня обсуждаются важнейшие экономические, социальные и гуманитарные вопросы.

Вспомогательные органы Совета регулярно проводят свои заседания и отчитываются перед ним. Например, Комиссия по правам человека осуществляет контроль за соблюдением прав человека во всех странах мира. Другие органы занимаются вопросами социального развития, положения женщин, предупреждения преступности, борьбы с наркоманией и устойчивого развития. Пять региональных комиссий содействуют экономическому развитию и сотрудничеству в своих регионах.

Совет по Опеке был создан для обеспечения международного наблюдения за 11 подопечными территориями, находившимися под управлением семи государств-членов, а также для обеспечения того, чтобы их правительства предпринимали необходимые усилия для подготовки этих территорий к самоуправлению или независимости. К 1994 году все подопечные территории перешли к самоуправлению или стали независимыми либо в качестве самостоятельных государств, либо присоединившись к соседним независимым государствам. Последней перешла к самоуправлению подопечная территория Тихоокеанские острова (Палау), находившаяся под управлением Соединенных Штатов и ставшая 185-м государством - членом Организации Объединенных Наций.

Поскольку работа Совета по Опеке завершена, в его состав в настоящее время входят пять постоянных членов Совета Безопасности. В его правила процедуры были внесены соответствующие изменения, с тем чтобы он мог проводить свои заседания лишь в тех случаях, когда того могут потребовать обстоятельства.

Международный Суд

Международный Суд - известный так же, как Всемирный Суд - является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Его 15 судей избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности, которые проводят голосование независимо и одновременно. Международный Суд занимается урегулированием споров между государствами на основе добровольного участия заинтересованных государств. Если государство соглашается принять участие в судебном разбирательстве, то оно обязано подчиняться решению Суда. Суд также занимается подготовкой консультативных заключений для Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений.

Секретариат

Секретариат проводит оперативную и административную работу Организации Объединенных Наций в соответствии с указаниями Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности и других органов. Его возглавляет Генеральный секретарь, который обеспечивает общее административное руководство.

Секретариат состоит из департаментов и управлений, где работает около 7500 человек, должности которых финансируются за счет регулярного бюджета и которые представляют 170 стран мира. Помимо Центральных учреждений Организац ии Объединенных Наций, расположенных в Нью-Йорке, существуют отделения Организации Объединенных Наций в Женеве, Вене и Найроби и другие места службы.

Система Организации Объединенных Наций

Международный валютный фонд, Всемирный банк и 13 других независимых организаций, называемых «специализированными учреждениями», связаны с Организацией Объединенных Наций посредством соответствующих соглашений о сотрудничестве. Эти учреждения, включая Всемирную организацию здравоохранения и Международную организацию гражданской авиации, являются самостоятельными органами, созданными на основе межправительственных соглашений. На них возложен широкий диапазон международных функций в экономической, социальной и культурной областях, а также в сфере образования, здравоохранения и других. Некоторые из них, например Международная организация труда и Всемирный почтовый союз, старше самой Организации Объединенных Наций.

Кроме того, целый ряд управлений, программ и фондов Организации Объединенных Наций - таких, как Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ), Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) и Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), - занимается улучшением социального и экономического положения людей во всех регионах мира. Они подотчетны Генеральной Ассамблее или Экономическому и Социальному Совету.

Все эти организации имеют свои собственные руководящие органы, бюджеты и секретариаты. Вместе с Организацией Объединенных Наций они составляют единую семью, или систему Организации Объединенных Наций. Совместными усилиями они оказывают техническое содействие и предоставляют практическую помощь в иных формах практически во всех экономических и социальных областях.

Организация объединенных наций (ООН) – это международное объединение, которое было создано для улучшения связей между государствами и безопасности содружества стран.

ООН – это:

  • Универсальная площадка для международных встреч.
  • Гарантия безопасности содружества стран.
  • Главное связующее звено существующей дипломатии.

Идея разработки этой организации была сформулирована еще в годы Второй мировой войны, в связи с укреплением позиций фашистской Германии. Первое упоминание об этом относится к 1 января 1942 года (Декларация Объединенных Наций). Вскоре был согласован устав ООН (середина 1945 года).

Первоначально в содружество страны были включены 50 государств. 24 октября 1945 года в силу уже вступил Устав ООН. Эту дату принято считать Днем Организации Объединенных наций.

Структура ООН.

Организация Объединенных Наций включает в себя следующие подразделения:

  1. Совет безопасности. Это главный правительственный орган ООН, который несет полную ответственность за все происходящее.
  2. Секретариат. Включает в себя исполнительную власть. Во главе секретариата – генеральный секретарь.

За все время существования организации сменилось всего 8 генеральных секретарей. В настоящий момент – это Пан Ги Мун (представитель Республики Корея).

  1. Международный суд. Включает в себя судебную власть. В данном случае, суду подвергаются не конкретные люди, а именно государства.
  2. Экономический и Социальный Совет. Отвечает за экономическую и социальную политику в сфере международного сотрудничества.
  3. Почтовая администрация. Занимается выпуском почтовых марок, специально для ООН.
  4. Специализированные учреждения. Это обособленные международные организации, которые были созданы ООН. Сюда можно включить: ЮНЕСКО (вопросы образования, науки и культуры), МАГАТЭ (международное агентство по атомной энергии) и другие.

Официальные языки ООН.

Для улучшения организации деятельности ООН были установлены некоторые официальные языки, на которых ведется общение внутри организации.

В связи с этим, были определены следующие официальные языки Организации Объединенных Наций:

  • Английский язык.
  • Русский язык.
  • Французский язык.
  • Испанский язык.
  • Арабский язык.
  • Китайский язык.

На этих, и только на этих языках ведутся все переговоры, пишутся отчеты о заседаниях и издаются официальные документы. Никакие исключения не предусмотрены.

Какие государства являются членами ООН?

Как уже было сказано, первоначально в Организацию входило 50 стран (1945 год). И уже в 1946 в ООН были включены еще 150 государств, ряд которых был разделен на независимые (к примеру, Чехословакия).

В настоящее время, Организация Объединенных Наций включает в себя 193 государства.

Но не все государства могут быть включены в ООН. Членом ООН можно стать только в том случае, если стране дадут международное признание. Все это прописано в главном документе Организации Объединенных Наций – Уставе ООН.

Важно, чтобы страна, вступающая в ООН, приняла этот Устав, а страны ООН были уверены в том, что все пункты Устава этой страной будут соблюдаться. Такие решения принимаются Генеральной Ассамблеей с разрешений Совета Безопасности.

Плюс ко всему, страны, которые являются постоянными членами ООН (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай) имеют возможность наложить на решение вето.

25 апреля исполняется 65 лет с того дня, когда делегаты от 50 стран собрались в Сан-Франциско на конференцию Объединенных Наций по вопросу о создании международной организации - ООН. В ходе конференции делегаты подготовили устав из 111 статей, который был принят 25 июня.

Организация Объединенных Наций (ООН) - международная организация государств, созданная в целях поддержания и укрепления международного мира, безопасности, развития сотрудничества между странами.

Название Объединенные Нации, предложенное президентом Соединенных Штатов Франклином Рузвельтом, было впервые использовано в Декларации Объединенных Наций 1 января 1942 г., когда во время Второй мировой войны представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать совместную борьбу против стран нацистского блока.

Первые контуры ООН были очерчены на конференции в Вашингтоне в особняке "Думбартон-Оукс". На двух сериях заседаний, проходивших с 21 сентября по 7 октября 1944 г., США, Великобритания, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях всемирной организации.

11 февраля 1945 г. после встреч в Ялте лидеры США, Великобритании и СССР Франклин Рузвельт, Уинстон Черчилль и Иосиф Сталин заявили о своей решимости учредить "всеобщую международную организацию для поддержания мира и безопасности".

25 апреля 1945 г. представители 50 стран собрались в Сан-Франциско на Конференции Объединенных Наций по созданию международной организации, чтобы разработать Устав ООН .

В Сан-Франциско собрались делегаты стран, представляющие свыше 80% населения земного шара. В Конференции участвовали 850 делегатов, а вместе с их советниками, штатом делегаций и секретариатом Конференции общее число лиц, принимавших участие в работе Конференции, достигало 3 500. Кроме того, было более 2 500 представителей прессы, радио и кинохроник, а также наблюдателей от различных обществ и организаций. Конференция в Сан-Франциско была не только одним из самых важных в истории, но, по всей вероятности, и самым многочисленным из всех международных собраний , когда-либо имевших место.

На повестке дня Конференции стояли предложения, выработанные представителями Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединенных Штатов в "Думбартон-Оуксе", на основе которых делегаты должны были выработать Устав, приемлемый для всех государств.

Устав был подписан 26 июня 1945 г. представителями 50 стран. Польша, не представленная на Конференции, подписала его позднее, и стала 51-м государством-основателем.

ООН официально существует с 24 октября 1945 г . - к этому дню Устав был ратифицирован Китаем, Францией, Советским Союзом, Великобританией, Соединенными Штатами и большинством других подписавших его государств. 24 октября ежегодно отмечается как День Организации Объединенных Наций.

В преамбуле Устава говорится о решимости народов Объединенных Наций "избавить грядущие поколения от бедствий войны".

Целями ООН, закрепленными в ее Уставе, являются поддержание международного мира и безопасности, предотвращение и устранение угрозы миру, и подавление актов агрессии, улаживание или разрешение мирными средствами международных споров, развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществление международного сотрудничества в экономических, социальных, культурных и гуманитарных областях, поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Члены ООН обязались действовать в соответствии со следующими принципами: суверенное равенство государств; разрешение международных споров мирными средствами; отказ в международных отношениях от угрозы силой или ее применение против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства.

Членами ООН являются 192 государства мира.

Главные органы ООН:
- Генеральная ассамблея ООН (ГА ООН) - главный совещательный орган, состоит из представителей всех государств‑членов ООН (каждое из них имеет 1 голос).
- Совет Безопасности ООН действует постоянно. По Уставу на СБ возлагается главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Если использованы все пути мирного разрешения конфликта, СБ компетентен направлять на поддержание мира наблюдателей или войска в районы конфликтов с целью ослабления напряженности и разъединения войск враждующих сторон.

За все время существования ООН миротворческими силами ООН было проведено около 40 операций по поддержанию мира.
- Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) уполномочен проводить исследования и составлять доклады по международным вопросам в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения, прав человека, экологии и т.п., давать по любому из них рекомендации ГА.
- Международный суд ООН, главный судебный орган, образованный в 1945 году, разрешает правовые споры между государствами с их согласия и дает консультативные заключения по правовым вопросам.
- Секретариат ООН создан для обеспечения надлежащих условий деятельности организации. Секретариат возглавляет главное административное должностное лицо ООН - генеральный секретарь ООН (с 1 января 2007 г. - Пан Ги Мун (Корея).

ООН имеет ряд собственных специализированных учреждений - международных межправительственных организаций по экономическим, социальным и гуманитарным вопросам (ЮНЕСКО, ВОЗ, ФАО, МВФ, МОТ, ЮНИДО и другие) связанных с ООН, через ЭКОСОС, международными соглашениями. Большинство членов ООН - участники специализированных учреждений ООН.

В общую систему ООН входят также автономные организации, такие как Всемирная торговая организация (ВТО) и Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).

Официальные языки ООН и ее организаций - английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский.

Штаб-квартира ООН находится в Нью-Йорке.

ООН - лауреат Нобелевской премии мира . В 2001 г. премия "За вклад в создание более организованного мира и укрепление мира во всем мире" присуждена совместно организации и её Генеральному секретарю Кофи Аннану. В 1988 г. Нобелевскую премию мира получили Миротворческие силы ООН.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Организация объединенных наций (ООН), международная организация, основанная в 1945, со штаб-квартирой в Нью-Йорке. ООН создана союзными державами-победительницами после окончания Второй мировой войны. Ее задачи определены Уставом ООН: «Поддерживать международный мир и безопасность и для этой цели принимать эффективные коллективные меры по предотвращению и устранению угрозы миру... Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов... для обеспечения сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и всемерно способствовать развитию уважения прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии».

Нет оснований утверждать, что падение Берлинской стены изменило основополагающие ценности мандата ООН, однако эта историческая веха трансформировала – как на международном, так и на национальном уровнях – модели социальной организации и социальных структур, приведя их в соответствие с динамикой развития международной обстановки. В итоге обострились противоречия, с которыми и прежде сталкивалась ООН (между принципом суверенитета и правом народов на самоопределение, между правами человека и демократией). Утверждение, что основными целями ООН являются мир, прогресс и демократия, предполагает взаимозависимость этих ценностей, из чего вытекает следующий вывод: мир является предпосылкой, а демократия – важнейшим условием устойчивого развития. Спустя полвека после создания ООН и коллапса двуполярного мира глобализация становится фактической реальностью, что требует фундаментального пересмотра концепции государственности, так как ныне суверенитет неотделим от глобального сотрудничества. Действительно, в течение последнего десятилетия в ходе распада полиэтнических государств неоднократно вспыхивали межэтнические конфликты. Их предотвращение стало куда более трудной задачей, так как они все чаще возникают внутри государств, а не между ними. Все труднее для ООН поддерживать должное соотношение между уважением суверенитета государств и правом на вмешательство в их дела – касается ли это гражданских войн либо межплеменных столкновений. Вместе с тем в процессе укрепления глобальной взаимозависимости усиливается тенденция к демократизации и уважению прав человека, так как глобальный либерализм делает прозрачным неравенство рыночного потенциала наций-партнеров. Именно поэтому государственный суверенитет как основополагающее понятие идеологии правления все в большей мере соотносится с понятием законности.

Происхождение, цели, членство и языки

Международные организации, создававшиеся в течение 19 в., в основном решали отдельные задачи, такие, в частности, как налаживание почтовой службы, системы здравоохранения и средств сообщения. Реальные корни Организации Объединенных Наций обнаруживаются в 19 в. в таком дипломатическом образовании, как «Европейский концерт» – первой попытке объединения государств с установкой на достижение политических целей прежде всего дипломатическими, а не военными средствами. «Европейский концерт» внес весомый вклад в формирование концепции международного права, включая правила ведения военных действий, международный арбитраж и вопрос о разоружении. Но лишь после Первой мировой войны была создана многоцелевая организация с четко выраженной ориентацией на обеспечение мира, безопасности и международного сотрудничества – Лига наций.

Несмотря на эти величественные идеалы, Лига наций, подобно предшествующим межгосударственным союзам, явилась плодом европейской политической мысли и была в основном ориентирована на Европу (и на Запад в целом). Она отражала перспективу развития колониальных держав и их союзников, в значительной степени оставляя на заднем плане интересы необъятных земель и нищего населения стран Африки, Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки, большинство из которых все еще находилось под колониальным гнетом.

В конечном счете Лига наций оказалась неспособной предотвратить развязывание Второй мировой войны и в 1946 формально прекратила свое существование (см. также ЛИГА НАЦИЙ). В годы войны главные союзные державы – США, Великобритания, Советский Союз, Франция и Китай – предприняли шаги на пути к созданию новой международной организации, основанной на платформе их противостояния державам Оси – Германии, Италии и Японии. Принятая 12 июня 1941, в разгар войны, Межсоюзническая декларация призывала к послевоенному международному сотрудничеству. Атлантическая хартия, подписанная 14 августа 1941 президентом США Ф.Рузвельтом и премьер-министром Великобритании У.Черчиллем, явилась первым признаком намерений Великобритании и США создать сразу после восстановления мира новую международную организацию. Термин «объединенные нации» впервые появился 1 января 1942 в Декларации Объединенных Наций, подписанной 26 представителями государств в Вашингтоне (округ Колумбия). Московская и Тегеранская конференции в октябре и декабре 1943 заложили фундамент этой новой организации, а конференция в Вашингтоне на вилле Думбартон-Окс (21 августа – 7 октября 1944) явилась первой встречей, специально организованной для обсуждения ее структуры. В Думбартон-Оксе были подготовлены Предложения по созданию Всеобщей международной организации, которые одобрил США, Китай, Великобритания и СССР. На Ялтинской конференции в феврале 1945 Большая пятерка держав – США, Британия, Франция, Советский Союз и Китай – выработала формулу для разрешения споров.

ООН официально учреждена на Конференции по международной организации, состоявшейся 25 апреля – 26 июня 1945 в Сан-Франциско. 26 июня представители 50 стран единогласно приняли Устав Организации Объединенных Наций. Устав вступил в силу 24 октября, после того как большинство представителей подписавших его стран подтвердили свои полномочия ратифицировать данный документ; с тех пор эта дата ежегодно отмечается как День Организации Объединенных Наций. Польша, не представленная на Конференции, подписала Устав позднее и стала 51-м членом первоначального состава ООН.

Создание ООН, как и многие другие дипломатические начинания, явилось отражением взаимопересекающихся, а порой и полярных интересов. Крупные державы при создании новой организации рассчитывали, что смогут сохранить после Второй мировой войны глобальную власть, которую они утвердили с опорой на свою военную мощь как победители. Однако начавшаяся вскоре «холодная война» начала ставить границы полномочиям новой организации.

Устав ООН предполагал превратить Организацию в «центр для согласования действий наций» на пути достижения международного мира. Ее члены обязались поддерживать ООН в любой предпринимаемой ею акции и воздерживаться от применения силы против других наций, за исключением случаев самозащиты.

Новые члены принимаются в ООН по рекомендации Совета Безопасности, причем не менее двух третей участников Генеральной Ассамблеи должны проголосовать за их вхождение в ряды Организации. Большинство из 51 государства, первоначально подписавших Устав, составляли западные нации. В 1955 в ООН было принято 16 новых членов, включая несколько незападных государств, а в 1960 – еще 17 африканских стран. В результате процессов постепенной деколонизации представительство ООН становилось все более широким и разнообразным. К 1993 в ООН вошло около двух десятков новых государств, появившихся в результате распада Советского Союза и некоторых стран Восточной Европы, и число государств-членов достигло 182. Членство в ООН стало практически всеохватывающим. И только очень небольшое число стран (среди них Швейцария) не входит в состав ООН.

В 1970–1980-е годы официальные лица США, включая президента Р.Рейгана, стали демонстрировать пренебрежение к ООН. Членские взносы США поступали с большими задержками, а позиции этой страны, особенно учитывая рост численности незападных государств, характеризовались растущей изоляцией. США вышли из ЮНЕСКО, выражая недовольство «политизацией» этой образовательной организации ООН. Однако в 1988 американским президентом был избран бывший представитель США в ООН Дж. Буш, который со временем восстановил статус страны как главного участника Организации и погасил часть долгов по взносам.

Новая вовлеченность в дела ООН позволила США в 1990 достичь консенсуса между великими державами по резолюции Совета Безопасности, санкционирующей военные действия для восстановления государственности Кувейта, оккупированного Ираком. 16 января 1991 коалиция во главе с США предприняла военные действия против Ирака под эгидой ООН.

Хотя делопроизводство ведется на шести разных языках (английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский), только английский и французский являются официальными языками ООН.

Структура организации объединенных наций

В соответствии с Уставом ООН учреждены шесть основных органов новой всемирной организации: Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея, Секретариат, Экономический и социальный совет, Совет по опеке, Международный суд ООН. Кроме того, Устав допускал, что с согласия Генеральной Ассамблеи могут учреждаться другие самоуправляющиеся организации, выступающих как специализированные агентства ООН; именно этот пункт дал возможность Совету Безопасности создать миротворческие силы.


The United Nations is an organization of sovereign nations representing almost all of humanity. It has as its central goal the maintenance of international peace and security. Additionally, its purposes call for the development of friendly relations among nations based on equal rights and self-determination of peoples and, through international co-operation, the solution of problems of an economic, social, cultural and humanitarian nature.
The United Nations is the meeting-place where representatives of all member states - great and small, rich and poor, with varying political views and social systems - have a voice and an equal vote in shaping a common course of action.
The United Nations has played, and continues to play, an active role in reducing tension in the world, preventing conflicts and putting an end to fighting already under way.
There are six main organs of the United Nations - the General Assembly, the Security Council, the Economic and Social Council, the Trusteeship Council, the Secretariat and the International Court of Justice. The Court has its seat at the Hague, Netherlands. All other organs are based at the United Nations Headquarters in New York.
Members of the General Assembly talk to each other in many languages, but officially there are only six - Arabic, Chinese, English, French, Russian and Spanish.
The Secretariat services the other organs of the United Nations and administers the programmes and policies laid down by them. Over 20,000 men and women are employed by the United Nations with about one-third of them at the Headquarters and the other two-thirds stationed around the globe. Staff members are recruited primarily from member states and are drawn from more than 140 nations. As international civil servants, each takes an oath not to seek or receive instructions from any government or outside authority.
Working for the United Nations, mostly "behind the scenes" at the Headquarters, are linguists, econbmists, editors, social scientists, legal experts, librarians, journalists, statisticians, broadcasters, personnel officers, administrators and experts in all the varied fields of activity covered by the United Nations. They prepare the reports and studies requested by various bodies of the United Nations; they issue press releases and produce publications, broadcasts and films giving information about the United Nations; and they perform the administrative duties needed to implement resolutions adopted by the various organs. In addition, there are stenographers, clerks, engineers and technicians, tour guides and also a body of security officers in blue-grey uniforms who arc responsible for the security of the United Nations Headquarters. At the head of the Secretariat is the Secretary-General.
The main Headquarters of the United Nations are based in New York. The United Nations Organization Secretariat occupies the higher building. The General Assembly is held in the lower building.

Похожие статьи