Как проводится работа со страхами — советы и рекомендации психологов. Техники работы со страхами

Я хочу рассказать вам на примере своего опыта, как я прорабатывала свои внутренние ограничения, свои страхи.

Моя сфера деятельности предполагает общение с большим количеством людей – я провожу вебинары. И когда я искала причины того, почему у меня всегда были проблемы с общением, почему я постоянно пряталась от людей, закрывалась от них, хоть мне есть, что им дать, то обратилась с этим вопросом к своим духовным наставникам, погрузившись в регрессию. В результате я увидела, что была лидером кого-то племени еще во времена неандертальцев. Мне верили, за мной шли, передо мной преклонялись. И на охоте на мамонта случилось непредвиденное, ситуация вышла из под контроля и мамонт просто растоптал меня. И умирая, я испытал сильнейший шок и страх за себя и тех, кого я вёл за собой. Я понял, что сделал ошибку и недостаточно просчитал ситуацию и тем самым подставил под угрозу свою жизнь и жизнь своих соплеменников. А чувствовал себя ответственным за них, за их благополучие, потому что они верили в меня. В результате я нарабатываю сильнейший страх быть первым, быть лидером, вести за собой людей. И в качестве души принимаю решение больше не лезть в первые ряды.

И в этой жизни я боялась брать на себя вообще какую-либо ответственность, не говоря уже об ответственности за чужие судьбы и жизни. Причем страх этот ассоциировался у меня со страхом смерти, потому что я умер в той жизни в момент ощущения этого страха.

И в этой жизни я всегда с самого детства старалась быть в тени, чтобы меня, не дай Бог, кто-нибудь не заметил. Я чувствовала в себе потенциал лидера, но боролась с ним и прятала глубоко от людей. Я предпочитала думать, что мне не нужно быть на виду, что для меня это не важно, как-то проявляться, ведь для меня это было страшно. Теперь я понимаю, почему мне было страшно и почему я давила в себе эти лидерские качества. Почему я испытывала панику, какую-то непонятную вину перед людьми, почему всегда была во всем виноватой. И теперь посмотрите, сколько страхов и комплексов в результате я отработала, посмотрев всего одно лишь воплощение: страх ошибки, страх ответственности, страх лидерства, страх людей, страх привлечь е себе внимание, чувство вины перед людьми. Они были так сильны, что были сравнимы со смертью.

А я долго до этого работала над собой, пыталась проработать свой страх, вплоть до прыжков с моста на резинке, но всё было тщетно. В результате я только испытала сильнейший шок, такой, что от страха всё прыгало в животе и меня трясло как осиновый лист. И я мечтала только о том, чтобы меня поскорее оттуда вытащили, и с тех пор я близко не подхожу к экстремальным видам развлечений, хотя дотого прыжка очень любила и катапульту с парашютом в парке и аттракцион «Клоун», в котором ты крутишься вокруг своей оси назад и вперед. Хотя считается, что страх лечится именно страхом. Если чего-то боишься, сделай это и страх пройдет. И во многих случаях это действительно помогает. Но не в моём. Почему? Да потому что мой страх родился не в этой жизни, а очень давно, хотя и при похожих обстоятельствах (и там и там страх использовался в обстоятельствах, связанных со смертью).

И только когда я нашла истинную причину благодаря регрессии в прошлые жизни, я получила возможность избавиться от него. Только благодаря погружению сейчас я могу легко общаться с людьми, проводить вебинары, делиться своим опытом, помогать другим найти и отработать свои страхи, комплексы и внутренние установки. И я думаю, теперь, на моём примере, вы можете осознать ценность путешествий в прошлые жизни. И почему не всегда возможно решить какие-то проблемы, используя опыт только этой жизни. Хотя психология тоже может во многом помочь, но не так глубоко, как просмотр прошлых жизней. Намного результативнее и быстрее решить свои проблемы позволяет использование обоих мощных инструментов работы над собой одновременно: реинкарнационики и психологии.

материал взят с сайта:http://yadi.sk/d/zf1c1mqBHG8D Q, стр.15-16

Копирование материалов строго с указанием журнала Реинкарнационика .

В мире все подчинено универсальным законам бытия и потому взаимосвязано. Конечно, наследственность и эмоциональное поле близкого окружения имеют значение. Однако работать со своими страхами мы можем только тогда, когда принимаем за них личную ответственность.

На определенном этапе нашего развития страх - это необходимое звено нашей эволюции; это условно негативный полюс наших чувств, в то время как противоположным, позитивным их полюсом выступает любовь. Минус всегда стремится уравновесить плюс, поскольку без взаимодействия противоположностей прогресс невозможен. И потому «бороться» со своим страхом (так же, как и стремиться его «забыть», «вытеснить», «отрезать», «уничтожИть», «не думать о нем») - непродуктивно. Все это не совсем удачные выражения с точки зрения описания желательного результата взаимодействия с этой эмоцией.

Согласно одному из универсальных законов бытия - закону Полярности, нельзя справиться со своими страхами, не осознав потребности Любить. Но многие люди могут осознать значение Любви, только натерпевшись страха. Все в этой жизни для чего-то нам дано. И потому не следует застревать на стадии борьбы с самим собой, даже если отдельные части нашего целого нам неприятны; стоит стремиться к пониманию, целостности и внутренней гармонии всех своих частей.

Поэтому я предпочитаю описывать желательное взаимодействие со страхом следующими словами: «осознать» и «проработать». Проработать свой страх означает объединить полярности, то есть растворить страх в свете радости и любви к жизни, внутренне принять его и смириться с тем, чему ты так долго противился, что пытался контролировать и чего избегал. Этот процесс полностью описан в примерах из практики, приведенных в моих книгах «Ступени сознания» и «Чудеса возможны».

Коротко говоря, когда вы смиряетесь с возможностью того, что «страшное» может случиться с вами или с вашими близкими, и при этом понимаете, что жизнь не закончится и что вы, в той или иной форме, будете жить дальше, - страх становится вам неинтересен. Вы перестаете о нем думать и, соответственно, перестаете притягивать его своими мыслями в вашу жизнь. В таком случае ничего страшного, как правило, и не происходит.

Говоря о смирении, я имею в виду внутреннее, глубинное отношение к «страшным» вещам («Да, и такое возможно; да, и от этого я не застрахован - все в руках Божьих»). Не следует отождествлять смирение с пассивностью и бездействием - на уровне поведения мы можем и должны защищаться от своих страхов (во всяком случае, до тех пор, пока это представляется нам разумным и правильным). Таким образом, лучший рецепт для проработки страха будет звучать так: «Смирение - для души, Действие - для тела, ума и чувств».

Теоретически описать проработку страха просто, а пройти на практике - достаточно сложно. Очень часто для работы с тем или иным видом страха требуется присутствие человека, который проработал его ранее. Поэтому любой разговор по душам с преодолевшим свой страх человеком - другом или родственником, психологом, священником - будет полезен. Помните: даже просто проговаривая то, чего мы боимся, при человеке, способном помочь, мы свой страх уменьшаем.

Фрагмент из интервью
со Станиславом Хохелем в журнале "Колесо Жизни"

Работа со страхами предполагает сложный комплекс действий человека, направленных на проработку собственной боязни с целью уменьшения ее влияния на чувства и действия индивида.

От того, насколько результативно осваиваются отдельным человеком методы, техники и упражнения по управлению страхом, зависит успех на пути его преодоления.

Психокоррекция и фобии

Самоусовершенствованию человека в борьбе со страхами способствует психокоррекционная работа. Ее специфика и содержание зависит от конкретных факторов:

  • вида отдельной фобии (с чем именно она связана; с каким явлением внешнего или внутреннего мира личности; насколько сильно проявляется глубина ее воздействия);
  • особенностей психики индивида (сила-слабость нервной системы, отличительные признаки характера, специфические черты темперамента);
  • окружающей социальной и физической среды (насколько она благоприятна в противостоянии страху или в поддержании его пагубного влияния);
  • мотивации индивида в преодолении боязни (ее сила или слабость, успешность достижений в противоборстве фобии и пр.).

Работа со страхами

Столкновение с фобией чаще бывает неожиданным, что приводит к отсутствию сил и возможностей человека с ней адекватно бороться.

В подобной ситуации весьма выручит предварительная психологическая работа со страхами, предполагающая:

  • активное противостояние самому чувству страха;
  • извлечение пользы из сложившихся обстоятельств.

У взрослых

Сознание взрослого человека формируется постепенно, но не всегда в позитивном и рациональном русле.

При возникновении фобических нарушений, конструктивная реакция на чувство страха должна состоять из 4 психологических механизмов:

1. «Подключение сознания». Предполагает процесс осознания индивидом собственного страха и его характерных признаков. Мысль о том, что страх и его проявление – обыденная реакция, свидетельствующая (и предупреждающая) об опасных обстоятельствах, должна быть превалирующей.

Необходимо четко определить и характеристики опасности:

  • ее реальность или необоснованность;
  • ее вероятностные показатели и последствия;
  • как следует реагировать на опасность и какие навыки (багаж знаний и умений) имеются у человека для работы с ней;
  • необходима ли помощь – со стороны или с точки зрения внутренних резервов психики.

2. Предварительное настраивание . Опережая сознание, подходящий настрой на страшащую ситуацию создает фундамент для конструктивного реагирования. Помогает что-либо: эмоциональная накачка личности «для куража», расстановка жизненных приоритетов и ценностей, привязка к позитивным моментам. Позитивно влияет даже элементарное перефразирование фобической терминологии. «Страх» меняем на «волнение», «борьбу» на «преодоление» и т.п.

3. Действование . Производя какие-либо манипуляции и действия в ходе фобии, человек познает мир «я и мой страх». На практике реализуется настрой на ситуацию, что можно сравнить с телефонным звонком: мы можем бесконечно слушать звук телефона, но так и не узнаем, кто звонил, не совершив элементарного действия – поднятия трубки.

4. Предвидение как прогнозирование результатов и последствий . В определенном роде предвидение должно опережать как осознание, так и настрой или действие. Предваряя опасную ситуацию, человек рассматривает всякий результат в качестве положительного исхода. Заведомо планируя развитие «неудач», есть возможность их предотвратить или извлечь необходимый урок.

У детей

Детский возраст характеризуется почти полным отсутствием рационального подхода к собственным боязням, тревогам и опасениям. В первые годы своей жизни (5-6 лет) ребенок во многом зависим от семейного круга – и эмоционально, и энергетически.

Именно в семье происходит формирование мировоззрения, ценностей и поведенческих установок, а также страхов или общих предпосылок для их зарождения.

Большое влияние на преодоление боязни чего-либо в данном возрасте имеют родители. Важными механизмами при этом будут:

  • разговор с ребенком в форме пояснения (что откуда берется, почему не стоит бояться и т.д.);
  • совместные действия по освоению действительности (если ребенка пугает что-то, именно авторитетный родитель собственным примером, в общих с ребенком действиях способен оказать влияние на преодоление страха);
  • переключение внимания (игровые действия, интересные события и предметы способны уменьшить устрашающие впечатления и эмоции).

У детей младшего школьного возраста страхи могут характеризоваться большей глубиной и силой, нежели в ранние годы развития (когда страх вызывает что-либо неизведанное или новое).

Эти годы характеризуются:

  • окончательным формированием самосознания (познания себя и своих страхов);
  • трансформированием тревог и боязней (их переход в сознание и возрастающее влияние на поведение младшего школьника и его общий эмоциональный фон);
  • наличием инстинктивных страхов , связанных с самосохранением, и началом возникновения социальных боязней («школьных страхов»: опоздать, заработать не ту оценку и прочее).

Методика работы со страхами использует подходы, присущие раннему возрасту, но акцент сдвигается в сторону осознания и понимания, формирования позитивного восприятия и положительных эмоций.

У подростков развитие и проявление фобий связано с переходным возрастом. Здесь активизируются психологические механизмы, связанные с социальным статусом, потому и страхи специфичны:

  • плохо выглядеть в глазах сверстников (окружающих людей вообще);
  • боязнь неудачи (при написании годовых контрольных, сдаче экзаменов);
  • страхи коммуникативного порядка (одиночества, потери общего языка с товарищами, их безразличия, выступления перед большим количеством слушателей);
  • опасения более глобального характера (потери близких, здоровья, жизни).

В подростковом возрасте можно применять техники проработки страха, позитивно зарекомендовавшие себя при использовании – как для взрослых, так и для детей. Об этом пойдет речь дальше.

Упражнения

Приемы, помогающие достигнуть эффективных результатов в работе со страхами, можно распределить как минимум на 2 автономные группы:

1. Физиологические приемы . Основаны на механизмах деятельности организма человека с точки зрения физиологии: в ходе переживания фобии, организмом вырабатывается адреналин, который обязательно должен израсходоваться – лучше, на работу мышц.

Здесь возможны разновидности упражнений:

  • физические – отжимания и приседания, прыжки и бег по ступенькам, если находимся в общественном месте, достаточным будет напрягать и расслаблять мышцы – главным является сброс внутреннего напряжения;
  • тренировка осанки – упражнение направлено на сброс мышечных зажимов, приобретение внутренней уверенности в себе (нужно стать прямо, расправить плечи, втянуть живот и распрямить спину, колени – приосаниться, затем – представить, что сбрасываем «мешок с плеч», ощутить себя и свои конечности в этой позе);
  • упражнения на дыхание – тоже способствуют снятию излишнего напряжения и зажимов в теле (медитация – как один из вариантов сосредоточения на дыхательной процедуре, когда ритмично чередуется вдох, пауза и выдох).

2. Психологические упражнения. Их разновидностей и вариантов просто невозможно перечислить. Общая же направленность – обратить внимание на механизмы психических действий и операций, способствующих снижению тревожности человека, снятию фиксации на отрицательных эмоциях, навязчивости.

Можно остановиться на 2-х универсальных подходах:

  • арт-терапия;
  • гештальт-терапия.


Арт-терапия

Психология проработки страхов или фобий, воздействуя на них через искусство с целью преодоления, основана на простой закономерности: страх можно победить, работая с ним символично (как с конкретным символом) – нарисовав его, изобразив его с помощью действий, составив его из деталей и т.п. Здесь задействуется особенный терапевтический механизм – творческая деятельность.

Несколько примеров упражнений:

  • рисование страха – абстракция : на листке бумаги предлагается изобразить свой страх – с помощью линий и оттенков, рисунок должен быть абстрактным, затем необходимо подробно прокомментировать каждую деталь и ее значение;
  • рисование страха – материализация : страх изображается на бумаге в произвольной форме, затем с творением необходимо сделать разрушающее действие – смять и выбросить, порвать, сжечь, уничтожить другим произвольным методом;
  • игровая процедура – «кинопробы » (может использоваться не только для детей, но и для взрослых): придумывается сценарий, где существует главный герой – победитель страха; сам страх (в виде отрицательного персонажа) и прочие роли, помогающие изобразить победоносный сюжет – предлагается разыграть сценку, исполняя каждую роль поочередно;
  • нить повествования : берется клубок толстых ниток или бечевки; придумывается начало истории – например, о ребенке Коле, умном и добром, у которого вроде и все в порядке, но есть страх… – на этом клубок передается ребенку (конец нити остается в руках родителя), он должен рассказать о страхе и продолжить историю, передав клубок назад; повествование (передача клубка) продолжается до логического конца, где страх перестает быть устрашающим.

В гештальте

Гештальт-терапевтическое направление в психологии отличает особый подход к ситуации страхов и фобий. Чувства и эмоции должны интегрировать внешний и внутренний мир человека в единое целое – гештальт.

Нарушением целостности считаются любые несоответствия, например, между чувствами и действиями человека – как в случае навязчивой боязни.

Упражнения для снижения влияния фобии в гештальт-терапии:

  1. Фигура и фон – восприятие фобии . Страх и сопровождающие его обстоятельства как бы меняются местами, перефразируются. Например: «я боюсь людей (смерти, пауков)…» переходит в «во мне присутствует страх…» и как итог «у меня рождается непонятный страх, не зависящий от моей воли…». Таким образом, происходит осознание специфики страха как целостного процесса, его влияния на жизнедеятельность личности, меняются акценты и личностные приоритеты.
  2. «Игра в самобичевание» – объединение полярностей (противоположностей). В каждом человеке существуют амбивалентные (противоречивые) чувства и эмоции. Их не нужно противопоставлять – они являются целостным продолжением друг друга. Страх предполагает смелость – человек одновременно может иметь в себе и то, и другое. Их и нужно интегрировать: можно построить диалог с обоснованными аргументами одной и другой стороны – страха и смелости (мне нужен страх, чтобы…, мне нужна смелость для…).
  3. Сосредоточение «здесь и теперь» . Переживая страх, индивид ставит перед собой Цель – как можно точнее и ярче осознать настоящий момент. Не следует думать о прошлом и будущем, о ком-то приятном или неприятном. Надо уделить максимум внимания настоящему моменту: физическим ощущениям – внутренним и внешним, а также чувствам и мыслям. Упражнение позволяет работать с пониманием особенностей собственного страха, испытать единение с самим собой.

Техник, методик, методов и технологий работы со страхами существует довольно большое количество. Все они отличаются своими специфическими особенностями и не являются универсальными для каждого отдельного человека с фобией.

Исходя из этого, средства по противоборству страхам должно выбираться человеком индивидуально, в зависимости от особенностей фобии и личностно-психологических характеристик.

Видео: Техника арт-терапии

К работе со страхами относят техники и упражнения, дающие возможность предупредить боязнь, избавиться от нее либо извлечь позитивные моменты. Чаще всего для этого применяются психотерапевтические или гипнотические методики. Процедура актуальна, если человек самостоятельно волевыми и разумными действиями не может решить проблему.

Стоит отметить, что проработка боязней не всегда уместна. Это связано с тем, что некоторые индивиды длительное время носят страхи в себе, не подозревая о том, что снять их можно за пару сеансов. Другие люди упорно посещают психолога, хотя особой нужды в этом нет. Это касается личностей, которые не привыкли преодолевать трудности, им проще признать, что они чего-то боятся и на этом этапе остановиться.

Боязни есть у всех, однако, сильные личности ими обычно не занимаются. Они ставят перед собой иные задачи: решение житейских проблем, вырабатывание уверенности в себе, преодоление страха. Тревожность значительно осложняет эффективность и качество жизни. Поэтому работа со страхами часто уместна, проводится при помощи разных методик, посредством воздействия на каналы разума, души, тела человека.

Внутренние боязни во многом провоцируются страхом физическим. Особенно это касается неуверенных и нерешительных личностей. Среди основных методик устранения боязней:

  • аутотренинг;
  • десенсибилизация;
  • психолингвистическое кодирование;

Все техники предусматривают работу со страхами путем поиска первопричины проблемы. Достигается это при помощи специальных фраз и предложений, погружением клиента в транс либо посредством парадоксальной интенции.

Как работать со страхами у взрослых?

Формирование взрослого человека идет постепенно, однако, не всегда в рациональном и положительном направлении. В случае с фобиями, организм реагирует на боязнь четырьмя психологическими механизмами. Первый из них - «подключение сознания». В этом случае предполагается осознание личностью боязни с учетом ее характерных проявлений. Преобладать должно понимание того, что страх и его симптоматика - стандартная реакция на реальную, но не мнимую опасность.

Для этого четко характеризуют тревожность по:

  • реальности либо необоснованности;
  • вероятным проявлениям и последствиям;
  • типу реакции на опасность, с учетом имеющегося жизненного опыта и знаний;
  • необходимости посторонней помощи или подключения резервов психики.

Предварительное настраивание

Психология работы со страхом на этом этапе заключается в опережении сознания с подходящим настроем на опасную ситуацию или объект боязни. В итоге формируется фундамент для правильного реагирования организма. Помощь в этом оказывает эмоциональная нагрузка, перемена понятий (например, страха на волнение), поиск позитивных моментов при стрессовых обстоятельствах и тому подобное.

Действие

Третий механизм работы со страхами предполагает проведение манипуляций и действий , направленных на познание внутреннего мира с определением в нем места проявляющейся боязни. В практической плоскости обеспечивается соответствующий настрой на ситуацию. Его сравнивают с телефонным звонком, который можно слушать долго, не узнав звонившего без совершения элементарного действия - поднятия трубки.

Предвидение

Здесь основными факторами выступает прогноз результатов и последствий. По сути, предвидение опережает не только сознание, но и действие с настроем. Прочитывая стрессовую ситуацию, индивид заранее рассматривает возможный позитивный исход. Предварительное планирование течения критических обстоятельств позволяет предотвратить негативный финал либо извлечь полезный урок из ситуации.

Как проработать страхи у детей?

Ребенок до шести лет психоэмоционально развивается в соответствии с внутренними семейными отношениями, без рационального подхода к боязням и тревогам. Решающую роль на этом этапе в преодолении детских страхов играют родители. Важные используемые механизмы:

  • беседа с пояснениями о том, почему не стоит опасаться чего-то;
  • совместное преодоление страхов действием, используя авторитет и личный пример родителя;
  • переключение внимания путем внесения в процесс игры или позитивных эмоций.

У дошкольников и учащихся младших классов боязни характеризуются повышенной глубиной, поскольку тревожность связывается часто с новым и неизведанным. Специфика этого возраста:

  • окончательно формируется сознание;
  • проявляется познание себя и сопутствующих опасностей;
  • боязни трансформируются в голове, оказывают влияние на поведение ребенка и общий эмоциональный фон;
  • появляются инстинктивные тревоги, (опоздания, плохие оценки, конфликты со сверстниками);

Как работать со страхами у детей? Используемые техники предполагают акцентировать внимание на формирование положительного восприятия событий с осознанием и пониманием происходящего. Особенно фобии активно проявляются у подростков. Сюда добавляется боязнь нелепо выглядеть в глазах окружающих, страх публичных выступлений, неудачи на экзаменах. Также продуцируют тревожности потери близких. Устранить проявления испуга можно при помощи традиционных методик, используемых для взрослых.

Рациональная проработка

Для закрепления трансформации иррациональной боязни в адекватную форму, оценивают математическую вероятность реальной реализации фобий. Также представляют проявление существующего страха в его самой тяжелой и опасной форме. Кроме того, учитывают вероятность проявления всех собственных страхов одновременно. В итоге получается мизерный процент (не выше 5–10%), если человек не находится в зоне повышенного риска. Дополнительным доказательством того, что реальность проявления тревожности ничтожно мала, служит успешная деятельность страховых компаний, поскольку контрактные случаи очень редки.

Нужно понимать, что человек сам накручивает свое психологическое состояние, провоцируя неприятные ощущения, связанные с боязнью. Необходимо воспринимать страх, как важный импульс от подсознания. Сама природа дает вам своеобразного союзника, продуцирующего определенную выгоду при возникновении неприятной ситуации. Например, собака чувствует страх человека, поэтому вероятность атаки с ее стороны возрастает. Если воспринимает его, как лидера или превосходящего соперника, нападение маловероятно. Тем не менее носить специальные средства защиты при себе - будет нелишним.

Главное осознать, что проработка боязни, включая представление о возможном развитии событий, позволяет правильно настроиться и отреагировать на ситуацию, к которой подготовлен морально.

Работа с конкретными страхами

В этом разделе представлены несколько боязней, часто встречающиеся у людей. Первая из них - страх перед неизвестным. Он просто объясняется. Человеческое подсознание дает подсказку о том, что дальнейшее продвижение безопаснее, если знаешь, чего ожидать и в состоянии контролировать ситуацию. Неизведанное невозможно изначально подчинить, что и пугает людей больше всего.

Также выделяют следующие боязни:

  1. Страхи бытовые. Сюда входит испуг перед экзаменами, поступлением на работу, трудным семейным разговором, расставанием с близким человеком и так далее. Большинство подобных «фобий» снимается за несколько минут. Нужно просто выписать все боязни этого направления на листочек. Затем преодолевать тревожности друг за другом. Если проблема не решается, обратитесь к специалисту.
  2. Эту боязнь необходимо преодолевать в детстве. Эффективный способ - игра в салки на неглубоком месте водоема. Увлекшись, ребенок забудет о своем страхе, сам не заметит, как начнет плавать.
  3. Боязнь одиночества. Часто она возникает параллельно с другими фобиями. Человек не имеет определенных жизненных целей, нуждается в поддержке или преследует определенные выгоды с привлечением внимания к своей персоне любыми способами.
  4. Страх отношений. Указанную тревожность проще убрать при помощи постепенных шагов начиная с элементарных вещей. К примеру, стоит развивать себя, учиться игре на инструментах, уделить внимание физическому развитию, выбрать увлекательное хобби и тому подобное. Вскоре у вас появится друг или подруга по интересам, постепенно из дружеских, отношения могут трансформироваться в более близкий контакт. Подобный подход способствует наработке положительного опыта общения.
  5. Страх животных. Фобия возникает по отношению к различным представителям живой природы, но медитации и аутотренинги решения проблемы примерно одинаковы. На примере паука рассмотрим способ самостоятельного избавления от тревоги. Необходимо приближаться к объекту на дистанцию видимости его невооруженным глазом. Затем подойти на расстояние вытянутой руки, далее - максимально близко. На финишном этапе прикасаются к животному, доводя время от секунды до нескольких минут.

Работа со страхами у взрослых начинается с осознания причины боязни. Огромную роль в преодолении тревожностей играет отношение и участие в решении проблемы непосредственно индивида. Психотерапевт или гипнолог оказывают лишь помощь в корректировке процесса. Если страх сопровождается паническими атаками, переходит в хроническую стадию - без помощи специалиста не обойтись. Рекомендуем вам психолога-гипнолога



Похожие статьи