Анфилада пустых комнат. Системы планировки

Объемно-планировочное решение здания (ОПР) Расположение (компоновка) помещений

Расположение (компоновка) помещений заданных размеров и формы в едином комплексе, подчиненное функциональным, техническим, архитектурно-художественным и экономическим требованиям, называется объемно-планировочным решением здания (ОПР) .

Весь внутренний объем здания разделяется горизонтальными (междуэтажными перекрытиями) и вертикальными (стенами и перегородками) конструкциями на отдельные помещения.

Помещения по способу их связи между собой могут быть непроходными (изолированными) ипроходными (неизолированными). Непроходные помещения сообщаются между собой с помощью третьего помещения, обычно одного из коммуникационных (коридора, лестничной клетки и др.).

По признакам расположения и взаимосвязи помещений различают несколько объемно-планировочных систем зданий:

- анфиладная ;

- система с горизонтальными коммуникационными помещениями ;

- зальная ;

- атриумная ;

- секционная ;

- смешанная (комбинированная ).

Если помещения соединяются друг с другом непосредственно через проемы в стенах или перегородках, то такой прием называется анфиладной системой планировки (см. рис. 2.1). Эта система позволяет создать здание очень компактной и экономичной структуры в связи с отсутствием (или минимальным объемом) коммуникационных помещений. Все основные помещения в здании при анфиладной системе являются проходными, поэтому она применима лишь в зданиях преимущественно экспозиционного характера (музеях, картинных галереях, выставочных павильонах), либо частично в отдельных элементах здания, например, между помещениями одной воспитательной группы в детском дошкольном помещении.

Рис. 2.1. Анфиладная система планировки

Система с горизонтальными коммуникационными помещениями предусматривает связь между основными помещениями здания через коммуникационные помещения (коридоры, открытые галереи). Это позволяет основные помещения проектировать непроходными. При этом помещения могут быть расположены по одну (рис. 2.2 а ) или по обе стороны коридора (рис. 2.2 б ). При одностороннем расположении помещений коридор имеет хорошую освещенность естественным светом, которая в некоторых случаях необходима, например, в школах, где коридор одновременно служит в качестве рекреационного помещения.

Рис. 2.2. Система планировки с горизонтальными коммуникационными помещениями

а – галерейная; б – коридорная

1 – открытая галерея; 2 – закрытый коридор; 3 – рабочие или жилые помещения

Планировочная компактность и экономичность решения здания с горизонтальными коммуникациями оценивается количеством площади основных и вспомогательных помещений здания на единицу площади или длины коммуникационных помещений. По этому признаку наиболее экономичны схемы с двумя параллельными или кольцевыми коридорами. Системы планировки с горизонтальными коммуникационными помещениями широко применяется в проектировании гражданских зданий самого различного назначения – общежитий, гостиниц, школ, больниц, административных зданий и т.п.

Недостатком одностороннего расположения помещений является увеличение подсобной площади в здании и периметра наружных стен, что ухудшает экономическую характеристику объемно-планировочного решения.

Зальная система планировки предусматривает одно большое (главное) помещение здания, как правило, определяющее его функциональное назначение (кинозал, спортивный зал и т.п.), вокруг которого группируются остальные необходимые помещения (см. рис. 2.3). Наиболее распространена эта система при проектировании зрелищных, спортивных и торговых зданий. Зальную систему применяют для зданий с одним или несколькими залами.

Рис. 2.3. Зальная система планировки

Атриумная система – с открытым или крытым двором (атриумом), вокруг которого размещены основные помещения, связанные с ним непосредственно через открытые (галереи) или закрытые (боковые коридоры) коммуникационные помещения (см. рис. 2.4).

Рис. 2.4. Атриумная система планировки

1 – атриум; 2 – коммуникационные помещения

Помимо традиционного использования в южном жилище она широко применяется в проектировании малоэтажных зданий с крупными залами (крытых рынках, музеях, выставочных комплексов, школ), а также многоэтажных гостиниц и административных помещений.

Преимущества этой системы при открытых дворах – тесная связь между необходимыми по технологической схеме открытыми и закрытыми пространствами (в здании рынка – связь между торговыми залами и пространством сезонной торговли, в здании музея – между закрытой и открытой экспозицией).

Преимущества атриумной системы при закрытых дворах – создание круглогодично функционирующих общественных пространств и повышение теплоэкономичности здания в целом.

Секционная система заключается в компоновке здания из одного или нескольких однохарактерных фрагментов (секций) с повторяющимися поэтажными планами, причем помещения всех этажей каждой секции связаны общими вертикальными коммуникациями – лестницей или лестницей и лифтами. Секционная система – основная в проектировании многоквартирных жилых домов средней и повышенной этажности, отдельные фрагменты этой системы включаются в объемно-планировочную структуру зданий общежитий, больниц, некоторых административных помещений и др.

Рис. 2.5. Секционная система планировки

1 – блок-секции; 2 – вертикальные коммуникации (лестнично-лифтовые узлы)

Некоторые многофункциональные здания имеют смешанную систему планировки , поскольку в здании объединяются помещения для различных функциональных процессов (главных и подсобных). Так, например, в здании крупного физкультурно-оздоровительного комплекса зальная система спортивных залов сочетается с коридорной планировкой помещений для занятий в спортивных секциях и кружках (см. рис. 2.6).

Рис. 2.6. Смешанная система планировки

1 – зальная система; 2 – коридорная система

Как правило, требованиям удобства отвечает наиболее компактное размещение помещений с кратчайшими путями движения людей и средств транспорта, без взаимных их пересечений и встречного движения. Чем короче пути движения и, следовательно, меньше по площади коммуникационные помещения, тем меньше объем здания и ниже его стоимость.

Помещения, связанные функциональным или технологическим процессом, должны располагаться возможно ближе друг к другу. Это условие особенно важно для производственных предприятий, где протяженность путей движения предметов производства влияет не только на объем здания, но и на стоимость продукции. Не менее важно для производственных и общественных зданий отсутствие пересечений людских потоков, а пересечение людских потоков с грузовыми вообще недопустимо как по технологическим условиям, так и по условиям безопасности.

Разработка объемно-планировочного решения (ОПР) осуществляется на основе схемы функциональных процессов, происходящих в здании (функциональной илитехнологической схемы ). Она представляет собой условное графическое изображение группировки помещений и функциональных связей между ними. Например, в здании театра помещения группируются, как правило, по однородным функциональным признакам. Артистические помещения группируются близ сцены, с которой должна быть обеспечена удобная связь, а к зрительному залу примыкают фойе и кулуары, представляющие группу помещений с однородным функциональным процессом (см. рис. 2.7).

При значительной сложности составления (например, при проектировании промышленных зданий со сложным технологическим процессом – сборочных конвейеров автозаводов и т.п.) функциональная или технологическая схема разрабатывается специалистом-технологом совместно с архитектором.

Рис. 2.7. Функциональная схема здания театра

При группировке помещений согласно функциональной схеме и определении целесообразных связей между ними параллельно выявляют целесообразность организации связей по горизонтали или по вертикали в соответствии с выбранной этажностью.

Проектирование здания, т.е. компоновку помещений, удобно вести, пользуясь сеткой разбивочных осей. Размеры пролетов и шагов определяются, сообразуясь с размерами и желательными пропорциями помещений и размерами (по каталогу) типовых несущих конструкций перекрытий и покрытий. Затем, учитывая заданную площадь помещений, намечается их размещение.

Основная форма помещений в плане – прямоугольная, хотя возможны и другие, более сложные формы. Компоновка помещений должна отвечать функциональным, техническим, архитектурно-художественным и экономическим требованиям.

Форма здания в плане обычно также прямоугольная или состоит из нескольких связанных между собой прямоугольных частей. Возможны и другие сложные формы. Например, для общественных зданий с залами форма плана и здания в целом определяется особенностями функционального процесса.

Объемное решение, являющееся основой архитектурной композиции здания, определяется его формой в плане, а также количеством этажей и формой покрытия.

Этажность здания зависит от его назначения, экономических соображений, градостроительных требований и природных данных строительной площадки. В том случае, когда функциональный процесс может осуществляться в любых зданиях, этажность выбирается на основании сопоставления вариантов сих технической, экономической и архитектурно-художественной оценкой.

Малая этажность зданий школ, детских садов-яслей обусловлена, например, стремлением максимально избежать передвижения детей по лестницам. Кинотеатры, магазины, музеи, вокзалы и т.п. целесообраз­но размещать в зданиях малой этажности, чтобы не затруднять людей хождением по лестницам, облегчить эвакуацию людей в случае пожара, не создавать больших нагрузок на перекрытия. Производственные цехи с тяжелым и громоздким оборудованием или установками, вызывающими динамические нагрузки, желательно располагать в одноэтажных зданиях.

Нередко этажность здания зависит от этажности соседних построек или утвержденной генеральным планом застройки данного района города для достижения его архитектурного единства (здания должны находиться в контексте с окружающей застройкой).

На выбор этажности также влияют местные усло­вия: рельеф площадки, гидрогеологические характеристики грунтов. При рельефе с большими уклонами, а также при слабых грунтах целесообразно повышение этажности, чтобы уменьшить затраты на земляные работы и на устройство фундаментов. Одноэтажные здания с большими размера­ми в плане в целях уменьшения объема земляных работ целесообразно располагать только на площадках с пологим рельефом.

При проектировании многоэтажного здания помещения обычно группируются с учетом предполагаемой этажности так, чтобы площади этажей были одинаковы.

Многие здания независимо от назначения имеют однотипные отдельные помещения и их группы –архитектурно-планировочные элементы (главный вход в здание, лестница, транспортные узлы, санитарно-технические узлы). Их планировочное решение и размещение в здании оказывает существенное влияние на компоновку плана здания в целом.

Каждое здание, как правило, имеет главный вход и обычно нескольковторостепенных (служебных ) входов . Через главный вход проходят основные массы людей, участвующих в функциональном процессе; второстепенные входы обычно обслуживают подсобные функциональные процессы, а также являются запасными эвакуационными выходами.

Главный вход в здание должен быть хорошо виден при приближении к нему. Входная площадка обычно защищается навесом от атмосферных осадков. Для защиты от проникания холодного воздуха у наружных дверей устраиваются небольшие помещения – тамбуры . Для климатической зоны, в которой находится Нижегородская область, достаточно применение обычного одинарного тамбура. Для северных регионов (при более низкой температуре наиболее холодной зимней пятидневки) обязательно применение двойного тамбура. Более подробно эти требования для жилых, общественных и промышленных зданий будут рассмотрены в соответствующих курсах.

Далее располагается вестибюль и гардероб . Вестибюль – это коммуникационное помещение с распределительными функциями, откуда потоки людей направляются в коридоры, на лестницы, к подъемникам. Площадь гардероба и вестибюля зависит от количества пользующихся ими людей. При входном узле обычно располагаются некоторые помещения обслуживающего назначения (комнаты охраны , торговые киоски , санитарные узлы и т.п.).

Для сообщения между этажами здания устраиваются лестницы и подъемники периодического (лифты ) или непрерывного (эскалаторы ) действия. В зданиях с большими людскими потоками применяются эскалаторы, т.е. движущиеся лестницы, а вместо лестниц – пандусы , т.е. наклонные пологие поверхности без ступеней.

Лестница, по которой направляется основной поток людей, считается главной и отличается от других лестниц большими размерами и меньшим уклоном. Остальные лестницы называются второстепенными и служебными (если связаны с подсобным функциональным процессом). Ширина лестничных маршей и лестничных площадок зависит от этажности, значимости лестницы и числа пользующихся лестницей. Для безопасности движения ширина марша основных эвакуационных лестниц должна быть не менее 1,05 м в секционных жилых домах, не менее 1,2 м – в коридорных жилых домах, не менее 1,35 м – в общественных зданиях. Во всех случаях ширина лестничной площадки не должна быть меньше ширины марша.

Уклон лестничных маршей (отношение вертикальной проекции марша к горизонтальной) зависит от количества этажей, значимости лестницы и принимается 1:2 ÷ 1:1,75. Этим уклонам соответствуют и размеры ступеней: высота (подступенок ) 160 ÷ 165 мм; ширина (проступь ) 300 ÷ 290 мм.

Пологие марши следует проектировать в лестницах многоэтажных зданий и на главных лестницах, а более крутые марши предусматриваются в малоэтажных зданиях и второстепенных лестницах. Для безопасности в случае пожара в многоэтажном здании должно быть не менее двух лестниц, заключенных в лестничные клетки, освещенные естественным светом и имеющие наружные выходы. Расстояния от наиболее удаленных помещений до эвакуационной лестницы или наружного выхода имеют строгие нормативные ограничения в зависимости от типа здания, его этажности, степени огнестойкости и др.

Наиболее распространенные и экономичные двухмаршевые лестницы. Однако могут быть и другие типы лестниц, например трехмаршевые, в которых в пределах этажа размещаются три марша, многомаршевые с различным расположением маршей, круглые (винтовые) лестницы. Более подробно конструктивное исполнение лестниц рассмотрено во второй главе данного Пособия.

Во всех зданиях, имеющих более 5 этажей, устраиваются лифты, как правило, располагаемые в пределах лестничной клетки или близ нее.

Расположение лестничных клеток и шахт лифтов в значительной степени влияет на планировку, поскольку они должны занимать одно и то же относительное положение в плане каждого этажа здания.

На планировку этажей влияет также положение санитарных узлов, кухонь и других помещений, которые всегда располагаются в этажах по одной вертикали друг над другом. Такое расположение значительно облегчает разводку в здании трубопроводов водоснабжения, газа и канализации. Кроме того, «мокрые» помещения (т.е. помещения, в которых возможна повышенная влажность воздуха и намокание конструкций) размещаются в здания компактно, чтобы не оказывать вредного влияния на другие помещения. Нежелательно также расположение «мокрых» помещений у наружных стен здания.

Вертикальные несущие конструкции (стены и колонны), так же как лестницы и шахты лифтов, должны пересекать все этажи, занимая одно и то же место в плане на каждом этаже. Только в отдельных случаях несущие стены и столбы верхних этажей могут опираться на горизонтальные несущие конструкции. Поэтому помещения с большими пролетами целесообразно располагать в верхних этажах или выносить их в одноэтажные части здания, чтобы не опирать на перекрытие большого пролета конструкции верхнего этажа.

Таким образом, экономичное решение конструктивной схемы оказывает существенное влияние и на общее планировочное решение здания.

Однако ведущим фактором в проектировании здания, определяющим его объемно-планировочное решение, остается функциональный процесс. Новые функциональные процессы или изменения существующих процессов обуславливают появление новых объемно-планировочных и конструктивных решений зданий.

На объемно-планировочное решение оказывают влияние и природные условия, в которых будет возводиться здание. Суровый климат предопределяет компактные объемы зданий с минимальной площадью наружных ограждений. В теплом климате, наоборот, целесообразны усложненные объемы зданий, дающие больше тени, способствующие связи помещений здания с окружающей природой.

- (франц. enfilade, от enfiler нанизывать, ставить рядами). 1) длинный сквозной ряд комнат, арок, колонн по прямой линии. 2) обстреливание неприятеля вдоль фронта. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

анфилада - ы ж. enfilade f. 1. воен., форт. Расположение войск или укреплений, дающее возможность стрельбы сбоку вдоль фронта, укреплений и т. п. Сл. 18. Анфилада есть расположение войска или место для укрепления так лежащее, что виден или открыт пост по… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

- (комнат) длинный ряд (комнат) Ср. Ломоносов прошел анфиладой комнат, мимо опять подобострастно склонявшихся голов. Данилевский. Мирович. 14. Ср. Enfilade прямое прохождение (en fil), как нитка, прямо продеваемая в иголку. См. ног под собой не… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

АНФИЛАДА, анфилады, жен. (от франц. enfilade ряд вытянутых в нить предметов). 1. Длинный, сквозной ряд комнат, у которых двери или арки расположены по одной линии. 2. Стрельба вдоль линии неприятельского фронта или укреплений (воен.). Толковый… … Толковый словарь Ушакова

АНФИЛАДА, ы, жен. Длинный сквозной ряд комнат в общественных зданиях, дворцах, больших домах. | прил. анфиладный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

- (франц. enfilade, от enfiler нанизывать на нитку), ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений, дверные проёмы которых расположены на одной оси, что создаёт сквозную перспективу интерьера. (Источник: «Популярная художественная… … Художественная энциклопедия

Расположение арок, комнат и дверей по прямой линии … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

- (франц. enfilade, от enfiler нанизывать на нитку), анфиладное построение, ряд залов, комнат, последовательно примыкающих друг к другу; входные проёмы обычно расположены по одной оси (см. рис.). Анфилада … Большой энциклопедический политехнический словарь

Ы; ж. [франц. enfilade]. Длинный сквозной ряд проходных комнат или залов, дверные проёмы которых расположены по одной оси. ◁ Анфиладный, ая, ое. А ые комнаты. * * * анфилада (франц. enfilade), ряд примыкающих друг к другу помещений, дверные… … Энциклопедический словарь

анфилада - ы, ж. Длинный сквозной ряд проходных комнат или залов, двери которых расположены по одной линии, обычно во дворцах, старинных зданиях. У Обломова было четыре комнаты, то есть вся парадная анфилада (Гончаров). Родственные слова: анфила/дный… … Популярный словарь русского языка

До того, как стать архитектурным термином, слово enfiler бытовало у ювелиров. Означало оно «нанизывать предметы на нитку», то есть делать бусы. Соответственно, enfilade - «то, что нанизано». Со временем это слово из обихода ювелиров исчезло совсем, и сейчас у него во французском языке осталось два значения – «ряд пространственных элементов» и «продольный огонь». Но у обоих выражений есть нечто общее – предполагается, что есть некая прямая, которая играет роль воображаемой нити.

Любой ли ряд является анфиладой?

Представьте себе, что вы идете по большому дворцу. Вы проходите через много залов, в каждом из которых два входа, расположенных строго напротив. Потом вы попадаете в зал, у которого тоже два входа, но один из них находится где-то в углу. Эта дверь ведет в соседнее помещение. Вы заходите туда и видите, что там тоже есть второй вход, который находится не напротив первого, а в стороне. Какая группа помещений будет анфиладой? Первая, то есть тот ряд комнат, у которых двери находятся строго напротив друг друга. Комната, где вторая дверь в углу, частью анфилады уже не является. Она хоть и , но второму признаку анфилады не соответствует. Анфилада должна открывать сквозную перспективу.

Анфилады бывают и на улице

Анфилада может быть не только длинным рядом роскошных комнат. Этим термином вообще обозначают смежных архитектурных пространств, сквозь которые открывается некая перспектива. Это могут быть, например, дворы. Множество примеров подобной организации пространства можно найти, например, в Санкт-Петербурге. Длинный ряд проходных дворов, арки которых находятся строго одна напротив другой – это тоже анфилада.

Самые роскошные анфилады

Внутренние анфилады стали особенно популярны в эпоху барокко. Роскошь была в большом почете. Анфилада давала возможность владельцу дворца показать свое богатство в полной мере. Особенной пышностью, конечно, отличались королевские и царские дворцы. Современников поражали роскошные анфилады Версальского дворца и Сан-Сусе. Популярен этот архитектурный прием был и в России. Зимний дворец, Екатерининский, Большой дворец в Петергофе – везде вы найдете анфилады великолепных помещений. Подобная организация пространства была в ходу и у зажиточных горожан. Правда, анфилады там были небольшие, а сами помещения – более скромные, нежели во дворцах знати. Что касается организации уличного пространства подобным образом, то она получила широкое распространение в эпоху классицизма.

Верный способ сделать интерьер легким и воздушным или бессмысленная потеря квадратных метров? Разбираем преимущества и недостатки анфиладной планировки

Анфиладная планировка была популярна во времена классицизма и второго барокко, то есть при Пушкине и Толстом. По своему устройству это ряд смежных комнат, дверные проемы в которых расположены на одной оси. Минимальное число комнат, входящих в анфиладу – три. Такую планировку можно сделать и в современном доме, но есть ли в этом смысл? О плюсах и минусах анфилады рассказывают дизайнер Ирина Крашенинникова и архитектор Елена Соловьева.

Квартира с анфиладной планировкой всегда светлее и воздушнее.

Перед тем, как прийти в школу дизайна интерьера «Детали», окончила философский факультет. Важной составляющей работы дизайнера считает поиск верной стилистики, позволяющей делать вневременные, рациональные и позитивные интерьеры.

Разделив площадь квартиры на комнаты и «нанизав» их, как бусины на нитку, на одну ось, вы любую квартиру делаете визуально больше. А если сделать анфиладу с круговым обходом, то не только ваши глаза будут видеть большую площадь, но и ноги будут проходить большее расстояние.

Ваши ноги, раз за разом обходя квартиру по кругу, будут сообщать мозгу об этом и вам будет казаться, что квартира ваша в два раза просторнее, какой бы площади она ни была. И это главный плюс анфиладной планировки.

Второй плюс: квартира с анфиладной планировкой всегда светлее и воздушнее, так как вы сможете видеть свет не одного окна в каждой комнате, а череды окон.

Третий плюс: квартиры с анфиладой объединяют семьи, ведь никто не может остаться в изоляции, закрывшись в своей комнате, все ходят через соседние комнаты, все общаются, обнимаются и чувствуют себя одной дружной семьей.

Из последнего плюса анфилады вырастает ее главный и, на мой взгляд, единственный минус. В квартире с анфиладной планировкой трудно уединиться. Но этот недостаток легко компенсируется все тем же круговым обходом.

Если вам удастся спроектировать «служебный» коридор, идущий параллельно анфиладе, то любую из комнат можно закрыть и обойти ее по коридору. Коридор этот, кстати, может быть не просто коридором, а тоже анфиладой, в которой можно разместить подсобные помещения: гардеробную, кладовую и ванную комнату, замыкающую вторую анфиладу.

В своем проекте «Северный свет» я использовала анфиладную планировку, чтобы функционально зонировать квартиру, разделив ее на взрослую и детскую «половины». А также чтобы проявить особенный красивый свет, льющийся из множества окон этой квартиры.

В малогабаритной квартире эту историю не разыграть.

Сооснователь Artburo, занимается проектированием частных и общественных пространств. Считает, что в интерьерном дизайне нет незначительных деталей: важен не только рисунок лестницы, но и форма дверных ручек.

Как работать с анфиладной планировкой? Все зависит от индивидуальных пожеланий. Учитывается количество человек в семье, количество детей. Но какими бы ни были пожелания заказчика, всегда сохраняется главный принцип: гостиная – это центральное помещение анфилады. Поэтому ванные комнаты, гардеробные, спальни и детские смещаются в дальний блок (и могут образовывать свою анфиладу). Центральной же в доме остается так называемая парадная анфилада: зал – гостиная – кабинет.

В нашей практике было несколько проектов с анфиладной планировкой и однажды нам довелось даже поработать с классическим пространством, где применялась анфиладная планировка. Мы восстанавливали старинную усадьбу, оригинальной планировки не сохранилось, чертежей тоже не осталось, поэтому мы работали, можно сказать, с чистого листа, применяя принципы анфиладной планировки к современным реалиям.

На первом этаже комнаты были объединены в анфиладу с соблюдением всех принципов, и там получилась парадная анфилада: зал, овальная гостиная, парадная столовая – комнаты, предназначенные для большого количества людей, для приемов.

А второй этаж – это хозяйская часть, и здесь потребовалось вносить коррективы, отступая от канонов, потому что заказчики хотели современное пространство, комфортное для жизни их семьи. Поэтому мы ушли от классической планировки, где кабинет был внизу, а спальня была изолированной. Мы соединили кабинет, спальню и присоединили к ним ванную и гардеробную. То есть проходной оказалась спальня.

Второй проект – мансардное помещение, где анфиладная планировка оказалась оптимальным решением для требований заказчика: семья с детьми, и нужно было общее пространство для того, чтобы все члены семьи могли быть вместе, рядом.

Гостиная. Кожаное кресло, Brocantique. Рядом с ним - круглый стол Cicognino, дизайн Франко Альбини для Cassina. В центре - стол Trinity, Baxter. У окна - стол Button, B&B Italia, и настольная лампа Bulb, Ingo Mauer. Диван и кресло Raffles, дизайн Вико Маджистретти для De Padova. Торшер Gräshoppa, Gubi. Люстра Nimba, Santa & Cole. мраморный каминный портал (1,8 х 2,7 м), XVII век.

«Есть три элемента успеха проекта: правильное место, хороший бюджет и мудрый заказчик, - говорит архитектор . - Хозяин этого подмосковного дома как раз такой. Он не испугался того, что я принципиально не делаю рендеров интерьера, так как считаю это занятие совершенно бессмысленным. Заказчик легко читал чертежи, разрезы и планы, хотя, по моей статистике, этой способностью обладают десять процентов людей, остальные только делают вид. И если первые представления клиента о красоте интерьера сводились к тяжелой классике, лепнине и хрусталю, то через пару месяцев он прекрасно ориентировался в современном дизайне, увлеченно обсуждал со мной радиус скругления перехода от стены к потолку и без всяких рендеров понимал, что этот прием создает эффект воздушного купола и в разы увеличивает объем комнат».

Фрагмент гостиной. Стол Guéridon, дизайн Жана Пруве, Vitra. Настольная лампа Pipistrello, дизайн Гаэ Ауле­нти для Martinelli Luce. Диван Myworld, дизайн Филиппа Старка для Cassina. Бра из бронзы и оникса по эскизу Ладзаро Рабони.

Фото: ДЖОРДЖО ПОССЕНТИ (GIORGIO POSSENTI)

Дом общей площадью около двух тысяч метров расположен на лесном участке в окружении больших деревьев. Наполнить комнаты светом помогла анфиладная планировка. Распашные, как в старых усадьбах, двери в некоторых помещениях сделаны откатными. Классические принципы симметрии также решены на современный манер. Если по одной стороне камина в столовой расположена дверь, то с другой - ее ответная часть в виде облицованного зеркалом глухого проема. Такое же решение использовано в оформлении лестницы, где одно круглое отверстие - это сквозной проем в коридор, а второе - опять-таки зеркало. Мягкое освещение гостиной создают арочные окна, которые перекликаются с плавными линиями светильников и потолочных карнизов, и шторы из тонкого льна, который хозяин привез из Латвии.

Столовая. Откатная дверь справа от французского камина XIX века ведет в гостиную. Слева - зеркальный проем той же формы, что дверь. Над камином - работа Григория Майофиса. Ореховый шкаф, XIX век, Officina Antiquaria. Торшер AJ Royal, дизайн Арне Якобсена, Santa & Cole. Бра и обеденный стол из ореха сделаны по чертежам архитектора Ладзаро Рабони. Подвесные светильники Skygarden, дизайн Марселя Вандерса для Flos. Стулья Neve, дизайн Пьеро Лиссони для Porro. Напольные часы, антиквариат. Каминный портал из каррарского мрамора, конец XIX века. Купленные заказчиком шторы из тонкого латвийского льна дают мягкий рассеянный свет.

Фото: ДЖОРДЖО ПОССЕНТИ (GIORGIO POSSENTI)

Ограждения лестницы сделаны по эскизам архитектора Ладзаро Рабони. Круги на стене, один из которых - это открытый проем в коридор, а другой - зеркало, создают интересную игру с пространством. Похожий прием использован в интерьере гостиной. Люстра, Henge. Краска для стен, Farrow & Ball.

Фото: ДЖОРДЖО ПОССЕНТИ (GIORGIO POSSENTI)

«Паркет во всех комнатах одинаковый, а в отделке стен и потолков использовано пятнадцать сложных оттенков серого цвета, которые глазом воспринимаются как единая оболочка-кокон, - продолжает Ладзаро Рабони. - Это позволило создать универсальный фон, способный впитывать в себя, словно губка, предметы разных времен и стилей, благодаря чему микс из современного дизайна, винтажной и антикварной мебели выглядит тактично и мягко. Холодную цветовую гамму дополнительно смягчают плавные архитектурные формы и созвучные им арочные проемы и окна».

Прекрасно оборудованная музыкальная студия на втором этаже - дань увлечениям хозяина. Стена с отделкой из акустических ореховых панелей украшена коллекцией автографов великих музыкантов. Винтажная консоль для музыкальной аппаратуры куплена в Америке. Известно, что всего таких было выпущено тысяча экземпляров, а первый приобрел Фрэнк Синатра.

Фото: ДЖОРДЖО ПОССЕНТИ (GIORGIO POSSENTI)

Кабинет. Письменный стол и стеллажи Bourgeois oт Baxter. Кресло Lobby, дизайн Чарльза и Рэй Имc, Vitra. Торшер Do With, дизайн Карло Коломбо, Oluce. Настольная лампа, винтаж.

Фото: ДЖОРДЖО ПОССЕНТИ (GIORGIO POSSENTI)

Пятнадцать оттенков серого цвета воспринимаются как единый фон благодаря игре светотени

По просьбе хозяина основные приватные помещения расположены на первом этаже. Комнаты переходят одна в другую по принципу анфилады и имеют боковые выходы в длинный коридор-галерею. Причем анфиладная планировка применена не только в связке гостиная-столовая-кухня. Парадные откатные двери ведут из спальни в ванную, которая оформлена как полноценная комната с люстрой и мягкой мебелью.

Спальня хозяев расположена на первом этаже. Кровать Ermes, дизайн Родольфо Дордони для Flou. Тумбочки Sama, Flou. Банкетка Track, дизайн Давида Лопеса Кинкосеса, Living Divani. Бра, Gubi. Лаконичный карниз из гипса в виде скругленного перехода от стены к потолку радиусом 55 см создает эффект воздушного купола и зрительно увеличивает объем комнаты.

Фото: ДЖОРДЖО ПОССЕНТИ (GIORGIO POSSENTI)

Ванная комната хозяев. Потолочный светильник Zeppelin, дизайн Марселя Вандерса для Flos. Черный столик Cicognino, дизайн Франко Альбини для Cassina. Кресла, винтаж, галерея Officina Antiquaria. Раздвижные двери покрашены лаковой эмалью с эффектом патины.

Фото: ДЖОРДЖО ПОССЕНТИ (GIORGIO POSSENTI)

Масштаб гостиной задает огромный, в человеческий рост, камин из красного мрамора. «Роскошный каминный портал конца XVII века нашли в Италии, - говорит архитектор. - Но так как размер - 1,8 на 2,7 метра, казался прямо-таки вызывающим и требовал запаса дров с „пол-Сибири“, то я решил уменьшить его пропорции и размер топки. Для этого встроил в камин внутренний портал из черного мрамора и соединил всю композицию напольной плитой, выполненной из цельного камня».

Антикварные камины добавили современному дому истории и уюта
Фрагмент кабинета. Винтажный каминный портал из латуни архитектор дополнил плинтусом и напольной панелью из того же металла. На стене - работа Григория Майофиса. Краска для стен, Farrow & Ball.

Фото: ДЖОРДЖО ПОССЕНТИ (GIORGIO POSSENTI)

Многие детали интерьера - обеденный стол из ореха, все бра, ограждения лестницы, фурнитура дверей и даже карнизы для штор - выполнены по чертежам архитектора. «Это та самая причина, по которой я считаю бессмысленным делать 3D-картинки интерьеров на первом этапе проекта, - замечает Ладзаро. - Если хочешь сделать хорошо, невозможно все предугадать наперед. Работы по этому дому велись четыре года, в течение которых, как я уже говорил, заказчик изменил свои представления об идеальном доме. Он проделал огромный путь от традиционной классики до классики современного дизайна, и что-то мне подсказывает, что он на верном пути...»

Фрагмент спальни хозяев. Кресло и секретер, винтаж.

Фото: ДЖОРДЖО ПОССЕНТИ (GIORGIO POSSENTI)



Похожие статьи