Пороша главная мысль. Анализ стихотворения «Пороша» Сергея Есенина

Акцентологический уровень

Стихотворение «Пороша» относится к ранней лирике . Это – яркий образец пейзажной лирики.

Размер стихотворения – четырехстопный хорей. Выбранный размер придает тексту музыкальность и напевность.

Стихотворение написано сочетанием женской (звоны – вороны) и мужской (снегу – лугу) рифм.

Фонетический уровень

Во втором четверостишии встречается повторение согласного звука «с» — пример аллитерации: «Заколдован невидимкой, / Дремлет лес под с каз ку с на, / С ловно белою кос ынкой / Подвязалас я с ос на».

В начале третьей строфы повторяется гласный звук «а» — пример ассонанса: «Пона гнулась, как ста рушка , / Оперла ся на клюку».

Лексический уровень

В стихотворении использован прием синекдохи («под копытом на снегу» — имеется в виду не одно копыто, а оба; упоминание части вместо целого), во второй строфе – два развернутых олицетворения. Продолжением второго олицетворения про сосну служат две первых строки третьего четверостишия. В заключительной строфе использованы метафора («стелет шаль») и сравнение («дорога убегает лентой вдаль»).

Синтаксический уровень

Конец строк не означает конец предложения. Например, в первой строке сразу два предложения: «Еду. Тихо». Много переносов предложения из строки в строку (фр. Enjambement).

Лексико-синтаксический уровень

Можно говорить о кольцевой композиции с градацией (нагнетением): в начале стихотворения лирический герой «едет», в конце – «скачет».

Идейный уровень

Стихотворение построено на синтаксическом параллелизме и развернутых олицетворениях. В восприятии Есенина вся природа – «святая обитель», храм чудес. Здесь и лес, и сосна – живые существа, описанные как люди. Поэт стремится донести до читателей свое восхищение перед зимней природой – в этом идея стихотворения. Главная мысль – неразрывность природного и человеческого.

Павел Николаевич Малофеев

Почти у каждого русского поэта есть произведения, в которых читателю представлены пейзажные картины. Есенин не исключение. Его пейзажная лирика дает читателю возможность как - будто созерцать картины природы на яву, подумать о прекрасном, восхищаясь красотами русской земли.

Стих «Пороша» точно так же дает возможность погрузиться в зимний лес. Написан он с помощью четырехстопного хорея. Все описано настолько реалистично, что читая его, чувствуешь прелесть зимнего морозного воздуха и скрип снега под ногами.

В этом произведение нет долгих предисловий, автор сразу говорит о том, что творится вокруг, что в данный момент происходит в его жизни. «Еду. Тихо. Слышны звоны. Под копытом на снегу».

И далее, сразу после четкой постановки действия, он начинает описывать лес зимой, используя при этом разные литературные приемы. Одним из таких есть то, что Есененин использует просторечные слова, характерны для обычной разговорной речи. Это и «понагнулась, повязалась, оперлась». Далее автор использует сравнительные обороты. «Словно белою косынкой...», «Понагнулась как старушка...»

Все это помогает как - бы наводить читателя на ощущение сказки в лесу, на восхищение этой сказочной атмосферой, где оживают деревья, разговаривают птицы и звери. Каких только звуков не услышишь в лесу. Автор использует аллитерацию, частое повторение звука «с». Когда Есенин рассказывает о старушке сосне, то на помощь он призывает ассонанс, в начале третьей строфы часто повторяется звук «а».

Читая произведение «Пороша», представляешь себе одухотворенные образы природы. Все описано так, что пред глазами живые предметы и люди, а не обычный зимний лес. И этим автор хочет еще раз доказать, что главная черта в отношениях человека и природы – это единство.

Анализ стихотворения Пороша Сергея Есенина

Автор очень любил в своих стихотворениях описывать великолепие родных просторов. Строки наполнены теплотой, чуткостью, восторгом. И это естественно, ведь у поэта было очень тонкое ощещения восприятия. Он с точностью мог подметить все, что его окружало, расписать это такими словами, что читаешь, и диву даешься, насколько все может быть красивым и ярким. Его строчки вдохновляли, заставляли переживать моменты вместе с поэтом.

Раннее творчество, в том числе и его стихотворение «Пороша», будто пронизаны невинностью и прохладой. Он пишет в своих строках все, что дорого его сердцу с самого младенчества. В этот период творчества, поэт все чаще начинает вспоминать свое прошлое, где есть резкий контраст со своим настоящим. Есенин устает от суетливой Москвы, ему хочется уединения, покоя, в зимний лес, на природу, где нет никого, где есть только тишина и умиротворение.

«Пороша» не только популярна как пейзажная лирика, но так же здесь проявляется и романтизм. Сирую сосну характеризует с деревенской старушонкой, а лес, зачарованной невидимкой, видит как сказочным спящим королевством. «Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль», - здесь описана безмятежность и грациозность. Так же поэт очень хорошо расписывает лошадиную прыть, которая приносит ему великое счастье, а саму дальнюю дорогу, заставляет задуматься и позабыть все свои проблемы и невзгоды.

Поэт мог долгое время наслаждаться красотой природы, чувствуя в ней свое вдохновение, спокойствие. Ему не нужны блага современного общества, известность. И благодаря стихотворениям о природе Есенин получил популярность в обществе. Поскольку, каждый благодаря его стихам, мог представить себе дивную красоту природы, прокатиться на лошадях, почувствовать влажный сырой воздух и побыть наедине с самим собой.

Анализ стихотворения Пороша по плану

– поэт, который умело изображал красоту родного края, красоту природы в своих стихах, о чем свидетельствует замечательное стихотворение «Пороша» Есенина, которому нам нужно сделать анализ.

Есенин Пороша анализ стихотворения

В своем анализе стиха Есенина «Пороша» хочется отметить простоту произведения, его легкость. Оно читается на одном дыхании, быстро запоминается и вызывает только приятные яркие чувства. Читаешь стих, а в голове возникают образы и вырисовываются картины. Даже хочется оказаться на месте лирического героя. Хочется сесть в сани и прокатиться по той самой запорошенной бесконечной дороге, что «убегает лентой вдаль». Читаешь произведение и понимаешь, а ведь и зима может быть прекрасной, сказочной и загадочной. Мы видим, как любуется герой зимним временем. Он зиму называет невидимкой, которая укрыла всю землю белым покрывалом и принарядила все в лесу. И под этим покрывалом лес спит «под сказку сна». Вот и сосна вся стоит в снегу, будто косынку надела и теперь «понагнулась, как старушка».

Делая анализ стихотворения Есенина «Пороша», хочется написать о тишине, которую автор вспоминает вначале своей работы, но, дальше мы видим, что природа продолжает жить и в зимнюю пору. Здесь и вороны расшумелись, и дятел долбит на суку сосны, да и сами сани издают звуки, ведь слышны звоны под копытами. Эти звуки и нарушают первоначальную тишину.

Есенин в стихотворении использует сравнения, просторечные формы, метафоры, эпитеты, парцелляцию.

Благодаря Есенину, мы смогли в обычной картине, где изображена природа в зимнюю пору, увидеть волшебство, интересные загадочные вещи. Поэт, как бы, предлагает посмотреть на зиму своими глазами и полюбить зиму так же, как мы любим лето и другое время года.

История создания Пороша Есенина

Стихотворение Есенина «Пороша» — это одно из ранних произведений поэта. Если говорить об истории создания «Пороша» Есенина, то его автор написал в 1914 году, наверное, с целью показать нам какой красивой и сказочной бывает природа в зимнюю пору и это автору удалось без сомненья.

Предлагаем послушать стихотворение Пороша Есенина

Год написания — 1914

Тема стихотворения — природа. Есенин часто в своих произведениях воспевает красоту родного края. В стихотворении «Пороша» он описывает красоту зимнего леса и пейзажи.

Средства выразительности:

  • метафоры (заколдован невидимкой, сказка сна),
  • сравнения (словно белою косынкой, понагнулась как старушка),
  • эпитеты (серые вороны, бесконечная дорога, белою косынкой)
  • Олицетворения : дремлет лес, повязалася сосна, дорога убегает

Одинокую сосну он сравнивает с сельской старушкой, которая повязалась белой косынкой снега, а сам лес, заколдованный невидимкой, представляется автору волшебным дремлющим царством, покой которого нарушает лишь звон колокольчика его упряжки. «Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль», - в этих фразах заключена необыкновенная умиротворенность и красота . Вместе с тем, Есенин мастерски передает динамику конной езды, которая доставляет ему видимое удовольствие. А бегущая вдаль дорога настраивает на философский лад, заставляя забыть все житейские трудности и неурядицы.

Неудивительно, что Есенин мог часами любоваться природой, черпая в ней не только вдохновение, но и душевное равновесие. За возможность услышать «звоны под копытом на снегу» он готов был отказаться от любых благ цивилизации, богемного общества и славы. И именно стихи о родной природе принесли Есенину известность, так как каждый, кто их слышал, мысленно совершал увлекательное путешествие вместе с поэтом в мир первозданной чистоты, волшебства, безмятежности и покоя, гармоничный и удивительно прекрасный.

Есенин Пороша анализ стихотворения по плану

1. История создания . Стихотворение "Пороша" относится к раннему периоду творчества Есенина. Поэт включил его в предполагаемый сборник стихов для детей "Зарянка", так и не изданный при жизни Есенина.

2. Жанр стихотворения - пейзажная лирика.

3. Основная тема произведения - красота зимнего пейзажа. Во время написания стихотворения Есенин уже два года жил в Москве. Его до сих пор раздражала шумная городская жизнь. В мечтах поэт постоянно уносился в родные, тихие и спокойные края.

Лирический герой совершает прогулку на коне. Картина зимней природы завораживает его. Величавую тишину нарушают лишь звон копыт и крики ворон. Ничто в природе не напоминает о человеческой суете. Постепенно в воображении лирического героя реальность сливается с выдумкой. В памяти пробуждаются воспоминания о сказках, которые Есенин слышал в детстве от бабушки.

"Сказка сна" преображает весь окружающий пейзаж. В такой атмосфере нетрудно поверить в существование волшебства. Обычная сосна представляется в образе женщины, накинувшей на себя "белую косынку". Хотя искривленное дерево скорее напоминает "старушку", которая не может устоять без своей "клюки". Из мира фантазий лирического героя возвращает однообразный стук дятла, сидящего на вершине сосны.

Последнее четверостишие содержит определенные философские мысли молодого поэта. Еще Н. В. Гоголь представлял Россию в образе бешено мчащейся тройки лошадей. Русь традиционно ассоциируется с бескрайними и необъятными полями и лесами ("простору много"), которые почти половину года завалены снегами.

Еще один традиционный народный образ - уходящая за горизонт "бесконечная дорога". Даже в наше время в России есть обширные территории, где о человеке напоминает только дорога. Во время длительного путешествия невольно возникают размышления о загадочности русской души. Россия обладает невероятными природными богатствами, но они до сих пор почему-то в полной мере не используются русским человеком.

4. Композиция произведения последовательная. Четко выделяются четыре строфы.

5. Размер стихотворения - трех- и четырехстопный хорей; рифмовка перекрестная.

6. Выразительные средства произведения: эпитеты ("серые", "белою", "бесконечная"); метафора ("убегает лентой вдаль"), олицетворения ("дремлет лес", "подвязалася"), сравнения ("словно белою косынкой", "как старушка"). Произведение создает ощущение полного присутствия. Наличие лирического героя обозначено только одним глаголом в начале: "Еду".

7. Главная мысль стихотворения. Есенин считал, что лучше всего понимают и чувствуют красоту природы дети. В детском сознании между мечтой и действительностью еще не проведена четкая граница. Стихотворение "Пороша" представляет собой яркий пример такого непосредственного восприятия.



Похожие статьи