Что такое корсунский крест. Древний запрестольный крест в гор

Типология «Корсунского» креста восходит к очень древней, еще доиконоборческой традиции. Она связывается с формой креста, чудесно явившегося в небе императору Константину перед победоносной Мильвийской битвой, причем, как упоминают древние авторы (Псевдо-Кодин и Константин Родий, а также анонимный автор VIII-IXвв.), крест этот послужил образцом для установленного в Константинополе на Форуме креста, «позолоченного с круглыми шарами (яблоками) на концах». Быть может, образцом для такого рода украшенных позолотой и драгоценными камнями крестов послужил крест Юстиниана, сделанный для Св. Софии в Константинополе согласно «мере длины Тела Христова», «и украсил его золотом и серебром и драгоценными камнями и позолотил его», или крест, воздвигнутый на Голгофе Феодосием II, украшенный золотом и драгоценными камнями. Такие Кресты являлись одновременно символами жертвы Христовой и его торжества, победы над адом и смертью, открывающей дверь к спасению человечества. Именно как такой двойственный символ помещался драгоценно украшенный крест в алтаре за престолом. Ибо, по словам архиепископа Симеона Солунского (первая половина XV в.) – жертвенный престол – святая трапеза «являет гроб Христов и таинство страдания». «Посему за жертвенником по восточную его сторону стоит и благословенное орудие жертвы – божественный крест». Запрестольные и процессиональные кресты такой же или близкой формы, как Корсунский крест, были довольно распространены в средне-византийский период (X-XII вв.) как в митрополии, так и на периферии. Примером этому могут служить миниатюры Минология Василия II (исполнен между 976 и 1025 г. в Константинополе), где представлен крестный ход в храм Богородицы во Влахернах в память избавления от землетрясения, произошедшего при Льве Исавре.
Из дошедших до наших дней запрестольных крестов, наибольшую близость Корсунскому кресту представляет серебряный крест из Лавры св. Афанасия на Афоне (XI в.), а также медный крест с имитацией из драгоценных камней на чеканном окладе из Новгорода (XI-XII вв.). Оба креста имеют расширяющиеся концы – у новгородского креста, как и у московского, они заостряются по краям – и медальоны с изображениями деисуса и избранных святых (средний медальон с Распятием на новгородском кресте добавлен в XIX в.).
Много общего с формой «Корсунского» креста имеют и два новгородских креста: один в басменном окладе с Распятием в центральном медальоне (деревянная основа – XI-XII в., оклад – XIX в.), другой в серебряном басменном окладе (деревянная основа – XI в., оклад – XIV, XV-XVI в.), с изображениями Распятия (на обеих сторонах), Спаса Нерукотворного и избранных святых на оборотной стороне.
Наконец, еще один крест, почти идентичный московскому и также называемый Корсунским, происходит из церкви Рождества Богородицы в Суздале, откуда он был во второй половине XVII в. Перенесен в Никольский монастырь в Переславле- Залесском. Этот - большого размера крест (247, 5 х 135 см), в медном золоченом окладе, с медальонами на обеих сторонах и изображениями праздников и с серебряными ковчежцами с мощами святых угодников и их изображениями на крышках ковчежцев, которые помещены в центр запон с орнаментом в виде корон барочной формы. По местному преданию, крест был перенесен из Киева в XI в., а украшен при Димитрии Донском и Иване Грозном. Однако, по мнению рестовратора В. В. Игошева (ГЦХРМ), он, по-видимому является копией конца XVII – начала XVIII в. Московского Корсунского креста… (Т. В. Толстая. Святыни Московского).

В конце ХVII века в Никольский монастырь был принесен Корсунский крест. Предполагают, что эту великую святыню и памятник старины привезли в Переславль из Суздаля раскольники. Происхождение корсунских крестов относят к Х веку. По преданию, еще святой равноапостольный князь Владимир принес в Киев из Корсуни (Херсона) десять таких крестов с частицами мощей святых угодников. От города Корсуни они и получили свое название. Как известно, «корсунскими» принято называть святыни наиболее древние по происхождению, а также напоминающие их по форме. До нашего времени сохранилось несколько корсунских крестов, один из них ныне находится в Никольском соборе монастыря. Торжественная передача Корсунского креста из музея в монастырь состоялась 12 июня 2010года.

Дробницы и ковчеги c мощами, помещенные в Корсунском кресте из Переславль-Залесского Никольского монастыря

ЛИЦЕВАЯ СТОРОНА КРЕСТА

Верхняя ветвь
Дробница «Вознесение»Мощи Св. Иоанна Предтечи
Мощи Свщмч. Василия, пресвитера Анкирского
Средокрестие. Дробница с накладкой «Голгофский крест»

Нижняя ветвь
Мощи Св. мч. Феодора Тирона, воина
Мощи Св. мч. Виктора, воина
Мощи Св. мч. Феодора Стратилата, воина (надписи нет)
Мощи Блгв. Кн. Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина
Дробница «Сошествие во ад»

Левая ветвь
Мощи Св. мч. Димитрия Солунского, воина
Мощи Св. мч. Апостола Иоанна Богослова

Правая ветвь
Мощи Св. апостола Павла
Мощи Св. мч. Георгия Победоносца
Дробница «Положение во гроб»

ОБОРОТНАЯ СТОРОНА КРЕСТА

Верхняя ветвь
Дробница «Благовещение»
Мощи Свщмч. Василия, пресвитера Амасийского
Мощи Св. мч. Агафоника Никомидийского, воина
Мощи Св. мч. Меркурия, воина
Средокрестие. Дробница «Воскресение»

Нижняя ветвь
Мощи Св. епископа Игнатия Ростовского
Мощи Св. епископа Исайи Ростовского
Мощи Блгв. Кн. Василия Ярославского
Дробница «Сретение»

Оборотная сторона правой ветви
Дробница «Вход в Иерусалим»
Мощи Св. мц. Христины
Мощи Св. мч. Евстратия, воина

Оборотная сторона левой ветви
Мощи Св. мч. Ореста, воина
Мощи Св. мц. Марины
Дробница «Успение»

    У этого термина существуют и другие значения, см. Никольский монастырь. Монастырь Свято Никольский Переславский женский монастырь … Википедия

    КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ - (празд. 8 июля, 22 окт.), одна из главных русских святынь, связанная с важнейшими событиями истории Российского гос ва и РПЦ XVI нач. XXI в. Явилась в Казани 8 июля 1579 г., в царствование Иоанна IV Васильевича Грозного. Списки иконы получили… … Православная энциклопедия

    ИРИНАРХ - Прп. Иринарх, затворник Борисоглебский, с житием. Кон. XVII нач. XVIII в. (ГМЗРК) Прп. Иринарх, затворник Борисоглебский, с житием. Кон. XVII нач. XVIII в. (ГМЗРК)(Илья Акиндинович; июнь 1548, с. Кондаково Ростовского у. (ныне Ростовский р н… … Православная энциклопедия

    - (до пострижения Василий Михайлович) митрополит московский, род. 26 дек. 1782 г. в городе Коломне Московской губернии, где отец его Михаил Феодорович был соборным протоиереем; умер 19 нояб. 1867 г. После домашнего воспитания под руководством… … Большая биографическая энциклопедия

    Запрос «УПА» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Українська повстанська армія Украинская повстанческая армия … Википедия

    - (от лат. Medii aevi средние века) область ист. науки, изучающая историю ср. веков в Зап. Европе (в более широком, но менее употребительном значении у всех народов мира, прошедших стадию феодализма). Согласно периодизации истории, принятой в… …

    Гостеприимство * Бал * Вино * Еда * Подарок * Праздник * Рождество Бал (Маскарад, Карнавал, Вечер, Раут, Банкет, Пир) Дюма Александр (Dumas), отец Граф Монте Кристо, роман, 1845 1846 Перевод с французского Л.Олавской, В.Строева Приближалось… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Принятое в ист. науке наименование гос ва, возникшего в вост. части Рим. империи в 4 в. и существовавшего до сер. 15 в.; адм., экономич. и культурным центром В. был Константинополь. Офиц. назв. В Ср. века Basileia ton Romaion империя Римлян (по… … Советская историческая энциклопедия

    - (France) гос во в Зап. Европе. Площ. 551 601 км2. Нас. 52 300 тыс. чел. (на 1 янв. 1974). Св. 90% населения французы. Столица г. Париж. Подавляющее большинство верующих католики. По конституции 1958 в состав Ф., кроме метрополии, входят:… … Советская историческая энциклопедия

    - (нем. Feudalismus, франц. féodalité, от позднелат. feodum, feudum феод) во всемирно историческом процессе вторая классово антагонистическая формация, пред ставляющая в поступательном развитии общества ступень, стадиально следующую за… … Советская историческая энциклопедия

Древний запрестольный крест в гор. Переславле-Залесском

Древний запрестольный крест в гор. Переславле-Залесском

Крест этот находится в гор. Переславле-Залесском, в .
Он четырехконечный, деревянный, обложен медными позолоченными листами, длиной 3 арш. 7 вершк., а шириной 1 арш. 14 вершк. Как на лицевой, так и на задней стороне креста все четыре конца его и средина украшены металлическими круглыми клеймами, на которых изображены праздники Господни. От этих клейм, по линиям креста, идут серебряные ковчежцы с царскими коронами; на ковчежцах находятся изображения святых угодников Божиих, а в ковчежцах части мощей сих святых угодников. Кроме того на лицевой стороне креста помещены небольшие крестики из камней разных цветов, а с обеих сторон крестиков вставлены разноцветные камешки и хрусталики. Вся лицевая сторона креста вокруг обнизана жемчугом, вперемежку с синеватыми хрусталиками.
Все означенные украшения креста расположены в следующем порядке:

Лицевая сторона - по прямой продольной линии .
1. Верхнее круглое серебряное клеймо с изображением Вознесения Господня (Под ним должны быть или звездочки, или разноцветные 2 камешка; а их нет).
2. Под клеймом крестик сердоликовый, - под крестиком, в металлических гнездах, с одной стороны камешек зеленого цвета, с другой - топаз.
3. Ковчежец с изображением на крышке его св. Иоанна Предтечи; по сторонам его топазы дымчаты.
4. Крестик из яшмы бледно-желтой, под ним камешки темно-синие.
5. Ковчежец с изображением и мощами св. Василия Амасийского; под ним два места (пустые теперь) для камней.
6. Крестик из камня голубого цвета (Под ним должны быть 2 камешка разноцв.).
7. Круглое клеймо (в средине креста) с изображением Распятия Господня с предстоящими - Божией Матерью и св. Ап. Иоанном Богословом; под ним камешки зеленоватого цвета.
8. Ковчежец с изображением и мощами св. Ѳеодора Тирона; под ним 2 топаза зеленоватые.
9. Крестик сердоликовый, - под ним камешек голубой (другого камешка нет).
10. Ковчежец с изображением и мощами св. мученика Виктора (под ним 2 камней нет).
11. Крестик из камня шоколадного цвета (под ним 2 камней нет).
12. Ковчежец с изображением и мощами св. Ѳеодора Стратилата; (под ним 2 камней нет).
13. Крестик из камня сероватого цвета (под ним 2 камней нет).
14. Серебряный крест (неизящной работы) с мощами св. Ѳеодора Смоленского и чад его Давида и Константина (под ним должны быть 2 камня).
15. Круглое клеймо с изображением на нем сошествия Господа во ад.

Поперечная линия креста - на лицевой стороне .
1. Круглое клеймо (от левой стороны наблюдателя) с изображением Рождества Христова под ним камешек красный и 2 пустых места для звездочек или камней.
2. Ковчежец с изображением и мощами св. мученика Димитрия (под ним должна быть звездочка и камешек).
3. Крестик из камня молочного цвета; под ним 2 хрусталика (и 2 пустых места для камней или хрусталиков).
4. Ковчежец с изображением Еванг. Иоанна (под ним должен быть крестик и 2 камня).
5. (По другую сторону средины креста). Ковчежец с изображением св. Ап. Павла (под ним. 2 пустых места для камней).
6. Крестик из камня молочного цвета; под, ним 2 аквамарина.
7. Ковчежец с изображением и мощами св. муч. Георгия, под ним 2 пустых гнезда для камней (Под ковчежцем же должен быть крестик, а под крестиком 2 места для камней).
8. Круглое клеймо с изображением Положения Господа во гроб.
Примечание. В поперечной линии креста на лицевой стороне не достает 2 крестиков и 14 камней разноцветных.

Задняя сторона креста-по прямой продольной линии .
1. Место для круглого клейма - без образа праздника.
2. Ковчежец с изображением и мощами св. Василия Анкирского.
3. Каменный шейный крестик с металлическим на нем Распятием и буквами.
4. Ковчежец с изображением и мощами св. муч. Агаѳоника.
5. Ковчежец с изображением и мощами св. муч. Меркурия.
6. В средине креста - круглое клеймо с образом Воскресения Христова.
7. Ковчежец с изображением и мощами св. Игнатия Ростовского (над ковчежцем короны недостает).
8. Ковчежец с изображением и мощами св. Исаии Ростовского.
9. Ковчежец с изображением и мощами св. князя Василия Ярославского.
10. Круглое клеймо, а на нем Сретение Господне.
Примечание. Таким образом на прямой продольной линии нет круглого клейма с изображением праздника и корон на нескольких (на 3) ковчежцах.

На поперечной линии креста .
1. (Слева). Круглое клеймо; на нем Вход Господен во Иерусалим.
2. Ковчежец с изображением и мощами св. мученицы Христины.
3. Ковчежец с изображением и мощами св. муч. Евстратия.
4. Ковчежец с изображением и мощами св. муч. Ореста.
5. Ковчежец с изображением и мощами св. муч. Марины.
6. Место (пустое) для круглого клейма.
Примечание. На поперечной линии не достает круглого клейма с изображением праздника.

К какому типу принадлежит Переславский крест

Наводил я усиленные справки о замечательных животворящих крестах, находящихся в г. Дмитрове и Москве - в Успенском соборе, чтобы найти в них сходное с Переславским крестом. При этом оказалось, что Дмитровский крест не сходен с Переславским ни по мере, ни по виду Дмитровский крест формой семиконечный с изображением на нем Распятого Господа имеет длины 3 арш. 12 вершк., ширины 2 арш. 10 вершк. и обложен, кроме тела Спасителя, серебром без всяких других украшений. В Московском Успенском соборе три запрестольных, так называемых Корсунских креста: два из них хрустальные, небольшого размера, на длинных древках, несходные с Переславским крестом; третий же крест совершенно сходен с ним как по мере в долготу - 3 арш. 7 вершк. и широту в 1 арш. 14 вершк. так и по круглым на концах креста клеймам с изображением на них праздников Господних. Некоторые из праздников занимают в клеймах совершенно одинаковые места, как и в Переславском кресте. Кроме круглых клейм с праздниками, в Московском кресте, на лицевой стороне имеется 12-ть клейм с чеканными изображениями 12-ти Апостолов, а около них помещены граненые хрустали разной величины в металлических гнездах. В Переславском кресте вместо изображений 12-ти Апостолов находятся 10 серебряных ковчежцев с коронами, изображениями и мощами св. угодников,- а под ковчежцами крестики из разноцветных камней; около же ковчежцев и крестиков помещены камешки и хрусталики тоже разных цветов. Кроме того вся лицевая сторона Переславского креста обложена по краям жемчугом с синеватыми хрусталиками. На задней стороне Московского креста находятся (по краям и средине) пять круглых золоченых изображений праздников (без финифти), а от них по линиям - продольной и поперечной идут 12-ть звезд из хрусталей в металлических гнездах (8 на продольной линии и 4 на поперечной). В Переславском кресте, на задней стороне его, тоже находятся пять круглых клейм с изображениями праздников; но вместо звезд имеются 10 ковчежцев с изображениями и мощами св. угодников. Итак, Переславский животворящий крест совершенно сходен с Московским как по длине и широте, так и по круглым клеймам (на лицевой и задней стороне креста) с изображениями праздников. Отличается он от Московского обилием святынь, заключающихся в частицах мощей св. угодников и разнообранием украшений, находящихся на нем. Но эти украшения не могут противоречить сходству одного креста с другим, потому что делались в последствии времени и представляют плоды усердия русских благотворителей. Если Московский крест считается Корсунским крестом, то и Переславский крест должен быть отнесен к типу Корсунских крестов.

Откуда появился Корсунский крест в Переславле и когда сделаны украшения на нем

Положительных ответов на эти вопросы, за неимением ясных свидетельств, дать не можем. Но есть исторические данные, которые могут, если не решить предложенные вопросы, то, по крайней мере, приблизить к истине решение их. Можно с вероятностью полагать, что как Московский крест, так и Переславский принадлежат к тем крестам, которые принес св. князь Владимир из Корсуни в Киев. Из Киева, по его распоряжению, кресты могли быть принесены в Ростово-Суздальскую землю или первым епископом города Ростова Ѳеодором (в 991 г.), посланным св. Владимиром для просвещения ее св. христианскою верою, или преемниками Ѳеодора, святителями Леонтием (с 1054 по 1077 г.) и Исаиею (1078-1090 г.), постриженниками Киево-Печерского монастыря. Мысль эта может иметь подкрепление себе в том, во 1-х, что Ростов был отдан во владение более всех любимому св. Владимиром сыну св. Борису, а во 2-х в том, что епископ Ѳеодор построил в Ростове великолепный храм во имя Успения Божией Матери, который простоял до 1160 года и следовательно стоял при жизни в Ростове святителей Леонтия и Исаии. Храм этот было очень прилично святителям украсить Корсунскими крестами.
Некоторые почтенные археологи выражали мне предположения, что Переславский крест устроен каким либо знатным и богатым ревнителем благочестия на подобие Корсунского в Московском Успенском соборе. Но этому предположению не благоволит история. При начале просвещения северной России христианскою, верою Москва даже не упоминается. Главным городом северной России был Ростов Великий, имевший особого князя в лице Сына св. Владимира Бориса. Во владении Ростова был и Переславль. После мученической кончины Бориса, Ростов долгое время составлял часть удела Переславского, а потом Суздальского и Владимирского при великом князе Андрее Боголюбском (1169-1174 г.). Москва же упоминается в летописи не ранее 1147 года, а самостоятельное значение ее, как княжества, началось с 1271 года при десятилетнем князе Данииле. При великом князе Иоанне Даниловиче Калите и его преемниках Московское княжество более и более усиливалось и присоединяло к себе удельные города. Так в 1302 году, по завещанию Переславского князя Иоанна Дмитриевича, Переславль был отказан Московскому князю; а в 1474 году, при великом князе Иоанне III-м и Ростов присоединился к Москве. В 1579 году был вновь построен и освящен знаменитый, доселе существующий, Московский Успенский собор.
В этот вновь построенный и освященный Московский собор стали собирать важнейшие святыни из других городов России или в подлинниках, или в точных копиях. Так были принесены из Новгорода - Корсунская икона Всемилостивого Спаса, из Владимира - Владимирская икона Богоматери, из Пскова - Псково-Покровская икона Богоматери, из Устюга (1567) - образ Благовещения Пресв. Деве Марии. Можно с вероятностью полагать, что и Московский Корсунский крест принесен был из Киева сперва в. Ростов или Суздаль, а потом уже и в Москву, напр. на освящение Успенского собора в 1479 году. Влияние Ростовских святынь сказывается на стенной живописи Московского Успенского собора; напр., над северными дверями (снаружи) изображены Ростовские иерархи.
Имел ли Переславский Корсунский крест какие украшения на себе при перенесении его из Киева - не известно. Но то несомненно, что нынешние украшения креста, состоящие в ковчежцах с мощами св. угодников и разноцветных крестиках, из камней, сделаны усердием благоверных князей и княгинь северной России. Об этом свидетельствуют, во 1-х, царские короны на ковчежцах с мощами и русские надписи над изображениями праздников и св. угодников, во 2-х, ковчежцы с мощами русских святых Ростовской земли. Что же касается времени, когда сделаны украшения креста, то, принимая во внимание, что в кресте, нет ковчежцев с изображениями и мощами святителей Московских - Петра (ум. 1320) J), Алексия (1354-1378), Ионы (1449-1471), Филиппа (1566 -1569) и св. Сергия Радонежского чудотворца (1391)); а есть ковчежцы с изображениями и мощами св. князей Ѳеодора Смоленского (коего мощи открыты в 1463 году) и Василия Ярославского (мощи открыты в 1501 году) и, останавливаясь на том, что ковчежцы с мощами русских святых стоят на линии креста последними, а ковчежец в форме креста с мощами св. князя Ѳеодора Смоленского не походит на другие изящные ковчежцы, нельзя не прийти к заключению, что ковчежцы с мощами греческих святых и разноцветные крестики были устроены ранее ковчежцев с мощами русских святых, именно до 1472 года - до открытия мощей святителя Московского Ионы, и что полное завершение украшений креста с ковчежцами мощей русских святых последовало не позднее времен царствования Иоанна Грозного (1533 -1584 г.).
Кому же из русских князей и княгинь принадлежит честь украшений св. креста, об этом, можно делать тоже одни предположения, на основании, впрочем, исторических данных.
В Переславский период времени, т.е. когда Переславль имел своих удельных князей (1152- 1302) трудно и предполагать, чтобы можно было князьям и княгиням спокойно заняться украшениями св. креста. Это был период раздробления России на мелкие области, период (с 1238 года) порабощения России татарами и распрей князей между собою, когда ни один князь русский не был твердо уверен в том, что его княжество удержится за ним, когда города переходили от одного властителя к другому по праву сильного. В этом периоде князей можно бы остановиться на сыне Мономаха Юрии Владимировиче Долгоруком, о котором в летописи замечено: „Князь Юрий Долгорукий построил (1152 г.) в Переславле соборную церковь во имя Преображения Господня, которая была украшена св. иконами и всяким благолепием"; но Юрий Долгорукий в 1155 году сделался великим князем Киевским, скончался в Киеве и погребен в церкви Спаса на Берестове, Пересматривая летописи князей Московского периода, с царствования великого князя Иоанна Даниловича Калиты (1328-1340), первее всего останавливаешься на благочестии великого князя Димитрия Иоанновича Донского (1363 - 1389) и супруги его Евдокии (1367-1407). Оба они отличались ревностью к устроению и украшению храмов Божиих и жили во время святительства митрополита Алексия, который, конечно, имел большое влияние на благочестивое развитие княжеской четы. К тому же во время княжения Димитрия Донского были частые пришествия священных лиц из Палестины в Москву для сбора милостыни; а патриархи посылали чрез них в благословение великому князю и княгине св. иконы и мощи святых. Переславль составлял особую вотчину Димитрия Донского. Так по случаю нашествия на Москву Тохтамыша в 1382 году в летописи замечено: «Поеде (Димитрий) во град свой Переславль». Супруга его Евдокия тоже, как видно, любила Переславль и по долгу живала в нем. Второй сын ее Юрий родился у нее в Переславле. По смерти своего супруга в 1389 году, получив богатые вотчины, она особенно стала щедро жертвовать на украшение и устроение храмов Божиих и монастырей. В Переславле она построила Горицкий монастырь в память избавления своего и своих детей в 1382 году от преследования татар, которые едва не захватили их в плен. Есть посему большая вероятность полагать, что великий князь Димитрий Донской, а особенно его супруга Евдокия принимали живое, участие в украшении животворящего креста, который мог быть сперва и помещен в устроенном ею Горицком монастыре.
Из последующих после Донского князей особенное усердие к устроению и украшению Переславских монастырей имели: великий князь Василий Иоаннович III и царь Иоанн Васильевич Грозный - с супругами. Великий князь Василий Иоаннович с супругою четыре раза был в Переславле (в 1510, 1523, 1525 и 1526 годах) и имел особое внимание и расположение к Переславскому чудотворцу, преподобному Даниилу и устроенному им (Даниилом) монастырю. Царь Иоанн Васильевич Грозный неоднократно был с своими супругами на богомолье в Переславле и имел особенное усердие к преподобному Никите Столпнику и Никитскому монастырю. Он построил соборный храм в монастыре во имя великомученика Никиты с приделом во имя преподобного Никиты Столпника, а супруга его Анастасия Романовна пожертвовала своих трудов шитый образ чудотворцев и покров на раку его, и ризы, и поясы. В 1557 году в память рождения сына Ѳеодора он же построил соборный храм во имя св. великомученика Ѳеодора Стратилата в нынешнем Ѳедоровском женском монастыре. После царя Иоанна Грозного, в Московских государях, по летописям, не видно особенного участия в устроении п украшении Переславских церквей и монастырей. Таким образом украшение Переславского креста из царственных особ может относиться к усердию великого князя Димитрия Донского и супруги его Евдокии, а полное завершение украшения креста ковчежцами с мощами русских святых и к усердию царя Иоанна Грозного и супруги его Анастасии Романовны.

Труднее всего решить вопрос, каким образом такой замечательный животворящий крест оказался в Переславском Никольском (на болоте) монастыре. Монастырь этот всегда был незначительным монастырем среди других Переславских монастырей. В нем, кроме старинной иконы Святителя Николая и других старинных вещей утвари церковной и хозяйства церковного, нет святынь, напр. св. мощей св. угодников, особенно привлекающих усердие богомольцев. Не видно также, чтобы кто-нибудь из знаменитых лиц жил в нем ради cпaceния своей души, а равно и того, чтобы кто-нибудь из благоверных князей и княгинь посещал его и жертвовал в него. История монастыря очень несложная.
Основан он св. Димитрием Прилуцким около 1350 года. В житии св. Димитрия, сост. архиеп. Филаретом, говорится, что св. Димитрий был восприемником детей великого князя Димитрия Донского и получал от него для своей обители щедрые дары. Можно бы полагать, что св. Димитрий получил от великого князя Донского в дар для обители и животворящий крест Корсунский. Но восприемничество св. Димитрием детей великого князя не подтверждается историей. Великий князь Димитрий Донской сочетался браком с дочерью Суздальского князя Константина - Евдокиею в 1167 году, а св. Димитрий в 1368 году ушел из Переславля в пределы Вологодские, и здесь, сперва близ Авнежского селения построил храм во имя Воскресения Христова, а потом в 1371 году в 3-х верстах от Вологды, при луке, образуемой коленом р. Вологды, построил общежительный монастырь с храмом во имя происхождения честных древ Спаса Христа. В 1371 году родился у великого князя Донского первый сын Василий; но в этом году св. Димитрий был в Вологде. Второй сын у Донского Юрий родился в Переславле в 1374 году ноября 26-го; но крестил его игумен Сергий при князе Димитрие Константиновиче Суздальском, его братьях, супруге и детях, а также других князьях и многих боярах.
О св. Димитрие Прилуцком и помину нет. В 1382 году родился у Донского сын Андрей, но крестил его игумен Симонова монастыря Ѳеодор. В 1395 году родился сын Петр, а крестил его игумен Сергий. После св. Димитрия о Никольском монастыре известно только, что в нашествие на Переславль Эдигея в 1408 году он был разграблен татарами, а в 1609 году опустошен поляками и литовцами - и стоял опустошенным до Дионисия Затворника (ум. 1645 г. апр. 15-го). Дионисий возобновил Никольский монастырь, построил в нем церковь, кельи и ограду вокруг монастыря - деревянные. С тех пор существует этот монастырь, не выходя из своей бедности. В 1754 году за ним состояло крестьян только 276 душ. С 1767 года числится заштатным монастырем. Таким образом не оказывается никаких сведений на то, чтобы животворящий крест Корсунский был пожертвован великими князьями и княгинями в Никольский монастырь. Несомненно он поступил в этот монастырь из другого города. Но из какого города, кем и когда был принесен сюда?
Определенного ответа на этот вопрос дать нельзя за неимением прямых свидетельств о том; можно делать только предположения и догадки. История жизни Никольского монастыря, очень правильно распадается на два периода: первый от основания монастыря св. Димитрием Прилуцким - от 1350 года по 1610 год до польского разорения его; второй - от восстановления его из развалин Дионисием затворником в 1613 году (ум. 1644) года до настоящего времени. В 1-м периоде животворящий крест Корсунский, как мы видели, не мог быть пожертвован в Никольский монастырь. Второй период существования монастыря с Дионисия (с 1613-1644) и далее до конца XVII века, и начала XVIII представляет время беспокойное, время смут и нестроений от раскольников, имевших близкое отношение к Переславлю вообще, и в частности к Никольскому монастырю. Неизвестно точно, держался ли сам Дионисий старообрядчества; но несомненно, что он по ведению или по неведению широко отворял двери монастыря коноводам старообрядчества. К нему приходил, еще будучи белым из священников села Павловского (ок. Суздаля) Ѳеодор, который потом в 1665 году принял в том монастыре иноческое пострижение с именем Ѳеоктиста и некоторое время жил в нем. Сей Ѳеоктист был из самых видных лиц, действовавших в пользу раскола, был единомышленник и ученик завзятого раскольника Григорья Неронова, написавший и житие его. Сам Иван Неронов, с именем Григорья, принял иноческое пострижение в Переславле от Даниловского Архимандрита Тихона (1050 г. Дек. 25) и некоторое время тоже жил в Переславле в Горицком монастыре. Без всякого сомнения в Переславль приезжал навещать своих единомышленников и свирепый раскольник из Суздаля соборной церкви Рождества Прсев. Богородицы поп Никита Константинович. С 1665 года является в Никольском монастыре еще раскольник Питирим, который был с 1704 г. строителем монастыря, а с 1713 г. игуменом. Таким образом Никольский монастырь, можно сказать, был восстановлен из развалин на старообрядческой почве и был пристанищем для старообрядцев с 1613 года до 1719 года, в котором Питирим, уже борец с расколом, был Имп. Петром 1 поставлен в епископа Нижегородского. Сопоставляя с нравственным состоянием Никольского монастыря выше приведенное свидетельство Суздальского соборного протопопа Иоанна Виноградова, проживавшего до 1741 года, что из Суздальского собора увезен в Москву в Успенский Собор животворящий Корсунский крест Господень „пребогато украшенный камением и жемчугом драгоценным, котораго теперь в Москве нет и по описям Успенскаго Моск. собора XVII в. по 1701 г. не значилось, невольно приходишь к тому заключению, что животворящий крест, „пребогато украшенный жемчугом и каменьями, попал вместо Москвы в Переславль, вместо Успенского Собора в Никольский монастырь. Когда же? Если протопоп Иоанн Виноградов свидетельствует, что животворящий крест увезен из Суздаля, то свидетельствует о событии, не очень отдаленном, еще не вышедшим из памяти; если к тому же предположить, что о. Иоанн прожил более. 80 лет, то событие увезения креста из Суздаля с большею вероятностью может пасть на время шатания раскольнического в половине XVII века. Очень может быть, что попы суздальцы - Ѳеоктист и Никита привезли животворящий крест вместо Москвы, в которой раскольников очень не жаловали, в благосклонный для них Переславский Никольский монастырь. Мысль эта утверждается еще тем, что в Никольском монастыре, кроме замечательного животворящего креста, есть и другие замечательные предметы, принесенные тоже вероятно, почитателями старины.
Что же изо всего вышесказанного следует?
Из всего вышеизложенного более достоверного оказывается то во 1-х, что животворящий крест, находящийся в Переславском Никольском монастыре, есть Корсунский, принесенный из Киева в Ростово-Суздальскую землю в конце X или в начале XI века;. во 2-х, что и московский Корсунский крест принесен в Москву из Ростова во 2-й половине XV века; в 3-х, украшение на переславском Корсунском кресте сделаны в северной Руси попечением В. Кн. Димитрия Донского и супруги его Евдокии (1367-1407) и царя Иоанна Грозного и супруги его Анастасии Романовны (1533- 1584 г.); в 4-х - принесен переславский Корсунский крест в Николаевский монастырь из Суздаля во второй половине XVII века почитателями старины.

Несколько раз за свою историю Никольская обитель подвергалась полному разорению, но всегда воскресала и вновь сияла миру красотой монашеских добродетелей.

В 1381 году власть в Орде, побежденной на Куликовом поле князем Димитрием Донским , захватил хан Тохтамыш. Он не хотел мириться с независимостью Руси и в 1382 году предпринял поход на Москву. Разорив столицу, ханское войско направилось дальше на север. В числе других городов был разрушен и Переславль. Н.М. Карамзин так описывает гибель города: «Жители Переславля бросились в лодки, отплыли на средину озера и тем спаслись от погибели; а город был сожжен неприятелем». В пепелище обратился и Никольский монастырь. Монахи, спасшиеся от гибели, вернулись на это святое место и вновь отстроили родную обитель.

В 1408 году на Русь двинулись отряды эмира Эдигея. Взять Москву врагу не удалось. «Но следы сего ужасного нашествия остались надолго неизгладимыми. "Вся Россия, - пишут современники, - <...> была потрясена сею грозою. Целые волости опустели. Кто избавился от смерти и неволи, тот оплакивал ближних или утрату имения. Везде туга и скорбь. <...> Многие удивительные знамения также возвестили гнев Божий: со многих святых икон текло миро или капала кровь"». Отрядами Эдигея был разорен Переславль, а с ним - сожжен и Никольский монастырь.

Восстановление обители относится ко второй половине XV столетия, ко времени княжения Василия III , когда завершалось собирание российских земель вокруг Москвы в единое государство. Но тогда же, как отмечает историк, «истекала седьмая тысяча лет от сотворения мира по Греческим хронологам: суеверие с концом ее ждало и конца миру. <...> Уверяли, что Ростовское озеро целые две недели страшно выло всякую ночь и не давало спать окрестным жителям. Были и важные, действительные бедствия: от чрезвычайного холода и морозов пропадал хлеб в полях; два года сряду выпадал глубокий снег в мае месяце. <...> Набожность, питаемая мыслию о скором преставлении света, способствовала размножению храмов». Возможно, именно в это время возрождается и Переславский Никольский монастырь.

По сохранившимся документам начала XVI века можно заключить, что в то время Никольский «на Болоте» монастырь был процветающим, имел земли и крестьян, получал жертвы от усердных богомольцев, а значит, и усердно молился за них. Больше о том периоде истории монастыря ничего не известно.

Смутное время самозванца Лжедмитрия до основания поколебало российскую жизнь, подрывая саму основу этой жизни - Святое Православие. Как и всякая смута, время Лжедмитрия проявило в обществе две грани - предательство и мученичество. О жизни Никольского монастыря в тот период свидетельств не сохранилось. Можно только догадываться, что братия обители защищали свою веру «даже до смерти», потому что в 1609 году обитель подверглась полному разорению от польско-литовских завоевателей.


Владимирская икона Пресвятой Богородицы. Чтимый образ Никольского монастыря. Ныне находится в музее.

Но пустовала Никольская обитель недолго. В 1613 году на это место пришел старец Дионисий, впоследствии схимонах и затворник. По преданию, еще будучи благочестивым мирянином, он сподобился в сонном видении явления святителе Николая Чудотворца , повелевшего возобновить обитель его имени. Придя на это святое место, усердной молитвой и трудом подвижник начал возрождать монастырь.

Преемник старца Дионисия игумен Варлаам построил с помощью благотворителей каменную шатровую колокольню хорошим подбором колоколов и осуществил в 1680 году закладку соборного летнего храма во имя святителя Николая.


Господь Вседержитель. Икона из Никольского собора. Конец XIX века. Ныне находится в музее.

Устройство этого храма совершалось при игумене Питириме, который управлял монастырем с 1704 по 1719 год. Игумен Питирим до того, как пришел в Никольский монастырь, был раскольником. Благодаря духовному влиянию обители он обратился Православие и принес большую пользу как борец против раскола. При преемнике игумена Питирима в 1721 году было закончено строительство Никольского собора на средства московских благотворителей Герасима Обухова и его супруги Ирины.


Корсунский крест. Святыня Никольского монастыря, ранее находящаяся в историко-художественном музее города Переславля-Залесского. 12 июня 2010 года состоялась торжественная передача Корсунского креста из музея в монастырь.

В середине XVII века в Никольский монастырь был принесен Корсунский крест. Предполагают, что эту великую святыню памятник старины привезли в Переславль из Суздаля паломники. Происхождение корсунских крестов относят к X веку. По преданию, еще святой равноапостольный князь Владимир принес в Киев из Корсуни (Херсона) десять таких крестов с частицами мощей святых угодников. От города Корсуни они и получили свое название - «Корсунские». Как известно, корсунскими принято называть святыни наиболее древние по происхождению, а также напоминающие их по форме. До нашего времени сохранилось несколько корсунских крестов, один из которых, ранее находившийся в Никольском монастыре, до последнего времени хранился в историческом музее Переславля-Залесского.

чудотворный образ святителя Николая по предположениям, очень древний, относящийся ко времени основания обители, были главными ее святынями.

После игумена Питирима настоятели Никольского монастыря часто менялись. Некоторые из них успевали внести свои лепту в благоустройство обители. При игумене Иакове (Певницком) в 1748 году была возведена церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и Святые ворота с надвратной церковью во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла В 1761 году архимандрит Филарет построил каменную ограду.

С 1776 по 1896 год в Переславском Никольском монастыре сменились тридцать пять настоятелей, то есть каждый управлял по три-четыре года. Это не могло благоприятно влиять на устройство обители - богослужебная и хозяйственная ее жизнь постепенно пришла в упадок.

К 1896 году братия монастыря насчитывала пять-шесть человек. Колокольня, храмы, жилые постройки нуждались в капитальной реставрации.

Корсунский крест — русское название четырёхконечного креста, относящегося к древнему византийскому типу процессуальных и запрестольных крестов. Концы креста завершают диски, связанные с концами креста перемычками. Диски могут быть украшены чеканными изображениями святых. Примеры подобных крестов находились в период раннего средневековья в алтарях храмов Сирии, Армении, Грузии, а также на Афоне.

Своей формой восходит к форме креста, по преданию, явившемуся на небе императору Константину перед Мильвийской битвой.

Своё название крест получил на Руси, так как первые его образцы попали на Русь из Византии через Корсунь (Херсонес).

В Музеях Московского Кремля находится крест выносной «Корсунский» (Западная Европа, XV в. (?), серебряные обкладки — Россия, конец XVI — нач. XVII в.), выполненный из горного хрусталя, серебра и резного дерева.

Видимо, это именно то распятие, которое сопровождало принцессу Софью Палеолог при ее приезде в Москву из Рима. Из летописей известно о связанном с ним скандале: по замыслу католических организаторов свадьбы, этот католический крест должен был предшествовать свадебному поезду, и под его сенью процессия должна была въехать в Кремль. Папский легант Антоний Бонумбре вез его в обозе. Новость об этом вызвала большое волнение на Руси. Поведение папского легата вызвало в Москве решительный отпор. Узнав, что перед легатом «крыж несут» по католическому обряду, великий князь обратился за разъяснениями к митрополиту Филиппу, который категорически потребовал запретить какую-либо пропаганду католицизма на Русской земле. Тогда Иван III « посла к тому легатосу, чтоб не шел пред ним крыж». Однако жених Иван III отправил встречать невесту боярина Фёдора Давыдовича Хромого с приказом «крыжи у легатоса отнявши, да в сани положити». Он встретил обоз за 15 верст от Москвы и вырвал крест из рук легата, не позволив будущей государыне въехать с католическим «крыжем». «Тогда же убоялся легатос».

Исследователи полагают, что распятие, тем не менее, осталось в московских сокровищницах. Его история забылась, и он был установлен в алтаре главного собора — Успенского, и использовать в качестве процессионного креста больших и малых крестных ходов. Вокруг него сложилась легенда, что он был в «старину до Ивана Грозного» прислан от греческих патриархов (то есть через Корсунь) в благословение русским государям (ср. с легендой о Шапке Мономаха), что является примером планомерной пиар-политики Ивана III по идеологическому превращению Москвы в «Третий Рим», наследника «Второго Рима».

Наиболее близкие аналоги он находит среди крестов, изготовленных в средневековой Германии.



Похожие статьи