Кто командовал экспедицией открывшей антарктиду. Исследование антарктиды учеными россии

20 сентября 1778 года (по новому стилю) родился знаменитый мореплаватель, адмирал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен.

Будущий первооткрыватель появился на свет на острове Эзель (совр. Сааремаа, Эстония). Близость моря, общение с моряками и рыбаками с раннего детства привили мальчику любовь к флоту. В десять лет он был отдан в Морской кадетский корпус в Кронштадте. Окончив его в 1797 году в чине мичмана, Фаддей Беллинсгаузен некоторое время ходил по Балтийскому морю на кораблях Ревельской эскадры.

В 1803 – 1806 годах принял участие в первом русском кругосветном плавании на корабле "Надежда" под командованием Ивана Федоровича Крузенштерна. Эта экспедиция стала отличной школой для молодого моряка. По возвращении на родину Беллинсгаузен продолжал служить на Балтике, а с 1810 года его перевели на Черноморский флот, где он командовал фрегатами "Минерва" и "Флора". За это время исследователь проделал большую работу по уточнению морских карт Кавказского побережья и произвел ряд астрономических наблюдений.

В 1819 – 1821 годах капитан 2-го ранга Фаддей Беллинсгаузен и лейтенант Михаил Лазарев возглавили первую русскую антарктическую экспедицию в воды Южного океана на шлюпах "Восток" и "Мирный". Увидеть берега Антарктиды исследователям удалось в январе 1820 года. Беллинсгаузен высказался осторожно: "За ледяными полями мелкого льда и островами виден материк льда, коего края отломаны перпендикулярно и который продолжается по мере нашего зрения, возвышаясь к югу подобно берегу". В феврале того же года экспедиция подошла почти вплотную к ледяному массиву. Это позволило Беллинсгаузену и Лазареву сделать вывод, что перед ними действительно "льдинный материк".

Экспедиция также открыла ряд островов в тропической части Тихого океана. Кроме того, во время плавания проводились наблюдения за температурой воздуха и океана, давлением воздуха, были собраны этнографические, зоологические и ботанические коллекции. Фаддей Беллинсгаузен сделал первую попытку классификации полярных льдов и создания теории льдообразования.

Благодарность всего мира за эти открытия обобщил в 1867 году немецкий географ Август Петерман: "Имя Беллинсгаузена можно прямо поставить на ряду с именами Колумба и Магеллана, с именами тех людей, которые не отступали перед трудностями и воображаемыми невозможностями, созданными их предшественниками, с именами людей, которые шли своим самостоятельным путем, и потому были разрушителями преград к открытиям, которыми обозначаются эпохи".

В 1828 – 1829 годах Беллинсгаузен в звании контр-адмирала участвовал в Русско-турецкой войне. В 1839 году моряк стал военным генерал-губернатором Кронштадта. В 1843 году произведён в чин адмирала.

В 1845 году Фаддей Беллинсгаузен был избран действительным членом только что созданного Русского географического общества.

Именем Беллинсгаузена названы море в Тихом океане, мыс на Южном Сахалине и остров в архипелаге Туамоту.

28 января 1820 года российские шлюпы «Восток» и «Мирный» достигли берегов Антарктиды. Так российские моряки Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев открыли последний из континентов.

К началу XIX века на земле по-прежнему оставалось немало уголков, где не ступала нога человека. Казалось, что Великие географические открытия остались позади: последний триумф путешественников - открытие Австралии - состоялся в 1606 году. О том, что где-то за Южным полярным кругом лежит неведомая земля, люди подозревали еще в XVI веке. Вот только доплыть до нее не получалось - слишком суровы были климатические условия, да и корабли тогда строились не самые крепкие.
На долгие годы крайней точкой для многих неугомонных путешественников оставался субантарктический остров Южная Георгия.
Попытаться открыть неведомую Южную Землю хотел и Джеймс Кук. Ему это сделать не удалось - мешали многолетние льды, хотя Кук и продолжал верить в существование еще не открытого континента. Спустя пару лет знаменитый капитан отправился навстречу своей судьбе: в 1779 году Кука убили аборигены Гавайских островов. А следующие попытки открыть неведомый континент потерпят фиаско.
В 1819 году адмирал Иван Крузенштерн направил в Морское министерство Российской империи письмо, в котором заявил о необходимости подготовки экспедиций для достижения Южного и Северного полюсов соответственно. Южного полюса должны были достичь шлюпы «Мирный» и «Восток». Первым командовал лейтенант Михаил Лазарев, а вторым - капитан 2-го ранга Фаддей Беллинсгаузен.
«Восток» был построен британскими инженерами и довольно сильно уступал «Мирному» по характеристикам. Главная проблема заключалась в недостаточной плотности корпуса и низкой скорости хода.
15 июля 1819 года оба шлюпа покинули Кронштадт. В историю эта дерзкая попытка достичь Южного полюса вошла как Первая русская антарктическая экспедиция. Российские моряки отправились в направлении Латинской Америки. Уже в начале ноября «Мирный» и «Восток» прибыли в Рио-де-Жанейро. Здесь моряков ужаснула процветавшая в тех краях работорговля. Впрочем, в России с личными свободами в ту пору тоже было не все благополучно: до отмены крепостного права на тот момент оставалось еще 42 года. От берегов Бразилии экспедиция отправилась в направлении острова Южная Георгия. Исследователям удалось нанести на карту ту часть острова, которой не удалось достичь Джеймсу Куку.
Дальнейший ход экспедиции был богат на мелкие географические открытия. Так, например, моряками был открыт остров Анненкова, названный в честь члена экипажа «Востока» Михаила Анненкова.
Вообще россияне в этой экспедиции увидели немало интересного. По пути мореплавателям все чаще попадались гигантские айсберги. Видели они и китов.
На острове, названном в честь помощника командира шлюпа «Восток» Ивана Завадовского, морякам удалось полакомиться яйцами пингвинов.
Удалось российским морякам и опровергнуть, а вернее, расширить одно из открытий Джеймса Кука: Сандвичев остров оказался группой из 11 небольших островков. В дальнейшем экипажам «Востока» и «Мирного» то и дело приходилось проявлять чудеса навигации, спасая корабли из вроде бы безнадежного ледяного плена. Несмотря на ухудшавшиеся условия, экспедиция продолжалась.
А 28 января 1819 года шлюпы достигли 69°25′ южной широты. А Беллинсгаузен и Лазарев открыли Антарктиду.
«Я называю обретение сие берегом потому, что отдаленность другого конца к югу исчезала за предел зрения нашего. Сей берег покрыт снегом, но осыпи на горах и крутые скалы не имели снега. Внезапная перемена цвета на поверхности моря подает мысль, что берег обширен или, по крайней мере, состоит не из той только части, которая находилась перед глазами нашими», - писал в бортовом журнале на следующий день Фаддей Беллинсгаузен.
Первая русская антарктическая экспедиция продолжалась 751 день. Ее участники нанесли на карту 29 новых островов. А самое главное - первыми открыли новый континент.

«На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная, она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит в переливах ледяных гало Луны и Солнца, и ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотыми и зелеными тонами пастели... Такова Антарктида - материк, по площади почти равный Южной Америке, внутренние области которого нам известны фактически меньше, чем освещенная сторона Луны».

Это - не отрывок из популярной статьи; так написал в 1947 г. американский исследователь Антарктиды Ричард Бэрд. В то время ученые только приступали к систематическому изучению шестого материка - самой загадочной и суровой области земного шара.

Много лет исследователи разных стран приносили в жертву Антарктиде свои силы и даже жизни.

На одном из антарктических островов, откуда начал свой трагический путь к Южному полюсу Роберт Скотт, в память о нем и его погибших друзьях был поставлен памятник - простой деревянный крест. На почерневшем от времени дереве до сих пор отчетливо видны слова: "Бороться и искать, найти и не сдаваться". Вся история изучения и освоения высоких широт прошла именно под этим девизом.

Открытие Антарктиды датируется 1820 г. - окончательное, достоверное открытие. Ранее были лишь предположения о ее существовании. Предполагают, первыми с ледяными просторами Антарктики познакомились древние жители островов Новой Зеландии, предки современных полинезийцев - маори.

Еще ближе к открытию был Джеймс Кук, развенчавший миф о пресловутой «Неведомой Южной Земле». Он дальше других проник в антарктические воды. Но и Кук вынужден был ограничиться лишь предположением: «Я не стану отрицать, что близ полюса может находиться континент или значительная земля. Напротив, я убежден, что такая земля есть, и возможно, что мы видели часть ее. Великие холода, огромное число ледяных островов и плавающих льдов - все это доказывает, что земля на юге должна быть...» Он даже написал специальный трактат «Доводы в пользу существования земли близ Южного полюса». В 1774 г. он достиг рекордной широты 71010". Кук сказал: «…ни один человек никогда не решится на большее, чем сделал я… Земли, что могут находиться на юге, никогда не будут исследованы». Но заявление это оказалось излишне самоуверенным.

Но, видимо, всегда и везде соблюдается «железное» правило: всему свое время. На «часах» истории Антарктиды оно пробило спустя 40 с небольшим лет после странствий Кука. Русским мореплавателям выпала честь начать новый отсчет времени. Два имени раз и навсегда вписываются в историю великих географических открытий: Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев.

Судьба свела Беллинсгаузена и Лазарева в 1819 г. Морское министерство запланировало экспедицию в высокие широты Южного полушария. Двум хорошо оборудованным кораблям предстояло совершить нелегкое путешествие. Одним из них, «Востоком», командовал Беллинсгаузен, на другом, «Мирном», начальствовал Лазарев. Много десятилетий спустя в честь этих кораблей будут названы первые советские антарктические станции.

На календаре - 16 июля 1819 г. В этот день экспедиция отправляется в плавание. Цель ее формулируется кратко: открытия «в возможной близости Антарктического полюса». Предписывается мореплавателям исследовать Южную Георгию и Сандвичевы острова (открытые в свое время Буком) и «продолжать свои изыскания до отдаленной широты, какой только можно достигнуть», употребляя «всевозможное старание и величайшее усилие для достижения сколь можно ближе к полюсу, отыскивая неизвестные земли». Возвышенным «штилем» написана инструкция, но никому пока не ведомо, как ее удастся реализовать на деле. «Госпожа удача» сопутствует, однако, «Востоку» и «Мирному». Подробно описан остров Южная Георгия; показано, что Земля Сандвича - не один остров, а целый архипелаг: самый большой остров архипелага Беллинсгаузен назовет островом Кука. Первые наставления инструкции выполнены.

Уже видны на горизонте бесконечные ледяные просторы; вдоль их кромки продолжают путь корабли с запада на восток. 27 января 1820 г. они пересекают Южный полярный круг и на следующий день подходят вплотную к ледяному барьеру антарктического материка. Только через сто с лишним лет снова посетят эти места норвежские исследователи Антарктиды: они назовут их Берегом Принцессы Марты. Беллинсгаузен же в своем дневнике 28 января записывает: «Продолжая путь на юг, в полдень в широте 69021"28", долготе 2014"50" мы встретили льды, которые представлялись нам сквозь шедший снег в виде белых облаков». Пройдя еще 2 мили к юго-востоку, пишет Беллинсгаузен, удалось наблюдать «сплошные льды», «ледяное поле, усеянное буграми».

Корабль Лазарева находился в условиях гораздо лучшей видимости. Капитан наблюдал «матерый лед чрезвычайной высоты», и «простирался оный так далеко, как могло только достигнуть зрение».

Этот лед и был частью ледяного щита Антарктиды. Так 28 января 1820 г. вошло в историю как дата открытия антарктического материка. Еще два раза (2 и 17 февраля) «Восток» и «Мирный» близко подходят к берегам Антарктиды.

Инструкция предписывала «отыскивать неизвестные земли», но даже самые решительные из ее составителей не могли предвидеть столь феерического ее выполнения.

Приближалась зима в Южном полушарии. Корабли экспедиции берут курс на север, бороздят воды тропических и умеренных широт Тихого океана. Проходит год. "Восток" и "Мирный" снова направляются к Антарктиде, трижды пересекают Южный полярный круг.

22 января 1821 г. глазам путешественников предстает неизвестный остров. Беллинсгаузен называет его островом Петра I - «высоким именем виновника существования в Российской империи военного флота». А 28 января - ровно год минул со дня исторического события - в безоблачную солнечную погоду экипажи кораблей наблюдают гористый берег, простирающийся к югу за пределы видимости, - на будущих географических картах появится Земля Александра I. Теперь уже не оставалось никаких сомнений: Антарктида - не просто гигантский ледяной массив, а настоящий «земной» материк, отнюдь не «материк льда», как называл его в своем отчете Беллинсгаузен.

Впрочем, сам он ни разу не говорил об открытии материка. Не из чувства ложной скромности: он понимал, что делать окончательные выводы можно, лишь «переступив за борт корабля», проведя исследования на берегу. Ни о размерах, ни об очертаниях континента Беллинсгаузен не мог составить даже приблизительного представления. На это потребовались многие десятилетия.

Завершая свою «одиссею», экспедиция подробно обследовала Южные Шетландские острова, о которых до тех пор было известно лишь то, что их наблюдал в 1818 г. англичанин В. Смит. Острова были описаны и нанесены на карту. Многие спутники Беллинсгаузена были участниками Отечественной войны 1812 г. В память о ее эпизодах отдельные острова получили соответствующие названия: Бородино, Малый Ярославец, Смоленск, Березина, Лейпциг, Ватерлоо. Не правда ли, сколь причудливой бывает географическая топонимика?! И несправедливо, что впоследствии они были переименованы английскими мореплавателями. Между прочим, на «Ватерлоо» в 1968 г. основана самая северная советская научная станция в Антарктиде - Беллинсгаузен,

Плавание российских кораблей продолжалось 751 день, и протяженность его немного не достигала 100 тыс. км.: это все равно, что два с четвертью раза обогнуть Землю по экватору. 29 новых островов были нанесены на карту.

Так началась летопись изучения и освоения Антарктиды, в которую вписаны имена исследователей из многих стран.

28 января 1820г. день открытия Антарктиды, шестого континента Земли. Но только почти 80 лет, в 1899 г. здесь, на мысе Адэр, впервые высадились люди - 10 человек во главе с норвежцем Карстеном Борхгревинком. Эти люди впервые отважились провести антарктическую зимовку. И хотя она оказалась нелёгкой, было установлено: жить в Антарктида можно.

И астронома К. , жившего в I-II вв. нашей эры. Тогда родилось предположение, что соотношение площадей суши и моря в Северном и Южном полушариях должно быть примерно одинаковым. На протяжении многих веков эта гипотеза не находила подтверждения.

В 1774-1775 гг. Английский мореплаватель , совершая кругосветную экспедицию, проник в гораздо южнее своих предшественников. Но пробиться сквозь холод и льды к материку так и не смог. Путешествием Дж. Кука окончился первый период истории открытия и исследования Антарктиды — период предположений о существовании Антарктиды.

Второй период завершился открытием Антарктиды. Честь открытия континента принадлежит русским морякам — первой русской антарктической экспедиции 1819-1821 гг. На шлюпах “Восток” и “Мирный” под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. Непосредственное открытие побережья Антарктиды произошло 28 января 1820 года.

Третий период начинается с изучения антарктических вод и побережий. В течение многих десятилетий к берегам Антарктиды отправляются корабли исследователей ряда . В 1882-1883 гг. впервые были проведены исследования Антарктиды по согласованной программе первого Международного полярного года.

Четвертый период изучения Антарктиды начинается с первой зимовки на материке К.Борхгревинка в 1898 г. на берегу залива Робертсон у мыса Адэр. Этот этап завершился покорением Южного полюса в 1911-1912 гг. Экспедиция англичанина Роберта пошла к полюсу от западного края моря Росса — от залива Мак-Мердо — на шотландских пони и лыжах. Экспедиция, руководимая опытным полярным исследователем Руалом Амундсеном, отправилась на собачьих упряжках от восточного края моря Росса — от Китовой бухты. Норвежская экспедиция первой достигла Южного полюса 14 декабря 1911 года, и ее участники успешно вернулись на побережье и отплыли на Родину. Р.Скотт пришел к Южному полюсу с четырьмя товарищами на лыжах спустя 35 дней — 16 января 1912 г. На обратном пути Р.Скотт и его спутники погибли от истощения и холода… История особым образом помирила соперников в трагической гонке к Южному полюсу: там сейчас постоянно работает американская научная станция “ -Скотт”.

Среди исследователей Антарктики следует упомянуть также австралийца Д. Моусона и англичанина Э. Шелктона, а также американские экспедиции 1928-1930, 1933-1936, 1939-1941 гг. под руководством Р. Бэрда. После второй мировой войны начинается современный этап исследований Антарктиды в рамках программы Международного геофизического года (1957-1958 гг.). По этой программе нашей стране отводилось исследование Восточной Антарктиды — самой труднодоступной и неисследованной части материка. Первая комплексная антарктическая экспедиция СССР (1955-1956 гг.), возглавляемая М.М. Сомовым, вышла на дизель-электроходе “ ” из Калининградского порта и основала на берегу Антарктиды научную станцию “Мирный”. В последующие годы были созданы и другие станции внутри континента и в прибрежных районах: “Восток”, “Полюс недоступности”, “Пионерская” и другие. Центр советских антарктических исследований был перенесен на станцию “Молодежная”, где природные условия менее суровы, чем в районе Мирного.

В начале XIX в. корабли русского флота совершили ряд кругосветных путешествий. Эти экспедиции обогатили мировую науку крупнейшими географическими открытиями, в особенности в Тихом океане. Однако огромные пространства Южного полушария все еще оставались на карте «белым пятном». Не выяснен был вопрос и о существовании Южного материка.

В 1819 г. после длительной и очень тщательной подготовки из Кронштадта отправилась в дальнее плавание южная полярная экспедиция в составе двух военных шлюпов — «Восток» и «Мирный». Первым командовал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, вторым — Михаил Петрович Лазарев. Экипаж судов состоял из опытных, бывалых моряков.

Морское министерство назначило начальником экспедиции капитана Беллинсгаузена, имевшего уже за плечами большой опыт дальних морских плаваний.

Руководители экспедиции

Беллинсгаузен Ф.Ф.

Беллинсгаузен родился на острове Эзель (остров Сарема в Эстонии) в 1779 г. «Я родился среди моря , — говорил он о себе впоследствии, — как рыба не может жить без воды, так и я не могу жить без моря ».

Мальчику было десять лет, когда его отдали учиться, в Морской кадетский корпус в Кронштадте. Будучи кадетом, юный Беллинсгаузен во время летней практики плавал к берегам Англии. Окончив Морской корпус в 18 лет, он получил чин мичмана.

В 1803—1806 гг. молодой моряк участвовал в первом русском кругосветном путешествии на корабле «Надежда» под начальством талантливого и опытного мореплавателя И. Ф. Крузенштерна. Во время экспедиции Беллинсгаузен занимался главным образом составлением карт и астрономическими наблюдениями. Эти работы получили высокую оценку.

Лазарев М.П.

Командир шлюпа «Мирный» М.П. Лазарев родился в 1788 г. во Владимирской губернии. Вместе с двумя братьями он также поступил в Морской корпус. Во время обучения он впервые побывал в море и полюбил его навсегда.

Службу на флоте Михаил Петрович начал в Балтийском море. Он участвовал в войне России со Швецией и отличился в морском бою 26 августа 1808 г. В 1813 г. во время войны за освобождение Германии от наполеоновского ига Лазарев принимал участие в операциях по высадке десанта и бомбардировке города Данцига и в этой кампании он зарекомендовал себя как храбрый, находчивый и старательный офицер.

После окончания войны лейтенанта Лазарева назначили командиром корабля «Суворов», посланного в Русскую Америку. Это кругосветное плавание русских обогатило географическую науку новыми открытиями. В Тихом океане Лазарев открыл группу неизвестных островов, которые назвал именем Суворова.

В плавании вокруг света, которое было для Лазарева хорошей практической школой, он проявил себя как талантливый организатор и командир. И не удивительно, что именно он был назначен помощником начальника новой кругосветной экспедиции.

Экспедиция

Первый этап

16 июля 1819 г. корабли «Восток» и «Мирный», составлявшие «Южную дивизию», снялись с якоря и под салют артиллерийских береговых батарей покинули родной Кронштадтский рейд. Предстоял долгий путь в неведомые страны. Перед экспедицией поставили задачу как можно дальше проникнуть на юг, чтобы окончательно разрешить вопрос о существовании Южного материка.

В крупном английском порту Портсмуте Беллинсгаузен задержался почти на месяц, чтобы пополнить запасы провизии, приобрести хронометры и разные мореходные инструменты.

В начале осени, при попутном ветре, корабли взяли курс через Атлантический океан к берегам Бразилии. Погода благоприятствовала плаванию. Редкие и слабые штормы не нарушали распорядка жизни на кораблях. С первых же дней плавания велись научные наблюдения, которые Беллинсгаузен и его помощники тщательно и подробно заносили в вахтенный журнал. Ежедневно под руководством профессора Казанского университета астронома Симонова офицеры занимались астрономическими наблюдениями и вычислениями географического положения судна.

Через 21 день плавания шлюпы подошли к острову Тенериф. Пока команды кораблей запасались свежей водой и провизией, офицеры обследовали гористый живописный остров.

Дальнейшее плавание проходило в зоне постоянных северо-восточных пассатов при безоблачном небе. Ход парусных судов значительно ускорился. Достигнув 10° с. ш., шлюпы вошли в полосу затишья, обычного для приэкваториальных мест. Моряки измеряли температуру воздуха и воды на разных глубинах, изучали течения и собирали коллекции морских животных. Корабли пересекли экватор, и вскоре при попутном юго-восточном пассате шлюпы подошли к Бразилии и стали на якорь в красивом удобном заливе, на берегах которого раскинулся город Рио-де-Жанейро. Это был большой грязный город, с узкими улицами, по которым бродило множество бездомных собак.

В то время в Рио-де-Жанейро процветала работорговля. С чувством негодования Беллинсгаузен писал: «Здесь находится несколько лавок, в коих продаются негры: взрослые мужчины, женщины и дети. При входе в сии мерзостные лавки представляются взорам в несколько рядов сидящие, коростой покрытые негры, малые напереди, а большие позади… Покупщик, выбрав по желанию своему невольника, выводит его из рядов вперед, осматривает у него рот, ощупывает все тело, руками колотит но разным частям, и после сих опытов, уверясь в крепости и здоровье негра, его покупает… Все сие производит омерзение к бесчеловечному хозяину лавки ».

Загрузившись провизией и проверив хронометры, корабли покинули Рио-де-Жанейро, взяв курс на юг в неизвестные районы полярного океана.

В умеренной полосе южной части Атлантического океана в воздухе стала чувствоваться прохлада, хотя уже начиналось южное лето. Чем дальше к югу, тем больше встречалось птиц, в особенности буревестников. Большими стадами проплывали мимо киты.

Научная работа

В конце декабря 1819 г. шлюпы подошли к острову Южная Георгия. Моряки занялись описанием и съемкой его южного берега. Северную сторону этого гористого острова, покрытого снегом и льдом, снял на карту еще английский мореплаватель Джемс Кук. Корабли медленно продвигались вперед, очень осторожно лавируя среди плавающих льдов.

Вскоре лейтенант Анненков открыл и описал небольшой остров, который назвали его именем. Беллинсгаузен на дальнейшем пути сделал несколько попыток измерить глубину океана, но лот не доставал дна. В то время ни одна научная экспедиция не пыталась измерить глубину океана. Беллинсгаузен на много десятилетий опередил в этом других исследователей; к сожалению, технические средства экспедиции не позволили решить эту задачу.

Затем экспедиция встретила первый плавающий «ледяной остров». Чем дальше к югу, тем чаще стали попадаться на пути гигантские ледяные горы — айсберги.

В начале января 1820 г. моряки открыли неизвестный остров, сплошь покрытый снегом и льдом. На другой день с корабля увидели еще два острова. Их также нанесли на карту, назвав именами участников экспедиции (Лескова и Завадовского). Остров Завадовского оказался действующим вулканом высотой более 350 м. Высадившись на берег, члены экспедиции поднялись по склону вулкана до середины горы. По пути собрали яйца пингвинов и образцы горных пород. Пингвинов здесь было множество. Моряки взяли на корабль несколько птиц, развлекавших в пути экипажи кораблей.

Яйца пингвинов оказались съедобными, и их использовали в пищу. Открытую группу островов назвали в честь тогдашнего морского министра — островами Траверсе.

На судах, совершавших дальние плавания, люди обычно страдали от отсутствия свежей пресной воды. Во время этого плавания русские моряки изобрели способ получения пресной воды из льда айсбергов.

Продвигаясь все дальше на юг, корабли вскоре снова встретили небольшую группу неизвестных скалистых островов, которые назвали островами Сретения. Затем экспедиция подошла к открытым английским исследователем Джемсом Куком Сандвичевым островам. Выяснилось, что Кук принял архипелаг за один большой остров. Эту ошибку русские моряки исправили на карте.

Всю группу открытых островов Беллинсгаузен назвал Южными Сандвичевыми островами.

Туманная, пасмурная погода сильно затрудняла плавание. Кораблям постоянно грозила опасность наскочить на мель.

С каждой милей к югу становилось все труднее пробираться меж льдов. В конце января 1820 г. моряки увидели густой разбитый лед, простирающийся до горизонта. Было решено обойти его, круто повернув на север. Снова шлюпы прошли мимо Южных Сандвичевых островов.

На некоторых антарктических островах мореплаватели встречали огромное количество пингвинов и морских слонов. Пингвины обычно стояли плотным строем, морские слоны были погружены в глубокий сон.

Но Беллинсгаузен и Лазарев не оставляли попыток пробиться к югу. Когда корабли попадали в сплошные льды, они то и дело поворачивали на север и поспешно выбирались из ледового плена. Требовалось большое искусство, чтобы спасти суда от повреждении. Повсюду встречались массы многолетних сплошных льдов.

Корабли экспедиции все же пересекли Южный полярный круг и 28 января 1820 г. достигли 69°25′ ю. ш. В туманной дымке пасмурного дня путешественники увидели ледяную стену, преградившую дальнейший путь на юг. Это были материковые льды. Участники экспедиции были уверены, что за ними скрывается Южный материк. Это подтверждало и множество полярных птиц, появившихся над шлюпом. И действительно, всего несколько миль отделяло корабли от берега Антарктиды, названного норвежцами спустя сто с лишним лет берегами Принцессы Марты. В 1948 г. в этих местах побывала советская китобойная флотилия «Слава», установившая, что лишь плохая видимость помешала Беллинсгаузену отчетливо увидеть все побережье Антарктиды и даже горные вершины в глубине материка.

В феврале 1820 г. шлюпы вышли в Индийский океан. Пытаясь пробиться к югу с этой стороны, они еще два раза подходили к берегам Антарктиды. Но тяжелые ледовые условия вынуждали суда снова отходить к северу и двигаться на восток вдоль кромки льдов.

В марте, с наступлением осени, ночи стали длиннее, усилились морозы, участились штормы. Плавание среди льдов становилось все опаснее, сказывалось общее утомление команды от непрерывной суровой борьбы со стихией. Тогда Беллинсгаузен решил вести суда в Австралию. Чтобы охватить исследованием более широкую полосу, капитан решил направить шлюпы в Австралию разными путями.

21 марта 1820 г. в Индийском океане разыгрался сильнейший шторм. Беллинсгаузен писал: «Ветер ревел, волны поднимались до высоты необыкновенной, море с воздухом как будто смешалось; скрип частей шлюпа заглушал все. Мы остались совершенно без парусов на произвол свирепствующей бури; я велел растянуть на бизань-вантах несколько матросских коек, дабы удержать шлюп ближе к ветру. Мы утешались только тем, что не встречали льдов в сию ужасную бурю. Наконец, в 8 часов с баку закричали: льдины впереди; сие извещение поразило всех ужасом, и я увидел, что нас несло на одну из льдин; тотчас подняли фок-стаксель и положили руль на ветер на борт; но как все сие не произвело желаемого действия и льдина была уже весьма близко, то мы только смотрели, как нас к оной приближало. Одну льдину пронесло под кормою, а другая находилась прямо против средины борта, и мы ожидали удара, которому надлежало последовать: по счастию, огромная волна, вышедшая из-под шлюпа, отодвинула льдину на несколько сажен ».

Шторм продолжался несколько суток. Измученная команда, напрягая все силы, боролась со стихией.

А птицы альбатросы с распростертыми крыльями как ни в чем не бывало плавали между волнами.

В середине апреля шлюп «Восток» бросил якорь в австралийской гавани порта Жаксои (ныне Сидней). Спустя семь дней сюда же пришел шлюп «Мирный». Так закончился первый период изысканий.

Второй этап

В течение всех зимних месяцев шлюпы плавали в тропической части Тихого океана, среди островов Полинезии. Здесь участники экспедиции выполнили много важных географических работ: уточнили положение островов и их очертания, определили высоту гор, открыли и нанесли на карту 15 островов, которым дали русские названия.

Возвратившись в Жаксои, команды шлюпов стали готовиться к новому плаванию в полярные моря. Подготовка заняла около двух месяцев. В середине ноября экспедиция снова вышла в море, держась юго-восточного направления. Вскоре в носовой части шлюпа «Восток» открылась течь, которую с большим трудом удалось уничтожить. Продолжая плыть на юг,* шлюпы пересекли 60° ю. ш. На пути стали попадаться плавающие льдины, а затем появился сплошной лед. Суда направились на восток вдоль кромки льда. Погода заметно портилась: температура понижалась, холодный порывистый ветер гнал темные снежные тучи. Столкновения с мелкими льдинами грозили усилить течь в корпусе шлюпа «Восток», а это могло привести к гибельным последствиям.

Неожиданно разыгрался сильный шторм. Пришлось снова отходить на север. Обилие плавающих льдов и плохая погода препятствовали продвижению на юг. Чем дальше двигались шлюпы, тем чаще встречались айсберги. Временами до 100 ледяных гор окружали корабли. Лавирование между айсбергами при сильном ветре и снегопаде требовало огромного напряжения сил и большого искусства. Подчас только мастерство, ловкость и быстрота команды спасали шлюпы от неминуемой гибели.

При малейшей возможности корабли снова и снова поворачивали прямо на юг и шли до тех пор, пока сплошные льды не преграждали путь.

Виктория!

Наконец 22 января 1821 г. счастье улыбнулось мореплавателям. На горизонте показалось чернеющее пятно.

«Я в трубу с первого взгляда узнал ,— писал Беллинсгаузен,— что вижу берег, но офицеры, смотря также в трубы, были разных мнений. В 4 часа телеграфом известил лейтенанта Лазарева, что мы видим берег. Шлюп «Мирный* был тогда поблизости от нас за кормой и понял ответ… Невозможно выразить словами радости, которая являлась на лицах всех при восклицании: «Берег! Берег! ».

Остров назвали именем Петра I. Теперь Беллинсгаузен был уверен, что где-то поблизости должна быть еще суша.

Наконец его ожидания оправдались. 29 января 1821 г. Беллинсгаузен записал: «В 11 часов утра мы увидели берег; мыс оного, простирающийся к северу, оканчивался высокою горою, которая отделена перешейком от других гор ». Эту сушу Беллинсгаузен назвал Берегом Александра I.

«Я называю обретение сие берегом потому» что отдаленность другого конца к югу исчезала за предел зрения нашего. Сей берег покрыт снегом, но осыпи на горах и крутые скалы не имели снега. Внезапная перемена цвета на поверхности моря подает мысль, что берег обширен или, по крайней мере, состоит не из той только части, которая находилась перед глазами нашими ».

Земля Александра I до сих пор еще недостаточно исследована. По открытие ее окончательно убедило Беллинсгаузена, что русская экспедиция подошла к неизвестному еще Южному материку.

Так совершилось величайшее географическое открытие XIX в.

Разгадав многовековую загадку, мореплаватели решили идти на северо-восток для исследования Южных Шетландских островов. Выполнив работы по съемке их южного побережья, моряки были вынуждены срочно уходить на север: с каждым днем усиливалась течь в потрепанных штормами кораблях. И Беллинсгаузен направил их в Рио-де-Жанейро.

В начале марта 1821 г. шлюпы встали на якорь на рейде Рио-де-Жанейро. Так закончился второй этап замечательного плавания.

Через два месяца, после основательного ремонта, корабли вышли в море, держа курс к родным берегам.

5 августа 1821 г. «Восток» и «Мирный» прибыли в Кронштадт и бросили якорь на том же месте, с которого снялись более двух лет назад.

Они пробыли в плавании 751 день и прошли более 92 тыс. км. Это расстояние в два с четвертью раза больше длины экватора. Кроме Антарктиды, экспедиция открыла 29 островов и один коралловый риф. Собранные ею научные материалы дали возможность составить первое представление об Антарктиде.

Пролог

Русские моряки не только открыли огромный материк, расположенный вокруг Южного полюса, но и провели важнейшие исследования в области океанографии. Эта отрасль науки в то время только зарождалась. Ф.Ф. Беллинсгаузен впервые правильно объяснил причины, вызывающие морские течения (например, Канарское), происхождение водорослей Саргассова моря, а также коралловых островов в тропических областях.

Открытия экспедиции оказались крупным достижением русской и мировой географической науки того времени.

Вся дальнейшая жизнь Беллинсгаузена и Лазарева после возвращения из антарктического плавания проходила в непрерывных плаваниях и боевой морской службе. В 1839 г. Беллинсгаузена в чине адмирала назначили главным командиром Кронштадтского порта. Под его руководством Кронштадт превратился в неприступную крепость.

Умер Беллинсгаузен в 1852 г., в возрасте 73 лет.

Михаил Петрович Лазарев много сделал для развития русского морского флота. Уже в чине адмирала, командуя Черноморским флотом, он добился полного перевооружения и перестройки флота. Им было воспитано целое поколение славных русских моряков.

Скончался Михаил Петрович Лазарев в 1851г.

Уже в наше время некоторые государства стремились поделить между собой Антарктиду. Географическое общество Советского Союза выразило решительный протест против односторонних действий этих государств. В резолюции по докладу покойного президента графического общества акад. Л. С. Берга говорится: «Русские мореплаватели Беллинсгаузен и Лазарев в 1819—1821 годах обошли вокруг антарктического материка, впервые подошли к его берегам и открыли в январе 1821 г. остров Петра I, Землю Александра I, острова Траверсе и другие. В знак признания заслуг русских мореплавателей одно из южных полярных морен было названо морем Беллинсгаузена. А поэтому все попытки решать вопрос о режиме Антарктиды без участия Советского Союза не могут найти никакого оправдания… СССР имеет все основания не признавать любого такого решения ».



Похожие статьи