Когда просыпается леший. Лесные суеверия: леший и правила поведения в лесу


Наступил апрель, месяц настоящей, а не календарной весны. Убегают ручейки, унося остатки снеговых вод, лопаются почки на деревьях, зацветает в лесу лещина и раскрываются подснежники. И в это самое время, согласно народным верованиям, просыпается Леший – хранитель леса.

По славянской мифологии и народным поверьям, ему подчиняются все звери и птицы, кроме медведя. Медведи же Леших очень любят и уважают, часто охраняют их сон.

Нередко Лешего называют волчьим пастухом. Связано это с тем, что наши предки славяне считали, что Леший в голодное время гонит волков туда, где они могут найти прокорм.

В наше время в Лешего не верят даже дети… А может, зря? Японцы вот считают, что у каждой вещи есть душа. Так почему бы лесу не иметь своего хранителя, защитника?

У древних славян роща, в которой жил леший, считалась священной и посвящалась богу леса - Святибору , которому были подвластны Лешие всех лесов.

Прабабушка рассказывала, что в старину Лешие нередко показывались людям. Хотя - дух, а значит, существо бесплотное, он мог принять любой образ. Показаться огромным – почти до неба -
или крошечным. Мог принять образ любого животного, птицы, гриба, дерева.

Поляки уверяют, что Леший чаще всего превращается в сову и сидит на дереве. Поэтому в старину деревья с совами не рубили и вообще обходили их стороной. Но чаще всего он показывался старичком или мужичком, одетым в крестьянскую одежду, нередко в бараний кафтан.

Теперь Леший, вероятно, носит более современную одежду…

Уважительного человека Леший награждает всякими подарками. А обидевших его своим невниманием и пренебрежительным отношением, заставляет блуждать по лесу, постоянно возвращая на одно и то же место.

Узнать Лешего могли немногие, старые люди говорили, что одежда на Лешем вывернута на изнанку, обувь одета не на ту ногу и что сам он не имеет тени. Глаза у Лешего могут быть зелёными и светиться, как у волка. В руках он часто держит посох – палку с сучками. А ещё Леший любит качаться на ветвях, как на качелях. Так что, если ветки ходят ходуном, а никого не видно, то это Леший развлекается.

Ходит Леший неслышно, появляется, как из-под земли. Но иногда Леший ходит с дозором, и тогда вершины деревьев гнутся, весь лес трещит, скрипит, трава стелется.

Живёт Леший в глухой чаще в избушке один или с семьёй с весны до осени, а на Ерофея – 17 октября , по древним поверьям, все Лешие уходят на зимовку – проваливаются под землю.

Перед зимовкой у Лешего сильно портится характер, возможно, он впадает в депрессию, начинает ломать сухие ветки, валит старые , зверей разгоняет по норам. Если подумать, то причины для расстройства у него есть – он уходит, а лес остаётся до весны без хозяина.

Интересно и то, что, по поверьям некоторых народов, в большом лесу могут жить два и даже три Леших. Время от времени они выясняют между собой отношения, устраивают бури, иногда доходит даже до потасовок.

В деревни и села Леший не заходит, чтобы не ссориться с Овинниками, Банниками и Домовыми . Даже в поля редко забредает, там свой хозяин – Полевик . В старину рассказывали, что Лешие порой дерутся с Водяными, поднимая при этом страшный шум.

Леший не любит собак, у которых есть пятна над глазами, и трёхцветных кошек.

К людям Леший чаще всего относиться нейтрально. Но не любит, когда в лесу шумят, оставляют мусор, не тушат за собой костры.

Нет-нет - да услышишь страшную историю, как Леший заставлял плутать, не давая выйти из леса. А иногда насылает страх, беспамятство. В крайнем случае, если Лешего разозлить слишком сильно, он может отправить человека в , из которого тому не суждено вернуться.

Бывалые люди советуют не оглядываться, если в лесу кто-то позовёт по имени.

Лешие неравнодушны к красивым молодым девушкам и, если красавица согласится, возьмут её в жёны…

В старину, чтобы задобрить Лешего и спастись от его гнева, люди выворачивали одежду наизнанку, переобували обувь с левой ноги на правую, поворачивали шапку задом наперёд и читали молитвы. А некоторые говорили, что молитва от Лешего не защищает и нужно ругаться матом. В этом случае мат действует, как заклинание, отгоняющее сущностей тонкого мира.

Надёжнее всего от Лешего был защищён тот, у кого при себе был кусочек липовой коры или древесины. Липа считалась священным деревом, оберегом.

Интересно, что Леши никогда не обижают детей и прилагают все силы, чтобы заблудившийся ребёнок выжил, выводят его на полянку с ягодами, притворяются эхом и зовут тех, кто ищет малыша. Возможно, это связано с тем, что дети видят мир духов, ещё не оторвавшись от целостности природы.

В старину и взрослые умели договариваться с Лешим. Например, прежде чем войти в лес, спрашивали его благоволения, потом просили вывести на поляну с ягодами или грибами. И Леший чаще всего просьбу выполнял. Помогал он и охотникам, если они охотились честно и не проявляли алчности.

Лешему раньше делали подарки в виде краюхи хлеба, горшочка с кашей, куска сала или табака. А пастухи приносили Лешему яйца для того, чтобы он присматривал за скотиной, если она в лес забредёт, не давал ей провалиться в болото, прогонял от неё хищников и помогал поскорее её найти.

По старинным поверьям, увидеть Лешего в лесу проще всего накануне Иванова дня (24 июня/7 июля) . Тогда же он и желание может исполнить, если задобрить его щедрым подарком или просто сильно ему понравиться.

По народным поверьям, 17 октября Леший, Дух-хранитель леса, последний день в году ведёт своё лесное хозяйство, а затем с криком проваливается сквозь землю и только с приходом весны опять приступает к своим «профессиональным» обязанностям. На самом деле Леший впадает в спячку по-разному в зависимости от региона, и начинается она с приходом холодов, в день, когда выпадает первый снег.

Кто же такой Леший? По древнеславянской традиции Леший – Дух-хранитель леса. Он состоит в воинстве Велеса, славянского Бога магии и хозяина мира мёртвых, и охраняет лес и его жителей от вреда, наносимого человеком. Так же, как и Водяной, Леший – Дух, поставленный, по большому счёту, на службу человеку, для охраны здоровья человека. И так же, как Водяной, очищает все пресные водоёмы земли от загрязнения для того, чтобы человечество могло существовать, Леший следит за самым важным фактором человеческой жизни – дыханием. Человек не может пить заражённую, грязную воду – от этого медленно и поступательно происходит физическое вырождение человечества. Но без чистого воздуха человек погибает в считанные часы. Поэтому роль Духа-хранителя леса трудно переоценить в жизни определённого региона и человечества в целом. Древние славяне считали, что любое дерево имеет своего Духа, и так же, как людьми правит вождь, так и Духами деревьев правит Леший. У разных народов Дух леса имеет различные имена, и ярче всего он проявляется в шаманизме. Американские индейцы, английские и шотландские друиды, славянские волхвы, якутские шаманы почитали Дух леса, приносили ему жертвы и просили его о помощи.

В хозяйстве Лешего вся «инфраструктура» леса. Птицы, животные, насекомые, деревья, травы, кустарники – всё, что растёт и живёт в лесу. Ведь если посмотреть со стороны, лес - это замкнутая экосистема, которая полностью себя обслуживает. Здесь есть все условия для роста растений, есть пища и кров для всех его жителей, и всем этим заведует Леший. Единственная беда для такой системы – человек, невежественный и самонадеянный, стремящийся к наживе. Именно он, на защиту существования которого поставлен Леший, иногда становится его злейшим врагом. И в частности немалую роль в этом сыграло и христианство, объявляя сего духа нечистым и злым. Извращая понимание Духа леса, христианские священники ещё более отдаляют человека от природы, лишая его сил и глубокой природной нравственности.

Леший выглядит так, как его могут увидеть люди. Этот дух может принимать любые формы животного и растительного мира. В некоторых племенах Амазонии считается, что Дух леса часто принимает образ большой кошки – тигра, леопарда, пантеры, а якуты говорят, что Дух леса – медведь. Друиды и славянские волхвы видели Дух леса в мудром, убеленном сединами старце, напуганные христианством современные люди - страшилищем, а те, кто ещё сохранил остатки памяти, – маленьким старичком.

В жизни людей Леший проявляется по-разному. Дух леса знает о каждом, кто в этот лес приходит, знает, каков этот человек и зачем он пришёл. Вот и проявляется согласно тому, что видит. Если человек не любит лес и боится его, Леший обязательно сделает что-то такое, чтобы напугать его, ещё больше отталкивая его от леса. Ему не нужны такие гости. Если человек приходит с плохими мыслями - может завести его в трясину или закружить по лесу так, что три сосны покажутся целым лесом. Может зверя напустить, а может и вывести из леса, если человек добрый. Однако просто так, ради забавы, Леший никогда не будет водить человека по лесу, тем более подвергая его жизнь опасности. Если это происходит, у Лешего есть все основания это делать. Он отлично видит опасность, исходящую от человека, и пытается обезвредить его. Какой природы эта опасность – сказать трудно, возможно, это желание разжечь костер, который может привести к пожару в лесу, либо человек так ненавидит лес, что посылает проклятье всему живущему в нём.

Но чтобы такие ситуации не случались, мудрые и знающие люди всегда перед тем, как зайти в лес, на опушке приносили жертву Духу леса. Это часто был просто кусочек хлеба, орехи или овощи для самых малых жителей леса: птиц, мышек, белок и зайцев. Жертву нужно возлагать со словами: «Дух леса, к тебе с добром пришёл, детям твоим жертву принёс. Позволь во владения твои ступить, позволь от щедрот твоих толику получить. Короба да корзины добром лесным наполнить. Поклон низкий тебе, хозяин леса, кладу и закон твой признаю». После этого можно идти в лес и собирать ягоды, грибы или травы. Для охотников существуют другие слова, потому как у настоящих охотников всегда особые отношения с Духом леса, и ответственность у них перед Лешим большая.

Новость отредактировал LjoljaBastet - 26-10-2016, 09:26

Леший проснулся, весну окликает.

Весной, согласно народным верованиям, просыпается Леший - хранитель леса.

По славянской мифологии и народным поверьям, ему подчиняются все звери и птицы, кроме медведя. Медведи же Леших очень любят и уважают, часто охраняют их сон.


Нередко Лешего называют волчьим пастухом. Связано это с тем, что наши предки славяне считали, что Леший в голодное время гонит волков туда, где они могут найти прокорм.


В наше время в Лешего не верят даже дети… А может, зря? Японцы вот считают, что у каждой вещи есть душа. Так почему бы лесу не иметь своего хранителя, защитника?

У древних славян роща, в которой жил леший, считалась священной и посвящалась богу леса — Святибору, которому были подвластны Лешие всех лесов.

Прабабушка рассказывала, что в старину Лешие нередко показывались людям. Хотя Леший — дух, а значит, существо бесплотное, он мог принять любой образ. Показаться огромным - почти до неба - или крошечным. Мог принять образ любого животного, птицы, гриба, дерева.

Поляки уверяют, что Леший чаще всего превращается в сову и сидит на дереве. Поэтому в старину деревья с совами не рубили и вообще обходили их стороной. Но чаще всего он показывался старичком или мужичком, одетым в крестьянскую одежду, нередко в бараний кафтан.

Теперь Леший, вероятно, носит более современную одежду…



Уважительного человека Леший награждает всякими подарками. А обидевших его своим невниманием и пренебрежительным отношением, заставляет блуждать по лесу, постоянно возвращая на одно и то же место.

Узнать Лешего могли немногие, старые люди говорили, что одежда на Лешем вывернута на изнанку, обувь одета не на ту ногу и что сам он не имеет тени. Глаза у Лешего могут быть зелёными и светиться, как у волка. В руках он часто держит посох - палку с сучками. А ещё Леший любит качаться на ветвях, как на качелях. Так что, если ветки ходят ходуном, а никого не видно, то это Леший развлекается.

Ходит Леший неслышно, появляется, как из-под земли. Но иногда Леший ходит с дозором, и тогда вершины деревьев гнутся, весь лес трещит, скрипит, трава стелется.

Живёт Леший в глухой чаще в избушке один или с семьёй с весны до осени, а на Ерофея - 17 октября, по древним поверьям, все Лешие уходят на зимовку - проваливаются под землю.


Перед зимовкой у Лешего сильно портится характер, возможно, он впадает в депрессию, начинает ломать сухие ветки, валит старые деревья, зверей разгоняет по норам. Если подумать, то причины для расстройства у него есть - он уходит, а лес остаётся до весны без хозяина.

Интересно и то, что, по поверьям некоторых народов, в большом лесу могут жить два и даже три Леших. Время от времени они выясняют между собой отношения, устраивают бури, иногда доходит даже до потасовок.

В деревни и села Леший не заходит, чтобы не ссориться с Овинниками, Банниками и Домовыми. Даже в поля редко забредает, там свой хозяин - Полевик. В старину рассказывали, что Лешие порой дерутся с Водяными, поднимая при этом страшный шум.

Леший не любит собак, у которых есть пятна над глазами, и трёхцветных кошек.

К людям Леший чаще всего относиться нейтрально. Но не любит, когда в лесу шумят, оставляют мусор, не тушат за собой костры.


Нет-нет — да услышишь страшную историю, как Леший заставлял плутать, не давая выйти из леса. А иногда насылает страх, беспамятство. В крайнем случае, если Лешего разозлить слишком сильно, он может отправить человека в другой мир, из которого тому не суждено вернуться.

Бывалые люди советуют не оглядываться, если в лесу кто-то позовёт по имени.

Лешие неравнодушны к красивым молодым девушкам и, если красавица согласится, возьмут её в жёны…


В старину, чтобы задобрить Лешего и спастись от его гнева, люди выворачивали одежду наизнанку, переобували обувь с левой ноги на правую, поворачивали шапку задом наперёд и читали молитвы. А некоторые говорили, что молитва от Лешего не защищает и нужно ругаться матом. В этом случае мат действует, как заклинание, отгоняющее сущностей тонкого мира.

Надёжнее всего от Лешего был защищён тот, у кого при себе был кусочек липовой коры или древесины. Липа считалась священным деревом, оберегом.

Интересно, что Леши никогда не обижают детей и прилагают все силы, чтобы заблудившийся ребёнок выжил, выводят его на полянку с ягодами, притворяются эхом и зовут тех, кто ищет малыша. Возможно, это связано с тем, что дети видят мир духов, ещё не оторвавшись от целостности природы.


В старину и взрослые умели договариваться с Лешим. Например, прежде чем войти в лес, спрашивали его благоволения, потом просили вывести на поляну с ягодами или грибами. И Леший чаще всего просьбу выполнял. Помогал он и охотникам, если они охотились честно и не проявляли алчности.

Лешему раньше делали подарки в виде краюхи хлеба, горшочка с кашей, куска сала или табака. А пастухи приносили Лешему яйца для того, чтобы он присматривал за скотиной, если она в лес забредёт, не давал ей провалиться в болото, прогонял от неё хищников и помогал поскорее её найти.


По старинным поверьям, увидеть Лешего в лесу проще всего накануне Иванова дня (24 июня/7 июля). Тогда же он и желание может исполнить, если задобрить его щедрым подарком или просто сильно ему понравиться.

Наталия Антонова

Как задобрить Лешего

Ритуал заговора лешего мало чем отличается от того же для домового. Разве что местом: в лесу на осиновом пне. А с собой молоко не забыть, парное — не жадиться, — на которое, собственно, заговор и читается. И не только читается: его в двух экземплярах на осиновой коре написать надо. Одну осиновую записку оставляли с молоком и хлебом у пня, на котором сидели, только место укромное искали или в мох зарывали. А другую «записку», вернувшись домой, прятали под порогом.
А вот, собственно, и сам заговор:
Имаю я тридесять булатные замки,
замыкаю ворота тридевятью булатными замками
от зверя широколапа,
и от насыльного,
и от опрокидня и перехожего,
и от пакостника волка рыскучаго и от волчицы,
и от всякие змии скорбии,
и от лихого всякого.
Чтобы не ходил ко мне звер широколап,
насыльной и опрокидень,
перехожий и волк рыскучий и волчица,
и всякая змея и скорбия,
и всякий лихой и злой
в день и в ночь и во всякий час,
в утро рано и в ввечере поздно.
Отныне последним замком замыкаю ворота. Гой!

Советы: Чтобы уберечься от проделок лешего, следует знать несколько правил. Попав в незнакомое место, заблудившийся человек должен снять с себя верхнюю одежду и вывернуть ее наизнанку или же снять обувь и перевернуть стельки задом наперед. В лесу ни в коем случае нельзя свистеть и размахивать руками. Перед походом за грибами на пеньке оставляют горбушку ржаного хлеба. Нередко люди приносят в жертву лешему коз и коров, чтобы лесовик не приближался к их стадам.

Все мы любим лес и природу. Но забываем об одном — лес это территория жителей, которые сложно воспринимаются человеческому взгляду. И не стоит думать, что там живут только птички и белки, там живут и своего рода невидимые хранители этих зеленых территорий. В этой статье вы узнаете кто такой и какие правила поведения в лесу существуют.

Леший – это лесной дух, популярный персонаж многочисленных преданий восточных славян.

Примечательно то, что на фоне современного упадка мифологической традиции, леший не забыт. В сказках и стихотворениях, в кино и мультфильмах, в текстах песен и на полотнах художников перед нами предстает сложный и многогранный образ лешего. Но каким бы ни был хозяин леса, в его владениях следует обязательно придерживаться определенных правил.

Он - полноправный владелец всего, что есть в лесу, пасет лесную живность, кормит и защищает ее от охотников.

Леший очень силен, причем не всегда можно точно сказать, что эта сила принесет человеку – добро или зло. Но поскольку лесное пространство, хоть и активно используемое, но все же дремучее, неизведанное и полное опасностей, всегда вызывало в людях страх – то и леший, которому принадлежат эти просторы, со временем стал ассоциироваться с нечистой силой. Его боялись и, находясь в лесу, всеми силами старались избежать с ним встречи.

Однако представление о лешем не всегда было таковым: в былые времена его считали добрым и справедливым духом. Наши далекие предки были уверены, что леший ни за что не навредит человеку без причины.

Но со временем люди стали злоупотреблять добротой хозяина леса и ненадлежаще вести себя в его владениях:

  • рубить деревья, не зная меры,
  • охотиться ради забавы,
  • неразумно жечь костры,
  • устраивать на лесных полянах шумные пиршества.

Тогда леший стал представать перед людьми как злой дух, вредящий, пугающий до полусмерти, насылающий видения и болезни.

Но надо понимать, что таким образом леший просто пытается защитить свои владения. Посудите сами, если бы в ваш дом ворвались грубые невежественные люди, переломали вашу мебель, развели костер посреди кухни и повсюду разбросали мусор – вам бы это понравилось? Вряд ли. Поэтому важно знать, как вести себя в лесу , чтобы не разозлить его полноправного хозяина, и чем задобрить разозленного лешего.

Как выглядит леший?

Многие люди, в том числе эзотерики считают, что леший лишен материальной оболочки, но в то же время способен принимать формы. В сказаниях, песнях и стихах он изображается по-разному, например, как человек, зверя, ветра, гиганта или гнома...


Его настоящего облика никто никогда не видел и вряд ли увидит: поговаривают, будто хозяин леса не хочет, чтобы люди, посмотрев на него настоящего, сошли с ума от ужаса.

Хозяин леса меняет свой внешний вид и рост в зависимости от ситуации и окружающей его растительности. Так, выходя погулять на лесные поляны, он становится малой былинкой, чтобы без труда укрываться за цветками и ягодными кустами. В лесу рост лешего может соответствовать высоте деревьев. А вот для встречи с опасностью он может выбрать облик медведя, волка или другого грозного зверя, но также может предстать в виде (чаще всего филина).

Усредненный «портрет» лешего в образе человека: отсутствуют ресницы и брови, волосы всклокочены или зачесаны налево, лицо темнее, чем у людей, ярко-зеленые или неестественно светлые глаза.

В некоторых рассказах леший описывается как человекоподобное остроголовое существо, лишенное ноздрей или правого уха.

Белорусские староверцы, говорят, что у лешего все в порядке с ноздрями и ушами, но у него всего один глаз. Это одноногое существо.

Некоторые уверяют, что лесной дух никогда не снимает остроконечную шляпу, что он носит зеленую бороду, очень схожую с ветками деревьев.

По поверьям, лешие – это очень шумные существа: часто хохочут, аукают, свистят, плачут, подражают птиц и зверей. При встрече с людьми они молчат.


Есть мнение, что леший иногда контактирует с людьми, например, с человеком, который заблудился в лесном массиве. В таких случаях лесной дух обычно принимает вид маленького сгорбленного старичка, с длинной седой, рыжей или зеленой бородой. При этом наряд защитника леса обычно состоит из белого балахона и красной рубахи, лаптей. Лешего можно определить по — левому лапту на правой ноге или наоборот.

Говорят, что постоянным спутником лешего является ветер, заметающий его следы.

В свое время последствия ураганов – сорванные крыши, вырванные с корнями деревья... причисляли к проделкам лешего. В то же время нет сведений о том, что лесной дух намеренно вредил человеку. Исключение – заслуженные наказания.

Правила поведения в лесу

Перед входом в лес наши предки обязательно молились и просили у лесного духа разрешения войти. Даже на сбор лесных даров, хвороста надо было получить разрешение. Духа часто задабривали угощениями: пирогом, хлебом.


После этого можно было входить в лес. Только леший зорко следил за деятельностью человека в своих владениях и не разрешал брать больше, чем следовало.

Перед походом в лес старались не говорить, что уходят ненадолго и скоро вернутся – ведь это решать лешему, а не человеку. Лесной дух не любит хвастунов, поэтому он нарочно старается держать их в чащобе как можно дольше – чтобы показать, кто здесь настоящий хозяин.

В лес также ни в коем случае не шли, если незадолго до этого услышали из уст родственника проклятие в свой адрес, пусть даже сказанное не всерьез. Сначала следовало снять действие проклятья.

Считалось, что у охотников особые отношения с лесным духом, и ответственность перед ним больше, чем у обычных людей. Верили, что охоту ради развлечения лесовик не позволяет, и строго наказывает всех, кто убивает животных просто так.

Остальные же охотники могли заключить с духом леса особый договор. Наилучшим временем для этого считалась Пасха, в которую охотники отправлялись в лес и на перекрестке дорог задабривали лешего яйцом, хлебом с солью, первой добычей. Некоторые охотники для верности скрепляли договор своей кровью.

Иногда леший сам указывает охотнику, как заключить договор и каковы будут его условия.

Охотники, особенно нуждавшиеся в удаче, иногда использовали специальные заговоры с обращением к лешему. Если охотник все делал по правилам и не нарушал своих обязательств, то леший приводил под его ружье целые стада животных и делал метким каждый его выстрел.

Но если человек нарушает договор с лесовиком и берет больше лесных богатств, чем положено, тогда леший всячески вредит и мешает ему. Он может прятать и ломать топоры, раскидывать уже собранные поленья, отводить выстрелы, портить ружья, заманивать людей в непроходимые места. Некоторые стараются обмануть хозяина природы, применяя против него специальные обереги и заговоры – но чаще всего это не срабатывает и лишь еще сильнее злит его.

Леший не терпит на своей территории брань, шум, ссоры, громкие пения. Особенно он не любит, когда люди свистят, так как считает, что только он может это делать в своих владениях. Также не любит, когда даром поминают его имя. Если вы услышали эхо или незнакомый голос, не спешите откликаться и идти на крик – сначала прислушайтесь. Это вполне может быть леший, недовольный вашим поведением и желающий вам навредить.

Хозяин леса хорошо относится к кострам и даже сам любит погреться у огонька. Однако если на костер использовали живые деревья, а не опавшие ветки, он может разозлиться. Также его вряд ли устроит, если огонь был разведен не по правилам, в результате чего пострадала окружающая природа. Также нельзя разжигать костер на тропе или на пересечении нескольких тропинок – в таком случае недовольство лешего будет вам обеспечено.

Лешие целый день блуждают по лесу, а ночевать отправляются в лесные сторожки. Если же путник, очутившись в лесу, задумает переночевать в избушке, уже занятой лешим – ему несдобровать. Разозленный тем, что его напрасно потревожили, леший приложит все усилия для выпроваживания незваного гостя. Он поднимет сильный ветер, какой будет шатать кровлю избушки, со страшным грохотом открывать двери и окна, низко сгибать ветви близлежащих деревьев. Но если все это не заставит путника в страхе убежать прочь от сторожки, то потом он непременно заблудится.

Что спасет от проделок лешего?

Заблудившиеся в лесном массиве люди ранее просили у лесного духа помочь найти путь домой. В этом случае не обойтись без подношения чего-нибудь съестного (достаточно положить на землю).


После этого необходимо сесть под ближайшее дерево и ждать знака – он может прийти как извне, так и в виде предчувствия. Так что необходимо внимательно наблюдать за всем происходящим вокруг и в то же время прислушиваться к собственному внутреннему голосу.

Сойти с «путаной» тропы, если вдруг леший отказал вам в помощи, можно и самостоятельно. Для этого необходимо идти прямо и сыпать перед собой соль. Если будете слышать позади себя окрики – на них не обращайте внимания. Не надо ни оборачиваться, ни сходить с выбранного пути, ни откликаться на голоса – это лесной дух пытается вас запугать, а испуганный человек, как известно, быстро теряет ясность разума.

Если вы попадете под чары лешего, избавьтесь от всей одежды, а затем наденьте ее задом наперед. Нелишним будет поменять местами обувь. Таким образом, человек подражает обычаю лешего ходить в одежде шиворот-навыворот и показывает лесному духу, что он свой.

От его воздействия можно спастись в реке или на мосту, так как он, согласно поверью, не может пересечь бегущую воду. Ну а чтобы завершить разговор с лесовиком, надлежит произнести «заднее слово», то есть то, какое было первым произнесено в разговоре (неважно, человеком или самим лешим) – это как бы замкнет словесный круг.

Впрочем, бывают эпизоды, когда от проделок лешего не помогает ни один из перечисленных выше способов. Происходит это один раз в году – 17 октября. В данный день знающие этот факт крестьяне в лес не приходят.

Стараются не ходить в леса и даже по рощам не гулять также в Ильин день. От лесных прогулок лучше воздержаться и на Воздвижение. Считается, что в эти день лешие осматривают свои владения, перегоняя по лесу зверье – попадаться на пути такому каравану смертельно опасно.

Вот и все, дорогие, друзья. Уважайте природу и его хозяина. Убирайте за собой и всегда будьте в хорошем настроении. Приятных вам путешествий!

Делитесь статьей с друзьями и рассказывайте как вести себя в лесу и уважать его хозяина.

Маленькими шагами к новому миру


В прошлый раз мы с вами познакомились с домовым. Хранителем дома и домашнего очага. Дом восточные славяне воспринимали как безопасное человеческое пространство. Но были и опасные, чуждые человеку места, где по поверьям жили свои духи. Такие места даже считали воплощением иного мира. Одним из таких мест является лес.
Полноправным «хозяином» леса считают лешего. По-другому его ещё называют: лесовик, лешак, лесной дедушка, лесной житель, лесной хозяин, лес праведный.
Отношение к лешему у славян было двойственное. С одной стороны относились к нему как к злобному проказливому духу, способному завести в чащу, болото или заставить плутать в лесу, карающему за нарушения лесных законов. С другой именно лесовик мог показать место, где много грибов и ягод, вывести на опушку, защитить от зверей и злой нечистой силы.

Представляют лешего в виде мужчины с бородой и в крестьянской одежде: кафтан, балахон, армяк, лапти, шапка из разных лоскутьев. Цвет в одежде предпочитает белый, красный, чёрный или зелёный. Вот только надевает он всё это не как человек – правую полу кафтана запахивает за левую, левый лапоть надевает на правую ногу и наоборот. Пояс леший не носит вообще, отчего его и причисляют к нечистой силе. В руках часто держит кнут, дубинку или кошелку. Правый глаз у него неподвижен и больше левого, волосы он зачёсывает налево, когда садится, то всегда закидывает левую ногу на правую. Такое видение лешего неспроста – левая сторона всегда ассоциировалась с нечистой силой.
Кожа у лесовика синеватая, глаза светятся зелёным огнём.
Но в тоже время, постоянного облика у лешего нет. Он может предстать в виде родственника или знакомого, обратиться в зверя, птицу. По желанию становится ростом с самые высокие деревья или уменьшается до размеров муравья.
Когда леший является в образе человека, увидеть его истинный облик можно, лишь посмотрев через правое ухо лошади.
Любимые места лешака – коряги, выворотни, лесные избушки и чаша леса.
Забот у лешего много. Он и лес сторожит, и распоряжается в нём всем. Как пастух следит за стадами лесных зверей, перегоняет их с места на место. Бывает что он сидит на пеньке и плетёт себе новые лапти или занимается другими хозяйственными делами, устав от которых он, бывало, выходил к остановившимся в лесу путникам погреться у костра, посидеть, поговорить.
Входя в лес, обязательно надо испросить разрешения у лешего, а лучше всего прийти с подарком. Вспомните обычай, когда идя в гости мы покупаем что-нибудь к чаю. Так, и идя в гости к лесовику, надо попросить разрешения войти в лес и отдельно разрешение для сбора грибов-ягод, ловли дичи. Иначе незваных гостей, лешак может наказать – собьёт с пути, заведёт на болото или в чащу, натравит зверей, украдёт вещи.
Охотникам, например, надо было договорится с лешим об охоте – на кого охотиться, сколько особей можно подстрелить и в какое время. Иначе лесовик всю охоту испортит, да ещё заночевавшего в лесной избушке (а охотники там часто останавливались на ночь) будет всю ночь пугать скрипами, стонами и другими страшными звуками.
Нельзя поминать лешего, когда туда собирается идти ребёнок. Брошенное сгоряча: «Понеси тебя леший!» могло обернутся плохими последствиями – ребёнок мог не вернутся из леса. Чтобы это точно не случилось, мать должна сама проводить детей в лес, положить на пень кусок хлеба, завёрнутый в тряпочку и сказать: «Царь лесной, царица лесовица, прими ты наш подарок и низкий поклон и прими ты моих малых ребят и отпусти их домой».
Если леший всё же начал доставать, то уберечься от него можно солью, огнём, бранью. Но с последней надо быть осторожнее – некоторые лешие настолько её не терпят, что карают за одно-единственное ругательство. Но самый распространённый способ спасения от лесного хозяина – вывернуть наизнанку свою одежду и надеть левую обувь на правую ногу. Тогда леший примет человека за своего собрата и перестанет морочить.
Не только охотникам и грибникам приходилось договариваться с лешим. Пастухи тоже иногда заключали с ними договор. Приходили за полночь в лес, неподпоясаные, и кликали лесного хозяина. С ним заключали устный договор о том, что стадо беспрепятственно пасётся рядом с лесом и лесу, звери его не трогают, леший не уводит. А в обмен леший просил несколько коров. Часто пастух уговаривал его на одну, но самую лучшую в стаде, а очень умелый и болтливый мог даже уговорить на пару куриных яиц. По окончании договора, обычно следующей весной, пастух должен был привести/принести лешему плату. Если он не исполнял своего слова, расплачивался тогда своей жизнью.
«Ну, с лесным раньше пастухи знались, так говорили, что у тех, кто с лесным знается, лесной выбирает из стада самую лучшую скотину. Ну, он забирает, закрывает ее, она так в лесу и остается, она зайдет в такое место, что ей не выйти. У нас все время пас Игнат. Он пас лесом. И вот знаешь, ведь с лесным надо тоже рассчитываться. А лесной взял и выбрал у него корову-то от сирот. Тут вот рядом соседка была, а у нее двое детишек. А лесной-то взял и эту корову выбрал от сирот, от бедных, а не от богатых. Пригнал пастух коров, а этой нет. Эта женщина пастуха спрашивает: «Где, Игнатий, моя корова? У меня коровы нету». Так он сходил и пригнал. Он пригнал эту корову, которую лесной себе выбрал, не отдал эту корову лесному. А надо было отдать - отдал бы, живой остался. А он не отдал, так его старуха рассказывала: «Двери ночью открыло, среди ночи все стены исхлестало в избе». Леший его захлестал. И он умер. Два дня спал, а на третий умер.»
Но лешие не только заключали договоры, но и любили развлекаться. Особенно играть в азартные игры между собой. Обычно на кон ставились подчинённые лешего – белки, зайцы. Если один лесовик проигрывал стаю в карты другому, то потом эта стая насильно перегонялась в лес выигрывавшего. Как писал об этом Сергей Максимов в книге «Нечистая, неведомая и крестная сила»: «Не освобождены от такой зависимости и беличьи стада, и если они, переселяясь несметными полчищами, и забывая всякий страх перед человеком, забегают в большие сибирские города, причем скачут по крышам, обрываются в печные трубы и прыгают даже в окна, – то дело ясное: значит, лешие целой артелью вели азартную игру, и побежденная сторона гнала проигрыш во владения счастливого соперника. По рассказам старожилов, одна из таких грандиозных игр велась в 1859 году между русскими и сибирскими лешими, причем победили русские, а продувшиеся сибиряки гнали затем из тайги свой проигрыш через Тобольск на Уральские горы, в печорскую и мезенскую тайболы.»
Существует поверье, что леший как некоторые звери засыпает на зиму – проваливается под землю 17 октября и просыпается весной, когда снег начинает таять.
Перед уходом на зиму лесовики валят деревья, роют землю, загоняют зверей в норы. Люди стараются в этот день не заходить в лес, чтобы не попасть под горячую руку.
Опасны и летние свадьбы лешего, когда в лесу поднимаются бури, выворачиваются с корнем деревья, разбрасывается валежник.
Так что будьте осторожны заходя в лес и не забудьте спросить разрешения у его хозяина.

Использованные материалы:
1. В.В. Адамчик «Словарь славянской мифологии»,
2. Е.Е. Левкиевская «Мифы и легенды восточных славян»
3. К. Королёв «Энциклопедия сверхъестественных существ»



Похожие статьи