В чем оно выражается достоинства человека. Определение слова "достоинство"

Вся доктрина прав человека, основана на одной несомненной ценности. Эта ценность - достоинство человека.

Достоинство - категория, имеющая несколько планов, уровней. В самом широком, философском плане достоинство - неотъемлемое позитивное качество человека в собирательном его значении как представителя рода человеческого. Один из основоположников концепции прав человека французский просветитель Ж.-Ж.Руссо полагал, что достоинство заложено в самой сути человека: «Отказаться от своей свободы -это значит отказаться от своего человеческого достоинства, от прав человека, даже от обязанностей... Такой отказ несовместим с человеческой природой».

В теории естественного права, в философии прав человека действует своего рода презумпция достоинства человека. Гуманизм данного подхода сформулирован во Всеобщей декларации прав человека и заключается в безусловном утверждении, что все люди - члены одной человеческой семьи, и они рождаются, уже обладая достоинством. Ив человеческом достоинстве все равны. По природе люди наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства, в духе уважения достоинства, прав и свобод другого человека.

Достоинство человека - предпосылка его прав и свобод. Только через отношения, только через совместную жизнь людей, через сравнение с чем-то другим может быть выражено достоинство человека. «Ценность, лежащая в основании естественного права, есть достойная, внутренне самостоятельная и внешне свободная жизнь всего множества индивидуальных духов, составляющих человечество, - писал русский философ И.Ильин.

Такая жизнь возможна только в виде мирного и организованного равновесия субъективных притязающих кругов; равновесия, каждому одинаково обеспечивающего возможность духовно достойной жизни, потому нарушающего это равенство лишь в сторону справедливости».

Кроме достоинства как объективной общечеловеческой характеристики, достоинство персонифицировано, воплощено в конкретных людях. И здесь есть еще два аспекта. Достоинство - это оценка конкретного человека со стороны других

людей, признание обществом тех нравственных, интеллектуальных, деловых качеств, степени ответственности, которыми этот человек обладает. Чем больше у человека имярек социально значимых, позитивных качеств, тем выше достоинство этого человека. Точкой отсчета, сравнительной шкалой, по которой мы измеряем достоинство данного человека, является некий идеал достойной личности. Важно подчеркнуть, что понятие достоинства исторически конкретно, обусловлено социокультурными и ценностными установками социума.

И еще один план: достоинство есть субъективная нравственная самооценка, самосознание человеком своей связи с обществом, своего значения, роли, вклада, влияния (чувство собственного достоинства). В личном достоинстве заложены притязания на определенное отношение к себе, требование (право) на уважение со стороны других, со стороны общества.

В рамках темы данной книги важно подчеркнуть, что достоинство - не только философско-этическая, но и конституционно -правовая категория. Конституция России (ст. 21) в соответствии с международными стандартами фиксирует: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления».

Противоправно даже обращение или наказание, унижающее человеческое достоинство. Каждый вправе защищать свое достоинство, свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Государство также берет на себя обязанности по защите достоинства личности посредством гражданско-правовых и уголовно-правовых средств.

Человеческое достоинство - известное в юридических кругах и такое малопонятное для простого человека определение.

Понимать его мы можем, как общую ценность любого человека. Ценность его со всеми его качествами и характеристиками, начиная от тех, что присущи нам, как биологическому виду и заканчивая всем, что присуще исключительно людям. В последнее время всё чаще звучат в обществе фразы типа: "N потерял(и) своё человеческое достоинство", "это унижение человеческого достоинства". Да, действительно, есть вещи, которые могут ущемить человеческое достоинство - это насилие, дискриминация и притеснение кого-либо в силу их социального статуса, цвета кожи, пола или же любых других интересов и личного мировоззрения.

Что включает в себя человеческое достоинство?

Внутренняя свобода, который обладает каждый человек от рождения. Свобода выбора и проявления своего внутреннего мира, своего внутреннего я. Унижение и потеря собственного достоинства личности означает потерю собственных внутренних ценностей, неуважение к ним. Человеческое достоинство - это личная внутренняя ценность. Уважение и самоуважение человека. Когда-то оно и правда определялось ещё при рождении. Но цивилизованное общество развивалось, стремительно шагая к равноправию всех, и с течением времени государства приняли решение, что достоинство личности не будет определяться происхождением, богатством, образованием или социальным положением.

Достоинства человека также часто определяют, как положительные черты характера. Это качества, которые человек приобрел в жизни. К которым он был склонен от рождения, которые были привиты родителями в процессе воспитания, или развиты окружением. Основные примеры достоинства человека это:

  • искренность;
  • храбрость/бесстрашие;
  • преданность;
  • ответственность;
  • дисциплинированность;
  • целеустремлённость;
  • доброжелательность;
  • спокойствие;
  • активность;
  • терпение;
  • настойчивость;
  • независимость;
  • благодарность;
  • сильная воля;
  • коммуникабельность;
  • умеренность;
  • внимательность;
  • изменяемость/возможность быстрой адаптации.

Отдельно стоит отметить, что это - именно те черты, на которые обратит внимания любой работодатель, принимая вас на работу. За долгие годы психологи придумали и вывели огромное количество различных тестов, для определения достоинств личности. Все они рекомендуют, знакомясь с людьми, в работе и дома, делать ставку именно на ваши сильные стороны, ваши положительные качества. Развивать их, знать их и ценить в себе.

Однако не всё, что для одних хорошо - будет хорошо для других. Активность, целеустремленность, бесстрашие - безусловно, достоинства мужчины. Однако так ли они будут ценны для женщины? Мы скорее можем сказать, что для мамы, сестры или подруги будут более желаемы: спокойствие, доброжелательность, мягкость и терпение. Это будут, безусловно, достоинства женщины. Исходя из того, какие черты выражены ярче, а какие – не слишком, люди выбирают себе профессии и призвания по жизни.

Наиболее простым способом определения, какое достоинство личности развито в вас больше остальных, специалисты рекомендуют выписать на лист бумаги все положительные качества, которые вы знаете, а далее расставить самому себе «оценки» по 10-ти балльной шкале – насколько то или иное качество, как вам кажется, у вас развито.

Хоть и считается, что человек создан Богом, по Его образу и подобию, он существо грешное и несовершенное. Впрочем, достоинства человека также неоспоримы, как и его недостатки. И в число этих недостатков входят такие неприглядные качества, как гордыня, жадность, зависть, осуждение, нетерпимость, упрямство и так далее, перечислять можно долго. Многие из этих качеств, к сожалению, закладываются в человеке с детства, то есть являются результатом неправильного воспитания ребенка в семье родителями.

Достоинства и недостатки человека не проявляются в нем внезапно и вдруг, это понятно. Для формирования отличительных черт характера ребенка прикладывают руку все, начиная от самих родителей и близкого окружения, и продолжая детским садом, школой и так далее. Например, если в детстве ребенка постоянно подгоняли, заставляли спешить, когда он вынужден был бегать на большое количество кружков и секций, стараться все успеть, иначе его будут ругать - у него формируется такое качество, как нетерпеливость. Так же появляется упрямство, когда родители все время стараются идти против воли ребенка и вызывают у него постоянное чувство протеста, а вседозволенность, наоборот, приводит к распущенности и высокомерию.

Недостатки, как и достоинства человека, конечно, имеют глубокие корни. Жадность может сформироваться в ребенке от недостатка любви и внимания, от этого же может появиться отчаяние и уныние, которые приведут потом к самоуничижению. Затем появится начальник, который будет подавлять его волю, так в человеке возникнут страх, лицемерие, угодливость, которые никак не приведут его к самоуважению и чувству собственного достоинства.

Что же такое - достоинства человека, как выражаются они в жизни и в характере? Вообще-то, по словарю Даля, достоинство - это уважение, совокупность достаточно высоких моральных качеств. И не надо его путать с высокомерием, это совершенно разные вещи. Когда говорят, что вот этот то имеют в виду, что он достоин уважения, благодаря его ценным личностным качествам, поведению в обществе, поступкам и так далее. Если же человек начинает завышать свою цену, он становится высокомерным, теряя, таким образом, уважение чести и достоинства личности. Поэтому надо понимать, что это совершенно разные вещи.

Достоинства и недостатки человека продолжают формироваться и тогда, когда он выйдет уже из детского возраста, под влиянием общества. Положительная оценка его поведения, поступков, возвышает его в глазах общественности. Это может придавать ему силы и желание бороться со своими недостатками и стремиться к дальнейшему совершенствованию. Отрицательная же оценка со стороны общественного мнения может привести к усугублению этих недостатков, поэтому в идеале, эта оценка должна быть объективной.

Признание обществом достоинства человека означает определенную оценку, касающуюся его моральных качеств. Чем сильнее проявляются в нем такие качества, как честность, уважение к людям, благородство, доброжелательность, искренность, скромность, чуткость и так далее, тем большую ценность такой человек представляет для общества. Соответственно, если родители хотят вырастить своего ребенка достойным членом этого самого общества, они должны с детства закладывать и развивать в нем эти

К ним также относятся:

Скромность. Это когда человек, даже обладая множеством достоинств, ведет себя просто и незаметно, не выпячивая их наружу и не бахвалясь.

Стыд и совесть. Верующие люди говорят, что это голос Божий внутри человека подсказывает ему, что есть хорошо, а что плохо и приводит к желанию раскаяться в своих плохих поступках.

Честь. Это и достойные уважения со стороны общества.

Обладающий этим никогда не нанесет никому дерзкого оскорбления, не унизит и не оскорбит другого.

В этом преимущества общения с человеком, имеющим честь и достоинство.

Человек – существо социальное. Он находится в тесной взаимосвязи с обществом. Человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки выносятся его поступкам и всей его жизни. Каждый человек время от времени задумывается о своем месте среди других людей. Мы не раз слышали о таких понятиях, как честь и достоинство. Но что они означают? Для меня, это целая совокупность определенных черт человека. Это – честность, правдивость, искренность, чистосердечность. Человек чести имеет четкие высокоморальные принципы в своем поведении, в отношениях с окружающими. Они отражают моральную ценность личности, они представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека. Высшим проявлением человеческого достоинства является благородство – нравственное величие человеческой личности. Оно может быть присуще любому человеку, честно выполняющему свой долг, живущему по нравственным меркам. Я считаю, что человек чести – это еще скромный человек, не говорящий всем вокруг о своем превосходстве. Безусловно, человек чести имеет и такое качество, как достоинство. Достоинство – это внутренняя уверенность в собственной ценности, чувства самоуважения. Понятие достоинства более универсально, нежели понятие чести. Оно подчёркивает значимость личности и не зависит от социальной принадлежности. Обычный труженик может быть гораздо более достойным, чем политик или ученый. Человек обладает достоинством, которое поддерживает он сам, и которое должны уважать другие. Близкие по значению понятия чести и достоинства, между тем, имеют важные смысловые различия. Итак, честь - это оценка с позиции общества, достоинство – оценка с точки зрения человечества, его общего предназначения. Неудивительно, что чувство чести вызывает желание возвыситься и первенствовать в той социальной группе, от которой добиваешься почестей. Чувство же собственного достоинства основано на признании морального равенства с другими людьми. Каждый индивид обладает достоинством уже потому, что он человек. Поэтому достойный член общества признает достоинство других людей и не покушается на него. Однако естественное право человека на признание его достоинства вовсе не означает, что оно проявится автоматически. Человек должен “показать” миру свое достоинство, которое выражается в порядочности, честности, принципиальности, в справедливости к другим и требовательности к себе, в скромности и простоте, в стремлении быть внутренне цельной личностью, на которую можно положиться. Только тогда можно уверенно сказать, что это – человек чести и достоинства. Если право на достоинство человек, как уже было сказано, обретает с момента появления на свет, уже только потому, что он человек, то честь приобретается им в процессе всей его жизни. Однако честь - это не просто добрая слава о человеке, обладающем перечисленными качествами. Заслужить ее можно только, доказывая собственными поступками. Также, между честью и достоинством существует определенная схожесть. Она проявляется в таком чувстве, как самооценка. При высокой объективной самооценке, человек, сознающий свои достоинства, реализующий их, законно ждёт от общества соответствующей оценки – чести. Однако не следует забывать, что погоня за честью развивает тщеславие. А тщеславие – одно из проявлений гордыни. В религии она считается одним из смертных грехов. Если говорить о нынешнем времени, то сейчас людей чести и достоинства немного. Я считаю, что воспитывать в характере чувства достоинства, чести, правдивости, искренности нужно с раннего детства. “Береги честь смолоду” – писал выдающийся человек, А.С.Пушкин. Таким образом, нужно быть достойным человеком с детства. Все события в жизни взаимосвязаны, и достоинство надо сохранять на протяжении всей жизни, люди должны думать о последствии своих поступков. Так как если человек потеряет доверие и уважение, то вернуть его будет очень тяжело.

АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ленинградский Государственный университет имени А. С. Пушкина

Кафедра Психофизиологии и клинической психологии

Курсовая работа

по теме:

«Понятие человеческое достоинство»

Выполнила: Студентка 4 курса

761 группы Шевчук С.В.

Проверила: Канд. пс. н.

Капитанаки В.Е.

Санкт-Петербург 2009г.


Введение

Глава 1. История становления понятия «человеческое достоинство» в трудах различных философов

1.1 Истоки формирования проблематики

1.2 Что же такое человеческое достоинство

Глава 2. Области распространения понятия «человеческое достоинство»

2.1 Психологический аспект

2.2 Религиозный аспект

2.3 Юридический аспект

Заключение

Список литературы

Введение

Если отдельно рассматривать понятие «достоинство» необходимо обязательно конкретизировать, что именно мы имеем ввиду. Данное понятие употребляется в контексте различных наук и направлений (психологии, философии, этики, юрисдикции, религии и мн. др.), в каждой из которых, оно рассматривается с различных точек зрения в течение уже многих лет.

Данной проблемой занимались такие ученые как: И. Кант, А. Маслоу, Дж. Мид, И.С. Кон, К. Роджерс, Э. Эриксон, Т. Шибутани, Б.Паскаль, Л. Фейербах, Д. Юм, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, М.М. Бахтин,Н.А. Бердяев, О. Вейнингер, А.Г. Асмолов, Е.И. Исаев, Г.Л. Тульчинский, Е.Н. Трубецкой, Г.Д. Банзеладзе, В.И. Слободчиков, Ю.М. Орлов, А.Е. Попов, В.В. Столин, И.И. Чеснокова и многие другие.

Актуальностью данной темы является большой интерес к проблеме «человеческого достоинства», множество споров среди ученых разных отраслей знаний и вследствие этого ее недостаточная изученность.

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия «человеческого достоинства» с позиций различных наук и областей знания.

Мы ставим перед собой такие задачи:

− изучить имеющийся теоретический материал по данному вопросу;

− сравнить на разных исторических этапах определение данного понятия;

− изучить понятие «человеческое достоинство» в различных областях знания.

Предметом в данной работе является определение понятия человеческого достоинства. А объект исследования - человек с ценностным отношением к самому себе и другим людям.


Глава 1. История становления понятия «человеческое достоинство» в трудах различных философов

1.1 Истоки формирования проблематики

Корни понятия «человеческого достоинства» уходят глубоко в древность, только рассматриваются в контексте других понятий. Когда Аристотель или Спиноза говорят о завершении природы человека в его личной жизни, мы можем предположить, что в развитии духовных способностей должно осуществляться завершение природы человека. Для каждой исторической эпохи характерен свой тип личности, со своим качественно своеобразным уровнем развития чувства собственного достоинства, определяемым господствующими в обществе производственными отношениями.

Представления о человеческом достоинстве менялись в ходе времен. В Древней Греции, чья культура служит истоком интеллектуального развития Европы, человеческое достоинство понимается как возвышение личности над обстоятельствами. Достоинство для жителя древнегреческого полиса - это прерогатива свободного гражданина.

Эпоха Возрождения, стремящаяся преодолеть церковные и сословные ограничения человека, делает тему достоинства центральной в гуманистической мысли того времени. Она связывает человеческое достоинство с универсальностью наших способностей, с тем, что каждая личность - микрокосм, в котором находит отражение и выражение макрокосм.

Идея человеческого достоинства как высшей ценности и высокого назначения человека была выдвинута и разработана гуманистами XIV-XVIII вв. в связи с новым пониманием человека (Петрарка, Ж.Ж. Руссо, И. Кант, И. Фихте). Буржуазные гуманисты этого периода провозглашали высокую ценность человека, независимо от социального происхождения. «Достоинство не утрачивается от низкого происхождения человека, лишь бы он заслужил его своей жизнью» (А.К. Дживелегов).

Достоинство человека понимается, как способность подняться над детерминацией природными условиями, как способность возвыситься над игрой бессознательных сил, пытающихся смять его и подчинить себе. Она развивалась у просветителей XVIII в., которые связывали достоинство человека с обеспечением его естественных прав и рассматривали свободу как необходимое условие сохранения и развития человеческого достоинства (Ж.Ж.Руссо).

В философии XVIII века проблема чести и достоинства личности с наибольшей остротой встала у И. Канта и Г. Гегеля. И. Кант выступает с требованием уважения к достоинству человека, но в основу достоинства он кладет абстрактное понятие моральности и не указывает тех конкретных деловых, духовных, моральных качеств человека, которые определяют его действительное общественное значение.

Он утверждал, что человек, как разумное существо, никогда не может быть средством подобно простой вещи, а всегда является целью сам по себе. Из разумности человека возникает, по И. Канту, его достоинство - особая ценность и значимость людей как личностей. Согласно И. Канту, человеческие существа реализуют свою прирожденную способность к автономии в ноуменальном мире. Именно это придает человечеству достоинство.

Но обо всем по порядку. Если попробовать найти первое упоминание о человеческом достоинстве, нельзя не упомянуть китайского философа Конфуция, который переосмысливал концепцию "благородного мужа". Вероятно, это была одна из первых в истории человечества попыток выявить атрибуты благородства человека, которые в свою очередь неразрывно перекликаются с достоинством.

В греческой античности проблема благородства также не была обделена вниманием. Знатные греки нередко называли сына с употреблением корня "аристо" - благородство. Само понятие "аристократия" на древнегреческом языке буквально означает "власть благородных" и является одной из оппозиций демократии, как власти всего свободного народа.

«Античная этика является по преимуществу учением о добродетелях и добродетельной личности», вследствие чего в Средние Века появляется наиболее значительная предпосылка аристократической культуры – европейское рыцарство. Исследования по истории морали Средних веков уже включают достаточно широкий спектр интерпретаций понятия о благородстве. Так, в своей работе М.Оссовская «Рыцарь и буржуа: исследование по истории морали» употребляет термины «рыцарство» и «благородство» прежде всего по отношению к персонам гомеровского эпоса. Такой подход представляется весьма специальным, поскольку в истории культуры широко распространено представление о феномене рыцарства как о типичном и специфическом явлении средневековой Западной Европы. В эпоху Гомера этого термина просто не существовало. В целом же работа показывает связь понятий о человеческих достоинствах, человеческих качествах, с вопросами о формировании рыцарского и буржуазного образцов личности, идеалов личности, образцов поведения, конкретных достоинств конкретного лица.

Связь понятия о благородстве с осмыслением человеческих достоинств хорошо заметно и на примере работы О.Ю. Захаровой «Генерал-фельдмаршал светлейший князь М.С. Воронцов. Рыцарь Российской империи». Доктор исторических наук О.Ю. Захарова приводит выдержки из писем, отзывы о сыне Семена Романовича Воронцова – юном Михаиле Семеновиче Воронцове. По отзыву Софьи Владимировны Паниной: «Мне остается поздравить Вас с данным сыну воспитанием: умение его объясняться… стыдит нашу молодежь, которая… вообще не блистает достоинствами, так что сношения с нею могли даже принести вред. Впрочем, с этой стороны Вам нечего бояться за вашего сына: у него, по-видимому, столько благоразумия, что он не собьётся с указанного вами пути». Во мнении о М.С. Воронцове сходится с С.В. Паниной и граф Ф.В. Ростопчин: «Не нужно было иметь много проницательности, чтобы подметить в вашем сыне все добрые отцовские качества: это увидел бы и всякий посторонний человек. Более всего поразила меня в нём нравственная чистота, спокойствие, ровность в расположении духа и основательное суждение».

Хотя само понятие "благородство" употребляется уже не первое столетие весьма широко, но предметом специального междисциплинарного рассмотрения оно становилось крайне редко. Представляется целесообразным предположить, что адекватная интерпретация этого понятия возможна в связи с осмыслением проблемы синтеза отдельных человеческих достоинств. Поэтому стоит рассмотреть немного подробнее само понятие человеческого достоинства сквозь призму истории культуры и литературы.

Человеческое достоинство как ключевая категория гуманизма исследуется столетиями. Так, Томазо Кампанелла в "Городе Солнца" описал прямую зависимость знатности и общественного положения граждан от количества освоенных наук, ремёсел и искусств. Таким образом, ещё среди концепций эпохи Возрождения встречаются трактовки знатности, как результата синтеза отдельных достоинств. Зависимость социального статуса от богатства человеческих достоинств не была разумеющейся для современников. Проект Кампанеллы общественного одобрения получить не мог. Эту тему впервые в истории человечества на суд широкой общественности вынесли уже в следующую эпоху - публицисты французского Просвещения.

Социальный резонанс был обусловлен двумя обстоятельствами: беспрецедентной ролью прессы во Франции середины и конца XVIII века и научным выяснением возможностей самовоспитания у той прослойки населения, которая оспаривала у аристократов лидерские позиции в обществе. Буржуазный индивидуализм, как детище эпохи Возрождения, привнёс много нового в смысл древнего понятия.



Похожие статьи