Статуи на острове пасхи теория происхождения. Гигантские каменные статуи на острове Пасхи (13 фото)

Есть ли у голов на острове Пасхи ноги? June 26th, 2014

Моа́и (статуя, истукан, идол) - каменные монолитные статуи на тихоокеанском острове Пасхи, принадлежащем Чили. Изготавливались аборигенным полинезийским населением между 1250 и 1500 гг. Сейчас известно 887 статуй.

Не возникал у вас вопрос, а что там в земле у голов острова Пасхи? Вот мы привыкли видеть их такими:

Фото 1.

И вот после 12-ти лет раскопок ученые обнаружили тела каменных истуканов.

Исследовательская группа во главе с Анной Ван Тилбург, руководителем «Проекта скульптура острова Пасхи», выяснила, что статуи острова Пасхи имеют не только головы, но и тела. Размеры туловищ идолов по размерам соотносимы с головами - длина тел достигает 7 метров.

Фото 2.

Исследовательница отмечает, что представления о том, что у истуканов острова Пасхи есть только головы связано с тем, что на фотографиях чаще всего запечатлевают лишь 150 скульптур, вкопанных в землю по плечи. Между тем, на острове их около 800 штук. По мнению археологов, изначально статуи не были закопаны. Они погрузились под землю под влиянием климатических изменений.

В процессе раскопок археологи выяснили, что статуи были окрашены красным пигментом, пишет газета Mirror. Кроме того, неподалеку от статуй были найдены людские захоронения.

Фото 3.

Отмечается, что во время раскопок были найдены и механизмы, позволявшие устанавливать колоссов. Ученые установили, что истуканов притаскивали на место установки в горизонтальном положении, а затем устанавливали в выкопанную яму. В качестве направляющих использовались веревки и стволы деревьев.

Спины каменных идолов покрыты надписями, говорят археологи. Анна Ван Тильбург предполагает, что петроглифы, покрывающие торс «красавцев» могут быть подписью скульптора или группы владельцев статуи.

Фото 4.

887 каменных гигантов острова Пасхи представляют собой покровителей острова. Статуи острова Пасхи также называются Моаи. Вопреки распространенному мнению, они смотрят не в сторону океана, а вглубь острова. Некоторые моаи имеют шапки из красного камня. Изготовлялись моаи в каменоломнях в центре острова. А их высота порой достигает 20 метров.

Фото 5.

Фото 6.

Фото 7.

Фото 8.

Фото 9.

Фото 10.

Фото 11.

Вот такой вариант сувенирчика из поездки на остров:

Фото 12.

А вообще еще конечно есть вот такая версия всего этого.

Или туффите каменоломни вулкана Рано Рараку (Rano Raraku ). Не исключено, что часть статуй происходит и из месторождений других вулканов, в которых имеется аналогичный камень и они ближе к местам установки. Такого материала нет на полуострове Поике. Поэтому немногие мелкие тамошние статуи изготовлены из местных пород. Несколько небольших статуй выполнены из другого камня: 22 - из трахита ; 17 - из красной базальтовой пемзы вулкана Охио, в бухте Анакена, и из других месторождений; 13 - из базальта ; 1 - из муджиерита вулкана Рано Као. Последняя - это особо почитаемая статуя высотой 2,42 м из культового места Оронго, известная как Хоа-Хака-Нана-Иа (Hoa Hakananai’a ) . С 1868 года она находится в Британском музее. Круглые цилиндры «пукао» (пучок волос) на головах статуй изготовлены из базальтовой пемзы вулкана Пуна Пао.

Аху Тонгарики

Размер и вес

В очень многих публикациях вес моаи сильно завышен. Это связано с тем, что для расчётов берётся собственно базальт (объёмная масса около 3-3,2 г/см³), а не те лёгкие базальтовые породы, что указаны выше (меньше 1,4 г/см³, редко 1,7 г/см³). Маленькие трахитовые, базальтовые и муджиеритовая статуи, действительно, изготовлены из твёрдого и тяжёлого материала.

Обычный размер моаи - 3-5 м. Средняя ширина основания - 1,6 м. Средний вес таких статуй - менее 5 т (хотя указываются веса в 12,5-13,8 т). Реже высота статуй - 10-12 м. Не более 30-40 статуй имеет вес более 10 т.

Самая высокая из заново установленных - это моаи Паро (Paro ) на аху Те-Пито-Те-Кура (Ahu Te Pito Te Kura ), высотой 9,8 м. А самая тяжёлая из этой же категории - моаи на аху Тонгарики. Вес их, как принято, сильно завышают (82 и 86 т соответственно). Хотя все подобные статуи сейчас спокойно устанавливает 15-тонный кран.

Самые высокие статуи находятся на внешнем склоне вулкана Рано Рараку. Из них самая большая - Пиропиро, 11,4 м.

А вообще крупнейшая статуя - El Gigante , размером около 21 м (по разным сведениям - 20,9 м, 21,6 м, 21,8 м, 69 футов). Называют примерный вес - и 145-165 т, и 270 т. Она находится в каменоломне и не отделена от основания.

Вес каменных цилиндров не более 500-800 кг, реже 1,5-2 т. Хотя, например, цилиндр высотой 2,4 м моаи Паро, завышая, определяют весом в 11,5 т.

Расположение

Почти половина или 45 % всех моаи (394 или 397) так и осталась в Рано Рараку. Часть не вырубили полностью, а другие установили на выложенные камнем площадки на внешнем и внутреннем склонах кратера. Причём 117 из них стоят на внутреннем склоне. Все эти моаи остались незавершёнными или их и не успели отправить в другое место. Позже они оказались погребены делювием со склона вулкана. Остальные статуи были установлены на церемониальных и погребальных платформах аху по периметру острова, или же их транспортировка так и не завершилась. Аху сейчас насчитывают 255 штук. Имея длину от нескольких метров до 160 м, они могли вмещать от одной маленькой статуи до внушительного ряда гигантов. На самой большой из них, аху Тонгарики, установлено 15 моаи. На аху было установлено меньше пятой части всех статуй. В отличие от статуй из Рано Рараку, взгляд которых направлен вниз по склону, моаи на аху смотрят вглубь острова, а точнее, - на когда-то стоявшую перед ними деревню. Многие разбитые и целые статуи оказались внутри платформ при их перестройках. Также, видимо, многие ещё находятся погребёнными в земле.

Статуя с реконструированными глазами.

Моаи раннего периода

Моаи Хоа-Хака-Нана-Иа

Моаи Хоа-Хака-Нана-Иа

Не все моаи, установленные на аху, снабжались красными (изначально чёрными) цилиндрами пукао. Их изготовляли только там, где на близлежащих вулканах имелись залежи пемзы.

Акварельный рисунок, сделанный Пьером Лоти и посвящённый мисс Саре Бернхардт. Рисунок имеет надпись "Остров Пасхи 7 января 1872 года в примерно 5 часов утра: островитяне наблюдают за моим приплытием. На острове изображены моаи, каменные истуканы острова Пасхи, черепа, уа (рапануйские дубины), а также сами рапануйцы, тела которых украшены татуировками.

Камни острова в терминах местных жителей

Они выстроены в том порядке, в каком идёт убывание прочности пород.

1) Маеа матаа (маеа - камень, матаа - наконечник [рапануйский]) - обсидиан.

Маеа ренго ренго - гальки халцедона и кремня .

2) Маеа невхиве - чёрный тяжёлый камень (чёрный гранит по У. Томсону), фактически это ксенолиты трахибазальта. Шёл на крупные рубила.

Маеа токи - базальтовые ксенолиты основных и ультраосновных пород, включённых в туфы и туфоконгломераты. Использовались для молотков и рубил.

3) Гавайитовые (андезитовые) базальтовые лавы и муджиерит (разновидность базальтовых туфов по Ф. П. Кренделеву); может быть, ещё трахит (это не базальт) - использовались для нескольких небольших статуй. Скорее всего, эти породы относятся к «маеа пупура», пункт 4.

4) Маеа пупура - плитняк андезитовых базальтовых туфов, идущий на изготовление изгородей, стен домов и монументальных платформ аху.

5) Маеа матарики - крупноблочный тахилитовый базальтовый туф или туффит, шедший на изготовление основной массы статуй моаи. Размер блоков определял размер статуи.

6) Кирикири-теа - мягкий серый базальтовый туф, шедший на изготовление краски.

Маеа хане-хане - чёрная, затем краснеющая базальтовая пемза, идущая на причёски пукао, некоторые статуи, в строительство, на краски и абразивы.

Пахоехое - пемзы андезитовых базальтов (таитян.).

См. также

Примечания

Литература

  • Кренделев Ф. П., Кондратов А. М. Безмолвные стражи тайн: Загадки острова Пасхи. - Новосибирск: «Наука», Сибирское отделение, 1990. - 181 с. (Серия «Человек и окружающая среда»). - ISBN 5-02-029176-5
  • Кренделев Ф. П. Остров Пасхи. (Геология и проблемы). - Новосибирск: «Наука», Сибирское отделение, 1976.
  • Хейердал Т. Отчёты Норвежской археологической экспедиции на остров Пасхи и в Восточную часть Тихого океана (2 тома научных отчётов)
  • Хейердал Т. Искусство острова Пасхи. - М.: Искусство, 1982. - 527 с.
  • Хейердал Т. Остров Пасхи: разгаданная тайна (Random House, 1989)
  • Jo Anne Van Tilburg . Easter Island Archaeology, Ecology and Culture. - London and Washington: D.C. British Museum Press and Smithsonian Institution Press, 1994. - ISBN 0-7141-2504-0 http://www.sscnet.ucla.edu/ioa/eisp/

Ссылки

Моаи острова Пасхи

Моаи (статуя, истукан, рапануйский идол) - каменные монолитные статуи.

Эти каменные истуканы самых разных размеров - от 3 до 21 метра. В среднем, вес одной статуи составляет от 10 до 20 тонн, но есть среди них и настоящие колоссы весом от 40 до 90 тонн. С этих каменных статуй началась слава острова Пасха (Пасхи).

Было совершенно непонятно, как они могли появиться на затерянном в океане островке со скудной растительностью и «диким» населением. Кто вытесал их, приволок на берег, водрузил на специально сделанные постаменты и увенчал увесистыми головными уборами? По версии участников экспедиции под руководством профессора Э. Мулдашева на остров Пасхи, его в своё время населяли 1 200 000 каменных истуканов, которые умели ходить. Эрнст Мулдашев считает, что у них была особая миссия на этой земле.

Гипотеза о том, что истуканы острова Пасхи являются своеобразными каменными Чипами Смерти, возникла у нас на основании изучения тибетской медицины. Дело в том, что у истуканов как бы нивелированы многие части тела (нет ног, почти нет черепа, отсутствуют контуры спины, лишь намёком показаны руки и т. д.), зато выпячены и подчёркнуты глаза, нос, уши и рот, которые в тибетской медицине считаются органами смерти, поскольку именно через них последняя и входит в организм человека.

Следует отметить, что в клетках организма недавно обнаружен так называемый ген апоптоза, или «ген смерти». Смерть как бы заложена в генетической программе клетки. Однако методы воздействия на «ген смерти» пока ещё не разработаны.

Если предположить, что истуканы острова Пасхи и в самом деле являются «чипами смерти», то как эти каменные статуи могли воздействовать на живые организмы?

Я уже говорил, что во многих преданиях и мифах мира камень считается живым существом, способным, видимо, не только обладать памятью (как чипы в электронике), но и излучать энергию информационного порядка. А если принять во внимание легенды о том, что истуканы ходили, удерживались в вертикальном положении и т. п. за счёт «каменной энергии» Мана , исходящей из подземного мира, то почему бы не выдвинуть гипотезу, что подземная Шамбала через истуканов острова Пасхи воздействовала на течение жизни в наземном мире, регулируя её через Смерть. Вполне понятно, что регуляция течения жизни должна осуществляться через «ген смерти» путём изменения его характеристик в программе жизни клетки. Такое воздействие может быть оказано волновым путём, так как 90–98% генома клетки, по последним научным данным (П. П. Гаряев и др.), составляет волновой компонент.

Вы хотите сказать, что истуканы острова Пасхи навели смертную жизнь на Земле? - Именно так. Если проанализировать древние религии, то можно понять, что телесная жизнь первоначально была заложена как бессмертная. Люди умели менять своё постаревшее тело на новое и молодое, о чём, кстати, свидетельствуют некоторые древние статуи в Латинской Америке. Это было во времена Лемурии, когда на Земле жили 10-метровые гиганты. Но даже эти прекрасные люди не избежали, как описывается, греха посчитать себя всемогущими и стали использовать технологии заклинаний со злыми целями. Наказание пришло в виде апокалипсиса, во время которого утонула основная часть Лемурии. После этого, около 4 000 000 лет тому назад, боги решили сделать земную жизнь смертной, чтобы люди не могли менять свои тела. Для этого, наверное, и были созданы истуканы острова Пасхи, которые постепенно вводили «ген смерти» в тела людей и всего живого.

Тур Хейердал пытался путём раскопок достичь основания одного из истуканов, но это ему не удалось. Основание уходило невесть куда под землю. Что вы думаете об этом?

Насчитывается несколько десятков таких истуканов в районе вулкана Рано-Рараку. Когда мы определяли направление их «взгляда», то оказалось, что все они смотрят только на запад, охватывая угол в 180 градусов, с разницей направления «взгляда» каждого истукана в 15 градусов. Это показалось нам любопытным. Дело в том, что в тибетской медицине считается, что запад - это закат, или смерть, а восток - это восход, или жизнь. Тибетская медицина исходит из принципа «микрокосм макрокосма», по которому считается, что Земля является клеточкой разумного Космоса, а человек - клеточкой Земли. Поэтому понятия «запад» и «восток» проецируются и на человека. И вполне можно допустить, что стационарные истуканы, торчащие из-под земли, являлись как бы «антеннами Шамбалы», которые управляли работой «мобильных истуканов», направляя их смертельное излучение в тот или иной сектор именно Западного полушария, как положено по принципу «микрокосм макрокосма» для регуляции жизни.

Статуи имеют чрезвычайно странный вид - у них очень большие головы с тяжелым выступающим подбородком, длинные уши и совсем нет ног. У некоторых на головах «шапки» из красного камня. К какому человеческому племени принадлежали те, чьи портреты остались на острове в виде моаи? Заостренный приподнятый нос, тонкие губы, слегка выпяченные как бы в гримасе насмешки и презрения. Глубокие выемки под надбровными дугами, большой лоб - кто они?

Небольшой остров Пасха в южной части Тихого океана, принадлежащий Чили, является одним из самых загадочных уголков нашей планеты. Услышав это название, сразу вспоминаешь о культе птиц, загадочных письменах кохау ронго-ронго и циклопических каменных площадках аху. Но самой главной достопримечательностью острова можно назвать моаи или истуканы острова Пасхи — гигантские каменные головы.

Моаи — статуи-истуканы острова Пасха

Всего на острове Пасхи насчитывается 997 статуй. Большинство из них размещено довольно хаотично, но некоторые выстроены в ряды. Облик каменных истуканов своеобразен, и истуканы острова Пасхи нельзя спутать ни с чем другим.


Огромные головы на тщедушных телах, лица с характерными мощными подбородками и словно вырубленными топором чертами лица – всё это статуи моаи.

Моаи достигают в высоту от пяти до семи метров. Отдельные экземпляры есть и по десять метров в высоту, но таких на острове единицы. Несмотря на такие размеры вес статуи на острове Пасха в среднем не превышает 5 тонн. Такой малый вес обусловлен исходным материалом.

Для создания статуи использовали вулканический туф, который гораздо легче базальта или какого-нибудь другого тяжелого камня. Этот материал по структуре своей ближе всего к пемзе, чем-то напоминает губку и довольно легко крошится.

Истуканы острова Пасха и первые европейцы

Вообще в истории острова Пасхи много тайн. Его первооткрыватель - капитан Хуан Фернандес опасаясь конкурентов, решил сохранить в тайне свою находку, сделанную в 1578-м году, а спустя некоторое время случайно умер при загадочных обстоятельствах. Хотя было ли то, что нашел испанец, островом Пасхи, до сих пор неясно.

Через 144 года, в 1722 г, на остров Пасхи наткнулся голландский адмирал Якоб Роггевен, причем произошло это событие в день христианской Пасхи. Так совершенно случайно остров Те Пито о те Хенуа, что в переводе с местного наречия значит Центр мира, превратился в остров Пасхи.

В своих записях адмирал указал, что аборигены устраивали церемонии перед каменными головами, разжигали костры и впадали в состояние похожее на транс, раскачиваясь взад и вперёд.

Чем являлись моаи для островитян, так и не выяснили, но скорее всего каменные изваяния служили идолами. Исследователи также предполагают, что каменные изваяния могли быть статуями умерших предков.

Интересно, что адмирал Роггевен со своей эскадрой не просто плавал в этом районе, он тщетно пытался найти неуловимую землю Дэвиса - английского пирата, которая по его описаниям была обнаружена лет за 35 до экспедиции голландцев. Правда, никто, кроме Дэвиса и его команды, вновь открытый архипелаг больше так и не видел.

В последующие годы интерес к острову упал. В 1774 году на остров прибыл Джеймс Кук, который и обнаружил, что за эти годы некоторые истуканы острова Пасха оказались опрокинуты. Скорее всего это было обусловлено войной между племенами аборигенов, но официальных подтверждений так получить и не удалось.

Стоящих истуканов последний раз видели в 1830 году. На остров Пасхи тогда прибыла французская эскадра. После этого статуй, установленные самими островитянами, больше никто не видел. Все они оказались либо опрокинуты, либо уничтожены.

Как появились статуи на острове Пасхи

Далекие мастера вырубали «» на склонах вулкана Рано-Рораку, расположенного в восточной части острова, из мягкого вулканического же туфа. Затем готовые статуи спускали вниз по склону и расставляли по периметру острова, на расстояние более 10 км.

Высота большинства идолов составляет от пяти до семи метров, более же поздние изваяния доходили и до 10, и до 12 метров. Туф, или, как его еще называют, пемза, из которого они сделаны, по структуре напоминает губку и легко крошится даже при легком на него воздействии. так что средний вес «моаи» не превышает 5 тонн.

Каменные аху - платформы-постаменты: достигали 150 м. в длину и 3 м. в высоту, и состояли из кусков весом до 10 т.

Все моаи, которые на данный момент находятся на острове, были восстановлены в XX веке. Последние реставрационные работы прошли относительно недавно – в период с 1992 по 1995 годы.

В свое время адмирал Роггевен, вспоминая о своем путешествии на остров, утверждал, что аборигены разводили перед идолами «моаи» костры и садились рядом на корточки, преклонив головы. После этого они складывали руки и раскачивали их вверх-вниз. Конечно, это наблюдение не в состоянии объяснить, кем на самом деле были для островитян истуканы.

Роггевен и его спутники не могли понять, как, не применяя толстых деревянных катков и прочных канатов, можно было передвигать и устанавливать подобные глыбы. У островитян не было ни колес, ни тяглового скота и никакого другого источника энергии, кроме собственных мускулов.

Древние легенды говорят, что статуи шли сами. Задавать вопрос, как это происходило на самом деле, нет никакого смысла, потому что документальных свидетельств все равно не осталось.

Существует множество гипотез передвижения «моаи», некоторые даже подтверждаются экспериментами, но все это доказывает только одно — это было возможно в принципе. И двигали статуи жители острова и никто иной. Вот для чего они это делали? Здесь начинаются расхождения.

До сих пор остаётся тайной кто и зачем создал все эти каменные лица, есть ли какой-либо смысл в хаотическом размещении статуй на острове, почему некоторые из изваяний оказались опрокинуты. Существует немало теорий отвечающих на эти вопросы, но ни одна из них официально не подтверждена.

Все, что существует на острове сегодня, было восстановлено в XX веке.

Последняя реставрация пятнадцати «моаи», расположенных между вулканом Рано-Рораку и полуостровом Поике, произошла относительно недавно — с 1992 по 1995 г. Причем занимались восстановительными работами японцы.

Прояснить ситуацию могли бы местные аборигены, если бы они дожили до наших дней. Дело в том, что в середине 19 века на острове разразилась эпидемия оспы, которую завезли с континента. Болезнь и выкосила островитян под корень…

Во второй половине XIX века умер и культ человека-птицы. Этот странный, уникальный для всей Полинезии, обряд был посвящен Макемаке - верховному божеству островитян. Избранный становился его земным воплощением. Причем, что интересно, выборы проходили регулярно, раз в год.

При этом самое активное участие в них принимали слуги или воины. Именно от них зависело, станет ли их хозяин, глава семейного клана, Тангата-ману, или человеком-птицей. Именно этому обряду обязан своим возникновением главный культовый центр - скальный поселок Оронго на самом большом вулкане Рано-Као в западной оконечности острова. Хотя, может быть, Оронго существовал задолго до возникновения культа Тангата-ману.

Предания сообщают, что наследник легендарного Хоту Матуа, первого вождя прибывшего на остров, родился именно здесь. В свою очередь, его потомки через сотни лет сами давали сигнал к началу ежегодного состязания.

Остров Пасхи был и остаётся по настоящему «белым» пятном на карте земного шара. Сложно найти подобный ему клочок земли, который хранил бы столько тайн, которые скорее всего так и никогда не будут разгаданы.

Весной на небольшие островки Моту-Као-Као, Моту-Ити и Моту-Нуи, расположенные недалеко от берега, прилетали посланники бога Макемаке - черные морские ласточки. Тот воин, который первым находил первое яйцо этих птиц и доставлял его вплавь своему господину, получал в награду семь прекрасных женщин. Ну а хозяин становился вождем, или, вернее, человеком-птицей, получая всеобщее уважение, почет и привилегии.

Последняя церемония Тангата-ману прошла в 60-х годах XIX века. После катастрофического пиратского рейда перуанцев 1862 года, когда пираты забрали в рабство все мужское население острова, выбирать человека-птицу стало некому и не из кого.

Зачем аборигены острова Пасхи высекали статуи «моаи» в карьере? Почему они прекратили это занятие? Общество, создававшее статуи, должно было существенно отличаться от тех 2000 человек, которых видел Роггевен. Оно должно было быть хорошо организовано. Что с ним произошло?

Более двух с половиной столетий тайна острова Пасхи оставалась нераскрытой. Большинство теорий об истории и развитии острова Пасхи строится на устных преданиях.

Происходит это потому, что никто до сих пор не может понять, что же начертано в письменных источниках - знаменитых табличках «ко хау моту мо ронгоронго», что в переводе приблизительно означает - рукопись для декламации.

Большая часть их была уничтожена христианскими миссионерами, но и те, что сохранились, могли бы, наверное, пролить свет на историю этого таинственного острова. И хотя ученый мир не раз бывал взбудоражен сообщениями о том, что древние письмена наконец-то расшифрованы, при тщательной проверке все это оказывалось не слишком точной интерпретацией устных фактов и сказаний

Истуканы острова Пасха: история

Несколько лет тому назад палеонтолог Дэвид Стэдмен и несколько других исследователей выполнили первое систематическое исследование острова Пасхи с тем, чтобы выяснить, каким был ранее его растительный и животный мир. В результате появились данные для новой, удивительной и поучительной, интерпретации истории его поселенцев.

Остров Пасхи был заселен примерно в 400 г. н. э. Период же изготовления статуй относится к 1200-1500 гг. Количество жителей к тому времени составляло от 7 000 до 20 000 человек. Для подъема и перемещения статуи достаточно несколько сотен человек, которые использовали канаты и катки из деревьев, имеющихся в то время в достаточном количестве.

Райский уголок, открывшийся первым поселенцам, 1600 лет спустя стал практически безжизненным. Плодородные почвы, изобилие еды, множество строительных материалов, достаточное жизненное пространство, все возможности для безбедного существования оказались уничтоженными. Ко времени посещения острова Хейердалом на острове было единственное дерево торомиро; сейчас его уже нет.

А началось все с того, что через несколько столетий после прибытия на остров люди принялись, подобно их полинезийским предкам, устанавливать на платформы каменных идолов. Со временем статуи становились все большими; их головы начали украшать красные 10-тонные короны.

В 1722 году голландское судно во главе с Якобом Роггевеном прибыло на остров, находящийся в трех тысячах километрах западнее берега Южной Америки. В этот день праздновалась Пасха, поэтому остров было решено назвать островом Пасхи. Сейчас этот остров известен всему миру. Главное его достояние - моаи, статуи, разбросанные по всему острову и уникальные во всей человеческой культуре.

По описанию Роггевена местные жители вечерами разводили перед статуями костры и садились кругом, совершая молитвы. При этом образ жизни жителей соответствовал первобытному. Жили они в маленьких хижинах из камыша, спали на циновках, вместо подушек использовали камни. Еду они готовили на раскаленных камнях. Увидев их образ жизни, голландцы не могли поверить, что эти люди могли построить каменных исполинов. Ими даже было сделано предложение, что моаи сделаны не из камня, а из глины, обсыпанной камнями. Роггевен провел на острове всего сутки, поэтому качественного исследования проведено не было.

В следующий раз европейцы заглянули сюда в 1770 году. Испанская экспедиция Фелипе Гонсалеса сразу же определила остров во владения Испании. Экспедиция увидела, что статуи сделаны все же из камня. Они даже выразили сомнения, что моаи сделаны именно на этом острове, а не доставлены с материка.

Далее последовали экспедиции Кука и Лаперуза. Кук отметил высокий уровень мастерства древних инженеров. Кука удивило, как древние люди без серьезных технологий смогли установить такие гиганты на каменные постаменты. Также он заметил, что некоторые из статуй были опрокинуты лицом вниз, причем было заметно, что причиной этому стало не естественные разрушение.

Вместе с Куком на остров высадился полинезиец, понимающий язык жителей острова Пасхи. Им было выяснено, что эти статуи устанавливались не в честь богов, а для представителей местной власти далеких времен. К тому же мнению приходят и современные исследователи.

Исследования нашей эпохи

Европейские открытия не прошли бесследно для обитателей острова. Начался вывоз предметов и ценностей аборигенов в музеи по всему миру. Большая часть этого наследия была уничтожена. Поэтому перед исследователями XX века стояло много вопросов, а на их разрешение давались лишь крупицы истории. Задача стояла не из легких.

Первое серьезное исследование моаев на острове Пасхи было проведено в 1914-1915 годах англичанкой Кэтри Рутледж. Ей была составлена карта острова с нанесенными вулканом Рано Рараку, где были высечены большая часть колоссов, тропы от вулкана к платформам с установленными статуями, около 400 статуй.

Очередное развитие событий связано с именем Тура Хейердала. Перед научным обществом была определена широта проблемы. Проблем и вопросов стояло многие, ответы на некоторые из них не нашли и по сей день.

Тайны и цифры

Моаи острова Пасхи устанавливались с X по XVI век. Создание огромных мегалитических статуй было распространено по всему миру на ранних этапах развития цивилизаций, поэтому не удивляет сам факт, что идея создания моаев могла зародиться именно здесь.

Всего было обнаружено около 1000 останков статуй, изготовленных в кратере вулкана Рано Рараку. Большая часть из них так и осталась лежать здесь. Здесь же лежит и самая большая из них - 19 метровый исполин. Одновременно производилось сразу несколько статуй, поэтому среди оставленных работ можно проследить все этапы изготовления моаев.

Работы начинались с лица. Далее обработка перетекала на бока, уши, руки на животе. Фигуры делались без ног, подобно длинному бюсту. При освобождении спины от породы рабочие начинали доставку идола к подножию. На этом пути было найдено очень много разрушенных статуй, не перенесших дорогу.

У подножия статуи устанавливались в вертикальном положении, и происходила их доработка и украшение. После этого этапа их ждала еще одна транспортировка.

За пределы вулкана удалось выбраться 383 статуям. Здесь они устанавливались на платформы от двух до 15 штук зараз. Высота находящихся здесь статуй достигает 8 метров. В былые времена головы идолов были покрыты пукао, имитирующих рыжие волосы. Первые посетители из Европы еще их застали стоящими в пукао. Последний великан был опрокинут в 1840 году.

Разрешенным оказался вопрос и по способу доставки. Так буксировка мегалитов в других народах осуществлялась людской силой при помощи канатов и саней с вращающимися роликами. Такие ролики были найдены и на острове Пасхи, что еще раз подтвердило это предположение.

В настоящий момент большинство памятников вновь установлено на платформы и продолжают глядеть на океан. Моаи действительно являются уникальным сооружением во всем мире, продолжают радовать и удивлять посетителей острова.



Похожие статьи