Как выглядел князь олег иванович рязанский. Мощи святых

Великий князь рязанский с 1350 г., сын великого князя Ивана Александровича. В первый раз летопись упоминает об Олеге 22 июля 1353 г., когда рязанцы ворвались в московские пределы и захватили город Лопасню; "князь же их Олег Иванович тогда был еще млад". Лопасня осталась за Рязанью. В следующие года в Москве начинается какое-то брожение; часть бояр переезжает в Рязань, что обострило отношения между княжествами. В 1358 г. из Орды явился в Рязань царевич Мамат-Хожа для разграничения между Москвой и Рязанью и много грабил там; московский князь все-таки заподозрил, что он действует в пользу Олега, и не пустил его на московские земли. В 1365 г. ханский князь Тагай разграбил рязанскую землю, но Олег настиг его в урочище Войнове, разбил наголову и отнял все награбленное.

В 1371 г. великий князь московский Дмитрий Иванович предпринял поход на Рязань. Причина этого похода неизвестна. Олег был разбит и бежал; Дмитрий захватил в свои руки Рязань и отдал ее Владимиру Пронскому, но зимой того же 1371 г. Олег, при помощи татарского мурзы Салахмира, вновь захватил Рязань в свои руки. Осенью 1377 г. царевич Арапша взял Переяслав; Олег едва избежал плена. В следующем году татары были разбиты рязанцами, при помощи москвитян, на берегах реки Вожи, а в 1379 г. явился Мамай и так опустошил Рязанскую землю, что, по словам летописца, ее приходилось вновь населять. Это повлияло, вероятно, на образ действий Олега во время Куликовской битвы: он вошел в сношение с Мамаем, обещая давать ему такой выход, какой рязанские князья давали при хане Узбеке, а также присоединить свои войска к войскам татарским. С союзником Мамая, князем литовским Ягайлом, Олег заключил формальный договор; но ни Ягайло, ни Олег в Куликовской битве не участвовали. Когда московские войска после победы возвращались домой и проходили через рязанские пределы, рязанцы напали на них и разграбили. Дмитрий московский хотел было идти походом на Олега, но оказалось, что он не виноват, так как в то время был на литовской границе.

В 1381 г. Олег заключил с московским князем договор: Олег считается по отношению к последнему младшим братом и в старшинстве приравнивается к Владимиру Андреевичу Храброму (см.); определены границы между Москвой и Рязанью, причем Талица, Выползов и Токасов отошли к Москве; Олег не должен вступаться в Мещеру, которую великий князь московский приобрел по купле; места, отнятые у татар, остаются за теми кто их отнял; Олег должен сложить крестное целование литовскому князю и действовать по отношению к Литве заодно с великим князем московским; для разбора дел назначается суд смесный, а в случае разногласия смесных судей - третейский. Договор этот был нарушен Олегом уже в 1382 г. Желая избавить рязанскую землю от разорения Тохтамыша, шедшего на великого князя московского, Олег стал на сторону татар, обвел их вокруг рязанской земли и указал брод на Оке. На обратном пути татары все-таки опустошили рязанскую землю; для наказания Олега предпринял поход и Дмитрий Донской. Московские войска, по словам летописца, "землю ему пусту сотвориша", так что Олегу "пущи бысть и татарские рати".

В 1385 г. Олег напал на Коломну и стал одерживать верх над москвитянами, опустошая московские пределы. Дмитрий завел переговоры с Олегом о мире, но мир был заключен только в 1386 г., при посредстве Сергия Радонежского, а в 1387 г. сын Олега, Федор, женился на дочери Дмитрия, Софье. После этого внимание Олега всецело сосредоточивается на татарах и Литве. Олег отправил в Орду заложником сына своего Родослава, но тот в 1387 г. бежал оттуда; следствием этого бегства было нашествие татар на Рязань и Любутск, во время которого сам Олег едва не попал в плен. Нашествия татар повторялись, без видимых причин, и в следующие годы. В 1394 г. татары были разбиты Олегом. В 1396-98 гг. то Олег ходил на Литву, то Витовт - на Рязанскую землю. В 1401 г. Олег предпринял поход на Смоленск и посадил там Юрия Святославича, женатого на дочери Олега; затем отправился в Литву и с большой добычей возвратился домой. Умер в 1402 г.; христианское имя Олега было Иаков, в схиме, перед смертью - Иоаким.

Олег Иванович Рязанский родился в 1338 г. и в Святом Крещении получил имя Иаков. Трижды прадедом кн. Олега был св. блгв. кн. Роман Рязанский, страстотерпец.

В 1350 г., когда Олегу было 12 лет, он унаследовал Рязанский княжеский стол. Пока он был молод, управлять княжеством помогали бояре-советники во главе с тысяцким. Окружение юного князя оберегало его, взращивало в нем благотворные ростки Православной Веры и чувства христианской любви к Родине, воспитывало в готовности к «бережению» родной земли от врагов.

Господь уготовал на долю Олега Рязанского великие испытания. Время его княжения было сложным и противоречивым. Рязанское княжество было пограничной русской землей между Диким Полем и другими русскими княжествами, поэтому первым принимало на себя удары степняков. При кн. Олеге было двенадцать татарских набегов. Не было мира и среди русских князей: продолжались междоусобицы. Под 1353 г., когда князю Олегу было всего 15 лет, в летописях приводится сообщение о завоевании им у Москвы Лопасни.

В 1365 г. на Рязанские земли внезапно напали татары во главе с Тагаем. Они сожгли Переяславль Рязанский и, ограбив ближайшие волости, возвращались в пределы мордвы. Князь Олег, собрав войска, верный православному долгу защиты Отечества, спешно выступил за Тагаем, повторяя подвиг Евпатия Коловрата. «Под Шишевским лесом на Воине» «побиша князи рязанстии татар» и вернулись в Переяславль победителя¬ми. Это была первая крупная победа русских над ордынцами.

В связи с «литовщиной», в летописях отмечается, что в 1370 г. на помощь осажденным в Москве «приспе князь Володимер Дмитриевичь Проньскый, а с ним рать рязанская». В Никоновской и Симеоновской летописях уточняется, что с пронским князем была «рать великого князя Олга Ивановича Рязанскаго».

После этого у князя Олега возникла какая-то тяжба со своим зятем, пронским князем Владимиром. Пронский князь обратился за помощью к Москве, и на Рязань была послана московская рать. 14 декабря 1371 г. Олег Рязанский потерпел поражение под Скорнищевым близ Переяславля (ныне Канищево, один из микрорайонов г. Рязани). Но уже летом 1372 г. св. Димитрий рассматривал Олега Рязанского и Владимира Пронского как союзных князей. Сообща они подписали перемирие с литовским князем Ольгердом. В продолжение восьми лет между князьями не нарушались дружеские отношения, основанные на взаимной помощи и доверии. Это подтверждает и Договорная грамота 1375 г. между св. Димитрием Ивановичем и св. Михаилом Тверским. Она признает великого князя Олега Рязанского третейским судьей в спорных делах между Москвой и Тверью. Такое доверие великие князья оказали Олегу Ивановичу, отдав должное его нравственным добродетелям и богооткровенной мудрости.

Еще рельефнее обозначился межгосударственный союз Олега Рязанского и св. Димитрия Московского в их отношениях с татарами. Никоновская летопись повествует, что в «1373 году пришли Татары из Орды от Мамая на Рязанского князя Олега Ивановича города его пожгли, множество людей побили и с большим полоном воротились во свояси». Св. Димитрий Иванович Московский с братом Владимиром Андреевичем Серпуховским собрали «всю силу княжениа великаго» и поторопились на помощь рязанцам, но опоздали. Антиордынская направленность звучит во многих договорных грамотах русских князей. Так в договоре 1375г. со св. Михаилом Тверским, где Олег Рязанский назван в числе союзников Москвы, один из главных пунктов гласил: «А пойдут на нас татарове или на тебе, битися нам и тобе с одиного всем прошву их. Или мы пойдем на них, и тобе с нами с одиного пойти на них».

Осенью 1377 г. полчища Арапши (Араб-шаха) ворвались в пределы Рязанского княжества разорив его столицу — Переяславль. Захваченный врасплох этим внезапным нападением и плененный, князь Олег, однако, не потерял самообладания и, по свидетельству Софийской летописи, «из рук убежаша изстрелян».

На следующее лето хан Мамай отправил на Русь мурзу Бегича с большой ратью. Бегич. пройдя далеко вглубь Рязанской земли, остановился у реки Вожи. правом притоке Оки. Рязанцы своевременно предупрежда¬ли св. Димитрия обо всех передвижениях Бегича. Св. блгв. князю Димитрию оставалось очень мало времени для сбора ополчения, но Олег Рязанский и его зять — князь Пронский — явились по первому зову Московского князя и встали на реке Вожже. Сражение произошло 11 августа 1378 г. на берегах этой рязанской реки, в 15 верстах от Переяславля Рязанского. Бегич был наголову разбит Московско-рязанским ополчением. Выигран¬ная союзниками битва была предвестницей Куликовской победы.

Мамай, собрав остатки разбитых войск, двинул полки на Москву. Но на его пути — на Оке — стояли вои¬ны св. Димитрия, а с ними дружины Рязанского и Пронского князей. Защищая Москву и переправы через Оку, князь Олег Рязанский тем самым оставил беззащитной свою землю. Тогда Мамай и отомстил князю Олегу Рязанскому: осенью 1378 г. нечестивые пожгли Переяславль, Дубок и другие рязанские города, многие села, взяли большой полон, «вся земля бысть пуста и огнем сожжена».

Мамай вознамерился напомнить Руси нашествие хана Батыя, отовсюду собирая огромные силы, посылая в соседние страны нанимать дружины армян, генуэзцев, черкесов, ясов и других народов. А литовский князь Ягайло, — как отметил средневековый писатель А. Кранц, — попытался вероломно воспользоваться обстанов¬кой.

Св. кн. Димитрий начал подготовку к решительному сражению с татарами. К нему стекались дружины из примыкающих к Москве княжеств.

Летом 1380 г. Орда переправилась на правый берег Волги и перекочевала к устью реки Воронежа, а затем в Рязанские пределы. Русские рати вышли навстречу. Войско св. блгв. кн. Димитрия беспрепятственно прошло через Рязанскую землю и достигло берегов Дона.

Стратегия и тактика великого рязанского князя, стремящегося достигнуть наилучших результа-тов с наименьшими для княжества потерями, была глубоко продуманной. Он во время переговоров с Мамаем и Ягайло о совместных действиях узнал их планы, и, как пишет Б.А. Рыбаков, сообщил о них блгв. кн. Димитримю. Академик Б.А. Рыбаков в статье «Куликовская битва» отметил: «Важную весть, какую не могла сообщить степная русская разведка, передал Дмитрию рязанский князь Олег Иванович… его письмо Дмитрию содержало важные и правдивые сведения, определившие весь стратегический расчет московских полководцев. Оказалось, что у Москвы не один явный враг, о котором доносят пограничные разъезды, а два врага. Второй — Ягайло — пробирается по своим землям с запада и вот-вот вольет свои войска в полчища Мамая»,

К полю битвы дружины во главе с Владимиром Серпуховским двигались, не торопясь, они прикрывали правый фланг войск св. блгв. князя Димитрия от Ягайлы, двигаясь параллельно его движению. С левого фланга войска не были прикрыты, так как охранять их не требовалось. С этой стороны стояли войска кн. Олега Рязанского.

Л.Н. Гумилев отметил, что, не преуменьшая героизма русских на Куликовом поле, немаловаж-ным фактором победы оказалось отсутствие в битве 80-тысячного литовского войска Ягайлы, который опоздал всего на один дневной переход — и не случайно. По договору вступить в сражение он был обязан только при условии соединения с войсками Олега Ивановича. А Олег не стронул с места свои войска. Он «…прииде на рубеж Литовьскый, и ту став, и рече бояром своим: «Аз хощу зде ждати вести, как князь велики пройдет мою землю и приидет в свою отчину, и яз тогда возвращуся во свояси». Он загораживал левый фланг московского войска и стоял на пути Ягайлы к Москве.

Особое значение для нас имеет известие летописца о раскаянии Ягайла в том, что он доверился Олег)’ и позволил себя обмануть: «Никогда же убо бываше Литва от Рязани учима… ныне же почто аз в безумие впадох», — приводит слова Ягайла Никоновская летопись. Ягайло правильно все понял, он увидел, что обманут, и, по словам Никоновской летописи, «побежа назад, никимже гоним».

Средневековый автор А. Кранц писал о нападениях на возвращавшиеся московские войска литовцев. Воины князя Ягайло напали на русские обозы и перерезали раненых. Литовский князь Кейстут, возмущенный этой расправой, отстранил Ягайло от престола.

Кроме летописных записей, памятником, близким по времени возникновения к событиям, является «За-донщина» Софония Рязанца. В ней в перечне убитых бояр разных городов указано 70 бояр рязанских (а каждый из них был со своим отрядом!) — много больше, чем от любого другого города.

Результатом союзнических отношений в эпоху Куликовской битвы стала «Договорная Грамота (1381 г.) Великаго Князя Рязанскаго Олега Ивановича с Великим Князем Димитрием Иоанновичем и братом его Князем Володимером Андреевичем: о бытии им в дружбе и согласии; о управлении всякому своими землями, по старым грамотам и рубежам; о незаключении ни с кем мира, а паче с Литвою и Татарами, без общаго согласия; о взаимном вспоможении противу общих их неприятелей…».

В 1382 г. на Русь пришел хан Тохтамыш. После разорения Москвы он «огнем пожже» и Рязанскую зем¬лю. Летописи повествуют: «на ту же осень (т.е. в 1382 г.) князь великий Дмитреи Ивановичь посла свою рать на князя Олга Рязаньскаго. Князь же Олег Рязанскыи не в мнозе дружине утече, а землю всю и до остатка взяша, и огнем пожгоша и пусту сътвориша, пуще ему стало и Татарьскои рати». Борьба велась между Рязанью и Москвой с 1382 по 1385 г., и Москва терпела одно поражение за другим. Под 1385 г. летописи говорят о захвате великим князем Олегом Коломны — рязанского города, перешедшего к Москве после 1301 г.

Распря между св. Димитрием Московским и Олегом Рязанским, окончившаяся поражением св. блгв. кн. Димитрия, вынудила Москву просить о мире. Олег Иванович вначале не соглашался, требовал больших уступок. Тогда св. Димитрий Донской решил отправить к Олегу Ивановичу посольство с мольбой о мире во главе с прп. Сергием Радонежским. Преподобный Сергий долго беседовал с князем о пользе душевной, о мире и о любви и «кроткими словесы и тихими речьми и благоуветливыми глаголы» смягчил Олега Ивановича. Умиленный душой, Олег Рязанский «взял с князем (Димитрием) мир вечный». И с этих пор князья имели между собою «великую любовь». В 1386 г. этот мир был скреплен браком сына вел. кн. Олега Рязанского Феодора с Софией, дочерью св.блгв. кн. Димитрия Донского. Как пишет российский историк Д.И. Иловайский: «Этот мир особенно замечателен тем, что он в действительности оправдал свое название «вечного»: с того времени не было ни одной войны не только между Олегом и Димитрием, но и между их потомками».

Олег Иванович, заботливый семьянин, вырастил и воспитал двух сыновей и четырех дочерей. Первой его женой, по преданию, была татарская царевна. После ее смерти супругой князя стала Евфросиния Ольгердовна Литовская. Историки, опираясь на документальные свидетельства, единодушно отмечают любовь Олега Рязанского к супруге Евфросинии, с которой рука об руку он прошел весь земной путь, и к детям. Великий рязанский князь был щедр и к своим зятьям, среди которых летописи указывают князя Василия Друцкого, козельского князя Ивана Титовича, смоленского — Юрия Святославича, пронского — Владимира Дмитриевича.

Посещение преподобного Сергия имело глубокое влияние на всю последующую жизнь Олега Рязанского. Он полюбил пребывание в монастырях и монашескую жизнь. Однажды князь Олег Иванович и супруга его Ефросиния в глухом, уединенном месте окрестностей реки Солотчи, за Окой, повстречали двух живших там монахов — отшельников Василия и Евфимия Солотчинских, поразивших князя своей духовной высотой. Возможно, в память этой встречи князь Олег заложил на этом месте обитель. Монастырь был основан в 1390 г. Тогда же епископ Рязанский и Муромский Феогност постриг Олега Ивановича в монашество с именем Ионы.

Инок Иона часто пребывал в Солотчинской обители и трудился как простой послушник, усердно подвизаясь о своем спасении и благоугождении Богу, украшая себя плодами Духа Святого. Веригами, добровольно возложенными на себя князем-подвижником, стала его кольчуга, которую он постоянно носил под монашеским облачением.

Жалованные грамоты князя Олега Рязанского свидетельствуют о построении им на Рязанской земле многих церквей и монастырей.

Олег Рязанский, став монахом, не оставлял светского, княжеского сана, продолжая нести крест князя-воина, имел горячее попечение об интересах земли и народа, данных ему Господом. В договорных грамотах конца XIV века впервые приводятся названия многих рязанских городов, что указывает на активную созидательную деятельность князя. Обширное строительство, конечно, велось, в первую очередь, в Переяславле Рязанском, ставшем при князе Олеге столицей княжества.

В девяностые годы XIV в. великий рязанский князь Олег Иванович по силе стал равен самым могущественным князьям Руси. Он расширил и укрепил границы княжества, возвратил земли, захваченные литовским князем Витовтом, в 1400 г. отвоевал у литовцев Смоленск, куда посадил на княжеский стол своего зятя Юрия Святославича.

Великий рязанский князь Олег Иванович скончался 5 июня 1402 г. в возрасте 65 лет. Перед смер¬тью принял схиму с именем Иоаким и завещал похоронить себя в Солотчинском монастыре. После закрытия монастыря, в 1923 г., честные останки князя Олега Рязанского были изъяты и переданы в Рязанский губернский музей. 13 июля 1990 г. честные останки Олега Ивановича были переданы в Свято-Иоанно-Богословский монастырь. 22 июня 2001 г. они были перенесены в Солотчинскую обитель. С этого дня наблюдалось мироточение и благоухание от честной главы князя Олега Рязанского.

На Рязанской земле благоверный князь Олег в течение многих веков почитался как святой. Многие страждущие притекали к мощам князя Олега Рязанского. Считалось, что более всего ходатайство благоверного князя Олега пред Престолом Божиим помогает при пьянстве и «падучей» (т.е. эпилепсии).

С.Д. Яхонтов в своем докладе, посвященном 500-летию преставления кн. Олега Ивановича, подчеркнул, что «Рязань обязана своей силой и значением в современной ему русской жизни; он наиболее сделал для ее благоустроения; в самые тревожные времена на Руси он умел оберегать и защищать свой народ… Рязанское княжество ни до, ни после него не достигало такой силы и величия».

Рязанцы хранят в своем сердце дорогое имя кн. Олега Ивановича. После 1626 г. на эмблеме Рязанской земли впервые появилась фигура князя-воина. Народное сознание сразу связало это изображение с именем Олега Рязанского.

Печатается по материалам книги:

Игумен Серафим (Питерский),

монахиня Мелетия (Панкова)

«Великий князь Олег Иванович Рязанский»

18 июня -день памяти князя Олега Рязанского. В 2017 году эта дата совпала с празднованием Недели всех святых, в земле Российской просиявших. В Солотчинском Рождества Богородицы монастыре праздничную литургию совершил митрополит Рязанский и Михайловский Марк в сослужении епископа Касимовского и Сасовского Дионисия и духовенства митрополии.

Почему князь Олег остается одним из самых известных правителей Рязанского княжества? Что это был за человек и почему его почитают поколения рязанцев? Об этом рассказал после богослужения в Солотчинском монастыре владыка Дионисий.

Дорогие братья и сестры! Я думаю, вы знаете, кому мы сегодня молимся и кого прославляем. Однако, полагаю, что далеко не все знают, почему имя князя Олега осталось на столетия в памяти жителей рязанской земли.

Это действительно уникальный случай, когда имя князя, правившего этой землей в 14 веке, сохранялось даже в советские времена. Мало кто из рязанцев не слышал имени Олега Рязанского. Что же стало причиной такой памяти о нем в народе, в Церкви? Почему даже неверующие и безбожники, хотя и осуждали в свое время его в предательстве общерусских интересов, все равно были вынуждены о нем помнить?

Господь хранит память святых. И, конечно, причина этой памяти не в том, что князь Олег был блестящим правителем своей земли… Таких было много в то время. Князья заботились о народе, после очередных татарских набегов старались восстановить народную жизнь. В этом плане Олег Рязанский был одним из многих. Так что не за государственную деятельность помнят его рязанцы.

Он с детства был вынужден взять в руки меч. Ведь Рязань была открыта набегам татар, рядом было дикое поле, из которого неожиданно появлялась орда и нещадно превращала в пепел все плоды трудов, которые несли жившие на рязанской земле люди. Именно поэтому на Рязанщине практически нет храмов каменных старше 17-го или конца 16-го века. Здесь было просто невозможно строить ничего из камня, потому что буквально каждые пять лет все разрушалось от рук иноземцев.

Князь Олег с самой юности своей был свидетелем этих постоянных трагедий. Конечно, после очередного опустошительного набега все вновь приводили в порядок. Но эта постоянная зависимость от орды, постоянный страх, который испытывали русские люди, не мог не наложить отпечатка на характер будущего правителя Рязанского княжества.

Говорят, что он был человеком суровым, очень молчаливым, иногда жестоким, и даже гордым и заносчивым. Конечно, вел он себя как самостоятельный владыка, тем более, что род рязанских князей шел от очень дальней ветви Рюриковичей (хотя все князья в то время были, в общем-то, родственниками). Рязанских князей остальные князья русские воспринимали почти как чужаков. Князь Олег Иванович почти ни с кем не общался, заключая только военные союзы или перемирия. И, конечно, его главным противником была Москва, которая в то время стремительно развивалась и становилась центром собирания русских земель.

Хотя надо сказать, что этот процесс во всей своей глубине видели только глаза святых: святителя Алексия Московского, преподобного Сергия Радонежского. В глазах остальных стремление московских князей объединить вокруг себя земли было всего лишь свидетельством их жадности. Московских князей считали выскочками и задавались вопросом: а почему не Тверь, не Новгород, не Рязань должны стать в центре Русской земли?

Так думал и князь Олег. И вот, когда пришло страшное время, когда после долгого перерыва татарский темник Мамай, став ханом, решил покарать свободолюбивые русские княжества и отправился в набег, целью которого была Москва, князь Олег не пришел на Куликово поле, а наоборот, как говорят, якобы заключил с Мамаем и с литовским князем Ягайло союз. Это потом будет поставлено ему в вину советскими историками.

Но что же произошло на самом деле? А на самом деле мы видим из самого поведения князя Димитрия, что не было этого союза. Князь Олег, хотя и воспринимал князя Димитрия как врага, но знал, что ордынцы и литовцы - враги еще более страшные. И когда князь Димитрий вместе со своим войском проходил на Куликово поле рязанскими землями, он отдал приказ – ни одной рязанской деревни не трогать, ни одному рязанцу не повредить. Московский князь не оставил у себя в тылу особой дружины. Потому что он знал: князь Олег в спину ему не ударит.

Мамай не встретился с князем Ягайло, потому что так устроил князь Олег Иванович, и татары остались одни перед объединенным русским войском. Куликово поле стало свидетелем великой нравственной победы нашего народа над захватчиками! Но после этого вражда Москвы и Рязани не прекратилась. Князь Димитрий сильно переживал из-за этого. И в первую очередь, он переживал за вот этого гордого, замкнутого, нелюдимого человека, которого он, видно, понимал своим сердцем. Но он понимал при этом, что никакие слова из его уст или уст самых искусных московских дипломатов тут не помогут. Поэтому он обратился к преподобному Сергию. Тот пешком из своей лавры пришел в Рязань. Он остановился на границе Переяславля, где потом будет основан монастырь в честь Святой Живоначальной Троицы. А на следующее утро преподобный пошел в Кремль, где беседовал с князем Олегом.

Летопись передает лишь основные моменты этой беседы. Но на самом деле никто, кроме Бога и их двоих, не знает, о чем говорили уже состоявшийся святой и святой будущий. Мы знаем только, что после этой беседы князь Олег не просто изменил свою политику по отношению к Москве, но изменился сам. Он заключил вечный мир с Москвой. Тогда вечный мир обычно длился год или полтора. Этот же вечный мир оказался по-настоящему вечным. Никогда больше рязанские князья не поднимали меч против Москвы. Князь Олег благословил брак своего сына Федора с дочерью князя Димитрия. И это тоже было непростое дело, потому что, как мы с вами уже говорили, род рязанских князей был очень далек Рюриковичам. Теперь же он вошел в семью князей русских по-настоящему.

Но самое главное изменение произошло с его сердцем. Люди стали обращать внимание, что князь, прежде гордый, жестокий, умевший говорить очень нелицеприятные и грубые вещи в лицо, стал мягче, больше молчал, учился прощать. И наказывал только тогда, когда не было уже другого выхода.

А потом, как-то охотясь, он проезжал этими (где располагается Солотчинский монастырь) местами и встретил двух подвижников, Василия и Ефимия, с которыми решил основать здесь святую обитель, посвятив ее Рождеству Пресвятой Богородицы. Нам сейчас непонятно, почему князь Олег выбрал именно этот праздник. А тогда, через десять лет после Куликовской битвы, люди понимали это очень ясно. Дело в том, что победа на Куликовом поле была одержана в самый день праздника Рождества Пресвятой Богородицы. И таким образом князь Олег и для себя, и для людей увековечил этот день. О чем он думал, о чем молился, в чем каялся, знает только Бог. Но он часто стал бывать в основанной им обители, подолгу в ней оставался. Окружающие люди видели, что князь практически не снимает с себя своей кольчуги, иногда даже спит в ней. Бразды правления княжеством при этом он постепенно передавал своему сыну Федору, делая это по-отечески, без обиды или зависти по отношению к молодому княжичу.

И никто не знал, что уже в это время князь Олег под кольчугой носит монашеский параман. Он тайно уже был пострижен в мантию с именем Иона. Это открылось только тогда, когда к нему стала подступать смерть. В Солотчинском монастыре он открыл свой постриг и был пострижен в великую схиму с именем Иоаким. Здесь он был похоронен, и здесь, по милости Божией, его благоухающая честная глава пребывает и сейчас.

Так за что же любят русские люди князя Олега, за что помнят его рязанцы – за государственный подвиг, за политический жест в сторону Москвы? Конечно нет! За его нравственный подвиг, за его духовые усилия, которые он предпринял над собой. Он наступил на свою гордость, он смирился, он глубоко понял, что для того, чтобы прекратить на Руси кровавые междоусобицы, нужно не собрать самое большое богатство и самое большое войско, а нужно проявить смирение и помолиться Богу о единстве страны.

И самым заметным был главный его духовный подвиг – превращение из гордого, заносчивого и властного человека в кроткого, доброго, смиренного, но очень сильного правителя своего удела, своего отечества. Вот за это любит его народ. Потому что каждый из нас хочет, чтобы и с нами случилось такое преображение. Чтобы мы облеклись силой Божьей и смогли наступить на свои страсти, ощутить радость и облегчение, которые чувствует человек, освободившийся от своих страстей. Уже после того, как он был похоронен, люди стали поклоняться его кольчуге, которую он не снимал весь остаток жизни, нося фактически как вериги. Кольчуга возлагалась на больных и эти страждующие, страдающие люди получали исцеление. Так Господь прославил своего угодника.

И мы, жители Рязанской земли, счастливы, что имеем такого заступника перед Богом!

Князь Олег Рязанский правил с 1350 года. По распространенной версии, он был сыном князя Ивана Александровича, а по другой - Ивана Коротопола. При этом оба его предполагаемых отца принадлежали к одной ветви Рюриковичей, являясь двоюродными братьями.

Биография князя

Князь Олег Рязанский появился на свет в 1335 году. Примерно в 1350 году он получил город Ростиславль, который не сохранился до наших дней, от наследников Ярослава Пронского.

Был весьма воинственным правителем. Князь Олег Рязанский разорил еще один древнерусский город - Лопасню, который находился на границе рязанских земель и, не сохранившийся до нашего времени. Он это сделал, чтобы отомстить за своего предка князя Константина, которого в Москве убил Юрий III. У себя в резиденции Олег Иванович принимал московских бояр, которые были недовольны правлением Ивана II.

Сыграл определенную роль в эпоху "Великой Замятни". До того как власть сконцентрировалась в руках Мамая, он, объединившись с Владимиром Пронским, а также Титом Козельским, разбил бека Тагая в 1365 году. Это произошло у Шишевского леса.

Также князь Олег Рязанский прославился тем, что в период с 1370 по 1387 годы предпринимал неоднократные попытки сохранить независимость своего княжества, которое чаще других подвергалось набегам Орды.

Подозрения в измене

В российской истории князь Олег Иванович часто оценивается негативно из-за подозрений в его предательстве во время Куликовской битвы. В основном, они основаны на переговорах, которые вел князь с Мамаем и Ягайло против Дмитрия Ивановича.

Большинство трактуют это как измену князьям, которые решили объединиться против монгольского ига. Вместе с тем отдельные исследователи считают, что это была тонкая политическая игра, главная цель которой - сохранить от разорения собственные земли.

Таким образом, великий князь Рязанский стремился склонить Дмитрия выйти навстречу Мамаю еще до того, как тот окажется на Рязанской земле, а также умышленно пытался ввести в заблуждение Ягайла и Мамая, относительно вероятного соединения с ним в районе Оки.

При этом само существование такого сговора не раз ставилось под сомнение российскими историками. Основные нападки на Олега содержатся в Симеоновской летописи. Многие уверены, что это более поздние вставки, так как подобные сведения отсутствуют в других летописях того периода.

При этом в "Задонщине", которая, как достоверно известно, была написана вскоре после Куликовской битвы, Олег не упоминается ни разу. Поэтому его союз с Мамаем остается под большим вопросом, а слух о том, что князь Олег Рязанский в Куликовской битве мог участвовать на стороне татар, распространили его противники, чтобы завладеть рязанскими землями.

В результате только в 1381 году Олег Рязанский признал себя "младшим братом", заключив договор с Дмитрием. Его хитроумная политика принесли свои плоды, мощная армия Мамая была уничтожена, рязанское княжество удалось спасти от разорения, а собственную дружину при этом сохранить. Фактически с этого момента началось присоединение Рязанского княжества к Московскому государству, хоть и официально оно закончилось только в 1456 году.

Новый виток противостояния с татарами случился, когда в 1382 году на Русь напал Тохтамыш. Дмитрий не успел собрать силы. Олег, чтобы снова сохранить свои земли от разорения, указал им на броды на реке Оке. Но Рязань все же была частично разграблена, когда войско возвращалось обратно. Той же осенью карательный поход на Рязань совершил Дмитрий. После этого стала очевидной необходимость присоединения Рязанского княжества к Московскому государству.

Участие в Перевитской битке

В истории Руси также часто упоминается Перевитская битка. Она произошла, когда в 1385 году Олег воспользовался тем, что Москва была ослаблена после нашествия на нее Тохтамыша. Он отправился походом на будущую российскую столицу, захватив Коломну.

К этому периоду имеет отношение сражение под Перевитском, которое практически не оставило следа в истории, но при этом имеет большое значение для всего государства. Оно произошло весной 1385 года. Московским войском командовал Владимир Андреевич Серпуховской, которого наголову разбили рязанские отряды.

В центре внимания оказалась как раз Коломна, которая была отнята силой у Москвы в самом начале столетия, а также то, что Олег сохранил нейтралитет в Куликовской битве.

Нападение на Московское княжество

Князь Олег все тщательно продумал и 25 марта 1385 года напал на московское княжество. Москва не стала медлить с ответом, собрав мощное войско под командованием князя Владимира Серпуховского. Узнав об этом, Олег поспешил покинуть Коломну, так как почувствовал, что не в состоянии удержать город. Свои войска он отвел как раз к Перевитску. Это была мощная, хорошо укрепленная крепость, располагавшаяся на границах рязанского княжества.

Примечательно, что московские войска в той битве потерпели поражение, вместе с тем большинство летописей умалчивает об этом событии. Определенную решающую роль в противостоянии сыграл и тот факт, что начался разлив рек. Из-за него москвичи не смогли нанести ответный удар, к тому же они были весьма ослаблены.

Дмитрий Иванович оказался фактически зажат в угол. Он был вынужден отправить богатый выкуп, чтобы вызволить пленных, но послы дважды возвращались с пустыми руками.

Рязань настаивала на территориальных уступках со стороны Москвы. Эта война, окончившаяся неудачей для будущего столичного княжества, Елецк был подчинен Рязани.

Роль Сергия Радонежского

Фактически соседние княжества в тот момент оказались на пороге очередной междоусобной войны. Избежать ее удалось только благодаря Сергию Радонежскому. Святой добился, чтобы Дмитрий и Олег заключили мир. Укрепили его в 1387 году, когда Олег выдал своего сына Федора за дочь Дмитрия Софью.

Отправиться с посольством в Рязань Сергия попросил Дмитрий. Тот не спешил, выждав два месяца, только когда начался Рождественский пост, отправился в путь. Дело в том, что одним из ключевых содержаний именно этого поста является покаяние. Человек осознает все свои грехи и прощает погрешности другим людям.

Из Москвы к Сергию присоединились охрана князя и бояре. На конном обозе они отправились к Рязани. Проехав Коломну, отслужили молебен. Оказавшись на рязанской стороне, их стали сопровождать люди рязанского князя. В Филиппов пост они прибыли в Переслав-Рязанский.

Договор между Олегом и Дмитрием

Мирный договор, который заключили между собой князья Олег и Дмитрий, подробно описывает историк Иловайский. Он отмечает, что Олег на тот момент подвергался острой критике со стороны летописцев и их последователей. Особенно замечательным этот мир был тем, что на самом деле оправдал свое название, став вечным.

После этого уже не было никаких войн между Дмитрием Донским и Олегом Ивановичем, даже их потомки больше не шли друг против друга. На место ожесточенной и кровопролитной борьбе пришли соседские и дружеские отношения, которые закреплялись родственными связями. Рязанскому княжеству удалось продлить свое политически независимое существование примерно на 125 лет.

Сергий благословил открыть в Коломне, ставшей своеобразным яблоком раздора, монастырь. С тех пор Олег всячески стал поддерживать своего зятя, смоленского князя Юрия Святославича, когда тот противостоял литовскому Витовту, пытавшемуся захватить город. При этом столкновения проходили на рязанской и литовской территориях с 1393 по 1401 годы.

Перед самой смертью Олег принял иночество, постригся в монахи он под именем Иоаким. Это произошло в Солотчинском монастыре, основанном им в 18-ти километрах от столицы княжества.

Смерть Олега

Князь Олег скончался в 1402 году. Сначала его похоронили в каменном гробу на территории Солотчинского монастыря.

Монастырь был закрыт при советской власти в 1923 году. Тогда останки князя были перенесены в Рязанский губернский музей. Уже в 1990 году после распада Советского Союза их передали в Свято-Иоанна-Богословский монастырь, а в 2001 году они, наконец, вернулись в Солотчинскую обитель. В конце концов, Олега и его супругу перезахоронили в соборе Рязанского Кремля.

Оценка правления

В наши дни по-разному оценивают период правления князя Олега. Стоит признать, что у него была сложная и противоречивая судьба, недобрая слава о нем дошла до наших дней, хотя, вероятно, все это стало делом рук более поздних летописцев.

Хоть он и считался многими изменником, в результате был признан святым. Князя нередко называли "вторым Святополком" за его жестокость и коварство. Но при этом его любили в Рязани, потому что он делал все возможное, чтобы защитить свой город от разорения, ради этого был готов даже идти на переговоры с врагами. Он стал одной из самых ярких и значимых фигур в русской истории XIV века.

Память о князе

Сегодня памятник князю Олегу установлен в Рязани. Он появился в 2007 году.

Над проектом монумента на Соборной площади Рязани работал Зураб Церетели. Его официальное открытие было приурочено к торжествам в честь 70-летнего юбилея Рязанской области.

Сегодня он является одним из главных украшений Соборной площади Рязани. Сам памятник Церетели передал в дар рязанцам.

Источник информации: "Персона" No.1, 2000.

САМ ЗА СЕБЯ

Киевские князья очень любили красивый город Переяславль на реке Трубеж. Но шли князья год за годом, век за веком на север - осваивать нынешние русские земли. А чтобы родные киевские места не забывать, красивую реку назвали привычным именем Трубеж и поставили город именем Переяславль. Так и возник Переяславль на Трубеже, у впадения в Оку. Чтобы не путать его с южным, "настоящим", стали звать его Переяславль-Эрьзянский, по названию крупного мордовского племени Эрьзя. Ясно, стал он зваться просто Эрьзянь. Но сразу же произошла метатеза - перестановка звуков для удобства славянского произношения, и город превратился в Резань, а с 18 века официально - в Рязань.

Была Рязань уделом Черниговского княжества, передовым форпостом Южной, древней Киевской Руси. На Северо-Востоке же стремительно растет могучая Владимирская Русь. А Рязань - между ними. Довольно скоро уже Южная Русь угасает, безлюдеет, становится владением великих литовских князей. И Рязань остается один на один с Владимиро-Суздальским княжеством, которое помнит, что рязанцы - чужаки, как были, так и остались ставленниками черниговских князей. И враждуют они друг с другом остервенело десятилетиями, веками. К тому же рязанцы всегда принимали на себя первый страшный удар степных орд, шедших на Русь, - так уж судьба расположила их землю, на краю, на стыке...

И последний рязанский князь Олег Иванович, бывший рязанским князем неправдоподобно долго - с 1350 по 1402 год, - все это на себе испытал полной мерой - и разорения от Орды, и разорения от Москвы.

В каждом историческом справочнике написано, что Батый в 1237 сжег город, оставив, правда, какое-то каменное городище. Так Батый пришел однажды и ушел. А великий владимирский князь Всеволод Большое Гнездо задолго до Батыя, захватив город, выколол рязанским князьям глаза. За то, что они пошли в поход на Москву и сожгли ее. Правда, сам Всеволод не хотел такой жестокой казни, он даже хотел отпустить князей. Но народ суздальский возмутился и настоял на изуверстве. Так суздальцы ненавидели рязанцев. А Всеволод затем, конечно, тут же спалил и Рязань. А когда отчаянные рязанцы снова напали на его сына, Всеволод вывел людей за город и сжег Рязань уже дотла. Камня на камне не оставил. Так что к подходу Батыя через девятнадцать лет рязанцы так и не смогли укрепиться. Но тогда они смирили свою гордыню и попросили о помощи великого владимирского князя Юрия, сына своего злейшего врага Всеволода. Что ответил Юрий, неизвестно. Но на помощь рязанцам, как известно, он не пришел.

С Москвой у Рязани тоже мира никогда не было. Тот же Олег с юных лет воевал ее как форпост враждебного Владимира, а потом уже и как самостоятельную силу. "Юноша Олег, преждевременно зрелый в пороках жестокого сердца, действовал как будущий достойный союзник Мамаев", - пишет Карамзин. Но за что было любить ему князя московского Дмитрия, будущего Донского? За 9 лет до Куликовской битвы Дмитрий (!) союзничал с Мамаем (!), и они вдвоем года три опустошали рязанские земли. При первой же размолвке Дмитрия и Мамая Олег Рязанский примкнул к Мамаю, за которым стоял могучий литовский князь Ягайло. И в письме к Ягайле накануне Куликовской битвы Олег откровенно радуется и предвосхищает успех: "Пришло теперь наше время!" Он хочет отомстить за все унижения и страхи, за попранное достоинство своей рязанской земли, за полную независимость которой от все более усиливавшейся Москвы он самозабвенно и жестоко воевал. От Москвы и от кого бы то ни было!

После битвы на Куликовом поле рязанцы повели себя страшно. Когда повезли в Москву обозы с ранеными, рязанцы нападали на них и убивали беззащитных. А что, другие были лучше? Вместе с ними раненых добивали не подоспевшие к сече украинцы и белорусы из литовских отрядов Ягайлы. А суздальцы потом написали донос на москвича Дмитрия - и Тохтамыш ни за что ни про что сжег Москву А вел Тохтамыша, показывая ему броды, его вчерашний враг Олег Рязанский. Причем в компании с суздальскими князьями, предки которых выкололи глаза его предкам. Но вел потому что хотел свою рязанскую землю уберечь, чтобы не пошла Орда через нее, не предала мечу и огню...

Суди не суди, а это политические нравы того времени. Все вступали друг с другом в кратковременные союзы и тут же предавали друг друга, чтобы затем снова соединиться против вчерашнего друга, а может, и врага...

Но добром это никогда не кончалось. Орда Тохтамыша, вроде бы новоиспеченного союзника Олега, отходя от Москвы через рязанские земли, подвергла их грабежу и насилию. То ли потому, что озверевшей от крови и пожаров солдатне недосуг было разбираться, что вчерашний враг - ныне союзник, то ли потому, что Тохтамыш не верил Олегу, так как в доносе суздальцев Дмитрий обвинялся в тайных сношениях с Литвой именно через Олега... И Дмитрий, конечно, не простил Олегу совместного похода с Тохтамышем. "Московские полки вступили в Рязанскую область, - пишет историк, - и наделали ей зла больше тохтамышевых татар". Олег затаился на три года. А затем, собравшись с силами, в 1385 году с боем взял и разграбил дочиста богатый московский удел - Коломну...

Всю свою жизнь так он и воевал - то с одними, то с другими, ни верных союзников у него не было, ни постоянных врагов. А вот рязанцы его любили и прощали ему все прегрешения, потому что был он для них свой, родной и, может быть, наиболее полно выразил собой тогдашний "рязанский менталитет" - всегда готовы спорить о неясных границах владений, неуступчивы, горды и суровы.

Конец жизни Олега едва не увенчался большой победой. Объявив войну Литве, он отбил у нее Смоленск Ненадолго. Тут же потерпел поражение и умер. Можно сказать, не сходя с седла. А просидел он в княжеском седле, напомним еще раз, ни много ни мало - 52 года!

В ЧИСТОМ ПОЛЕ

Обозрим же кратко врагов и соседей Олега Рязанского. Ягайло, Мамай, Дмитрий, Тохтамыш. Грозная Орда, гигантская Литва, могучий Владимир, набирающая силы Москва. Мощный Новгород со Псковом. Где-то далеко Турово-Пинская земля, где-то далеко Червоная Русь. У всех есть древние союзники, друзья. А Рязань - одна в чистом поле. Одна против всех. Ей всегда первый удар, первый набег, первый огонь. Поэтому она старалась, как могла, удар и набег упредить. Не случайно тогда на Руси говорили, что самые культурные - владимиро-суздальцы, самые богатые - новгородцы. А самые воинственные - рязанцы.

Вся вина или беда Олега в том, что он не был государственным деятелем общерусского масштаба. Не видел он этого масштаба, не понимал. Он знал и защищал, как мог, одну лишь свою Рязань! А общепризнанным лидером, собирателем земли русской, тогда мог стать только князь, осененный великой идеей единого общерусского православного государства.

А кто им был тогда? Никто, кроме Великого Александра Невского. И кто знает, как сложилась бы история наша, если бы Александр прокняжил не 11 лет, а 52 года, как Олег Рязанский... Один Александр Невский, гений земли русский, за век еще вынашивал и железом утверждал идею общерусского государства на основе православной веры. После него Русь на два века погрузилась в кровь и ужас раздоров.

Хорошо еще, что был Дмитрий Донской. История воздала ему чрезмерно, отдав все лавры первого защитника земли русской. На самом же деле князь Дмитрий хоть и стал продолжателем дела Александра Невского, но - довольно слабым продолжателем. Он недолюбливал Сергия Радонежского, он хотел митрополитом на Руси иметь некоего Митяя, которого отправлял "на утверждение" в Византию, опять же при помощи тогдашнего своего союзника Мамая... Митяя убили в пути, в Москве победила "партия" Сергия Радонежского. И великая заслуга Дмитрия Донского в том, что смирился перед церковью, из ее уст воспринял идею общерусского государства и в дальнейшем изо всех сил поддерживал и укреплял влияние церкви, чем укреплял единство страны. Не прояви в те годы твердость Русская православная церковь - еще не известна была бы судьба сегодняшней страны. Сама еще разобщенная, слабая, все равно с каждым десятилетием Русская православная церковь утверждала и утверждала в буйной княжеской пастве идею общерусского православного государства. И утвердила. Еще за пятнадцать лет до Куликова поля попытку бунта какого-то удельного князька Сергий Радонежский остановил одной лишь угрозой отлучения от церкви... А не будь такого влияния церкви, князья бы еще долго и с упоением резали друг друга и весь народ русский. Вот на каком фоне разворачивалась судьба нашего героя - буйного, но и многострадального князя Олега Рязанского. С его смертью закончилась одна и началась другая эпоха. Начиналась Московская Русь.

А к Олегу Рязанскому так и прилипло на века клеймо "предателя с черным сердцем", хотя он предавал, разорял и разбойничал так же, как и другие. И, кстати, всего через семь лет после Куликовской битвы Дмитрий Донской отдал свою дочь Софию за сына Олега... Но российская история так и не смогла ему простить одно предательство - перед Куликовской битвой. Битва стала переломным моментом в истории страны, а он тогда был на стороне врагов. И хотя, по некоторым источникам, Олег известил Москву о планах соединения Мамая с Литвой и уговорил Ягайлу не спешить на встречу с Мамаем, хотя все его поведение объяснялось нежеланием опять подвергнуть Рязань очередному разорению... Что с того? В переворотный момент истории он оказался не с теми. Что с того, что для него Куликовская битва была одной из многих, в которых прошла его жизнь, и ничего сверхъестественного он в ней не видел? Истории нужны герои и злодеи. На вторую роль она избрала Олега Рязанского, человека незаурядного, которого даже не любящий его "за гнусную измену" Карамзин называет смелым, отважным, мудрым, богатым умом... Вот судьба.

об Олеге Рязанском
ev 16.01.2007 03:13:38

Очень уж много неточностей. Давно доказано, что "эрзя" не может трансформироваться в "Рязань", есть много других версий происхождения названия, часто весьма забавных; Олег - не последний рязанский князь, княжил и сын, и внук, и правнук. Как княжили - другое дело, но титул имели. И Рязань Всеволод жег в 1208 г.



Похожие статьи