Как часто пестрою толпою окружен когда написано. Анализ стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружён

31 декабря 1839 года в белоколонном зале Дворянского собрания на Михайловской площади в Петербурге был устроен новогодний бал-маскарад, на котором присутствовал высший свет и Николай I с членами своей семьи. На этом балу был и Михаил Лермонтов.

Впоследствии И. С. Тургенев вспоминал: «На бале Дворянского собрания ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочерёдно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества» Лермонтов намеренно подчеркнул, что стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружён … » написано в связи с этим балом: вместо эпиграфа поставлена дата — «1 января».

Поэт изобразил в своём произведении высшее общество, которое он презирал, и открыто высказал своё к нему отношение. Главная тема стихотворения — обличение жизненного «маскарада» и холодной
бездушности светского общества.

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «КАК ЧАСТО ПЕСТРОЮ ТОЛПОЮ ОКРУЖЕН»
⦁ Тема: духовная пустота современного поэту общества.
⦁ Идея: анализ светского общества того времени, обличение его лицемерия и бездушности.

У произведения кольцевая композиция. Оно начинается и заканчивается описанием высшего света. В середине же лирический герой переносится в детство — он окунается в естественный мир гармонии. Для произведения характерно сочетание двух контрастных жанров — элегии и сатиры.

В стихотворении «Как часто пестрое толпою окружен» три смысловые части. В первой части проанализирована картина великосветского бала. Во второй — Лермонтов уводит читателя в светлый мир своих воспоминаний. В третьей части лирический герой возвращается в чуждый ему мир, что вызывает в нём бурю негодования и душевной боли.

Два первых шестистишия представляют собой одно сложноподчинённое предложение с двумя придаточными:
Как часто, пёстрою толпою окружён …
Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки.

Перечитывая два распространённых придаточных, читатель явно ощущает нагромождение образов, мелькание пёстрых фигур и масок. Такие эмоциональные ощущения, созданные сложной синтаксической конструкцией, сближают читателя с лирическим героем.

Герою скучно среди «пёстрой толпы », «дикого шёпота затверженных речей», среди «бездушных людей» и «приличьем стянутых масок».

Женщины на этом балу, хоть и красивы, но очень похожи на кукол-марионеток. Лирическому герою неприятны их кокетливость, жесты, отрепетированные перед зеркалом, «давно бестрепетные» руки, не знающие ни волнения, ни смущения. Эти городские красавицы знают себе цену и уверены, что никто не устоит перед их чарами. Но герою скучно среди них.

Все присутствующие на балу надели маскарадные маски будто для того, чтобы скрыть своё бездушие и прочие пороки, В этой толпе лирический герой чувствует себя чужим и одиноким. Чтобы отвлечься от неприятного шума и блеска, он мысленно уносится в заветный мир грёз — в своё детство.

Вторая часть стихотворения погружает читателя в особую атмосферу:
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей …

Родные места — это Тарханы, где прошло детство Лермонтова. Идёт явное противопоставление бездушного мира высшего общества живой природе:
В аллею тёмную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и жёлтые листы
Шумят под робкими шагами.

Душа лирического героя тянется к естественности и искренности — к тому, что давно забыто в «высшем свете». Родной дом и детство для Лермонтова — символы «идеального мира » (он показан в произведениях «Родина», «Мцыри», «Воля»). Но «идеальный мир » существует только в воспоминаниях, и герой «памятью к недавней старине » летит «вольной птицей ».

Поэт нарисовал романтический пейзаж. Здесь есть все романтические атрибуты: спящий пруд, дымка, туманы, тёмная аллея. Создана поэтическая атмосфера таинственности и Божественного присутствия.

Именно в такой момент лирический герой обращается к теме любви. Он рассказывает то ли о своём сне, то ли о своей мечте.

Образ прекрасной девушки для него — воплощение чистоты и нежности:
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.

Эти глаза и розовая улыбка — полный контраст с масками бездушных людей на балу. Только в этом мире лирический герой счастлив — здесь он ощущает гармонию.

Получается, что душа лирического героя принадлежит миру идеальному, а жить он вынужден в мире реальном — среди «пёстрой толпы ». Его трагедия — трагедия всех романтических героев. Она заключается в том, что герой обречён на вечные скитания между этими двумя мирами.

Картины детства в сравнении с картинами бала так прекрасны, что когда лирический герой вновь оказывается среди ненавистной ему толпы, он уже не может выносить эту удушающую атмосферу, и
у него возникает желание бросить гневный вызов царству масок:
О, как мне хочется смутить весёлость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью! ..

Выразительные средства языка помогают поэту раскрыть идейное содержание стихотворения. Оно целиком построено на антитезе (противопоставлении). Поэт изображает два мира, используя резкие контрасты.

Жанр: элегия с элементами сатиры.
КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ
Часть 1
Изображение надменного высшего общества, это не люди, а «приличьем стянутые маски», «образы бездушные людей».
Часть 2
Погружение в воспоминания о детстве и юности, о чистых мечтах и родных местах.
Часть 3
Гневный вызов и протест: «О, как мне хочется смутить весёлость их / / и дерзко бросить им в глаза железный стих, / / облитый горечью и злостью! .. »

В стихотворении контрастно всё — звуки, цвета. Мир суеты нарисован словами пёстрая, мелькают, маски — здесь яркость и блеск смешиваются в одну безликую массу.

Рисуя идеальный мир, поэт использует совершенно другую палитру — это лазурь, зелень трав, сиянье, розовая улыбка, жёлтые листья. Звуковой тон в этих мирах тоже различается.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
⦁ Эпитеты: пёстрая толпа, дикий шёпот, затверженные речи, образы бездушные, бестрепетные руки, спящий пруд, лазурного огня, с улыбкой розовой, царство дивное.
⦁ Метафоры: ласкаю я в душе старинную мечту; и дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью.
⦁ Олицетворения: листы шумят, луч глядит, встают вдали туманы.

Праздник масок сопровождается шумом музыки, пляски, «диким шепотом: — всё это очень дисгармонично. Звуки идеального мира складываются в тихую мелодию — это тишина, шуршание листьев, плач человека.

Изображая художественное пространство мира земного, Лермонтов показывает нам тесный круг безликих фигур — «пёструю толпу», которая монотонно вращается вокруг лирического героя «при шуме музыки и пляски».

Здесь властвуют теснота и несвобода — «приличьем стянутые маски». А вот пространство воображаемого мира безгранично. Здесь и бесконечное небо (<лечу Я вольной, вольной птицей»), и бесконечные просторы (поле, пруд, туманы), и бесконечная глубь (тёмная аллея, уводящая в таинственную неизвестность).

У стихотворения сложный, сбивчивый размер (иногда шести-, иногда четырехстопный ямб). Наблюдается также сочетание парной рифмовки с кольцевой. Всё это вместе, как и сложные синтаксические конструкции, передают мучительное, дисгармоничное состояние лирического героя.

5 / 5. 7

Читать стих “Как часто, пёстрою толпою окружён” Лермонтова Михаила Юрьевича нужно как произведение, раскрывающее противоречивый внутренни мир поэта. Молодой человек рано понял, что не создан для светской жизни, однако же, приехав в январе 1840-го году в отпуск в Москву, он окунулся в нее и сразу почувствовал отвращение. Эту эмоцию он и передает в стихотворении, написанном тогда же.

Прочитанные онлайн или на уроке литературы в классе строки, с одной стороны погружают в мир грез автора, который вспоминает свое беззаботное детство, уединившись ото всех, с другой стороны – легко ощутить и его раздражение, когда в мир мечтаний врывается светская реальность. В такие минуты поэт хочет передать окружающим горечь и злобу, обуревающие его, о чем напрямую и говориться в тексте стихотворения Лермонтова “Как часто, пёстрою толпою окружён”.

Если учить его полностью, также несложно заметить, какой противоречивой личностью является автор: это мечтательный юноша с одной стороны и разочаровавшийся в жизни циник – с другой. Он хочет, чтобы жизнь была полна смысла, но не может его найти, и потому выплескивает свое раздражение и досаду на людей и себя, в том числе, в желчных поэтических строчках.

Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шопоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски,

Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки, -
Наружно погружась в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки.

И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, - памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком; и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится - и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.

И странная тоска теснит уж грудь мою:
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
Люблю мечты моей созданье
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.

Так царства дивного всесильный господин -
Я долгие часы просиживал один,
И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей
Цветет на влажной их пустыне.

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
На праздник незванную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их,
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..

Как часто, пёстрою толпою окружён (Лермонтов)

«Как часто, пёстрою толпою окружён»

Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски,

Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки, -
Наружно погружась в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки.

И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, - памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком; и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится - и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.

И странная тоска теснит уж грудь мою:
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
Люблю мечты моей созданье
С глазами полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.

Так царства дивного всесильный господин -
Я долгие часы просиживал один,
И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей
Цветет на влажной их пустыне.

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
На праздник незванную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их,
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..

М.Ю. Лермонтов

«Как часто пёстрою толпою окружён» - творческая работа в стихотворной форме, созданная в 1840 году Михаилом Юрьевичем Лермонтовым .

Данное стихотворение оценивается многими критиками, как одно из самых значительных стихотворений Лермонтова, по душевному настрою и эмоциональному пафосу близкое к «Смерти поэта». По свидетельствам современников, это стихотворение написано после посещения Лермонтовым маскарада в ночь с 1-го на 2-ое января 1840 года . Опубликование повлекло за собой новые гонения на поэта, совсем недавно «прощённого». Тема маскарада символична. Сравнивая стихотворение с «Маскарадом », несложно понять, что насмешка над конкретными чертами жизни - не что иное, как подчёркивание поэтом всей фальши светского общества. Воображаемое прошлое, светлые мечты конкурируют в сознании поэта с призрачной реальностью, пропитанной враньём и «маской». И эта грязь действительности не вызывает в душе Лермонтова ничего, кроме презрения.

Литература

  • Сборник «Лермонтов „Лирика“» под редакцией Е. Д. Волжиной.
  • Сборник «Лермонтов „Избранные стихотворения“» редакции 1982 года.

Как часто, пестрою толпою окружен, Когда передо мной, как будто бы сквозь сон, При шуме музыки и пляски, При диком шепоте затверженных речей, Мелькают образы бездушные людей, Приличьем стянутые маски, Когда касаются холодных рук моих С небрежной смелостью красавиц городских Давно бестрепетные руки, - Наружно погружась в их блеск и суету, Ласкаю я в душе старинную мечту, Погибших лет святые звуки. И если как-нибудь на миг удастся мне Забыться, - памятью к недавней старине Лечу я вольной, вольной птицей; И вижу я себя ребенком, и кругом Родные всё места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей; Зеленой сетью трав подернут спящий пруд, А за прудом село дымится - и встают Вдали туманы над полями. В аллею темную вхожу я; сквозь кусты Глядит вечерний луч, и желтые листы Шумят под робкими шагами. И странная тоска теснит уж грудь мою; Я думаю об ней, я плачу и люблю, Люблю мечты моей созданье С глазами, полными лазурного огня, С улыбкой розовой, как молодого дня За рощей первое сиянье. Так царства дивного всесильный господин - Я долгие часы просиживал один, И память их жива поныне Под бурей тягостных сомнений и страстей, Как свежий островок безвредно средь морей Цветет на влажной их пустыне. Когда ж, опомнившись, обман я узнаю И шум толпы людской спугнет мечту мою, На праздник незванную гостью, О, как мне хочется смутить веселость их И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!..

Анализ стихотворения Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен…»

Будучи подростком, Михаил Лермонтов мечтал о том, чтобы блистать в светском обществе. Однако со временем понял, что люди, с которыми ему приходится общаться на различных балах и приемах, отличаются удивительным лицемерием. Очень скоро молодому поэту наскучили пустые и высокопарные разговоры, которые не имели никакого отношения к действительности, и он стал избегать общения с теми, кого считал «людьми с двойным дном».

Следует учитывать и тот факт, что сам Лермонтов от природы был достаточно скрытным человеком, он не умел на должном уровне поддерживать светскую беседу и награждать женщин льстивыми комплиментами. Когда этого требовал этикет, поэт становился резким и насмешливым, из-за чего очень скоро снискал славу невоспитанного грубияна, презирающего этикет. О чем думал в эти минуты поэт? Свои мысли и наблюдения он попытался изложить в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…», которое написал в январе 1840 года. В это время Лермонтов, получив очередной отпуск, на несколько недель приехал в Москву и оказался в гуще светских событий, когда традиционные зимние балы следовали буквально один за другим. Проигнорировать он их не мог, однако удовольствия от необходимости присутствовать на каждом таком мероприятии явно не испытывал.

В воспоминаниях Ивана Сергеевича Тургенева сохранилась история создания стихотворения. Писатель наблюдал, как проходили празднества в честь наступающего 1840 года. На одном из костюмированных балов он заметил Лермонтова, окружённого толпой гостей. «Ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали за руки…», – так описал Тургенев увиденное. Писателю показалось на миг, что он видит на лице Михаила Юрьевича просветление, будто тот погрузился во вдохновенный транс. Иван Сергеевич предположил, что именно в тот момент в душе поэта рождались строки этого философского стихотворения.

Лирический герой стихотворения – сам поэт. Михаил Юрьевич выступает в качестве мудрого наблюдателя, который следит не только за окружающим его миром, но и за самим собой. Автор рассказывает о том, как посреди шума великосветского салона важно бывает вспомнить о том, что по-настоящему ценно.

Герой, пресытившись фальшивым блеском маскарада, мысленно уносится в своё детство, которое он провёл в усадьбе на лоне природы. То время ассоциируется у поэта с искренностью, чистотой, настоящими чувствами. Он противопоставляет в стихотворении образы действительности и прошлого. Мир аристократического салона представляется Михаилу Юрьевичу неживым. Автор использует для его изображения жесткие эпитеты: «дикий шёпот затвёрженных речей», «красавиц городских бестрепетные руки», «приличьем стянутые маски». Интересно выражение «образы бездушные людей», оно ярко показывает, что для Лермонтова людей в этой толпе нет, а есть только тщательно поддерживаемые видимости, то, какими люди хотят казаться.

Но вот поэт описывает мир своего детства. Настроение стихотворения стремительно меняется. Появляется мягкая мечтательность, отражённая в живописных образах: «спящий пруд», «царства дивного всесильный господин». Изящные очаровательные эпитеты наполняют эту часть стихотворения: «аллею тёмную», «вечерний луч», «зелёной сетью трав», «вольной, вольной птицей». Анафора
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня…
подчёркивает нежность, которую автор испытывает по отношению к этим воспоминаниям.

Но неизбежно сознание поэта возвращается к жестокой реальности, и снова в стихотворении появляются пугающие фразы, например, «железный стих, облитый горечью и злостью».

Поэт не призывает читателя чему-то научиться, но он показывает на своём примере, что следует ценить, а к чему относиться с осторожностью. В этом кроется поразительная способность литературы помогать людям понимать жизнь в её разных проявлениях.



Похожие статьи