Иконописные «курсы»: простота или шарлатанство? Иконописные школы.

Не так давно через одну из социальных сетей ко мне обратилась девушка с просьбой научить ее . При этом девушка рассказала, что имеет определенную подготовку, так как закончила «иконописные курсы», и показала ряд своих работ (очевидно, лучших). Сказать, что это было печально – ничего не сказать. Работы походили на грубо раскрашенные детские рисунки, только в них отсутствовала свойственная детским рисункам простота и искренность. Ужасным было все: линия, цвет, фактура. Всё выглядело как-то небрежно, грязно, неаккуратно.

Первым порывом было сказать: «Простите, но я ничем не могу Вам помочь. Единственный совет – выбросить кисти и никогда, никогда больше не заниматься иконами!». Однако, один момент остановил мой порыв. Эти беспомощные работы были мне столь знакомы, выглядели столь симптоматично, что я, дабы убедиться в своих догадках, задал девушке ряд наводящих вопросов касательно законченных ею курсов.

Выяснилось следующее. На курсы принимают всех желающих, независимо от того, имеют ли они или не имеют какое-либо художественное образование. Теоретическое обучение сводилось в основном к высокодуховным словесам о значении иконы. О том, как важно писать именно на доске, именно минеральными пигментами и о важности замешивания этих самых пигментов исключительно на яичном желтке.

Что все эти материалы имеют глубочайший мистический смысл и что использование в иконописи синтетических современных материалов – это страшная ересь. Все это было круто замешено на параблагочестивых сказках. При этом ни слова не было сказано о композиции, линии, ритме, цвете.

Практические же занятия сводились к раскрашиванию весьма кривых репродукций прорисей русских икон XVI-XVII веков. Самостоятельное рисование на курсах не приветствовалось: согласно мнению преподавателей, писать иконы можно, лишь слепо копируя некие «древние образцы».

Результат такого преподавательского подхода я и имел счастье только что лицезреть воочию.

Самым важным для меня в этом случае явилось то, что с подобными просьбами о помощи со стороны тех, кто окончил подобные курсы и оказался один на один с собственной несостоятельностью, я сталкиваюсь не впервые. Несмотря ни на что, разумеется, существуют и серьезные школы, качественно преподающие иконопись. Но мы описываем явление совершенно иного порядка.

По всему миру, где только есть православные общины – в Москве, в Сибири, в Киеве, в США – где угодно можно встретить группы, преподающие иконопись в три захода с одними и теми же методами и, как следствие, результатами. Сотни организаций занимаются торговлей иллюзиями и выпускают сотни сотен богомазов, не умеющих рисовать, однако же пребывающих в уверенности, что они настоящие иконописцы, ещё и с «дипломом»!

Решить такую проблему довольно непросто, и у нас нет готовых рецептов. Но выявить корень проблемы мы все же можем.

Так почему же появляется такое количество дилетантских организаций, занятых выпуском дилетантов? Первое, что приходит на ум, довольно банально: спрос рождает предложение. Но для возникновения спроса необходима почва. И на этом моменте стоит остановиться отдельно. «Гумус», удобряющий эту почву, состоит из многих компонентов. Но основные неизменны – узкий кругозор и стереотипы.

Самые расхожие и ложные стереотипы касаются вопроса, что такое икона вообще. Обычно считается, что икона – это священное изображение, писанное желтковой темперой на деревянной доске, покрытой меловым грунтом (левкасом). Причем писанное в определенном художественном стиле, который условно именуются «византийским».

С легкой руки некоторых искусствоведов и религиозных философов, труды которых устарели ещё в прошлом веке, под «византийским стилем» понимается некий средневековый стиль изображения, чуждый всякому реализму. Реализм же представляется чем-то недуховным, плотским и искусительным.

Также к этому стоит добавить довольно известное заблуждение, что «икона – это не искусство». Или: «икона прекрасна внутренней красотой» (этот тезис обычно читается наоборот – чем безобразнее, тем «духовнее»).

Как это влияет на восприятие? Человек, вооруженный этими «откровениями» отныне видит всю иконопись через кривые очки. Для него теперь творение деревенского богомаза неотличимо от творчества . Все искажения пропорций и цвета, которые происходят от неумелости средневековых шабашников, наделяются неким глубоким смыслом.

Но ведь можно шагнуть дальше: ведь если сельский примитив равен Рублеву, а я смогу так же, то почему бы и мне не попробовать? Возникает соблазн доступности. И это неудивительно: еще со времен СССР иконопись фактически сводится к народному промыслу наравне с матрёшками, глиняными свистульками и лубочными картинками. И это характерно не только для России.

В Украине (особенно в западных областях) также имеет место тяга к народной примитивной иконе и находится масса подражателей таковой. Причем, в отличие от искренности народного примитива, мы получаем на выходе претенциозную вульгарную поделку.

Конечно, нельзя хулить народную икону как таковую. Но всегда нужно иметь в виду, что примитив не есть продукт осознанного выбора. Абсолютно очевидно, что в деревнях писали так, как умели, используя те образцы, какие попадались. Получить систематическое художественное образование сельский богомаз нигде не мог, увидеть мозаики Мортораны, великолепную синайскую коллекцию икон, афонские рукописи, росписи Панселиноса и т.д. он также не мог.

Если же говорить об исключительно русских провинциальных изографах, то даже если бы им удалось хоть раз в жизни выбраться в некий культурный центр, будь то Новгород или Москва, они бы не увидели оригиналов того же Рублева, иконы которого довольно быстро потемнели от некачественной олифы и были искажены последующими «поновлениями».

Кстати, именно этим объясняется наличие темных ликов на большинстве русских икон XVI – XVII веков. Всё это вполне понятно и объяснимо. Так почему же теперь, в эпоху интернета, когда репродукции лучших образцов иконописи за всю полуторатысячелетнюю историю можно найти в свободном доступе, новоявленные иконники упорно выбирают «лубочный» стиль? Очевидно срабатывает описанная выше установка.

И беда в том, что таким видением заражена довольно немалая часть церковного общества, которая считает, что икона – это не искусство, что для того, чтобы стать иконописцем, достаточно только молиться, поститься и вычитывать определенные молитвословия.

Помнится, на одном форуме иконописцев было такое сообщение: «Здравствуйте, ребята! Мне предстоит написать праздничный ряд иконостаса. Опыта в иконописи практически никакого. Очень надеюсь на Божию Помощь и вашу! Хочу начать с прориси. Пожалуйста, если у кого есть в хорошем разрешении фото – буду очень благодарна!».

Писала некая девица, причем писала чудовищно неграмотно (я, как мог, исправил приведенную здесь цитату). Как оказалось, некий батюшка благословил эту девицу писать иконостас, несмотря на полное отсутствие умения.

Но что еще хотеть, если и сейчас многие известные искусствоведы продолжают повторять заклинание о некой «внутренней красоте» иконы и ставить на одну доску высочайшие шедевры Византии и грубую мазню кустарей от иконы. Более того, эта мазня популяризируется (особенно, если связана с русским зарубежьем). В результате, имеем то, что имеем.

Ну и уж совсем неудивительно, что в такой атмосфере появляются ушлые дельцы, готовые заработать на наивных мечтателях, мнящих себя новыми Рублевыми и Феофанами.

Есть, например, организация, базирующаяся в США и имеющая отделения по всему миру: в Канаде, Великобритании, Эстонии, а теперь и России. Организация проводит лекции, семинары, практические курсы. На этих мероприятиях за определенную плату слушателей потчуют высокими словесами и глубокими смыслами, оглушают красивой, но бессодержательной терминологией. Практической пользы от подобных тренингов никакой, но народ клюет на красивую обертку и несет свои деньги (об этой организации, если получится, я хотел бы позднее поговорить отдельно).

И таких организаций очень и очень много. Так, например, в Хабаровске берутся обучить иконописи любого желающего за 7 дней. Главное требование к ученикам – совершенное отсутствие навыков рисования. От теории к практике переходят за час. Преподает бывший экскаваторщик и матрос, сам обучавшийся иконописи в неком монастыре под Костромой.

Красноречивее всего о данной школе, говорится в репортаже местных новостей: «Один курс у иконописцев длится всего неделю, достаточно, чтобы научиться нехитрому мастерству даже тем, кто кисть с красками держал только в школе».

Непонятно, чего здесь больше: простоты, глупости или холодного расчета. На сам факт того, что святое искусство иконописания оказывается «нехитрым мастерством», которому можно обучить кого угодно за неделю, вызывает мое совершеннейшее недоумение. Ведь на местах, по епархиям такие «учителя», как и упомянутый экскаваторщик, очень часто имеет благословение от местного духовенства.

Неужели никто не видит в этом кощунственного отношения к иконе? За что лилась мученическая кровь в иконоборческое гонение? Неужто за «нехитрое мастерство»?

Можно сказать, конечно, что я преувеличиваю. Однако, не так давно стал широко известен факт, что одна из кощунниц из организации – из той, что спиливают кресты, – как раз закончила подобного рода «иконописные курсы» и даже пишет иконы на продажу…

Возвращаясь же к тому, с чего я начал, отмечу, что придя в себя от увиденного, я не стал советовать девушке выбрасывать кисти (в конце концов, она ведь осознала собственную немощь, а не закоснела в уверенности, что раз курсы пройдены, ей можно свободно заниматься производством шедевров). Я всего лишь порекомендовал ей начать учиться рисовать. Ответа не последовало. Может, девушка уже берет уроки рисования?

Иконопись - это вид живописи, обладающий своей эстетикой, приёмами, технологией. В данной статье основное внимание я уделяю эстетико-ремесленному началу в иконописи. Для создания совершенного образа, по возможности, нужно овладевать и совершенной формой. Кроме овладения ремесленными навыками необходимо воспитывать художественный вкус, почаще созерцать шедевры русской и мировой иконописи, находящихся в музеях, что, к сожалению, доступно не всем. Часто репродукции икон грешат искажением цвета, сами иконы бывают в плачевном состоянии. Для обучения необходимы, конечно, хорошие альбомы, репродукции, лучше фотографии фрагментов, сделанные в музеях, которыми обладают серьёзные иконописные школы.

После элементарных упражнений, описанных в предыдущей статье - горки, архитектура, вода, деревья, можно приступить к письму античных одеяний святых, поизучать систему пробело́в на складках. Основные приёмы создания иконописной оптической системы: роскрышь, притенение, высветление, опись, лессировка. Часто учащиеся вместо постоянных упражнений желают узнать какие-то «секреты» или «особые технологии», которых не существует. Лучше хорошо выполнить простую задачу, например, многократно написать рукав, или другой фрагмент одеяний, чтобы он выглядел убедительно. Упражнения можно делать на залевкашенной натянутой бумаге или оргалите, неудавшиеся моменты надо научиться счищать скальпелем. Роскрышь, т. е. пятно цвета на одеждах, набирается плотнее, чем горки, но с некоторой долей прозрачности. Пробела́ имеют ступенчатый характер, достигая в некоторых древнерусских иконах до пяти ступеней. Они должны чётко отделяться друг от друга, иметь свою логику построения объёма. Начинаются пробела́ не чистыми белилами, в них может подмешиваться цвет роскрыши или другой пигмент. На сиреневом цвете часто делаются холодно-синие пробела́, такой цвет дают смесь белил и чёрного. Пробела́ в последних фазах достигают полной плотности, в средних - более прозрачно, сквозь них может просвечивать цвет одежд. С теневой стороны объём моделируется «притенениями» - тонкими, прозрачными, лессировочными слоями краски, цвета немного темнее роскрыши. Завершается построение формы описями и белильными тонкими мазками. Описи создают теневую «глубину», они имеют разную интенсивность, с теневой стороны - темнее. Необходимо научиться в поисках выразительности спокойно «мять» материал, менять пропорции, цвета, двигать какие-то детали, что-то счищать частично или полностью. Исправления рисунка видны на древних иконах, никакой «графьёй» старые мастера не пользовались. Процарапывание контура делается при золочении, чтобы при нахлёстывании золота не потерять силуэт. Техника построения объёма в иконе многослойная, слои подсушиваются, работа «по сырому» не ведётся.

При написании многоцветных праздников важно гармонично подобрать цвета, постепенно уточняя их, всегда лучше начинать бледно, чем потом счищать слои скальпелем. В искусстве иконописи многое зависит от внутренней культуры человека, его эстетических принципов и ремесленно-художественных навыков, умение выбирать из всего огромного материала самое выразительное. Все цвета на иконе поддерживают друг друга, сам по себе цвет вообще не существует, какой нибудь охристый цвет рядом с синим выглядит ярко-оранжевым, а грязно-зелёный рядом с красным становится весьма ярким. Можно делать колеровку на бумаге, приставляя кусочек колерованной бумаги к другим цветам. Важно не задерживаться на каком-то одном этапе, а попробовать проработать чётко наиболее понятный элемент иконы. Начать писать описи, пробела́, затем опять перейти к уточнению цвета, тогда станет виден дальнейший путь работы. Конечно, мастерство достигается большим трудом и практикой. Чётко определённой последовательности написания иконы я не придерживаюсь.

Последовательность написания икон

Иногда начинаю с проработки лика, иногда - одеяний. Укладывать золото, в некоторых случаях, приходится также после определения основных цветовых пятен и силуэта, который в карандашном рисунке не всегда понятен. Карандашный рисунок я не обвожу тёмной краской, как делают многие иконописцы, наношу цвета не так плотно, чтобы рисунок просвечивал сквозь роскрышь, затем намечаю складки, пробела́, снова уплотняю общий тон, иногда меняя, уточняя предварительный рисунок. Часто применяю лессировку - это покрытие тонким слоем краски уже написанных частично или полностью фрагментов иконы. Этот приём обобщает дробно написанные детали. Применяю его и в письме ликов. Начинаю с наиболее понятных мест иконы, дальнейшее решение образа приходит постепенно. Важно научиться принимать волевые решения и продвигать работу, не зацикливаясь на каком-то этапе.

Нанесене ассиста

Последняя стадия создания иконы - нанесение золотых штрихов на ассист. Липкое вещество - чесночный сок, винилик - синтетический материал. Я пользуюсь виниловым незасыхающим лаком “goldsize”. Готовую икону лучше подсушить несколько дней. На места, где будет ассист, нанести мел хорошего качества, слегка втирая его кисточкой, для обезжиривания. Аккуратно нанести клеящее вещество штрихами и пятнами. Затем можно наносить золото, нарезая его небольшими кусочками и перенося и приминая его хлебным мякишем. Останутся золотые штрихи, в тех местах, где был нанесён винилик. Надпись я компоную на кальке, затем передавливаю ручкой без пасты на золотой фон. По золоту можно писать акриловой краской или темперой ПВА. Место, где будет надпись, покрываю акриловым лаком, краска по нему хорошо ложится. Золото покрывается прозрачным лаком, икона олифится.

Готовая икона покрывается натуральной олифой с сиккативом, поскольку синтетический лак и разбавители выбеливают желток. Эта операция также может превратиться в проблему и требует навыка. Сырая олифа без сиккатива долго сохнет и на неё может налипнуть пыль. Я пользуюсь покупной немецкой олифой, разбавляя сырой натуральной. Также можно протомить натуральную олифу с ацетатом кобальта, который является сиккативом, т. е. убыстряет процесс высыхания. Томят в духовке 3-4 часа. Покрываю икону кистями не за один раз. Руками особо не разглаживаю, потому что можно ободрать ассист и краску. Лучше всё это пробовать на каком-либо ненужном эскизе, который не жалко испортить.

Процесс написания иконы

Икона «Воскресение Христово»
Процесс написания
1
2
3
4
5
6
7
8

Икона «Спаситель»
Процесс написания
1
2
3
4
5
6
7
Икона «свт. »
Процесс написания
1
2
3
4
5
Икона «Свт. »
Процесс написания
1

Рисунок карандашом на залевкашенной доске

2

Процарапывание контура

3

Нанесение полимента

4

Продавливание узора

5

Нанесение золота на нимб

6

Частичная располировка

7

Позолота основного фона на полимент без располировки

8

Нанесение основных цветов

9
10

Моделировка лика

11

Моделировка лика

12

Моделировка лика

13

Моделировка лика

14

Моделировка лика

15

Моделировка лика

16

Моделировка лика

ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛА
И СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II

ПРАВОСЛАВНАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ "ТРОИЦА"

ИКОНОПИСНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

и иконописные курсы

Обучение иконописи проводят опытные мастера Московского иконописного центра «Русская икона», специалисты Православного Свято-Тихоновского университета, Российской академии живописи, ваяния и зодчества, Российской Академии художеств и других учебных заведений.

Обучение иконописи проходит в центре Москвы
В филиалах: м.Октябрьская, м.Бауманская, м.Планерная, м. Каширская

Запись проводится по будням ежедневно с 12:00 до 20:00 м. Октябрьская

Для того, чтобы предварительно зафиксировать за собой место на иконописных курсах, необходимо позвонить по тел. (495) 5О8-65-25

НАЧАЛЬНЫЕ КУРСЫ ИКОНОПИСИ "ОСНОВЫ ИКОНОПИСАНИЯ"
Интенсивные иконописные курсы. Предварительные навыки не требуются.

Подготовительные иконописные курсы "ОСНОВЫ ИКОНОПИСАНИЯ" и
I Уровень "МОИ ПЕРВЫЕ ИКОНЫ"

Интенсивные курсы иконописи для начинающих
На интенсивных иконописных курсах для начинающих Вы на практике:

  • освоите все базовые иконописные технологии

  • (доска, грунт - левкас, золочение, приготовление минеральных красок на яичной эмульсии, олифа и т.д.),
  • изучите основы иконописного рисунка и композиции

  • (постановка руки, прориси, рисунок с натуры с построением прямой и обратной перспективы, композиционная розетка)
  • познаете азы различных древних техник иконописного письма

  • (сухая кисть, монохромные плави, цветные плави, смешанная техника).
  • прослушаете серию лекций в сопровождении иллюстративной мультимедийной презентации

  • (история Церкви и христианского искусства, иконографическая символика и канон, богословие иконы).

    Срок обучения на подготовительных интенсивных курсах иконописи - один месяц, в группах ускоренной подготовки - 4 дня. Программа подготовительных курсов состоит из 8 практических занятий (1 зан. - 3 ак. ч) и 4 теоретических (1 зан. - 2 ак. ч). Всего 32 ак. ч.

    На подготовительные курсы иконописи могут записаться:
    - все желающие обучаться иконописи после собеседования, без возрастного ограничения и экзаменов, предварительные навыки не требуются

    После успешного окончания подготовительного курса Вы можете продолжить обучение на курсах иконописи I Уровня "Мои первые иконы"

    Подготовительные курсы иконописи "ОСНОВЫ ИКОНОПИСАНИЯ"
    Интенсивные иконописные курсы. Предварительные навыки не требуются.

    I Уровень "МОИ ПЕРВЫЕ ИКОНЫ"
    КЛАССИЧЕСКИЕ ИКОНОПИСНЫЕ ТРАДИЦИИ (XIV-XVI вв)
    Базовый курс иконописания. Иконописные курсы для начинающих обучение иконописи

    На курсы иконописи I Уровня могут записаться:
    - ученики школы, успешно окончившие подготовительные иконописные курсы
    - а также все, кто не проходил начального обучения иконописи в нашей школе, но уже имеет подготовительные навыки иконописания, после прохождения собеседования по выбранному курсу и при наличии одной законченной иконописной работы

    После успешного окончания I Уровня о прохождении начальных курсов иконописи

    Первые иконы учеников Православной школы искусств "Троица"

    II Уровень "СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ ИКОНОПИСЦЕВ"
    РАННЕХРИСТИАНСКИЕ ИКОНОПИСНЫЕ ТРАДИЦИИ (VI-XIII вв)

    Углубленный курс иконописания. Иконописные курсы для продолжающих обучение иконописи
    Срок обучения иконописи на каждом курсе 2,5 месяца. Каждый курс включает в себя 60 ак. ч практики и 20 ак. ч теории.

    На курсы иконописи II Уровня могут записаться:
    - ученики школы, успешно окончившие I Уровень обучения иконописи (Базовые курсы иконописи)
    - а также все, кто не проходил начального обучения иконописи в нашей школе, но уже имеет подготовительные навыки иконописания, после прохождения собеседования по выбранному курсу и при наличии не менее 3-х законченных иконописных работ (в разных иконописных техниках)

    После успешного окончания II Уровня выпускникам выдается Свидетельство о прохождении курсов иконописи

    III УРОВЕНЬ "ДОМАШНИЙ ИКОНОСТАС"
    Профессиональные иконописные курсы личного письма в разных иконописных традициях. Иконописные курсы для опытных иконописцев
    Ведется набор на иконописные курсы повышения мастерства на иконописном отделении в школе

    На курсы иконописи III Уровня могут записаться:
    - ученики школы, успешно окончившие II Уровень обучения иконописи
    - а также все, кто не проходил начального обучения иконописи в нашей школе, но уже имеет подготовительные навыки иконописания и при наличии не менее 6-х законченных иконописных работ (в разных иконописных техниках)

    После успешного окончания одного из курсов III Уровня и годового Спецкурса рисунок и композиция ученикам предлагается написание дипломной работы, после чего выпускникам выдается Диплом об окончании 3-х годичного курса иконописи со специализацией в данной иконописной технике.

    После всех курсов III Уровня и минимум годового Спецкурса рисунок и композиция ученикам предлагается на выбор мастер-иконописец школы для написания под его руководством итоговой дипломной работы для защиты Диплома высшей категории "Мастер-иконописец "Знаменщик" с предоставлением в дальнейшемв мастерских Московского иконописного центра "Русская икона" Диплом об окончании 6-ти годичного обучения иконописи и знания всех основных древних иконописных техник.

    ДИПЛОМ. IV УРОВЕНЬ "СЕМЕЙНЫЕ ИКОНЫ"
    Дипломный курс. Только для учеников школы
    Производится зачисление только выпускников III Уровня, дополнительно закончивших годовой Спецкурс "Рисунок и композиция" для иконописцев
    После успешного окончания всех ступеней и курсов III Уровня и Спецкурсов рисунок и композиция ученикам предлагается на выбор мастер-иконописец школы для написания под его руководством дипломной работы и получения Диплома "Мастер-иконописец "Знаменщик" с предоставлением стажировки и трудоустройства в мастерских Московского иконописного центра "Русская икона".
    На этом курсе, под руководством мастеров ученики самостоятельно отрисовывают прорись (рисунок) и пишут свою первую многочастную икону. По желанию на этом курсе ученики могут писать свои личные семейные многочастные иконы, с образами Богоматери по дню рождению членов семьи и с предстоящими тезоименными святыми.

    «Многие люди хотят научиться иконописи, но часто думают, что это невозможно, - говорят в школе. – Не держав в руках карандаш, они уверены – это не для них. Я сама начинала с азов. На самом деле гораздо проще научить человека писать иконы, если он вообще не умеет рисовать".

    08.09.2017 Трудами братии монастыря 3 187

    На Московском подворье Валаамского монастыря теперь можно научиться иконописи. Это стало возможным благодаря Даниловой Елене Геннадьевне, которая взяла на себя вопросы, связанные с организацией и функционированием школы.


    «Многие люди хотят научиться иконописи, но часто думают, что это невозможно,
    - рассказывает Елена Данилова. – Не держав в руках карандаш, они уверены – это не для них. Я сама начинала с азов. На самом деле гораздо проще научить человека писать иконы, если он вообще не умеет рисовать. А вот художникам со стажем сложнее, ведь им приходится делать переход от академического рисунка к иконописному, а это не всем удается» .

    Четырехгодичное обучение в школе предполагает не только практическое изучение основ иконографии и колористики, но и теорию – основы православия и Литургики .

    Елена Геннадьевна считает это необходимостью.«Наши курсы предполагают именно практическое обучение, но без основной теоретической базы оно невозможно. Поэтому на занятиях мы будем изучать основы православия, а вот глубже изучить теорию ученик должен самостоятельно. Ведь учиться иконописи можно бесконечно!» . Иконописная школа при подворье названа в честь святого Никифора, Патриарха Цареградского: святой Никифор был участником VII Вселенского Собора и строго осуждал иконоборцев. Именно благодаря его участию было возрождено иконопочитание, а также приняты первые каноны иконописи.

    Также и выбор места для занятий – Воскресная школа при подворье – неслучайно. Елена Геннадьевна говорит, что именно работая в храме, с молитвой, рождаются настоящие иконы.

    «Я училась в иконописной школе, где занятия проходили в храме. Несмотря на то, что писать я тогда не умела, в итоге у меня получилась прекрасная икона, - делится Елена Геннадьевна. - Все это благодаря молитвенной атмосфере и, конечно же, нахождению в церкви. А вот другая школа располагалась в обычном помещении, и, несмотря на то, что у меня уже был опыт, и уровень школы был на порядок выше предыдущей, по итогам работы получались как ни странно только раскрашенные доски. Поэтому мое мнение таково, что обучение иконописи однозначно должно проходить в стенах церкви».

    Похожие статьи