Паллада корабль. Фрегат «Паллада» — первое и второе пришествие

Фрегат «Паллада» был построен по проекту полковника-инженера В.Ф. Стоке. За основу проекта им был взят проект конструкций английского фрегата «Президент». Средств для строительства не экономили, так как изначально судно предназначалось для нанесения заграничных визитов императорской семьи.

«Фрегат «Паллада» на Охтинской верфи. 1832 год». Художник Тронь А.А.

Для корпуса и обшивки доставили древесину дуба и не менее ценной лиственницы, на отделку палубы – тиковое дерево, а для обшивки подводной части использовали медные листы. Весьма необычно выглядели бронзовые, с очень толстым стеклом, иллюминаторы.

Построенный фрегат был спущен на воду в сентябре 1832 года на Охтинском адмиралтействе, а командиром был назначен позднее ставший великим флотоводцев П.С. Нахимов. На борту красовалась золотая надпись - «Паллада» . Длина судна составляла 52,7 м, а ширина 13,3 м. Корабль укомплектовали 44 орудиями. Осадка судна – 4,3 м. Корабль почти двадцать лет состоял на службе отечества, ходил к испанским и португальским берегам, к острову Мадейра, в Англию возил золото. «Паллада» была в составе эскорта кораблей, сопровождавших судно с германским принцем.

Фрегат «Паллада» в Нагасаки. Рисунок японского художника 1854 года

Самое значимое плавание «Паллады» состоялось в 1852-1854 гг. На его борту в Японию отправилась дипломатическая миссия в Японию под руководством вице-адмирала Е.В. Путятина, а ее секретарем был писатель Иван Гончаров. Впоследствии из-под его пера вышла серия очерков, посвященная этому походу. Весь путь корабль преследовали ураганы и штормы. Из-за сильной течи и значительных повреждений парусов ему пришлось встать на ремонт в Портсмут. После посещения мыса Доброй Надежды фрегат за месяц пересек Индийский океан. О начале Крымской войны члены экипажа корабля узнали у берегов Сингапура. Остерегаясь встреч с англо-французскими суднами, Путятин завернул «Палладу» в порт Нагасаки и на близлежащие японские острова.

Переговоры с японцами затянулись, офицеры во главе с естествоиспытателем Посьетом занялись исследованием Японского моря с западной стороны, а также берегов Корейского полуострова. Исследователи стали первооткрывателями большого залива, порта и небольшой бухты, которые получили их имена. На захват «Паллады» англичанами была снаряжена целая эскадра. Размеры не позволили фрегату пройти узкие фарватеры и укрыться в амурском устье. Судно встало на зимовку в Императорской Гавани, а значительная часть экипажа высадилась на берег.

Весной 1855 года после схода льда фрегат «Аврора» с корветом «Оливуца» намеревались отбуксировать «Палладу», но этого не позволила сделать ветхость корпуса. Было принято решение обороняться, фрегат разместили поперек бухты, демонтировали пушки с одной стороны и начали возводить береговые оборонительные укрепления. Но перевес противника был значительный и одна «Паллада» не смогла бы выдержать натиска целой эскадры. Боясь захвата фрегата неприятелем по распоряжению военного губернатора он 17 января 1856 года был затоплен.

Технический прогресс бесчувственен, он с легкостью разрушает всю романтику жизни в угоду эффективности. И парусному флоту пришлось испытать это на себе в полной мере. Ушли времена, когда в каждом крупном порту можно было увидеть эскадру могучих и одновременно изящных красавцев-парусников. Но, как ни странно, в современных флотах им нашлось тоже место. Это, прежде всего, учебные корабли, и в российском флоте есть такие суда. Это и фрегат Мир — самый быстрый парусный корабль в мире, и огромный парусник Седов , и известный барк Крузенштерн (все парусники можно найти на главной странице), однако сегодня речь зайдет о фрегате «Паллада» , названом так в честь знаменитого военного парусного корабля 19 века.

Фрегат «Паллада» был построен на Гданьской верфи в 1989 году как учебный корабль с полным парусным вооружением. Сейчас он принадлежит Дальневосточному государственному техническому рыбохозяйственному университету и приписан в порту Владивостока. Интересно, что официально «Паллада» зарегистрирована как барк. Хотя согласно классификации, барк не несет на бизнь-мачте (кормовой) прямых парусов, как это делает «Паллада». Почему фрегат зарегистрирован как барк неизвестно, но это точно не делает его менее красивым.

«Паллада» полноправная наследница парусной эпохи - 26 парусов общей площадью 2771 м 2 позволяют ей развивать скорость более 18 узлов (18,7 если точно)! А это, между прочим, рекорд для парусников такого класса. Сам корабль достаточно большой - водоизмещение 2284 тонны, длинна 96,6 метров (с бушпритом - 108,6), ширина 14 метров. Обводы металлического корпуса стремительные, острые, из-за чего невольно возникают ассоциации со знаменитыми британскими чайными клиперами, вроде Катти Сарка или Фермопилов . Хотя на «Палладе» и установлены два дизельных двигателя, используются они только в штормовую погоду и при заходе и выходе из порта, это скорее «оружие последнего шанса». Немногочисленный экипаж (51 человек) позволяет взять на борт 141 практиканта! Едва ли для будущих моряков существует школа лучше, чем рейс на «Палладе».

В активе этого судна более 120 рейсов и участие в международных выставках и регатах. На некоторых «Паллада» занимала призовые места:

  • І место в первом этапе и ІІ в общем зачете в регате «Sail Osaka»;
  • І место в регате парусных судов «Австралия-98»;
  • ІІ место в регате «Sail Korea-2002».

Отдельно стоит упомянуть о кругосветных плаваниях фрегата - в 1992 и 2007-2008 году. Второе плавание было посвящено 190-летию экспедиции Белинсгаузена и Лазарева (кстати, в этом рейсе экипаж смог выжать из судна рекордную скорость - 18,8 узлов, которая, увы, не зарегистрирована официально). Из 284 суток рейса, 136, команда, состоящая не только из бывалых моряков, но и новичков-практикантов провела в тяжелых штормовых условиях. Определенно, Белинсгаузен с Лазаревым гордились бы своими потомками!

Всего же за годы плавания фрегат посетил более 100 портов в 35 странах мира. Солидный послужной список, правда? И нет сомнений, что «Паллада» и дальше будет гордо нести имя парусника, продолжая радовать нас своими достижениями.

Фрегат «Паллада» шедевр отечественного кораблестроения, постройка 1832 года

Фрегат «Паллада» был спущен на воду 1 сентября 1832 года с Охтинской верфи. Задание на постройку корабля дал лично Николай I — ему требовалось судно для иностранный плаваний. За постройку корабля взялся один из самых известных мастеров полковник В. Ф. Стокке. Ему было дано задание строить «Палладу» по проекту американского корабля «Президент», который был захвачен англичанами и который считался одним из лучших кораблей для океанских плаваний.

С самого начала постройки корабля его капитан был уже известен, им стал капитан-лейтенант Нахимов . Наблюдая непосредственно за ходом создания судна, им было предложено изменить ряд деталей и внести новое. Например были достроены 2 железных румпеля новой системы, двойной шпиль, заменены якорные канаты на цепи, а сами якоря были заменены со старых на новые, выполненные по системы Перинга.

За время соей службы фрегат «Паллада» побывал в Англии, Испании, Германии и даже в Японии. Именно Япония оказалась последним государством где побывал корабль. Целью приезда была дипломатическая миссия, которую представлял вице-адмирал Путятин, секретарём был знаменитый писатель Гончаров (который описал период своего путешествия в отчерке «Фрегат Паллада»).

Этот фрегат называют шедевром всего отечественного парусного судостроения. Он имел великолепную и качественно сделанную отделку, идеальные пропорции, большое количество инноваций (например в корпус были встроены иллюминаторы, что предавало кораблю некой нестандартности).

B. Разумневич. Фрегат «Паллада»

В. РАЗУМНЕВИЧ

Сегодня ветер бьет в бронзовые паруса памятника, поставленного советскими моряками на берегах, где закончился путь прославленного фрегата.


Судьба военного фрегата «Паллада» с самого рождения складывалась необычно и удивительно. Достаточно сказать, что первым командиром корабля был замечательный русский флотоводец Павел Степанович Нахимов, плававший до этого вокруг света на фрегате «Крейсер».

Когда в Охтинской верфи было спущено на воду новое парусное судно, названное «Палладой», начальную запись в шканечном журнале сделал он, капитан-лейтенант Нахимов: «В девять часов полудня вошли в военную гавань для постановки мачт». Строился фрегат по лучшим образцам своего времени, из первоклассных материалов и отличался от большинства других кораблей подчеркнутой строгостью линий, изящной отделкой. И это не удивительно: ведь его постройкой руководил опытнейший мастер кораблестроения полковник Стоке, а непосредственные наблюдения за работами на верфи осуществлял Нахимов. Сооружался парусник чуть меньше года, и 1 сентября 1832 года он сошел со стапелей.

Вот некоторые данные о фрегате: длина его - 52,7 метра, ширина - 13,3 метра, скорость - 12 узлов. На корабле было установлено 52 орудия. В первый же год своего плавания «Паллада» отличилась. Случилось это на Балтике. Фрегат шел замыкающим в кильватерной колонне эскадры адмирала Ф. Ф. Беллинсгаузена, известного антарктического исследователя. Эскадра подходила к Дагерорту, когда поднялся шторм. Нахимов зорко всматривался в ночь. Приближались к опасному месту, где на каждом шагу подкарауливали коварные рифы. Неподалеку сквозь мрак просачивался свет маяка. Огонь мерцал все ярче, тревожнее. Нахимов забеспокоился, измерил видимое расстояние до маяка и пришел в ужас - по его расчетам корабли шли прямиком на камни. Если курс и дальше не будет изменен, беды не миновать.

Не мешкая ни секунды, он повернул фрегат в сторону и, чтобы предупредить впереди идущие суда, приказал стрелять из пушек, подал сигнал тревоги: «Курс ведет к опасности». Матросы на палубе замерли, напряженно смотрели на флагманский корабль - заметят ли там сигнал об опасности, прислушаются ли к нему?


Последний рейд «Паллады» бухта Постовая.



Музеи бережно хранят модели «Паллады».


Заметили! Адмирал сразу же разгадал, в чем дело, и отдал приказ по всей эскадре: «Поворот оверштаг, всем вдруг, идти за «Палладой»! Корабли круто изменили курс, последовали за фрегатом Нахимова. Рифы обойдены. И только «Арсис», корабль, шедший первым, не успел свернуть, налетел на подводную скалу.

По окончании плавания адмирал, подводя итоги, особо отметил находчивость и инициативу командира Паллады», который, по сути дела, спас эскадру от верной гибели.

Фрегат доблестно нес воинскую службу, бороздил моря и океаны, пока в 1846 году не подошла пора стать на капитальный ремонт, во время которого обновили надводную и подводную части корпуса.

Когда команде поручили совершить кругосветное плавание, «Паллада» отмечала уже свое двадцатилетие. К тому времени появились другие, более совершенные, оснащенные новейшей техникой корабли, и тягаться с ними было не просто. Матросы с воодушевлением восприняли весть о предстоящем путешествии, гордились доверием, которое оказало старому паруснику руководство русского Военно- Морского Флота, и стали тщательно готовиться к дальним странствиям.

Из порта Кронштадт к чужим берегам фрегат отчалил в ненастный осенний день 1852 года. Командовал «Палладой» капитан-лейтенант И. С. Унковский, воспитанник адмирала Лазарева, прекрасный мореплаватель, волевой и толковый командир.

В его команду вошли капитан-лейтенант К. Посьет, лейтенанты - В. Римский- Корсаков, И. Бутаков, П. Тихменев, Н. Криднер, С. Тырков, Н. Савич, С. Шварц, И. Белавенец, А. Шлипенбах, мичманы - П. Анжу, А. Болотин. П. Зеленый, А. Колокольцев, морской артиллерии капитан К. Лосев, унтер- цейхватер В. Плюшкин, корпуса флотских штурманов штабс-капитан А. Халезов, поручик Л. Попов 1-й, подпоручик И. Моисеев 3-й, содержатель по шкиперской части подпоручик Я. Исто мин, старший врач штаб-лекарь А. Арефьев, младший врач Г. Вейрих, корпуса корабельных инженеров подпоручик И. Зарубин, архимандрит Аввакум, коллежский асессор О. Гошкевич, гардемаринов - 4, юнкер - 1, унтер- офицеров - 32, рядовых - 365, нестроевых - 30, музыкантов - 26. Главная цель экспедиции, во главе которой был поставлен адмирал Е. В. Путятин,- заключить торговый трактат с Японией.

Для составления летописи плавания и ведения протоколов во время переговоров с японскими представителями адмирал включил в состав команды еще одного человека и в связи с этим издан специальный приказ «О назначении занимающего должность столоначальника департамента внешней торговли коллежского асессора Гончарова секретарем при генерал-адъютанте Путятине на время дальнего плавания фрегата «Паллада», о денежном довольствии этого чиновника».

Этим чиновником был Иван Александрович Гончаров. Он действительно служил тогда коллежским асессором, но был широко известен читающей России как замечательный писатель, автор популярного романа «Обыкновенная история», которым восхищался сам Белинский. Отправиться в дальнее морское путешествие с детских лет было его заветным желанием.

«Я все мечтал - и давно мечтал - об этом вояже,- писал он, ступив на палубу фрегата «Паллада»,- может быть, с той минуты, когда учитель сказал мне, что если ехать от какой- нибудь точки безостановочно, то воротишься к ней с другой стороны...

И вдруг неожиданно суждено было воскресить мечты, расшевелить воспоминания, вспомнить давно забытых мною кругосветных героев. Вдруг и я вслед за ними иду вокруг света! Я радостно содрогнулся при мысли: я буду в Китае, в Индии, переплыву океаны, ступлю ногою на те острова, где гуляет в первобытной простоте дикарь, посмотрю на эти чудеса - и жизнь моя не будет праздным отражением мелких, надоевших явлений. Я обновился; все мечты и надежды юности, сама юность воротилась ко мне. Скорей, скорей в путь!»

Штормовая погода преследовала фрегат с самого начала плавания. В пути от Кронштадта до Портсмута шквальный ветер повредил рангоут, потрепал паруса, в днище обнаружилась течь.

Одна напасть следовала за другой. У мыса Драго при входе в Зунд фрегат сел на мель. Пришлось вызвать пароход из Копенгагена. С его помощью сдвинулись с места, но идти дальше на поврежденном судне было опасно. Поставили фрегат в док на ремонт.

Ремонтные работы задержали «Палладу» в Портсмуте, а шторм на море все не утихал. Недобрые вести приходили на берег - разбушевавшаяся морская стихия потопила сразу несколько кораблей.

Отправка из Англии была отсрочена. Адмирал решил вести фрегат не кругом мыса Горн, как предполагалось вначале, а плыть новым курсом - к мысу Доброй Надежды, к Китайскому морю.

Сопровождаемая винтовой железной шхуной «Восток», которой командовал капитан-лейтенант В. А. Римский-Корсаков, «Паллада» вошла в Атлантический океан, где в это время бушевала буря. Началась страшная качка, судно получило еще ряд повреждений.

Но еще более жестокие испытания выпали на их долю в Тихом океане. Ветер сильный, порывистый, норовил сбросить людей с рей за борт, в пучину волн. Морской шквал чуть было не смыл с нока грот-рея матросов Осипа Каминова и Андрея Шилина, когда они убирали намокшие паруса.

На их глазах погиб отважный матрос Ян Люрю, до последнего вздоха боровшийся со стихией. «Какую энергии, сметливость и присутствие духа обнаружили тут многие! - с восхищением писал о бесстрашии команды «Паллады» Гончаров.

Каждую милю фрегат брал героическими усилиями всей команды, неустанной борьбой со зловещей стихией безбрежного океана. Из-за штилей «Палладе» пришлось почти месяц простоять на месте. «Хотя ни фрегат, ни шхуна не потерпели повреждений,- докладывал Путятин,- но необходимо было фрегат снова выконопатить внутри и снаружи, и вообще привести суда в состояние совершить как можно надежнее предстоящий им еще значительный переход».

Пока шел ремонт корабля, занялись исследованием берега, совершили экскурсию в глубь страны, где ни разу не доводилось бывать русскому путешественнику. Экспедиция, возглавляемая известным естествоиспытателем капитан-лейтенантом Константином Николаевичем Посьетом, провела важную для науки съемку и опись берега, внесла ряд ценных поправок на карты, которыми тогда пользовались мореплаватели разных стран, и, кроме того, были открыты три удобных стоянки для кораблей. Новые якорные стоянки получили русские наименования - бухта Унковского, порт Лазарева и залив Посьета.

12 апреля 1853 года фрегат «Пал- лада» покинул мыс Доброй Надежды и взял курс на Японию. Миновав берег Австралии, он повернул на север и 15 мая вошел в Зондский пролив. Здесь старый корабль снова угодил в шторм, но упрямо продолжал двигаться вперед. За 32 дня плавания в Индийском океане фрегат прошел 5700 миль, и как свидетельствует К. Н. Посьет, «быстрее этот переход не совершался еще ни одним парусным судном».

Начальник экспедиции, опасаясь продолжать плавание, отправил в Петербург донесение, где сообщал, что корабль хотя и отличный по своему устройству и «лучше других соответствовал назначению для предстоящего нам плавания, но выбор этот сделан единственно за недостатком новых фрегатов, а как теперь имеется при Балтийском флоте вновь построенный фрегат «Диана», то я считаю долгом представить, не благородно ли будет испросить разрешение об отправлении в нынешнем же году фрегата «Диана» нам на смену».


Неведомые земли открывались перед глазами русских моряков, выводивших свои фрегаты в далекие, неизведанные моря. Фрегат «Крейсер». С литографии Прохорова.




Проводив курьера с донесением, команда фрегата устранила повреждения на судне и двинулась в Гонконг. На тринадцатый день «Паллада» вошла в порт Гонконг.

Здесь адмирал впервые узнал о русско-турецком конфликте. Назревала война с Англией и Францией. Пришлось отводить фрегат подальше от стоянки английских и французских кораблей и спешить на соединение с русской эскадрой, которая уже поджи дала соотечественников на островах Бонин-Сима. Спустя месяц фрегат примкнул к русским кораблям «Меньшиков», «Восток» и «Оливуца», стоявшим в порту Ллойд на острове Пиль.

«Паллада» была наспех починена, перекрашена, подготовлена для рейса в Нагасаки.



Торговые переговоры между адмиралом Путятиным и японскими представителями хотя и затянулись, но привели к положительному результату. «Паллада» взяла курс на острова Рю-кю, побывала в порту Напа на острове Окинава, и 9 февраля адмирал направил фрегат в Манилу, не ведая о том, что именно в этот день Англия и Франция расторгли договор с Россией.

Английский адмирал Прайс уже стягивал к берегам Чили эскадру кораблей, чтобы совершить нападение на фрегат «Палладу» и захватить его. Старому, отслужившему свой век паруснику, конечно, не под силу было бы справиться с винтовыми кораблями, но он все же решил «тряхнуть стариной» и начал готовиться к сражению. В случае же окружения в неравном бою решено было взорвать фрегат.

Однако от встречи с английскими кораблями вскоре пришлось отказаться - из Петербурга поступило совершенно другое указание: спрятать «Палладу» в устье Амура.

Более двух месяцев бился Унковский над выполнением этого приказа, пытаясь ввести огромный, массивный фрегат в извилистое и узкое устье реки. Фарватер не имел достаточной глубины, был усеян бесчисленными мелями и подводными камнями. Не добившись успеха, капитан повернул судно обратно, в Императорскую (ныне Советскую) гавань, поставил «Палладу» в дальнюю Константиновскую бухту.

Памятник И. Ф. Крузенштерну в Ленинграде.


С двух сторон к бухте подступали сопки, надежно защищавшие корабль от ветров и от посторонних глаз. Все орудия и боевые припасы с судна были сняты, перемещены на подоспевший к тому времени фрегат «Диана», на котором адмирал Путятин замыслил продолжить путь в Японию и затем вернуться в Петербург.

Моряки «Паллады» перешли на новый фрегат, а секретарь адмирала писатель Гончаров на шхуне «Восток» отправился в Аян, откуда сухопутным путем через Сибирь - в Европу. Письма, отправленные друзьям, и дневниковые записи, которые он вел во время двухлетнего плавания по южным и восточным морям на фрегате «Палла- да», составили обширную книгу путешествий, ставшую классическим образцом путевого очерка.

Судьба фрегата, между тем, завершилась трагически.

После того как команда ушла с судна, на борту его остались лишь поручик Кузнецов, боцман Синицын и десять матросов. В инструкции, данной Кузнецову, было предписано «в случае входа неприятеля в гавань сжечь фрегат, а самому стараться достигнуть берегом до заселений на Амуре». Матросы заботливо оберегали корабль, откачивали воду из трюма, зорко следили, как бы враг не проник в гавань.

Весной в бухту вошли корвет «Оливуца» и фрегат «Аврора», чтобы увести покинутую «Палладу» в Амурский лиман. Когда моряки на шлюпках приблизились к фрегату, то увидели грустную картину: «При входе на шлюпке в Константиновскую гавань,- вспоминал один из них,- нам открылось небольшое селение из нескольких избушек. По обеим сторонам их виднелись батареи, помещенные на берегу, густо поросшем лесом. Посредине, между батареями, стояла ошвартованная «Паллада». Фрегат был когда-то первым красавцем нашего флота. А теперь? Жал ь смотреть. Тени не осталось от того, чем он был год назад. Лишь одно название сохранилось неприкосновенным. Теперь без балласта это был какой-то короб с тремя мачтами. Если всматриваться, то еще можно было заметить следы красоты, как иногда сквозь старческие черты можно уловить память былого...

В трюме воды было под самую жилую палубу».

Попытка вывести фрегат из бухты и на этот раз закончилась неудачей. И суда двинулись в обратный рейс.

Неприятель, разыскивая русский фрегат, подошел к самому проливу. И тут вдруг поступило нелепейшее, ничем не оправданное распоряжение флотского командования - потопить «Палладу». Вот как пишет об этом в книге своих воспоминаний Г. И. Невельской: «Начальник Константиновского поста подпоручик Кузнецов в письме от 25 ноября сообщил мне: Императорская гавань покрылась льдом, что неприятель не показывался, что вся команда здорова, провианта имеется на 10 месяцев... В то время, когда я получил от Кузнецова это донесение... прибыл мичман Разградский, которого контр-адмирал Завойко командировал в Императорскую гавань с тем, чтобы затопить там фрегат «Палладу», а команду с Кузнецовым возвратить в Николаевское. Я на некоторое время задержал Разградского в Мариинском порту, впредь до ответа от Завойко, которому, препровождая донесение Кузнецова, писал: «...В уничтожении фрегата «Паллада» не предстоит ныне ни малейшей крайности, потому что до вскрытия Императорской гавани, дома я месяца 1856 года может последовать перемирие и даже мир, а поэтому нужно... подтвердить Кузнецову, в случае если мира не последует и неприятель войдет с целью завладеть фрегатом, действовать в точности согласно данным ему инструкциям, то есть взорвать фрегат, а самому с людьми отступить в лес по направлению к Хунгари. Подобное действие будет иметь гораздо большее влияние на неприятеля в нашу пользу, чем затопление безо всякой еще крайности фрегата, который может быть выведен из гавани, в случае наступления мира с весной 1856 года...» На это предложение... Завойко... отвечал мне, что, ввиду данных ему приказаний, он не может принять подобное мое предложение, как противоречащее этим приказаниям, на свою ответственность, а потому строго приказывает Разградскому немедленно отправиться в Императорскую гавань и затопить там фрегат «Паллада». Вследствие этого Разградский, следуя в Императорскую гавань через селение Хунгари, прибыл туда 17 января 1856 года, то есть в 16 дней; он затопил у Константиновского поста фрегат «Паллада» и, забрав бывшую в этом посте с Кузнецовым команду, 20 марта тем же путем возвратился в Николаевский пост».

Так нелепо и трагически кончилась жизнь фрегата «Паллада». Из поколения в поколение переходит волнующая повесть о дальних странствиях «Паллады».

В бухту, на дне которой лежит потопленный фрегат, много раз наведывались моряки.

Водолазам порой удавалось ступить на его палубу. Первую такую попытку сделали в 1885 году матросы клипера «Джигит». Потом они с гордостью показывали друзьям вещи, поднятые с «Паллады», чугунные детали оказались рыхлыми, как сыр, и их можно было мять в ладони, зато куски дуба обрели неожиданную прочность, стали тверже железа.

Полный обзор затонувшего корабля водолазы сделали лишь в 1888 году. Во время первой мировой войны на дно бухты спустился водолазный офицер Петров. На поверхность он поднялся с куском дерева от «Паллады».

В 1923 году моряками «Красного Октября» был найден и отправлен во Владивостокский порт якорь фрегата, а несколько позже - медный иллюминатор и часть фальш-борта знаменитого парусника.

Перед самой Великой Отечественной войной водолазы-эпроновцы вновь во всех подробностях осмотрели исторический парусник и установили, что лежит он на 20-метровой глубине.

Ни мачт, ни верхних надстроек не было обнаружено - очевидно, их снесло льдом.

Корпус фрегата, изъеденный местами морским червем, облепленный ракушками и водорослями, сохранился сравнительно хорошо. И тогда же в печати появилось сообщение: «В 1941 году советские водолазы поднимут с морского дна столетний «литературный памятник».

Война помешала осуществлению многотрудного замысла.

УЖЕ КОЛУМБУ ВСЛЕД, УЖЕ ЗА МАГЕЛЛАНОМ КРУГ СВЕТА ХОДИМ МЫ ВЕЛИКИМ ОКЕАНОМ.
М. В. Ломоносов.

"Паллада" - фрегат русского военного флота.
"Паллада" вышла из Кронштадта и прошла через Атлантический, Индийский и Тихий океаны к берегам Страны восходящего солнца. В рейсе так же участвовал известный русский писатель И. А. Гончаров, который во время путешествия вел путевые заметки, впоследствии воплотившиеся в роман "Фрегат Паллада".

1 сентября 1832 года в Петербурге со стапелей Охтенской верфи был спущен на воду новый фрегат, на корме которого золотом отсвечивало его имя - "Паллада".
Под командованием первого своего командира капитан-лейтенанта П. С. Нахимова, ставшего впоследствии одним из выдающихся русских флотоводцев, а затем других офицеров этот корабль на протяжении почти двух десятилетий достойно нес ратную службу и неоднократно совершал дальние плавания.

В один из ненастных октябрьских дней 1852 года фрегат под командованием капитан-лейтенанта И. С. Унковского в составе экспедиции адмирала Е. В. Путятина направился из Кронштадта на Дальний Восток. Целью похода было заключение дипломатических и торговых отношений с Японией. Для составления летописи плавания и ведения протоколов переговоров с японцами на борту "Паллады" находился служащий департамента внешней торговли известный русский писатель И. А. Гончаров. В 1858 году свои впечатления об этом плавании он описал в знаменитом путевом очерке "Фрегат Паллада".

Бури и штормы сопровождали корабль во время всего похода. Уже на первом этапе плавания в корпусе судна образовалась сильная течь, появились повреждения рангоута и парусов. После устранения повреждений и ремонта в Портсмуте фрегат продолжил поход. Вместе с ним шла небольшая шхуна "Восток", купленная в Англии для нужд экспедиции.

12 апреля 1853 года "Паллада" покинула гостеприимные берега мыса Доброй Надежды и, оставив за кормой 5700 миль, за тридцать два дня пересекла Индийский океан. Во время заходов на остров Ява, в Сингапур и Гонконг экипаж фрегата узнал о конфликте с Турцией, переросшем в Крымскую войну. Опасаясь встреч с англо-французской эскадрой, Путятин направил "Палладу" в Нагасаки, затем на острова Рюкю и Окинаву.

Пока шли длительные переговоры с японцами, офицеры "Паллады" под руководством известного естествоиспытателя капитан-лейтенанта К. Н. Посьета произвели съемку неисследованного западного берега Японского моря и побережья Корейского полуострова. Они открыли и описали берега обширного залива, бухты и порта, получивших имена Посьета, Унковского и Лазарева (ныне Самсанбон).

В ходе боевых действий с Англией и Францией Унковский получил из Петербурга приказ увести "Палладу" в устье Амура, но из-за малых глубин и подводных препятствий сделать это не удалось, и "Паллада" направилась для зимовки в Императорскую (ныне Советскую) гавань.

Весной 1855 года, когда сошел лед, в бухту вошли фрегат "Аврора" и корвет "Оливуца" для буксировки "Паллады" в Амурский лиман. Однако из-за ветхости корпуса буксировать корабль было невозможно.

Из опасения, что старый фрегат будет захвачен англо-французской эскадрой, военный губернатор Камчатки генерал-майор В. С. Завойко приказал уничтожить корабль, и 17 января 1856 года у поста Константиновский "Паллада" была затоплена экипажем.

Благодарные потомки и сейчас помнят знаменитый корабль. На берегу бухты Постовая, возле того места, где затоплен фрегат, 23 октября 1956 года в честь его подвигов и походов был установлен памятник; в музеях экспонируются поднятые водолазами детали и снаряжение "Паллады".

Сам корабль лежит здесь

В творчестве И. Гончарова особое место занимают путевые очерки «Фрегат «Паллада». Они рассказали читателю много нового об устройстве иностранных государств, как цивилизованных европейских, так и колониальных на территории Африки, Азии, Дальнего Востока. Не меньший интерес вызвало и описание уклада жизни русского человека в Сибири.

Шедевр российского флота

В 1831 году по личному указанию Николая I произошла закладка одного из известнейших русских кораблей первой половины XIX века «Паллада». Фрегат был пущен в плавание спустя год и прослужил более 20 лет.

«Палладой» в разные годы командовали Н. Нахимов, П. Моллер, И. Унковский. Благодаря высоким техническим данным и умелым действиям экипажа судно не раз приходило на помощь попавшим в беду кораблям. Использовалось оно и для длительных поездок к берегам других стран. Последнее свое плавание судно совершило в Японию - его описал в своих очерках И. Гончаров. В 1855 году «Паллада» (фрегат перенес два мощных тайфуна и был порядком изношен) отправилась на покой в Постовую бухту на территории Императорской (Советской) гавани в Хабаровском крае.

Кругосветное путешествие

Целью предпринятой в 1852 году, стала необходимость наладить торговые отношения с Японией и провести инспекцию Аляски, принадлежавшей России. Был подобран опытный экипаж, заготовлен на длительное время провиант. Группу дипломатов возглавил вице-адмирал Е. Путятин, а секретарем стал служивший в то время в департаменте внешней торговли писатель И. Гончаров. Фрегат «Паллада» проплывал мимо Англии, Индонезии, Южной Африки, Китая, Филиппин и множества маленьких островов в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах. Все путешествие растянулось почти на 3 года.

История написания книги «Фрегат "Паллада"»

И. Гончаров воспринял новость о путешествии позитивно, отметив, что оно значительно обогатит его жизненный опыт. С первых дней он стал записывать все увиденное в путевой журнал, хотя позже, во вступлении к очеркам, отметил, что желал лишь в художественной форме запечатлеть важнейшие моменты поездки. К впечатлениям от заморских стран добавились наблюдения за жизнью русской Сибири: Гончаров добирался в Санкт-Петербург сухопутным путем с берегов куда причалила «Паллада». Фрегат нуждался в ремонте и не мог перенести дальнейшее плавание.

Спустя два месяца после возвращения в столицу (в апреле 1855 года) в «Отечественных записках» появился первый очерк о путешествии. Затем в течение трех лет Гончаров публиковался в «Морском сборнике». Полностью журнал был издан в 1858 году и сразу же привлек внимание всей читающей публики. Впоследствии книга - чего не планировал изначально автор - «Фрегат "Паллада"» дополнилась еще двумя очерками. В первом рассказывалось о заключительном этапе путешествия по Сибири, во втором - о дальнейшей судьбе корабля.

Главными достоинствами путевых записей называли обилие и разнообразие зафиксированного фактического материала, сообщение о явлениях, до той поры мало знакомых русскому человеку, художественное мастерство писателя.

«Фрегат "Паллада"»: краткое содержание книги

Очерки представляют собой подробное описание жизни в различных странах. Причем взгляд автора чаще критичен и сопровождается ироничными замечаниями в адрес иностранцев, кем бы они ни были. Например, английская цивилизация, по мнению Гончарова, уничтожает все живое. Здесь все идет по плану и нет никакой душевности. Такому укладу противопоставляется широкая русская душа. Например, вспоминается рассказ о моряке Сорокине, решившем выращивать в Сибири хлеб. Его задумка удалась, но он не останавливается на достигнутом и осваивает все новые территории, отдавая плоды своего труда тунгусам и церкви.

Отдельного внимания заслуживают воспоминания автора, скучающего на корабле «Паллада» - фрегат писатель на чужбине часто называл родным домом - о жизни русского дворянина. Это неторопливое чаепитие, спокойное лежание на диване, бесконечные праздники. Для Гончарова они не шли ни в какое сравнение с постоянной суетой англичан.

Негры и китайцы не понравились своим запахом, отчасти потому, что натирались особыми маслами. Японцев писатель посчитал хитрыми (чем старше, тем более глупые рожи корчили) и нерасторопными. Он считал, что необходимо непременно разрушить их систему изоляции от внешнего мира и очеловечить. Зато преимуществом диких народов была близость к природе, совершенно утерянная англичанами. В этом плане интересны выводы писателя об итогах колонизации, которые он наблюдал практически на всем пути следования «Паллады». По мнению писателя, «дикие» китайцы при их недостатках могли поучить цивилизованных англичан и американцев и манерам, и общей и отношению к дарам природы.

В книге также рассказывалось (впервые!) о жизни чему способствовало личное знакомство писателя с некоторыми их представителями. Непоколебимая сам образ жизни (несмотря на нечеловеческие условия, лучшие представители дворянства старались поддерживать в своих избах-салонах необходимый уровень духовности) вызывали у писателя восхищение.

Несколько интересных моментов из очерков И. Гончарова

Современному читателю книга интересна описанием того, что сегодня кажется абсурдным. Например, смех и иронию вызвала у Гончарова привычка англичан здороваться. «Сначала попробуют оторвать друг у друга руку», - писал он. Откуда писателю было знать, что принятый у мужчин-англичан способ приветствия скоро появится и в России.

Другой забавный эпизод касается японцев. Одному из местных жителей матрос дал пустую бутылку. Вслед за этим переводчик-японец попросил забрать подарок назад. А на слова: «Да выкиньте ее (бутылку) в море» серьезно ответил, что нельзя. «Мы привезем, а вы уж бросьте … сами». Оказалось, таким образом местные власти боролись с контрабандой.

Так описывает свое необычное путешествие И. Гончаров, фрегат «Паллада» для которого на два с половиной года стал не только домом и напоминанием о Родине, но и позволившим создать высокохудожественное произведение.



Похожие статьи