Мероприятия для сохранения флоры крыма таблица. Как охраняется уникальная Крымская природа? Запасы основных полезных ископаемых Крыма

Мероприятия по охране растительности включают: 1. законодательные мероприятия; 2. охрану растительности на особо охраняемых природных территориях; 3. создание коллекций редких и исчезающих видов в Ботанических садах и других учреждениях; 4. создание «генных банков»; 5. регулирование торговли редкими и исчезающими видами.

Законодательный путь охраны – это принятие законов, постановлений об охране растений, в т.ч. дикорастущих.

Многие растения охраняются на особо охраняемых природных территориях. Для сохранения природной флоры и фауны важно создание развернутой сети природных резерватов, для чего предлагается в каждом часовом поясе через 5о широты создавать резерваты площадью не менее 25 км2. Эти резерваты должны включать разнообразные ландшафты с максимально возможным числом видов живых организмов. Прообразом организации таких резерватов может служить Япония с системой национальных парков и резерватами.

Сохранение редких и исчезающих видов растений осуществляется в Ботанических садах. В программе МСОП и Всемирного фонда дикой природы указываются основные задачи Ботанических садов:

1. совершенствование коллекций, имеющих важное значение для сохранения растений как источник материала для научных исследований, садоводства и просвещения;

2. выявление видов растений и территорий, интересных в ботаническом отношении, в наибольшей степени нуждающихся в охране;

3. проведение фундаментальных исследований по таксономии растений;

4. проведение экологических исследований и мониторинга за находящимися под угрозой видами растений;

5. культивирование и интродукция растений;

6. создание охраняемого местообитания для отдельных видов.

Важность культивирования и сохранения редких видов в ботанических садах подчеркивается тем, что около 200 видов растений уже отсутствует в природе, но существуют в культуре. К таким видам относятся имбирь, шафран.

Для сохранения генного материала видов растений создают банки семян. Советом экспертов ФАО предлагается два способа хранения семян: предпочтительный – хранение в воздухонепроницаемой таре при t = -18о С и влажности семян 1-5%; допустимый – хранение в воздухонепроницаемой или открытой таре с влажностью воздуха не более 20% при t = +5о С и ниже. При предпочтительном режиме семена пшеницы, как предполагают, могут сохраняться 390 лет. Такие банки семян созданы в Великобритании, Швейцарии.

Регулирование торговли видами растений осуществляется посредством «Конвекции о международной торговле видами фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения» (СИТЕС). Конвекция запрещает торговлю видами, указанными в Приложении 1 и 2. В Приложения включены целые семейства (орхидейные, кактусовые, саговниковые), роды (алоэ, цикламен, молочай) и отдельные виды. Почти для всех редких видов, выращиваемых в культуре, вывоз в другие страны запрещен.

Для рационального использования полезных дикорастущих растений необходимо вести работу в пяти направлениях:

1. разработка научно-обоснованной оценки запасов полезных видов растений с учетом их размещения и выделения видов, требующих охраны;

2. разработка экономически обоснованного режима эксплуатации естественных зарослей полезных растений;

3. экономическое использование полученного сырья, повышение интенсивности извлечения из него полезных веществ;

4. создание дополнительных запасов тех растений, потребность в которых возросла;

5. разработка специальных инструкций, регламентирующих сбор полезных растений.

Воспроизводство лесных ресурсов. Существует три основных направления воспроизводства лесных ресурсов: лесовозобновление, искусственное лесоразведение и создание лесных плантаций.

Лесовозобновление преобладает в таежных лесах Северной Америки и Европы. Искусственное лесоразведение применяется в странах со сведенными или низкопродуктивными лесами, которые искусственно заменяются более ценными деревьями. Это направление характерно для центрально-европейских стран, Японии, Австралии, частично для Скандинавии. Почвы и деревья подвергаются усиленной химической обработке.

В настоящее время широко распространено создание лесных плантаций. На плантациях выращиваются быстрорастущие, высокопродуктивные, пользующиеся большим спросом лесные породы. Эти породы представлены гибридными видами, дающие в 10-12 раз больший прирост, чем обычные древостои. В умеренном поясе высаживают дуглассову пихту и сосну скрученную (годовой прирост до 10 м3/год), ситхинскую ель (до 18-22м3/год), веймутовую сосну, японскую лиственницу, в южных районах – американские тополя, эвкалипты, вязы. В тропическом поясе выращивают сосну лучистую, сосну Эллиота, эвкалипты. На плантациях экваториального пояса древостои могут давать в 5-10 раз больше древесины, чем на плантациях умеренного пояса.

По оценкам ФАО, посадка быстрорастущих пород только на 5% пригодной для этого площади в Латинской Америке и в Африке даст 150 млн га искусственных насаждений. Эти леса дадут древесины в 10 раз больше, чем все европейские леса. В возрасте 6-10 лет тропические лесные плантации могут поставлять сырье для целлюлозно-бумажной промышленности, к 20 годам – пиломатериалы и фанеру. Темпы разведения лесных плантаций недостаточны для удовлетворения спроса на древесину (на мировом рынке).

Мы еще плохо знаем природу, уровень способности ее к самовосстановлению, а нередко, в силу ведомственных или других интересов, просто игнорируем законы природы, всецело полагаясь на всемогущество научно – технического прогресса. Стремясь улучшить условия своей жизни, удовлетворяя свои растущие потребности, человечество создало современную глобальную экологическую проблему.

За последнее время значительно увеличилась концентрация углекислого газа в атмосфере, возросла запыленность воздуха, снизилась освещенность Земли. Выбросы в атмосферу различных газов создают парниковый эффект, истощают озоновый слой. В природной среде циркулируют миллионы тонн отравляющих веществ. Сокращаются зеленые массивы, истончается гумусовый слой, увеличивается площадь пустынь. Возникла проблема питьевой воды.

Раньше, характеризуя экологическую ситуацию, причину ее ухудшения видели исключительно в потребительском отношении общества к природе.

Обнаружено, что при выбросах в атмосферу некоторые вещества, вступая в реакцию друг с другом, образуют более ядовитые соединения. Так, совмещение производств брома и оксиацетильных соединений при выбросах в атмосферу дает «коктейль», ядовитость которого во много раз превышает ядовитость исходных веществ.

Объемы сброса вредных веществ в Каркинитский залив Черного моря составляют 20 млн. куб. метров в год. Несмотря на усилия по сокращению вредных выбросов в атмосферу и в воду, положение существенно не улучшается.

Роль и охрана почв определяется тем, что она является хранителем энергетических ресурсов. Негативное воздействие на почву и ухудшение экологической обстановки, к сожалению, превосходит позитивное влияние человека. Ухудшение почвенного покрова, его негативные изменения приведут к непоправимым последствиям.

В последнее время мы все еще чаще узнаем об аварийных выбросах и регулярном разрушении и загрязнении природных объектов предприятиями добывающей, тяжелой, химической, энергетической промышленности, стройиндустрии, транспорта, что приводит к гибели растений и разных животных, вызывает болезни и даже гибель людей.

Охрана лесов является одной из главных задач поставленных перед человечеством, ведь лес – это живая саморегулирующаяся система. Лес предоставляет кров многим живущим в нем животным. Он создает условия для жизни многим видам растений, которые вне леса благополучно существовать не могут. Лес выполняет влагонакопляющую роль, оберегает почву от эрозии, смягчает климат, делает ландшафт комфортным. Ухудшение экологической обстановки в Крыму требует решительных и эффективных мер по улучшению окружающей среды и ее главного хранителя – лесных экосистем.

Речь идет о создании рекреационно – оздоровительных зон в той форме, где в результате благоустройства и, прежде всего, создания экологических троп нагрузки не будет превышать допустимых нормативов, а площадь рекреации охватит не более 10% лесной площади. Тогда можно поток экскурсантов регулировать и контролировать.

Город Саки является регионом, где издавна, а в последнее время очень интенсивно используются для нужд народного хозяйства подземные воды.

Очень остро стоит вопрос о водоснабжении Сак. Резервы питьевых вод здесь исчерпаны уже давно, идет рост и минерализация подземных вод. Тем не менее, Сакский горисполком продолжает согласовывать строительство и размещение новых лечебных учреждений с ориентировкой на водоснабжение за счет подземных вод. Отстает здесь строительство очистных сооружений (существующая мощность очистных Саки – 4000 м. куб в сутки при объеме стоков 14000 м. куб в сутки, сброс неочищенных стоков производится в озеро Чокрак, вызывая его загрязнение). Тем не менее, в Сакском районе за последние годы наблюдается самый большой по области отбор подземных вод на орошение.

Очень острой проблемой является загрязнение подземных вод Крыма в результате хозяйственной деятельности. В этой «работе» участвуют все – промышленные предприятия, сельское хозяйство, коммунальные службы, отдельные жители. Длительно действующим источником марганцово-щелочного загрязнения подземных вод являются шлаконакопители Сакского химзавода в районе села Гаршино. По данным отделений содержания марганца в подземных водах почти в 5 раз превышает ПДК. Отмечено по отдельным пробам появления марганца на Чеботарском водозаборе в количествах, превышающих ПДК. Несмотря на ряд решений о ликвидации шламохранилищ Сакского химзавода, вопрос остается открытым до сих пор. Специалисты-гидрогеологи полагают, что дальнейшее существование этого источника загрязнения приведет к выходу из строя Чеботарского водозабора, основного источника водоснабжения Евпатории. Это может произойти в ближайшие годы.

Постоянными источниками загрязнения подземных вод соединениями азота является Сакский Комбикормовый завод.

Принимается ряд мер по предотвращению засоления и загрязнения подземных вод. Повысилась требовательность к проектированию объектов, к проведению природоохранных мероприятий. Запрещено использование подземных вод питьевого качества для промышленных целей и орошения. Производятся работы по созданию установок искусственного пополнения запасов подземных вод путем нагнетания их через скважины или инфильтрационные бассейны.

Но принимаемые меры оказываются недостаточными. Необходимо проведение комплекса мероприятий – как активных, так и пассивных – для восстановления нарушенных гидрогеологических условий, а именно:

Применять водосберегающие технологии в промышленности и сельском хозяйстве.

Ускорить ликвидацию скважин, используемых для орошения в Сакском районе, для улучшения гидрохимической обстановки на централизованных водосборах и условий водоснабжения Сак.

Ускорить проведение искусственного восполнения запасов подземных вод.

Кроме загрязнения и изменения качественного состава стока, в процессе хозяйственной деятельности осуществляется его зарегулирование и перераспределение – уменьшение поступления пресной воды в море. Соленость природного слоя вод северо-западного шельфа Черного моря в летний период за последние 30 лет существенно увеличилась.

Исчезновение или резкое уменьшение численности многих рыб объясняется не только «переловом» или повышением солености воды, но и зараженностью вод.

Человек, издавна населяя полуостров, использовал его природные богатства. С развитием современной мощной техники с каждым годом все более разрушительной становится человеческая деятельность.

На первое место по глобальности отрицательных воздействий нужно поставить два тесно связанных между собой мероприятия: строительство первой очереди Северо-Крымского канала с широкой сетью оросительных систем; и сплошная распашка целинных степных участков, приведшая к их почти полному исчезновению.

Немало экологических проблем стоит перед фауной водоемов: морей, водохранилищ, озер, прудов, рек…Бесконтрольное и необоснованное применение огромного количества разнообразных пестицидов, гербицидов и удобрений, неумеренный полив приводит к тому, что значительная часть этого «добра» попадает в водоемы и успешно губит все живое. Существенную лепту в такое уничтожение вносят многие заводы и учреждения, сбрасывая неочищенные стоки в воду рек, морей…

Самый правильный выход из создавшегося положения – это полная утилизация сточных вод на суше, без сброса в море. Но потребуются, вероятно, многие годы, чтобы полностью реализовать эту идею.

Автотранспортная нагрузка на курортные районы, которым и является г. Саки, постоянно возрастает. В выхлопных газах автомобилей содержится много окиси углерода и углеводородов, а также двуокиси азота, соединения свинца и т. д.

До недавнего времени двуокись азота считали редким компонентом в атмосфере Земли. Установка на современных автомашинах двигателей большой мощности, приведшая к повышению температуры сгорания в них горючего, обусловила увеличение количество окислов азота, выбрасываемых в воздух с выхлопными газами.

Необходима научная разработка территориальной концепции охраны ландшафтов, в которой должны найти отражение проблемы сохранения устойчивости природных комплексов и, мониторинга за изменением их естественного состояния под влиянием хозяйственной деятельности человека, определения природного потенциала. Нужна разработка ландшафтного кадастра, составление карт экстремальных естественных и антропогенных природопользований, карт и норм поддержания ландшафтно– экологического равновесия.

На самом деле проблема охраны ландшафта выходит далеко за пределы Крыма. Конечно, необходим закон об охране исторически сложившихся ландшафтов и об ответственности за их нарушение. Нужны новые и более жесткие нормативы.

К делу охраны и сбережения зон отдыха следует привлечь широкую общественность. Сделать нужно очень многое. Так или иначе радикальное решение экологических проблем упирается в повышение культуры людей, в кропотливую, длительную просветительскую и воспитательную работу.

Согласно закону данные земельного кадастра предназначены для использования в процессе регулирования земельных отношений рационального использования и охраны земель определение размера платы за землю и ценности земель в составе природных ресурсов, контроль за использованием и охраной земель экономического и экологического обоснования бизнес-планов и проектов землеустройства. То есть земельный кадастр должен вестись таким способом, по которому в наибольшей степени будут удовлетворены потребности в своевременной точной и достоверной информации про текущее состояние и базовые тенденции в использовании земельного фонда. Высококачественная кадастровая информация в этом контексте становится основой для разработки способов, необходимых для оптимизации использования земель эффективного управления земельными ресурсами и их оценки.

Несмотря на безусловную ценность информации, которая хранится в автоматизированной кадастровой системе она не достаточна для осуществления экологической оценки территориальных образований и отдельных земельных участков.

Базовая основа при разработке проектов использования улучшения и охраны земель являются почвы, на основе агропроизводственной группировке почв могут быть оценены ландшафтные условия территории, поскольку состав и свойства почв в большинстве случаев являются производными для местного рельефа и природной растительности. Но, даже не обращая внимание на это, достаточно перспективный для оценки и организации использования земель ее оценки кадастровый учет земельных участков.

Отдельным информационным слоем необходимо учитывать границы защитных, охранных и других предусмотренных законодательством зон с особыми условиями использования, а также прибрежных защитных полос. Эта информация является важной для оценки земель в двух аспектах. С одной стороны, должно быть зафиксировано снижение денежной оценки земельных участков, которые входят в эти зоны (полосы), в связи с наложением ограничений их использования, а с другой стороны – эти ведомости в большинстве случаев является обязательными для учета в разработке градостроительной и землеустроительной проектной документации.

При ведение земельного кадастра необходимо учитывать территории национальной экологической границы – единой территориальной системы, которая создается с целью улучшения условий для формирования и обновления окружающей среды, повышение природно-ресурсного потенциала территории, сохранение ландшафтного и биологического разнообразия мест обитания и роста ценных видов животного и растительного мира, генетического фонда, путей миграции животных из-за объединения территории и объектов природно - заповедного фонда, а также других территорий, которые имеют особую ценность для охраны окружающей природной среды и согласно законам подлежат особой охране.

Согласно с проектами формирования экограницы имеют, кроме другого, осуществлять мероприятия по созданию объектов природно-заповедного фонда, сохранение природных ландшафтов на участках которые имеют историко - культурную ценность, реализовывать программы экологического оздоровления озер, а также мероприятия по созданию и устройству водоохранных зон на прибрежных защитных полосах водных объектов, формирования природоохранных территорий международного значения, сохранения природных ландшафтов на землях промышленности, транспорта, связи, обороны.

Конечно, реализовывать указанные мероприятия, которые являются очень важными доля сохранения окружающей природной среды, невозможно без участия органов земельных ресурсов. Реальное формирование территории экологической границы и внедрения определенных режимов для их использования потребует четкой пространственной фиксации границ этих территорий, в первую очередь, в земельно – кадастровой документации.

Губаренко С.А.
Конспект занятия «Охрана растительного и животного мира Крыма»

РОДНАЯ ПРИРОДА

Тема: « Охрана растительного и животного мира Крыма»

Цель: уточнить представления детей об охране растительного и животного мира. Углубить знания детей о том, что такое «заповедник» , «заказник» , «красная книга» , их значение для сохранения редких видов растений и животных.

Закрепить знания о растениях и животных Крыма(3-4 представителя, занесённых в красную книгу, а также названия крупнейших заповедников (заказников) полуострова.

Развивать память, мышление, связную речь, внимание.

Воспитывать любовь к природе и интерес к сохранностиредких видов флоры и фауны, бережное отношение к их представителям.

Материал: карта Крыма, иллюстрации животных и растений.

Словарь: вымирающие, флора, фауна, «Лебяжьи острова».

Ход занятия:

1. Вступительная беседа

Воспитатель :

Сегодня наше занятие я хочу начать с чтения стихотворения. Послушайте внимательно.

Этот край чудесный, там, где синь небес,

Голубое море и зеленый лес,

Ручеек звенящий и веселый гром,

Это запах хлеба, это отчий дом

Родина родная наша сторона,

Ты на всей планете лучшая страна.

Воспитатель :

О чем это стихотворение? Как называется страна, в которой мы живем?

Россия – большая страна. А как называется наша маленькая родина, наш родной край?

Воспитатель :

А как называется наш родной город?

Воспитатель :

Городок наш небольшой

Дворики с цветами.

Пахнет морем край родной

Знойными ветрами.

Воспитатель :

Самое родное место на земном шаре для каждого из нас – это Крым. Здесь живут наши родители, друзья, здесь родились вы сами. Крым – удивительный и сказочный. Со словом « Крым» люди связывают жаркое солнце, теплое море, манящие к себе горы, яркие солнечные краски великолепной крымской природы. С глубокой древности Крымский полуостров привлекает людей мягким климатом, прекрасным сочетанием степей, долин, моря, гор, богатым растительным и животным миром. Люди со всех уголков мира хотят побывать здесь. Крымская земля небольшая, но она с радостью принимает гостей, потому что ее хозяева – гостеприимные люди.

Как еще называют нас – тех, кто живет в Крыму?

Воспитатель :

Да, мы крымчане и Крым – наш дом. Многие поэты и писатели восхищались красотой Крыма, писали о Крыме стихи и рассказы.

Крым – наша Родина, помните это!

Души не жалейте ради нее,

Пусть над зеленым островом этим

Мирное, доброе солнце встает!

Прекрасен мир в любое время года

Ласкает солнца взор иль непогода

О скалы волны бьют, свирепа моря даль

Подснежники цветут, на склонах гор миндаль

Великолепен лес, красивы горы

Цветы садов бескрайние просторы

Воспитатель :

Давайте с вами рассмотрим карту Крыма. Почему Крым называется полуостровом?

Воспитатель :

Какими морями омывается Крым?

Воспитатель :

Покажите на карте.

Воспитатель :

Что вы можете сказать о Черном море?

Воспитатель :

Что можете сказать об Азовском море?

Воспитатель :

Как назывался Крымский полуостров раньше?

Ответы детей :

-(Таврида, Таврика)

Воспитатель :

Что еще есть на нашем прекрасном полуострове?

Ответы детей :

Леса, скалы, реки, озера, пещеры, горы, животные, растения и т. д.

Воспитатель :

Ребята, на нашем полуострове очень много разных растений и животных. Давайте вспомним, какие растения растут в наших краях? Какие животныеобитают на нашем полуострове? Птицы? Насекомые? Кто живет в Черном море?

Воспитатель :

Молодцы! Много представителей флоры и фауны вы знаете. А теперь давайте превратимся в белых лебедей и минутку полетаем как они!

2. Физминутка «Лебеди»

Лебеди летят,

Крыльями машут, (плавные движения руками с большой амплитудой)

Прогнулись над водой,

Качают головой, (наклоны вперед, прогнувшись)

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо-тихо на воду садятся (приседания)

3. Продолжение беседы

Воспитатель :

Среди тех животных и растений, которые вы называли, есть такие, которых осталось очень мало. Их так и называют - редкие. Как вы думаете, почему они стали редкими?

Воспитатель :

Редкие животные и растения в нашей стране, и в других странах тоже, охраняются законом. Но недобрые люди часто нарушают этот закон. Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа страдают из-за красивого меха, другие – из-за вкусного мяса, третьи – из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше.

Посмотрите на эти картинки.

Вот это – тюлень-монах, а это – обыкновенный длиннокрыл. Эти рисунки нарисованы художником. А вот сфотографировать этих животных никто и никогда не сможет, потому что люди уничтожили их всех, они исчезли навсегда и никогда больше не появятся.

Задумались люди : как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

И вот ученые решили издать Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета? Потому что красный цвет – цвет опасности! Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся щедростью природы? Все только берем и берем.

Вот так выглядит Красная Книга Крыма. А есть и Красная Книга России. И другие Красные Книги.

Как вы думаете, от человека зависит красота природы? А всегда ли человек помогает природе?

Воспитатель :

А ведь мы крепко-накрепко связаны с растениями и животными. Уничтожим птиц – насекомые съедят всю зелень – люди не смогут есть плоды, овощи. Так всегда происходит в природе: исчез один – заболел другой – погиб третий.

Взгляните на эти картинки. На них изображены животные, птицы, насекомые которые нуждаются в защите. Их в Крыму осталось мало. Кого вы узнаете на этих картинках?

4. Дидактическая игра «Птицы-рыбы-звери»

Воспитатель :

Предлагаю вам поиграть в игру. Нужно все эти картинки разложить в разные коробки. В коробку с изображением жука складывайте картинки с изображением насекомых. В коробку с изображением дятла? Птиц. В коробку с зайцем? Зверей. В коробку с дельфином? Морских обитателей.

5. Продолжение беседы

Воспитатель :

Растения тоже нуждаются в нашей защите.

Многие из этих растений вам знакомы. Какие?

Воспитатель :

А ведь их тоже осталось мало.

В старину люди разумно пользовались дарами природы. Никогда не убивали самок и детенышей, выпускали из сетей рыбью молодь и рыб с икрой, рубили только старые и больные деревья.

К сожалению, в наши дни люди забыли об этих добрых традициях предков.

Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Кроме Красной Книги люди придумали заповедники. Что такое заповедник? Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость. В заповеднике охраняется все: травы, грибы, птицы, рыбы и все живое. Кто из вас бывал в поселке Коктебель?

Воспитатель :

Возле него есть заповедник. Он находится на потухшем вулкане Кара-Даг. Поглядите на карту Крыма. Вот здесь находится Карадагский заповедник.

Воспитатель :

А кто знает, какие ещё в Крыму есть заповедники?

Воспитатель :

На территории Крыма на сегодняшний день находятся пять заповедников.

Казантипский природный заповедник - государственный заповедник. Расположен на северо-западном побережье Керченского полуострова на мысе Казантип.

Крымский природный заповедник – государственный заповедник, наибольший заповедник Крыма. Площадь 44 175 га. В состав заповедника входит 5 лесничеств и Раздольнинский орнитологический филиал «Лебяжьи острова», а также в ведении заповедника находится Каркинитский орнитологический заказник водно-болотных угодий общегосударственного значения с площадью акватории 24 646 га.

Основная часть заповедника занимает центр Главной гряды Крымских гор.

Мыс Мартьян - природный заповедник на южном берегу Крыма, самый маленький заповедник - его площадь 240 га (120 га суши, 120 прилегающей акватории Чёрного моря).

Опукский природный заповедник - природный заповедник, расположенный на юге Керченского полуострова. Площадь 1 592,3 га.

Ялтинский горно-лесной природный заповедник - государственный заповедник, площадь 14 523 га. В состав заповедника входит 4 лесничества (Оползневое, Гурзуфское, Ливадийское, Алупкинское) и 4 наблюдательных пункта. На территории заповедника расположены такие достопримечательные объекты как вершина (зубцы) горы Ай-Петри (1234 м, пещера Трёхглазка, водопад Учан-Су и перевал Чертова лестница.

Заповедник простирается вдоль побережья Чёрного моря полосой с юго-запада на северо-восток от Фороса до Гурзуфа на 40 км, максимальная ширина заповедника с севера на юг - 23 км. В состав территории заповедника входит также небольшая часть побережья Черного моря.

Воспитатель :

Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу?

Воспитатель :

Правильно, охранять природу нужно в любом месте. Давайте вспомним правила охраны природы.

1. На природе запоминать увиденное.

2. Ходить по тропинкам.

3. Не ломать ветки деревьев.

4. Не топтать цветы, травы.

5. Не кричать, не включать громко музыку.

6. Не лезть в птичьи гнезда.

7. Не ловить насекомых.

8. Не разрушать грибницы.

9. Не ловить мальков и лягушек.

10. Не рвать паутинки.

11. Не оставлять не затушенных костров.

12. Не разорять муравейники.

А чем же мы с вами можем помочь редким растениям и животным?

Воспитатель :

Давайте мы сами никогда не будем сами их обижать и не дадим их другим в обиду. Расскажем всем знакомым о беззащитных растениях и цветах.

Ребята, если хотите, мы с вами сделаем свою Красную Книгу, которая будет находиться у нас в детском саду. Каждый раз, узнав о редких растениях или животных, мы будем пополнять ее картинкам и подписями. Тогда каждый, и мы, и взрослые, запомним их и не дадим в обиду.

И тогда наша Земля будет добрым и красивым домом для всех людей, для всех животных, для всех растений.

Сейчас давайте разомнём наши пальчики, а затем возьмём в руки карандаши, и разукрасим редких животных и редкие растения Крыма!

6. Пальчиковая гимнастика

Паучок (Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по

предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки. (Кисти свободно опущены, выполняем

стряхивающее движение - дождик.)

Дождик с неба вдруг полил, (Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Паучков на землю смыл. (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к

другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)

Солнце стало пригревать, (Делаем движения такие же, как и в самом

начале.)

Паучок ползёт опять, ("Паучки" ползают по голове.)

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

7. Самостоятельная деятельность детей

Дети разукрашивают картинки редких животных и растений Крыма.

Людмила Остапенко
Конспект занятия «Охрана растительного и животного мира Крыма»

РОДНАЯ ПРИРОДА

Тема : «Охрана растительного и животного мира Крыма »

Цель : уточнить представления детей об охране растительного и животного мира . Углубить знания детей о том, что такое «заповедник» , «заказник» , «красная книга» , их значение для сохранения редких видов растений и животных .

Закрепить знания о растениях и животных Крыма (3-4 представителя, занесённых в красную КНИГУ, а также названия крупнейших заповедников (заказников) полуострова.

Развивать память, мышление, связную речь, внимание.

Воспитывать любовь к природе и интерес к сохранности редких видов флоры и фауны, бережное отношение к их представителям.

МАТЕРИАЛ : карта Крыма , иллюстрации животных и растений .

СЛОВАРЬ : вымирающие , флора, фауна, «Лебяжьи острова» .

Ход занятия

1. Вступительная беседа

Воспитатель :

Сегодня наше занятие я хочу начать с чтения стихотворения. Послушайте внимательно.

Этот край чудесный, там, где синь небес,

Голубое море и зеленый лес,

Ручеек звенящий и веселый гром,

Это запах хлеба, это отчий дом

Родина родная наша сторона,

Ты на всей планете лучшая страна.

Воспитатель :

О чем это стихотворение? Как называется страна, в которой мы живем?

Ответы детей :

Воспитатель :

Россия – большая страна. А как называется наша маленькая родина, наш родной край?

Ответы детей :

- … (Республика Крым )

Воспитатель :

А как называется наш родной город?

Ответы детей :

Евпатория!

Воспитатель :

Городок наш небольшой

Дворики с цветами.

Пахнет морем край родной

Знойными ветрами.

Воспитатель :

Самое родное место на земном шаре для каждого из нас – это Крым . Здесь живут наши родители, друзья, здесь родились вы сами. Крым – удивительный и сказочный. Со словом «Крым » люди связывают жаркое солнце, теплое море, манящие к себе горы, яркие солнечные краски великолепной крымской природы . С глубокой древности Крымский полуостров привлекает людей мягким климатом, прекрасным сочетанием степей, долин, моря, гор, богатым растительным и животным миром . Люди со всех уголков мира хотят побывать здесь. Крымская земля небольшая , но она с радостью принимает гостей, потому что ее хозяева – гостеприимные люди.

Как еще называют нас – тех, кто живет в Крыму ?

Ответы детей :

- … (Крымчане )

Воспитатель :

Да, мы крымчане и Крым – наш дом . Многие поэты и писатели восхищались красотой Крыма , писали о Крыме стихи и рассказы .

Крым – наша Родина , помните это!

Души не жалейте ради нее,

Пусть над зеленым островом этим

Мирное, доброе солнце встает!

Крым – это здравница и это чудо-сад,

Крым – это фрукты и сладкий виноград,

Крым – это море и райские места,

Крым – это южных гор крутая красота!

Прекрасен мир в любое время года

Ласкает солнца взор иль непогода

О скалы волны бьют, свирепа моря даль

Подснежники цветут, на склонах гор миндаль

Великолепен лес, красивы горы

Цветы садов бескрайние просторы…

Воспитатель :

Давайте с вами рассмотрим карту Крыма . Почему Крым называется полуостровом?

Ответы детей :

Воспитатель :

Какими морями омывается Крым ?

Ответы детей :

Воспитатель :

Покажите на карте.

Воспитатель :

Что вы можете сказать о Черном море?

Ответы детей :

Воспитатель :

Что можете сказать об Азовском море?

Ответы детей :

Воспитатель :

Как назывался Крымский полуостров раньше ?

Ответы детей :

- … (Таврида, Таврика)

Воспитатель :

Что еще есть на нашем прекрасном полуострове?

Ответы детей :

- … (Леса, скалы, реки, озера, пещеры, горы, животные , растения и т . д.)

Воспитатель :

Ребята, на нашем полуострове очень много разных растений и животных . Давайте вспомним, какие растения растут в наших краях ? Какие животные обитают на нашем полуострове? Птицы? Насекомые? Кто живет в Черном море?

Ответы детей :

Воспитатель :

Молодцы! Много представителей флоры и фауны вы знаете. А теперь давайте превратимся в белых лебедей и минутку полетаем как они!

2. Физминутка «Лебеди»

Лебеди летят,

Крыльями машут, (плавные движения руками с большой амплитудой)

Прогнулись над водой,

Качают головой, (наклоны вперед, прогнувшись)

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо-тихо на воду садятся (приседания)

3. Продолжение беседы

Воспитатель :

Среди тех животных и растений , которые вы называли, есть такие, которых осталось очень мало. Их так и называют - редкие. Как вы думаете, почему они стали редкими?

Ответы детей :

Воспитатель :

Редкие животные и растения в нашей стране , и в других странах тоже, охраняются законом . Но недобрые люди часто нарушают этот закон. Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным . Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа страдают из-за красивого меха, другие – из-за вкусного мяса, третьи – из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше.

Посмотрите на эти картинки. (Показ) .

Вот это – тюлень-монах, а это – обыкновенный длиннокрыл. Эти рисунки нарисованы художником. А вот сфотографировать этих животных никто и никогда не сможет, потому что люди уничтожили их всех, они исчезли навсегда и никогда больше не появятся.

Задумались люди : как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа .

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

И вот ученые решили издать Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета? Потому что красный цвет – цвет опасности! Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся щедростью природы? Все только берем и берем.

Вот так выглядит Красная Книга Крыма . (Показ) . А есть и Красная Книга России. И другие Красные Книги.

Как вы думаете, от человека зависит красота природы? А всегда ли человек помогает природе?

Ответы детей :

Воспитатель :

А ведь мы крепко-накрепко связаны с растениями и животными . Уничтожим птиц – насекомые съедят всю зелень – люди не смогут есть плоды, овощи. Так всегда происходит в природе : исчез один – заболел другой – погиб третий.

Взгляните на эти картинки. (Показ) . На них изображены животные , птицы, насекомые которые нуждаются в защите. Их в Крыму осталось мало . Кого вы узнаете на этих картинках?

Ответы детей :

4. Дидактическая игра «Птицы-рыбы-звери»

Воспитатель :

Предлагаю вам поиграть в игру. Нужно все эти картинки разложить в разные коробки. В коробку с изображением жука складывайте картинки с изображением насекомых. В коробку с изображением дятла? Птиц. В коробку с зайцем? Зверей. В коробку с дельфином? Морских обитателей.

5. Продолжение беседы

Воспитатель :

- Растения тоже нуждаются в нашей защите. (Показ) .

Многие из этих растений вам знакомы . Какие?

Ответы детей :

Воспитатель :

А ведь их тоже осталось мало.

В старину люди разумно пользовались дарами природы. Никогда не убивали самок и детенышей, выпускали из сетей рыбью молодь и рыб с икрой, рубили только старые и больные деревья.

К сожалению, в наши дни люди забыли об этих добрых традициях предков.

Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Кроме Красной Книги люди придумали заповедники. Что такое заповедник? Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость. В заповеднике охраняется все : травы, грибы, птицы, рыбы и все живое . Кто из вас бывал в поселке Коктебель?

Ответы детей :

Воспитатель :

Возле него есть заповедник. Он находится на потухшем вулкане Кара-Даг. Поглядите на карту Крыма . Вот здесь находится Карадагский заповедник. (Показ) .

Воспитатель :

А кто знает, какие ещё в Крыму есть заповедники ?

Ответы детей :

Воспитатель :

На территории Крыма на сегодняшний день находятся пять заповедников.

Казантипский природный заповедник - государственный заповедник. Расположен на северо-западном побережье Керченского полуострова на мысе Казантип.

Крымский природный заповедник – государственный заповедник, наибольший заповедник Крыма . Площадь 44 175 га. В состав заповедника входит 5 лесничеств и Раздольнинский орнитологический филиал «Лебяжьи острова» , а также в ведении заповедника находится Каркинитский орнитологический заказник водно-болотных угодий общегосударственного значения с площадью акватории 24 646 га.

Основная часть заповедника занимает центр Главной гряды Крымских гор .

Мыс Мартьян - природный заповедник на южном берегу Крыма , самый маленький заповедник - его площадь 240 га (120 га суши, 120 прилегающей акватории Чёрного моря) .

Опукский природный заповедник - природный заповедник, расположенный на юге Керченского полуострова. Площадь 1 592,3 га.

Ялтинский горно-лесной природный заповедник - государственный заповедник, площадь 14 523 га. В состав заповедника входит 4 лесничества (Оползневое, Гурзуфское, Ливадийское, Алупкинское) и 4 наблюдательных пункта. На территории заповедника расположены такие достопримечательные объекты как вершина (зубцы) горы Ай-Петри (1234 м, пещера Трёхглазка, водопад Учан-Су и перевал Чертова лестница.

Заповедник простирается вдоль побережья Чёрного моря полосой с юго-запада на северо-восток от Фороса до Гурзуфа на 40 км, максимальная ширина заповедника с севера на юг - 23 км. В состав территории заповедника входит также небольшая часть побережья Черного моря.

Воспитатель :

Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу?

Ответы детей :

Воспитатель :

Правильно, охранять природу нужно в любом месте. Давайте вспомним правила охраны природы .

1. На природе запоминать увиденное.

2. Ходить по тропинкам.

3. Не ломать ветки деревьев.

4. Не топтать цветы, травы.

5. Не кричать, не включать громко музыку.

6. Не лезть в птичьи гнезда.

7. Не ловить насекомых.

8. Не разрушать грибницы.

9. Не ловить мальков и лягушек.

10. Не рвать паутинки.

11. Не оставлять не затушенных костров.

12. Не разорять муравейники.

А чем же мы с вами можем помочь редким растениям и животным ?

Ответы детей :

Воспитатель :

Давайте мы сами никогда не будем сами их обижать и не дадим их другим в обиду. Расскажем всем знакомым о беззащитных растениях и цветах .

Ребята, если хотите, мы с вами сделаем свою Красную Книгу, которая будет находиться у нас в детском саду. Каждый раз, узнав о редких растениях или животных , мы будем пополнять ее картинкам и подписями. Тогда каждый, и мы, и взрослые, запомним их и не дадим в обиду.

И тогда наша Земля будет добрым и красивым домом для всех людей, для всех животных , для всех растений .

Сейчас давайте разомнём наши пальчики, а затем возьмём в руки карандаши, и разукрасим редких животных и редкие растения Крыма !

6. Пальчиковая гимнастика

Паучок (Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по

предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки. (Кисти свободно опущены, выполняем

стряхивающее движение - дождик.)

Дождик с неба вдруг полил, (Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Паучков на землю смыл. (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к

другу, пальцы растопырены , качаем руками - солнышко светит.)

Солнце стало пригревать, (Делаем движения такие же, как и в самом

Паучок ползёт опять, ("Паучки" ползают по голове.)

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

7. Самостоятельная деятельность детей

Дети разукрашивают картинки редких животных и растений Крыма .

Итог занятия



Похожие статьи