Фотографии выпускницы института благородных девиц 1904 года. Как жили барышни в институтах благородных девиц

Выпускниц Смольного института благородных девиц называли кисейными барышнями совсем не потому, что они были неженками, а из-за ткани, из которой шились их выпускные платья. На самом деле путь от воспитанницы младшего класса до кисейной барышни-выпускницы был очень нелегок! Жизнь в Смольном для многих смолянок была схожа с описанием всех строгостей и лишений того сиротского пансиона, в который Шарлотта Бронте поселила свою героиню Джейн Эйр. Будущей кисейной барышне приходилось проявлять не только прилежание и смирение, но и силу характера, физическое здоровье. И кто знает, сколько детских и девичьих слез было пролито в дортуарах Смольного, пока оторванная от дома и семьи маленькая девочка превратится в выпускницу-смолянку. Шли годы, менялись правила и условия жизни в Смольном институте, выпуск за выпуском выходили юные благородные девицы во взрослую жизнь. Какой она стала для них, и какой след в истории оставили выпускницы Смольного?

Ливен Дарья (Доротея), 9-й выпуск, 1800 год - первый тайный агент

Дочь генерала Христофора Бенкендорфа Доротея рано потеряла мать и вместе с сестрами попала под опеку Марии Федоровны, жены Павла I. К счастью для девочки, София Вюртембергская, будущая Российская императрица, и ее мать Анна-Юлиана были дружны с детства. Мария Федоровна устроила сестер Бенкендорф в Смольный институт, хотя те уже не подходили по возрасту, но для императрицы можно сделать и исключение. В отличие от других смолянок девочки заняли привилегированное положение, им выделили отдельные комнаты, ведь Мария Федоровна навещала их почти каждую неделю.

Дарья (Доротея) Бенкендорф получила прекрасное для девочки образование, она читала и говорила на 4 языках, музицировала и танцевала. После выпуска из Смольного императрица лично занялась устройством их личной жизни. Особое ее внимание заслужила Доротея, пожалованная во фрейлины еще за год до выпуска из Смольного. Пришел черед и выбора подходящего жениха. Первым кандидатом стал граф Алексей Аракчеев, но он так сильно не пришелся по нраву "кисейной барышне", что был сразу отвергнут, и выбор пал на другого кандидата - графа Христофора Ливена.

Вскоре Ливен сделал хорошую дипломатическую карьеру, заняв сначала пост посла в Берлине, а затем в Пруссии и Англии. Муж стал послом, а жена… тайным агентом. Хотя она и не была особенно красива, но ее острый ум и обаяние привлекли внимание многих политиков и дипломатов. Не устояли и австрийский канцлер Меттерних, и глава Форин офис Джордж Каннинг, и французский премьер Франсуа Гизо. Видные государственные деятели увлеклись русской Сивиллой, а Дарья Ливен увлеклась политикой. Ее салоны в Лондоне и Париже посещали историки, политики, писатели и говорили, говорили, говорили, а Дарья слушала… и передавала сведения Александру I и министру иностранных дел Карлу Нессельроде.

Первая русская женщина-дипломат и тайный агент в одном лице - Дарья (Доротея) Ливен, выпускница института благородных девиц.

Екатерина Ермолаевна Керн, 21-й выпуск, 1836 год - Я помню чудное мгновенье…

Две Музы - Екатерина и Анна Керн

Дочь Анны Керн и генерала Ермолая Керна, крестница императора Александра I - Екатерина Керн. С детства обделенная вниманием родителей, занятых более собой и вечными выяснениями отношений, Екатерина была отдана на воспитание в Смольный институт благородных девиц. Проявив известное прилежание и способность к наукам, преподаваемым смолянкам, окончила учебу с отличием. После выпуска 3 года жила при своем отце, бывшим тогда комендантом Смоленска, а затем вернулась в Смольный институт, став классной дамой. При институте в то время служил и муж сестры композитора Михаила Глинки. Глинка любил бывать в гостеприимном доме любимой сестры и в один из приездов встретил Екатерину Ермолаевну Керн. Михаил Иванович и сам не заметил, как влюбился в девушку моложе его на 14 лет. Екатерина ответила на его чувства, став источником для вдохновения композитора. Так родился известный романс на стихи Александра Пушкина, посвятившего свои строки матери Екатерины - Анне Керн. Екатерине Керн Глинка посвятил и другой романс -"Если встречусь с тобой", несколько других, менее известных и восхитительный Вальс-фантазию Valse-Fantaisie.

К сожалению, их любовь не имела счастливого конца. Они расстались. Екатерина долго отказывалась от другого замужества, думая, что их отношения возобновятся. Лишь потеряв всякую надежду, Керн вышла замуж за юриста Михаила Шокальского, родила сына и через 10 лет овдовела, оставшись без средств. Помощь приходила лишь от сына Пушкина - Григория Александровича. Всю себя она посвятила воспитанию сына, порой добывая средства на пропитание работой гувернантки. Сын оправдал надежды матери - Юлий Шокальский стал Президентом Русского Географического общества и академиком Академии наук СССР.

Дочь Музы Поэта, Муза Композитора, Екатерина Керн - выпускница института благородных девиц

Елена Черногорская (Elena of Montenegro), 59-й выпуск, 1891 год - принцесса, королева, императрица

Елена Черногорская, дочь короля Николы I Черногорского и его жены Милены Вукотич, от рождения была принцессой. Вместе с сестрами она была отправлена для получения образования и соответствующего воспитания в Смольный институт благородных девиц. Знатные воспитанницы, разумеется, были на особом положении, их часто приглашали в Зимний дворец и жили они в отдельном помещении. На этом их различия с остальными смолянками заканчивались. Они так же носили форменные платья, посещали занятия вместе со всеми и никоим образом не пытались показать свое высокое положение.


Елена, не окончив институт, вышла замуж за короля Виктора Эммануила III, став королевой Италии и Албании, императрицей Эфиопии. Брак оказался на редкость счастливым. Ее жизнь стала примером для многих будущих королев. В первую мировую она заслужила уважение всей страны тем, что наравне с другими работала сестрой милосердия. Портреты королевы с ее личным автографом продавали на благотворительных аукционах, а средства передавали госпиталям. В конце военных действий, когда непомерный военный долг навис над ее страной, чтобы погасить его, королева Елена предложила продать сокровища Итальянской короны. Ей посвятил свою оперу Мадам Баттерфляй Джакомо Пуччини. Она была награждена высшей католической наградой для женщин, врученной ей Папой Римским Пием XI. Сына и 4 дочерей воспитала королевская чета, пережив одну из них - Мафальду, погибшую в концлагере Бухенвальд в 1944 году.


Увы, республиканская Италия после Второй Мировой войны отправила свою королеву в изгнание…

Настоящая Королева, наделенная добротой и состраданием с поистине королевской щедростью, "госпожа благотворительного милосердия", - смолянка Елена Черногорская.

Канули в небытие. По факту, данные пансионы и по сей день проводят обучающую деятельность в разных странах. К сожалению, в России подобные учреждения прекратили свое существование. Но в далеком прошлом и в нашей стране считалось высшей честью получить образование такого рода. В статье можно познакомиться с историей создания первого на Руси женского учебного заведения. А также узнать, какие жизненные перспективы открывались перед его выпускницами.

Зарубежные пансионы

Институты благородных девиц в действительности являются школами для женщин частного характера. В этих заведениях обучение в первую очередь направлено на совершенствование общественной и культурной деятельности. Как видно из названия, это учреждение не имеет существенных отличий с обычной школой. И ее основная цель - это завершение образования. Обучающая программа в пансионатах такого типа бывает преимущественно 2 видов: усиленная и однолетняя. Самая известная страна, имеющая в своей истории ряд частных учебных заведений для женщин - это, несомненно, Швейцария. Здесь получила образование принцесса Уэльская. Она окончила Институт AlpinVidemanette. К сожалению, на сегодняшний день он закрыт. Также немалую популярность имела школа MonFertile - в ней некоторое время проучилась герцогиня Корнуолла. Ну и, конечно же, нельзя не сказать о пансионате VillaMontChoisi. Благодаря этому учреждению Швейцария получила большую известность.Однако в конце 90-х годов этот Институт был закрыт.

Факты российской истории

Первоначально в нашей стране могли получать образование только мужчины. Но все изменилось, когда был организован первый институт благородных девиц. История его создания берет начало в далеком 1764 году. Произошло это событие благодаря проекту президента Академии художеств Ивана Бецкова. В дальнейшем он стал попечителем этого заведения. Кроме того, после открытия пансиона был принят указ "О воспитании девиц дворянского происхождения при Воскресном монастыре". Располагалась эта школа в Санкт-Петербурге. Данное распоряжение вместе с Уставом заведения было разослано по всей Российской Империи. В принципе, можно сказать, что образование в Пансионе не сильно отличалось от существующего сегодня в Девицы благородных кровей принимались туда в 6-летнем возрасте. Срок обучения составлял 12 лет и был разбит на 4 временных периода. Получать знания в Институте могли одновременно почти 200 воспитанниц. По окончании образования 6 наиболее выдающихся учениц получали особый знак почета - вензель, выполненный из золота и имеющий гравировку с инициалами императрицы. Основание благородных девиц дало возможность получать общеобразовательную подготовку и изучать секреты домоводства девушкам других сословий (за исключением крепостных).

Гарантия трудоустройства

Институты благородных девиц проводили согласно утвержденной образовательной программе. Благодаря этому ученицы имели большие шансы в дальнейшем служить при дворе. Подготовительный план был составлен при участии попечителя заведения и включал в себя изучение таких предметов, как арифметика, иностранные языки, география, словесность, история и Закон божий. Кроме того, девушкам преподавались основы рисования, рукоделия и домоводства. Не обошли вниманием и развитие музыкальных способностей. Чтобы ученицы могли в полной мере получить необходимые им знания, навыки и умения, в штат заведения входило 29 преподавателей.

Устав учреждения

Отличались особой строгостью воспитания. Все девушки соблюдали жесткий распорядок дня. Встречаться с родными воспитанницы могли только в выходные и праздничные дни. При этом их общение проходило только в присутствии начальницы. Распрощаться с пансионом ученицы могли только при достижении 18-летнего возраста. И даже требование семьи не могло повлиять на это решение. По окончании обучения многие воспитанницы оставались в стенах Института и работали классными дамами. Те из девушек, которые получали образование в мещанском отделении учреждения, имели большие шансы в дальнейшем стать гувернантками. Изначально школа благородных девиц располагалась в монастыре. Но впоследствии было возведено специальное здание.

Проводимые реформы

После смерти Императрицы женскими учебными заведениями стала управлять супруга Павла I. Она руководила ими на протяжении 32 лет и успела за этот период многое изменить. В частности, период обучения был уменьшен до 9 лет. Возрастных групп осталось только 3, и они, в свою очередь, подразделялись на отличниц, "хорошисток" и отстающих. Продолжительность каждого урока стала составлять 2 часа. Кульминацией учебного полугодия были промежуточные экзамены, конец года знаменовался итоговыми проверками. Изменения коснулись и возрастных ограничений поступления в Институт. Так, девочек дворянского происхождения стали принимать в пансион с 8-9 лет, а мещанок только с 11-12. И связано это было с тем, что их срок обучения ограничивался 6 годами. Изменилась и направленность преподавания. Если во времена правления Екатерины девушек обучали работе фрейлин, то при Марии Федоровне их скорее подготавливали к "должности" жен.

Новый пансион

В 1802 году по инициативе матери Александра I был открыт дополнительный Институт благородных девиц. Москва стала его домом. Отличие этого заведения состояло в том, что на обучение принимались в основном дворянки из Но со временем на его базе было создано мещанское отделение и для других сословий. Учебная программа этого учреждения не сильно разнилась с обучающим планом предыдущих заведений. Здесь также преподавали Закон божий, иностранные языки, историю и географию. Была дополнительно введена физика. Не забывали и о творческом развитии. Однако распорядок дня был значительно строже. Воспитанницы заведения поднимались в 6 утра и занимались до 8 вечера с небольшими перерывами. Московский институт благородных девиц был назван в честь Екатерины. Здание, в котором он располагался, изначально принадлежало графу Салтыкову. Однако в 1777 году его имущество было изъято, и на его территории открыли Инвалидный дом. Когда же было принято решение создать училище, архитектор Доменико Жилярди перестроил это сооружение.

8 октября 2013, 20:05

Не нимфы ли богинь пред нами здесь предстали?
Иль сами ангелы со небеси сошли,
Ко обитанию меж смертных на земли,
Что взоры и сердца всех зрителей питали,
Как солнечны лучи, так взоры их сияют,
С красой небесною краса всех нимф равна;
С незлюбием сердец невинность их явна;
Конечно, божество они в себе являют.
Как сад присутствием их ныне украшался
Так будет краситься вся русская страна.

Смольный институт благородных девиц - первое в России женское учебное заведение, положившее начало женскому образованию в стране.
Институт основан по инициативе И. И. Бецкого и в соответствии с указом, подписанным Екатериной II 5 мая (24 апреля) 1764 года Цель его создания, была, как водится, самой благой – «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Другое дело, что со временем изначально дававшая неплохие результаты (особенно на фоне тогдашней общественной ситуации) система выродилась в самоподдерживающееся болото, категорически противящееся любым переменам.

Именно тогда, спустя сто лет, и начали раздаваться иронические реплики о "жеманных дурочках", "жантильных белоручках" и "сентиментальных барышнях", считающих, что "булки растут на деревьях" и "после тура мазурки кавалер обязан жениться", а слово "институтка" стало синонимом излишней сентиментальности, впечатлительности и ограниченности.

Изначально для поступления в институт было необходимо сдать экзамены (немного из французского, еще меньше из русского, плюс наличие определенного религиозного воспитания) и пройти отбор по происхождению, изрядно уменьшавший ряды желающих.

Скажем, в первых наборах рассчитывать на поступление могли лишь дочери тех дворян, чьи роды были внесены в III, V и VI части дворянских родословных книг, или тех, которые имели чины, как минимум, 9-го класса (капитан) на военной службе или 8-го класса (коллежский асессор) на гражданской. Однако немногие из знати были согласны обрекать своих дочерей на безвыездные 12 лет учебы, после которых вставал нелегкий вопрос о дальнейшей выдаче замуж чересчур образованной девицы. Именно поэтому основной состав учениц был родовитым, но бедным.Между прочим, после 1825 года многие дети декабристов учились в институтах: обе дочери Каховского, например, закончили курс с серебряными медалями. Говорят, что когда в институт приезжали княжны, то дочери императора и дочери руководителей восстания весело играли вместе.

Учились здесь и "иноземки": внучка Шамиля и дочери грузинских князей, княжны Черногории и шведские аристократки. Несмотря на то, что, согласно пафосным официальным источникам, начальница Смольного, княжна Ливен, говорила молодой классной даме: «Вы, может быть, еще не знаете традиций Смольного. С принцессы надо требовать вдвое и втрое, потому что от ея характера будут зависеть судьбы ея подданных», отношение к ним, безусловно не было обычным. Например, хотя августейшие особы и носили форменные институтские платья и ходили на обычные уроки, им предоставлялись другие помещения для жилья и собственная кухня, каникулы девушки проводили в имении начальницы института, а на праздники выезжали в императорскую семью.
Смольный институт. Дортуар. Выпускной альбом института 1889 года.

Помимо "государственных" мест для воспитанниц, довольно большое количество девушек содержалось за счет специальных стипендий, вносимых как императорской семьей (кстати, Каховские были пансионерками Николая I), так и просто богатыми людьми. И. И. Бецкой, изначально стоявший во главе Воспитательного общества, обучал по десять девочек с каждого приема, положив на их имя в банк особый капитал. А в 1770 г. гофмейстерина Е. К. Штакельберг завещала деньги, полученные за имение, в уплату содержания в Смольном девочек из неимущих семей дворян Лифляндии и выдачи им пособий при выпуске. Делали ежегодные взносы для содержания стипендиаток Орловы и Голицыны, Демидовы и Салтыковы.

Смолянки, обучаемые на чей-то частный капитал, носили на шее ленточку, цвет которой выбирал благотворитель. Так, у стипендиаток Павла I они были голубые, у Демидовских – померанцевые, протеже Бецкого повязывали зеленые, а Салтыкова – малиновые. За тех, кто не мог получить какую-либо стипендию, вносили плату родные. В начале XX века это было около 400 рублей в год. Количество мест для таких учениц, однако, все равно было ограничено.
Преподаватели Смольного института.

Распорядок дня в институте был строгий: подъем в 6 часов утра, потом - 6 или 8 уроков. Время для игр очень ограничивалось. Жили девочки в дортуарах по 9 человек с приставленной к ним дамой. Кроме того, была еще и классная дама, которая следила за поведением девочек на уроках.

За исключением первых лет существования Смольного и короткого периода инспекторства Ушинского, диалоги между преподавателями и девушками не поощрялись. Задавать вопросы по изучаемой теме тоже не полагалось.
Смольный институт.В швейной мастерской.Выпускной альбом института 1889 года.

Оценки ставились по двенадцатибалльной шкале, по результатам успеваемости составлялись рейтинги и выдавали промежуточные знаки отличия - где-то банты-кокарды, цвета которых обозначали успешность носительницы, где-то - шнурки с кисточками, которые повязывали на волосы.

Обязательными были уроки физкультуры (немного гимнастики) и танцы. Впрочем, учитывая, что в стенах института запрещалось бегать или играть в подвижные игры, а ежедневные прогулки были короткими, избытка физической активности не было.
А. Белоусов, Луг перед Смольным. Девушки на коллективной прогулке

Умение изящно приседать в реверансе в Смольном XIX века ценилось больше успехов в математике, за хорошие манеры прощали неудачи в физике, ну а исключить могли за вульгарное поведение, но уж никак за неудовлетворительные оценки. Единственной из наук, считавшейся священной, было изучение французского языка.
Смольный институт. Девочки на занятиях.

Встречи с родственниками были ограничены четырьмя часами в неделю (двумя приемными днями). Особенно тяжело приходилось девочкам, привезенным издалека. Они не видели своих родных месяцами и годами, а вся переписка строго контролировалась классными дамами, которые читали письма перед отправкой и после получения.

Основным критерием отбора классных дам, обязанных следить за достойным воспитанием девочек, обычно был незамужний статус.
Урок игры на арфе. Выпускной альбом института 1889 года.

Телесные наказания для воспитанниц не были приняты, однако с теми, кто совершил какой-либо проступок, особенно не церемонились: окрик, брань, наказание - таков был привычный арсенал средств и методов институтской педагогики. Обычными считались наказания, когда нарушительницу позорили перед всем институтом: снимали передник, прикалывали неубранную бумажку или рваный чулок к платью, оставляли стоять посреди столовой во время обеда.

Совсем тяжело приходилось детям, страдающим, скажем, энурезом - такая воспитанница должна была идти на завтрак с мокрой простыней поверх платья, что считалось страшным позором не только для нее лично, но и для всего дортуара. После этого девочки, чтобы подобного несчастья больше не случалось, обычно будили одноклассницу ночью. Народу в комнате было много, каждая ученица пару раз распихивала несчастную, можно представить, как "положительно" этот метод сказывался на нервах и без того униженного ребенка.
Смольный институт. Урок рукоделия.

Заработать выговор можно было за любое отступление от правил: слишком громкий разговор на перемене, небрежно заправленную постель, не по уставу завязанный бант на переднике или выбившийся локон из строгой прически. Очень высоко здесь ценилось полное подчинение правилам и обычаям институтской жизни, на что указывает само определение воспитанниц, отличавшихся послушанием и отменным поведением - "парфетки" (искаженное французское "parfaite" - совершенная). Всякое же нарушение порядка было отступлением от институтского "благонравия" и считалось "дурным поведением". Поэтому шалуний и строптивиц называли "мовешками" ("mauvaise" - дурная). Даже внешность учениц была строго регламентирована: одинаковые прически, разные для разных возрастов (младших девочек часто коротко стригли, а старших заставляли строго закалывать волосы), аккуратная форма. Она состояла из собственно платья с коротким рукавом и вырезом, фартука (передника), пелеринки и нарукавников на тесемках.
Смольный институт. Урок пения. Фото1889 г.

Цвет формы зависел от класса обучения. Первоначально, при Екатерине II, воспитанницы носили соответственно платья коричневого ("кофейный" класс, самый младший), голубого, серого и белого цветов. Первым трем возрастам полагались белые передники, самым старшим выдавались зеленые. С уменьшением срока обучения на Николаевской половине серые платья были "сокращены", а белому классу начали выдавать зеленые с белым передником. На Александровской половине голубого класса не было. Те же самые цвета - кофейный, синий, зеленый - чаще всего использовались и в других институтах. Пепиньерки обычно носили серые платья. (Пепиньерками назывались девушки, оставшиеся после окончания основного курса для получения дальнейшего образования и дальнейшего карьерного роста до классной дамы. Им читали дополнительный курс педагогики и в качестве практики использовали как помощниц воспитательниц).
Смольный институт. Воспитанницы на уроке.

Выпускницы сдавали экзамены по всем предметам. Настоящими испытаниями, на которых распределялись награды, были инспекторские, публичные (в некоторых институтах с присутствием царских особ) - простой формальностью: лучшие ученицы рассказывали заранее заученные билеты.

По результатам обучения выдавались награды и шифры. Шифр - это металлический вензель царствующей императрицы, он носился на левом плече на банте из белой в цветную полоску ленты. Цвет полос зависел от учебного заведения. В случае, если институтка, имевшая шифр, жаловалась во фрейлины, которым шифр был присвоен как знак придворного звания, то бант был двойным, из институтской ленты и голубой фрейлинской. (Такое часто случалось на Николаевской половине Смольного, в других институтах - почти никогда). Еще вручались золотые и серебряные медали разной величины (или порядка).
Шифр для лучших выпускниц Смольного института.

Самые первые институтки были отгорожены от влияния семьи, но не от мира вообще. Их частно вывозили на прогулки и придворные мероприятия, в стенах Смольного устраивались торжественные обеды и спектакли. В XIX же веке концепция поменялась и в иную, не казарменную, жизнь воспитанниц старались не выпускать. Если раз в год выводили в Таврический сад, то под строгим контролем, делая все, чтобы не допустить контакт институток с другими гуляющими. Несколько раз в год (в день именин императора и императрицы, на Новый год) устраивались балы, на которых присутствовали все воспитанницы и начальство.

Несколько часов девочки танцевали друг с другом, не имея возможности посмеяться или подурачиться, чтобы не быть наказанными. Изредка (и отнюдь не везде) устраивались балы с приглашением кавалеров-родственников (родство считалось обязательным условием), а кое-где (о распущенность!) и воспитанников дружественных мужских учебных заведений ("Юнкера" Куприна). А с началом Первой мировой войны прекратились и эти малочисленные праздники: считалось предрассудительным веселиться, когда идут бои.
Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев. 1901 г.

Учителей набирали преимущественно из женатых, если же попадался холостяк, то или в возрасте, или весьма невзрачной внешности, зачастую с физическими недостатками, дабы не вводил непорочных девиц во искушение.
Смольный институт. На досуге. Фото 1889 г.

Впрочем, помогало это мало - обычно поклонницы были у любого, кто имел хоть какое-то отношение к институту. Это было связано с весьма специфической институтской традицией - обожанием, то есть стремлением находить себе объект поклонения, кумира в лице того, кто попадется под руку. Подруга, старшеклассница, священник, учитель, император... Только классных дам не жаловали, но это было следствием боязни быть заподозренной в откровенном подхалимаже. Обожательница дарила предмету любви подарки на праздники, испытывала всяческие ритуальные мучения для того, чтобы быть "достойной", например, вырезала ножиком или выкалывая булавкой инициалы «божества», ела в знак любви мыло или пила уксус, пробиралась в церковь ночью и там молилась за благополучие обожаемого, оказывала различные практические услуги: чинила перья или шила тетрадки.

Обожание императора, поощряемое руководством, вообще переходило всяческие границы - институтки собирали и тщательно хранили "кусочки жаркого, огурца, хл:)" со стола, за которым обедал царь, выкрадывали платок, который разрезался на маленькие кусочки и распределялся между воспитанницами, носившими эти "талисманы" у себя на груди. "Со мной делайте, что хотите, - говорил Александр II воспитанницам московского Александровского института, - но собаку мою не трогайте, не вздумайте стричь у него шерсть на память, как это было, говорят, в некоторых заведениях". Однако, говорят, девушки не только отрезали шерсть с домашнего любимца Александра, но даже ухитрились вырезать в нескольких местах дорогой мех от шубы.
Смольный институт. Урок рисования. Выпускной альбом института 1889 года.

Обычное меню середины XIX века в Смольном:
-Утренний чай с булкой
- Завтрак: кусок хл:) с небольшим количеством масла и сыра, порция молочной каши или макарон
- Обед: жидкий суп без мяса, на второе – мясо из этого супа, на третье – маленький пирожок
- Вечерний чай с булкой
В посты рацион становился еще менее питательным: на завтрак давали шесть маленьких картофелин (или три средних) с постным маслом и кашу-размазню, в обед был суп с крупой, небольшой кусок отварной рыбы, метко прозванной голодными институтками "мертвечиной", и миниатюрный постный пирожок.
Смолянки в столовой.Выпускной альбом института 1889 года.

Таким образом кормили не только в продолжительные посты, но и каждую среду и пятницу. В один прекрасный момент более половины девочек оказались в лазарете с диагнозом "истощение" - посты сократили... до полутора месяцев в год. Среды и пятницы никто не отменил.

Если девушка имела карманные деньги, то можно было, внеся специальную плату, пить утром чай с более питательной пищей в комнате воспитательниц, отдельно от других институток, или договориться с прислугой и втридорога купить чего-либо из еды. Впрочем, последнее сурово карались классными дамами.
Смольный институт. Преподаватели.

В лазарете было теплее, нежели в огромных дортуарах, выдавалось усиленное питание и многие девицы устраивали себе "каникулы", симулируя соответствующие болезни. Впрочем, многим притворяться не приходилось.
Обычно существовало два помещения: запасной лазарет, который использовали во время эпидемий или для тяжелобольных, и обычный, куда помещались все остальные пациентки.
Смольный институт. Медицинский осмотр. Выпускной альбом института 1889 года.

Специфическое отношение к немногочисленным мужчинам и доходящее до абсурда мнение институток о правилах приличия доставляли много хлопот врачам. Сама идея о раздевании в присутствии лица другого пола заставляла стеснительных девиц терпеть боль до конца. Периодически - трагического.
Смольный институт.Последний выпуск 1917 года.
Смольный институт. Катание с горки.Фото 1889 г.
Смольный институт. Приём - экзамен на знание хороших манер.Выпускной альбом института 1889 года.
Девочки за шитьем.
Хор воспитанниц Смольного института.
Смольный институт. Чаепитие с гостями. Выпускной альбом института 1889 года.
Смольный институт. Урок гимнастики. Фото 1889 г.
Смольный институт. Помывочная.Фото 1889 г.
На катке.Фото 1889 г.
Александринский институт благородных девиц. Согласие на учреждение в губернском Орле Института благородных девиц дал Николай I. Так он ответил на просьбу орловских дворян, в 1851 году решивших, что надобность в подобном элитном учебном заведении назрела. Конечно, дворянских девочек отправляли учиться в институты Москвы и Петербурга, но эти случаи все же не были массовыми.
Между тем образование уже давно стало необходимой частью воспитания сословной дворянской корпорации. Институты благородных девиц, открытые по указу Екатерины II еще в 1764 году, были призваны одухотворить нравственные потребности дворянки, дать ей первоклассное, хотя и специфическое образование. Оно включало в себя обучение языкам, русской словесности, музыке, танцам, рисованию, рукоделию, но уже и тогда обязательными для изучения считались основы математики и физики. Учили в институтах очень хорошо, и образование приобреталось качественное.
Для открытия института орловские дворяне должны были собрать 220 тысяч рублей. Николай I разрешил добавить к этой сумме доходы от имений покойной графини Анны Александровны Орловой-Чесменской. Ее имения находились в Московской, Орловской и Ярославской губерниях.
Место под институт отвели в дворянской части города на Полесской площади, где до 1847 года стоял деревянный театр. В начале 1865 года здание института было полностью отстроено. 6 февраля 1865 года оно было освещено Преосвященным Поликарпом в присутствии губернатора Н. В. Левашова, попечительницы института А. М. Апраксиной и многочисленных гостей. Первой начальницей Орловского института стала Агнесса Александровна фон Вессель.



Фотографии из выпускного альбома Веры Исаковой - 1913 года, последнего счастливого года Российской Империи. Первая его страница посвящена 300-летию Дома Романовых. На второй мы видим попечителей Института, портрет А. А. Орловой-Чесменской, фотографию Преосвященного Григория, архиепископа Орловского и Севского, начальницу института Наталью Николаевну Васильчикову-Левенштейн (кстати, тещу писателя Ивана Новикова, автора романов о Пушкине); институтского инспектора (другими словами завуча), статского советника Евгения Николаевича Тихомирова и двух классных дам выпуска - Елизавету Николаевну Бонч-Бруевич и Анну Павловну Беликову.

Альбом представляет нам учителей, многие из которых находилось в чине статских советников. Это было почти генеральское звание. Так, преподавателем истории и географии в 1910 - 1912 гг. был статский советник Николай Владимирович Меньшиков, кстати, содержавший 7-классное Орловское женское коммерческое училище его имени. Оно находилось на Введенской улице (ныне 7 ноября). Меньшикова сменил выпускник Университета Виктор Алексеевич Преображенский, живший в престижном доме Скоропадских на берегу Орлика, где после революции и до войны будут размещаться областной комитет ВКП(б), обком комсомола и редакция «Орловской правды». Ныне на этом месте - Банковская школа. Физику и космографию вел статский советник Владимир Фомич Соболевский. Он же преподавал те же предметы в духовной семинарии. Русскому языку и словесности учил статский советник Матвей Павлович Азбукин - из семьи известных орловских просветителей. Азбукин был автором «Маленькой хрестоматии», изданной в Орле в 1912 году. Судя по открыткам его воспитанниц, он умел научить их излагать свои мысли грамотно, а писать без ошибок. Математику у девочек вела Антонина Александровна Кедрова, немецкий - Эрих Эдуардович Курц, обитавший в доме Гермут (известный дом Лизы Калитиной), французский - Викторина Францевна Дебиоль.



Хозяйка альбома - Вера Исакова.

В Институте у Веры были подружки. Среди них имена Зинаиды Добросердской и Лели Граббе, из семьи генерала Граббе. Уже при большевиках, в 1918 году Зина писала Вере из города Литина Подольской губернии, спрашивала, что стало с институтом, с одноклассницами, распустили ли воспитанниц по домам. Нет сведений о судьбе Зины. Зато известно, что одна из первых красавиц выпуска, Лизочка Нарышкина, из тех самых Нарышкиных, чья родословная восходила к Петру I, умерла в 1915 году от скоротечной чахотки, толчком которой послужила простуда. Ее брат Александр, выпускник Орловского кадетского корпуса, в 1916-м погиб под Двинском. И только младший в этой семье, Кирилл Тихонович Нарышкин, дожил до преклонных лет.
В 1913 году вроде бы ничто не предвещало будущих бурь, но отголоски первой революции слышались и в институтских стенах. Вот девочки пишут в альбоме свое кредо:
В нас воля разума слаба,
Желанья наши своевольны.
Чтоб ни сулила нам судьба,-
Всегда мы ею недовольны,
- так считала Л. Лихарева. Ее однокурсница М. Полозова, вероятно, из семьи Орловского губернского предводителя дворянства М. К. Полозова, владельца земель при Змиёвке, философски замечает: «На дне морском сокровищ много, Но их не выдаст океан». А вот Н. Сахарова уже пишет иначе: «Борьба - вот радость жизни!» Бедные девочки! Через четыре года - в 1917-м, все они узнали, что такое настоящая борьба. Никакой радости она им не принесла. После революции они скрывали, что учились в Институте, но слишком уж они отличались от других - культурой, знаниями, осанкой, воспитанным спокойствием, отношением к жизни вообще. Некоторые из бывших воспитанниц Института поплатились, вероятно, за все это искалеченными судьбами. Здание же института было разрушено при отступлении немцев из Орла в 1943 году.А в том благополучном 1913-м девочки фотографировались на память. Фотохудожник рассадил, как положено, их всех. Веры Исаковой на групповом снимке нет: опоздала! Остальные благонравно заняли места около классных дам. Так и перешли они в вечность - в своих парадных пелеринках и фартучках. ..
И ещё несколько фотографий преподавателей Александринского института благородных девиц.

Фотографии выпускниц Киевского института благородных девиц.Портрет воспитанниц с классными дамами Киевского ИБД.Интересная групповая фотография выпускниц Смольного 1901 года, с надписанными фамилиями.Московский Екатерининский ИБД.
Воспитанницы московского училища Св. Екатерины (Екатерининского института) 1902-1903гг.
Полтавский институт благородных девиц.Анастасия Гаевская, воспитанница Полтавского ИБД. 1898 г.Наставница института благородных девиц. Полтава. Хмелевский.Групповая фотография Одесского Института благородных девиц. Московский Мариинский ИБД и его выпускницы.Преподаватели института.
Харьковский ИБД. Мария Петровна Бок (в девичестве Столыпина, 1885-1985) - старшая дочь Петра Аркадьевича Столыпина.Далее простите,фотографии без подписи,уж очень их много.

На фотографии, размещенной кем-то в Интернете, - один из последних выпусков Смольного института благородных девиц. Совсем скоро этих очаровательных девушек разбросает по белому свету революция...

Попытки "Родины" опознать выпускниц пока не дали результата. Очень надеемся на помощь читателей. А сегодня рассказываем о поразительных судьбах самых известных смолянок.

"БЕЛАЯ ТЕРРОРИСТКА"

Ее обессмертила своей блистательной игрой актриса Людмила Касаткина в фильме "Операция Трест"...

Мария Владиславовна Захарченко-Шульц, урожденная Лысова (1893-1927), окончила Смольный в 1911 г. с золотой медалью и вскоре вышла замуж за капитана Лейб-гвардии Семеновского полка Ивана Михно. В начале Первой мировой войны он был смертельно ранен и умер на ее руках. Потрясенная вдова идет на фронт вместо мужа, как легендарная Дурова. Была награждена двумя Георгиевскими крестами, медалями "За храбрость"...

После Октябрьской революции организовала подпольное движение и партизанский отряд в Пензенской губернии, где встретила своего второго мужа Григория Захарченко. Вместе бежали на белый Юг России, в боях молодая женщина отличалась бесстрашием и жестокостью к красным, пленных никогда не брала, за что получила прозвище Бешеная Мария. В 1920 г. погиб и второй ее муж, а сама она после тяжелого ранения была эвакуирована за рубеж.

Мария Владиславовна стала одной из немногочисленных женщин "Русского Общевоинского Союза" (РОВС). Являясь дальней родственницей лидера белой эмиграции генерала Александра Кутепова (отсюда и прозвище "племянница"), она создала по его приказу военно-диверсионный отдел при РОВС. И, судя по всему, в начале 1920х годов неоднократно бывала на территории СССР вместе со своим третьим мужем офицером Георгием Радковичем (под псевдонимом Шульц). Причем стала одной из ключевых фигур в проводимой чекистами операции "Трест" - провокации, призванной снизить "активизм" Белой эмиграции. Огромные деньги РОВС уходили на работу псевдоорганизации, а никакой антикоммунистической деятельности "Трест" не вел. Объективно получилось, что Мария с единомышленниками легализовали в глазах эмигрантской общественности образцовую чекистскую "дезу".

Крах "Треста" произошел неожиданно: один из подпольщиков Эдуард Опперпут-Стауниц (1895-1927) заявил, что является двойным агентом ГПУ. После чего Александр Кутепов провел в пограничном поселке Териоки (ныне город Зеленогорск, 50 км от Санкт-Петербурга) выездное заседание РОВС и принял решение перейти к террористической борьбе. Разумеется, первую группу возглавила неистовая Мария. Летом 1927 года вместе с Эдуардом Опперпут-Стауницем и Георгием Петерсом (Юрием Вознесенским, 1905-1927) она направилась в Москву. Планы были грандиозные - нападение на советских вождей, взрывы Мавзолея и Лубянки должны были вызвать массовое антибольшевистское восстание. Реально они всего лишь попытались поджечь московское общежитие ГПУ...

Развязка была ожидаемой. На след напали чекисты, группа пыталась уйти за рубеж через советско-польскую границу, по дороге распалась. С Марией Владиславовной остался Георгий Петерс. Попытка захватить автомобиль окончилась неудачей...

Скорее всего, Мария Захарченко-Шульц и ее соратник погибли в перестрелке с чекистами. Согласно легенде, смолянка умерла с криком "За Россию!".

"ЖЕЛЕЗНАЯ ЖЕНЩИНА"

У Марии Игнатьевны Будберг, урожденной Закревской (1892-1974), было богемное прозвище Мура...

Первый раз она вышла замуж за дипломата Ивана Бенкендорфа, второго секретаря русского посольства в Берлине. Уже тогда ее называли "русской Миледи" в честь героини романа Александра Дюма "Три мушкетера". В 1917 году мужа убили в собственном поместье восставшие эстонские крестьяне, а Мария бежит в Москву. Там она становится любовницей английского дипломата Роберта Брюса Локкарта и принимает активное участие в заговоре "трех послов" с целью свержения советской власти. Переворот не удался, Муру арестовало ВЧК, но ей удалось выкрутиться, закрутив роман со знаменитым чекистом Яковом Петерсом...

Работая в издательстве "Всемирная литература", присмиревшая смолянка познакомилась с Максимом Горьким. И стала официальным секретарем и неофициальной женой великого пролетарского писателя. Он называл спутницу "железной женщиной", во всем ей повиновался, посвятил Марии знаменитый роман "Жизнь Клима Самгина". И даже организовал ее фиктивный брак с подданным Эстонии бароном Николаем Будбергом...

Возвращаясь из Италии в СССР, Горький отдал на хранение Муре (живущей уже за границей) свой зарубежный архив. И после смерти классика Иосиф Сталин предлагал за архив огромные деньги, резонно опасаясь, что в нем компрометирующие его, Ленина и всю коммунистическую партию документы. В итоге Мария Закревская-Бенкендорф-Будберг, свободно приезжавшая в СССР, продала архив. "Злые языки" до сих пор утверждают, что Сталин лично разбирал его и сжег самые пикантные документы. Во всяком случае, на встречу с баронессой он пришел с букетом цветов!

Это, кстати, породило множество слухов. Самый невероятный: именно Мура отравила Горького шоколадными конфетами. Более достоверный: она продала Сталину письма Льва Троцкого, Григория Зиновьева, Николая Бухарина, Алексея Рыкова и других лидеров антисталинской оппозиции.

В 1930-е годы Мария переехала в Лондон и стала гражданской женой знаменитого писателя Герберта Уэллса. Он неоднократно предлагал уже немолодой баронессе стать официальной супругой, но она предпочитала пользоваться преимуществами неформального общения. Баронессу Будберг подозревали в контактах с советской разведкой, и экс-Муру называли уже "Красной Мата Хари". Во всяком случае, ее роль в создании положительного образа СССР в левых кругах Великобритании невозможно преуменьшить. Ко всему прочему наша смолянка была еще и двоюродной прабабушкой английского политика, лидера либеральных демократов Ника Клегга.

Ей посвятила роман известная писательница русского зарубежья Нина Берберова - с символическим горьковским названием "Железная женщина".

"ПОЭТЕССА СОПРОТИВЛЕНИЯ"

Ариадна Александровна Скрябина (1905-1944) была старшей дочерью композитора Александра Скрябина. Незаконнорожденной. Потому до смерти отца носила фамилию матери Татьяны Шлецер...

После Февральской революции Смольный институт пытался какое-то время функционировать. В октябре 1917 года смолянок с классными дамами перевели в Новочеркасск, подчинявшийся правительству Антона Деникина. Последний выпуск института состоялся в 1919 году. А выпускница Ариадна Скрябина вскоре вынуждена была вернуться в Москву к матери.

В 1922 году она эмигрировала во Францию. Работала секретаршей в парижском "Обществе музыки и танца". В 1924 году опубликовала свой единственный сборник под непритязательным заглавием "Стихи", что позволило войти в литературный круг русского зарубежья. Трижды была замужем - за французским композитором Даниэлем Лазарюсом, писателем Рене Межаном, а самым любимым ее мужчиной стал поэт Довид Кнут (Давид Миронович Фиксман, 1900-1955). Ради него Ариадна приняла иудаизм и взяла еврейское имя Сарра.

Во время немецкой оккупации Ариадна одной из первых вступила в Сопротивление, инициировала подпольную и партизанскую борьбу на территории Вишистской Франции, первоначально не занятой немецкими войсками. Подпольная группа Ариадны (она взяла конспиративное прозвище Регина) переправляла оружие, занималась антинацистской агитацией. Но главным делом смолянки стала переправка еврейских детей в Испанию - это был единственный шанс спасти их от неминуемой гибели.

Всего за три недели до освобождения Тулузы отважная женщина вместе с двумя соратниками попала в засаду на явочной квартире. В завязавшейся перестрелке была убита выстрелом в сердце. В Тулузе поставили памятник смолянке...

Читателей "Родины", что-либо знающих о судьбе девушек-смолянок на опубликованной фотографии, просим написать в редакцию по почтовому (125993, Москва, ул. Правды, 24, стр. 4) или электронному адресу: rodinainfo@сайт

ПАРАЛЛЕЛИ

Советские школьницы носили форму "от смолянок"

Смольный институт (официально "Воспитательное общество благородных девиц") - женское среднее учебное заведение закрытого типа. Основан в 1764 году по плану Ивана Бецкого. Первоначально размещался в Смольном монастыре, рядом с которым в 1806-1808 гг. Джакомо Кваренги построил отдельное здание.

В XIX веке в институте преподавали знаменитый педагог Константин Ушинский, географ Дмитрий Семенов, литератор Василий Водовозов, историк Михаил Семевский и др. В Смольный принимали на казенный счет дочерей чинов не ниже полковника и действительного статского советника, а за годовую плату - дочерей потомственных дворян и готовили их для придворной и светской жизни.

Одновременно проходили обучение около 200 девочек с 6 до 18 лет.

Учащиеся Смольного института ассоциируются у многих с девочками в белых передниках, образованными русскими аристократками и с ушедшей в прошлое дореволюционной культурой. Смолянки - синоним молодых дам высшего света со всеми устойчивыми представлениями современного российского восприятия - балы, приемы, банкеты. На самом деле такой образ в корне ошибочен.

В начале ХХ в. выпускницы Смольного стали оказывать большое влияние на русскую культуру, литературу и историю. Смолянки участвовали в боевых действиях Первой мировой и Гражданской войн и, конечно, оказались в эмиграции. Биографии многих из них были настолько удивительны и необычны, что уже при жизни эти женщины стали легендами, им посвящали книги.

В октябре 1917 года Смольный институт под руководством его начальницы княгини Веры Голицыной выехал в Новочеркасск, где в феврале 1919 года состоялся последний выпуск. Летом того же года институт, объединенный с другими подобными заведениями, был эвакуирован в Сербию. По всему миру - от Франции и США до Бразилии и Австралии - возникли общества бывших смолянок. Там хранились исторические предметы и прежде всего знаменитые платья: в старших классах Смольного девушки носили белые, в средних - синие и голубые. Малышкам же шили немаркие наряды коричневого и кофейного цвета и белый фартук.

Последний вариант позже послужил образцом советской школьной формы.

Однажды мне довелось услышать от студента-француза, побывавшего в России, немного неудобный для себя вопрос. Он спросил: "почему у вас в России все богатые такие грубые? У нас во Франции самые вежливые люди - это богатые. А грубыми бывают только простые".Сказать ему нашу поговорку: "Из хама не будет пана", мне показалось слишком уничижительным для нашего народа. А ведь если подумать, то наши новые русские как раз и являются представителями того простого народа, который из-за недостатка культуры и воспитания, позволяет себе хамство и наглость по отношению к другим.


Воспитание - показатель очень важный при оценке личности человека. Уважать другого - это не значит быть слабым и запуганным. А именно так и мыслят наши богатеи. Для них завоевание престижа и повышения самооценке заключается только в грубости и хамстве. Оттого так стремительно опустили в грязь высшее образование, науку, культуру. Оттого самыми не уважаемыми профессиями стали учитель и врач. Авторитет, завоевывается кулаками и наглостью только в криминальном слое, только в самом деклассированном и необразованном элементе.
Новая элита пытается причислять себя к старой русской интеллигенции, дворянству, пытается показать себя православной, но без должного воспитания и понимания того, что есть культура поведения, ей никогда не приблизиться к высшему обществу. Статья, помещенная ниже, как раз и дает понимание того, что есть высшее общество и как нужно воспитывать себя и своих детей, чтобы туда попасть.
Да, такое воспитание, как в Смольном, получали только избранные, да, речь идет о женском воспитании, но важно другое: понимание того, что от женского воспитания зависит очень многое. И воспитание это заключается не только в православии, но и в правилах этикета и культуры.

История женского образования в России неразрывно связана с именем императрицы Екатерины Великой. «Культура.РФ» рассказывает, как появился институт благородных девиц и как его возникновение отразилось на жизни русских женщин.

Образованные женщины и полезные члены общества




Европейская культура, которая начала утверждаться в нашей стране уже с конца XVIII века, привнесла в жизнь русского человека немало новшеств. При Петре I стали появляться школы для девочек. Это стало первым шагом для развития женского образования в России. Но настоящим прорывом в этой области была инициатива Екатерины Великой, при которой в Санкт-Петербурге был основан Смольный институт благородных девиц. Первое высшее учебное заведение для женщин в России открылось 5 мая 1764 года.

Инициировал создание института один из приближенных к императрице — Иван Бецкой, общественный деятель, просветитель, служащий государственной канцелярии. Он получил образование в Европе, поддерживал Екатерину в ее стремлении привить соотечественникам привычки западной жизни, а также высоко оценивал роль женщин в развитии общества. Бецкой считал, что «юношей обоих полов» следует воспитывать в равных условиях.

При основании Смольный институт назывался «Воспитательное общество благородных девиц». Его идея была прописана в официальном документе: «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Сама Екатерина активно участвовала в жизни заведения: вкладывала огромное количество денег, часто приезжала в институт, где вела долгие беседы с классными дамами, разговаривала с воспитанницами и переписывалась с управленцами, интересуясь всеми успехами и трудностями. Императрица хотела, чтобы выпускницы Смольного стали примером для всех женщин страны. По ее замыслу, девушкам надлежало получить хорошее образование, развиваться культурно и нравственно.




В Смольный институт принимали девушек из родовитых, но небогатых семей. Они были родом как из России, так и из других стран — дочери грузинских князей, аристократки из Швеции. Обучение длилось 12 лет. За это время ученицы не могли покинуть заведение ни по своему желанию, ни по желанию опекунов. В Смольный девочек принимали с шести лет, а программа обучения предполагала три класса — каждый из них длился четыре года. Родственники воспитанниц составляли расписку, в которой они соглашались отдать ребенка на 12 лет без возможности встреч и выездов за пределы заведения. Так императрица собиралась оградить воспитанниц от влияния среды, в которой они росли до поступления в институт.

Попасть в Смольный было нелегко: потенциальные студентки должны были сдать экзамены по русскому и французскому языкам, а также иметь хорошее религиозное воспитание. Но самый главный критерий, по которому отсеивались многие претендентки, — это происхождение.

«Отнюдь не делать из наук предметов скуки»




В Смольном девочек обучали многим наукам. В расписание входили арифметика, грамота, три иностранных языка, религиоведение, этикет, кулинарное искусство, рисование, музыка, вокал, география, история и другие предметы. Однако многие из них девочки изучали весьма поверхностно. К примеру, на уроках кулинарии воспитанницы Смольного института учились жарить котлеты из готового фарша. Историю изучали по одному-единственному учебнику и нередко перескакивали через темы.

Основной упор в учебе делали на правила поведения в обществе и слово Божье. Считалось, что воспитанница этого заведения, то есть будущая фрейлина или служащая при дворе барышня должна уметь поддержать разговор о религии и вести себя в обществе сдержанно и грациозно.




Физическому состоянию девушек тоже уделялось внимание. Легкими спортивными упражнениями они занимались несколько раз в неделю. Поддерживать стройную фигуру помогал рацион: пища была скудной, а порой просто некачественной. Многие выпускницы писали в мемуарах, что еда в институте была одним из худших воспоминаний.

Температура в спальнях учениц не поднималась выше 16 градусов. Они рано ложились и вставали, спали на жестких кроватях, умывались ледяной водой из Невы. Все это должно было закалить девочек.



«Устав настоятельно требовал, чтобы дети всегда имели вид бодрый, веселый, довольный и «вольные действия души». Поэтому предписывалось отнюдь не делать из наук предметов скуки, горя и отвращения и облегчать всякими способами усвоение знаний, обращая при этом внимание на степень развития и способности каждой девочки в отдельности».
Зинаида Мордвинова, автор исторического очерка «Смольный институт в эпоху Екатерины II»
Правила поведения благородных девиц




В уставе института благородных девиц были подробно прописаны правила поведения. Говорилось о том, как преподавательницы должны относиться к смолянкам и как воспитанницам надлежит общаться между собой.

В институте работало более 20 преподавательниц — это были высококвалифицированные учительницы. Примечательно, что все они были незамужними дамами и, как правило, старше 40 лет. Телесные наказания в Смольном институте были строго запрещены, но учительницы не гнушались кричать на провинившихся воспитанниц. Нарушение порядка в институте считалось «дурным поведением», а непослушных девочек называли «мовешками» («mauvaise» — дурная). Существовал и другой термин — «парфетки» (искаженное французское «parfaite» — совершенная). Так дразнили учениц, которые никогда не нарушали правила и вели себя идеально.




Все «смолянки» должны были являть собой образец скромности. Они носили одинаковую одежду и прически — гладко зачесанные косы. Форменные платья были разных цветов, по ним легко определялся приблизительный возраст студентки. Самые маленькие девочки носили платья кофейного цвета, поэтому их называли «кофейницами», девочки от 9 до 12 лет — синего, от 12 до 15 лет — голубого, а самые старшие — белого цвета. Никакие модные аксессуары не допускались. Все это было обусловлено общей атмосферой в заведении, где царили простота и однообразие, а дисциплинированность и порядок ценились превыше всего.

Несмотря на строгие правила и невозможность видеться с семьей, девушек не держали взаперти круглый год. Их возили на театральные представления, художественные выставки, праздники при дворе. Смолянок учили любить прекрасное и разбираться в культурных новинках того времени.



Трудоустройство после окончания Смольного было практически гарантировано. Многие девушки после учебы оставались в Институте благородных девиц и работали либо преподавательницами, либо классными дамами. За многолетний труд их награждали почетными знаками: оранжевым бантом «За труды» и серебряным с эмалью «Знак Учреждений Ведомства Марии Федоровны». Некоторые воспитанницы Смольного института после выпуска могли стать гувернантками.

Смольный институт после Екатерины II

После смерти Екатерины управление Смольным взяла на себя жена Павла I Мария Федоровна. Пробыв на этой должности 32 года, императрица многое изменила в жизни воспитанниц и преподавательниц. В первую очередь поменялись правила поступления и проживания в институте. Теперь девочек отдавали с более позднего возраста — примерно с 8 лет — и обучались они там не 12, а 9 лет. Мария Федоровна изменила расписание таким образом, что появились почасовые уроки. Дважды в год студентки сдавали экзамены, и в зависимости от результатов их распределяли в определенные классы. Классовая градация теперь выглядела так: самые успевающие ученицы, затем девочки со средним баллом оценок и третий класс с отстающими.

С приходом Марии Федоровны заметно изменились цели, которые преследовали работники заведения. Теперь из воспитанниц стремились сделать скорее не фрейлин, а покладистых жен. Если в Екатерининское время здесь предписывали читать книгу «О должностях человека и гражданина», то теперь ей на смену пришли «Отеческие советы моей дочери». Институт благородных девиц был закрыт в 1917 году, но до тех пор все изменения Марии Федоровны соблюдали неукоснительно.




Смольный институт просуществовал больше чем полтора века. За это время было 85 выпусков. Многие из смолянок стали известными. Незадолго до закрытия института туда поступила возлюбленная Максима Горького — Мария Будберг. В начале ХХ века закончила институт Нина Хабиас, ставшая после поэтессой-футуристкой. В 1900 году выпустилась Мария Добролюбова — поэтесса и революционерка, сестра поэта Александра Добролюбова.

Институт благородных девиц стал большим шагом в развитии женского образования в России. На базе этого института по всей стране стали появляться другие учебные заведения для женщин.

Ксения Мареич



Похожие статьи