Крестьянский мир в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг

Духовный мир крестьянских детей

Рассказ И.С. Тургенева является совершено уникальным произведением во многом. Самое важное, пожалуй,­ в нем­ то, что­ Тургеневым одним из первых писателей в русской литературе был введен образ крестьянского мальчишки.­ До него о крестьянах вообще писалось очень редко и мало. В рассказе дается не только поэтичное и проникновенное описание русской природы, но и показываются читателю живые­ дети с их суеверием,­ пытливостью, храбростью и трусостью. Они вынуждены были с самого раннего детства оставаться одни в этом­ мире, без всякой помощи и знаний, которые накоплены человечеством.

Писателю всегда были интересны и привлекательны честные, искренние и одаренные духовно и эмоционально люди, которых мы видим на страницах его произведений. Жизнь их, как правило, не простая, так как такие люди­ предъявляют довольно высокие требования не только к себе, но и­ к другим.

Тургенев, рассказывая в своем произведении о пятерых деревенских мальчиках, которые являются главными героями произведения «Бежин луг», отмечает в их образах, овеянных лирическим настроением, какую то грусть и сочувствие к ним. Ночная природа леса и равнины, на которой сидели мальчики у костра,­ подтолкнула этих детей на разговор, в котором автор повествует о сюжетах легенд, загадывает природные загадки. Он много пишет и о природе, которая сама помогает этим детям ответить на их вопросы, которые возникают при ее таинственных явлениях. Она всегда тревожила людей своими необъяснимыми загадками, смиряя их силы и показывая свое огромное превосходство. Объяснить многие явления дети не могут, они не образованы. Но эти дети умеют очень чутко чувствовать красоту этой природы вокруг них. С большой нежностью и любовью писатель пишет о детях о их богатом духовном мире, он стремился пробудить в читателях чувство уважения и любви к ним и может быть задуматься о их дальнейшей судьбе. Эти мысли посещали и самого Тургенева, ведь дети - всегда были и остаются будущим целого народа.­ ­

Перед нами открывается в рассказе совершенно необыкновенный, созданный гениальным автором, поэтический мир, который мы слышим в рассказанных мальчиками народных поверьях. Совсем не удивляет тот факт, что все до одного эти дети искренне верят во все, связанное с нечистой силой. Они все родились и выросли в среде, где верованиям уделяется важное место. Произведение «Бежин луг» очень выразительное благодаря разным факторам: портретным характеристикам этих маленьких героев, их речи, окружающей их природе, которая просто завораживает читателей своей красотой, историям о нечистой силе, которыми делятся дети. Они постоянно заставляют нас задуматься о потусторонних силах. Этими долгими разговорами у горящего костра, Тургенев раскрывает перед нами очень богатый духовный мир детей, выходцев из простого народа.

(1 вариант)

В середине XIX века И.С. Тургенев создает свои знаменитые сборники охотничьих рассказов «Записки охотника». В центре сборника – судьба русского крестьянства, так волновавшая передовую интеллигенцию того времени. По-новому взглянул на жизнь простого русского мужика и Иван Сергеевич. В рассказе «Бежин луг» крестьянский мир показан со всей простотой, одухотворенностью, душевной красотой.

Само действие рассказа достоверно точно указано писателем: Бежин луг находился всего в нескольких километрах от Спасского-Лутовинова, собственной усадьбы Ивана Сергеевича Тургенева. Главные герои рассказа – крестьянские мальчишки из соседних деревень, которые стерегут табун. Их быт дан через восприятие рассказчика – охотника, случайно заблудившегося в один из июльских дней. Перед читателем разворачивается картина жизни крестьянских ребятишек летним вечером. Мальчишки потихоньку разговаривают у костра. Слушая истории мальчиков, наблюдая за их одеждой, манерой поведения, поступками, рассказчик составляет общее представление о крестьянской жизни. Ребята одеты просто: заплатанные порты, лапти и онучи, холщовые рубахи. Только один мальчик, Федя, который и выглядит постарше, по мнению автора, «принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы».

Крестьянские дети рассказывают друг другу страшные истории. И через их отношение к услышанному раскрывается автором все очарование их мира. Например, мальчик Илюша описывает домового, который водится в старой рольне на фабрике и пугает рабочих. Костя рассказывает про Гаврилу, слободского плотника, который однажды повстречался с лесной русалкой и с тех пор «невеселый ходит». Павлуша говорит о «предвиденье-то небесном», которое всех напугало, даже барина. Ребята верят в нечистую силу, злых духов, ведьм и колдунов. И в этой их вере прослеживается стремление людей к таинственности, непознанным вещам, необъяснимым явлениям. Вера в чудо, призраков, добрых и злых духов сохранилась в народе еще с древних времен. Поэтому в рассказываемых мальчиками историях множество фольклорных образов: домовые, русалки, нечистая сила. Огромна сила сельских поверий. Мальчики говорят о людях, умерших не собственной смертью, эти рассказы одновременно завораживают и пугают детей.

Жизнь крестьянских ребят лишена достатка, материального благополучия. Но наполнена настоящей душевной красотой, одухотворена. В финале рассказа есть указание автора на смерть Павла в том же году: «он убился, упав с лошади». Этот факт заставляет читателя внимательней отнестись к крестьянской жизни.

(2 вариант)

Крестьянский мир в рассказе «Бежин луг» – это мир глазами детей. Один из ребят постарше и побогаче, он может дарить подарки, ему, «как сыну богатого крестьянина, приходилось быть запевалой» в разговоре («сам же он говорил мало, как бы боясь уронить свое достоинство»). Другие ребята проще. Разговор у них серьезный, ночной: о леших, русалках, домовых, солнечном затмении, соответствующий обстановке. Двенадцатилетний Ильюша уже фабричный, работает лисовщиком, но рассказывает, конечно, не об этом, это неинтересно. Зато из рассказа о кашляющем домовом выясняется, что заночевали на фабрике, потому что было много работы и надсмотрщик не отпустил ребят домой, что парень уже знает, что такое рольня, смена, дворец, форма. Пугает, правда, не это, а шаги домового. Десятилетний Костя точно знает, почему слободской плотник Гаврила всегда невеселый. Причем не сам придумал, а отец рассказывал другим о русалке и Гавриле.

В рассказах ребят два тесно соприкасающихся мира: мир домовых, русалок, утопленников, покойников, Тришек и мир фабричного надсмотрщика Назарова, слободского плотника Гаврилы, псаря Ермилы, дедушки Трофимыча, бабы Ульяны, бар, старых и молодых, мало поживших и боящихся солнечных затмений, старостихи, бочара Вавилы. Много в их рассказах страшного, смешного, много и печального: истории сошедшей с ума Акулины, кинувшейся в реку, потому что ее любовник бросил, и Феоклисты, которая не смогла уберечь утонувшего сына, вполне реальны, хоть и здесь, по мнению ребят, не обошлось без мистики. Интересен образ Павла, самостоятельного мужичка, не боящегося волков, смеющегося над глупостью односельчан, умеющего усмирить собак, сварить картошку, успокоить самих себя напугавших небылицами и былями мальчишек. У кого-то из ребят есть родители, у кого-то – братья и сестры. Ильюша лучше других знает все сельские поверья, а семилетний Ваня умеет не только сам любоваться природой, но и обратить внимание более взрослых на ее красоту: «Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки, – раздался вдруг детский голос Вани, – гляньте на Божьи звездочки, – что пчелки роятся!» …Глаза всех мальчиков поднялись к небу и не скоро опустились».

Мир реальности и мир суеверий сосуществуют в умах и душах не только детей, но и взрослых, которых они копируют, повадки которых перенимают. Источник вдохновения для взрослых и детей – русская природа.

(1 votes, average: 5.00 out of 5)

Повесть И. С. Тургенева о поверьях крестьянских детей, которые и есть главные герои рассказа «Бежин луг», впервые была напечатана в журнале Н. А. Некрасова «Современник» в 1851 году.

Заблудившийся охотник

Поняв, что он потерял верный путь, наш герой проблуждал до ночи, которая спустилась на землю душистая, теплая и темная. Вдруг вдалеке он заметил два маленьких огонька, и поспешил на их свет, к людям.

Это оказались крестьянские мальчики, которых отпустили пасти ночью лошадей. Они - главные герои рассказа «Бежин луг».

У костерка

Вокруг стоял угрюмый мрак. Охотник тихонько лег под куст. Ребятишки, а их было пятеро, решили, что он задремал, и стали вести прерванный разговор. Тем временем наш герой присмотрелся к каждому. Федя, лет 14, Павлуша и Илюша лет 12, Костя примерно 10 лет, и самый младший, которому на вид было лет семь, Ванюша, - главные герои. Бежин луг, на котором они пасли лошадей, находился вблизи реки и очень далеко от дома охотника.

Федя и Павлуша

Федя - самый старший мальчик, стройный и красивый, с белокурыми кудрявыми волосами и светлыми глазами, явно рос в богатой семье. Одежда на нем была красивая и новенькая, а сапоги принадлежали ему самому, а не его отцу. Он выехал в ночное для забавы.

Его положение обязывало держаться значительно. Павлуша со всклокоченными волосами и серыми глазами был приземист и неуклюж. Его рябое лицо было умное, да и голос звучал значительно. Одеждой он похвастаться не мог, но не это было в нем основное.

Вот так выглядели главные герои. Бежин луг, на котором они находились, ночью стал таинственным. Особую роль в рассказе будет играть Павлуша. Четырех других мальчиков (они тоже главные герои, «Бежин луг») И. Тургенев охарактеризует не столь ярко, как Павлушу.

Илюша, Костя и Ваня

Илюша обладал лицом незначительным, он постоянно щурился на огонь и натягивал на почти желтые волосы шапочку. Одет он был опрятно в новые лапти и онучи и черную свитку. Костя, печальный и худощавый, как будто что-то хотел рассказать, но казалось, что ему не хватало слов. Ваня, лежавший на земле и укрытый до кудрявой головы рогожкой, как потом окажется, был поэтичным и добрым мальчиком. Вот все главные герои. Бежин луг объединил разных мальчиков этой ночью. Они все до единого любили слушать страшные рассказы, которые больше всех рассказывал Илюша. Главные герои («Бежин луг») Тургенева - дети с неодинаковыми характерами. Сейчас мы подробно рассмотрим каждого из них.

Главные герои («Бежин луг»), их характеристика

Федя - положение обязывает его вести себя немногословно и важно, чтобы не уронить свое достоинство. Он старается держать покровительственный вид по отношению ко всем мальчикам.

Павлуша - самый яркий из всех ребят, несмотря на его некрасивость. Страшные рассказы, от которых у всех захватывает дух, так и льются из него. Павлуша может рассказывать бесконечно несчетное количество страшных историй. Он единственный, который слышал, как ходит домовой по ночам, переставляет предметы ночью на старой бумажной фабрике. Многозначительно он объясняет присутствующим, что домового увидеть нельзя.

Темной ночью его байки становятся совершенно правдоподобными. Павлуша сам ничего не пугается. Когда ему показалось, что на табун напали волки, он взметнулся на коня, за ним полетели собаки, и только его и видели. Когда он вернулся, сказав, что волков, к счастью, не было, все были поражены его смелостью и решительностью. Не менее храбро он отправился на реку за водой. Все испугались, что его может утащить водяной. Но Павлуша вернулся, как ни в чем не бывало, принеся воду. Все его поведение показывает читателю умного мальчика с сильным характером. В конце автор рассказывает, что Павлуша погиб в том же году. Он упал с лошади и разбился насмерть.

Характеристика Илюши

Илюша - ровесник Павла, он тоже хорошо знает местные поверья, но рассказывает их сиплым слабым голосом. Рассказ Илюши об утопленнике также захватывает воображение мальчиков, и они слушают его с неослабевающим вниманием, потому что история оборачивается появлением барана-оборотня, который умеет говорить на человеческом языке. Илюша с удовольствием готов поведать рассказ о восставшем покойнике, который по ночам ищет разрыв-траву.

Его с удивлением расспрашивают об этой истории и вообще, когда можно увидеть покойников. Он даже знает, как можно разведать, кто умрет в этом году. Все поражены. А вообще-то Илюша, в отличие от всех ребятишек, уже работает вместе с братом на фабрике. Это вызывает уважение детей, как и его глубокие познания. Вот такие они - главные герои («Бежин луг») Тургенева.

Костя и Ваня

Костя - слабенький и худенький мальчик, на вид даже болезненный, тонким голоском рассказал историю с русалкой, которую он слышал от отца. Плотник из слободы Гаврила заблудился в лесу, и ему встретилось диво дивное: серебристая русалочка с зелеными волосами покачивается на ветке и зовет его к себе.

Гаврила уж совсем хотел к ней подойти, да положил на себя крест. А рука была тяжелая, еле-еле поднялась. Русалочка опечалилась и сказала Гавриле, что и он теперь будет всегда мрачный, и исчезла. Так и ходит Гаврила вечно печальный. Но вообще Костя трусоват. Он бы не решился, как Павел, поехать разгонять волков, да и крики цапли над рекой его испугали.

Самый младший и незаметный - кудрявый Ваня. Он пролежал всю ночь, не вставая, так, что автор его сначала не увидел.

Говорит он, слегка картавя, совсем детским голоском. Он только слушает своих старших товарищей, а сам ничего не рассказывает. Когда ему предлагают гостинец, то он, добрый и заботливый мальчик, просит отдать его сестре, потому что Анюта хорошая девочка.

Вот и описаны все главные герои рассказа «Бежин луг». Характеристика показывает нам душевную красоту детей с их маленькими слабостями. И. Тургенев, вероятно, первый из русских писателей, кто так подробно остановился на теме детской психологии.

познакомить детей с необходимыми для работы фактами биографии И. С. Тургенева, историей создания и проблематикой книги «Записки охотника», рассказать об основных функциях пейзажа.

2. Развивающие задачи урока: научить работать с художественным цветовым эпитетом и постигать его содержание, научить работать над характеристикой литературного героя, выявлять функцию пейзажа в литературном произведении.

3. Воспитательные задачи урока:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе в 6 классе

Рылова Надежда Александровна ,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ» №2 УИИЯ
г. Ноябрьск, ЯНАО

Радости и печали в жизни крестьянских детей. Анализ рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг».

…мрак боролся со светом…

И. С. Тургенев «Бежин луг».

1. Образовательные задачи урока: познакомить детей с необходимыми для работы фактами биографии И. С. Тургенева, историей создания и проблематикой книги «Записки охотника», рассказать об основных функциях пейзажа.

2. Развивающие задачи урока: научить работать с художественным цветовым эпитетом и постигать его содержание, научить работать над характеристикой литературного героя, выявлять функцию пейзажа в литературном произведении.

  1. Воспитательные задачи урока: воспитать такое нравственное понятие как сочувствие, сопереживание, воспитание таких ценностных категорий, как любовь к родине, к родной природе.

Ход урока.

  1. 1. Слово учителя. За окном зима, а нам предстоит окунуться в магию летней ночи, встретить яркое летнее утро. Ребята, вы прочитали рассказ И. С. Тургенева «Бежин луг» из книги «Записки охотника». Сегодня мы будем работать над анализом данного художественного произведения, постигать его своеобразие.

Иван Сергеевич Тургенев по отцу принадлежал к старинному дворянскому роду – имена его предков встречались в описаниях исторических событий со времен Ивана Грозного. Мать писателя – богатая помещица, владелица усадьбы Спасское Мценского уезда Орловской губернии. Вокруг просторного двухэтажного господского дома, построенного в форме подковы, были разбиты сады, устроены оранжереи, парники. Будущего писателя занимала природа, охота, рыбная ловля. До конца жизни Тургенев сохранял «барские» повадки коренного русского дворянина. Сам внешний облик выдавал его происхождение обитателям европейских курортов, несмотря на безукоризненное владение иностранными языками. Но в то же время он стал рано замечать несправедливое отношение к крепостным крестьянам. И русский дворянин, барин, дал себе клятву, бороться с крепостничеством до конца.

И вот 1852 году в свет выходит книга, принесшая Тургеневу всемирную известность. Это книга «Записки охотника». Охотник побывал во многих местах Орловской, Калужской губерний, встречался с людьми разных сословий и делится с читателем личными впечатлениями от увиденного.

В «З.о.» Тургенев выступает против крепостного права. За эту книгу Тургенев был выслан в собственное имение Спасское-Лутовиново Орловской губернии, 1852 год, без права появления в Москве и Петербурге в течение двух лет. Он не только выказывает сочувствие лишенным свободы крестьянам, а показывает, как много интересных, талантливых, душевных людей среди них.

В 1864 году Тургенев был приглашен на официальный обед в честь третьей годовщины освобождения крестьян от крепостного права. В речи сановника Н. Милютина было сказано: «Государь лично объявил, что чтению «Записок охотника» Тургенева он обязан в сильной степени своей решимостью отменить крепостное право».

  1. Текстуальный анализ.
  1. Почему ходить в ночное – это большой праздник для крестьянских ребятишек? Для многих крестьянских ребятишек игры заканчивались очень рано, и они начинали трудиться наравне со взрослыми, потому что большие семьи нуждались в помощи даже таких маленьких, но уже рабочих рук. На протяжении всего дня ребята помогали в работе родителям. Не было времени на разговоры, праздные прогулки. Поэтому выход в ночное, где есть возможность покататься на лошади, прилечь отдохнуть и просто пообщаться со сверстниками – это праздник для крестьянских детей.

В рассказе Тургенева Ильюша рассказывает о том, что работает. Где работает Ильюша вместе со своим братом? «Мы в лисовщиках состоим». Как к этому отнеслись другие ребята? Мы видим реакцию Павлуши, который говорит с уважением: «Вишь, ты – фабричные!»

  1. Начнем с характеристики мальчиков. Ориентируемся на данные вам вопросы. О чем говорит внешность мальчика, на какие портретные детали обращает внимание автор. Как характеризует героя его манера рассказывать. Каково авторское отношение к герою, в чем оно выражается. Кто из мальчиков вам понравился больше всего и почему?

Федя. Единственный из ребят, кто выехал в поле не по нужде, а для забавы, потому что принадлежит к богатой семье. Это видно по одежде. Пестрая ситцевая рубаха, новый армячок, сапоги его …были точно его сапоги, не отцовские. Внешне красив и статен, кроме того, он старший, сознает сове превосходство и значимость, ведет себя соответственно, об этом нам говорят авторские замечания. Федя деловито управляет разговором – «сам же он говорил мало, как бы боясь уронить свое достоинство », « с покровительствующим видом сказал Федя».

Костя: мальчик лет десяти, возбуждал моё любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, ….Автор обращает особое внимание на глаза Кости: «странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, по крайней мере, - не было слов». Почему автор обращает особое внимание на глаза Кости? Взгляд характеризует мальчика как очень интересного человека, в его глазах скрыта какая-то тайна.

Ильюша внешне непримечателен. «Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительно». Но Ильюша самый талантливый рассказчик, «лучше других знал все сельские поверья».

Ваня обращает внимание на красоту ночного неба, а до этого так долго молчит:

«-Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки, …гляньте на божьи звездочки, - что пчелки роятся!». «Он выставил свой свежее личико из-под рогожи, оперся на кулачок и медленно поднял кверху свои большие тихие глаза». Самый маленький мальчик острее всех чувствует красоту природы. Ваня добрый мальчик: отказывается от предложенного Федей гостинца для сестренки, ценит, что она добрая.

Павлуша : «Садясь на землю, уронил он руку на мохнатый затылок одной из собак, и долго не поворачивало головы обрадованное животное, с признательной гордостью посматривая сбоку на Павлушу». Дальше автор называет мальчика Павлом, что говорит о его уважении к мальчику. И ТОЛЬКО О ЕГО ДАЛЬНЕЙШЕЙ СУДЬБЕ сообщает Тургенев.

В Павле есть рискованное начало.

«Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью». Русское слово храбрость не равнозначно слову героизм. Это удаль, а удаль – это храбрость в широком движении. Добрый человек в русском представлении удалой, а не просто смелый или отважный, т.е. не расчетливо идущий на смелый поступок, а тот, кто личным выбором решается на рискованный шаг. Тургенев обращает внимание на то, что Павел – удалой наездник, найдите в тексте слова, которые подтверждают эту мысль: «Внезапно раздался топот скачущей лошади; круто остановилась она у самого костра и, уцепившись за гриву, проворно спрыгнул с неё Павлуша».

Павел действительно смелый мальчик: «Ну, ничего, пущай! – произнес Павел решительно и сел опять, - своей судьбы не минуешь». Он один не испугался поехать за собаками, которые подняли лай. «Я думал, волк, - прибавил он равнодушным голосом, проворно дыша всей грудью ».

Манера рассказывать мальчиков.

Говорят больше всего Илюша (очень эмоционально):

Варнавицы?.. Ещё бы! ещё какое нечистое! Там не раз, говорят, старого барина видали….. «с уверенностью подхватил Ильюша, который, сколько я мог заметить, лучше других знал все сельские поверья…», « с жаром подхватил Ильюша».

Костя, который действительно верит в то, что рассказывает. Костя очень выразительно рассказывает о горе Феоктисты, у которой сын утонул, сочувствует её горю: «уж как же она его любила, Васю-то!».

Павел немногословен, делает наблюдения, что происходит за пределами узкого круга ребят, изредка интересуясь предметом разговора «Вишь как! …Чего же он [домовой] раскашлялся?». Павел деловит. В то время, как Илья с жаром рассказывает про Тришку, несколько раз повторяя одно и то же: «такой удивительный человек», Павел: «продолжал своим неторопливым голосом».

  1. Проанализируем пейзажные зарисовки. Посмотрите, какие картины природы вдохновляли Тургенева. Это места его родовой усадьбы Спасское-Лутовиново. Наша задача – понять, какую роль играют описания природы в рассказе. Для этого нам нужно знать функции пейзажа в художественном произведении. Давайте их вспомним.

Функции пейзажа в художественном произведении.

2 Второй ряд выписывает слова и словосочетания, характеризующие цветовую гамму утра в конце рассказа.

3 Третий ряд работает с описанием ночи. Выписываете цветовую гамму ночи, ночные образы и звуки.

Цветовая гамма утра:

Нежно-розовый, золотистый, блеск кованого серебра, серебристо-янтарный.

Цветовая гамма другого утра:

Алые, красные , золотые потоки молодого горячего света, лучистыми алмазами, по зазеленевшим холмам. Мерно всплывает (солнце) и « свет лился потоком».

Чем отличается цветовая гамма первого утра от цветовой гаммы второго утра? Краски первого утра приглушенные, спокойные, слабо мерцающие, краски второго утра яркие, насыщенные, наполнены энергией и жизненной силой. Какой цвет, в первую очередь, говорит об этом? красно-алый цвет вызывает у человека состояние активности, смелости; является воплощением радости, пульсирующей энергии, жара. Это самый яркий цвет, цвет мужества, волевой, жизнеутверждающий.

6. Почему автор, описывая утро в начале и в конце рассказа, рисует контрастную картину? Первый пейзаж мы видим до встречи охотника с мальчиками, а второй – после встречи, которая о многом заставила задуматься и охотника, и читателя. Второй пейзаж – жизнеутверждающий, поэтому в нем так много живого, яркого света, он побеждает ночной мрак.

С каким героем вы бы ассоциировали красный цвет? С Павлушей. Какому герою больше подходит серебристый мерцающий звездный свет? Ване, который восхищается красотой звезд.

7. Ночь приближалась и росла, как грозовая туча , отовсюду лилась темнота . Всё кругом быстро чернело и утихало. С каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак , небо стало опять синеть – но то уже была синева ночи . Нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука.

Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах – запах русской летней ночи. Какими запахами наполнена русская летняя ночь?

Каково душевное состояние охотника с наступлением темноты?

«Вошел, точно в погреб», «жуть», «чувство таинства», «угрюмый мрак», «отчаянно устремился», «немо», «уныло висело небо», «пискнул жалостно». Охотник очутился над бездной.

Как меняется описание ночи, когда охотник присаживается к костру крестьянских мальчишек? Почему?

Детский костер является теплым, живым островком в необъятном мраке ночи. «Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение; тонкий язык света лизнет голые сучья лозняка и разом исчезнет; острые, длинные тени, врываясь на мгновенье, в свою очередь добегали до самых огоньков: мрак боролся со светом ».

«торжественно и царственно сияла ночь; бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли…»

Мы видим красоту и величие природы, которые доступны любому человеку, независимо от сословия, над нами всеми огромное небо с бесчисленными звездами.

8. Давайте сделаем вывод и определим функции пейзажа в рассказе «Бежин луг».

  1. Эстетическая. Тургенев показывает красоту природы, используя выразительные средства языка. Например, много эпитетов: чудесный, золотой, томительный запах, кротким румянцем.
  2. Функция контраста. По контрасту строится описание первого утра и второго. И в целом описание пейзажа – день и ночь, мрак и свет.
  3. Функция психологическая, когда мы видим душевное состояние охотника с наступлением ночи.
  4. Культурологическая. Автор продолжает пушкинские традиции в описании русского самобытного пейзажа, показывая его бинарность, двойственность – кротость и буйство (приглушенность красок и их яркий разлив в утреннем небе), печаль и просветленность (угнетенное состояние с наступлением ночи и победу света в финале рассказа).
  5. Философская функция.

Обращаем внимание на эпиграф к уроку. Мрак боролся со светом. Объясните, пожалуйста, прямой и переносный смысл противопоставлений в тексте – день и ночь, мрак и свет. В прямом смысле – свет огня и свет утра борются с мраком ночи. В переносном смысле огонь – одна из стихий, символ защиты. В рассказе будто звучит голос духа природы. Происходит борьба добра и зла, побеждают добрые силы, мы видим это по жизнеутверждающему финалу рассказа.

В рассказе Бежин луг все движется от мрака к свету, от тьмы к солнцу. Источником этого движения является природа. В жизни есть темная сторона и светлая сторона. Любовь и ненависть. Забота о ближнем и жестокость, крепостное право. Жизнь и смерть. В конце рассказа автор сообщает нам о гибели Павлуши.

9. В жизни крестьянских ребятишек, о которых рассказывает Тургенев есть и печали, и радости. Какие это радости и какие печали?

  1. 10. О чем вас заставил задуматься рассказ Тургенева?

Домашнее задание. Составить кинокадр по одному из эпизодов рассказа.


Автор рассказа “Бежин луг” – удивительно на­блюдательный человек. Пробыв с крестьянскими деть­ми несколько часов, даже не участвуя в их ночном раз­говоре, а лишь наблюдая за детьми со стороны, он смог безошибочно подметить и угадать отличительные чер­ты каждого, как внешние, так и внутренние.

Старший из мальчиков, Федя, красивый с виду, был скорее всего из богатой семьи. Чувствуя свое превос­ходство, Федя говорит мало, “как бы боясь уронить свое достоинство”.

На задумчивом лице Кости выделялись огромные глаза, которые, “казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке… не было слов”.

Горбоносое лицо Ильюши выражало “какую-то ту­пую, болезненную заботливость”. И он, и Костя кажут­ся трусливыми. Не зря они больше других мальчиков знают историй о привидениях, верят в существование нечистой силы и боятся ее.

Самому маленькому среди детей, Ване, на вид не больше шести лет. Ваня очень добрый. Он отказывается от гостинца, предложенного другим мальчиком, в пользу своей старшей, горячо им любимой, сестры.

Пятый из мальчиков – Павлуша. Внешне

это не­красивый мальчик с огромной головой и рябым лицом и явно из бедной семьи. Но зато каким умницей он по­казался автору, и каким смельчаком! Павлуша и сле­дит за котелком, в котором варится картошка, и подба­дривает друзей, когда те, услышав непонятный шорох, в страхе замолкают, и бросается к лошадям, которые, что-то учуяв, начинают волноваться, и один идет к ре­ке за водой. Павел может объяснить любой звук, пуга­ющий товарищей. И даже рассказ его в отличие от других заканчивается смехом и разоблачением нечис­той силы – крестьяне принимают за Тришку местного бочара Вавила. Автор симпатизирует своему герою, любуется им и очень сожалеет, говоря о скорой смерти мальчика. А нам так хочется иметь такого умного, бес­страшного, надежного товарища, каким был крестьян­ский мальчик Павлуша!

Глоссарий:

– сочинение на тему крестьянские дети

– сочинение на тему бежин луг описание мальчиков

– от лица крестьянского мальчика или девочки опишите день своей семьи

– сочинение на тему Тургенев Бежин луг

– сочинение по теме бежин луг


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. В рассказе “Бежин луг” русская природа описана И. С. Тургеневым так подробно и правдоподобно, как ни в одном другом произведении, до этого нами прочи­танном. Сразу...
  2. В рассказе “Бежин луг” Иван Сергеевич Тургенев описывает “ночное”. Сейчас мы уже не знаем, что это такое, поэтому я с особым интересом прочитал этот рассказ....
  3. В рассказе И. С. Тургенева “Бежин луг” один из центральных образов – образ Павлуши. Павлуша-деревенский мальчик, который вместе с другими ребятишками стережет табун. У него...
  4. Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева “Бежин луг” входит в книгу рассказов и очерков писателя под общим названием “За­писки охотника”. Эта книга отличается острой антикрепостни­ческой направленностью. В...


Похожие статьи