История танков: T1 Cunningham. Основные танки EE-T1 и EE-T2 Osório (Бразилия) Из истории создания легкого танка Pz I

В начале ХХ века еще никто не мог предположить, что танкам суждено стать главной ударной силой армии. Считалось, что танки должны быть средством поддержки пехоты: прикрывать наступающих солдат своей броней и помогать им в подавлении огневых точек противника. Борьба с теми укреплениями, которые были танкам не по зубам, производилась силами артиллерийских подразделений с заранее подготовленных позиций.

В конце 1920-х годов американское командование признало танк М1917, стоявший на вооружении армии, устаревшим и разработало техническое задание на постройку усовершенствованной боевой машины.

В то время танки больше всего напоминали тракторы, обшитые металлическими листами. Поэтому, наверное, не стоит удивляться тому, что одну из самых интересных разработок предложила компания «Cunningham», специализировавшаяся на постройке гусеничных тракторов.

Инженеры компании очень серьезно подошли к работе. Они внимательно ознакомились с опытом зарубежных коллег, в первую очередь - британских. И сделали вывод, что классическая компоновка танка является неудачной. Соединив чужой опыт с собственными идеями, они представили проект легкого танка Т1. В отличие от других образцов, двигатель нового танка располагался спереди. Боевое отделение находилось в кормовой части. Экипаж танка состоял из двух человек - механика-водителя и командира, исполнявшего также функцию стрелка. Для Т1 было разработано новое шасси, которое отличалось хорошей технологичностью и достаточной надежностью. На шоссе оно позволяло развивать скорость до 29 км/ч, что являлось рекордным показателем среди подобных машин. К сожалению, этот замечательный показатель не мог быть продемонстрирован в боевых условиях, так как оказалось, что шасси очень плохо справляются с преодолением пересеченной местности, снарядных воронок и т.д. Танк с большим трудом преодолевал противотанковые рвы шириной более 2 метров.

Т1 был очень неплохо вооружен. Его короткоствольное орудие задавало снаряду высокую начальную скорость - около 770 м/с, что гарантировало пробитие брони любого вражеского танка на дистанции до одного километра. Сам Т1 имел броню толщиной 9,5 мм, что обеспечивало более-менее надежную защиту экипажа и механизмов от пуль, но не от снарядов.

Скорость и неплохое вооружение танка могли бы стать его преимуществами, но военных не устраивала ходовая часть машины. Помимо уже упоминавшейся плохой проходимости, танк имел чрезвычайно жесткую подвеску. Она делала стрельбу на ходу практически невозможной. После полевых испытаний 1926 и 1927 года танк был отправлен в компанию «Cunningham» для дальнейшей доработки.

В ходе доработки были внесены изменения в конструкцию корпуса, усилено до 10 мм бронирование, разработана новая башня. Вместо короткоствольной 37-мм пушки была установлена модификация орудия с длинным стволом. Чтобы устранить проблемы с невозможностью прицеливаться и стрелять на ходу, инженеры разработали пружинную подвеску.

Работы по усовершенствованию Т1 шли вплоть до начала 30-х годов. Полностью устранить недостатки конструкции так и не удалось, поэтому в серийное производство детище фирмы «Cunningham» не попало. В 1932 году на вооружение армии США приняли легкий танк М1.

В наши дни единственный сохранившийся экземпляр «Т1 Cunningham» находится в танковом музее Абердина, штат Мэриленд.

Первый немецкий танк, производившийся серийно с 1934 до 1937 года. Использовался в разных количествах во всех кампаниях нацистской Германии. Немецкие танкисты перед началом Второй Мировой Войны были подготовлены и обучены именно именно на этих танках. И хотя этот танк к середине 30х годов уже был устаревшим, он принимал участие во всех кампаниях гитлеровской Германии начиная с 1939 года.

Описание

Несмотря на свои не слишком впечатляющие характеристики, именно эта боевая машина своим появлением ознаменовала рождение танковых войск Третьего Рейха. Летом 1935 года германские танковые войска уже обладали более чем 300 танками PzI. Осенью того же года были созданы три танковые дивизии оснащенные этими танками. Танк имел воружение из двух спаренных пулеметов и слабое противопульное бронирование, которое не спасало даже от крупных осколков снарядов. Уже в середине 30х годов этот танк можно было назвать устаревшим и первый же опыт его применения был очень неутешительным для германского командования.
То, что во второй половине 30х эти танки устарели, доказывают их действия в ходе Гражданской войны в Испании, которая началась в 1936 году. Германия, поддержавшая мятеж генерала Франсиско Франко против республиканского правительства, отправила на помощь мятежникам войска в составе которых находилось по некоторым данным около 30 танков PzI. Республиканцы в свою очередь получили помощь от СССР. Советский Союз прислал на помощь республике танки "Т-26" у которых, в отличие от немецких PzI вооружение составлял не пулемет, а 45мм орудие, способное без труда пробивать броню немецких танков, в то время как огонь пулемётов PzI не мог нанести вреда бронированию советских танков. Это в большей степени предопределило исход боя между "Т-26" и "PzI". У последних не оставалось практически никаких шансов. В рапортах германского командования говорится о возможности вести бой с советскими танками лишь на предельно коротких дистанциях, тогда бронебойными пулями появляется шанс поразить "Т-26". Однако в большинстве случаев советские танки умело реализовывали своё преимущество держа большую дистанцию. В 1939 году в нападении на Польшу приняли участие свыше 900 танков PzI(около 40% всей техники брошенной против Польши). И снова эти танки показали свою почти полную беспомощность - как в столкновении с польскими танками 7ТР, так и с противотанковой обороной противника: они очень легко поражались 37мм польскими пушками и даже противотанковыми ружьями.
Во время кампании на Западе эти танки уже применялись ограничено, что было связано с ростом выпуска "PzIII" и "PzIV" . Танки "PzI" также принимали участие в захвате Дании и Норвегии, действовали в Северной Африке и на Балканах. В 1941 году против СССР эти танки также применялись. Конечно при этом им уже отводились роли вспомогательных танков второй линии. Потери PzI на советско-германском фронте были еще более удручающими, чем в Польше и Франции, даже несмотря на то, что они никогда не применялись как основное средство ведения боя с танками и пехотой противника, так как роль основного танка уже играл PzIII. К зиме 1941 года почти все танки "PzI" на Востоке были немцами безвозвратно потеряны. В общем, развитие танковых войск в начале 40х годов достигло такого уровня, что дальнейшее применение устаревшей конструкции PzI выглядело уже бессмысленным. В 1942 году этот танк был окончательно снят с вооружения в германской армии и его история на этом закончилась.

Официальное обозначение: T1E4 \ T1E6 light Tank
Альтернативное обозначение:
Начало проектирования: 1930 г.
Дата постройки первого прототипа: 1931 г.
Стадия завершения работ: построено два прототипа.

Несмотря на общий индекс Т1 танки, выпущенные фирмой Cunningham в начале 1930-х гг., имели высьма опосредованное отношение к моделям Т1Е1-Т1Е3. Новая разработка создавалась под очевидным влиянием британского легкого танка Vickers 6 tonn (Vickers E), который не был принят на вооружение Королевским Танковым Корпусом, но нашел немало покупателей за границей. Более того, 6-тонный «виккерс» послужил прототипом для серии легких танков Т-26, производившихся в Советском Союзе тысячами, а также для польского легкого танка 7ТР. По замыслу создателей эта машина предназначалась для поддержки пехоты непосредственно на поле боя и по британской классификации «виккерс» являлся «пехотным танком», хотя его броня с трудом выдерживала обстрел из крупнокалиберного пулемета. Впрочем, в начале 1930 годов это не считалось большим недостатком и появление в Европе столь удачного танка не осталось не замеченным в США.

За разработку отечественного аналога взялась фирма Cunningham, представившая в 1931 г. прототип легкого танка Т1Е4 . Американский танк поддержки пехоты также имел клепаный корпус, собираемый из бронелистов толщиной 6-16 мм. Небольшой угол наклона имел только лобовой лист корпуса, в то время как остальные стыковались большей частью под прямым углом. Башня танка была выполнена цилиндрической с частично скошенным бронелистом крыши. Ходовая часть Т1Е4 во многом напоминала «виккерс». Применительно на один борт она состояла из восьми опорных катков малого диаметра сблокированных попарно в четыре тележки с эллиптическими листовыми рессорами, четырех поддерживающих роликов, переднего ведущего колеса с натяжным механизмом и заднего направляющего колеса. Экипаж танка состоял из трех человек. Вооружение — 37-мм пушка М1924 и 7,62-мм пулемет Browning M1919A4.

Испытания опытного образца Т1Е4, проходившие в 1932 г., не принесли желаемого результата. Штаб сухопутных сил к тому времени больше внимания уделял танку Т2, на котором также использовалась подвеска «виккерс», поэтому проект фирмы Cunningham не числился в разряде приоритетных. Прототип Т1Е6 , появившися в скором времени, был лишь немного улучшенной модификацией Т1Е4, в связи с чем пехота отказалась от дальнейших работ над ним.

Источники:
TANKS!: US Light Tanks
Tanks Lovers group: Photo

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО ТАНКА

Cunningham T1E4 Light Tank образца 1931 г.

БОЕВАЯ МАССА 8000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4600
Ширина, мм 2200
Высота, мм 2000
Клиренс, мм 360
ВООРУЖЕНИЕ одна 37-мм пушка М1924 и один 7,62-мм пулемет Browning М1919А4
БОЕКОМПЛЕКТ 80 выстрелов и 3000 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел М1918
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 16 мм
борт корпуса — 10 мм
корма корпуса — 10 мм
башня — 16 мм
крыша — 6,4 мм
днище — 6,4 мм
ДВИГАТЕЛЬ Cunningham V8, бензиновый, жидкостного охлаждения, мощностью 140 л.с.; запас топлива — 189 литров
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 опорных катков сблокированных в 4 тележек, 3 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая гусеница
СКОРОСТЬ 37 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 160 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 0,51
Глубина брода, м 0,51
Ширина рва, м 1,85
СРЕДСТВА СВЯЗИ

"Тигр" или кто?

Многих до сих пор волнует вопрос, какой же танк был лучшим танком Второй Мировой войны. Они тщательно сравнивают таблицы ТТХ, говорят о толщине брони, бронепробиваемости снарядов и еще о многих других цифрах из таблиц ТТХ. В разных источниках приведены разные цифры, поэтому начинаются споры о достоверности источников. За этими спорами забывается, что сами по себе цифры в таблицах еще ни о чем не говорят...

Авиация СССР

Вспомни тот МиГ

Истребитель И-200 (в дальнейшем - МиГ-1 и МиГ-3) можно назвать дальним потомком И-16, во многом от него отличавшимся, но сохранившим тем не менее отдельные «родовые черты». .

Первым из истребителей нового поколения в январе 1940 года вышел на испытания самолет авиаконструктора А.С, Яковлева И-26, позднее переименованный в Як-1 .

Наиболее ярким представителем «деревянного стиля» в со-ветской истребительной авиации времен войны был самолет авиаконструкторов С.А. Лавочкина, В.П. Горбунова и М.И. Гудкова И-301, получивший при запуске в серию обозначение ЛаГГ-3, а также его дальнейшее развитие — Ла-5 и Ла-7

Самолеты Люфтваффе

Вот такая Штука

Пренебрежительная оценка пикировщика Ю-87 была в нашей литературе столь же общим местом, что и восхвале-ние штурмовика Ил-2...

РАЗРУШИТЕЛИ ГОРОДОВ

Дать наиболее достоверную оценку эффективности действий немецкой бомбардировочной авиации можно опираясь только на свидетельства понесшей потери от ее воздействия стороны. То есть по докладам и донесениям командиров разных уровней Красной Армии. И эти донесения свидетельствуют о высокой результативности немецких летчиков...



Похожие статьи