Бронницкий уезд московской губернии.

Дата публикации или обновления 01.05.2015

  • К оглавлению: Храм Успения Пресвятой Богородицы села Гжель. Исторический очерк
  • Протоиерей Н.П. Сперанский. (Некролог)

    13-го июля с. г. в 8 ч. утра, после продолжительной болезни скончался на 71 г. от роду настоятель Успенской, села Гжели, церквей, Бронницкаго уезда, протоиерей Николай Павлович Сперанский.

    Почивший о. протоиерей священствовал 49 лет и был ставленником митрополита Филарета. По окончании курса в Вифанскской духовной семинарии с званием студента, он с 24 июня 1853 года 24 августа 1863 года священствовал при Троицкой, в с. Троицком, на Москве реке, церкви, Звенигородского уезда, откуда тем же митрополитом был переведен в село Гжель, где и умер. С 1877 года 1890 год о. протоиерей состоял благочинным, каковую должность оставил вследствие состоявшего и, по прошению, отмененного перемещения к Тихвинской, г. Богородска, церкви, а в 1894 году бы избран духовником благочиния.

    Почивший о. протоиерей за свое учительское и о церкви попечительское служение, был лично известен митрополиту Филарету, который и наградил его в 1859 году набедренником, каковая награда, как известно, очень им ценилась и давалась достойным.

    За труды по народному образованию он имел орден св. Анны 3 степени, а пред смертию за построение на собственные средства церковно-приходской школы в деревне Фениной, своего прихода, награжден был тем же орденом 2 степени.

    Свои учительские труды он не оставлял почти до самой смерти, и только тяжкая болезнь, постигшая его с начала текущего года, удалила его от детей, которых он всегда любил и для которых много потрудился. Своими педагогическим приемами и учительскими трудами он был известен Училищному Совету и не раз получал от него благодарности и чрез Епархиальное начальство награды.

    Много трудов почивший о. протоиерей положил и в заботах о своем приходском храме. Храм села Гжели - однопрестольный - он почти вновь перестроил и сделал три престола в ряд, отчего храм стал вмещать без тесноты всех молящихся своего двухкомплектного прихода. В это же время к храму была пристроена очень высокая и величественная колокольня с прекрасным звоном и двумя часовнями по бокам. Затем весь храм внутри был расписан живописью, а три очень прекрасной работы иконостаса и все киоты покрыты позолотою. Утварь церковная была им приобретена вся массивная, а ризница составлена очень богатая. Все это было делом его рук и забот, а также и собственных средств. Все последующее время он заботился о том, чтобы храм не упадал, а находился в первоначальном своем благолепии и чистоте, чего и достигал, умея привлечь к этому прихожан и расположить добрых людей.

    Что касается административной деятельности, то она еще у всех сослуживцев его в памяти. Благодаря своему природному уму и наблюдательности, он умел сразу видеть корень дела и дать всегда добрый совет и полезное наставление, благодаря чему и Епархиальное Начальство не обременялось излишнею перепискою. За такую полезную деятельность в должности благочинного он и был в 1899 г. мая 3 дня награжден саном протоиерея.

    Как духовный отец, он, благодаря своей житейской опытности, богословской и святоотеческой начитанности был незаменим. Исповедь у него - это беседа любящего отца с заблудшим сыном; по выходе от него всякий всегда чувствовал себя бодрым и спокойным душою, унося в сердце твердую надежду на безграничную милость Божию. Вечный покой и царство небесное и его доброй и любящей душе!

    Большую потерю понес в лице почившего Гжельский приход, что w выразили прихожане, единодушною молитвою у его гроба.

    Похороны о. протоиерея происходили 16 июля, а накануне он был вынесен в храм ко всенощному бдению.

    Божественную литургию и отпевание совершал благочинный с. Маркова священник И. М. Казанцев в сослужении второго священника с. Гжели А. С. Рождественского, с. Ашиткова - священника Ф. С. Некрасова, с. Малахова священника А. И. Соколова, с. Алешина - священника С. Н. Владычинского с прибывшим диаконами.

    Слово, посвященное памяти покойного, говорил за литургией священник с. Речиц, который участвовал и в отпеванй вместе со священником села Игнаткова, (так в тексте) Богородского уезда, Н. Троицким и внуком покойного - священником Век Ефим. Соболевым, который за отпеванием также произнес глубоко-прочувственное слово, охарактеризовав в нем почившего деда как человека твердых правил, ревнителя о славе дома Божия и просвещения народа, борца за правду и любящего пастыря и отца.

    Прихожане, переполнявшие храм, слушая горячие слова молодой пастыря об их любимом старце - настоятеле и духовном отце, вспоминая его долгую жизнь у них, плакали и горячо молились о упокоении со святыми его и его супруги, умершей в 1899 году.

    Многие из его духовных детей и сослуживцев, вследствие дождливой погоды накануне и плохой дороги, не смогли прибыть на его погребение.

    Мир праху твоему, добрый пастырь Христова стада и честный труженик на ниве Его!

    Духовный сын».

    Вместе с о. Николаем служил священник Дмитрий Семенович Рождественский (род. в 1842 г.). К сожалению, остается на известным, когда и откуда он был переведен в гжельскую церковь Успения Божией Матери. Впервые в документах о нем упоминается только в 1884 г.

    Зато сохранились сведения о наградах отца Дмитрия и его послужной список после 1884 г. В 1884 г. он был награжден за заслуги по духовному ведомству бархатной фиолетовой скуфьей. В 1890 г. священник Дмитрий Рождественский назначен законоучителем Гжельского земского училища, в 1898 г. - законоучителем Григоровского начального земского училища в 1899 г. - попечителем Гжельского начального училища.

    В 1891 г. ко дню Священной Коронации Их Императорских Величеств награжден камилавкою. 14 мая. 1897 г. за труды в народном образовании от Святейшего Синода награжден наперсном крестом.

    5 сентября 1908 г. о. Дмитрий умер, не оставив наследников (видимо, к тому времени скончался и его сын (р. 1869 г.), состоявший священником при Тихвинской церкви села Душенова Богородского уезда).

    В 1902 г. на место умершего протоиерея Николая Сперанского в Успенскую церковь назначен священник Александр Орлов, переведенный из Никольской церкви погоста Пятикрестов Коломенского уезда. В 1892 г. за службу он был награжден набедренником. 25 апреля 1900 г. по ходатайству Совета Кирилло-Мефодиевского Братства резолюцией Его Высокопреосвященства митрополита Московского и Коломенского Владимира награжден бархатной фиолетовой скуфьей.

    12 мая 1909 г. о. Александр, по утверждению митрополита Московского и Коломенского Владимира, был назначен на должность настоятеля Успенской церкви, на которой и оставался вплоть до 1929 г. В 1919 г. за труды по «Епархиальному ведомству» настоятель Успенского храма был награжден саном протоиерея.

    12 сентября 1908 г. распоряжением Московского Епархиального начальства на вакансию священника из Никольской церкви села Лужково Рузского уезда переведен Иоанн Архангельский. Первым местом служения о. Иоанна была Покровская церковь села Мазы Макарьевского уезда Нижегородской епархии, откуда он был переведен в Никольскую церковь в 1906 г. 6 мая 1912 г. за усердие и труды на поприще просветительской и пастырской деятельности о. Иоанн был награжден набедренником, а в 1918 г. - бархатной фиолетовой скуфьей. О. Александру и о. Иоанну выпало служить в начале XX в., в быстро меняющемся мире. То, что раньше казалось устойчивым и привычным, подвергалось резким изменениям. Новые реалии требовали от священнослужителей все большей вовлеченности в административную жизнь губернии. Наиболее ярко это проявилось в истории с отчуждением церковной земли в польз) Люберецко-Арзамасской железной дороги.

    Село Гжель располагается вдоль Егорьевского шоссе, которое когда-то называлось Касимовским трактом. Тогда это был единственная дорога к городу Касимову на Оке, обеспечивавши выход на новые рынки сбыта. По тракту шли купеческие обозы как на Касимов, так и на Москву, и путь продолжался не один день. А предприимчивые жители придорожных деревень и сёл строили постоялые дворы, харчевни, чайные и питейные заведения, куда непременно заглядывали путники. В середине XIX i в Гжели было две лавки, три питейных дома, пять постоялых дворов, две харчевни.

    И это был один из источников дохода гжельцев. Все меняется во второй половине XIX в., когда в России начинают строить железные дороги. И через Гжель проходит одна ветвь, соединяющая Москву с восточными окраинами страны. По ней пошел основной грузопоток. Егорьевская дорога утрачивает свое значение, все заведения, обслуживающие путников, были закрыты, а местным жителям пришлось искать другие заработки.

    И, наконец, в 1912 г. железной дороге понадобился водопровод для подачи воды на станцию Гжель. Для этого планировалось отчуждение участка земли площадью в 2 десятины (чуть больше 2 га).

    19 августа 1912 г. причт гжельской церкви написал прошение в Московскую Духовную Консисторию: «При Успенской церкви с. Гжели земли церковной значится только 38 десятин и то в двух участках. Один участок в 30 десятин находится близ деревни Обуховой в двух верстах от церкви. другой участок в 8 десятин, разделяющийся речками Гжелкой и Царповкой на три неравные части, находится близ церкви. Отсюда ясно, что земли церковной при двухкомплектном причте слишком недостаточно (Обычно, при церкви с одним причтом было положено иметь не менее 33 десятин земли).

    В добавление к сему Правление Люберецко-Арзамасской железной дороги крайне нуждается в воде для станции Гжель, устроило для сей цели водопровод на речке Карповке в 2 верстах от станции и отчуждено под сею нашей церковной земли 1 десятину и 2365 квадр. саж. в два раза. В прошлом году 173 квадр. саж. и в нынешнем 1 десятина 2192 квадр. саж. Эти 2 десятины, как не лежащие около церковной усадебной земли, крайне нам нужны и мы объявили цену земли по 3 рубля за 1 квадр. саж., желая хоть сколько-нибудь вознаградить себя и будущие принты за лишение крайне нужной земли. Уполномоченный от Общества железной дороги не согласился с нами на эту сумму.

    Опасаясь, что нужды железной дороги с годами растут и со временем, может быть, железной дороге понадобится и весь этот участок, мы снимаем с себя всякую ответственность и осмеливаемся просить Московскую Духовную Консисторию защитить интересы наши и будущих принтов нашей Успенской церкви.

    Кроме того, на речке Карповке находится колодезь с ключевой водой, почитаемый цельбоносным, и к нему стекается много богомольцев в день Успения Божией Матери, и если этот колодезь зальется водой, как и предполагается инженерами железной дороги, и средь наших крестьян, а также и приходящих богомольцев подымутся ропот и возмущение. Церковь и причт лишатся доходов от богомольцев.

    Приняв все это во внимание, мы покорнейше просим Московскую Духовную Консисторию постоять пред

    Обществом железной дороги, что принт Успенской церкви с. Гжели может уступить землю под водопровод только на следующих условиях:

    1 -е) Причт может уступить землю никак не дешевле 3 рублей за 1 квадр. саж.

    2-е) Общество Люберецко-Арзамасской железной дороги обязуется гарантировать целость помянутого колодца, устроив вокруг нею каменное ограждение в виде бассейна с сохранением над колодцем сени в виде часовни и к нему путь, чтобы к нему можно было ходить и с крестным ходом и богомольцам.

    Прошение подписали:

    настоятель Успенской церкви с. Гжели Александр Орлов,

    священник Иоанн Архангельский,

    диакон Василий Зверев,

    псаломщик Феодор Соболев,

    псаломщик Николай Руднев».

    При этом прошении внизу благочинный 6-го округа Бронницкого уезда погоста Дорков священник Николай Протопопов написал: «...свидетельствую, но думаю, что при отчуждении земли под Государственные надобности, плату за отчуждаемую землю назначает особая утвержденная Комиссия...»

    Что, вероятно, можно понять, как «полностью вас понимаю, готов войти в положение, но, боюсь, что с государством не поспоришь».

    31 августа 1912 г. указом № 14976 Московская Духовная Консистория распорядилась: «...разъяснить причту, что для защиты интересов церкви ему надлежит пригласить опытного присяжного поверенного...»

    12 октября 1912 г. причт Успенской церкви написал в Mocковскую Духовную Консисторию прошение с просьбой выдать надлежащее уполномочие помощнику присяжного поверенного Михаилу Евграфовичу Смирнову на ведение дела по отчуждению участка их церковной земли под Люберецко-Арзамасскую железную дорогу...

    К сожалению, сейчас уже невозможно сказать, чем завершилось дело, но источник тот сохранился по сей день, и так же почитаем, как и много лет назад.

    Во многом благодаря священникам, служившим здесь последние годы перед революцией 1917 года, Успенский храм был очень богатым. На 13 августа 1912 г. его среднегодовая доходность за последние 10 лет составила 618 рублей - самая высокая в 6-м округе Бронницкого уезда и одна из самых высоких в Бронницком уезде и в Московской губернии.

    Дата публикации или обновления 01.05.2015

  • К оглавлению: Храм Успения Пресвятой Богородицы села Гжель. Исторический очерк
  • Ведомость о церкви Успения Божией Матери Бронницкого уезда села Гжели за 1835-й год

    1. Построена неизвестно когда тщанием прихожан.

    2. Зданием каменная, крепка, с такою же колокольнею.

    3. Престолов в ней два: в настоящей холодной во имя Успения Божией Матери, в приделе холодном же во имя Святителя и Чудотворца Николая.

    4. Утварью достаточна.

    5. Причта положено издавна: Священников два, диакон один, дьячков два, пономарей два.

    6. Земли при сей церкви усадебной, пашенной и сенокосной сколько десятин неизвестно, плана межевой книги нет. В 1835-м году подано в Губернское Правление о возобновлении меж и о снабжении на землю планом. Священно и Нерковно служители... сею землею владеют.

    7. Дома у Священно и Церковно служителей собственные деревянные на церковной земле.

    9. Зданий, принадлежащих церкви нет.

    10. Расстоянием сия церковь от Консистории в 45-ти верстах.

    11 Ближайшие к сей церкви суть: Георгиевская, что в Глинках 6, Димитриевская, что в Дорках в 7, Троицкая, что при озере Борисоглебском в 8 верстах.

    12. Приписной к сей церкви нет.

    13. Ломовой в сем приходе церкви нет.

    14. Опись церковному имуществу есть сделана 1831-го года сентября 23-го дня, скреплена присудствующим Богоявленским Архимандритом Арсением, утверждена печатью Консистории.

    15. Приходорасходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатью Консистории даны 1808-го года, ведутся исправно и хранятся в целости.

    16. Копии с метрических книг 1-го Священника с 1829-го года, а 2-го Священника с 1813-го года, хранятся в целости в церковной ризнице.

    17. Исповедальные росписи 1-го Священника с 1829-го года, а 2-го Священника с 1824-го года, хранятся в целости.

    18. В обыскных книгах, выданных в 1822-м году за шнуром и печатью Консистории и скрепленных присудствующим Протоиереем Иоанном Платоновым, в 1-й писанных листов 117, неписанных 62, во 2-й писанных 105, неписанных остается 29».

    Здесь заканчивается лист, и на оставшемся месте разными почерками 7 раз подряд написаны три слова: «к сей ведомости». И все. Вероятно, имеется в виду обычная в таких документах фраза «к сей ведомости руку приложил». В конце ведомости такая фраза действительно присутствует также семь раз подряд: разными почерками. И после каждой стоит соответствующая подпись. А подписываться на каждом листе строгой необходимости не было.

    Но, продолжим знакомство с Ведомостью 1835 г.

    «О причте означенной церкви.

    Священник и благочинный Михаил Феодоров Лебедев, 43-х лет] Священнический сын, по окончании семинарского курса в Спасо-Вифанской семинарии, был уволен с аттестатом второго разряда 1819 года ноября 27-го дня в село Федоскино к церкви святителя Николая, в 1829 году был определен общим духовником. 1831 года февраля 6-го дня переведен на настоящее место...

    В семье у него:

    Жена Александра Феодоровна 32-х лет

    Виринея 5-лет и Николай 1 года.

    Диакон Симеон Иоаннов Смирнов 42-х лет, пономарский сын, из синтаксического класса Московской Академии 1810 года апреля 15-го дня определен в стихарь, посвящен в пономари бронницкой округи к Никитской, что Навзлошках церкви, 1817-го года генваря 22-го дня... переведен к сей Успенской церкви, 1825-го года октября 12-го дня... во диакона произведен на настоящее место.

    В семье у него:

    жена Матрона Карпова.

    Дьячок Максим Андреев Спасский, 31-го года, дьячковский сын 1825-го года октября 17-го дня из Московской духовной типографии...

    определен на настоящее место, 1832 года мая 8-го дня... посвящен в стихарь.

    В семействе у него:

    Жена Татиана Иоаннова 28-ми лет

    Дочь их Ольга 4-х лет.

    Пономарь Александр Иоаннов Птицын, 41-го года, священнический сын.

    В семействе у него:

    Жена Агриппина Иоаннова 41-го года

    Дети их: Иаков, глух и нем, при отце, 22-х лет

    Анна, 14-ти лет, Михаил 10-ти лет, Матрона 7-ми лет,

    Елизавета 3-х лет.

    Священник Иоанн Васильев Смирнов, 37-ми лет, священнический сын, по окончании курса в Перервинской семинарии, был уволен с аттестатом второго разряда 1828-го года октября 7-го дня... посвящен к церкви Успения Пресвятой Богородицы, что в селе Кишкине во священника. 1830-го года мая 30-го дня... переведен на настоящее место».

    В графе «о судимостях» почерком отца Иоанна отражены уже известные нам события, изложенные им самим. «В 1831-м году в сентябре месяце за неосторожное обращение со святынею был под запрещением священнослужения в продолжение трех дней.

    В 1835-м году в марте по доставлении духовных ведомостей, требуемых для справки Благочинным Михаилом Феодоровым, противу поданного им рапорта причтом о неправильно показанных якобы мною 48-ми человек из раскола присоединенных к Православию, находился запрещенным к священнодействию, но по воле архипастырской разрешен с тем, чтобы дело производил своим порядком.

    В семействе у него:

    Жена Надежда Михайлова 29-лет.

    Василий 10-лет в Москве в училище,

    Дьячок Павел Леонтьев Ласкин, 24-х лет, пономарский сын.

    В семействе у него:

    Жена Марья Васильева 22-х лет

    Иоанн 3-х лет, Анастасия 2-х лет.

    Пономарь Валерьян Андреев Боголепов, 22-х лет, дьячковский сын.

    В семье у него:

    Жена Дарья Ильина 23-х лет. Дочь их Олимпиада 1/2 лет Просфирня Анна Степанова 54-лет.

    Заштатные и сиротствующие

    Бывшаго Московской округи в селе Михалеве при Богородицерождественской церкви священника Феодора Михайлова жена его вдова Анна Иоаннова 65-ти лет, живет на пропитании у сына означенного священника и благочинного Михаила Феодорова. Б

    ронницкаго уезда при Никитской церкви, что Навзлошках пономарская вдова Параскева Андреева 72-х лет, живет на пропитании означенного диакона Симеона Иоаннова.

    Бывший при означенной церкви дьячок Василий Стефанов Виноградский 56-ти лет, и жена его Дарья Никифорова 54-х лет, живут на пропитании дьячка Павла Леонтьева.

    После умершего пономаря Андрея Васильева, бывшего при означенной Успенской церкви, дети его: Еликонида 15-ти лет, Татиана 12-ти лет, Ксения 9-ти лет, Агафал 8-ми лет. Живут при матери у означенной вдовы просфирни Анны Стефановой на собственном пропитании.

    О прихожанах означенной церкви. По части первого священника.

    В селе Гжели дворов 40, число душ муж. 164, жен. 179.

    В деревне Обуховой дворов 36, число душ муж. 136, жен. 139, от церкви в 1-й версте.

    В деревне Кошировой дворов 67, число душ муж. 273, жен. 270, от церкви в 1-й версте.

    В деревне Григоровой дворов 23, число душ муж. 96, жен. 132, от церкви в 2-х верстах.

    В деревне Мининой дворов 43, число душ муж. 168, жен. 177, от церкви в 3-х верстах.

    В деревне Коняшиной дворов 17, число душ муж. 87, жен. 87, от церкви в 3-х верстах.

    Всего дворов 216, число душ муж. 924, жен. 974.

    Священник и Благочинный Михаил Феодоров руку приложил.

    Симеон Иоаннов руку приложил.

    Максим Андреев руку приложил.

    По части второго священника.

    В селе Гжели дворов 53, число душ муж. 260, жен. 208.

    В деревне Фениной дворов 81, число душ муж. 320, жен. 364.

    В деревне Глебовой дворов 39, число душ муж. 135, жен. 170.

    В деревне Трошковой дворов 47, число душ муж. 219, жен. 252.

    В сельце Ждановском купцов по церкви один двор, число душ муж. 3, жен. 3

    В расколе число душ муж. 27, жен. 18.

    Всего дворов 222, число душ муж. 907, жен. 1019.

    Священник Иоанн Васильев руку приложил».

    Во-первых, якобы им переведено сорок восемь человек из раскола в православие; во-вторых, показал не в силу указа присланного из Московской духовной консистории, в котором предписано выставлять не сорок восемь человек, а тридцать три, о которых дело производится.

    Павел Леонтьев руку приложил Уалериан Андреев руку приложил».

    С 28 февраля 1839 г. священник гжельской Успенской церкви Иоанн Смирнов митрополитом Московским и Коломенским Филаретом был утвержден проходить должность законоучителя в Гжельском сельском училище.

    5-30 ноября 1842 г. велось дело о священнике Иоанне Смирнове в связи с тем, что он 29 октября 1842 г. предал земле тело крестьянина села Гжели, о котором пошел слух, что он умер не от чахотки, а от побоев. В таких случаях необходимо было получить разрешение на захоронение от светских властей. Неизвестно, чем закончилось это дело, как и то, куда был переведен о. Иоанн Смирнов. Последнее упоминание о нем относится к 1850 г.

    6 февраля 1831 года, как мы уже видели в ведомости, на освободившееся место, после перемещения священника Платона Николаева Покровского был назначен священник Михаил Федорович Лебедев (род. в 1792 г. в семье священника).

    23 февраля 1833 г. митрополитом Московским и Коломенским Филаретом священник Успенской церкви Гжели Михаил Лебедев был определен благочинным.

    В его ведомстве находились церкови: Успенская села Гжели, Рождества Богородицы у реки Захаровки, Николая Чудотворца на реке Нерской, Троицкая в селе Фаустово, Космо-Дамианская на погосте Гвоздня, Николая Чудотворца на Боршевке, Казанской Божией Матери в селе Марково, Димитрия Солунского в селе Малахове». Он стал первым священником гжельской Успенской церкви, получившим столь ответственную должность.

    Она была введена в русской Православной Церкви в первой половине XVIII в. и назначалась епархиальным архиереем. Ранее благочинные назывались поповскими старостами, и сама должность имела выборный характер. Со второй половины XVIII в. и АО 1764 г. должность благочинного и должность старосты существовали параллельно, но в обязанности последних в тот период входил только сбор архиерейских пошлин.

    В ведении благочинного было 10-30 окрестных церквей, которые составляли в епархии благочиннеческий округ. Права и обязанности благочинного определялись особыми инструкциями, утвержденными Святейшим Синодом.

    В обязанности благочинного входило: всесторонний надзор за церквами и духовенством округа, выполнение распоряжений епархиального начальства и разрешение недоумений, связанных с ними. Благочинные имели некоторое право суда над духовными лицами по делам, которые не требовали формального судопроизводства и могли быть устранены мерами вразумления, выговоров, внушений. Благочинные также могли налагать на виновных штраф, аттестовать служащих духовных лиц в послужных списках, ходатайствовать о представлении их к наградам.

    26 июня 1836 или 1838 г. за умножение свечных доходов священнику гжельского храма Михаилу Лебедеву была объявлена признательность Московской духовной консистории.

    В 1838 г. митрополитом Московским и Коломенским Филаретом о. Михаил Лебедев был определен на должность законоучителя в Гжельское удельное училище.

    11 октября 1838 г. о. Михаилу Лебедеву была объявлена благодарность Епархиального начальства за успешность кружечного сбора в пользу бедного духовенства.

    6 февраля 1847 г. митрополитом Московским и Коломенским Филаретом о. Михаил Лебедев был переведен во священника к церкви Казанской Пресвятой Богородицы села Маркова Бронницкого уезда.

    Подобно тому, как служение священников предыдущих 20 лет преследовали кражи из храма, так на время служения о. Михаила Лебедева и о. Иоанна Смирнова пришлись так называемые «дела» связанные с дьяконом Симеоном Иоанновым.

    Сейчас трудно однозначно сказать, что явилось причиной сложных отношений между дьяконом и священниками, но, думается что современному читателю будет любопытно проследить по архивным документам конфликт в развитии. Это дело изобилует огромным количеством мелких, но очень интересных деталей которые, при определенном воображении, позволяют полностью погрузиться в быт середины позапрошлого века. Это ощущение знакомо тем, кто читал роман Н. С. Лескова «Соборяне»...

    Первое, дошедшее до нас дело, было начато в 1833 г.

    Итак, в апреле 1833 г., находясь всего два месяца в должности благочинного, священник гжельской Успенской церкви Михаил Федоров написал рапорт митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету:

    «В Святую Пасху 1833 г. диакон Успенской церкви с. Гжели Симеон Иоаннов со мною, так и священником Иоанном Васильевым ходил в приходе весьма нетрезв, от чего во многих домах не служил молебны, а взятый у церковников Максима Андреева и Александра Иоаннова стихарь дорогою потерял...»

    На этом рапорте митрополит Филарет поставил свою резолюцию: «Диакону до решения дела запретить св. служение».

    30 мая 1833 г. диакон Симеон Иванов на допросе показал, что «...в дни Св. Пасхи до пиана не напивался, а от служения в некоторых домах молебнов отлучался по причине зубной болезни, и то, с позволения благочинного священника, и стихарь не терял...»

    Такой вот диалог начала XIX в. Один говорит - напился и стихарь потерял. Нет, отвечает другой, - не пил и стихарь не терял.

    Спрашивается - кому верить? Надо думать тому, у кого есть свидетели. Вероятно, так именно и думал дьякон Симеон Иванов. Во всяком случае, уже в июне 1833 г. церковный староста Успенской церкви Петр Петров и волостной голова Гжельской волости, Лев Иудин с приходскими людьми написали прошение митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету:

    «...Диакон Семион Иванов Смирнов, как трезвенною жизнью, примерный поведением, так и ревностным прохождением своей должности заслужил общую нашу к нему любовь, а ныне, не видя его служащим при священнодействии, мы скорбим, что он запрещен в служении. Зная, сколько болезненно прискорбно страдать невинному, решили искать в лице Вашем Высокопреосвященнейший Владыка, защиты. Просим разрешить, как невинно страждущему, диакону священнослужение...»

    24 июля 1833 г. в Московской Духовной Консистории слушали дело о поведении диакона гжельской церкви Семиона Иванова Смирнова и приказали: «диакона оставить в сильном подозрении».

    А иначе, наверное, и быть не могло. Не верить священникам нет оснований, и не принимать в расчет заступление односельчан тоже нельзя.

    После этого диакон Семион Смирнов был направлен для испытания поведения на 1 месяц в Екатерининскую пустынь

    12 сентября 1833 г. строитель Екатерининской пустыни иеромонах Мельхиседек написал рапорт митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету: «...диакон церкви с. Гжели Семион Смирнов поведения не худого и ходил ко всякой Божественной службе и заслуживает разрешения в священнослужении...»

    Как складывались отношения дьякона со священниками в течение последующих лет, мы не знаем, но можем предположить, что не очень гладко, так как в 1842 г. открылось другое дело, которое началось по уже инициативе самого Симеона Иванова называлось ни много ни мало: «дело о защите дьякона нет, .. Гжели Симеона Иванова от притеснений священников».

    Начнем с ведомости 1842 г. «...церковь Успения Божией Матери в с. Гжели крепка, при ней служат: священник и благочинный Михаил Лебедев, диакон Симеон Смирнов, дьячок Максим Спасский, пономарь Александр Птицын, священник Иоанн Смирнов, дьячок Павел Ласкин и пономарь Валериан Боголепов. В приходе: по части 1-го священника в селе Гжели крестьян 35 дворов 167 муж. и 183 жен. Итого 200 дворов 978 муж. и 1060 жен. По части 2-го священника в селе Гжели крестьян 43 двора 212 муж. и 241 жен. Всего 219 дворов 987 муж. и 1085 жен...» (В скобках заметим, что население в приходе по сравнению с 1841 г. впервые сократилось, хотя до этого росло).

    В этой ведомости не указано, сколько лет от роду было в 1842 г. дьякону Симеону Смирнову, но, судя по прошлым ведомостям (1839 и 1841 гг.), можно утверждать, что ему было 49 лет. То есть взрослый мужчина, не легкомысленный юноша. Более того, по одному из документов, приводимых нами ниже, станет ясно, что служит он в храме более 20 лет и пользуется уважением односельчан

    Итак, в 1842 г. диакон Успенской церкви Симеон Иоаннов Смирнов написал прошение митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету:

    «...нахожусь я при оной церкви с 1817 г., дьячком около 8 лет и дьяконом около 17 лет - всего около 25 лет, при разных священниках и никогда ни одним из них я не был прежде замечен ни в каком противорелигиозном поступке. Но ныне настоящий священник и местный благочинный Михаил Феодорович, бывший до прошедшей великой четыредесятницы отцем моим духовным, называет меня еретиком и колдуном, как в церкви во время священнодействия, так и во время хождения по приходу со крестом. Другой священник Иван Васильев во время Божественной литургии убеждал меня сознаться в том, что я еретик и колдун и угрожал мне, говоря вслух: признайся и паче тебя или огонь вожжет или земля разверзит и поглотит тебя, что слыхали бывшие в церкви прихожане и дьячок Михаил Андреев. Прошу защитить меня от такого карания местных священников».

    15 июня 1842 г. благочинный священник церкви в Гжели Михаил Феодоров в Московской Духовной Консистории по поводу предъявленных ему диаконом обвинений объяснил: «29 марта 1842 г. был я вместе со священником Иоанном Васильевым в доме пономаря Валериана Андреева, который в это время от нечистого, духа находился в сильных конвульсиях и, ожидая конца мучения, закричал весьма сильно, что диакон - колдун. В это время в доме пономаря находился с сыном своим портной Бронницкого уезда вотчины господина Ладыгина села Татаринцова крестьянин Тимофей Ефимов, совершенно трезвой жизни и честного поведения, который шил в Успенскую нашу церковь на Святой престол две одежды.

    Вскоре после нас, пономарь, лежа на постели начал говорить - сейчас диакон придет и меня за нос подержит, и это было повторено им много раз. После сих слов, действительно, приходит диакон в нетрезвом виде и, сказав с яростию, что он меня порочит, по словам жены пономаря, ухватил пономаря за нос. Как только диакон ушел из дому пономаря, у того пономаря тут же открылась новая болезнь, гораздо опаснее первой; ибо бес начал говорить что их теперь стало двое». Видя плохое состояние пономаря, для чтения над ним молитв решили позвать отца его духовного священника Дмитровского, что в Дорках, погоста Илью Иоаннова.

    На время дознания диакон села Гжели Симеон Иванов Смирнов был изобличен в нетрезвости и запрещен в священнослужении.

    Однако вскоре, судя по всему, запрещение было снято, и Симеон Иванов приступил к выполнению своих обязанностей. Но не надолго!

    20 июля 1842 г. по резолюции митрополита Московского и Коломенского Филарета диакон Симеон Иванов Смирнов был запрещен в священнослужении, по его нетрезвости.

    21-31 декабря 1842 г. велось дело о разрешении священнослужения запрещенному дьякону Симеону Иванову.

    Вероятно, разрешение было получено, но с резолюцией «о наблюдении за поведением».

    И к наблюдению этому священники отнеслись со всей серьезностью, так как уже 12 января 1843 г. священноцерковнослужители Успенской церкви написали митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету рапорт, где и изложили результаты своих наблюдений.

    «...в соответствии с Вашей резолюцией о наблюдении за поведением запрещенного диакона нашей церкви Симеона Иванова, сообщаем, что запрещенный диакон Симеон Иванов 6 декабря 1842 г в день Тезоимства Его Императорского Величества у Богослужения и молебствования не был и не ходил по приходу в обоих половинах, а 25 декабря 1842 г. в День Рождества Христа Спасителя также не был у Богослужения.

    К рапорту руку приложили церкви с. Гжели благочинный священник Михаил Феодоров, священник Иоанн Васильев, дьячок Максим Андреев, пономарь Валериан Андреев, пономарь Александр Иванов».

    И тут проявляется, сметливый характер злополучного дьякона. Раз его не упрекают в обычном для него пороке - употреблении горячительных напитков, а этот рапорт - единственный документ, где упоминается имя Симеона Иванова, а спиртное не упоминается, то свою защиту опальный дьякон строит безупречно и даже с некоторым изяществом.

    11 февраля 1843 г. в Московской Духовной Консистории диакон Симеон Иванов на предъявленные ему обвинения показал:

    «...6 декабря 1842 г. не был у Богослужения и молебствования потому, что благочинный священник села Гжели Михаил Федот ров запрещал ему, как подозреваемому в колдовстве, ходить не только в церковь, но даже подходить к его, благочинного, дому. В приходе же ходить ему оный благочинный священник не приказывал, поэтому он в тот день сидел дома. 25 декабря 1842 г. он находился в г. Москве, а уехал туда с позволения благочинного священника ранее 21 декабря для подачи прошения Его Высокопреосвященству от приходских людей о разрешении ему священнослужения. Прошение оное я подал 23 декабря 1842 г., а 25 декабря отстоял литургию в Параскиевской церкви, что на Пятницкой, а после этого в четвертом часу вечера отправился из г. Москвы в село Гжель, в которое прибыл в 11 часов вечера (т.е. на дорогу из г. Москвы в с. Гжель потратил около 7 часов), поэтому и не мог быть в сей день в нашей Успенской церкви села Гжели».

    То есть во всех приписываемых ему проступках он не виноват, так как строго выполнял распоряжения благочинного, по его же позволению, уехал в Москву. Там отстоял литургию. Раз уж я своем храме нельзя, так хоть в Москве. А вернулся поздно. И уж совсем походя, отмечает причину своего путешествия в Москву! Оказывается, он относил его Высокопреосвященству прошение от односельчан о разрешении ему священнослужения. И прошение это, как мы теперь понимаем, было удовлетворено.

    Почему-то кажется, что была у дьякона Симеона Иванова привычка лукаво прищуриваться. Во всяком случае, эти показания он давал наверняка с таким прищуром.

    Но слабость дьякона его губила. И где бы она его не заставала, от внимательного ока начальствующих скрыть ее было невозможно.

    Так, в апреле 1843 г. священноцерковнослужители Успенской церкви написали митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету очередной рапорт.

    «Успенской церкви с. Гжели диакон Симеон Иванов во вторник 1843 г. на светлой седмице ходя в деревне Обухове от излишнего употребления горячих напитков, крайне ослабев, более чем в 30 дворах не был при служении молебнов, и с того дня во всю седмицу не являлся ни к службе в церковь, ни к служению молебнов в приходских домах».

    25 мая 1843 г. диакон Симеон Иванов был отрешен от места и переведен на два года в причетническую должность к церкви села Карпова Богородского уезда.

    Казалось, на два года можно бы вздохнуть спокойно. Удалили священники от себя - недалеко, правда - одиозного дьякона... Но не тут-то было. В очередной раз «бывший» диакон Симеон Иванов показал, что умеет держать удар.

    Всего через две недели, 10 июня 1843 г. в Московской Духовной Консистории на предъявленные ему обвинения по поводу того, что на светлой седмице 1843 г. не был при служении молебнов более чем в 30 дворах, он показал: «...в той деревне Обухове пс служил молебнов не от горячительных напитков, а у него случилась горячка, и в доказательство своих слов сослался на крестьян той деревни».

    И кроме свидетельских показаний крестьян, усилил свои позиции таким вот прошением на имя митрополита Московского и Коломенского Филарета от имени приходских людей:

    «...приходской наш диакон Симеон Иванов Смирнов уже 10 месяцев находится запрещенным в священнослужении, а церковь наша без диакона, который теперь находится в должности дьячка. Служил он диакон Симеон Смирнов 27 лет и нам известен как добрая тою души своей, так и поведением. Прошение подписал староста Павел Андреев и много приходских крестьян».

    Но, несмотря на поддержку односельчан, успеха этот демарш не имел. И уже в конце июня место дьякона было занято.

    21 июня 1843 г. «...по окончании курса в семинарии и по увольнению в Епархиальное ведомство митрополитом Московским и Коломенским Филаретом во диакона к Успенской церкви с. Гжели был произведен Александр Иоаннов Аержавин, который родился в Московской губернии, сын звонаря Московской Ивановской колокольни.

    Обучался в Московской духовной семинарии паукам: Богословским, Философским, Церковно-Библейской истории, Физике, Математике, языкам: латинскому, греческому и французскому. У него жена Агрипина Иоаннова».

    И в ведомости 1844 г. имени Симеона Смирнова уже не значится... «...церковь Успения Божией Матери в с. Гжели крепка, на которую план имеется и хранится в церковной ризнице.

    При оной церкви служат: благочинный священник Михаил Лебедев, 52 лет. Диакон Александр Иоаннов Державин, 25 лет. У него жени, Агрипина Иоаннова, 20 лет.

    Дьячок Максим Спасский, 40 лет.

    Пономарь Александр Птицын, 50 лет. Священник Иоанн Смирнов, 47 лет. Дьячок Павел Ласкин, 33 лет. Пономарь Валериан Боголепов, 35 лет.

    В приходе:

    по части 1-го священника в селе Гжели крестьян 36 дворов: 71 муж. и 186жен. Итого 213 дворов 992 муж. и 1079 жен.

    По части 2-го священника в селе Гжели крестьян 43 двора 220 муж. и 241 жен. Всего 209 дворов 1017 муж. и 1092 жен».

    В феврале 1847 г., как мы помним, священника Михаила Лебедева перевели в другой храм, а его место занял священник Василий Степанович Постников (род. в 1812 г. в Московской губернии, сын дьячка). Обучался в Вифанской семинарии богословию, философии, физике, математике, истории церковной и всеобщей, языкам (еврейскому, греческому, французскому, на котором потом два года читал лекции). Семинарию окончил в 1834 г. 18 февраля 1837 г. по резолюции митрополита Филарета был посвящен во священника Троицкой церкви села Язвищи Волоколамского уезда, откуда в 1847 г. был перемещен в церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гжели.

    Интересно, что через несколько месяцев после его назначения, 14 июня 1847 г. митрополитом Московским и Коломенским Филаретом диакон Успенской церкви Гжели Александр Державин был переведен во диакона к церкви Рождества Иоанна Предтечи села Новорождествена Бронницкого уезда.

    А еще через полгода 31 января 1847 г. бывший диакон Симеон Иванов снова был разрешен в священнослужении.

    Вот так закончилась история непростых взаимоотношений строгих священников и веселого диакона, который опять был разрешен. История не донесла до нас, воспользовался ли он разрешением и продолжил ли службу в родном храме. Но доподлинно известно, что к 1850 г. он уже скончался.

    В ревизской сказке сентября 1850 г., помимо прочего, читаем, «...при двухкомплектной Успенской церкви в с. Гжели, Бронницкого уезда, служат священноцерковнослужители:

    Священник Иоанн Васильев Смирнов, 52 лет, вдов.

    Священник Василий Стефанов Постников, 40 лет, у того жена Евдокия Матфиева, 33 лет.

    Диакон Прокопий Иоаннов Покровский, 25 лет.

    Дьячок Максим Андреев Спасский, 47 лет.

    Дьячок Павел Леонтьев Ласкин, 38 лет.

    Пономарь Александр Иванов Птицын, 56 лет.

    Пономарь Валериан Андреев Боголепов, 37 лет.

    Просвирня Матрена Карпова, жена-вдова умершего диакона Симеона Иоаннова Смирнова, находившегося в причетнической должности в Покровской церкви с. Карпова Богородского уезда…»

    Сегодня я представляю новых авторов на блоге – Татьяну и Михаила Губановых . Нужно сказать, что их рассказ о родословной Гжелевых, а в следующей статье - Кабановых, относит нас к северо-восточной части Бронницкого уезда – так близко к Москве мы еще не забирались. Да и вообще не исследовали селения Бронницкого уезда, разве что Губино Ашитковской волости мелькало в наших с Наташей Сушининой поисках, а в нем Васякины и Ивановы. Передаю слово Михаилу с Татьяной.

    Михаил и Татьяна Губановы

    Семейство Гжелевых происходит из старообрядцев села Мячково Бронницкого уезда Московской губернии. Старообрядческое население этой местности относится к Русской православной старообрядческой церкви, известной также как «Белокриницкое согласие». Центром этой ветви старообрядчества являются храмы Рогожского кладбища в Москве. После манифеста 7 октября 1905 г. в приходской деревне Тураево возле села Мячково, большинство населения которой было старообрядческим, была зарегистрирована старообрядческая община и выстроен храм Рождества Богородицы. Тураевская старообрядческая община и кладбище существуют в настоящее время.
    Полное восстановление генеалогии старообрядцев затруднено из-за отсутствия многих необходимых для этого документов. В частности, до законной регистрации старообрядческих общин они не вели метрических книг, и таким образом составление родословной происходит по косвенным документам, которые не всегда полны.
    В данном случае удалось проследить историю двух семей, Гжелевых и Кабановых, потомки которых поженились уже в 60-70-е годы XIX века. Для удобства понимания история каждой ветви будет изложена последовательно: вначале мужская – Гжелевы, затем женская – Кабановы.
    Родословная Гжелевых пересекается с несколькими интересными фамилиями.
    Кабановы занимались обработкой камня, изготовляли надгробные плиты, делали барельефы для зданий, точили блоки для фундаментов, имели магазин в центре Москвы.В работе использовался только Мячковский известняк добываемый Пантюшинами.
    Ковалевы в Раменском районе имели пастбища, выращивали скот, имели скотобойню а позже колбасное производство. Имели свой мясной магазин на улице Соколиной горы, поставляли свой товар в магазин Филипповых (на Театральной площади) и магазины Елисеевых
    Это то, что рассказывала нам бабушка. Других сведений по этим фамилиям у нас пока нет.

    В силу преследований государства люди часто скрывали свое старообрядчество и формально значились православными, часто по нескольку лет не посещая церковь. Именно так поступали представители семьи Гжелевых в течение почти всего XVIII века, в исповедных ведомостях церкви Богородице-Рождественской села Мячково Бронницкого уезда Московской губернии числящиеся православными.

    Старообрядческий Храм Рождества Пресвятой Богородици в деревне Тураево, здесь крестились Гжелевы, Кабановы, Ковалевы, Филипповы, Соленовы

    Документы, на основании которых строилась родословная Гжелевых

    В фонде Московской духовной консистории, в исповедной ведомости церкви Богородице-Рождественской села Верхнее Мячково за 1748 год (Ф. 203. Оп. 747. Д. 147. Л. 958 об.) значатся крестьяне села Верхнего Мячкова:
    Гаврила Игнатов 45
    Жена его Ульяния Савостианова 43

    Дети их:
    Афонасей 25
    Василей 21

    Девица Анисия 17
    Ирина 5.
    (Были).
    Афонасьева жена, Ирина Никитина 25.
    (Была.)

    В исповедной ведомости той же церкви за 1752 г. (Ф. 203. Оп. 747. Д. 189. Л. 888 об.)
    значатся:
    Гаврила Игнатов 48
    Жена его Ульяна Савостиянова 47
    (Не причащались по совету духовника.)
    Дети их:
    Афонасей 29
    Василей 25
    (Не были на исповеди и у причастия.)
    Ирина 19
    Анисия 21
    Афонасьева жена Ирина Никитина 29
    (Были.)

    В исповедной ведомости той же церкви за 1766 г. (Ф. 203. Оп. 747. Д. 352. Л. 1130.):
    Вдова Ульяна Савостиянова 59
    У нее сына Афонасей Гаврилов 47
    На исповеди и у причастия были.
    Жена его Ирина Никитина 45. В 765 и 766 – не была.
    Дети их:
    Иван 13
    Петр 6
    Михайла 5
    Анна (возраста нет)

    В исповедной ведомости той же церкви за 1771 г. (Ф. 203. Оп. 747. Д. 414. Л. 845.):
    Афонасей Гаврилов 58
    Жена его Ирина Никитина 57
    Дети их:
    Иван 20
    Петр 14
    Михайла 10
    Анна 17
    Брат двоюродной Василий Иванов 45
    Жена его Матрона 40
    Дети их:
    Степан 25
    Михайла 12
    Акилина 14
    Все – были на исповеди и у причастия.

    В исповедной ведомости той же церкви за 1780 год (Ф. 203. Оп. 747. Д. 510. Л.417.):
    Афонасей Гаврилов 68

    Дети его:
    Иван Афонасьев 31
    Жена его Васса Петрова 27
    На исповеди и у причастия
    не были за нерачением.
    Дети их:
    Мавра 6
    Домна 5
    Петр Афонасьев 24
    Жена его Ксения Анисимова 21
    (Не были за нерачением).
    Вдова Васса Григорьева 53
    Дочь ея Анна Васильева 10
    (Были).

    В той же ведомости, в разделе «Записные раскольники» (Там же. Л. 426.):
    Федор Анисимов 48
    Брат его Василий Анисимов 40
    Жена его Праскева Алексеева 37
    Дети их:
    Акилина 10
    Родион 9
    Яков 4
    Сергий 3
    Тетка их Ирина Никитина 53
    Сын ея Михайла Афонасьев 19

    Таким образом, два человека из семейства, жена Афанасия Гаврилова и один из их сыновей, Михаил, записались старообрядцами (вместе с родственниками неясной нам точно степени родства), а остальная семья продолжает официально считаться православной.

    В исповедной ведомости той же церкви за 1789 год (Ф. 203. Оп. 747. Д. 593. Л. 282.):
    Афонасей Гаврилов 76
    На исповеди и у причастия был.
    Дети его:
    Иван 39
    Петр 33
    Иванова жена Васса Петрова 32
    Не причащались по совету духовника.
    Дети их:
    Мавра 14
    Домна 12
    Екатерина 11
    (Были.)
    Егор 4
    Анна 2
    Лев 1
    Петрова жена (нрзб) Никитина 29
    Сын их Игнатий 9
    (Были.)

    В исповедной ведомости той же церкви за 1799 год (Ф. 203. Оп. 747. Д. 732. Л. 292 об.)

    Михайла Афанасьев 36
    Жена его Фекла Мартинова 33
    Дети их:
    Василий 8
    Василий же 6
    Иван 2

    В исповедной ведомости той же церкви за 1807 год (Ф. 203. Оп. 747. Д. 809. Л. 771.)
    села Верхнего Мячкова записные раскольники:
    Михайла Афанасьев 44
    Жена его Фекла Мартинова 41
    Дети их:
    Василий 16
    Василий же 14
    Иван 10

    В фонде Московской казенной палаты в деле «Ревизские сказки удельных крестьян Бронницкого уезда по шестой ревизии», в ревизской сказке о крестьянах села Верхнего Мячкова за 1811 год (Ф. 51. Оп. 8. Д. 1. Лл. 405 об. – 406.) под номером 56 крестьяне:
    Афанасий Гаврилов, по последней ревизии 68 лет, умер 1804
    У него дети:
    Иван 42, умер 1804
    Петр 37, ныне 53
    Михайло 34, ныне 50
    У Ивана дети:
    Егор 11, ныне 27
    Лев 8, отдан в ратники в 1807
    Понкрат 2, ныне 18
    У Егора сын Андрей, вновь рожденный ныне 4
    Далее под номером 57 значатся:
    Михайло Афонасьев, выше сказан
    У него дети:
    Василий Большой 3, ныне 19
    Василий Меньшой 2, ныне 18
    Иван, вновь рожденный 11
    Леонтий, вновь рожденный 4
    Под номером 58 значатся:
    Петр Афанасьев, выше сказан
    У него дети:
    Ипат, 13, ныне 29
    Кузьма, вновь рожденный ныне 13
    У Ипата дети:
    Сергей, вновь рожденный ныне 10
    Степан, вновь рожденный 6

    В исповедной ведомости той же церкви за 1815 год (Ф. 203. Оп. 747. Д. 887. Л. 74 об.)
    села Верхнего Мячкова записные раскольники:
    Василий Михайлов 24
    Жена, Пелагея Михайлова 25
    Дочь Ксения 4
    Брат его Василий 23
    Жена Анна Кузьмина 20
    Иван 14
    И сестра его Татьяна 17
    Мать их вдова Фекла Мартынова 45

    В фонде Московской казенной палаты в деле «Ревизские сказки удельных крестьян Бронницкого уезда по седьмой ревизии», в ревизской сказке о крестьянах села Верхнего Мячкова за 1816 год (Ф. 51. Оп. 8. Д. 68 а. Лл. 124 об. – 125.) под номером 18 крестьяне:
    Михайла Афанасьев, по последней ревизии 50, умер 1813
    Михайлы Афанасьева сын Василий 19, ныне 23
    Василья сын Сысой, новорожденный 3 месяца
    Михайлы Афанасьева другие сыновья:
    Василий 18, ныне 22
    Иван 11, ныне 15
    Леонтий 4, ныне 8
    Михайлы Афанасьева жена Фекла Мартьянова 43
    Его же дочь Татьяна 10
    Василья Михайлова жена Пелагея Михайлова 24
    Его же дочь Аксинья 3
    Василья Михайлова жена Анна Кузьмина 18

    В исповедной ведомости той же церкви за 1835 год (Ф. 203. Оп. 747. Д. 1260. Лл. 315 об. – 316.) села Верхнего Мячкова записные раскольники:
    Василий Михайлов 43
    Жена Пелагия Михайлова 43
    Дети:
    Сысой 18
    Степан 17
    Евдокия 4
    Брат его Василий 42
    Жена, Анна Козмина 40
    Дети:
    Герасим 15
    Василий 7
    Иван 4
    Брат их Иван 39
    Жена, Евдокия Евстифеева 33
    Дети:
    Иван 13
    Пелагия 9
    Брат их Леонтий 39
    Жена Ксения Леонтиева 37
    Мать их вдова Фекла Мартинова 63

    В исповедной ведомости той же церкви за 1845 год (Ф. 203. Оп. 747. Д. 1482. Л. 251.)
    села Верхнего Мячкова записные раскольники:
    Василий Михайлов 53
    Пелагия Михайлова 53
    Дети:
    Сысой 28
    Степан 23
    Авдотья 24
    Сысоя жена Александра Иванова 28
    Дети:
    Федор 8
    Ирина 6
    Степана жена Пелагия Евстафеева 20

    В фонде Московской казенной палаты в деле «Ревизские сказки удельных крестьян Бронницкого уезда по девятой ревизии», в ревизской сказке о крестьянах села Верхнего Мячкова от 30 сентября 1850 года (Ф. 51. Оп. 8 . Д. 404. Лл. 44 об. – 45.) под номером 120 значатся крестьяне:
    Василий Михайлов Гжелев 41, ныне 57
    Сын его Сысой 18 лет и 3 месяца, 34 и 3 месяца
    Сысоевы сыновья:
    Федор, новорожденный ныне 12
    Григорий, новорожденный ныне 4
    Василья Михайлова другой сын Степан 13, ныне 29
    Василья Михайлова жена Пелагея Михайлова 51
    Василья Михайлова дочь Авдотья 27
    Сысоя Васильева жена Александра Иванова 32
    Сысоя Васильева дочь Арина 10
    Степана Васильева жена Пелагея Евтихиева 28
    Степана Васильева дочь Авдотья полгода

    В исповедной ведомости той же церкви за 1855 год (Ф. 203. Оп. 747. Д. 1697. Л. 156.)
    села Верхнего Мячкова записные раскольники:
    Василий Михайловвдов 63
    Дети:
    Сысой 38
    Стефан 35
    Сысоя жена Александра Иванова 38
    Дети:
    Феодор 18
    Ирина 16
    Григорий 10
    Стефана жена Пелагия Евстафиева 32
    Дети:
    Евдокия 7
    Андрей 3

    В фонде Московской казенной палаты в деле «Ревизские сказки удельных крестьян Бронницкого уезда по десятой ревизии», в ревизской сказке о крестьянах села Верхнего Мячкова от 12 апреля 1858 года (Ф. 51. Оп. 8. Д. 661. Лл. 64 об. – 65.) крестьяне:
    Василий Михайлов Гжелев 57, ныне 64
    Его первый сын Сысой 34 и 3 месяца, 41 и 3 месяца
    Сысоевы сыновья:
    Федор 12, ныне 19
    Григорий 4, ныне 11
    Василья Михайлова второй сын Степан 29, ныне 36
    Степанов сын Андрей новорожденный, ныне 4
    Сысоя Васильева жена Александра Иванова 39
    Его дочь Арина 17
    Степана Васильева жена Пелагея Астафеева 35
    Его дочери:
    Авдотья 7,5
    Аграфена 1

    В исповедной ведомости той же церкви за 1865 год (Ф. 203. Оп. 747. Д. 1899. Л. 994.)
    села Верхнего Мячкова записные раскольники:
    Сысой Васильев 48
    Жена Александра Иванова 48
    Дети:
    Феодор 28
    Григорий 20
    Феодора жена Марфа Федорова 28
    Брат его Степан 45
    Жена Пелагия Евстафиева 42
    Дети:
    Евдокия 17
    Андрей 13
    Андрей Данилов 92
    Жена Агафья Сидорова 91

    Родственные связи последних двух лиц с семьей Сысоя Гжелева установить невозможно.
    В связи с отсутствием старообрядческих метрических книг и очень плохой сохранностью земской статистики по селу Верхнее Мячково, дальнейшая реконструкция родословной семьи Гжелевых восстанавливается предположительно, но с достаточно высокой долей вероятности.
    Сохранившаяся земская статистика относится к 1890-м – 1910-м годам. К этому времени Григорий Сысоевич Гжелев успел не только жениться, но и умереть, и в документах фигурирует его вдова и дети.
    В фонде Московской губернской земской управы, в деле «Ведомости обязательного страхования по селениям Мячковской волости Бронницкого уезда» за 1891-1896 гг. (Ф. 184. Оп.12. Д. 721. Л. 123 об.) в селе Верхнее Мячково значится дом Надежды Петровой Гжелевой. Изба 8 на 7 саженей, горенка 4 на 7, двор 21 на 15, деревянные, крыты соломой. Лавка, 5 на 5. Деревянная, крыта железом. Сарай, 15 на 7, деревянный, крыт соломой. Сарай, 20 на 7, каменный, крыт соломой.
    Кроме нее, в селе Верхнее Мячково есть и другие домовладельцы из этой семьи: Аксинья Иванова Гжелева, Иван Лукин Гжелев, Иван Васильев Гжелев, Андрей Степанов Гжелев.

    В деле «Ведомости о количестве и смертности скота по селениям Мячковской волости Бронницкого уезда» за 1912 г. значится Иван Григорьев Гжелев (скота нет) и Григорий Григорьев Гжелев (корова одна, нетелей 2). (Ф. 184. Оп. 10. Д. 922. Лл. 25 – 25 об.)
    В деле «Ведомости о количестве и смертности скота по селениям Мячковской волости Бронницкого уезда» за 1913 г. значится Надежда Петровна Гжелева (скота нет) и Григорий Григорьев Гжелев (одна корова). (Ф. 184. Оп. 10. Д. 942. Лл. 24 – 24 об.)
    В фонде «Церкви Бронницкого уезда Московской губернии» в метрических книгах церкви Богородице-Рождественской старообрядческой общины деревни Тураево, которые сохранились довольно отрывочно, имеются некоторые сведения о семье Гжелевых.
    За 1908 г. – актовая запись от 4 сентября 1908 г. о смерти села Верхнего Мячкова крестьянина Григория Григорьева и Федосьи Федоровой Гжелевых сына Михаила, 1 года, от простого детского поноса, отец проживает в городе Серпухове, мать на родине, заявила мать, погребен при храме Рождества Богородицы в деревне Тураево. (Ф. 1607. Оп. 1. Д. 98. Лл. 134 об. – 135.)
    За 1911 г. от 25 января 1911 г. о браке Ивана Григорьева Гжелева, 33 лет, вторым браком, с крестьянкой деревни Пехорка Бронницкого уезда Елизаветой Ефимовой Савеловой, 19 лет, первым браком. Поручители по женихе: Степан Григорьев Гжелев. (Там же. Лл. 290 об. – 291.)
    Таким образом, у Григория Сысоевича Гжелева и его жены Надежды Петровны было по крайней мере три выживших сына – Григорий, Иван и Степан, причем Григорий вступает в брак не позже 1906 г.
    В том же фонде, в книге регистрации смертей отдела ЗАГС за 1919 год имеется актовая запись № 93 от 4 сентября 1919 года о смерти 1 сентября 1919 года Надежды Петровны Гжелевой, 80 лет, вдовы, гражданки села Верхнего Мячкова, от старости. Погребена на кладбище при селе Верхнем Мячкове. Сообщил о смерти 4 сентября 1919 г. сын покойной, гражданин села Верхнего Мячкова, Иван Григорьев Гжелев. Подпись Ивана Гжелева. (Ф. 1607. Оп. 1. Д. 273. Л. 69 об.)
    По имеющимся документам удалось проследить, также предположительно, но с высокой долей вероятности, родословную Надежды Петровны Гжелевой, по всей видимости, урожденной Кабановой.

    Поколенная роспись Гжелевых

    Поколение 1
    1. Гаврила Игнатов (1703 – [между 1752 и 1766 гг.])
    Родился: 1703 г. Дата смерти неизвестна (между 1752 и
    1766 гг.). Место рождения неизвестно (предположительно – село Верхнее Мячково Московского (впоследствии – Бронницкого) уезда Московской губернии).
    Жена: Ульяния Савостианова (1705 – [между 1766 и 1771 гг.])
    Сын: Афанасий Гаврилов (1723 – 1804)
    Сын: Василий Гаврилов (1727 – ?)
    Дочь: Анисия Гаврилова (1731 - ?)
    Дочь: Ирина Гаврилова (1733 - ?)

    Поколение 2
    2-1. Афанасий Гаврилов (1723 – 1804)
    Родился: 1723 г. Умер: 1804 г. Продолжительность жизни:
    81 год. Место рождения и смерти неизвестно
    (предположительно – село Верхнее Мячково Бронницкого уезда Московской губернии).


    Жена: Ирина Никитина (1714 – – [между 1780 и 1799])
    Сын: Иван Афанасьев (1751 - 1804)
    Дочь: Анна Афанасьева (1754 - ?)
    Сын: Петр Афанасьев (1757 - ?)
    Сын: Михаил Афанасьев (1761 – 1813)
    3-1. Василий Гаврилов (1727 – ?)
    Родился: 1727 г. Дата смерти неизвестна. Место рождения неизвестно (предположительно – село Верхнее Мячково Бронницкого уезда Московской губернии).
    Отец: Гаврила Игнатов (1703 – [между 1752 и 1766 гг.])
    Мать: Ульяния Савостианова (1705 – [между 1766 и 1771 гг.])
    Жена: Васса Григорьева (1727 - ?)
    Дочь: Анна Васильева (1770 - ?)
    4-1. Анисия Гаврилова (1731 - ?)
    Родилась: 1731 г. Дата смерти неизвестна. Место рождения неизвестно (предположительно – село Верхнее Мячково
    Бронницкого уезда Московской губернии).
    Отец: Гаврила Игнатов (1703 – [между 1752 и 1766 гг.])
    Мать: Ульяния Савостианова (1705 – [между 1766 и 1771 гг.])
    5-1. Ирина Гаврилова (1733 - ?)
    Родилась: 1733 г. Дата смерти неизвестна. Место рождения неизвестно (предположительно – село Верхнее Мячково Бронницкого уезда Московской губернии).
    Отец: Гаврила Игнатов (1703 – [между 1752 и 1766 гг.])
    Мать: Ульяния Савостианова (1705 – [между 1766 и 1771 гг.])

    Поколение 3
    6-2. Иван Афанасьев (1751 - 1804)
    Родился в 1751 году. Умер: 1804 г. Продолжительность жизни: 53 года. Место рождения и смерти неизвестно (предположительно – село Верхнее Мячково Бронницкого уезда Московской губернии).


    Жена: Васса Петрова (1757 - ?)
    Дочь: Мавра Иванова (1775 - ?)
    Дочь: Домна Иванова(1777 - ?)
    Дочь: Екатерина Иванова (1778 - ?)
    Сын: Егор Иванов (1785 - ?)
    Дочь: Анна Иванова (1787 - ?)
    Сын: Лев Иванов (1788 - ?)
    Сын: Панкратий Иванов (1792 - ?)
    7-2. Анна Афанасьева (1754 - ?)
    Родилась в 1754 г. Дата смерти неизвестна. Место рождения неизвестно (предположительно – село Верхнее Мячково Бронницкого уезда Московской губернии).
    Отец: Афанасий Гаврилов (1723 – 1804)
    Мать: Ирина Никитина (1714 – – [между 1780 и 1799])
    8-2. Петр Афанасьев (1757 - ?)
    Родился в 1757 г. Дата смерти неизвестна. Место рождения неизвестно (предположительно – село Верхнее Мячково Бронницкого уезда Московской губернии).
    Отец: Афанасий Гаврилов (1723 – 1804)
    Мать: Ирина Никитина (1714 – – [между 1780 и 1799])
    Жена: NN Никитина (1760 - ?)
    Сын: Игнатий (Ипат) Петров (1780 - ?)
    Сын: Кузьма Петров (1798 - ?)
    9-2. Михаил Афанасьев (1761 – 1813)
    Родился в 1761 г. Умер: 1813 г. Продолжительность жизни: 52 года. Место рождения и смерти неизвестно (предположительно – село Верхнее Мячково Бронницкого уезда Московской губернии).
    Отец: Афанасий Гаврилов (1723 – 1804)
    Мать: Ирина Никитина (1714 – – [между 1780 и 1799])
    Жена: Фекла Мартинова (1766 – [между 1835 и 1845])
    Сын: Василий Михайлов («Большой») (1792 – [между 1858
    и 1865])
    Сын: Василий Михайлов («Меньшой») (1793 - 1837)
    Сын: Иван Михайлов (1800 - ?)
    Дочь: Татьяна Михайлова (1806 - ?)
    Сын: Леонтий Михайлов (1807 - ?)

    Поколение 4
    10-9. Василий Михайлов («Большой») Гжелев (1792 – [между 1858 и 1865]). Родился: 1792 г. Дата смерти неизвестна. Место рождения неизвестно (предположительно – село Верхнее Мячково Бронницкого уезда Московской губернии).


    Жена: Пелагия Михайлова (1792 – [между 1850 и 1855])
    Дочь: Ксения Васильева (1813 - ?)
    Сын: Сысой Васильев (1816 – после 1865)
    Сын: Степан Васильев (1818 - ?)
    Дочь: Евдокия Васильева (1831 - ?)
    11-9. Василий Михайлов («Меньшой») Гжелев (1793 - 1837)
    Родился: 1793 г. Умер: 1837 г. Продолжительность жизни: 44 года. Место рождения смерти неизвестно (предположительно – село Верхнее Мячково Бронницкого уезда Московской губернии).
    Отец: Михаил Афанасьев (1761 – 1813)
    Мать: Фекла Мартинова (1766 – [между 1835 и 1845])
    Жена: Анна Козмина (1795 - ?)
    Сын: Герасим Васильев (1820 - ?)
    Сын: Василий Васильев (1828 - ?)
    Сын: Иван Васильев (1831 - ?)
    12-9. Иван Михайлов Гжелев (1800 - ?)
    Родился: 1800 г. Дата смерти неизвестна. Место рождения неизвестно (предположительно – село Верхнее Мячково Бронницкого уезда Московской губернии).
    Отец: Михаил Афанасьев (1761 – 1813)
    Мать: Фекла Мартинова (1766 – [между 1835 и 1845])
    Жена: Евдокия Евстафиева (1802 - ?)
    Сын: Иван Иванов (1822 - ?)
    Дочь Пелагия Иванова (1826 - ?)
    13-9. Татьяна Михайлова Гжелева (1806 - ?). Родилась: 1806 г. Дата смерти неизвестна. Место рождения неизвестно (предположительно – село Верхнее Мячково Бронницкого уезда Московской губернии).
    Отец: Михаил Афанасьев (1761 – 1813)
    Мать: Фекла Мартинова (1766 – [между 1835 и 1845])
    14-9. Леонтий Михайлов Гжелев (1807 - ?). Родился: 1807 г. Дата смерти неизвестна. Место рождения неизвестно (предположительно – село Верхнее Мячково Бронницкого уезда Московской губернии).
    Отец: Михаил Афанасьев (1761 – 1813)
    Мать: Фекла Мартинова (1766 – [между 1835 и 1845])

    Поколение 5
    15-10. Ксения Васильева Гжелев (1813 - ?). Родилась: 1813 г. Дата смерти неизвестна. Место рождения неизвестно (предположительно – село Верхнее Мячково Бронницкого уезда Московской губернии).


    16-10. Сысой Васильев Гжелев (1816 – после 1865)
    Родился: 1816 г. Дата смерти неизвестна (после 1865 г.). Место рождения неизвестно (предположительно – село Верхнее Мячково Бронницкого уезда Московской губернии).
    Отец: Василий Михайлов («Большой») (1792 – [между 1858 и 1865])
    Мать: Пелагия Михайлова (1792 – [между 1850 и 1855])
    Жена: Александра Иванова (1817 - ?)
    Сын: Федор Сысоев (1837 - ?)
    Дочь: Ирина Сысоева (1839 - ?)
    Сын: Григорий Сысоев (1845 - ?)
    17-10. Степан Васильев Гжелев (1818 - ?). Родился: 1818 г. Дата смерти неизвестна. Место рождения неизвестно (предположительно – село Верхнее Мячково Бронницкого уезда Московской губернии).
    Отец: Василий Михайлов («Большой») (1792 – [между 1858 и 1865])
    Мать: Пелагия Михайлова (1792 – [между 1850 и 1855])
    Жена: Пелагия Евстафиева (1823 - ?)
    Дочь: Евдокия Степанова (1848 - ?)
    Сын: Андрей Степанов (1852 - ?)
    Дочь: Аграфена Степанова (1857 – [до 1865])
    18-10. Евдокия Васильева Гжелева (1831 - ?). Родилась: 1831 г. Дата смерти неизвестна. Место рождения неизвестно (предположительно – село Верхнее Мячково Бронницкого уезда Московской губернии).
    Отец: Василий Михайлов («Большой») (1792 – [между 1858 и 1865])
    Мать: Пелагия Михайлова (1792 – [между 1850 и 1855])

    Поколение 6
    19-16. Федор Сысоев Гжелев (1837 - ?). Родился: 1837 г. Дата смерти неизвестна. Место рождения неизвестно (предположительно – село Верхнее Мячково Бронницкого уезда Московской губернии).


    20-16. Ирина Сысоева Гжелева (1839 - ?). Родилась: 1839 г. Дата смерти неизвестна. Место рождения неизвестно (предположительно – село Верхнее Мячково Бронницкого уезда Московской губернии).
    Отец: Сысой Васильев (1816 – после 1865)
    Мать: Александра Иванова (1817 - ?)
    21-16. Григорий Сысоев Гжелев (1845 - ?)
    Родился: 1845 г. Дата смерти неизвестна. Место рождения неизвестно (предположительно – село Верхнее Мячково Бронницкого уезда Московской губернии).
    Отец: Сысой Васильев (1816 – после 1865)
    Мать: Александра Иванова (1817 - ?)
    Жена: Надежда Петрова (Кабанова) (1846 – 01.09.1919)
    Сын: Григорий Григорьев (даты жизни неизвестны)
    Сын: Иван Григорьев (1878 - ?)
    Сын: Степан Григорьев (даты жизни неизвестны)

    Поколение 7
    22-21. Григорий Григорьев Гжелев (даты жизни неизвестны). Даты рождения и смерти неизвестны. Место рождения неизвестно (предположительно – село Верхнее Мячково Бронницкого уезда Московской губернии).


    Жена: Федосья Федорова (даты жизни неизвестны)
    Сын: Михаил Григорьев (1907 – 04.09.1908)
    Сын: Сергей Григорьев (22.09 1901г.-21.06 1988 г.)
    23-21. Иван Григорьев Гжелев (1878 - ?). Родился: 1878 г. Дата смерти неизвестна. Место рождения неизвестно (предположительно – село Верхнее Мячково Бронницкого уезда Московской губернии).
    Отец: Григорий Сысоев Гжелев (1845 - ?)
    Мать: Надежда Петрова (Кабанова) (1846 – 01.09.1919)
    Жена (первая): ?
    Жена (вторая): Елизавета Ефимова (Савелова) (1892 - ?)
    24-21. Степан Григорьев Гжелев (даты жизни неизвестны). Даты рождения и смерти неизвестны. Место рождения неизвестно (предположительно – село Верхнее Мячково Бронницкого уезда Московской губернии).
    Отец: Григорий Сысоев Гжелев (1845 - ?)
    Мать: Надежда Петрова (Кабанова) (1846 – 01.09.1919)

    Гжелев Сергей Георгиевич

    Гжелева (Пантюшина) Мария Васильевна

    Дом в Москве, Никольская, 21, где размещалась аптека Феррейна. Аптека Феррейна (в советское и постсоветское время - аптека №1, прекратила свое существование в 2000-е годы. Настоящее фото 1900-х годов.

    Вид на Никольскую со стороны площади. Сегодня этой точки, по-моему, здание аптеки уже не увидеть (закрывает «Наутилус»). А вот со смотровой площадки Центрального детского магазина прекрасно видна задняя часть здания (с башенками). Фото, как мне кажется, примерно 1940 – 1950-ых годов.

    Интерьер аптеки на Никольской, первый слева- Гжелев Григорий Григорьевич.

    Склянка из аптеки Карла Феррейна, здесь главным бухгалтером работал Григорий Григорьевич Гжелев, с его помощь было налажен выдув стекла на Никольской улице. Кварцевый песок поставлялся с песчаных карьеров Пантюшиных

    Вы можете помочь восстановить Храм Покрова Пресвятой Богородицы
    Погост Юрьевец (Юрьевиц) Коломенского уезда находился в Федосьинской волости, к югу от Богдановки, на правом берегу реки Осёнки, около леса. Упоминается в писцовых книгах за 1577-78 гг.: «Погост на рчк. на Осенке, а в нем церк. Покров Пречистые Богородицы, на Юрьевце, древеня, клецки, стоит без пенья...». В середине XIX в. здесь насчитывалось 147 дворов, душ мужского пола - 586, женского пола - 698. Церковь Покрова Пречистой Богородицы построена в 1855 г. с двумя престолами: в честь Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Николая. С 1872 по 1879 гг. в числе церковного причта упоминаются священник Иоанн Друганов, пономарь Василий Константинович Померанцев, псаломщик Николай Успенский. В 1883 г. священник Иоанн Друганов скончался, и на место настоятеля был переведён священник Кирилл Соколов из с.Семёновское Броницкого уезда. 11 февраля 1890 г. умер священник Кирилл Соколов, и на место почившего настоятеля был определён воспитанник Московской семинарии Алексей Голубев, псаломщиком оставался Сергий Воронцов. В 1895 г. в Покровской церкви погоста Юрьевец был избран и утверждён старостой на 3-е трёхлетие крестьянин Гавриил Мартынов. В 1895 г. священник Алексей Горский из Покровской церкви погоста Юрьевец перемещён на священническое место в с. Дыдылново Подольского уезда. В 1895 г. в Покровском храме служил священник Василий Крюков. Псаломщиками в 1897 г. были Андрей Невский и Сергий Воронцов. 5 мая 1898 г. настоятель Покровского храма священник Сергий Парусников был утверждён в должности законоучителя начального народного училища в д.Субботово. В Покровской церкви погоста Юрьевец в 1898 г. на трёхлетие был избран старостой коломенский мещанин Александр Григорьев Кунавин, а в 1902 г. - крестьянин Николай Максимов Леонтьев. За усердные труды в 1903 г. настоятель Покровской церкви был удостоен церковной награды - права ношения набедренника. 6 ноября 1909 г. настоятелем церкви погоста Юрьевец стал учитель Воронинской церковно-приходской школы Клинского уезда Александр Базилевский. 7 февраля 1910 г. на вакансию псаломщика церкви погоста Юрьевец был переведён псаломщик с.Сляднево Рузского уезда Александр Соколов. 6 февраля 1910 г. на вакансию псаломщика церкви с.Голобково Клинского уезда был назначен псаломщик погоста Юрьевец Сергей Воронцов. 28 апреля 1911 г. на вакансию псаломщика церкви с.Михалево Бронницкого уезда назначен псаломщик погоста Юрьевец Александр Соколов. 28 апреля 1911 г. на должность псаломщика церкви погоста Юрьевец назначен крестьянин с.Залинейное Константиноградского уезда Полтавской губернии Антоний Пашков. 13 января 1913 г. псаломщики погоста Юрьевец Алексей Ласкин и с.Марьинское Иван Королёв назначены один на место другого. 26 января 1916 г. на вакансию священника при Богородицерождественской, у речки Рудни, церкви Богородского уезда был назначен священник Покровской церкви погоста Юрьевец Василий Надеждин. 2 сентября 1916 г. на вакансию псаломщика при Успенской церкви с.Гжель Бронницкого уезда перемещён псаломщик Покровской церкви погоста Юрьевец Димитрий Истомин. 13 декабря 1916 г. на вакансию псаломщика при Покровской церкви погоста Юрьевец определён псаломщик Воскресенской церкви с.Новое Коломенского уезда Николай Горанский. В 1924 г. на погосте числилось 3 двора и 10 жителей. Постановление Мособлисполкома от 16 июня 1935 г. определяло, что «церковь Юрьевского погоста Коломенского района подлежит ликвидации». Но в связи с обжалованием верующими этого решения храм просуществовал ещё некоторое время. Жительница д. Богдановка Н. Киселёва рассказала, что когда было решено взорвать церковь, председатель колхоза предложил разобрать её на кирпич для колхозных нужд. Были сделаны подкопы под фундамент, и, не выдержав нагрузку, сначала треснули своды, а затем рухнула вся кладка. По воспоминаниям В.И. Шотина, будучи ребёнком, он однажды возвращался из школы и увидел, что от церкви, которая стояла ещё утром, осталась груда камней и кирпича. В настоящее время на месте погоста Юрьевец расположено действующее кладбище. Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы полностью разрушена, о ней напоминают многочисленные осколки кирпича и белого камня. Перво

    Похожие статьи