Конспект занятия "Перелётные птицы" в младшей группе. Календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему: Тема недели: Перелетные птицы

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим по теме:

« Весна. Перелётные птицы». (1 младшая группа)

Цели: - развивать способность слушать и понимать рассказ взрослого о весне;

Сосредотачиваться при рассматривании картины;

Отвечать на вопросы по содержанию картины;

Слушать, не отвлекаясь, небольшое стихотворение;

Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: скворце, граче, ласточке; о частях тела птиц;

Обогащать словарный запас детей;

Воспитывать у детей доброжелательное отношение к птицам.

Материал: сюжетные картины о весне, птицах (скворцах, грачах, ласточках), предметные картинки птиц; маска-шапочка «кошка».

Ход занятия.

Дети сидят на стульчиках.

Ребята, скажите мне, какое сейчас время года?

Посмотрите на картинку. Кто мне скажет, что изображено на ней?

(Солнце светит ярче, греет теплее, снег тает, бегут ручьи; появляются первые цветы – подснежники; прилетают птицы).

Весной к нам прилетают птицы из теплых стран. Их называют перелётные, потому, что весной они прилетают к нам, а осенью они опять улетают в тёплые края.

Сегодня мы с вами познакомимся с такими перелётными птицами как – скворец, грач, ласточка.

Скворец.

Скворец за морем жил зимой,

Теперь вернулся он домой.

И рано утром в тишине

Запел о солнце и весне.

Скворцы прилетают весной стаями. У скворца черное оперение с металлическим блеском. Хвост у него короткий. Клюв острый. Ножки у скворца тонкие.

Скворец поменьше, чем ворона,

Зато побольше воробья –

Он из скворечни, как с балкона

Поёт не хуже соловья.

Скворцы устраивают свои гнезда в скворечниках. А кто же делает скворечники для птиц? Люди заботятся о скворцах и делают для них домики. Давайте, покажем как.

Пальчиковая игра « Скворечник».

Тук – тук, молотком

Мы построим птичкам дом.

(кулачками стучать друг о друга попеременно, изображая молоток)

Тук – тук, молотком

Поселяйтесь, птички, в нем.

(поднять руки над головой, изображая крышу)

Молодцы! Построили домики для птичек.

В скворечниках у скворцов появляются птенцы. Они заботятся о своих птенцах, кормят их.

Посмотрите на эту картинку. Что изображено на ней?

(папа-скворец принес птенцам червяка)

У папы-скворца – четыре птенца,

Два птенчика смирных плюс два сорванца.

Папа-скворец не ест и не пьёт,

Найдет червячка – и деткам несёт.

(Е. Маленкина)

Так скворцы заботятся о птенцах, кормят их. За лето птенцы вырастут, научатся летать и осенью, вместе с папой и мамой, улетят в тёплые края. А весной опять прилетят к нам.

Грач.

Черный грач – чернее ночи,

Утомился, как рабочий:

Он за плугом днём ходил,

Клювом червяков ловил.

(Г. Кодиненко)

Грачи прилетают ранней весной стаями. Ростом они с ворону, оперение у них черное. Грачи питаются червями и личинками насекомых, которых они находят, копаясь в земле своим крепким клювом. Грачи устраивают свои гнёзда на деревьях. Они строят их из мелких веточек.

Посмотрите на эту картинку. Кто мне скажет, что изображено на этой картине?

(весна, ручей, птицы на проталине, мальчик и девочка смотрят на птиц…)

Эти птицы – грачи. Послушайте стихотворение.

Грач.

Пусть проталины темнеют,

Солнца спрятались лучи.

А, вы, видели сегодня

Прилетели к нам грачи!

Удивительные птицы –

Прилетели, гнёзда вьют,

Словно шапки на деревьях,

Домики грачей растут.

Завороженно ребята

Смотрят на гостей весны,

Просыпается природа,

Переменам рады мы!

(О.Костина)

Физкультминутка « Лебеди».

Лебеди летят, крыльями машут,

Склонились над водой, качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо, бесшумно на воду садятся.

(дети выполняют движения, имитирующие движения птицы)

Ласточка.

Я проворна, легкокрыла,

Хвост раздвоен, точно вилы.

Если я летаю низко –

Значит дождик где-то близко.

Прилетела ласточка – значит наступила весна. Ласточки прилетают стаями. Оперение её сверху тёмно-синее, снизу белое, грудка – красноватого цвета. Хвост у неё длинный и имеет глубокий вырез. Клюв маленький и острый. Гнездится под крышами деревянных строений в сельских местностях и на каменных постройках.

Посмотрите на эту картинку и послушайте стихотворение.

Ласточка.

Под крышей дома целый день

мелькает быстрой птицы тень.

Веселых ласточек семья

Домишко строит для себя.

С комочком глины, на лету,

Постройку сложную ведут.

За первым рядом – ряд второй,

Дом вырастает, как живой.

Он на корзиночку похож,

И чудо до чего хорош!

(В.Храпцова)

Ласточки, так же, как и скворцы, и грачи высиживают птенчиков и заботятся о них, пока птенцы не подрастут. За лето птенцы научатся летать и самостоятельно питаться. Ребята, все птицы питаются мухами, комарами, майскими жуками, бабочками, стрекозами, червяками. Ласточки так же осенью, вместе с другими птицами, улетят в тёплые края.

Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили на занятии?

О каких перелетных птицах мы говорили?

Где живет каждая птица?

скворец – в скворечниках;

грач – на деревьях в гнёздах;

ласточка – в гнезде под крышей дома.

Чем питаются?

(мухами, жуками, стрекозами, червяками)

А теперь мы с вами поиграем в игру « Кот и птички».

Вы будете птичками, а я – котом. Кот будет ловить птичек, а птички будут прятаться в своих домиках (стульчики).

«Влево – вправо повернись и в птичек превратись», игра проводится 2-3 раза.

Молодцы, проворные птички, кот никого не поймал.

«Влево – вправо повернись и в ребяток превратись»

Мы играли, наши ножки так устали, мы тихонечко пойдём и немного отдохнём.

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", " Речевое развитие", " Физическое развитие".

Цель: закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о перелетных и зимующих птицах.

Образовательные:

  • Закреплять знания о перелетных и зимующих птицах.
  • Формировать умение различать птиц и их птенцов, правильно соотносить их название.
  • Расширять кругозор детей через ознакомление детей с новыми птицами.

Развивающие:

Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к птицам, чувство любви к окружающему миру.

Материалы и оборудование: картинки с изображением перелетных и зимующих птиц, птенцов, ноутбук, переносной экран, письмо, макет дерева.

Предварительная работа:

  1. Беседа о птицах.
  2. Рассматривание иллюстраций " Зимующие птицы", "Перелетные птицы".
  3. Чтение рассказов, сказок, загадок о птицах.
  4. Пальчиковые игры.
  5. Подвижные игры: "Птицы, гнезда, птенцы".
  6. Дидактические игры: "Кто лишний", "Чье гнездо", "Найди пару".
  7. Лепка птиц из пластилина.

Ход занятия.

(Дети сидят на стульчиках за столом.)

1. Вводная часть (беседа).

Воспитатель: Ребята, когда я пришла сегодня на работу, к нам в окошко постучалась птица. Это была маленькая синичка, она принесла письмо. Давайте узнаем, что написано в этом письме?

"Здравствуйте, ребята! Я живу в лесу. Раньше тут было весело и красиво! Но что-то случилось? Лес остался без листочков, а птиц совсем не слышно. Помогите, пожалуйста разобраться, что же произошло? Неужели в лес пришла беда?"

Воспитатель: Ребята, давайте поможем синичке разобраться, что произошло в лесу? Чтобы узнать, что случилось в лесу, нам надо туда попасть. Скажите, на чем можно поехать в лес?

Дети: На машине.

Воспитатель: Правильно! Но мы с вами, отправимся в лес на нашем волшебном автобусе!

2. Основная часть (путешествие в лес).

Воспитатель: Садитесь скорее в наш автобус, Лида будет наш водитель, а мы все пассажирами.

(Дети садятся в автобус и поют.)

Вот мы в автобусе сидим

И сидим, и сидим

И из окошечка глядим

Все глядим!

Воспитатель: Ребята, вот мы и приехали! Давайте выйдем из автобуса и узнаем что произошло в лесу?

(Дети выходят из автобуса и подходят к макету дерева.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите в этом дереве есть дупло, как вы думаете, кто в нем живет?

Дети: Белка.

Воспитатель: Нет, ребята! Это домик дятла. А вы видели дятла? Какого он цвета? Как он помогает деревьям?

(Ответы детей. Воспитатель показывает картинку дятла.)

Воспитатель: Вы, все правильно отвечали! молодцы! Давайте, пойдем дальше и узнаем, кто еще из птиц живет в лесу?

(Дети подходят к столу, где лежат карточки с птицами и птенцами. Воспитатель проводит дидактическую игру "Найди пару". Мальчики берут картинки-птиц, а девочки картинки - птенцов.)

Воспитатель: Найдите птенцам их маму.

Ответы детей:

Грачи- грачата

Гуси-гусята

Скворцы-скворчата

Воробьи- воробьята и др.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас, мы с вами превратимся в птичек.

Физкультминутка: "Перелетные птицы".

Птички прыгают, летают (Дети прыгают.)

Крошки птички собирают. («Клюют».)

Пёрышки почистили,

Клювики почистили (Изображают.)

Птички летают, поют (Машут руками.)

И на место сели (Улетают», садятся.)

Воспитатель: Ребята, внимание на экран. Я буду показывать картинки птиц, а вы мне будете отвечать, перелетные это птицы или зимующие?

(Ответы детей.)

Ласточка - это перелетная птица.

Воробей-это зимующая птица.

Дятел-это зимующая птица и др.

Воспитатель: Ребята, мы находимся в лесу, здесь чистый воздух, дует ветерок, давайте подышим!

Дыхательная гимнастика "Ветерок"

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну, а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).

Повторить 3-4 раза.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что нужно помогать птицам? А как вы будете это делать?

Дети: Нужно кормушки делать и кормить птичек.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот наша прогулка по лесу закончилась, пора возвращаться в детский сад.

(Дети садятся в волшебный автобус и отправляются в сад.)

3. Заключительная часть (беседа).

Воспитатель: Вот наше путешествие и заканчивается. Мы вернулись в детский сад. Ребята скажите, где мы сегодня были, что видели? (Ответы детей.)

Воспитатель: О каких птицах мы узнали? Что синица, знает о перелетных и зимующих птицах?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Вы, сегодня очень хорошо занимались! Молодцы!

Мастер-класс по рисованию для детей 3-4 лет. Нетрадиционная техника рисования "Перелетные птицы"

Автор работы: Голикова Виктория, воспитанница 2 младшей группы в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 452» городского округа Самара.
Руководитель: Лисова Анна Александровна, воспитатель в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 452» городского округа Самара.
Описание работы. Данный мастер-класс включает в себя фотографии и текстовый материал, направлен на развитие детей дошкольного образовательного учреждения. Он включает в себя сочетание рисунка ребенка и декорирования рисунка воспитателем. Может быть применен в образовательном процессе как школы, так и детского сада.
Назначение. Работу можно использовать на занятиях по рисованию, можно украсить выставку работ на осеннюю тему, использовать как подарок.
Цель: ознакомление воспитанников с технологией создания изображения перелетных птиц с применение нетрадиционной техники рисования.
Задачи НОД:
Образовательные:
- познакомить с нетрадиционной техникой рисования;
- ознакомить детей с технологией рисования перелетных птиц;
-научить изображать на плоскости;
- научить различать цвета;
- уметь пользоваться кистями, красками.
Развивающие:
- развивать наблюдательность, умение рассуждать, обсуждать, анализировать, выполнять работу с опорой на чертежи, схемы и инструкционные карты;
- учить использовать свои знания и умения в новых ситуациях, проводить аналогии;
- развивать художественные способности.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к изобразительной деятельности;

Воспитывать аккуратность, самостоятельность;
- воспитывать любовь к труду.
Материальное обеспечение: белый лист А4, краски, кисти, черный фломастер, простой карандаш, бумага оранжевого цвета, ножницы, клей.
Воспитатель организует целеполагание, предлагая отгадать тему занятия НОД через прослушивание музыкального произведения. Для этого он включает музыкальное произведение «Ах, какая осень!» (Музыка - З. Роот, слова - З. Роот).
Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, о каком времени года эта песня?
Воспитанники : Эта песня про осень.
Воспитатель : Верно. Давайте вспомним, какие изменения в природе происходят осенью?
Воспитатель предлагает осмотреть территорию детского сада через окно: осмотреть небо, округу.
Воспитанники : Осенью становится холоднее, может идти дождь, листья деревьев желтеют и теряют листву, птицы улетают на юг.
Воспитатель : Правильно, многие птицы осенью улетают на юг, так как становится холодно и заканчивается корм. Но не все птицы так делают. Но, конечно же, не все птицы покидают родные края. Например, улетают на юг в осеннее и зимнее время следующие птицы: ласточка, стриж, грач, гусь, журавль. Что вы знаете о птицах?
Воспитанники : У птиц бывает разная окраска: есть желтые, коричневые, оранжевые и даже красные птицы. Раньше с птицами передавали информацию с помощью писем, донесения, есть птицы, которые к зиме меняют оперение.
Давайте вместе украсим провода птицами, готовящимися к перелету. Они присели отдохнуть на дорожку и вскоре полетят на юг.
Создание условий для организации практической деятельности воспитанников по изготовлению рисунка "Перелетные птицы".

Материалы, необходимые для создания изображения:
- лист А4,
- гуаш 8-ми цветов,
- кисти (белка 2, 8),
- палитра,
- непроливайка.


1.Окрашивание рисунка начинаем с фона, для это смешиваем синюю краску с белой в палитре в соотношении 1:1.


2.Затем тонкой кистью (белка 2) рисуем провода, на которых отдыхают перелетные птицы перед полетом.


3.Смачиваем пальцы водой и набираем необходимые цвета, "сажая" птичек на провод.


4.Добавляем нам птичкам хохолок и клювик.


5.Белой краской вырисовываем глаза, сначала намечая белки глаз.


6.Затем прорисовываем зрачки.


7.Добавляем птицам крылья.


9.Дорисовываем косяки перелетных птиц.


Иллюстрацию можно использовать при объяснении поведения птиц в осеннее время года, также для украшения зала на осеннюю тематику.

Цели:

1. Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».
2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.
3. Упражнять детей:
- в образовании сложных прилагательных;
- в составлении сложноподчиненных предложений.
4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Оборудование:

Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.

Ход занятия:

1. Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева:

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца,

Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла.

Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/

Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/.
- А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/.
- Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/.
- Отгадайте, пожалуйста, загадки:

1. Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда.
/Кукушка/

Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/. Отгадайте следующую загадку.

2. Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину.
/Ласточка/ /включается аудиозапись/

3. Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
за лягушками к болоту.
/Аист/ /аудиозапись/

Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.
Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.
- Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.
- У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/
- Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/.
- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Физминутка «Птицы»

/загибаются пальцы обеих рук/

Пой–ка, подпевай-ка,
Десять птичек – стайка,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж.
Ну а эта – злой орлан,
Птички, птички, по домам.
/руки за спину/

Упражнение «Отгадай и присядь»

Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Упражнение «Скажи одним словом»

Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.
У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.
У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.
Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.
У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.
У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.
Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.
Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.
Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.
Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

Анализ занятия:

Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?
- О каких новых перелетных птицах вы узнали?
- Что интересного мы узнали о кукушке?
- Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?
- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
Самым активным ребятам я даю призы.

Тема

Задачи

Перспективный план

Перелетные птицы

1.Расширять представления детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.

2.Формировать представления о количественных отношениях между предметами (один – мало - много).

3. Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас.

4. Развитие художественно- творческих способностей.

5.Учить подлезать под предметы, бегать в колонне по одному, упражнять в координации своих движений в прыжке.

Беседы: «Почему птицы улетают в теплые края», «Птицы наши друзья», «Вот какие птички, птички-невелички», «Покормим птиц зимой», «Где живёт воробей?».

Наблюдения : за сезонными изменениями в природе, за птицами, прилетающими к кормушке, за снежными тучами, за долготой дня, сравнение березы и ели осенью.

Экскурсии: по территории детского сада с целью выявления признаков поздней осени.

Труд: полив комнатных растений, повесить кормушки на участке, подкормка птиц, очистка дорожек от снега, помощь воспитателю в подготовке пособий к занятию.

Чтение: потешки и загадки о птицах, И. Токмакова «Голуби», русские народные сказки «Лиса и петух», «Лиса и журавль», А. Майков «Ласточка», М. Горький «Воробьишко», Е. Чарушин «Почему Тюпа не любит птиц», Л. Толстой «У Вари был чиж», «Птица свила гнездо», Н. Романова «Умная ворона», В. Даль «Ворона», М. Зощенко «Умная птичка», С. Маршак «Где обедал воробей?».

Разучивание: А. Барто «Воробей», «Скачет шустрая синица».

Аппликация : «Птицы на ветке».

Рисование : «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей».

Лепка: из природного материала «Птички-невелички»

Дыхательная гимнастика: «Птички», «Птички полетели», «Чья птичка дальше улетит».

Артикуляционная гимнастика: комплекс упражнений «Перелетные птицы».

Дидактические игры: «Кормушка»,«Кто как поет?», «Парные картинки-Найди такую же птичку», «Кто что ест?», «Кто к нам прилетел?», «Сложи картинку», «Чья тень», «Какой птицы не стало?».

Пальчиковые игры : «Перелетные птицы».

Хороводные игры : «Мы теперь пойдем…», «Кукушка».

Подвижные игры: «Птицы в клетке», «Воробушки и автомобиль», «Совушка», «Собачка и воробьи», «Воробушки и кот», «Птицы в гнёздышках», «Птички, раз! Птички, два!», «Где спрятался воробей»,

Речевые игры : «Назови ласково», «Один – много», «Скажи наоборот».

С. Р. игры : «Семья», «Магазин игрушек», «Детский сад».

Исследоват. деятельность : «Волшебное перышко».

Развлечение: «Птицы перелетные в дорогу собираются».

Соц. партнерство: экскурсия в «Дом природы».

Приложение

Хороводная игра «Мы теперь пойдем...»

Встаем в круг, держась за руки. Ведущий предлагает повторить за ним движения:

Мы сперва пойдем направо,
А затем пойдем налево,
А потом в кружок сойдемся,
И присядем на немножко.
А теперь назад вернемся,

И на месте покружимся,
И похлопаем в ладоши.
А теперь в кружок все вместе....

(Повтор игры несколько раз, но в ускоряющемся темпе)

Хороводная игра «Кукушка»

Дети становятся в круг. В центре круга ведущий, у него завязаны глаза. Дети водят хоровод и поют:


«К нам кукушка в огород прилетела и поёт.
Ты кукушка не зевай, кто кукует отвечай!»


После чего воспитательница показывает на какого-нибудь ребёнка в кругу, он должен сказать: «ку-ку». Водящий должен угадать, кто это.

Пальчиковая игра «Перелетные птицы»

Птицы перелетные

В стаи собираются,

В края теплые летят,

До весны прощаются.

Стаи журавлиные,

Стаи лебединые,

Стаи соловьиные,

Гусиные, утиные –

К югу все они летят,

Здесь замерзнуть не хотят.

Как наступят холода –

Не найдется им еда.

Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз.

Сжимают пальцы рук в кулаки.

Двигают кистями перекрещенных рук вверх – вниз.

Двигают пальцами рук – «машут, прощаются».

Перечисляя птичьи стаи, дети загибают по очереди

пальцы на руке.

Дыхательная гимнастика «Птички полетели»

Для игры нужны бумажные фигурки птичек, которые ставят у самого края стола. Двое садятся каждый напротив одной из птичек. Продвигать птичку можно только на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. Щёки не надувать.

Подвижная игра «Птицы в клетке»

Половина детей становится в круг, держась за руки. Руки подняты «воротиками» - это клетка. Вторая половина детей вбегает и выбегает в «воротики». По сигналу педагога (хлопок в ладоши) «воротики» опускаются, пойманные дети называют любую перелетную птицу и выходят из клетки. Игра повторяется 2-3 раза.

Подвижная игра с речевым сопровождением

«Птички раз, птички два»

Дети образуют круг, встают на некотором расстоянии друг от друга. Поворачиваются лицом к педагогу, который находится в центре круга. Педагог читает текст стихотворения и показывает движения.

Маленькие птички, Выполняют взмахи руками.

Раз-два, раз-два!

Скок-скок, скок-скок! Прыгают на месте на двух ногах, руки на пояс.

Маленькие птички, Выполняют взмахи руками .

Раз-два, раз-два!

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп ! Хлопают в ладоши.

Маленькие птички, Выполняют взмахи руками.

Раз-два, раз-два!

Топ-топ, топ-топ! Топают ногами, руки на пояс .

Маленькие птички, Выполняют взмахи руками .

Раз-два, раз-два!

Разлетайтесь кто куда! Разбегаются врассыпную.

Примечание. После слов педагога «Разлетайтесь кто куда! » дети убегают в заранее указанное педагогом место на игровой площадке.

Подвижная игра «Воробышки и кот»

Инвентарь: маска кошки.

На игровой площадке цветными шнурами, лентами, чертами земле обозначаются 2 линии длиной 3, 5-4 м параллельно друг другу. Расстояние между линиями 4-5 м. Несколько в стороне, на равном расстоянии от линий находится дом кота. Дети встают за первую линию лицом ко второй линии - это воробышки в гнездышках. Педагог произносит:

Вылетайте из гнездышек,

воробышки!

Поклюйте зернышек,

воробышки!

Быстро летайте,

Крыльями махайте!

Раз-два, раз-два,

Крыльями махайте!

Дети выходят на игровое поле, отводят руки в стороны - воробышки расправляют крылышки, - разбегаются врассыпную на площадке между двумя линиями. Кошка просыпается, произносит «мяу-мяу» и бежит за воробышками. Они должны быстро улететь в гнездышки, за вторую линию. Пойманных воробышков кошка отводит к себе в дом.

Игра малой подвижности

«Где спрятался воробей? »

Инвентарь: пластмассовая или резиновая игрушка-воробей (высота игрушки 10-15 см).

Педагог заранее прячет игрушку на игровой площадке. Педагог встает в центре площадки, дети врассыпную встают около него. Педагог говорит:

Скачет шустрый воробей

Все быстрей, быстрей, быстрей!

Крошки хлеба поклевал,

Над землею полетал,

На березе посидел.

Кыш. Куда-то улетел!

Вас прошу, мои друзья,

Вы найдите воробья!

После слов педагога дети идут искать игрушку. Тот, кто первый ее найдет, приносит игрушку педагогу.

Артикуляционная гимнастика

по теме «Перелетные птицы»

1.Упражнение на дыхание:

«Улетают птицы»-- И.п.: ноги слегка расставлены, руки опущены. 1- глубокий вдох;

2-медленный выдох, произносить: «На ю-у-у-у-г!». Повторить 3-4 раза.

2.Упражнения для язычка:

Упражнения для жевательно- артикуляционных мышц

«Голодные птенчики» . Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».

«Птенчики глотают пищу» . Сглатывание слюны.

Упражнения для щек и губ

«Клювы разных птиц» . Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед. « Мама-птица прогоняет от птенцов куницу» . Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытом рте (чмоканье).

Упражнения для языка

«Птенчики ждут пищу» . Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».

«Очень вкусная пища!» Присасывать «широкий» язык к нёбу, затем произносить звук а-а-а.

«Аист» . Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта удерживать под счет до «шести-восьми»




Похожие статьи