Конспект урока по биологии для 7 класса.
Тема: «Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира».
Цель: раскрыть понятия о наследственности, изменчивости, борьбе за существование, естественном отборе как движущих силах эволюции.
Задачи:
образовательная: обобщить знания о доказательствах эволюции, рассмотреть основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина;
развивающая: продолжить формирование навыков исследовательской работы в группу, самостоятельной работы с учебником, умения выделять главное, делать выводы;
воспитательная: патриотическое воспитание – на примере жизни Ч. Дарвина.
Тип урока : комбинированный.
Метод проведения : сообщения учащихся, самостоятельная работа в группах, защита исследовательских работ, беседа.
Оборудование : мультимедийный проектор, мультимедийная презентации по теме, коллекция «Ископаемые остатки», дидактический материал для закрепления по теме «Доказательства эволюции», бланки рефлексии и самооценки.
Подготовка аудитории к работе : На рабочие столы разложить оборудование для организации исследовательской работы в группе, бланки рефлексии и самооценки.
Оформление доски : Эволюция – evolutio – развёртывание – необратимый процесс исторического развития живого.
Ход урока:
1. Организационный момент.
приветствие;
наличие учащихся;
оценка настроения на начало урока
2. Актуализация знаний
Знакомство учащихся с темой урока, целью и задачами урока.
Исследовательская работа по теме «Доказательства эволюции животных» (5 мин.)
Цель: обобщить знания о доказательствах эволюции.
Ход работы:
1.Определить вид доказательств эволюции.
2. Объяснить о чём свидетельствует эта находка.
Задание для групп:
отпечаток раковины трилобита, и медузы;
отпечаток раковины моллюска;
окаменелости раковин;
окаменелость кости;
изображение археоптерикса;
изображение кистеперой рыбы;
изображение мамонта;
филогенетический ряд конечности лошади;
конечности позвоночных;
рудименты;
атавизмы;
зародыши рыб и млекопитающих.
Защита исследовательских работ. (10 мин.)
3. Динамическая пауза (3мин)
Биогенетический закон, сформулированный Мюллером и Геккелем гласит «Каждый вид в своём индивидуальном развитии до определенной степени повторяет историческое развитие вида»
Как это происходит:
Стадия одноклеточности
Двуслойные животные
Поплыли как рыбы
Поморгали и поквакали
Пошипели
Залезли на дерево
Встали на две ноги, выровняли спины и сели за парты учиться.
4. Изучение нового материала.
Вопросы к классу:
Каковы причины многообразия животного мира?
Всегда ли животный мир был таким, каким существует в наше время?
Получив ответы, дополнить и обобщить их, рассказывая, что на протяжении многих лет эти вопросы волновали умы человечества, и в различные исторические эпохи на них по-разному отвечали. Научное объяснение причин многообразия органического мира, его изменения и развития дал во второй половине XIX в. английский учёный Ч. Дарвин.
Жизнь и деятельность Ч. Дарвина (заслушать сообщения учащихся). (5 мин.)
Чарльз Роберт Дарвин является внуком английского натурфилософа, врача и поэта Эразма Дарвина, автора трансформистских сочинений «Зоономия, или Законы органической жизни» (1794-1796гг.) и «Храм природы, или Происхождение общества».
Ч. Дарвин родился в 1809 г. в Шрусбери. Окончил классическую школу, поступил на медицинский факультет Эдинбургского университета, через два года перевёлся в Кембриджский университет, где изучал теологию и получил степень бакалавра. Первые научные доклады он делает в 182601827 гг. в Плиниевском обществе. Натуралистическое образование получил под руководством ботаника Дж. Гексло и геолога А. Седжвика.
В 1831-1836 гг. Ч. Дарвин совершает кругосветное путешествие на корабле «Бигл» как натуралист, собрав богатейшие зоологические, палеонтологические, ботанические и геологические коллекции.
В 1836 г., возвратившись из путешествия, из-за болезни покинул Лондон и в 1842 г. переехал в его пригород Даун, где жил все последующие годы. В 1839 г. Ч. Дарвин издал свой знаменитый «Дневник изысканий», где впервые описал множество южноамериканских и островных животных. В этой книге также затронуты вопросы геологии и проблемы общественной и политической жизни южноамериканских индейцев и негров. Разработал теорию происхождения коралловых рифов.
В 1842 г. Дарвин делает первый набросок «Происхождения видов», в котором заложил основы будущей эволюционной теории, а в 1844 г. развивает этот очерк до значительной рукописи. Но пройдёт ещё 15 лет до тех пор, пока Ч. Дарвин опубликует окончательный вариант своей знаменитой книги – «Происхождение видов путём естественного отбора» (1859 г.).
В 1868 г. Ч. Дарвин публикует второй капитальный труд – «Изменение домашних животных и культурных растений», в котором приводит большой дополнительный материал в доказательство эволюционной идеи. Эта работа закладывает теоретические основы селекции.
В 1871 г. выходит в свет третий фундаментальный труд Дарвина – «Происхождение человека и половой отбор». Ч. Дарвин являлся иностранным членом Петербургской (с 1876 г.), Берлинской (с 1878 г.), Парижской (с 1878 г.) академий наук, почётным членом многих научных обществ, почётным доктором рядя университетов. В 1864 г. награждён медалью им. Г. Копли Лондонского королевского общества.
Умер учёный 19 апреля 1882 г. и был погребён в Вестминстерском аббатстве, месте захоронения многих великих учёных Англии, рядом с могилой Ньютона.
Работа в группах – по 5 группх по 3-4 человека, каждой группе даётся карточка с вопросом. Готовит группа ответ сообща, отвечает один участник группы. (3+7 мин.)
Используя материал учебника стр. 256-258, ответьте на вопросы
1 группа - Что является наследственностью?
2 группа - Что является изменчивостью?
3 группа - Какие формы изменчивости известны?
4 группа - Что такое борьба за существование?
5 группа - Что называют естественным отбором?
Защита групп.
Наследственность – это способность родителей передавать типичные признаки своему потомству.
Изменчивость – способность организмов существовать в различных формах, реагируя на влияние окружающей среды.
Формы изменчивости
определённая неопределённая
(ненаследственная) (наследственная)
Явления изменчивости были известны давно. Давно была известна и способность организмов размножаться в геометрической прогрессии.
Именно Ч. Дарвин сопоставил эти два явления в природе и сделал гениальный вывод, кажущийся нам сейчас таким простым: в процессе борьбы за существование выживают лишь те организмы, которые отличаются какими-то полезными в данных условиях особенностями. Следовательно, вероятность выживания особей неодинакова: особи, обладающие хотя бы незначительными преимуществами над остальными, имеют больше шансов выжить и оставить потомство.
Естественный отбор – это сохранение животных, лучше других приспособленных к условиям существования в дикой природе, обладающих (по сравнению с другими) теми или иными преимуществами строения или поведения. Условия существования животных являются отбирающим фактором. Естественный отбор без перерыва происходит в течение многих веков и приводит к образованию форм, наилучшим образом приспособленных к среде обитания.
Вывод: Причины эволюции животных
Изменчивость
Наследственность
Борьба за существование
Естественный отбор
5. Закрепление изученного . (5 мин)
Выполните тест
1. Разные виды организмов образуются из одного:
в разных условиях среды;
в одинаковых условиях;
в обоих условиях.
2. Возможная причина сохранения зелёных кузнечиков на зелёном лугу связана с тем, что:
птицы не едят зелёных кузнечиков;
птицы их не видят;
зелёные кузнечики размножаются активнее кузнечиков другого цвета.
3. Чем объяснить, что акулы, дельфины и пингвины одинаково хорошо приспособлены к жизни в морях:
наследственной изменчивостью и естественным отбором;
случайной приспособленностью;
ненаследственной изменчивостью.
4. Заяц беляк не заметен на белом снегу, но на проталине его видно хорошо. Это доказывает, что приспособления его к среде:
бесполезны;
Вредны;
относительны.
6. Задание на дом: § 50, вопросы в конце параграфа. Привести примеры причин эволюции из жизни животных.
7. Самооценка
8. Рефлексия
История животных изучена наиболее полно в связи с тем, что они обладают скелетом и поэтому лучше закрепляются в окаменелых остатках. Самые ранние следы животных обнаруживаются в конце докембрия (700 млн. лет). Предполагается, что первые животные произошли либо от общего ствола всех эукариот, либо от одной из групп древнейших водорослей. Наиболее близки к предкам простейших животных (Protozoa) одноклеточные зеленые водоросли. Не случайно, например, эвглену и вольвокс, способных и к фотосинтезу, и к гетеротрофному питанию, ботаники относят к типу зеленых водорослей, а зоологи - к типу простейших животных. За всю историю животного мира возникло 35 типов, из которых 9 вымерло, а 26 существуют до сих пор.
Разнообразие и количество палеонтологических документов в истории животных резко возрастают в породах, датируемых менее 570 млн. лет. В течение примерно 50 млн. лет довольно быстро появляются почти все типы вторичнополостных животных с прочным скелетом. Широко были распространены в морях силура трилобиты. Возникновение типа хордовых (Chordata) относится ко времени менее 500 млн. лет. Комплексы хорошо сохранившихся ископаемых найдены в сланцах Бергеса (Колумбия), содержащих остатки беспозвоночных, в частности мягкотелых организмов типа Annelida, к которому принадлежат современные дождевые черви.
Начало палеозоя отмечено образованием многих типов животных, из которых примерно треть существует в настоящее время. Причины такой активной эволюции остаются неясными. В позднекембрийское время появляются первые рыбы, представленные бесчелюстными-Agnata. В дальнейшем они почти все вымерли, из современных потомков сохранились миноги. В девоне возникают челюстные рыбы в результате таких крупных эволюционных преобразований, как превращение передней пары жаберных дуг в челюсти и формирование парных плавников. Первых челюстноротых представляли две группы: лучеперые и лопастеперые. Почти все ныне живущие рыбы - потомки лучеперых. Лопастеперые представлены сейчас только двоякодышащими и небольшим числом реликтовых морских форм. Лопастеперые имели в плавниках костные опорные элементы, из которых развились конечности первых обитателей суши. Ранее из группы лопастеперых возникли амфибии, следовательно, все четвероногие позвоночные имеют своим далеким предком эту исчезнувшую группу рыб.
Наиболее древние представители амфибий - ихтиостеги обнаружены в верхнедевонских отложениях (Гренландия). Эти животные обладали пятипалыми конечностями, с помощью которых они могли переползать по суше. Все же ряд признаков (настоящий хвостовой плавник, покрытое мелкими чешуйками тело) свидетельствует о том, что ихтиостеги обитали преимущественно в водоемах. Конкуренция с кистеперыми рыбами заставляла этих первых земноводных занимать промежуточные между водой и сушей местообитания.
Расцвет древних амфибий приурочен к карбону, где они были представлены большим разнообразием форм, объединяемых под названием «стегоцефалы». Среди них наиболее выделяются лабиринтодонты и крокодилообразные. Два отряда современных амфибий - хвостатые и безногие (или червяги) - произошли, вероятно, от других ветвей стегоцефалов.
От примитивных амфибий ведут свое начало рептилии, широко расселившиеся на суше к концу пермского периода благодаря приобретению легочного дыхания и оболочек яиц, защищающих от высыхания. Среди первых рептилий особенно выделяются котилозавры - небольшие насекомоядные животные и активные хищники - терапсиды, уступившие в триасе место гигантским рептилиям, динозаврам, появившимся 150 млн. лет назад. Вполне вероятно, что последние были теплокровными животными. В связи с теплокровностью динозавры вели активный образ жизни, чем можно объяснить их длительное господство и сосуществование с млекопитающими. Причины вымирания динозавров (примерно 65 млн. лет назад) неизвестны. Предполагают, в частности, что таковое могло быть следствием массового уничтожения яиц динозавров примитивными млекопитающими. Более правдоподобной кажется гипотеза, согласно которой вымирание динозавров связано с резкими колебаниями климата и уменьшением растительной пищи в меловом периоде.
Уже в период господства динозавров существовала предковая группа млекопитающих - небольших по размеру с шерстным покровом животных, возникших от одной из линий хищных терапсид. Млекопитающие выходят на передний край эволюции благодаря таким прогрессивным адаптациям, как плацента, вскармливание потомства молоком, более развитый мозг и связанная с этим большая активность, теплокровность. Значительного разнообразия млекопитающие достигли в кайнозое, появились приматы. Третичный период был временем расцвета млекопитающих, но многие из них вскоре вымерли (например, ирландский олень, саблезубый тигр, пещерный медведь).
Прогрессивная эволюция приматов оказалась уникальным явлением в истории жизни, в итоге она привела к возникновению человека.
Наиболее существенные черты эволюции животного мира заключались в следующем: 1) Прогрессивное развитие многоклеточности и связанная с ним специализация тканей и всех систем органов. Свободный образ жизни (способность к перемещению) в значительной мере определил совершенствование форм поведения, а также автономизацию онтогенеза - относительную независимость индивидуального развития от колебаний факторов среды на основе развития внутренних регуляторных систем. 2) Возникновение твердого скелета: наружного - у членистоногих, внутреннего - у позвоночных. Такое разделение определило разные пути эволюции этих типов животных. Наружный скелет членистоногих препятствовал увеличению размеров тела, именно поэтому все насекомые представлены мелкими формами. Внутренний скелет позвоночных не ограничивал увеличение размеров тела, достигших максимальной величины у мезозойских рептилий - динозавров, ихтиозавров. 3) Возникновение и совершенствование централизованно-дифференцированной стадии органинополостных до млекопитающих. На этой стадии произошло разделение насекомых и позвоночных. Развитие центральной нервной системы у насекомых характеризуется совершенствованием форм поведения по типу наследственного закрепления инстинктов. У позвоночных развился головной мозг и система условных рефлексов, наблюдается ярко выраженная тенденция к повышению средней выживаемости отдельных особей.
Этот путь эволюции позвоночных привел к развитию форм группового адаптивного поведения, финальным событием которого стало возникновение биосоциального существа - человека.
1 Введение в тему (1 мин)
Мы с вами уже знакомы с доказательствами эволюции, ранее изучили, как эволюционировали, т.е. изменялись системы органов у животных. Что еще мы можем изучать, рассматривая эволюцию животного мира?
Совершено верно (или можно сказать и так…). Сегодня мы поговорим о причинах эволюции. Тема урока. Запишите.
Отталкиваясь от темы, попробуйте сформулировать основные цели урока». Учитель на доске кратко записывает на доске: (1. Ч.Дарвин. 2. Причины эволюции).
2. Вступительное слово учителя (4 мин)
« - Каковы причины многообразия животного мира?
Всегда ли животный мир был такой как сейчас?
Много лет господствовало религиозное учение о сотворении всего живого на Земле Богом, о неизменности и постоянстве видов животных. Объяснить многообразие животного мира пытались многие ученые и философы - Эмпедокл, Аристотель, Карл Линней, Жан Батист Ламарк. Античные философы – Эмпедокл, Аристотель – высказывали идеи об изменяемости окружающего мира и об исторических преобразованиях организмов. К. Линней придерживался религиозных взглядов. Первоначально он считал, что каждый вид оставался неизменным со дня сотворения, но позднее он заметил, что могут возникать новые виды.
Ж.Б.Ламарк – является создателем первой эволюционной теории, в которой были неточности. Глубокое научное объяснение изменениям и развитию животного мира дал английский ученый Ч. Дарвин. Сейчас мы послушаем сообщения о жизни и деятельности Ч.Дарвина».
3. Основные положения эволюционного учения 2 мин)
«В результате своей многолетней работы Ч.Дарвин сформулировал положения эволюционной теории.
Он отметил. Что свойствами всех живых организмов являются наследственность и изменчивость. Так, например, у кошки рождаются котята, а у медведя – медвежата, т.е. видовые признаки передаются по наследству. Но в то же время котята могут быть разными по окраске, размерам, длине шерсти – это и есть изменчивость.
Дарвин говорил о том, что все виды животных стремятся воспроизвести многочисленное потомство, но большая часть его не выживает по тем или иным причинам. Здесь большую роль играет борьба за существование. В ходе борьбы за пищу, свет, тепло выживают те особи, которые наиболее приспособлены к условиям. Таким образом, борьба за выживание приводит к естественному отбору. В конечном итоге могут сформироваться новые виды. Что не понятно на данном этапе? Отметьте положения в тетради.
Так что же такое наследственность?
Запишите определение в печатной тетради № 1 на стр. 128.
4. Самостоятельная работа с учебником(28 мин: 18+ 10)
Чтобы подробнее узнать о других причинах эволюции поработаем по учебнику (слайд 6). Работаем по вариантам. Внимательно читайте задания.
Закончили. Давайте посмотрим, что же такое изменчивость и какая она бывает.
Определение запишите в тетрадь.
Изменчивость бывает наследственная и ненаследственная или неопределенная и определенная.
Определенная – т.е. можно определить причины изменений, они как правило, внешние (например, изменение температуры или количество корма) и признаки эти не передаются по наследству. Мы говорим, ненаследственная изменчивость.
Неопределенная изменчивость – ее причины определить сложно и новые признаки передаются по наследству – наследственная изменчивость.
Чтобы запомнить, можно провести аналогию (написать на доске:
наследственная и. ненаследственная и.
неопределенная и. определенная и.). Вам необходимо знать, что изменчивость бывает наследственная и ненаследственная и что это означает.
Всем понятен материал? Тогда поговорим о БЗС запишите определение.
Что такое естественный отбор?
Запишите».
Несостоятельность взглядов о неизменности видов животных
Знание того, что животный мир в течение десятков и сотен миллионов лет не оставался постоянным, а развивался, пришло не сразу. В древности и в средние века предполагали, что природа неизменяема, что все современные животные и растения всегда были точно такими же. Однако к началу XIX в. стали известны факты, говорящие о том, что в отдаленные времена Земля была населена другими животными, не похожими или мало похожими на современных. При раскопках находили их остатки в виде отпечатков и костей. Сторонники религии считали, что вымершие животные были пробными, неудачными творениями бога. Вместо них он создал современных животных, которые с тех пор существуют не изменяясь. Даже многие ученые еще 180 лет назад считали, что все организмы на Земле появились такими, какими мы их видим, и никаких изменений с ними в течение веков не происходило. Как и почему происходит эволюция, доказал великий английский естествоиспытатель Чарлз Дарвин в своей книге "Происхождение видов путем естественного отбора", вышедшей в 1859 г.
Главные движущие силы эволюции
Дарвин выявил главные движущие силы эволюции растительных и животных организмов. Это изменчивость, наследственность и отбор.
Изменчивость
Изучая многообразие видов растений и животных, Дарвин прежде всего обратил внимание на то, что даже в потомстве одной пары родителей не бывает двух одинаковых особей по всем признакам. Он выяснил, что среди культурных растений и домашних животных гораздо больше разнообразия, больше сортов и пород, чем у диких предков, от которых они произошли. Например, известно несколько сотен пород собак, и все они потомки одного вида — волка. Создано несколько сотен пород голубей. Однако среди диких голубей обладает сходными с ними признаками (так же воркует и так же гнездится) всего один вид - дикий сизый голубь. Таким образом, за то время, что прошло с начала приручения сизого голубя, породы голубей очень изменились. Домашние голуби различаются по величине тела, окраске клюва, оперения и др. Различия между животными одного вида, одной породы Дарвин назвал изменчивостью . Это свойство не только животных, но и растений и других живых организмов.
Рисунок: Изменчивость животных на примере различных пород голубей
Дарвин считал, что причина изменчивости организмов заключается в воздействии новых жизненных условий, которых не было, когда жили их предки. Изменчивость у диких голубей, живущих в скалистых районах Западной Европы, невелика, так как природные условия изменяются очень медленно. У обитающих рядом с человеком сизых голубей, относящихся к этому же виду, изменчивость значительна, так как человек постоянно изменяет условия среды.
Наследственность
Дарвин обратил внимание на то, что все врожденные признаки передаются от поколения к поколению. Способность организмов передавать врожденные признаки потомству он назвал наследственностью . Щенята или котята, например, очень сходны между собой и своими родителями. Если новые признаки не врожденные, а возникли в течение жизни организма, то они по наследству передаваться не могут. Известно, что собакам некоторых пород, например фокстерьерам, из поколения в поколение отрезают хвосты. Однако этот новый внешний признак (короткий хвост) не наследуется. Все щенки фокстерьера появляются на свет с хвостами нормальной длины.
Выведение пород домашних животных. Искусственный отбор
Человек вывел множество пород домашних животных: крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, собак, кроликов, кур, уток, голубей. Выведены и породы рыб - прудовых и аквариумных.
Каждый раз, обнаружив у одного из своих домашних животных какие-нибудь особенно полезные для себя свойства, человек выделял это животное из остальных, или, как говорил Дарвин, отбирал его, сохранял его потомство, если оно имело те же полезные признаки. Так, отбирая из домашних собак самых длинноногих и быстрых в беге, получили породу борзых, а отбирая самых коротконогих - таксу. Когда хотят вывести молочную породу крупного рогатого скота, животных отбирают по признаку высокой удойности и не обращают внимания на массу тела. При выведении мясных пород отбирают наиболее крупных животных, даже если они дают немного молока - Такой отбор Дарвин назвал искусственным , так как его проводит человек.
Применяя искусственный отбор, человек выводит новые породы домашних животных за исторически короткое время. Так, собака была одомашнена около 15 тыс. лет назад. Теперь известно несколько сотен пород собак.
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.
Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо-вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ-ектами;
Задачи:
Образовательные : формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно-сти, и эстетической культуры как способно-сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ-ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен-ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру-гих людей; экологическое сознание; воспита-ние любви к природе;
Личностные : понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;
Познавательные : умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.
Технологии : Здоровьесбережения, проблем-ного, раз-вивающего обучения, групповой деятельно-сти
Виды деятельности (элементы содержания, контроль)
Формирование у учащихся деятель-ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Си-стематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопровер-кой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консульта-тивной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.
Планируемые результаты
Предметные
понимать смысл биологических терминов;
описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно-сти строения простейших и многоклеточных животных;
распознавать органы и системы органов живот-ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;
устанавливать взаимосвязь между особенно-стями строения органов и функциями, которые они выполняют;
приводить примеры животных разных система-тических групп;
различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;
характеризовать направления эволюции живот-ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;
Метапредметные УУД
Познавательные:
работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре-образовывать ее из одной формы в другую;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня-тий;
проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль-таты;
сравнивать и классифицировать, самостоятель-но выбирая критерии для указанных логиче-ских операций;
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана-лизировать и оценивать ее достоверность;
Регулятивные:
организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после-довательность действий, ставить задачи, про-гнозировать результаты работы;
самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре-зультаты работы, выбирать средства достиже-ния цели;
работать по плану, сверять свои действия с це-лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
владеть основами самоконтроля и самооцен-ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;
Коммуникативные:
слушать и вступать в диалог, участвовать в кол-лективном обсуждении проблем;
интегрироваться и строить продуктивное взаи-модействие со сверстниками и взрослыми;
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи-ровать свою точку зрения, отстаивать свою по-зицию.
Личностные УУД
Формирование и развитие позна-вательного инте-реса к изучению биологии и исто-рии развития зна-ний о природе
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Основные понятия
Понятия: наследственность, изменчивость: неопределенная и определенная, борьба за существование, естественный отбор.
Ход урока
Актуализация знаний (концентрация внимания при изучении нового материала)
Находили ли вы в вашей местности ископаемые останки животных?
Почему нельзя утверждать, что палеонтологические находки опровергают эволюцию?
3.Каковы, на ваш взгляд, причины вымирания динозавров?
4.О чем свидетельствует наличие оплодотворенной яйцеклетки у всех животных, размножающихся половым путем?
5.В чем основные различия палеонтологических и сравнительно-анатомических доказательств эволюции животных?
6.Почему крылья птицы и ласты кита считают гомологичными орга-нами?
7.Чем различаются рудиментарные органы и атавизмы; что у них общего?
Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)
Чарлз Дарвин о причинах эволюции животного мира
Почему существует много различных видов животных?
Кто такой Чарлз Дарвин?
Каковы заслуги Чарлза Дарвина перед наукой?
Причины разного уровня организации животных, отличия ныне существующих видов от вымерших, проявления атавизмов давно интересовали ученых и служителей церкви. Наиболее полно объяснил эти явления в своей работе «Происхождение видов» известный английский ученый Чарлз Дарвин (1809—1882).
Согласно учению Дарвина многообразие видов не было создано богом, а образовалось благодаря постоянно возникающим наследственным изменениям и естественному отбору. В процессе выживания наиболее приспособленных особей Дарвин отмечал наличие борьбы за существование, результатом которой является вымирание неприспособленных организмов и размножение наиболее приспособленных.
Наследственность — способность организмов передавать потомкам свои видовые и индивидуальные признаки или свойства. Так, у определенного вида животных рождаются потомки, похожие на своих родителей. Наследственными могут быть и некоторые индивидуальные признаки животных, например цвет шерсти и жирность молока у млекопитающих.
Изменчивость — способность организмов существовать в различных формах, реагируя на влияние окружающей среды. Изменчивость проявляется в индивидуальных особенностях каждого организма. В природе не существует двух абсолютно одинаковых животных. Рожденные детеныши отличаются от каждого из своих родителей окраской, ростом, поведением и другими признаками. Различия у животных, как отмечал Ч. Дарвин, зависят от следующих причин: от количества и качества потребляемой пищи, от колебания температуры и влажности, от наследственности самого организма. Ч. Дарвин выделил две основные формы изменчивости, влияющие на эволюцию животного мира, — определенную, ненаследственную, и неопределенную, или наследственную.
Под определенной изменчивостью Ч. Дарвин понимал возникновение одинаковых изменений у родственных животных в одинаковых условиях среды обитания. Так, густой мех забайкальских белок сменился на редкий при акклиматизации их в лесах Кавказа. Содержание кроликов в условиях пониженных температур приводит к густоте их меха. Недостаток пищи ведет к задержке роста животных. Следовательно, определенная изменчивость есть прямое приспособление животных к изменившимся условиям среды. Такая изменчивость не передается потомкам.
Под неопределенной наследственной изменчивостью Ч. Дарвин понимал возникновение разнообразных изменений у ряда родственных животных при действии одинаковых (сходных) условий. Она наследственна и индивидуальна, так как возникает случайно у одной особи вида и передается по наследству. Примером является появление овец с короткими ногами, отсутствие пигмента в перьевом покрове птиц или в шерсти млекопитающих.
Одной из причин эволюции животного мира Ч. Дарвин считал борьбу за существование , возникающую из-за интенсивного размножения организмов. Родительская пара любого вида животных производит на свет многочисленное потомство. До взрослого состояния от числа появившихся на свет потомков доживут единицы. Многие будут съедены или погибнут практически сразу после появления на свет. Оставшиеся начнут конкурировать друг с другом за пищу, лучшие места обитания, убежища от врагов. Выживут потомки тех родителей, которые наиболее приспособлены к данным условиям жизни. Таким образом, борьба за существование приводит к естественному отбору — выживанию наиболее приспособленных.
В природе особи одного вида отличаются друг от друга по многим признакам . Какие-то из них могут оказаться полезными, и, как отмечал Дарвин, «особи, обладающие хотя бы незначительным преимуществом над остальными, будут иметь лучшую возможность выжить и оставить такое же потомство». Процесс, происходящий в природе, сохраняющий организмы наиболее приспособленными к условиям среды и уничтожающий неприспособившихся, называется естественным отбором. По Ч. Дарвину, естественный отбор является основной, ведущей причиной эволюции животного мира.
Знаете ли вы, что:
Чарлз Дарвин в 1831 г. отправился в путешествие на корабле «Бигль», определившее всю его последующую деятельность. Путешествие длилось 5 лет. За это время Ч. Дарвин собрал богатейший материал, послуживший основой для таких книг, как: «Дневник путешествия», «Зоологические результаты пу тешествия на «Бигле».
Главный труд жизни Ч. Дарвина «О происхождении видов путем естественного отбора...» был издан в 1859 г.
Почему существует много различных видов животных?
Существование различных видов животных обусловлено разнообразными условиями среды. В водной, почвенной, наземно-воздушной средах существует большое количество жизненных ниш, которые населены разными видами. Между ними возникает борьба за существование и естественный отбор. Таким образом, выживют наиболее приспособленные особи.
Кто такой Чарлз Дарвин?
Чарлз Дарвин - известный английский ученый, биолог, создавший эволюционную теорию, которая и сейчас остается достоверной. Он изложил суть своего учения в труде «Происхождение видов».
Каковы заслуги Чарльза Дарвина перед наукой?
Чарльз Дарвин - создатель эволюционной теории.
Ответить на вопросы
1. В чем ценность книги Ч. Дарвина «Происхождение видов»?
Ч. Дарвин в этой книге впервые наиболее полно объяснил причины разнообразия видов животных, разного уровня организации, наличия рудиментов и атавизмов.
Почему Ч. Дарвин считал основной причиной эволюции естественный отбор?
Чарлз Дарвин отводил такую роль естественному отбору, поскольку считал, что в результате естественно отбора выживают самые приспособленные особи.
3. Что означает понятие «борьба за существование»? Подкрепите объяснение примерами.
Борьба за существование - конкурентная борьба между особями одного или разных видов за ресурсы (пища, территория). К примеру, многие хищники и хищные птицы живут семьями. Каждая пара занимает определенную территорию, на которой она охотиться. Значит, на определенной территории может существовать ограниченное количество особей.
4. Можно ли утверждать, что наследственность и изменчивость присущи всем животным?
Наследственность и изменчивость при определенных условиях присущи всем организмам. Каждый новый организм получает наследственную информацию в виде набора хромосом от родительских особей. Под влиянием окружающей среды организмы могут изменяться, реагируя на новые условия. Организмы могут достаточно продолжительное время не подвергаться изменчивости, если условия их обитания долгое время остаются неизменными. Этим можно объяснить существование реликтовых видов.
Теория Чарльза Дарвина
Биография и взгляды Чарльза Дарвина.
Основные положения эволюционной теории Чарльза Дарвина
Ресурсы
Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде-ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.
Активные формы и методы обучения биологии : Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М.:, Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А
Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).
В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». - М.: Дрофа.
Похожие статьи