Какие растения называют дикорастущими а какие культурными. Культурные и дикорастущие растения

Тема урока : Культурные и дикорастущие растения.

Основные цели и задачи : Ознакомить учеников 2 класса с тем, что существуют дикорастущие и культурные растения, объяснить разницу и дать представление о том, для чего человек занимается окультуриванием.

План урока :

  1. Понятие культурных и дикорастущих растений
  2. Как появились культурные растения?
  3. Почему человек стремится окультуривать растения?

Ход урока

1. Понятие культурных и дикорастущих растений

Как Вы считаете, какие основные отличия сосны от груши? (выслушать все ответы, отметить тот, где говорится о том, что сосна растет в лесу, а груша - в саду). А чем отличается одуванчик от огурца? (тоже выслушать все ответы, отметить тот, где говорится о том, что одуванчик растет сам по себе и его можно найти где хочешь, а за огурцом ухаживает человек и его можно отыскать только в огороде).

А теперь, когда вы уже знаете, какие разнообразные есть растения, давайте разделим их на две большие группы. Те растения, которые растут везде и которым не нужен человек, чтобы ухаживать за ними, называются дикорастущими (их название говорит само за себя). Те растения, которые растут в саду, в огороде и для роста которых необходимо вмешательство человека, называются культурными. Их название в меньшей мере передает их суть, потому что культурными мы привыкли считать людей, которые ходят в театры, посещают библиотеки, разговаривают без бранных слов. Однако слово «культурный» по отношению к растениям имеет другой смысл, и мы о нем поговорим чуть позже.

Практическое задание (на развитие логики):

Как вы считаете, какие растения появились раньше - дикорастущие или культурные? Почему? (выслушать все ответы, особое внимание обратить на пояснения, дать возможность высказать свое мнение тем детям, для которых это важно).

2. Как появились культурные растения?

Вы правильно сказали, что поскольку растения появились на Земле раньше, чем здесь оказался человек, то дикорастущие растения имеют более длительную историю, нежели культурные. В далекие времена, когда человек только-только отошел от обезьян и питался тем, что мог собрать с деревьев и кустов, все растения были дикорастущими. Вмешательство человека заключалось только в том, что он собирал урожай.

Первые культурные растения появились тогда, когда человек заметил, что для выращивания зерна надо положить в землю зерно. А для того, чтобы вырастить абрикосу, надо положить в землю косточку. Словом, с этого момента, когда новые деревья, кустарники и просто небольшие кустики стали появляться не сами по себе, а с непосредственным участием человека, стала развиваться группа культурных растений.

Практическое задание:

Что же нужно было делать человеку для того, чтобы культурное растение дало урожай? (правильные ответы - сажать, поливать, убирать вредных насекомых, пропалывать от сорняков, лечить, если растение болеет, отгонять диких животных, которые хотели бы полакомиться вкусненьким).

3. Почему человек стремится окультуривать растения?

Почему человека не удовлетворял тот урожай, который давали дикорастущие растения? Сравним плоды дикой яблони и окультуренной, вы наверняка в своей жизни видели и те, и другие. У дикой яблони плоды маленькие, в большинстве своем кислые, да и их количество сравнительно небольшое. Что касается яблони, растущей в саду, то тут плоды намного больше в размерах, они более сладкие, а урожайность их гораздо выше. То же самое касается и малины - дикорастущая в лечу мелкая и кислая, а культурная, которую можно найти в огороде, - крупная и сладкая.

Все это - результат воздействия человека. Оказывается, у слова «культура» есть еще один смысл - в переводе с латинского оно означает «возделывать», «обрабатывать». Точно также, как нас «обрабатывают» в театре, в книжках, в процессе воспитания, прививая положительные качества и свойства, точно также человек поступает по отношению к растениям.

Что еще делал человек для того, чтобы окультурить растения? Он наблюдал за тем, какие семена дают лучший урожай, и на следующий год сажал только их. Это повысило урожайность, улучшило качества тех растений, которые он выращивал.

А еще человек разнообразил те продукты, которые он выращивал. Например, дикорастущая черешня мелкая, кислая, с большой косточкой, преимущественно светло-красного цвета. А та черешня, которую мы покупаем на базаре и кушаем каждую весну и лето (то есть культурная) - она совсем другая. Во-первых, есть множество ее цветов и оттенков - от бледно-желтого до темно-бордового. Во-вторых, есть множество вкусовых оттенков, так что довольны будут все - и любители кислинки, и поклонники сладостей.

Практическое задание:

Перечислите все виды капусты, которые вы знаете (правильный ответ - белокочанная, краснокочанная, цветная, брокколи, савойская, кольраби, брюссельская, пекинская, китайская). Сообщить детям, что все эти сорта вывел человек в рамках селекции - специальной науки, которая занимается улучшение сортов растений или пород животных, а также выведением новых.

Оценивание : Попросите учеников ответить на проверочные вопросы. По их ответам можно будет определить, насколько они усвоили материал урока:

  • Какие растения можно назвать дикорастущими? Какие культурными? Слива, которая дает плоды без вмешательства человека и растет по дороге на море, относится к культурным или дикорастущим?
  • Зачем человек окультуривает растения? Какие дополнительные выгоды это ему дает?
  • Как называется наука, которая занимается улучшением существующих свойств растений и животных, а также формированием новых разновидностей?

Кроме того, в связи с большим количеством практических заданий можно поощрить детей, которые были наиболее активны в течение урока.

4. Итоги урока:

В ходе проведённого урока ученики узнали:

  • Какие растения называются дикорастущими, какие - культурными.
  • Какая между ними разница.
  • Как появились культурные растения.
  • Зачем человек окультуривает растения.

Домашнее задание:

Найти 5 дикорастущих и 5 культурных растений, которые не растут в России и о которых не упоминалось в ходе урока.

Урок окружающего мира, 2 класс

Тема: Дикорастущие и культурные растения.

Цели : 1) Изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их,

2)учить работать с гербарием – внимательно рассматривать растение,

3) воспитывать интерес к полевым растениям,

4) Поощрять потребность в сотрудничестве, развивать умение работать в группах, умение договариваться.

Ход урока:

    Организационный момент.

Долгожданный дан звонок

Начинается, какой урок? (окружающего мира.)

    Повторение ранее изученного материала

(выставляю баллы, кто быстрее всех ответит, а в конце урока получают отметку)

Тест «Невидимые нити»

1.Найди группу, в которой перечислены только деревья.

1.сосна, орешник, дуб, клён;

2.берёза, осина, ясень, ель;

3.сирень, лиственница, рябина, липа.

Найди группу, в которой перечислены травы.

1.тополь, каштан, осина, липа;

2. орешник, калина, сирень, смородина;

3.одуванчик, репейник, крапива, подорожник.

Какое растение не относится к кустарникам?

1.сирень;

2.калина;

3. тысячелистник.

Что составляет верхний этаж (ярус) леса?

1.деревья;

2.кустарники;

3.травы.

Закончи определение: "Животные, у которых шесть ног, называются..."

1. насекомые;

2. птицы;

3.звери.

Закончи определение: "Животные, тело которых покрыто перьями, называются..."

1. насекомые;

2.птицы;

3.звери.

Закончи определение: "Животные, тело которых покрыто шерстью, называются..."

1.насекомые;

2.птицы;

3. звери.

Найди группу, в которой перечислены только птицы.

1. воробей, цапля, синичка, стрекоза;

2. ласточка, лебедь, ворона, курица;

3. снегирь, сорока, утка, летучая мышь.

Закончи определение: "Водные животные, тело которых покрыто чешуёй, называются..."

1. рыбы;

2.земноводные;

3.пресмыкающиеся.

К какой группе относится лягушка?

1. рыб;

2 . земноводных;

3.пресмыкающихся.

К какой группе относятся черепахи и крокодилы?

1. зверей;

2. земноводных;

3. пресмыкающихся.

За что пресмыкающиеся получили своё название?

1.за то, что они бегают;

2.за то, что они прыгают;

3. за то, что они ползают.

Чем покрыто тело у земноводных?

1.кожей;

2.шерстью;

3.чешуёй.

Найди группу, в которой перечислены только звери.

1. медведь, лось, волк, крокодил;

2. заяц, пудель, лисица, корова;

3.кошка, мышка, ящерица, тигр.

Что называют невидимыми нитями природы?

1). паутину в лесу;

2). связи в природе;

3). корни деревьев.

Какие действия человека вредят природе?

1). вырубка леса;

2). сбор грибов;

3). подкормка птиц.

Какое утверждение верно?

1). Хищников надо уничтожать;

2). Комары - вредные насекомые.

3). В природе все взаимосвязано.

Как вы можете помочь природе?

1). бороться с браконьерами;

2). очищать лес от мусора;

3). уничтожать гусениц.

Каких животных кормят плоды ели - шишки с семенами?

1). белку;

2) .мышь;

3). зайца

IV. Постановка проблемы урока.

Вспомните, на какие группы можно разделить растения?

( деревья, кустарники, травы )

Таблички на доске (деревья, кустарники, травы)

Распределим растения по группам, объясняя свой выбор.

Деревья: (яблоня, ель)

Кустарники: (малина, шиповник)

Травы : (помидор, мать-и-мачеха.)

V. Совместное «открытие знаний»

Сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, малина и шиповник, помидор и мать-и-мачеха?

Но сначала вспомним, какое значение для человека имеют растения? (растения кормят, одевают человека, лечат, дают много полезных вещей).

Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека.

Вот сегодня мы должны выделить эти две группы, на которые можно поделить все растения.

Итак, чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (общее – деревья, отличие – ель растёт в лесу, а яблоня – в саду, за ней ухаживает человек)

Сравним малину и шиповник.

Чем похожи и чем отличаются помидор и мать-и-мачеха?

На какие же группы можно поделить все растения? (первая группа – растения, которые выращивает специально человек. Вторая группа – растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и на водоёме.)

Какое название можно дать первой группе растений, второй группе?

Культурные и дикорастущие

Так и звучит сегодня наша тема:

Дикорастущие и культурные растения.

2.Работа по учебнику.

Откройте учебники на стр.68, прочитайте о каждой группе растений.

Выполните задание в парах на с.68. проверим.

Какие дикорастущие растения вы видите? (крапива, камыш, береза)

Почему они так названы? (дикорастущими)

Какие культурные растения вы видите? (астра, рожь, огурцы)

Почему они так названы?

Физкультминутка

(вывесить экран)

Сначала поговорим о дикорастущих растениях. Что вы про них запомнили? Культурные?

Выполним задание в рабочей тетради с. 48 №1.

(дикорастущие: клевер, крапива, камыш; культурные растения: яблоня, роза, слива, крыжовник)

Ребята, скажите, а дикорастущие растения и культурные растения бывают только деревьями или еще чем -то могут быть?(кустарниками, травянистыми растениями)

Откроем учебник на с. 69 рассмотрим схемы Сережи. Что вы можете сказать, рассмотрев их? По какому признаку Сережа разделил растения? (1- по размеру, 2- по плодам)

(Прядильные: хлопок, джут, лен)

Дополним схемы Сережи.

Р.т с.48 №2.

Р.т. с 49 №2 2)

Какой вывод мы можем сделать о том, какие существуют растения в природе?

(бывают: дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные)

VI. Итог урока.

Учитель: Урок наш заканчивается. Оцените свою работу.

Я с вами согласна, что работа была успешной.

Кому было трудно? Кому было легко?

Спасибо вам за хорошую и дружную работу. Приведите своё рабочее место в порядок.

1. Заполните таблицу. Приведите не менее трёх примеров в каждом столбце.

2. Укажите стрелками, к каким группам относятся эти культурные растения.

1) Вишня → Деревья
Малина → Кустарники
Огурец → Травянистые растения

2) Баклажан → Овощные культуры
Абрикос → Плодовые культуры
Хлопок → Прядильные культуры
Гладиолус → Декоративные культуры
Овёс → Зерновые

3. Наш Попугай - любитель и знаток фруктов. Выполни его задание.
В жарких странах выращивают много замечательных фруктов. Вот некоторые из них. Знаешь ли ты их названия? Пронумеруй в соответствии со списком. Устно опиши вкус плодов, которые тебе довелось попробовать.

1. Гранат. 2. Папайя. 3. Манго. 4. Финики.

Если тебе интересно, найди в дополнительной литературе, Интернете сведения о любом из этих растений. Подготовь сообщение.

4. Здесь ты можешь записать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении, придуманную по заданию учебника.

Легенда о винограде

Однажды ветер занёс в сад одного старика семечко дикого винограда. Прошло несколько недель и старик заметил в своём саду незнакомый росток. Он принёс воды, полил его и через некоторое время росток разросся и его новые молодые побеги стали стелиться по земле. Старик принёс ветки сухого дерева и сплёл ограду вокруг винограда. Растение окрепло, стало тянуться к солнцу и ему захотелось вырваться на свободу. Тогда Виноград обратился к Ветру: "Смог бы ты, друг Ветер, сломать мою ограду и выпустить меня на свободу?" Ветер гулял повсюду и видел много растений, которые растут без ограды, сами по себе, и решил исполнить просьбу Винограда. Он подул с такой силой, что сломал ограду и выпустил Виноград на свободу. Побеги вновь упали на землю, почувствовав свободу. Но недалеко от дома старика паслись коровы, они увидали зелёные побеги винограда и пришли попробовать молодое растение. В это время старик возвращался с поля и увидел, что нет его ограды, и что коровы хозяйничают на его участке. Он побежал и стал отгонять коров, которые вытоптали уже почти весь виноград. Старик принёс новые сухие ветки и смастерил новую ограду, прочнее прежней и подвязал оставшиеся ветки винограда к ограде. На следующее утро налетел ветер, стал трепать листья Винограда, но Виноград попросил его утихнуть, чтобы тот не сломал ограду. Ветер удивился и напомнил ему, что тот совсем недавно молил о свободе. Виноград ответил, что, когда о тебе есть кому позаботиться, это ценнее всякой свободы.

Огромное разнообразие культурных растений, благодаря которым у нас сегодня есть множество вкусных и полезных продуктов питания, современные люди воспринимают как должное. Между тем, окажись мы в каменном веке, то не нашли бы там ни крупных и сочных яблок, ни сладких жёлтых бананов, ни огромных початков кукурузы. А многие дикорастущие растения, которые являются предками современных культурных, мы, вероятно бы, даже не узнали. В этом посте — о том, как изменились за прошедшие сотни и тысячи лет культурные растения благодаря методам селекции и нашим предкам.

1) Яблоня

Это растение известно людям с древнейших времён. Существует несколько видов дикой яблони, распространённых в Европе и Азии. При этом, согласно генетическим исследованиям, предками современных культурных сортов являются два вида: яблоня Сиверса и дикая лесная яблоня.

Яблоня Сиверса

Дикая лесная яблоня

Оба этих вида имеют маленькие плоды (размером от 2 до 5 см) и не самый приятный вкус. Яблоки Сиверса горьковаты на вкус, а плоды дикой лесной яблони очень кислые. Однако скрещивание и селекция этих видов привело к возникновению современных культурных сортов.

Считается, что первыми начали целенаправленно выращивать яблони жители Средней Азии, жившие к западу от горы Тянь-Шань, и произошло это более 2000 лет назад. После завоеваний Александра Македонского яблони попали в Грецию, а оттуда распространились по всей Европе. Греки и римляне немало потрудились, чтобы вывести новые сочные и сладкие сорта яблок.

В России яблоки долгое время были чуть ли не единственным фруктом. Яблони появились в монастырских садах ещё в 11 веке, а в 18 веке русский селекционер Болотов описал уже около 600 сортов яблок.

2) Пшеница, кукуруза и другие злаки

Злаки известны людям очень давно, и именно с возделывания пшеницы, ячменя и других злаков более 10 тыс. лет назад началась неолитическая революция. Родиной пшеницы и ячменя является Ближний Восток, их выращивание началось, вероятно, на территории современных Ирака и Турции.

Дикорастущий ячмень

Дикорастущие виды заметно отличались от современных культурных. У них были более мелкие зёрна и меньшее их число в колосе. Но главным недостатком было то, что созревшие зёрна сразу осыпались на землю, поэтому собирать их было очень сложно. Лишь со временем были выведены сорта, которые было удобно собирать — жать целые колосья вместе с зёрнами, а затем их обмолачивать.

Кукурузу американские индейцы начали выращивать более 5000 лет назад. Точный предок современной кукурузы не установлен, но самое близкое к ней из дикорастущих растений — теосинте — выглядит так:

Мало того, что у него мало зёрен и они маленькие, так и имеют эти зёрна ещё довольно твёрдую оболочку.

3) Бананы

Банан мы знаем как мягкий и сладкий фрукт жёлтого цвета. Но дикие предки бананов были совсем другими. Это были маленькие, зелёные и твёрдые плоды, вдобавок наполненные семенами.

Дикие бананы

Тем не менее люди нашли что-то полезное в этом фрукте. Несколько тысяч лет назад люди начали выращивать бананы в Юго-Восточной Азии, а затем они постепенно распространились по всему миру.

Селекция бананов заняла довольно длительное время. Ещё испанские завоеватели, которые 500 лет назад завезли бананы в Америку, считали их кормом для рабов и животных. В это время бананы ещё были несъедобными в сыром виде, их нужно было варить или жарить. Лишь к концу 19 века были выведены современные сорта бананов, которые быстро стали одним из любимых продуктов питания у жителей США и Европы.

4) Морковь

Дикорастущая морковь издавна произрастала на обширных территориях Евразии. Люди употребляли корнеплоды этого растения в пищу, но у дикой моркови они горькие и жёсткие, так что популярностью этот овощ не пользовался. Морковь была известна древним греками и римлянам, но в эпоху Средних веков она была забыта.

Дикая морковь

Вернулась же морковь в Европу с Востока. Считается, что местом, откуда происходят современные сорта моркови, является территория современного Афганистана, именно здесь примерно в 10 веке морковь стали выращивать специально. В 12-13 веках морковь вновь попала в Европу. В это время морковь была разных цветов — от белой до фиолетовой. Лишь в 16-17 веках в Голландии были выведены привычные нам оранжевые сорта моркови с толстыми сладкими корнеплодами.

5) Арбузы

Родиной арбузов является Юго-Западная Африка. Дикие предки современных арбузов до сих пор произрастают в пустыне Калахари.

Дикие арбузы в пустыне

Плоды диких арбузов маленькие — размером не больше 10 см и горькие на вкус. Ещё 4000 лет назад их обнаружили древние египтяне и начали выращивать, правда, не для употребления в пищу, а для получения масла из семян. Древние римляне стали засаливать арбузы и варить из него варенье.

Постепенно арбузы начали выращивать в разных странах. Они становились больше и слаще, но ещё в 17 в. арбузы довольно сильно отличались от современных:

Арбузы на картине итальянского художника 17 в.

Заметный вклад в селекцию арбузов внесла Россия, куда арбуз попал ещё в 13 в. После падения Астрахани прикаспийские степи стали одним из главных центров разведения арбузов, где были выведены большие, сладкие и засухоустойчивые сорта.

6) Персики

Как понятно из названия, в Россию и Европу персики попали из Персии. Однако родиной персиков является Китай, и здесь эти фрукты стали выращивать ещё 4000 лет назад.

примерно так выглядели дикорастущие предки персика

Учёные склоняются к тому, что современные персики являются результатом гибридизации нескольких видов, однако дикие предки персика были очень маленькими с большой косточкой и солоноватым вкусом, а их размер был всего 2-3 см. Современный персик примерно в 60 раз (по весу) больше своих диких предшественников.

7) Огурцы

Огурцы начали выращивать в Индии очень давно, около 4-6 тысяч лет назад. Древние греки и римляне выращивали огурцы в большом количестве и считали их очень полезным для здоровья продуктом. Подробности же селекции огурцов неизвестны, но дикие огурцы до сих пор в большом количестве произрастают в Индии.

Дикие огурцы

Дикорастущие огурцы маленькие, горькие и очень колючие. Местные жители используют их заросли для украшения заборов и стен.

8) Капуста

Капуста — одно из немногих культурных растений, которое происходит не из каких-то отдалённых мест, а с территории Европы.

Дикорастущая капуста

Также дикорастущая капуста вполне съедобна и имеет вкус, напоминающий обычные культурные сорта белокочанной капусты. Правда, листья этой капусты более жёсткие и, конечно, не образуют кочанов.

Капусту начали выращивать в Южной Европе более 4 тысяч лет назад. Древние греки и римляне очень любили капусту и считали, что она излечивает от многих болезней. Издревле выращивали капусту и славяне, у которых она была одной из главных овощных культур.

Что же в итоге? Иногда встречается мнение, что селекция и искусственный отбор — нечто, напоминающее методы современной генной инженерии. На самом деле нет. Наши предки, занимаясь выведением культурных сортов, не вмешивались в генотип и скрещивали между собой лишь близкородственные виды. Так что скорее наоборот — вышеприведённые примеры это примеры успеха традиционных методов селекции, показывающие, чего можно добиться без применения ГМО.

Мир деревьев, кустов и цветов на нашей планете очень богат. Это сотни тысяч растений, поселившихся на всей территории Земли. За многие века они смогли приспособиться к климату в разных частях света. Они живут и в пустыне, где не идут дожди, и на севере, где стоят морозы. Все вместе растения учёные называют флорой. В Древнем Риме Флорой звали богиню цветов, весны и плодов.

Вконтакте

Одноклассники

Растения - это живые организмы, которые могут перерабатывать свет и тепло, идущие от солнца. С помощью светила они строят свои клеточки, из которых состоят. Это очень сложная работа. Она происходит в специальных частях клеток, где находится красящее вещество зелёного цвета, называемое хлорофилл. Что значит это слово, понять нетрудно. В переводе с языка, на котором говорили люди в Древней Греции, хлоро - это зелёный, а филл - это лист. Хлорофилл и придаёт листьям и стеблям зелёный цвет.

Кроме солнечного света, растения используют углекислый газ и воду, которые являются неорганическими, то есть неживыми веществами. Лучи воздействуют на эти вещества , и в результате получаются крахмал и сахар, относящиеся к веществам, из которых состоят живые организмы. Именно они и служат материалом для дальнейшего строительства клеток. Когда углекислый газ перерабатывается, выделяется кислород, которым дышат люди и животные.

Получается, что, если бы на земле не было растений, не было бы и людей. Они делятся на деревья, кустарники и травы. Всех их вместе называют «лёгкими» нашей планеты.

Строение и защита

У большинства представителей флоры есть:

  1. Листья;
  2. Стебель;
  3. Корневая система.

Побегом называют стебель с листьями. Ствол - это «стебель» дерева. Корневая система и листва являются кормильцами деревьев и трав. А также при помощи корней они держатся на поверхности земли. В результате развития, продолжавшегося много веков, некоторые представители растительного царства научились защищаться от насекомых и животных, которые являются травоядными.

Чаще всего в роли защитников выступают стебли и листья. Листва может выделят особое вещество, которое делает растение горьким на вкус или даже ядовитым (белена или полынь), или жгучим (крапива), или острым (осока и кактус). Очень часто стебли окружают себя шипами и колючками . Все эти способы помогают защититься растениям от всех тех, кто хочет их съесть.

Многообразие

Растительный мир Земли не просто богат, но и многообразен. То есть растения сильно отличаются друг от друга. В то же время их можно объединить по некоторым признакам. По внешнему виду их объединяют в семейства. Это значит, что у них - общие предки, которые появились очень и очень давно.

Например, существует семейство злаковых , или мятликовых, к которому относят известные растения, используемые в хозяйстве:

Из всех злаковых культур главная - пшеница, которую начали выращивать ещё тогда, когда люди жили в пещерах.

Ещё растения делятся на виды и роды. О том, каким образом происходит это деление, можно прочитать в специальных книгах - справочниках. Это нужно для того чтобы знать, можно ли использовать растение в пищу, делать из него лекарства.

Большое количество растений не образуют семян, цветков и плодов. Многие не окрашены в зелёный цвет, а в некоторых совсем нет хлорофилла, как, например, в грибах. По своим размерам представители флоры тоже отличаются. Некоторые имеют маленький размер, и их можно разглядеть только при помощи микроскопа. Другие же, достигая своей зрелости, становятся гигантами.

Виды

Кроме описанных выше различий , растения бывают культурными и дикорастущими.

  1. К культурным относятся те, которые люди сами сажают и ухаживают за ними.
  2. А дикие размножаются, растут, цветут и приносят плоды сами по себе.

Культурными являются и злаки, о которых уже сказано. Они имеют наибольшее значение для жизни человека. После них особенно ценятся картофель, свёкла, горох и фасоль. Некоторые культурные растения идут в пищу не только человеку, но и животным. Ещё из них делают лекарства, их выращивают для красоты, высаживая в парках, садах и на подоконнике.

Человек для своих нужд использует различные части растений:

  1. Корни.
  2. Стебли.
  3. Листья.
  4. Семена.
  5. Плоды.
  6. Соцветия.

Однако сначала все растения были дикими. Многие виды люди привозили из разных стран , где были другие погодные условия. Им приходилось давать растениям больше или меньше влаги и питательных веществ, высаживать их раньше или позже.

Дикие и домашние

Став культурными, растения очень изменились, особенно те их части, которые необходимы людям. Они увеличились в размерах, изменились и их свойства. Например, плоды яблони и клубники стали намного больше и вкуснее. Картофель теперь содержит большее количество крахмала и также стал крупнее. Злаки в зёрнах по сравнению со своими предшественниками содержат больше веществ, нужных человеку.

Дикорастущие виды нуждаются в меньшем количестве питательных веществ, чем их культурные «собратья». Большая часть дикорастущих и культурных растений нуждаются в большом количестве влаги для своей жизни и развития. Чтобы собирать богатый урожай, необходимо изучать, что нужно каждому виду и выполнять правила.

Дикорастущими бывают и травы, и деревья, и кустарники .

Травы

Рассмотрим некоторые из них.

Подорожник .

Он принадлежит к семейству подорожниковых и бывает однолетний и многолетний. Растёт вдоль дорог, полей, на лугах и пустырях. Известно множество видов подорожника, в том числе большой и средний. Его используют для изготовления лекарств, заживляющих раны, делают из него настойки, которые пьют, чтобы лучше переваривалась пища, когда болит горло. Семена подорожника прилипают к шкурам животных, к одежде, обуви людей - так они распространяются на больших территориях.

Тысячелистник .

Как и подорожник, растёт возле дорог, в лугах и полях. Это многолетняя трава, относящаяся к семейству сложноцветных. Это название происходит оттого, что тысячелистник имеет большие белые цветки со множеством лепестков. Его используют как лекарство , добавляют в различные блюда для улучшения их вкуса и разводят, чтобы любоваться им.

Одуванчик .

Тоже многолетняя трава и тоже относится к сложноцветным. Хорошо известным является одуванчик лекарственный. У него длинные прикорневые листочки и яркие жёлтые цветки. С наступлением ночи или в ненастную погоду он закрывается. Когда приходит время размножения, жёлтые лепестки опадают и сменяются прозрачными волосками. Они подхватываются ветром и переносятся на большие расстояния. Одуванчик также известен как лекарственное растение, что понятно из его названия.

Крапива .

Цветковое травянистое растение из семейства крапивных. Его стебли и листья покрывают жгучие волоски. Поэтому прикасаться к крапиве опасно - она обжигает кожу и на ней появляются волдыри. Обычно такие ожоги не наносят большого вреда, хотя и причиняют боль. Но в жарких странах есть некоторые виды, прикоснувшись к которым можно умереть. Таким образом растение защищается от травоядных животных. Оно бывает однолетним и многолетним. Плодом крапивы является маленький плоский орешек.

Крапиву применяют в медицине, из неё готовят суп и салат, ею кормят домашних животных. Чтобы она перестала быть жгучей, её нужно обдать кипятком. Крапиву хорошо добавлять в воду, когда волосы ополаскиваются после мытья. После этого они становятся гладкими, шелковистыми.

Издавна на Руси из крапивы шили паруса и крепкие мешки. В Японии из неё изготавливали ткань, которая была очень прочной. Из этой ткани шили одежду для воинов и даже мастерили щиты и тетивы для луков. Сегодня это растение используется при производстве лёгких тканей . А ещё с помощью настоя из сухих листьев крапивы борются с вредителями, например, тлёй.

Деревья

Кустарники

  1. Лесной виноград.
  2. Гранат.
  3. Клубника.
  4. Ежевика.
  5. Смородина.
  6. Малина.

В дикой природе встречаются растения, которые также выращиваются на огороде:

Растения из Красной книги

Число некоторых дикорастущих растений сильно сокращается как из-за изменения климата, так из-за хозяйственной деятельности людей. Они включены в Красную книгу , их нужно беречь, чтобы растения не исчезли совсем с лица Земли.

Подснежник белоснежный .

Распускается в апреле. Его цветок очень красив. Он состоит из шести лепестков белого цвета. Ещё его называют молочным цветком, так как бутон подснежника напоминает каплю молока. Из-за своей красоты это растение люди срывают в огромных количествах. Поэтому вокруг больших городов он уже не встречается. Собирать подснежники , как и другие растения из Красной книги, строго воспрещается.

Медуница .

Небольшое многолетнее растение, имеющее разветвлённый корень. Цветки собраны в соцветия-зонтики. Когда они только раскрываются, имеют ярко-фиолетовый цвет, а позже темнеют. Поскольку цветы распускаются постепенно, медуница имеет разноцветную окраску. Применяется в медицине с давних времён. Распускается в апреле - мае всего на один месяц. Медуницей растение названо потому что пчёлы собирают с неё дань ранней весной.

Волчье лыко.

Небольшой прямостоячий кустарник. У него немного веточек, имеющих серовато-жёлтую кору. Стволик и ветки покрыты бурыми точками. Листья длинные, овальные, скручивающиеся на кончиках ветвей. Особенностью волчьего лыка является то, что сначала у него появляются сиренево-розовые цветки, а потом - листья. Цветки источают нежный аромат , напоминающий запах ванили. Ядовитый плод созревает в августе, он красного цвета, листья - зелёные.

Людка двулистная .

Небольшое травянистое растение, имеющее рыхлые кисточки душистых цветков белого цвета и одинакового размера. Цветёт любка двулистная в конце мая и весь июнь. Ещё её называют лесной орхидеей - за её красоту или ночной фиалкой, так как к вечеру она начинает пахнуть очень сильно.

Вредители

В природе, помимо животных, у растений существуют и другие естественные враги - это так называемые вредители, к которым относятся:

Со всеми видами вредителей нужно бороться с помощью специальных средств, в противном случае они могут уничтожить деревья, травы и кустарники.



Похожие статьи