Особенности национальной политики в российской федерации. Национальная политика в российской федерации

Введение 3

1. Национальная политика в современной России: основные аспекты. 5

1.1. Сущность наций как этносов, роль национального фактора в

обществе и государстве. Перспектива формирования России

как нации – государства 10

1.2. О государственной национальной политике 11

2. Формы правления 14

2.1. Форма правления в России 18

Заключение 22

Список использованной литературы 25

Введение.

Еще со времен "Повести временных лет" известно, что Россия страна - многонациональная. Но эта непреложная истина так и не стала основой для выработки и проведения соответствующей государственной политики обустройства народов и культур в многонациональной России. Ни один разумный политик, управленец в России не может не вникать в природу национального вопроса, не может не заниматься обустройством и взаимодействием различных народов, культур и религий, ибо от этого во многом зависит жизнеспособность и благополучие всей державы. Пренебрежение, равнодушие к этнонациональным проблемам и недооценка их накапливают в России вновь и вновь потенциал межнациональных конфликтов, который разрыхляет, а порой и разрушает сущностные основы российского общества и российского государства.

Состояние этнонационального вопроса в современных условиях доведено до того, что он чаще всего усиливает влияние негативных тенденций на состояние государства и общества, ограничивает права и свободы граждан. Вновь провоцируют политики: с одной стороны, одни, используя лозунги демократии и прав человека, обосновывают идеи отрицания наций-этносов, отчитываясь о решении национального вопроса и провозглашая формирование исторической общности - многонационального народа Российской Федерации, с другой стороны, другие подменяют демократические начала формирования власти этнодиктатурой, отрицая возможность эволюции этнического сознания на основе принципов демократии, а значит и демократического обустройства российских народов в едином государстве. В этих условиях многонациональность существенно обостряет, а порой и доводит до тяжелейших конфликтов социальные и духовные последствия экономического и политического кризиса, с которым Россия столкнулась в нынешний переходный период. Крайняя взбудораженность наций-этносов существенным образом затрудняет реформирование социально-экономических и духовно-политических сфер многонациональной России. И наоборот, этнонациональные моменты начинают играть незаслуженно определяющую роль.

В конечном итоге главным ориентиром национальной политики Российской Федерации является формирование новой демократической системы национальных отношений, где каждый народ, независимо от его численности, и гражданин, независимо от его национальной принадлежности, должны иметь равные права и равные возможности в своем национальном и личностном самоутверждении в обществе и в государстве, в своем достоинстве и самочувствии, увеличивая тем самым жизненные шансы своего этнонационального и гражданского самоутверждения, используя социальное, культурное и политическое пространства.

Теоретическая наука выделяет и исследует общие закономерности возникновения и развития различных социальных явлений и процессов Она апеллирует к их повторяющимся, наиболее типичным свойствам и формам правления. Реальная же жизнь более сложна и многообразна. Конкретные государственно-правовые явления служат внешним выражением не только закономерного, но и случайного, не только прогрессивного, но и регрессивного. Их сущность предопределяется во времени пространстве. Существенные черты той или иной формы государства нельзя понять и объяснить, отвлекать от характера тех производственных отношений, которые сложились на данной ступени экономического развития.

Однако экономический строй общества, определяя всю надстройку в целом, характеризует форму государства лишь в конечном итоге, преломляясь через его сущность и содержание.

1. Национальная политика в современной России:

основные аспекты.

Сегодня следует четко обозначить государственное понимание того, чти национальная политика, отвечающая за состояние и самочувствие народов, за обеспечение прав и свобод человека и гражданина единой страны, вкупе с соответствующей позицией и деятельностью органов власти в центре и на местах затрагивает глубинные основы состояния и перспектив развития наций и межнациональных отношений. А значит, и всей системы отношений государственного строительства и государственной безопасности многонациональной России, безопасности духовного развития и социально-политического самочувствия народов, права и свободы российских граждан всех национальностей. Дискомфорт в самочувствии гражданина в социальной и экономической сфере легче преодолеть, если он не ощущает дискомфорта этнонационального. Соответственно выработка и осуществление последовательно демократической национальной политики в Российской Федерации - это одна из коренных задач реформирования российской государственности, неотъемлемая часть работы по демократическому совершенствованию всех сфер жизни российского общества. В России еще крайне слабо гражданское общество.

Возможности и перспективы национальной политики в России всегда зависели и зависят прежде всего от позиции и понимания сложнейших проблем обустройства народов и культур в российском государстве первым руководителем страны. И в нынешних условиях от Президента страны во многом зависит, какой быть национальной политике, какая модель обустройства народов и культур будет в современной России.

Учитывая все это, хотелось бы видеть в Президенте страны человека, неравнодушного к судьбам как каждого народа независимо от его численности, так и всего многонационального народа России, видеть в нем истинного собирателя всех народов и земель российских. И эти качества В. В. Путин уже продемонстрировал прежде всего во время событий в Дагестане. Не война в Чечне, а военные действия за освобождение Дагестана от террористов и бандитов стала основой роста рейтинга будущего Президента Российской Федерации, роста его популярности и авторитета у граждан всех национальностей нашей страны.

Животрепещущие, близкие для многих людей этнонациональные проблемы должны звучать прежде всего из уст руководителей государства, чтобы они не стали достоянием толпы и провокаторов. Важно, чтобы глава государства российского чаще использовал в своих выступлениях и докладах терминологию "многонациональный народ Российской Федерации", "российский народ" и "россияне", "дружба народов", "единство России". Важно ввести в традицию уважительное отношение к самобытности истории и традиций народов страны, к равноправию и равным возможностям народов и граждан Российской Федерации во всех сферах государственной и общественной жизни. И большая надежда тут на главу государства.

На фоне трагедии в Чечне, роста межнационального недоверия, враждебности, массового нарушения прав человека (русских и нерусских) по национальному признаку в различных регионах страны, взбудораженности национального самосознания соотечественников в бывших республиках Советского Союза люди должны увидеть в Президенте Российской Федерации своего заступника, гаранта справедливости и равноправия во всех сферах жизнедеятельности общества. Руководители государства, руководители субъектов Федерации должны как можно чаще говорить о дружбе, сотрудничестве, о духовном сотворчестве, общности и близости народов, культур и религий России, а не науськивать их друг против друга, как это иногда, к сожалению, происходит. В этом плане предстоит более убедительно и более корректно проработать вопросы исторической значимости процессов самобытного развития каждого народа, а также формирования многонационального, но единого в своей государственности и духовности российского народа. Только при обеспечении полной гарантии развития каждого этноса как нации мы имеем шанс стать нацией - государством.

В Российской Федерации концептуально и конституционно определены базовые принципы демократической национальной политики, ее основные цели и задачи на современном этапе, конкретные направления и механизмы реализации государственной национальной политики. На смену политике колонизации, ассимиляции, унификации и патронажа должна прийти политика паритета и партнерства как в отношениях друг с другом, так и в отношениях с властью. Нет необходимости вновь писать очередную концепцию национальной политики. Время концепций мы уже прошли. Теперь все будет зависеть от позиции и практических усилий Президента и всех органов власти в центре и на местах в сфере федеративных и национальных отношений. Российский гражданин любой национальности должен быть уверен в том, что Президент России - это гарант самобытного и равноправного развития всех народов страны, гарант единства и общности их духа как представителей одного народа, одного государства. Повторяю, представитель любой из 176 национальностей России, каждый гражданин страны имеет право видеть в Президенте России выразителя интересов и воли как своего народа (национальной воли), так и всего многонационального (общенациональной, гражданской воли) народа Российской Федерации. Таков статус и каждого руководителя в краях, областях, автономиях и в республиках. Пока, к сожалению, не все соответствуют этому статусу даже в своих намерениях.

Российская Федерация – одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более 150 народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Благодаря объединяющей роли государствообразующего русского народа, на территории

России сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов.

Наследие прошлого, геополитические и психологические последствия распада СССР, социально-экономические и политические трудности переходного периода обусловили ряд кризисных ситуаций и сложных проблем в области межнациональных отношений. Наиболее остро они проявляются в местностях, соседствующих с зонами открытых конфликтов, местах сосредоточения беженцев и вынужденных переселенцев, в регионах с проблемами «разделенных народов», на территориях со сложной социально-экономической, экологической и криминогенной обстановкой, в местностях, где ощущается резкая нехватка ресурсов жизнеобеспечения.

На межнациональные отношения серьезное негативное воздействие оказывают также безработица, особенно в районах, располагающих избыточными трудовыми ресурсами, правовая неурегулированность земельных и других отношений, наличие территориальных споров, проявление этнократических устремлений.

Узловыми проблемами, требующими решения, являются :

развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов Российской Федерации и целостности Российского государства;

признание и учет интересов и объективного положения русского народа, являющегося опорой российской государственности, оказавшегося в наиболее трудном положении;

развитие национальных культур и языков народов Российской Федерации, укрепление духовной общности россиян;

обеспечение политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств;

достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;

поддержка соотечественников, проживающих в государствах-участниках СНГ, а также в Латвии, Литве, Эстонии, содействие развитию их связей с Россией.

В Российской Федерации в июне 1996 г. была принята Концепция государственной национальной политики , которая представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов деятельности органов государственной власти в сфере национальных отношений, учитывающую новые исторические условия развития российской государственности, необходимость обеспечения единства и сплоченности России, укрепления межнационального согласия и сотрудничества между ее народами, обновления и развития их национальной жизни, языков и культур.

Основные концептуальные положения национальной политики в Российской Федерации – равенство народов, взаимовыгодное сотрудничество, взаимное уважение интересов и ценностей всех народов, непримиримость к этнонационализму, политическое и моральное осуждение людей, стремящихся достигнуть благополучия своего народа путем ущемления интересов других народов. Демократическая, гуманистическая концепция национальной политики зиждется на таких фундаментальных основах, как интернационализм, защита прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств, равенство прав и свобод человека независимо от национальности и языка, свобода пользования родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Важнейшим принципом государственной национальной политики Российской Федерации является сохранение исторически сложившейся целостности РФ, запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти или вражды.

Высшая цель национальной политики РФ состоит в обеспечении условий для полноправного социального и национально-культурного развития всех народов России, упрочение общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав человека и народов в составе единого многонационального государства . Это предполагает укрепление доверия и сотрудничества между всеми российскими народами, развитие традиционных межнациональных контактов и связей, эффективное и своевременное разрешение возникающих противоречий в сфере межнациональных отношений на основе обеспечения баланса общегосударственных интересов, интересов субъектов Федерации и населяющих ее этносов.

В соответствии с концепцией национальной политики Российского государства определены следующие основные задачи.

В политической и государственной сфере:

упрочение российской государственности путем углубления и развития новых федеративных отношений;

объединение усилий всех звеньев государственной системы гражданского общества для достижения межнационального согласия, утверждения принципа равноправия граждан различных национальностей, укрепления взаимопонимания между ними;

обеспечение правовых, организационных и материальных условий, способствующих учету и удовлетворению национально-культурных интересов народов;

выработка государственных мер раннего предупреждения межнациональных конфликтов;

решительная борьба с любыми проявлениями агрессивного национализма.

В социально-экономической сфере:

реализация экономических интересов народов на основе учета их традиционных форм хозяйствования и опыта трудовой деятельности;

выравнивание уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;

осуществление социальных программ занятости в трудоизбыточных регионах, мер по подъему «депрессивных» регионов, в первую очередь, в Центральной России и на Северном Кавказе;

рациональное использование многообразия хозяйственных возможностей субъектов РФ, их природных ресурсов, накопленного научно-технического и кадрового потенциала.

В духовной сфере:

формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивирование чувства российского патриотизма;

распространение знаний об истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию;

сохранение исторического наследия и дальнейшее развитие национальной самобытности и традиций взаимодействия славянских, тюркских, кавказских, финно-угорских, монгольских и других народов России в рамках евразийского национально-культурного пространства, создание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям;

обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков всех народов России, использования русского языка как общегосударственного;

укрепление и совершенствование национальной общеобразовательной школы как инструмента сохранения и развития культуры и языка каждого народа наряду с воспитанием уважения к культуре, истории, языку других народов России, мировым культурным ценностям;

учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией, поддержка усилий религиозных организаций в миротворческой деятельности.

Межнациональные отношения в нашей стране во многом будут определяться национальным самочувствием русского народа – самого многочисленного этноса. Потребности и интересы русского народа должны в полной мере найти отражение в федеральных и региональных программах, постоянно учитываться в политической, экономической и культурной жизни республик и автономных образований РФ. Потребность в государственной поддержке оказывается соотечественникам за рубежом, прежде всего путем оказания им материальной и культурной помощи, особенно этническим россиянам, проживающим в государствах ближнего зарубежья.

В государственной национальной политике необходимо, прежде всего, осознание того, что национальный вопрос не может занимать второстепенное место или быть предметом спекуляций в политической борьбе. В ходе его разрешения перед обществом встают все новые задачи. Действия в этой сфере должны быть согласованы с реальным состоянием и перспективами национальных отношений в Российском государстве. При проведении государственной национальной политики необходимы опора на научный анализ и прогноз, учет общественного мнения и оценка последствий принимаемых решений . Только тогда национальная политика может стать консолидирующим фактором.

Контрольные вопросы и задания

1. Что понимается под национальной политикой?
2. Каковы цели и задачи демократической национальной политики?
3. Какие известны формы и методы осуществления национальной политики?
4. Выясните, каковы взаимосвязи национальной и региональной политики и в чем их различия.
5. Включаются ли в национальную политику вопросы миграционной и демографической политики?
6. Можно ли обойтись в многонациональном государстве без национальной политики?
7. Проанализируйте специфику управления этнонациональными процессами.
8. Рассмотрите алгоритм подготовки и проведения управленческих решений в сфере этнонациональных отношений.
9. Каковы основные задачи национальной политики в Российской Федерации?
10. Принесла ли практические результаты принятая в 1996 г. государственная концепция национальной политики?
11. Каковы Ваши соображения по совершенствованию национальной политики в Российской Федерации?

Литература

1. Абдулатипов Р.Г. Принципы национальной политики. - М., 1994.
2. Абдулатипов Р.Г. Россия на пороге XXI века: состояние и перспективы федеративного устройства. - М., 1996.
3. Государственная служба Российской Федерации и межнациональные отношения. - М., 1995.
4. Медведев Н.П. Национальная политика России. От унитаризма к федерализму. - М., 1993.
5. Национальная политика России: история и современность. - М., 1997.
6. Разделит ли Россия участь Союза ССР. - М., 1993.
7. Тавадов Г.Т. Этнология. Словарь-справочник. - М., 1998.
8. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. - М., 1997.
9. Этничность и власть в полиэтнических государствах. - М., 1994.
10. Этнос и политика. Хрестоматия. - М., 2000.

Национальная политика

1) совокупность законодательных организационных и идеологических мер государства, направленных на организацию жизни этносов и взаимоотношений между ними;

2) стратегия и деятельность, осуществляемые государством и направленные на учет, сочетание и реализацию национальных интересов всех этнических общностей.

Н.п. - один из наиболее очевидных путей некон-фронтационного политического развития государства; наиболее конструктивный способ разблокирования хронических внутринациональных, а также межнациональных и даже региональных конфликтов, достаточно длительный социальный процесс, включающий несколько этапов и требующий встречных усилий всех участвующих в конфликте сторон. Главный смысл Н.п. в координации национальных интересов как предпосылке их реализации.

Н.п. возникла как особое направление государственной политики при формировании национальных и многонациональных государств в Европе. Провозглашенный Великой Французской революцией "принцип национальности", согласно которому каждый народ су-веренен и имеет право на создание своего государства, способствовал росту национализма и сепарационных тенденций в этническом развитии Европы. При этом интересы нации обычно отождествлялись с интересами представляющего ее государства и почти неизбежно противопоставлялись интересам других этносов.

В России после октябрьской революции 1917 г. была создана концепция национально-территориальной автономии, предусматривающая право нации на самоопределение в пределах занимаемых территорий, вплоть до политического отделения и создания собственной государственности. При этом процесс создания национально-государственных образований не разрешил национальных проблем вследствие сильного территориального смешения народов (см.: ), а также часто неотчетливости этнического самосознания и др. причин. Этот подход породил рост национального сепаратизма и создал почву для этнических конфликтов. Те же проблемы характерны для некоторых стран Восточной Европы.

В экономически развитых странах с середины XX в. происходит уменьшение роли этничности в жизни государства, преобладающим становится направление Н. п. на социальную интеграцию общества при сохранении языкового и культурного плюрализма составляющих его этнических групп. При этом этнокультурные потребности меньшинств этнических могут удовлетворяться путем создания национально-культурных автономий и национальных общин землячеств. Особыми правами могут быть наделены народы, ведущие племенной образ жизни, в целях их защиты от жесткого воздействия индустриальной цивилизации. По отношению к ним может проводиться патерналистская политика, состоящая в осуществлении спецгосударственных программ в области образования, здравоохранения, социального развития и т. п. В большинстве случаев, однако, стимуляция развития этноса возложена на его собственные национальные организации. Это направление Н. п. является нормативным для современного международного права и доминирующих идеологических и политических концепций и противостоит как тенденции к этнической гомогенизации общества путем ассимиляции этнических меньшинств, их депортации или истребления (геноцида), так и тенденции к ограничению межэтнических контактов (сегрегации).

Н.п.- это искусство. Она предполагает как глубинный анализ диалектики национальных процессов в их конкретности, так и учет меняющихся национальных настроений. Чем меньше национальные интересы учитываются и реализуются в национальной политике, тем более гипертрофированно они отражаются в массовом национальном сознании. В таких условиях национальные настроения перерастают в националистические. Это, в свою очередь, создает национально-популистский фон, который используется в политических целях некоторыми лидерами национальных движений.


Этнопсихологический словарь. - М.: МПСИ . В.Г. Крысько . 1999 .

Смотреть что такое "национальная политика" в других словарях:

    Национальная политика - Национальная политика политика государства по отношению к различным национальностям внутри страны. В разное время и в разных странах может менять характер от национального террора (погромы, этнические чистки и т. п.),… … Википедия

    Национальная политика - политика многонациональных государств по отношению к проживающим в них нациям, народностям, племенам. Национальная политика в РФ система мер, направленных на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни всех народов России в… … Финансовый словарь

    Национальная политика - всесторонне обоснованная система мер, осуществляемых государством в сфере национальных отношений, направленная на реализацию национальных интересов разрешение национальных противоречий. Национальная политика в сложных современных условиях… … Политология. Словарь.

    национальная политика - национальная политика, принятое в бывшем СССР и в Российской Федерации обозначение государственной политики в отношении этнических групп (национальностей) и в сфере регулирования межэтнических отношений. Аналогично используемым за рубежом (где… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

    Национальная политика - В практическом плане национальная политика представляет собой систему мер, направленных на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни всех народов России в рамках федеративного государства, а также на создание равноправных… … Словарь юридических понятий

    Национальная политика - Деятельность государственной власти, партии или общественной группы по регулированию экономических, правовых, идеологических, культурных и языковых отношений между нациями, народностями и этническими группами. Н.п. связана с языковой политикой … Словарь социолингвистических терминов

    НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА - 1) совокупность законодательных организационных и идеологических мер государства, направленных на организацию жизни этносов и взаимоотношений между ними; 2) стратегия и деятельность, осуществляемые государством и направленные на учет, сочетание и … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    национальная политика Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Национальная политика - Деятельность государственных ветвей власти, партий или общественных групп по регулированию экономических, правовых, идеологических, культурных и языковых отношений между нациями, народностями и этническими группами … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

    Национальная политика России - Национальная политика в России комплекс политических и организационных мер, проводимых властями России в отношении народов разных национальностей (национальных меньшинств), проживающих на её территории. Содержание 1 Российская империя 2 РСФСР,… … Википедия

Книги

  • Национальная политика в России: XVI - начало XXI века. Учебное пособие , Перепелкин Л.С.. Книга посвящена истории национальной политики российских властей, начиная с XVI в., когда Россия начала приобретать имперские черты, и заканчивая распадом СССР. Отдельный раздел посвящен…

Одним из направлений социальной политики является национальная политика.

Что же такое национальная политика?

Национальная политика государства - это целенаправленная дея­тельность по регулированию взаимоотношений наций и народностей, выражающаяся в планомерном сознательном воздействии государственных органов, общественно-политических организаций на развитие и гармони­зацию национальных отношений.

За примерами обратимся к регулированию национальных отношений в наиболее цивилизованных демократических странах Запада.

В США в настоящее время приобрела наибольшую популярность концепция "культурного плюрализма". Для ее реализации в вузах прово­дятся спецкурсы по изучению истории, культуры афро-американцев, индейцев и др. национальных меньшинств.

Основными задачами политики, строящейся на основе концепций "культурного плюрализма" являются: 1) оказание помощи в сохранении культуры; 2) удовлетворение социально-экономических запросов. Эта политика приводит к снижению межнациональной напряженности, но не приводит к равенству разных наций и национальных групп.

По данным переписи 1980 г. в США среди семей с доходом менее 4 тыс. долларов в год - афро-америкацев - 15.9%, белых - 4.3%. Имеющих доходы свыше 25 тыс. долларов: афро-америкацев - 13.4%, белых - 29.5%.

Согласно исследованию 1983 г. в Чикаго по представительству наименьшинств в управленческом аппарате: американцев польского происхождения, составляющих 11.2% населения,среди директоров - 0.5%, а среди других управленцев - 2.6%. Среди черных (негров), состав­ляющих 20.1% населения: среди директоров - 1.8%, прочих управлен­цев - 0.5%.

В Канаде регулирует национальные отношения политика многокуль­турности. Она явилась противовесом политики двух культур, представ­лявшей интересы англоканадской и франкоканадской общностей и не учитывающей интересы других этнических общностей.

Цель новой национальной политики - создание равных возможностей для развития разных народов. Для достижения этой цели с 1972 г. в Канаде учреждена должность министра многокультурности. Выделены средства на создание многокультурных центров,активизацию культурного обмена между группами, стимулирование деятельности музеев,националь­ной киностудии, национальной библиотеки и др. Создан Канадский совет по многокультурности, такие же советы созданы в городах и районах с полиэтническим населением. Помимо того, создаются "этнические" кафедры, научно-исследовательские центры. Особую позицию занимает франкоязычная провинция Квебек. Ее сепаратистские тенденции поддер­живает Квебекская партия, образовавшаяся в 1968 г. В настоящее время особенно остро стоит вопрос об отделении Квебека и создании самосто­ятельного государства.

В Соединенное королевство Великобритании входят: Англия, Уэльс, Шотландия, Северная Ирландия.

Проведение национальной политики в королевстве испытывает серьезные трудности.

В 1972 году в названных регионах были распущены автономные органы законодательной и исполнительной власти. Сейчас идут попытки их восстановления.

Так, конституционный статус Северной Ирландии определен как временно отсроченная внутренняя автономия с перспективой достижения суверенитета. Последнее возможно при консенсусе двух ирландских общин - католической и протестантской - достижению которого препят­ствует позиция самого британского правительства, поддерживающего основные политические партии протестантской общины. Это обстоятель­ство может сыграть решающую роль в нагнетании напряженности в межэтнических отношениях данного региона. Вместе с тем, намечающиеся попытки межобщинного диалога могут усиливать консолидацию ирландского общества и способствовать обострению противоречий между Северной Ирландией и Англией. На дальнейшее развитие указанных тенденций значительное влияние может оказать соотношение сил, группирующихся по линии этнического самосознания. Их три:сторонники полной интегра­ции Северной Ирландии в Великобританию, представленные в основном британцами проживающими в ирладском регионе; сторонники протестант­ского сепаратистского движения (ольстерцы); сторонники соединения Северной Ирландии с Ирландской республикой.

Этнические движения в Шотландии и Уэльсе привели к предоставлению им политического самоуправления и условия для развития этнических культур и языков, что в дальнейшем вело бы их через автономию к отделению.Причем,центральное правительство вынуждено идти на новые уступки; расширение сферы преподавания родного языка в школе, учреж­дение в 1967 г. радиовещания, а в 1980 г. телепрограмм на валлийском языке (Уэльс), предоставление возможности принятия регионального законодательства.

В то же время, следует иметь в виду, что идею автономии Уэльса поддерживают 20.3% населения, а, например, Шотландии - 80%. Это объясняется, видимо, двумя обстоятельствами: 1) нет уверенности, что новый статус улучшит положение коренного населения; 2) готовностью центральной власти в кризисных ситуациях идти на уступки.

Возьмем еще два небольших государства - Бельгию и Швейцарию. В Бельгии в 1980 г. принят закон о распределении страны на два равноправных региона - Фландрию и Валдонию. В результате этого деления Бельгия была преобразована в федеративное государство. Центральная власть оставила за собой право решающего голоса в вопросах единой общегосударственной политики.

В Швейцарии существуют 4 равноправных языка: немецкий (на нем разговаривают 65% населения), французский (18%), итальянский (12%), ретороманский (1%).

В отношении эммигрантов действует политика многокультурности. Правительством финансируется этническая пресса, специальные радио­и телепередачи на языках крупных эммигрантских групп.

Как видим, в демократических цивилизованных странах национальные отношения противоречивы, хотя в последнее время многое сделано и делается для их гармонизации.

Непросто развиваются национальные отношения в развивающихся странах.

Как известно, колониальная система рухнула в конце 50-х годов. Но означает ли это, что все виды зависимости развивающихся стран от бывших метрополий искоренены? нет. И это поддтверждает Движение неприсоединения, которое и в 90-е годы считает одной из первоочеред­ных задач "полное искоренение колониализма и экономическое осво­бождение всех народов в качестве необходимого условия, сохранения и укрепления ими своей политической независимости".Вскоре по инициативе

Движения неприсединения 44-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН объявила 90-е гг. Десятилетием искоренения колониализма, имея ввиду не только предоставление независимости тем немногим и небольшим территориям, которые еще остаются несамоуправляющимися.

Да и не могла широко разветвленная система, развивавшаяся и набиравшая силу столетиями, целиком исчезнуть за 20-30 лет. Рухнули ее наиболее одиозные формы, как колониальные режимы и колониальные империи. На базе элементов на старой системы колониализма была создана более завуалированная неоколониальная система эксплуатации и подчинения народов. Ее основным методом стало экономическое, торговое,финансовое давление, которое предполагает частичные уступки молодым государствам, некоторое содействие их индустриализации, проведения аграрных и других социальных реформ. Появился новый вид колониализма, который в документах Движения неприсоединения назван "технологическим колониализмом".

При ближайшем рассмотрении обращает на себя внимание всесторон­няя, особенно экономическая отсталость молодых государств, особенно в Африке.

Отставание усугубляется экономической зависимостью молодых государств. Результат - огромная задолженность странам капитализма - 1.3 трлн.долларов. Неуклонно растущая внешняя задолженность молодых государств поставила их в такое положение,что,выплачивая свои долги, они по сути, вынуждены финансировать развитие богатейших империа­листических держав и монополий, продолжающих их же эксплуатировать.

Колониальную природу имеет также целый ряд социально-политичес­ких и правовых явления в жизни молодых государств.В законодательстве и судопроизводстве, в системе и программах подготовки кадров народ­ного просвещения и высшего образования, в области информации и здравоохранения еще далеко не все переведено на национальную почву и ориетируется или на модель бывшей метрополии,или прямо на заведенные в свое время колонизаторами порядки.

Сложное явление - этническая и религиозная рознь народов,живущих в пределах одного и того же молодого государства. Несомненно, что одна из главных причин состоит в административных переделах, которые проводились колонизаторами в свое время без учета этнических и других факторов. В колониальные времена у ходят исторические корни целого ряда нынешних территориальных споров и вооруженных конфликтов между молодыми государствами. Как правило, здесь же следует искать первопричину произвольных колониальных разделов и переделов мира. В частности,Багдад свои претензии на аннексию независимого соседнего государства пытался оправдать тем,что никогда не признавал законными границы с Кувейтом, который до Первой мировой войны входил в состав Ирака, но затем "был оторван от него британскими колонизаторами".

Наконец, не следует упускать из виду пережитки колониализма в политике бывших метрополий и других неоколониалистских держав в " третьем мире " - они тоже пока полностью не искоренены. Запад по-прежнему продолжает смотреть на освободившиеся страны как на зону только своих жизненных интересов. Отсюда и стремление сохранить в своих руках "котрольный пакет" на международные связи молодых госу­дарств. Отсюда же и угроза силой или открытое ее применение к "непокорным", вооруженное вмешательство во внутренние дела осво­бодившихся стран. (Вспомним недавнюю войну стран Запада против Ирака за независимость Кувейта).

Словом вопрос о колониализме еще рано снимать с повестки дня. От "деколонизации экономики" до "деколонизации информации" и "духовной деколонизации" - таков диапазон требования, с которыми теперь высту­пают народы и правительства развивающихся стран.

Говоря о развивающихся странах, желая быть объективными, следует объяснить одно явление, которое на первый взгляд представляется пародоксом. Дело в том, что молодые госуларства оказываются заинте­ресованными в сохранении некоторых элементов колониального наследия, исторических связей с бывшей метрополией.

Страны, населенные множеством разноязыких народностей, как правило, предпочли сохранить язык колонизаторов в качестве государ­ственного языка или языка международного общения. Став независимыми, вчерашние колонии тем не менее сохранили и развили привилегированные торгово-экономические отношения с бывшими метрополиями. (Например, Гвинея с Францией). Более того, вопреки всей прошлой враждебности между молодыми государствами и бывшими метрополиями,они объединились в многосторонние международные организации, которые занимаются не только экономическими, но и политическими проблемами. С 1965 г., например, активное развитие получило Содружество (ранее - Британское содружество наций), в которое входят, кроме Британии еще 40 стран Африки, Азии, Америки и Океании - бывших английских колоний и доминионов.

Тридцать стран Латинской Америки осуществляют постоянное и все­стороннее - от культурного до военного - сотрудничество с США в рамках Организации американских государств. Около 70 стран Африки, Карибского бассейна и Тихого океана - бывшие колонии Англии,Франции, Италии и Бельгии - вступили в ассоциацию с Европейским экономическим обществом,которое также постепенно превращается в политический союз.

Словом, происходит прямое и вполне добровольное восстановление и развитие исторически сложившихся связей.

(Думается, не так ли будет и у нас с межреспубликанскими отноше­ниями? Через размежевание - к объединению).

Причины тут разные, в том числе и прекращение "холодной войны" между СССР и США содействует эволюции отношение по линии Юг-Запад.

Разумеется, круг национальных проблем очень широк и не ограничи­вается сказанным. Нами ставилась лишь задача - нарисовать общую картину развития молодых государств и связанных с ним проблем.

После анализа национальных отношений в капиталистическом мире и развивающихся странах мы логически подошли к третьей группе стран - СНГ.

Однако по ряду причин (развал мира социализма, неопределенность перспектив развития многих бывших социалистических стран и др.) мы обратим главное внимание на развитие национальных отношений и нацио­нальной политике в нашей стране.

Для проведения национальной политики после Октября 1917 г. были разработаны основные принципы, которыми нужно было руководствоваться в решении национальных вопросов:

1) классовый подход, рассмотрение их с позиции пролетариата;

2) демократизация национальных отношений;

а) представление всем нациям права на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства;

б) равноправие народов во всех областях общественной жизни;

3) достижение не только юридического,но и фактического равенства наций, осуществление братской помощи и взаимопомощи народов в целях преодоления отсталости национальных окраин, отрицание каких-либо национальных привилегий, дискриминации по национальному признаку;

4) интернациональное сплочение народов, непримиримость к любым проявлениям национализма и шовинизма;

5) строгая научная обоснованность и осмотрительность при осу­ществлении акций, затрагивающих национальные чувства и интересы;

6) конкретно - исторический подход, учет всего многообразия национальных особенностей народов.

С учетом этих принципов и строилась программа развития националь­ных отношений в нашей стране.

Надо сказать, что в процессе национального строительства были достигнуты определенные успехи: была ликвидирована социально-классовая база национального гнета,заложена основа для формирования дружбы наций и народностей, многие народы создали свою государственность.

В процессе создания единого народно-хозяйственного комплекса выравнивались условия существования народов. По всей стране ликвиди­ровалась неграмотность,создавались национальные кадры, многие народы создали свою письменность и литературу. Для наглядности приведем данные до образования Союза ССР: в Туркмении было 98% неграмотных, 50 народов не имели своей письменности и национально-государственных образований. Были губернии Российской империи, в которой проживали подданные его императорского величества.

Однако со временем многие достижения были утрачены. Как и почему это произошло?

Ко времени создания Союза ССР существовало две идеи по нацио­нальному вопросу: 1)сталинская теория автономизации, заключающаяся в присоединении нерусских народов к русскому как старшему брату;

1) ленинская теория равноправного союза, основанного на договоре равноправных народов.

Партия приняла ленинскую идею решения национального вопроса, но пришедший к власти Сталин отверг ее и принял свою. Кроме того, еще в Программе партии, принятой на VIII съезде партии, были заложены основы для будущих национальных конфликтов. Многие руководители партии выступили против ленинской идеи самоопределения наций. Аргу­менты были таковы: 1) его несоответствие диктатуре пролетариата;

2) его препятствование хозяйственному единству. Они ближе к сталин­ской идеи автономизации.

А теоретические и социальные корни ее идут еще дальше.

Перед основоположниками марксизма противоречивость социального и национального предстала как классовая, связанная с расколом наций на классы. В "Манифесте Коммунистической партии" они писали: "В той же мере, в какой будет уничтожена эксплуатация одного индивидуума другим, будет уничтожена и эксплуатация одной нации другой. Вместе с антагонизмом классов внутри наций падет и враждебное отношение наций" /27/.

С точки зрения одновременной победы революции в развитых капита­листических странах этот подход закономерен. Вопрос "пролетарской нации" в странах с развитым рабочим классом являлся бы единственно возможным. Но социалистическая революция победила в России, у боль­шинства народов которой рабочий класс отсутствовал вообще. Поэтому ни о какой консолидации наций на пролетарской основе не могло быть и речи. Но партия возлагала надежду на скорую победу мировой революции и торопились объединить народы царской империи под эгидой русского рабочего класса в едином государстве, к которому затем присоединятся другие нации и народы Европы.

Дальнейшее развитие событий происходило таким образом. Группа лиц во главе со Сталиным породила командно-административную систему, которая со временем поглотила в себя все демократические начинания. Произошло огосударствление всех сфер общественной жизни, в том числе и национальной. Для бюрократического государства ведомственные инте­ресы являются гораздо важнее, чем национальные. Поэтому оно было заинтересовано в ликвидации реальных механизмов защиты национальных интересов.

Теоретические просчеты, администрирование првели к политическим ошибкам, накоплению неразрешенных проблем.

Какое-то время серьезные противоречия в области национальных отношений были завуалированы.Однако рост национального самосознания, процессы демократизации в обществе обнажили их.

Какие же диалектические противоречия сформировались в сференациональных отношений?

В области политики:

между принципами федерализма (союзом равных) и демократического централизма;

между динамическим процессом развития наций и устойчивостью консерватизмом форм, национально-государственного устройства;

между принципом равноправия и неполной его реализацией по отно­шению ко многим народам;

между провозглашенным в Конституции принципом равноправия наций, недопущением каких-либо привилегий и фактической ориентации в каждой из республик на кадры коренной национальности.

В области экономики:

между тенденцией к обоществлению производства и стремлением к хозяйственной самостоятельности республик;

между стремлением республик использовать свое материальное богатство в интересах собственного населения и общенародными потреб­ностями сираны в целом.

В области духовной жизни:

между ростом национального самосознания и углубление интерна­ционализации;

между общесоветским и национальным патриотизмом;

между принципом духовного равноправия народов и стремлением отстоять проритет языка и культуры народа, давшего название респуб­лики, области;

между потребностью во взаимообогащении культур и стремлением части интеллегенции замкнуться в рамках своей национальной культуры, во имя сохранения "чистоты нациии" и самобытности ее культуры.

Таким образом, даже краткий анализ национальных проблем в мире показывает, что они очень сложны и противоречивы. Ни в одном регионе мира дело не обходится без противоречий, трудностей, и они, видимо, будут нарастать.

Сравнительный анализ межнациональной напряженности и конфликтных ситуаций в России и в ее отношениях с вновь возникшими государствами позволяет сделать вывод о доминирующей роли политики в национально­этнических конфликтах. Речь идет о том, что развитие этих конфликтов не может быть объяснено с помощью концепции определяющей роли эконо­мических факторов и интересов. Однако при рассмотрении содержание самой политики необходимо учесть ее различные варианты и наслоения.


Введение

Особенности этнической структуры населения и национально-государственного устройства в Российской Федерации

Конституционные основы национальной политики в РФ

Достижения, проблемы и приоритеты современной национальной политики РФ

1 Взаимодействие между федеральным центром и национальными автономиями: правовые принципы и практика

2 Проблемы регионального сепаратизма и национализма. Истоки и пути разрешения чеченского конфликта

3 Проблемы миграции и ксенофобии в РФ

Заключение


Введение


Начало XX века в истории народов Северного Кавказа (кабардинцев, балкарцев, осетин, ингушей, чеченцев, карачаевцев и др.), как и других народов Российской империи, было отмечено грандиозными социально-политическими событиями, связанными с русско-японской и первой мировой войнами и тремя революциями.

Великодержавная колониальная политика на Северном Кавказе в начале XX века является составной частью внутренней политики Петербурга на всей территории Российской империи. Естественно, что всесторонний объективный научный анализ этой политики представляет большой интерес для отечественной исторической науки.

Актуальность настоящего исследования состоит в том, что, несмотря на целый ряд солидных научных работ, где затрагиваются отдельные вопросы национальной политики и межнациональных отношений на Северном Кавказе в начале XX века1, до настоящего времени не было специальных и обобщающих работ, охватывающих начало XX века (с 1906 по 1921 годы). Между тем подобный подход к изучению национальной политики и межнациональных отношений в начале XX в. имеет, на мой взгляд, важное научное и практическое значение, так как помогает воссоздать более полную картину тяжелого положения народов Северного Кавказа в составе Российской империи. Объективный анализ национальной политики и межнациональных отношений в 1906-1921 годы помогает воссоздать состояние кризиса, в котором находилась государственность царской России накануне двух революций 1917 г. Это тем боле^ажно, что в современном российском обществе есть политики, писатели, деятели искусства (например, В.В.Жириновский, А.И.Солженицын и др.), которые считают, что в дореволюционной России не было притеснений нерусских народов, а право наций на самоопределение считают чуть-ли не преступным изобретением большевиков. Они же считают право нации на самоопределение самой большой угрозой для целостности современной

Российской Федерации и ратуют за ликвидацию национальной государственности нерусских народов, в том числе и Северного Кавказа. Сторонники такой концепции политического развития Российской Федерации пытаются свести права нерусских народов лишь к культурно-национальной автономии, ссылаясь на малую эффективность сложившейся за годы советской власти административно-территориальной системы, якобы тормозящей социально-политическое развитие страны. Они предлагают вернуться к дореволюционному принципу обустройства России, в котором ошибочно, на мой взгляд, видят стимул политического развития многонационального государства. Следует подчеркнуть, что подобные «концепции» и «планы развития страны», будь они реализованы, приведут к серьезным осложнениям межнациональных отношений, федеративного устройства Российской Федерации. Такие «концепции» и «планы», по моему убеждению, способны развалить нашу многонациональную федеративную страну, опыт которой действительно представляется уникальным и поучительным.

Объект исследования - национальная политика.

Предмет исследования - реализация национальной политики в РФ.

Цель работы - анализ современной национальной политики в РФ.

Рассмотреть особенности этнической структуры населения и национально-государственного устройства в Российской Федерации.

проанализировать конституционные основы национальной политики в РФ.

Рассмотреть взаимодействие между федеральным центром и национальными автономиями: правовые принципы и практика.

рассмотреть проблемы регионального сепаратизма и национализма. Истоки и пути разрешения чеченского конфликта.

Многоплановость темы определили комплексную методологию работы, использование как общенаучных, так и частных методов: функционального, сравнительного, исторического, логического, системного, социологического, структурного, институционального и др.

Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

1. Особенности этнической структуры населения и национально-государственного устройства в Российской Федерации


Россия - многонациональная страна, в ней живут более ста народов. Большинство из них - коренные народы и народности, для которых Россия - основное или даже единственное место обитания. Кроме того, имеются представители еще более шестидесяти народов, чье основное место проживания находится за пределами Российской Федерации.

Коренные народы России составляют 93% населения, из них свыше 81% - русские. Свыше 6% населения - народы стран ближнего (5%, например, украинцы, армяне и др.) и дальнего (1%, например, немцы, корейцы и др.) зарубежья.

Этнографы объединяют коренные народы России в несколько региональных групп, близких не только географически, но и, до известной степени, культурно-исторически. На долю народов Поволжья и Урала - башкир, калмыков, коми, марийцев, мордвы, татар, удмуртов и чувашей - приходится менее 8% населения страны (из них почти 4% татары - второй по численности народ России). Традиционная религия татар и башкир - ислам, калмыков - буддизм, остальных - православие.

Народы Северного Кавказа: абазины, адыгейцы, балкарцы, ингуши, кабардинцы, карачаевцы, осетины, черкесы, чеченцы, народы Дагестана (аварцы, агулы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, ногайцы, рутульцы, табасараны и цахуры) - составляют менее 3% населения России. Кроме большинства осетин - христиан, они традиционно исповедуют ислам.

Народы Сибири и Севера - алтайцы, буряты, тувинцы, хакасы, шорцы, якуты и почти три десятка так называемых малочисленных народов Севера - это 0,6% всего населения страны. Буряты и тувинцы - буддисты, остальные - православные, с сильными пережитками язычества и просто язычники.

Более чем за сто лет (с 1897 г.) в России (Российской империи - СССР) было проведено 9 переписей, причем во всех восьми советских переписях ставился вопрос о том, к какой национальности / народности относит себя переписываемый, и сведения о национальном/этническом составе населения всегда публиковались. Очередная перепись была намечена на 1999 г., но не состоялась и перенесена на 2002 год.

Таким образом, достоверных сведений о национальном составе населения России спустя десять лет после последней переписи 1989 г. не существует. Однако, учитывая важность вопроса, можно попытаться оценить численность различных народов России с помощью расчетов, основанных на текущих статистических данных о движении населения.

Россия, как наследница СССР, - одна из немногих стран, где в документе, удостоверяющем личность, имеется запись о национальной принадлежности. В актовых записях о рождении и смерти также имеется запись о национальности умершего или родителей родившегося, и статистические органы разрабатывают данные о естественном движении по национальности.

До войны эти разработки были приурочены к переписям населения (1926-1927, 1936-1939), а начиная с 1958 года данные о национальной принадлежности родившихся и умерших разрабатываются ежегодно. Это общие числа родившихся и умерших (в том числе детей до 1 года) мужчин и женщин по нескольким основным (сквозным) национальностям, определенным для каждой бывшей союзной республики. В России (РСФСР) такими национальностями были русские, украинцы, белорусы (с 1958 г.), казахи, татары и евреи (1958-1968 и с 1976 по настоящее время), армяне (1958-1968, 1978-1980). В отдельных регионах, главным образом, в автономных образованиях, разрабатывались также и данные о некоторых других национальностях.

Начиная с 1988 г., с введением электронной обработки информации по всей территории России, разрабатывались, кроме вышеуказанных, еще и титульные национальности бывших союзных республик, а также немцы. А начиная с 1991 г., к ним добавились еще и титульные национальности республик в составе России (бывших автономных республик и областей). Сейчас по всей территории России выделяются самые общие данные о естественном движении по 49 национальностям. Начиная с 1988 г., органы госстатистики разрабатывают также национальный состав мигрантов, в том числе за границу и из-за границы.

Таким образом, суммируя естественный и миграционный прирост какого-либо народа / национальности за период, прошедший со времени переписи, и прибавляя его к переписной численности, можно рассчитать численность этого народа на любую дату. Однако, существует несколько источников неточностей при оценке демографических показателей по национальному / этническому признаку.

Первый - это банальный недоучет демографических событий. Хотя в целом по России недоучет невелик, для отдельных народов он может быть существенным. Так, например, обстоит дело с народами, у которых заметная часть населения ведет кочевой образ жизни. Традиционно велик недоучет среди исламских народов (у чеченцев, по нашей оценке, в 1960-е годы недоучитывалось до трети естественного прироста населения). При прочих равных условиях недоучет более заметен в сельской местности.

Второй - проблема сопоставимости данных текущей статистики, когда национальность участников демографических событий определяется (в идеале) по документу (паспорту), и данных переписи, во время которой национальность записывается по самоопределению. Нередко эти определения не совпадают.

Третий - элементарные ошибки при обработке информации. Поскольку демография отдельных народов не считалась особенно важной, соответствующие данные почти не публиковались и не анализировались государственной статистикой, материалы отдельных территорий шли в итог без должного контроля, а общая сумма зачастую скрадывала необъяснимые скачки показателей по регионам.

Кроме того, расчеты, сделанные на основании данных о демографических процессах, никак не учитывают этнических процессов, а они, наряду с естественным движением и миграцией, также служат одним из компонентов динамики численности народов и могут проявляться через прямое изменение этнического самоопределения при переписи (так, при переписи 1989 г. в Якутии показали себя эвенками и эвенами около 1,5 тысяч человек, в более ранних переписях относивших себя к другим народам, скорее всего, к якутам (Для двух десятков тысяч эвенков и эвенов Саха Якутии это очень заметное количество). Вероятность такого изменения выше для народов, подверженных ассимиляции. В России сильно ассимилированы русскими такие народы, как этнически близкие белорусы и украинцы, а также евреи, карелы, мордва, немцы, представители многих других народов стран ближнего и дальнего зарубежья, живущие в инонациональном русском окружении.

Важным каналом ассимиляционных процессов служат этнически смешанные браки семьи. (Этот канал единственный для официальной, т.е. документальной ассимиляции, т.к. запись о национальности в паспорт подростка вносится на основании записи о национальности в документах родителей. Такое наследственное прикрепление к национальности восходит к указаниям НКВД 1938 г.). А именно у украинок и белорусок, а также немок, евреек, представительниц финоязычных народов (карелов, мордвы, коми и удмуртов) - наибольшая доля детей, рожденных в смешанных браках (40-90%).

Возможности предлагаемого метода расчета национального состава на 1999 год можно проверить на материале более ранних десятилетий, когда результаты расчета можно сопоставить с прямыми результатами переписей. Такая проверка была выполнена для русских и украинцев, по которым были данные о естественном приросте. Сделать это можно лишь для всего СССР, так как данных о межреспубликанской миграции по национальностям в то время не было.

Приведенные примеры указывают на важность этнических процессов, без учета которых оценки динамики численности народов будут заведомо неточными. Но мы все-таки решили выполнить такие оценки, полагая, что общее направление изменений этнической структуры России они покажут правильно. Разумеется, следующая перепись населения даст более точный ответ на вопрос о том, что же происходило с численностью народов России, и какой вклад в ее изменение внесли собственно этнические процессы.

Влияет на естественный прирост и уровень смертности. Различия здесь не столь заметны, как в рождаемости, а ранжированный по величине продолжительности жизни ряд не совпадает с рангами прироста населения. По нашей оценке, наименьшая продолжительность жизни у малочисленных народов Севера и тувинцев, затем идут другие народы Сибири, калмыки и казахи, финноязычные народы (кроме мордвы), русские, мордва и нефинские народы Поволжья, восточнославянские народы, немцы, евреи и армяне, народы Северного Кавказа.

Этот ряд неплохо коррелировал бы с такими показателями, как доля городского населения и уровень образования, если бы не два самых больших исключения - слишком низкое место в нем русских и слишком высокое - северокавказских народов.

Миграционный прирост положителен для большинства народов. Но особенно он велик (относительно) у армян, таджиков, азербайджанцев, осетин, грузин и лезгин. Если у народов Закавказья - это продолжение старых тенденций, подстегнутое межнациональными конфликтами и экономическим кризисом, то для таджиков - это почти исключительно следствие гражданской войны на родине, ведь у других среднеазиатских народов наблюдался или отток из России или слабый приток в нее. Славянским народам миграция лишь частично компенсирует естественную убыль. И только для двух народов из этого списка - евреев и немцев - это было десятилетие массовой эмиграции. Для армян, напротив, это было десятилетие массовой иммиграции. В результате армяне, которых десять лет назад в России было почти столько же, сколько евреев, теперь по численности почти на 600 тысяч превосходят евреев.

Но для большинства народов динамику численности определяет естественное движение (если оставить в стороне ассимиляционные процессы). Разумеется, такая динамика численности повлияла и на национальную структуру страны в целом.

2. Конституционные основы национальной политики в РФ


Нормы принятых в последние годы Законов ("О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации"; "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока"; "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" и другие) регулируют культуру, экономику, права собственности. Однако председатель Комитета Государственной Думы по делам национальностей IV созыва Е. Трофимов отметил, что Законом N 122-ФЗ "было выхолощено все, что касается финансовой поддержки, особенно федеральных национально-культурных автономий", "а Водный и Земельный кодексы выхолостили это (права на землю и природные ресурсы на территориях традиционного проживания. - А.Ю.) до конца".

Тревогу ряда аналитиков вызывает тот факт, что Концепция государственной национальной политики, которая должна была быть по поручению Президента откорректирована, "зависла". А параллельно ей продвигается в качестве основополагающего Закон "Об основах государственной политики в сфере межэтнических отношений в Российской Федерации".

Данный Закон именуют базовым законом, но существует реальная угроза "этнического перекоса" в законодательстве, регулирующем национальную политику. Замена "государственной национальной политики" "государственной политикой в области межэтнических отношений" может оказаться не просто сменой терминологии, но выхолащиванием содержательной стороны национальной политики, сведением всего спектра национального развития и взаимодействия к узкой нише собственно межэтнических отношений и этнокультурного развития.

Прослеживается связь таких подходов с доминированием мультикультурных конструктивистских дискурсов в отечественной науке и публицистике.

Так, ряд авторов резко негативно относятся к использованию самого термина "нация" и этнической основе данного понятия. "Одновременное использование слова "нация", - пишет, например, А. Кустарев, - как синонима понятий "государство", "народ", "республика", "общество", "общественность" и, по первоначальному смыслу, как синонима всех понятий, относящихся к этногенетическим общностям ("родичи", "племя", "раса"), мешает адекватному пониманию всей связанной с этим проблематики". "Понятие "нация" слишком репрессивно, то есть навязывает обществу и индивиду определенные практики, эффективность которых для общественного блага сомнительна или даже негативна. Неопределенность и эмоциональная нагруженность этого понятия позволяют легко им манипулировать в расистских, ксенофобских и репрессивных риториках. Разумнее всего было бы вообще изъять его из обращения - "забыть о нации", как выразился Валерий Тишков".

Попытаемся понять логику данной позиции. Избавляясь от понятия нации в этногенетическом смысле, "отменяя" этничность как архаику, фактически целый класс политических проблем объявляется несуществующим. Так, например, это проблемы разделенных наций (русской, осетинской, лезгинской), проблемы статуса русского языка и русскоязычных соотечественников. Соотечественники в рамках этой логики становятся просто невидимыми, превращаясь из дискриминируемых меньшинств и диаспор в материал для гражданских наций в обществах с сильными этнократическими тенденциями. "Забыть о нации" означает на практике забыть об этих и других проблемах.

В качестве противоположного примера можно назвать политику Венгрии, Китая, Франции, ряда других государств, которые тщательно поддерживают связи с этническими соотечественниками, в законодательном порядке сохраняют их представительство в органах власти, нередко, независимо от гражданства, укрепляют связи соответствующих этнических диаспор с родиной. Практическая польза от такой политики, как показывает международный опыт, слишком высока, чтобы ее можно было игнорировать.

Еще одной актуальной задачей государственной национальной политики является нейтрализация этнических партий, этнократических тенденций в политической жизни.

Этнонационализм, будучи в настоящее время относительно маргинальным политическим явлением, пытается компенсировать собственную слабость повышенной агрессивностью, спекуляцией на реальных проблемах, ошибках и упущениях государственной национальной политики, всячески этнизируя любую проблему.

Тревожит, что этничность сегодня осознается и рассматривается почти исключительно с точки зрения скрытых в ней угроз единству России и предпосылок этнических конфликтов. Представляется своевременным рассмотрение и другой стороны этничности: как конструктивного культурного, морального и политического ресурса развития страны.


3. Достижения, проблемы и приоритеты современной национальной политики РФ


3.1 Взаимодействие между федеральным центром и национальными автономиями: правовые принципы и практика


В то же время обострившаяся в науке и публицистике полемика по национальной проблематике далеко не всегда проясняет проблемы и разницу в подходах. Но она, несомненно, является индикатором осознания значимости национальной проблематики, стремления различных идейных течений и политических сил отстоять собственные интерпретации ситуации, оценки и варианты разрешения проблем.

В этой ситуации далеко не простой является задача синтеза различных подходов. Подход к выработке политики не должен становиться однобоким, превращаться в догматический отказ от многовариантности, в навязывание упрощенных решений-схем.

Не менее важной для политической практики является задача не завязнуть в спорах об определении понятий "национализм", "нация", "этнос", "цивилизация", "империя", "национальное государство". Речь идет не о пренебрежении к теории или ключевым понятиям науки, но о вреде противостояния сторонников разных научных школ, которые вполне способны конструктивно сотрудничать.

Такая постановка задачи носит методологический характер. Она дает возможность выявить плюсы и минусы каждого варианта политики, понять, с какими трудностями сталкиваются принимаемые политические решения, законотворчество, политическая практика в сфере межнациональных отношений.

Необходимо показать связь разных истолкований этнополитических реалий, способов категоризации и приоритетов целеполагания в процессе выработки и проведения государственной национальной политики.

Целесообразно разведение разных классов проблем в проблемном поле текущей этнополитической ситуации.

1. Собственно этнические проблемы, связанные с воспроизводством и развитием этнокультурного своеобразия народов России. Строго говоря, этнические или межэтнические отношения и конфликты - это взаимоотношения наций и народов в своем этнокультурном своеобразии. На межличностном уровне межэтнические отношения в строгом смысле проявляются тогда, когда люди позиционируют себя как "этнофоры" - носители системных этнокультурных качеств. Криминальные по содержанию столкновения, например, не являются "межэтническими конфликтами" лишь потому, что конфликтующие уголовники принадлежат к разным национальностям. Нередко ярлык "этнический" прикрепляется к явлениям, в которых этническая определенность общностей и личностей не играет роли.

Этнический аспект могут иметь и проблемы засилья в СМИ или в детских передачах западной культурной продукции, замаскированной под детские передачи и издания рекламы. Глобализация в информационной сфере может деформировать каналы и механизмы передачи и воспроизводства в социуме этнических, традиционных культурных ценностей. Обостряется угроза этническому воспроизводству в ситуации, когда для поколения детей образы героев традиционных сказок, былин, песен перестают быть значимыми конструкциями менталитета и идентичности.

В ситуации глобализации, информационной революции информационные каналы, начиная с содержания школьных учебников и кончая сюжетами компьютерных игр, становятся не менее значимым этническим транслятором, нежели во времена Пушкина сказки, рассказанные маленькому поэту его няней Ариной Родионовной. Как считают многие эксперты, прочность национальной идентичности становится крайне важным конкурентным преимуществом, определяющим будущее положение и статус государств и наций в мире.

Представляется, что острота полемики вокруг введения курса "Основы православной культуры" вызвана именно вопросом: должна ли государственная школа быть институтом воспроизводства цивилизационной и национальной идентичности либо она должна быть институтом, встроенным в глобализационные денационализирующие проекты, которые размывают формирование этнической идентичности, блокируют передачу этнических ценностей? Один из отцов объединенной Европы мондиалист Ж. Аттали, прогнозируя появление "глобальных кочевников", которым национальные корни, культурные традиции, государственные лояльности не нужны, уверял, что "новый человек будет свободен от каких бы то ни было "ограничивающих влияний".

Таким образом, этничность может быть рассмотрена и оценена не только как рудимент, но и как важный элемент становления наций и народов. Этническое развитие в современных условиях не есть только консервация этнической архаики, но сохранение преемственности, воспроизводство проверенных временем ценностей, институтов, практик.

Для малых народов, ведущих образ жизни, основой которого являются традиционные формы хозяйствования, вопрос сохранения собственной этничности особенно актуален.

этнический национальный государственный политика

3.2 Проблемы регионального сепаратизма и национализма. Истоки и пути разрешения чеченского конфликта


Исследование сепаратизма следует начать с анализа основных воззрений на данный феномен в политико-правовой науке.

Под сепаратизмом (от фр. separatisme - отдельный) в юридической науке, как правило, понимается "стремление отделиться, обособиться; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования или за предоставление части страны автономии". Сходная точка зрения бытует и за рубежом. Так, например, в рамках американской политико-правовой школы получила признание точка зрения, в соответствии с которой под сепаратизмом понимается "выход социальной группы и занимаемой ею территории из-под юрисдикции государства, частью которого она является".

На наш взгляд, сепаратизм является особой формой политико-правовой девиации и, таким образом, представляет собой отклоняющееся от общепринятых, получивших закрепление в правовых нормах и одобряемых большинством населения принципов и норм взаимного сосуществования и совместного проживания на единой территории. Девиантный характер сепаратизма с точки зрения юридического аспекта данного понятия выражается в таких его свойствах, как нелигитимность и противоправность.

Противоправность сепаратизма предполагает его характеристику в качестве "поведения, отклоняющегося от действующей юридической нормы, судебной практики или прямо такую норму нарушающего".

Оставаясь неизменным по идеологическому содержанию и противоправным по смыслу и юридической оценке, сепаратизм может осуществляться в разных формах. Причем противоправная и антиобщественная природа данного явления позволяет охарактеризовать деятельностные формы его реализации как экстремистские (от лат. exstremus - крайний), так как сам фактор противоправности той или иной поведенческой формы подразумевает "крайность" методов и способов достижения постулируемых целевых установок. Характерной чертой экстремистских форм сепаратизма являются методы и способы, носящие характер уголовно наказуемых деяний: возбуждение национальной, расовой, или религиозной вражды (ст. 282 УК РФ); организация массовых беспорядков (ч. 1 ст. 212 УК РФ); захват заложников (ст. 206 УК РФ); насильственный захват или насильственное удержание власти (ст. 278); действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя (ст. 278 УК РФ), вооруженный мятеж (ст. 279 УК РФ), широкий круг преступлений против жизни и здоровья и т.д. При этом наибольшую социальную опасность представляют акции экстремистских организаций, осуществляемые в форме террористических актов (ст. 205 УК РФ), а также развязываемые ими "войны за независимость" и различного рода "национально-освободительные движения", нередко оборачивающиеся для представителей наций, отличных от тех, к которым принадлежат "борцы за независимость", геноцидом (ст. 357 УК РФ).

В современном мире целью экстремистской деятельности чаще всего выступает политико-территориальное обособление. Именно интенция к "своей" обособленной территории, являющейся материальной основой жизнедеятельности социальной общности, характеризует сущность современных экстремистских движений. Это дает основания охарактеризовать большинство из них как сепаратистские. Таким образом, сепаратизм и его экстремистские проявления имеют своей целью достижение территориальной независимости, т.е., по сути, государственного суверенитета, для конкретно-определенной этнической или религиозной общности. Причем достижение этой цели осуществляется вопреки интересам других этнических и конфессиональных групп.

Экстремизм как сложный политико-правовой феномен может носить различную идеологическую окраску. Прежде всего выделяют этнический и религиозный экстремизм.

В последние годы в Российской Федерации значительно актуализировалась проблема исламского экстремизма. Связано это как с внутренними факторами, породившими политическую нестабильность и сепаратистские тенденции в регионах, где ислам традиционно является доминирующей религией (юридическая суверенизация национальных субъектов Федерации, экономическая нестабильность, проблема занятости, резкое падение уровня жизни, идеологический вакуум и т.д.), так и с внешним воздействием со стороны государств и организаций, заинтересованных в дестабилизации политической ситуации на территории всей России и в отдельных ее регионах.

Деструктивная роль экстремистских проявлений национально-этического и религиозного сепаратизма определяется тем, что последние часто являются решающими факторами в разжигании межэтнических и межрелигиозных конфликтов.

В этом смысле межэтнический (межрелигиозный) конфликт является крайней формой острых противоречий между людьми разных национальностей (разной конфессиональной принадлежности), коренящихся в объективных закономерностях экономического, исторического и политического характера. При этом одной из таких закономерностей является обусловленность нормального развития культурной общности (этнической или религиозной) материальными факторами, к числу которых прежде всего относится обособленная территория. Поэтому "предметом межнационального конфликта с точки зрения права могут быть как территории, так и различные элементы правового статуса представителей той или иной национально-этнической группы, их имущественные и неимущественные права".

Завершая анализ этнорелигиозной природы сепаратизма и экстремизма, а также межнациональных и межрелигиозных конфликтов как крайних проявлений сепаратистских интенций, следует сделать вывод о том, что многонациональный и многоконфессиональный состав российского общества объективно продуцирует этнические и религиозные конфликты, в качестве одной из форм разрешения которых политическими лидерами, строящими свои программы на постулатах сепаратизма и экстремизма, предлагается и, по всей видимости, будет предлагаться пересмотр существующих границ и выделение из России тех или иных территорий. Сложившаяся ситуация предопределяет необходимость выработки эффективной государственной программы противодействия сепаратизму, разработки действенной нормативно-правовой базы, основу которой должны составить соответствующие принципы, закрепленные на уровне основ конституционного строя современной России.

Предлагаются два пути решения проблемы урегулирования чеченского конфликта: первый - дать Чечне независимость и второй - оставить Чечню в составе России на определенных условиях. На наш взгляд, первый путь сложнее, чем второй. Почему?

Юридические сложности. Они возникнут в связи с юридическим оформлением независимости Чечни. Не существует законодательной базы для данных действий. Кроме того, не было и прецедентов подобного рода.

Сложности, связанные с сепаратистами. Чеченские сепаратисты не пойдут на независимость без выдвижения условий со своей стороны. Они будут требовать компенсаций, передачи собственности и т.д.

Не ясно, с какого момента считать Чечню независимой. Если считать Чечню независимой с того момента, когда она была провозглашена таковой сепаратистами, то в этом случае Россия вела войну с независимым государством. Следовательно, возникнет вопрос о компенсациях за нанесенный войной ущерб. К тому же Россия в данном случае будет выступать в качестве агрессора.

Международные осложнения. Если Чечня получит независимость, то будет создан нежелательный прецедент в международном праве. Проблема сепаратизма свойственна не только России, но и другим странам. Факт получения Чечней независимости вызовет немедленную реакцию на территории бывшего СССР, а также и во всем мире.

Сложности, связанные с построением отношений между Россией и независимой Чечней. Так или иначе Россия вынуждена будет строить отношения с Чечней, т.к. она расположена непосредственно рядом с Россией, входит в круг ее интересов и в дальнейшем может стать источником нестабильности.

Сложности восприятия независимости Чечни российским обществом. Среди прочих возникает, в частности, вопрос: за что воевали и гибли российские граждане.

Оставаясь субъектом Российской Федерации, Чечня может иметь все функции, присущие независимому государству, за некоторыми исключениями (армия, внешняя политика). Предметы ведения, согласно Ст.71 Конституции РФ, и предметы совместного ведения, определяемые Ст.72, могут передаваться в ведение субъекта федерации (Ст. 78, п. 2).

Чечня должна будет платить налоги, но при этом никто не ограничивает размера дотаций ей. Самой Чечне, на наш взгляд, выгоднее оставаться в составе России, т.к. это практически ни в чем ее не ограничивает, дает выгоды в виде федеральных дотаций. У Чечни не возникнет проблем международного характера, финансирования, а также проблем, связанных с восстановления разрушенного в ходе военных действий хозяйства.


3.3 Проблемы миграции и ксенофобии в РФ


На сегодняшний день миграционные процессы приобретают особую актуальность не только в контексте мощного источника привлечения дешевой рабочей силы. Как показали последние события в Косово, Франции и Дании, неконтролируемая массовая международная миграция чуждых по культуре и языку людей может повлечь за собой межэтнические и межконфессиональные противоречия и дестабилизировать общество.

История знает немало примеров, когда массовая этническая миграция выступала в роли значимого инструмента геополитики и впоследствии ставила под угрозу территориальную целостность принимающей страны.

В этой связи положение нашей страны в контексте длительного периода депопуляции, огромных масштабов нелегальной миграции и нарастания этнических и межконфессиональных конфликтов вызывает большие опасения. Так, по данным ФМС России, численность нелегальных мигрантов, находящихся в стране в 2007 г., составила 5 - 7 млн. человек. Несмотря на значительное снижение масштабов, это по-прежнему огромная цифра. Нелегальная миграция является питательной средой для теневой экономики, коррупции, национальных анклавов и преступных группировок. По данным МВД России, число преступлений, совершенных иностранцами, неуклонно растет и за 15 лет выросло в 130 раз. В 2007 г. иностранцами совершено 50,1 тыс. преступлений, из них более 90% приходится на выходцев из СНГ. Около 14% трудовых мигрантов, прибывающих в Москву, являются носителями опасных инфекций: СПИДа, туберкулеза, гепатита и т.д. За счет трансфертов происходит значительная утечка капиталов за рубеж. Кроме того, по отношению к мигрантам постоянно растут антипатия и ксенофобия со стороны российского общества. За первую половину 2007 г. число совершенных против иностранцев преступлений составило 7,9 тыс.

Активно растут проявления русофобии и этнических конфликтов в отдельных субъектах Южного федерального округа. Особую тревогу вызывают процессы обезлюдения в приграничных и стратегически важных регионах России, обусловленные длительной депопуляцией и оттоком населения в экономически благополучные регионы России. Особые опасения связаны с Дальним Востоком. Взамен постепенно "вымывающемуся" русскому населению противопоставляется масштабная миграция китайцев из приграничных районов, что с учетом официальных претензий на 1 млн. кв. км российской территории и перенаселением Китая является прямой угрозой для суверенитета дальневосточных районов России.

Все это может в любой момент буквально "взорвать" российское общество, поставить под вопрос территориальную целостность и безопасность страны. От осознания и решения этих вопросов во многом зависит дальнейшее существование нашего государства. В противном случае афоризм Бернарда Шоу о том, что "единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков", будет отнесен и к России.

Заключение


Современная этнополитическая ситуация в Российской Федерации представляет собой систему проблем и противоречий разного уровня, остроты и сложности, разрешить которые призвана государственная национальная политика.

Создана правовая основа государственной национальной политики, действуют нормы, обеспечивающие межнациональное и межэтническое равноправие. Приняты основополагающие законодательные акты, устанавливающие гарантии прав коренных малочисленных народов, национальных меньшинств, защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни этнических общностей, совершенствуется языковое законодательство, созданы правовые основы этнокультурного развития народов России и т.д.

Но в целом вопросы этнического развития и межэтнических отношений не являются наиболее острым вызовом стабильности этнополитической ситуации в стране, направлением работы государственных органов и ведомств.

Сепаратизм является особой формой политико-правовой девиации и, таким образом, представляет собой отклоняющееся от общепринятых, получивших закрепление в правовых нормах и одобряемых большинством населения принципов и норм взаимного сосуществования и совместного проживания на единой территории. Девиантный характер сепаратизма с точки зрения юридического аспекта данного понятия выражается в таких его свойствах, как нелигитимность и противоправность.

Нелегитимность сепаратизма обусловливается неприятием ценностных детерминант и целевых установок сепаратистского характера большей частью населения страны.

Многонациональный и многоконфессиональный состав российского общества объективно продуцирует этнические и религиозные конфликты, в качестве одной из форм разрешения которых политическими лидерами, строящими свои программы на постулатах сепаратизма и экстремизма, предлагается и, по всей видимости, будет предлагаться пересмотр существующих границ и выделение из России тех или иных территорий. Сложившаяся ситуация предопределяет необходимость выработки эффективной государственной программы противодействия сепаратизму, разработки действенной нормативно-правовой базы, основу которой должны составить соответствующие принципы, закрепленные на уровне основ конституционного строя современной России.


Список использованных источников и литературы


1.Балаян Г. Сепаратизм: его содержание и особенности в России // Федерализм. 2001. № 3.

2.Белоусов В., Белоусов М. Актуальные проблемы реализации политики федерального Центра на Северном Кавказе // Власть. 2001. № 2.

.Бочарников И. Основные направления противодействия сепаратизму в РФ // Власть. 2008. № 11.

.Геллнер Э. Нации и национализм // Вопросы философии. 1989. № 7.

5.Горовиц Д. Ирредентизм, сепаратизм и самоопределение // Национальная политика в Российской Федерации. М., 1993. С. 147.

.Горовиц Д. Л. Структура и стратегия этнического конфликта // Власть. 2007. № 2.

.Гревцов Ю.И. Социология права. Курс лекций. СПб., 2001. С. 252.

8.Давитатзе М.Д. Деятельность органов внутренних дел в условиях межнациональных конфликтов: Монография. М., 1999. С. 10.

9.Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М., 1996.

.Касьяненко М.А. Криминальная политика государства в области национальных отношений // Безопасность бизнеса. 2011. N 3. С. 57-65.

.Кустарев А. Нация: кризис проекта и понятия // Pro et Contra. 2007. N 3(37). С. 71 - 72.

.Рыбаковский Л.Л. Концепция миграционной политики России в свете ее национальной безопасности // Миграционное право. 2010. N 3. С. 9 - 12.

13.Юсуповский А.М. Стратегические проблемы национального развития: к сравнительному анализу приоритетов государственной национальной политики // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. N 4. С. 56-60.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



Похожие статьи