Перспективы развития школьного географического образования. Современный этап развития методики обучения географии. Место географии и естественно-научных курсовв начальной школе будущего

География

Основное общее образование

Среднее общее образование

Современное географическое образование в школе: вопросы и ответы

Издательский дом «Первое сентября» провел вебинар, посвященный будущему географического образования в России. Его участниками стали Виктор Дронов, доктор географических наук, академик ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», автор учебников по географии корпорации «Российский учебник», научный сотрудник Центра социально-гуманитарного образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», руководителя федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по географии Вадима Барабанова и заведующего кафедрой «Экономическая и социальная география имени академика РАО В.П. Максаковского» МПГУ Александра Лобжанидзе.

В этом году в ходе выступления на заседании попечительского совета Русского географического общества президент Владимир Путин призвал вернуть уроки географии во все классы средней и старшей школы, впервые была проведена Всероссийская Проверочная работа по географии среди учащихся 10 или 11 классов. В экспертных кругах все чаще стали обсуждать вопросы географического образования школьников

Естественные науки в качестве объекта изучения представляют собой физическую среду, давно разделяемую с географией, которая имела прядь физической географии, не связанную с изучением развития людьми природных возможностей. Антропное действие представлено как неотъемлемая составляющая среды из первой части программы, которая сегодня, у двух дисциплин имеет общую концепцию среды антропизации, но они применяют ее в разных пространственных масштабах, В географии окружающая среда всегда присутствует, независимо от уровня класса, но как составная часть территорий.

Пути повышения качества географического образования

Сегодня в числе актуальных решений - увеличить количество часов по предмету в 5-6 классах. Виктор Павлович Дронов, доктор географических наук, академик ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», автор учебников по географии объединенной издательской группы «ДРОФА-ВЕНТАНА», которая входит в корпорацию «Российский учебник» , отмечает: увеличения часов по географии ждать не следует, в том числе, потому что эти часы неоткуда брать. Содержание предмета сложно ужать в формальные и временные рамки. Решением проблемы можно считать дополнительные формы получения знаний, а именно - выход в так называемую «зеленую школу».

Концепция экосистемы учитывает взаимодействие между живыми видами и между ними и абиотическими компонентами окружающей среды. Подобно университетским исследованиям, использование этой концепции в значительной степени превысило ее сферу происхождения и вводится в школьную географию по программе второй. Этот импорт соответствует глубокому обновлению содержания этого и приводит к ослаблению разграничения между физической географией и географией человека и появлением системного подхода к антропогенной среде.

География, однако, имела концепцию геосистемы, которая является частью принадлежности экосистемы, но отличается тем, что ее подход менее биоцентрирован и масштабы времени и пространства шире. По той же причине концепция экосистемы больше не проявляется в текущих программах географии. В науках о жизни и на Земле он остается в колледже, программы средней школы продвигаются к гораздо более экспериментальному подходу.

«Существует система, к которой сейчас идет весь мир: на уроках дается только самое главное, а остальные знания подаются с помощью множества других видов деятельности в различных форматах. Количество часов в этом случае всегда жестко ограничено», - рассказывает Виктор Дронов.

Ландшафт также присутствует в обоих дисциплинах, но его более длинная и более сложная история относительно автономна по отношению к этим двум справочным наукам. Описательная и натуралистическая точка зрения, концепция ландшафта заключалась в создании французской географии. Ландшафт задумывается с точки зрения его развития обществами и как среда обитания. Это инструмент для решения проблемы моделирования, способ введения внешней геологии и показать взаимодействие между природой горных пород и проточной водой.

Действие человека учитывается, когда оно вызывает эксплуатацию горных пород или изменение циркуляции поверхностных вод. Традиционный географический анализ, который разбивает ландшафт на последовательные планы, постепенно уступает место идентификации единиц ландшафта, основанных на их типе развития. Кроме того, объяснения расходятся. Например, местоположение лозы и мест обитания будет объясняться эндогенными элементами, такими как природа горных пород, топография, гидрографическая сеть. В географии анализ является многоканальным: если присутствует местный контекст, подчеркивается региональный и глобальный контекст.

Реализация системно-деятельностного подхода

Важно, чтобы ученик был успешен в деятельности и увлечен предметом. Отмечается, что сегодня средства обучения приобрели достаточно большое значение. Однако в современной географии необходимо использовать и геоинформационную систему (ГИС), без которой само существование географии на данном этапе невозможно. Не стоит забывать, что одна из главных функций географии - применять полученные навыки в жизни.

Каждый из них был в свое время ресурсом для другого. Его простое присутствие недостаточно для установления синергии между их учением. «Давая центральное место изучению организации и практики территорий обществами, а также устойчивому развитию готовит студентов к тому, чтобы стать ответственными субъектами на своей территории и в мире». В шестой, пейзаж будет приближаться менее как символ типа региона или пространства, чем как место жизни. Затем он сильно связан с понятием пространства, понимаемого как пространство, работаемое художниками.

Роль электронных форм учебников в географическом образовании

Педагоги и эксперты в области географического образования сходятся во мнении: у электронных форм учебников достаточно большой потенциал. Однако данный формат материала должен быть методически отобран. Эксперты отмечают, что применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроках и обучение полезным технологиям поможет педагогам сделать урок более деятельностным, эффективным и интересным.

Это множество дисциплинарных подходов может способствовать развитию критического мышления и независимого суждения. Это восприятие обусловлено несколькими фильтрами: некоторые из них специфичны для каждого человека, а другие строятся школьными предметами. Фуресом, позволяет думать о дисциплинарных подходах в трансдисциплинарной перспективе. Виктор, он понимает область знаний как неоднородную: согласно заданному вопросу мобилизованные знания могут поступать из нескольких дисциплинарных областей, таких как интеграция неакадемических знаний.

Экология как самостоятельный предмет

По мнению педагогов, в мировой практике экологическое образование реализуется как метапредметное, поскольку его сложно отделить от биологии, географии, химии и ОБЖ. Основное назначение географии - учить взаимоотношению человека и окружающей среды. Специалисты отмечают, что экология возможна только как составная часть общей географической культуры - ученики узнают на уроках о взаимодействии общества и природы, о возможных подходах улучшения экологического состояния окружающей среды в результате хозяйственной деятельности человека.

Такой подход позволяет противостоять им, обсуждать их, а также структурировать производство новых знаний в школе. В этой перспективе обычные повседневные ландшафты являются наиболее эффективными, потому что они несут вопросы, связанные с выбором развития. Актеры развития этой территории и, в частности, ратуша Кугны в настоящее время ищут средства выделения ее по сравнению с другими соседними пригородными районами, чтобы развивать свою экономическую привлекательность и укреплять связи между населением и его местом жизни.

Это сложное пространство скрывает два основных момента виноградной лозы: несколько участков виноградных лоз, связанных со старой фермой, которая стала пунктом продажи органических продуктов и улучшения виноградных ноу-хау и постановки виноградных лоз и бочек на кольцевой развязке, въезжающей в город. В колледже такие элементы ландшафта позволяют поставить дисциплины на службу опроса, касающегося условий жизни и местного развития. Таким образом, эти ссылки на виноградную лозу могут быть точкой опоры, чтобы изменить способ, которым студенты смотрят на свою территорию: расположены на окраине города, они поощряют их видеть за пределами пространства, которое они посещают ежедневно; кроме того, резко контрастируя с ландшафтом пери-урбанизации, которая их окружает, они позволяют им подвергать сомнению причину их присутствия.

Суть концепции географического образования

Сейчас мы находимся на стадии, когда формируются пути развития школьной географии, уже разработана и находится на утверждении Концепция географического образования. Первые попытки определить стратегию развития географического образования были 17-18 лет назад, когда была разработана Концепция школьного образования, рассчитанная на 12 лет. Поскольку многое изменилось, формы подачи учебного материала требуют переосмысления. Концепция посвящена тому, как будет развиваться география в новых условиях.

Книги и отдельные разделы в книгах

География дает представление о новых функциях пригородных сельскохозяйственных анклавов, которые имеют небольшую экономическую активность, но помогают установить связь между вновь поселенным населением и местом их проживания. Приходы и события между дисциплин и поставленный вопрос предполагают синергию программ соответствующих дисциплин, которые могут быть созданы на одном уровне, но также должны быть включены в учебную программу ученика. Эта ситуация предполагает подчеркивание связей, которые должны быть установлены между дисциплинами и уровнями класса, что представляет собой новую дидактическую проблему.

Лобжанидзе А.А.

к. г. н., МПГУ, Президент РАУГ

Современный этап развития
школьной географии в России

Современное развитие школьного географического образования в России затрагивает пять ключевых проблем.

Проблема первая место географии в учебном плане. В новом учебном плане, который был принят в 1998 году, изменилось место географии в образовательных областях. Школьная география входила в две образовательные области “физическая география” в естественные дисциплины, “экономическая география” в общественные дисциплины. Это не означает сокращения времени на изучение природы России и мира. Перенос географии в область общественных дисциплин усиливает внимание к изучению вопросов географии населения, географии хозяйственной деятельности. Особое внимание уделяется проблеме взаимодействия человека и окружающей среды.

Задачи географического образования

Вопрос о «мостах» между дисциплинами лежит в основе нынешнего мышления об образовании в интересах устойчивого развития и в более широком плане в плане общего ядра, которое отображает «желание осмыслить основную школьную культуру, поставив студенческой точки зрения и построения необходимых мостов между дисциплинами и программами». Связанная с местными районами, которые являются объектами обучения в колледже, эта цель относится к построению отношения к пониманию жизненного пространства и развитию возможностей для участия в местных проблемах.

Новый учебный план предусматривает обязательное изучение географии в VI X классах по 2 часа в неделю. В старшей школе, в X XI классах предусматривается выбор факультативных курсов: “Глобальная география”, “Геология”, “Картография”, “Медицинская география”, “Лес и человек”. Таким образом, новый учебный план обеспечивает необходимое для современной географии временное пространство и отвечает требованиям современной науки.

Для этого основополагающим является установление диалога между школьными предметами по социальным вопросам. Он должен основываться на общих концепциях или концепциях, таких как ландшафт. Чтобы заставить их работать, нужно знать историю их распространения между дисциплинарными полями, чтобы понять эпистемологические рамки, в которых они вписаны, и которые определяют дисциплинарные точки зрения, которыми они являются носителями. Но дидактический вопрос выходит за рамки простого дисциплинарного кроссовера: речь идет о включении дисциплинарных уроков на службу образовательным и гражданским целям.

Однако позиции географии не так стабильны, как может показаться на первый взгляд. Переместившись из области “естественные науки” география освободила свое традиционное место для таких предметов как “естествознание” и “экология”. Основную роль в этих предметах играет биология, а географии принадлежат лишь сервисные функции. В области “общественные науки” позиции географии теснят такие предметы как “экономика” и “обществознание”. География как интегральная наука легко находит области взаимодействия, как с естественными, так и с общественными науками, но главная опасность для современной географии заключается в том, что она может потерять свой предмет изучения.

Это трансдисциплинарное измерение нарушает школьную традицию и изменяет статус дисциплин, которые должны перейти от логики присвоения посылок или методов знания к логике вклада в цели, которые превосходят их. Это создает два основных вопроса для дидактических исследований.

Под междисциплинарностью мы подразумеваем поддержку учебных тем одним или несколькими школьными предметами, каждый из которых приносит собственное освещение. Под трансдисциплинарностью мы подразумеваем вклад одного или нескольких школьных предметов в образовательную задачу, которая выходит за рамки дисциплинарной логики обучения.

Проблема вторая внутренняя структура школьной географии. Географическое образование должно обеспечить познание Земли на трех уровнях: глобальном, региональном и локальном. Соотношение масштабов изучения глобальных и региональных проблем в географии является весьма дискуссионным. Сегодня, географическая общественность в нашей стране обсуждает разнообразные концепции географического образования. Общепризнанно, что среди приоритетов современного географического образования комплексный подход в изучении территории, историко-культурный и эколого-экономический.

Наряду с устоявшимися компонентами содержания географического образования можно выделить некоторые новые тенденции:

    сближение природной и социально-экономической составляющей в изучении территории;

    увеличение времени на изучение этнографических особенностей народов Земли, усиление внимания к географии культуры;

    усиление внимания к географии человека и человеческой деятельности;

    увеличение времени на изучение географии ближайшего окружения (области, района, города или поселка);

Структура современной школьной географии в России включает четыре основных курса: VI класс “Земля как планета”, VII класс “Физическая география мира”, VIII и IX класс “География России: природа, население и хозяйство”, X класс “Экономическая и социальная география мира”. В настоящем виде структура школьной географии достаточно полно обеспечивает картину научного знания о Земле. Однако авторы ряда концепций справедливо указывают на необходимость реформы географического образования в российской школе. Вопрос лишь в том, насколько реформы должны быть радикальны и стремительны?

Опыт реформ в российской экономике показывает, что излишний радикализм и высокие темпы реформ не всегда имеют позитивный результат. Школа достаточно консервативный организм, поэтому реконструкция школьного географического образования должна идти постепенно. Тем более что на радикальные трансформации в нашей кризисной экономической ситуации просто нет средств!

Проблема третья стандарт географического образования. Стандарт в полном, окончательном виде в России не принят. Опубликован лишь необходимый минимум содержания. В таком виде он в основном требует умения отвечать на вопрос: “Что надо знать?” и в меньшей степени на вопрос: “Что нужно уметь?” . Оценка успеха российских школьников складывается в основном из воспроизведения знаний, хотя в большинстве европейских стандартов превалирует деятельностный аспект. “Географию в практическую деятельность!” вот девиз современного географического стандарта.

Особое внимание при формировании российского стандарта необходимо уделить соответственно его европейским требованиям, прежде всего в области деятельностного подхода и межпредметного взаимодействия. Приоритетными направлениями в деятельности должны стать: умение пользоваться различными географическими картами, умение анализировать и обобщать статистическую информацию, сформулировать тему географического исследования и подготовить презентацию его результатов.

Российской школьной географии необходимо усилить социальную и экологическую составляющую во взаимодействии с другими дисциплинами. В области межпредметного взаимодействия ключевыми темами для географии должны стать: “Человек”, “Окружающая среда”, “Природные ресурсы и хозяйственная деятельность”, “Глобальные проблемы человечества”. Школьная география в России как можно дальше должна отойти от идеологического пресса. Вместе с тем, не надо впадать в две крайности: ложного патриотизма или напротив космополитизма. Необходимо научить школьников видеть место своей страны в мире и роль мирового сообщества в развитии своей страны.

Проблема четвертая учебник по географии и географический атлас. Российские школьные учебники по географии традиционно хороши с точки зрения содержания, т.е. количества фундаментальных знаний, которые они хотят сообщить. Российские атласы также отличало глубокое содержание, но они грешили полиграфией и были плохо иллюстрированы. Сегодня удалось решить эту проблему, атласы стали богато иллюстрированы, повысился уровень их полиграфии.

В современной российской школе появились альтернативные учебники и атласы , разрушена монополия отдельных авторов и издательств. Так, например, уже сегодня в курсе VI класса 3 учебника и 3 атласа, VII класса 4 учебника и 3 атласа, в курсе географии России 6 учебников и 4 атласа.

В 1998 году, при поддержке международных финансовых структур объявлен конкурс на учебники , которые будут изданы в 2000 году. Для каждого курса географии представлено на конкурс 5-6 различных проектов. В написании учебников сложились определенные научные школы: географические факультеты Московского и Нижегородского Педагогических Университетов, Московского и Санкт-Петербургского Университетов. Представили свои работы и отдельные авторы.

Одной из ключевых проблем является сохранение высокого уровня географического образования при самом широком плюрализме подходов к написанию учебников. Необходимо сохранить “географический стержень” в учебнике географии, а не шарахаться от истории географических открытий к популярной экологии. География должна иметь свой предмет изучения!

Другой проблемой является правильно организованный методический аппарат учебника. Во многих новых учебниках авторы увлекаются содержанием, то есть превалирует желание “рассказать” как можно больше интересного. Но учебник не энциклопедия. Учебник это, прежде всего, грамотно организованная система заданий для самостоятельного изучения школьниками нового материала. В этой связи вновь возрастает роль иллюстраций, карт, схем и таблиц.

Третья проблема финансовая. Необходимо проводить жесткий отбор учебников, атласов и учебных пособий, которые действительно отвечали бы в полной мере содержанию географического образования, что способствовало бы рациональному использованию материальных средств на их публикацию. К сожалению, в условиях дикого российского рынка главную роль играет не преимущество содержания, а коммерческая выгода. Главным индикатором качества этой продукции должен стать учитель географии, что порождает пятую проблему.

Проблема пятая педагогическое мастерство учителя географии. Это наиважнейший элемент процесса географического образования. Можно создать блестящий стандарт и написать блестящий учебник, но главным транслятором этих идей для ученика остается учитель.

В условиях экономического кризиса учитель наименее социально-защищенная категория населения, что порождает ряд проблем.

Во-первых, в основной массе учителя люди среднего и пожилого возраста, что снижает уровень вводимых инноваций в образование. Во-вторых , в школу пришла большая армия людей, не имеющих не только географического, но и педагогического образования. Эта группа учителей незнакома в полной мере с основами методики географического образования. В-третьих , повышение квалификации учителей географии практически свернуто из-за отсутствия средств. Основная масса учителей не имеет возможности приобретать новые методические пособия.

Однако многие учителя проявляют творческий подход в изучении предмета. Результатом их работы стали победы учеников на Всероссийской олимпиаде по географии и третье место на всемирной олимпиаде в США. Думаю, что EVROGEO могло бы стать инициатором проведения европейской олимпиады по географии, что позволило бы выработать единство подходов к географическому образованию. Российские учителя широко открыты к участию в международных проектах, в рамках европейской программы TEMPUS.

Материальная база большинства школ не отвечает требованиям стандарта. Что еще раз свидетельствует об ограничении резкого введения инноваций в школьную географию. Положительным является развитие систем компьютерных центров, разработка мультимедийных образовательных программ, использование компьютерной сети “Internet”, прежде всего в крупных городах России. Важно повернуть сознание большинства учительства к необходимости использовать эти передовые технологии.

Российская Ассоциация Учителей Географии ставит своей задачей участие в разрешении этих ключевых проблем современной школьной географии.

Маркова А.С.

ИПКРО г. Челябинск

Некоторые проблемы географического образования.

В настоящее время Россия находится в переходном периоде, без которого невозможен перевод страны с одной модели развития (в основу которой был положен закон опережающего роста производства средств производства) на другую модель устойчивого социально-экономического и экологического развития. Естественна для этого периода и неустойчивость, и нестабильность, непредсказуемость, и незрелость большинства социальных процессов, а также разрушение системы ценностей, что является процессом закономерным и неизбежным. Назрела необходимость и уже происходит смена парадигм, в том числе и парадигмы образования. Осознание этого происходило одновременно с осознанием необходимости изменения характера общества. Общество переходного периода пока не в состоянии четко сформулировать свой заказ, но указать направление в образовании, в том числе и географии оно смогло (процесс стандартизации). Наша задача - конкретизировать его, но, помня, что это будет временная парадигма, предложенная только на переходный период, ограниченная рамками этого переходного этапа и пониманием необходимости ее немедленной смены при переходе на модель устойчивого развития.

Исходя из всего изложенного, следует выделить ряд проблем школьного географического образования.

    определение места географии в школьном учебном плане, если эта проблема и не решена в Федеральном базисном учебном плане, то обозначена. География - основной школьный предмет федерального компонента и ее нельзя исключать из учебного плана.

    определение структуры и содержания школьной географии. Эта проблема наиболее сложна и существенна. Образовательная область "Земля" - определяет лишь структуру базового содержания всей географии и требования к подготовке учащихся. Необходима также стандартизация учебных курсов географии и учебных программ.

    экологического образования - одна из важнейших задач школы. В настоящее время, в связи с резким ухудшением экологической ситуации, необходимо дать ученикам глубокие экологические знания, а также сформировать ответственное отношение к природе, привить навыки осознанной экологической культуры. В значимости всего этого никого уже убеждать не надо. Одно из средств решения экологических проблем страны - это экологическое образование всего населения, в том числе и школьников. К сожалению, в педвузах подготовке будущего учителя в этом плане уделяется, с нашей точки зрения, недостаточное внимание. А с введением новых планов эта проблема еще более обострится, хотя только тот может хорошо научить, кто сам владеет предметом.

Элементы экологических знаний в школьном курсе географии необходимо включать, используя принципы доступности и научности, с шестого класса. Опыт работы показывает, что этот материал должен быть очень продуман и тщательно взвешен. На каждый негативный пример должен быть приведен положительный. Более широко и непосредственно с неблагополучной экологической обстановкой России и своей территории учитель знакомит учеников в девятом классе.

Для усиления экологического образования ученика следует с нашей точки зрения в преподавании курсов географии в 8-9 классах особо выделить тему "Экологические проблемы России", отдав на изучение ее не менее 5 учебных часов. Основные вопросы содержания темы:

Знакомство с источниками эколого-географической информации. Географическая среда - сфера взаимодействия природы и общества. Зависимость здоровья человека от окружающей среды. Основные направления рекреационной географии. Возрастание использования природных ресурсов на современном этапе (этапе экономических реформ и кризиса). Виды воздействия на ландшафт. Понятие "загрязнение", классификация видов загрязнения по характеру загрязнителей (механическое, физическое, химическое, биологическое). Антропогенные ландшафты, их классификация по происхождению. Экологические проблемы как результат нерационального природопользования, пренебрежение эколого-географическим прогнозом. Кроме рационального и нерационального природопользования необходимо введение и такого понятия как "охрана и оптимизация природной среды". Природоохранное законодательство РФ. Охраняемые природные территории (заповедники, заказники, национальные парки), охраняемые природные объекты, памятники природы на территории РФ и Челябинской области.

Правила личного природоохранного поведения в повседневной деятельности и быту. Роль биосферы в жизни природы и человека. Виды антропогенного воздействия на биосферу. Охрана биосферы. Зональные экосистемы. Выявление причинно-следственных связей и факторов формирования экосистем. Характеристика их. Знакомство с проблемами освоения Севера и поиск путей их решения. Причины возникновения, сущность и возможные пути решения экологических проблем. Например: Невской губы, Байкала, зоны БАМа, Челябинской области.

Роль конструктивной географии в предотвращении нежелательных последствий вмешательства человека в природу. Знакомство с понятием "Антропоэкосистемы". Выделение антропоэкосистем в пределах, например, Челябинской области, моделирование различных путей их развития.

Паневина Г.Н.,

Методист Хабаровского краевого ИППК

Место географии и естественно-научных курсов
в начальной школе будущего

Современная начальная школа все активнее наступает на основную, включая школьные дисциплины: география, история, естествознание, пробуя раннее изучение физики, химии. Начальная школа поспевает маленькими шагами за семимильным развитием современного ребенка. Нынешний дошкольник и младший школьник уже не тот «почемучка», который был 15-20 лет назад. На него обрушивается большой, разнообразный поток информации, который подается не только словом, но и наглядными образами, причем в занимательной форме телеигры. Наверное, поэтому школьные пропедевтические курсы постепенно утратили свое назначение и значение.

Но является ли целесообразным введение отдельных предметов естественно-научного содержания в начальную школу? Ведь младший школьник еще не имеет целостной картины окружающего мира для того, чтобы изучать его отдельные составляющие. Думается, в будущей начальной школе должен существовать интегрированный курс, формирующий естественнонаучную картину мира. Он должен поддержать потребность ребенка в познании окружающего мира, сформировать устойчивый интерес к будущему изучению различных наук, подготовить к работе с учебной книгой. Не все современные курсы в начальной школе отражают своим названием заложенное содержание. Например, география Казакова – это историческая география; география Свириденко – астрономия и биогеография; естествознание – рассказы о природе и т.д. Выделенные в отдельные предметы начальной школы курсы предлагают мозаичные картинки. При этом создается иллюзия легкости изучения, или наоборот, непонимания содержания предмета. Происходит формирование ощущения либо полного знания предмета, либо недоступности его для школьника, что одинаково негативно отразится на изучении предмета в среднем звене.

В сложившейся ситуации, было бы целесообразно предложить младшим школьникам не набор картинок окружающего мира, а начальные курсы этих предметов: начальный курс географии, начальный курс биологии, астрономии и т.д. Но необходимо помнить, что одночасовые курсы не дают желаемого результата, т.к. школьники забывают изученный материал через 2-3 дня, если его не повторяют. Увеличить начальные курсы до2-х часов нет ни финансовой, ни физической возможности. Более реальна перспектива создания интегрированного курса. Один из вариантов был разработан автором в 1993г. и получил название «Моя Земля», хотя бы мог называться и землеведением. Рассчитан он на 4-5 лет обучения с 1-го класса по 2-3 часа в неделю. С 1994г. идет его апробация и совершенствование, как по содержанию, так и по учебно-методическому обеспечению. Безусловно, и сегодня он еще далек от конечного продукта, но по оценкам учителей, учеников, родителей, мы на правильном пути. Данный курс позволяет развивать ребенка, учит видеть мир единым и относиться к нему не как к среде обитания человека, а как к общему дому, в котором уютно, тепло, красиво, комфортно всем населяющим планету существам.

В ходе апробации программы формируется УМК. Созданы рабочие тетради для учащихся, тематическое, поурочное планирование, отобран материал для учебного пособия. Безусловно, начальной школе необходима учебная книга, т.к. младшие школьники работают в основном с художественными текстами, дополненными иногда научно-популярными отрывками. Но если ученик не обучен работать с учебным текстом, то в среднем звене мы наблюдаем резкое снижение успеваемости детей. В средней школе ему приходится работать с 3-4 учебниками, обобщать, систематизировать, анализировать содержание, работать с определениями понятий, отделять основной материал от пояснительного и дополнительного, самостоятельно находить примеры, подтверждающие главную мысль,

И второе, при подведении итогов года обычно анализируются количественные результаты. Именно интегрированный курс, с географическим ядром, позволяет работать над развитием младшего школьника и дает возможности отслеживать его через определенные задания и упражнения, используя «критерии оценки развития младших школьников».

Будет ли называться интегрированный курс «Моя Земля», естествознание, землеведение или как-то еще, главное, чтобы по своей значимости, он не уступал ни математике, ни русскому языку.

Петрова Н.Н.

зав. лабораторией географического

образования ИОСО РАО, к.п.н.

О новых подходах к содержанию школьной географии

I. Цели и задачи . В основу разработки новых подходов к содержанию школьной географии были положены:

а) требования к общеобразовательной подготовке школьников;

б) познавательные интересы учащихся;

в) стремление создать целостную географическую картину мира.

Основная цель географического образования в основной школе (VI-IX классы) определяется формированием правильных пространственных представлений учащихся о природных, социальных и экономических системах Земли от планетарных до локальных. При этом каждая ступень обучения имеет свои задачи.

II. Характеристика содержания . Содержание строится с позиций единства географии в логике взаимодействия и взаимообусловленности небесного, земного и человеческого начал нашей планеты. Такой подход позволяет интегрировать содержание курсов физической, экономической и социальной географии на уровне создания комплексных курсов. Методологической основой конструирования таких курсов являются традиционные понятия, законы и методы географической науки.

Такие понятия, как географическая оболочка, географическая среда, географическая зона, географический комплекс являются интегральными. Они характеризуют определенные связи и сочетания природных, социальных и экономических явлений и процессов на определенной территории.

Законы географической зональности и целостности, а также идея комплексного географического страноведения и районирования также позволяют осуществлять комплексный подход к изучению территорий разного ранга.

Картографический метод-второй язык географии. Умение свободно пользоваться планом, картосхемой, картой необходимы каждому образованному человеку, и должны формироваться во всех курсах географии индуктивно.

В основу отбора содержания положены следующие принципы и подходы: исторический, антропоцентризма, краеведческий, практический.

Исторический подход позволяет раскрыть:

а) исторические этапы развития географической науки;

б) деятельность выдающихся ученых и путешественников;

в) историю развития природы Земли.

Принцип антропоцентризма отражает общую тенденцию гуманизации образования, повышения приоритета общечеловеческих ценностей. Такой подход позволяет сделать содержание предмета социально значимым, полезным для учащихся. Особое внимание обращается на изучение бытовых и культурных особенностей населения, ремесла, костюмы, жилище, письменность, религиозные особенности. По-новому рассматриваются вопросы адаптации человека и его хозяйственной деятельности к природным условиям разных географических зон Земли, экологические проблемы. Постоянно подчеркивается неразрывная связь и взаимообусловленность материальной и духовной культуры народов.

Краеведческий подход. Региональный компонент содержания географического образования дает большие возможности для изучения своего края. В результате этого разработаны и вышли в свет разнообразные региональные программы, учебники, атласы и другие методические пособия, которые часто по объему перекрывают федеральные курсы. В этой связи разработана оптимальная структура краеведческого материала, а главное - подчеркивается комплексная основа его содержания.

Практическая направленность обучения . В содержании школьной географии практический компонент должен занимать не менее 20% содержания. Особое внимание обращается на краеведческий практикум, включающий практические работы на местности, а также экскурсии и походы.

Сохранение позиций географии в учебном плане при интенсивном наступлении на нее естествознания снизу, экологии и экономики сверху возможно на основе укрепления позиций единства географии в ее структуре и содержании, а также принципов и подходов: исторического, антропоцентризма, краеведческого, практического.

Мир после кризиса основные гуманитарные тенденции становления в XXI веке концепции культуры развития человека, общества и цивилизации Для обсужденияДокумент

Введение. Всеобщая востребованность новой глобальной концепции развития XXI века, ориентированной на правду, справедливость, доверие и ответственность

  • Одавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции / Москва, 19-20 ноября 2008г

    Документ

    Проблемы и перспективы преподавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции /(Москва, 19-20 ноября 2008г.

  • Политико-правовой процесс в отечественном образовании 1801-1917 гг

    Автореферат диссертации

    Защита состоится 25 марта 2010 г. в 11 часов на заседании Диссертационного Совета Д 008.013.01 по присуждению ученой степени доктора наук в Учреждении Российской академии образования «Институт теории и истории педагогики» по адресу: 129626, г.



  • Похожие статьи