Правовые основы учреждения и деятельности предприятия. Организация правовой работы на предприятии

Образование новых предприятий и расширение действующих предопределяются следующими факторами:

 наличие неудовлетворенного спроса на какую-то продукцию (работы, услуги);

 наличие ресурсов, необходимых для организации производства данной продукции;

 уровень развития науки, техники и технологий на соответствующем товарном рынке (в соответствующей отрасли производства).

Определяющим фактором является наличие спроса на продукцию. Если продукция предприятия не будет пользоваться спросом, то она останется нереализованной, а затраты не её изготовление – неоплаченными, т. е. предприятие не получит прибыли и не сможет вернуть вложенные капиталы и разорится.

Любая организация (предприятие) создаётся путём учреждения. Процесс учреждения как коммерческой, так и некоммерческой организации заключается в следующем:

во-первых, собственник (собственники, учредители) принимает решение о создании организации (предприятия). Кроме того, предприятие может быть создано в результате принудительного разделения другого предприятия в соответствии с действующим антимонопольным законодательством РФ;

во-вторых, разрабатываются учредительные документы, предусмотренные ГК РФ для соответствующей организационно-правовой формы юридического лица (устав, решение о создании или договор учредителей, общее положение об организации);

в-третьих, осуществляется государственная регистрация.

Предприятие (юридическое лицо) действует на основании устава, либо учредительного договора. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав – утверждается его учредителями (участниками)

Учредительные документы разрабатываются самими собственниками (учредителями), которые для этих целей могут привлекать на договорной основе консультационные юридические фирмы или отдельных специалистов.

В учредительных документах юридического лица должны содержаться обязательные сведения: наименование юридического лица (с отражением организационно-правовой формы); место его нахождения (юридический адрес, телефон и т.п.); порядок управления деятельностью организации; предмет и цели деятельности; другие сведения, предусмотренные законом для соответствующего вида и организационно-правовой формы юридического лица.

Порядок государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности определён федеральным законом. Для регистрации предприятия его учредители лично или по почте представляют в орган, осуществляющий регистрацию (регистрационную палату) определённые документы.

В соответствии с законодательством РФ юридическое лицо или физическое лицо, зарегистрированное как субъект предпринимательской деятельности (фирма), может осуществлять любые виды деятельности (один или несколько), предусмотренные его уставом и не запрещенные законом.

Отдельные виды деятельности могут выполняться только государственными предприятиями (оговорено специальными законами – производство оружия, наркотиков, драгоценных металлов, орденов, медалей и др.) или (в том числе и строительная деятельность) только на основании специального разрешения – лицензии. Лицензия – разрешение, право на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. В соответствии с законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Организация (предприятие) самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на выпускаемую продукцию и на основе заключённых с потребителями (заказчиками), соисполнителями (субподрядчиками) и поставщиками материально-теxническиx ресурсов договоров, контрактов, соглашений.

Цены и тарифы на продукцию и услуги организация устанавливает самостоятельно или на договорной основе. В отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, устанавливаются договорные цены, в частности, – на производство строительно-монтажных работ. Государство регулирует цены и тарифы на продукцию (услуги) предприятий-монополистов.

Финансовые ресурсы организаций образуются за счёт:

 прибыли;

амортизационных отчислений;

средств от продажи ценных бумаг (акций, облигаций);

паевых и иных взносов иx участников, членов трудового коллектива, граждан, других организаций и предприятий;

кредитов и других законных поступлений.

Организация как юридическое лицо имеет право открывать расчетные и другие счета в любом коммерческом банке . Она несёт ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины и, если не выполняет свои обязательства по расчётам, то может быть признана неплатежеспособной (банкротом) – в соответствии с законом о банкротстве.

Предприятие имеет право самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность . Все валютные взаимоотношения с государством регулируются законами. Валютная прибыль после уплаты налогов в бюджеты (федеральный и местный) используется организацией самостоятельно.

Взаимоотношения фирмы с работниками регулируются трудовым кодексом РФ и строятся на основе коллективных и трудовых договоров. Формы, системы и размер оплаты труда работников и другие иx доходы фирма устанавливает самостоятельно, но при этом должна обеспечивать минимальный размер заработной платы, устанавливаемый федеральным законом.

Любая организация обязана вести бухгалтерскую и статистическую отчётность и, в соответствии с ГК РФ, публиковать данные о своей деятельности. За искажение отчётности должностные лица организации несут административную, материальную и уголовную ответственность. Государственные органы (налоговые, антимонопольные, природоохранные и др.) могут периодически проверять деятельность предприятий.

За нарушение своих обязательств и правил предпринимательской деятельности организации несут ответственность.

М. В. Лобов, директор юридической службы ОАО «Уралмашзавод»

Правовая работа на предприятии направлена на правовое обеспечение производственно-хозяйственной деятельности юридического лица, целью которой является реализация уставных задач, полное и своевременное выполнение договорных обязательств.

В ходе реализации определенных учредительными документами задач юридические лица взаимодействуют с органами государственной власти и местного самоуправления (в том числе надзорными и контролирующими). Одним из направлений правовой работы является обеспечение защиты прав и интересов предприятия в рамках данных отношений.

При ведении хозяйственной деятельности важное значение имеют отношения между предприятием в лице администрации и трудовым коллективом. Урегулирование этих отношений составляет существенную часть правовой работы.

Как правило, в осуществлении правовой работы задействованы все структурные подразделения предприятия. Однако главное место отводится юридической службе как самостоятельному специализированному структурному подразделению хозяйствующего субъекта, призванного заниматься вопросами сугубо правового характера.

Юридическая служба – самостоятельная функциональная служба предприятия, оказывающая правовую помощь руководителям, администрации и подразделениям предприятия в разрешении вопросов, связанных с применением законодательства.

Единственным нормативным актом, регулирующим правовое положение юридической службы на предприятии, на сегодняшний день является постановление Совета Министров СССР от 22 июня 1972 г. «Об утверждении общего положения о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения» (в ред. постановлений Совмина СССР от 4 декабря 1980 г. № 1124, 1 декабря 1987 г. № 1367, с изм., внесенными постановлением Совмина СССР от 21 декабря 1990 г. № 1332, решением Верховного Суда РФ от 27 декабря 2000 г № ГКПИ 2000–1409).

Указанный правовой акт не отменен, однако большинство предписаний «Общего положения» устарели и не соответствуют тем условиям, в которых сегодня функционируют юридические отделы на предприятиях. В связи с этим регламентация деятельности юридической службы должна осуществляться путем принятия локальных нормативных актов (положения о службе, должностных инструкций).

1. Структура юридической службы на предприятии обусловлена, прежде всего, направлениями ее деятельности.

Существуют два подхода к организации работы юридической службы:

1. Каждый работник задействован в работе по всем направлениям деятельности. Такой подход обеспечивает взаимозаменяемость работников, позволяет им получить разносторонний практический опыт.

2. Работники юридической службы разделены на группы (отделы), каждая из которых ведет определенную категорию дел. При такой организации работы существенным образом снижается взаимозаменяемость работников в рамках всей службы, однако каждый работник приобретает большую квалификацию в рамках своего направления.

Представляется, что если первый подход более приемлем для небольших предприятий, которые не могут содержать большой штат юристов, то второй актуален для крупных организаций, способных обеспечить работу нескольких юрисконсультов по каждому направлению (в этом случае не возникает проблема взаимозаменяемости).

Рассмотрим каждое из направлений деятельности юридической службы:

1. Обеспечение выполнения договорных обязательств.

Данное направление складывается из договорной и претензионно-исковой работы.

Договорная работа – совокупность действий по составлению, рассмотрению, заключению, контролю за исполнением договоров, разработке и принятию локальных нормативных актов, регулирующих данную деятельность.

Первоочередной задачей при осуществлении договорной работы является подготовка и внедрение локального нормативного акта, в котором регулируется порядок заключения договоров, определяются функции каждого из структурных подразделений организации, в том числе и юридической службы.

Наличие такого документа (например, Положение о договорной работе) позволит упорядочить процедуру заключения договоров и согласования их условий. В Положении о договорной работе целесообразно закрепить следующие моменты:

– компетенция каждого структурного подразделения по заключению договоров;

– какие подразделения и в каком порядке участвуют в согласовании условий того или иного договора;

– ответственность каждого подразделения за согласование определенных условий договора;

– сроки согласования условий договора;

– порядок учета и хранения договорной документации;

– порядок проведения проверок соблюдения Положения;

– перечень условий, которые в обязательном порядке должны быть включены в договор;

типовые формы договоров.

Как показывает практика, применение типовых форм договоров положительным образом сказывается на качестве договорной работы. Типовые формы разрабатываются юристами предприятия и, следовательно, содержат условия, в максимальной степени защищающие его интересы. Кроме того, условия типовых форм заранее согласовываются со всеми заинтересованными подразделениями, в связи с чем отпадает необходимость в согласовании условий каждой конкретной сделки. Это значительно упрощает процедуру заключения договоров на предприятии, повышает оперативность договорной работы.

Обычно типовые формы договоров не используются при заключении сделок, имеющих существенное значение для предприятия (договоры на крупные суммы, договоры с наиболее перспективными контрагентами, сделки, связанные с выходом на новые рынки). В таких случаях текст договора разрабатывается под конкретную сделку, с учетом ее индивидуальных особенностей. Для разработки и заключения такого договора целесообразно создавать рабочую группу, в которую помимо юристов входят представители других служб (финансовой, бухгалтерской, производственной и других).

В рамках участия юридической службы в договорной работе на предприятии особое место занимает обучение работников других подразделений основам договорного права.

В процессе заключения договоров у менеджеров зачастую возникают однородные вопросы правового характера. Индивидуальная работа юристов с каждым из них нецелесообразна, поскольку приводит к необоснованным потерям рабочего времени. Более правильным с точки зрения организации правовой работы представляется обобщение данных вопросов и проведение централизованного обучения с последующим тестированием.

Кроме того, обучение может проводиться и по результатам проверок соблюдения Положения о договорной работе на примере выявленных нарушений с разъяснением последствий, к которым такие нарушения могут привести.

Необходимо отметить, что деятельность юристов не должна ограничиваться только договорами. Не менее (а зачастую и более) важное значение, чем сам договор, имеют документы, составляемые в ходе его исполнения (акты приемки продукции и выполненных работ, накладные, счета, документы об оплате, доверенности). Требования к оформлению данных документов должны в обязательном порядке разъясняться работникам предприятия.

Практика показывает, что большое количество вопросов вызывает у работников определение полномочий представителя контрагента на подписание того или иного документа. Это приводит к тому, что документы об исполнении договора часто не принимаются судом при возникновении спора.

Во избежание подобных случаев следует урегулировать в Положении о договорной работе порядок проверки полномочий представителя сторонней организации с указанием документов, которые он должен представить (доверенность, протокол о назначении, устав). Копии этих документов, заверенные подписью представителя и печатью контрагента, должны в обязательном порядке истребоваться и храниться вместе с договором.

Надлежащим образом организованная договорная работа приводит к сокращению случаев нарушения контрагентами своих обязательств и к уменьшению объема претензионно-исковой работы, а также создает предпосылки для успешного разрешения возникающих с контрагентами споров.

Претензионно-исковая работа – совокупность действий организации, ее структурных подразделений и работников по предъявлению и рассмотрению претензий и исков. В ходе осуществлении претензионно-исковой работы происходит урегулирование гражданско-правовых споров, в которых участвует предприятие.

Помимо юридической службы в осуществлении претензионно-исковой работы участвуют и другие структурные подразделения. Так, инициатором предъявления претензии или иска, как правило, выступает специалист, ответственный за исполнение договора. Документы и информация, необходимые для предъявления и рассмотрения претензий и исков, находятся в различных подразделениях (бухгалтерия, финансовая служба и другие). Надлежащее взаимодействие различных подразделений между собой при осуществлении претензионно-исковой работы является важным фактором, определяющим ее результаты. Часто оперативно подготовленный ответ на претензию, основанный на изучении всех имеющихся документов, позволяет избежать судебного разбирательства, а своевременно предъявленной претензии бывает достаточно для понуждения контрагента к исполнению обязательств.

Исходя из этого, организация претензионо-исковой работы должна осуществляться на основании локального нормативного акта (Положения о претензионно-исковой работе). Данный акт должен определять:

– случаи, в которых передача материалов в юридическую службу для предъявления претензии является обязательным;

– условия и порядок передачи материалов в юридическую службу для предъявления претензий (исков) и подготовки ответов на претензии (отзывов);

– сроки исполнения запросов юридической службы о предоставлении дополнительных документов;

– лиц, ответственных за принятие решений о предъявлении, признании, отклонении претензии (иска), заключении мирового соглашения;

– порядок согласования условий соглашения об урегулировании спора;

– порядок и сроки для предъявления претензий (исков);

– требования к форме и содержанию претензий (исков);

– порядок делопроизводства (учет, оформление, хранение поступающих материалов);

– порядок контроля за своевременной передачей материалов в юридическую службу иными подразделениями.

Необходимо установить, что передача материалов для предъявления претензий является обязательной при допущении контрагентом просрочки в исполнении обязательств свыше определенного срока (например, 30 дней), а также в иных случаях (например, поставка продукции ненадлежащего качества).

Особое внимание необходимо обращать на подготовку документов, необходимых для предъявления претензий, связанных с качеством и количеством поступившей продукции. На сегодняшний день стороны часто устанавливают в договоре, что приемка продукции по качеству (количеству) производится в соответствии с Инструкциями Госарбитража СССР №№ П-6, П-7. В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшегго Арбитражного Суда РФ от 22 октября 1997 г. № 18 (п. 14) указанные инструкции применяются в случаях, когда это предусмотрено договором поставки.

Работники предприятия, участвующие в приемке продукции, зачастую действуют с нарушением данных инструкций (весьма сложных для применения), что впоследствии приводит к невозможности доказать факт нарушения контрагентом своих обязательств в суде. Следовательно, необходимо периодически разъяснять работникам положения данных инструкций, требовать их неукоснительного исполнения. В Положении о претензионно-исковой работе целесообразно установить, работники какого структурного подразделения отвечают за выполнение тех или иных пунктов инструкции.

Актуальным является вопрос контроля за своевременностью передачи в юридическую службу материалов для предъявления претензий. Практика показывает, что подразделения-контрактодержатели не всегда должным образом относятся к исполнению данной обязанности. Достаточно эффективным средством контроля является периодическое изучение данных о дебиторской задолженности с указанием момента ее возникновения. Это позволяет определить контрагентов, нарушивших свои обязательства, момент возникновения задолженности и специалистов, не обратившихся в юридическую службу.

Одним из наиболее сложных направлений претензионно-исковой работы является исполнение судебных решений. Для того, чтобы сделать данную работу эффективной, необходимо работать в тесном контакте с подразделениями службы судебных приставов, участвовать в исполнительных действиях, предоставлять транспорт, организовывать присутствие понятых, оказывать другую помощь. Такая работа зачастую носит разъездной характер. С учетом изложенного, представляется целесообразным поручить данное направление деятельности одному работнику юридической службы, который бы сосредоточил на нем все усилия и не привлекался для решения других вопросов.

2. Взаимоотношения с надзорными, контролирующими и иными органами государственной власти и местного самоуправления.

В рамках данного направления юристы участвуют в рассмотрении дел о привлечении предприятия к ответственности за нарушение законодательства (таможенного, валютного, налогового и другого), вырабатывают правовую позицию фирмы, готовят документы для ее подтверждения, обжалуют неправомерные решения, действия и ненормативные акты органов власти и должностных лиц.

В последнее время большое значение приобрели вопросы оформления прав на занимаемый предприятием земельный участок: согласование границ участка, оформление кадастрового плана, согласование условий договора, на основании которого участок передается предприятию. Работники юридической службы должны активно участвовать в данных процессах.

3. Взаимоотношения с трудовым коллективом.

Это направление работы имеет большое значение для крупных предприятий с большим трудовым коллективом. Споры, которые возникают между работниками и администрацией, чаще всего связаны с неправомерным, по мнению работников, привлечением их к ответственности или увольнением. Необходимо отметить, что в таких спорах суды зачастую встают на сторону работника. Поэтому задачей юридической службы, в первую очередь, является профилактика данных споров.

Прежде всего, необходимо создать на предприятии нормативную базу, принять локальные нормативные акты, регулирующие деятельность администрации и работников (коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции). Эти нормативные акты должны достаточно подробно регламентировать деятельность участников трудовых правоотношений и содержать четкие, недвусмысленные формулировки, что впоследствии позволит избежать спорных ситуаций, которые, как правило, возникают при различном толковании сторонами правовых норм.

Важное значение имеет разработка локальных нормативных актов, регулирующих процедуры приема на работу, перевода, увольнения. Соблюдение предписаний, содержащихся в таких документах, позволит избежать нарушений прав работника и законодательства, избежать судебных разбирательств.

Юридическая служба должна обеспечить знание работниками, занятыми решением кадровых вопросов, данных инструкций и неукоснительное их соблюдение.

По итогам состоявшихся судебных разбирательств целесообразной представляется подготовка информационных писем, в которых следует указывать на выявленные в ходе процесса ошибки, допущенные представителями администрации, разъяснять последствия этих ошибок, давать рекомендации по их повторному недопущению.

В завершение следует отметить, что организация правовой работы во многом зависит от специфики деятельности конкретного предприятия, в связи с чем сложно выработать какие-либо общие рекомендации. При решении вопросов организации этой работы от юристов требуется понимание целей, стоящих перед конкретной фирмой.

Организационно-правовая форма предприятия - это институциональный «образ» предприятия, соответствующий действующему законодательству и фиксирующий его хозяйственные возможности, права и обязанности, исходный внутренний порядок и специфические внешние отношения. Организационная форма предприятия - это система норм, которая определяет отношения между партнерами по предприятию, с одной стороны, и отношения этого предприятия с другими предприятиями и физическими лицами, с другой. Клейнер Г.Б. Стратегии бизнеса: аналитический справочник. - М.: «КОНСЭКО»,1998. с. 112.

Порядок создания и деятельности предприятий в различных организационно-правовых формах регулируется Гражданским кодексом (ч.1, гл. 4, ст. 50, 66-115), законами о хозяйственных товариществах и обществах, учредительными документами предприятий. В соответствии с Гражданским кодексом РФ, предприятия могут создаваться в форме хозяйственных товариществ (полное товарищество и товарищество на вере), хозяйственных обществ (общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество), производственных кооперативов, унитарных предприятий.

Организационно-правовой формой туристической фирмы «ВыбиРАЙ» будет общество с ограниченной ответственностью (ООО), уставной капитал которого будет разделен на доли, определенные учредительными документами. Форма ООО наиболее отвечает целям и задачам предприятия. Участниками общества могут быть граждане и юридические лица, причем участники не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков в пределах стоимости внесенных вкладов.

Для текущего руководства создается исполнительный орган, что позволяет оперативно решать управленческие задачи. Ведение дел осуществляется в соответствии с принятым решением исполнительного органа и не регламентировано законодательством. Требование 50%-ной оплаты уставного капитала на момент регистрации предприятия не является слишком жестким для фирмы такого масштаба и может быть удовлетворено внесением вклада в виде производственного оборудования. Кроме того, возможна реорганизация общества с ограниченной ответственностью в акционерное общество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив. Садеков Р.Н. Порядок регистрации общества с ограниченной ответственностью // Право и экономика № 2, 2008. с.13.

Общество с ограниченной ответственностью обладает правом собственности на закрепленное за ним участниками в процессе создания имущество, а участники приобретают обязательственные права к обществу. В соответствии с Федеральным законом от 8 февраля 1998г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (с изм. и доп. от 21 марта 2002г.), участники общества вправе:

Участвовать в управлении делами общества в порядке, установленном Федеральным законом № 14-ФЗ и учредительными документами общества;

Получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерской отчетностью;

Принимать участие в распределении прибыли;

Продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале общества либо ее часть одному или нескольким участникам данного общества в порядке, предусмотренном уставом общества;

В любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников;

Получить в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.

ООО «ВыбиРАЙ» является юридическим лицом, основной целью которого является извлечение прибыли и распределение ее между участниками. ООО «ВыбиРАЙ» - это туристическое предприятие, самостоятельный хозяйственный субъект с правами юридического лица, осуществляющий продвижение и реализацию услуг туристам, а также другие виды вспомогательной хозяйственной деятельности, не запрещенные законодательством и предусмотренные его Уставом.

Общество с ограниченной ответственностью «ВыбиРАЙ» учреждено лицами: Иванова И.И., Петрова П.П. Уставной капитал Общества разделен на две доли (Учредительным договором). Участники ООО не отвечают по обязательствам Общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 8 августа 2001г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) туроператорская и турагентская деятельность подлежит обязательному лицензированию. Такой же порядок закреплен и в статье 5 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Положения о лицензировании туроператорской и турагентской деятельности утверждены постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002г. N 95. В них приведены критерии, которым должна соответствовать турфирма, чтобы получить лицензию, а также перечень документов, необходимых для получения лицензии.

Начнем с требований к турфирме (они перечислены в п. 4 Положений о лицензировании туроператорской и турагентской деятельности).

Во-первых, у фирмы-туроператора не менее 30 процентов работников, состоящих в штате, должны иметь высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма (для турагентов этот показатель снижен до 20%) либо стаж работы в туризме не менее пяти лет (для турагентов - три года). Отдельное требование предъявляется к руководителю турфирмы. Он должен иметь высшее, среднее специальное или дополнительное образование и стаж работы в области туризма не менее пяти лет (при руководстве фирмой, занимающейся турагентской деятельностью, - три года).

Во-вторых, работникам турфирмы необходимо повышать квалификацию не реже одного раза в три года.

В-третьих, у фирмы должен быть сертификат соответствия туристских услуг требованиям безопасности (c 1 июля 2003 года, согласно Федеральному закону от 27 декабря 2002г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», обязательная сертификация предусмотрена только для продукции, а не для услуг).

В-четвертых, работники турфирмы обязаны предоставлять туристам исчерпывающую информацию об особенностях выезда, въезда и пребывания в иностранном государстве, о специфике поведения во время поездки. В том числе о необходимости уважения местных традиций и обычаев, бережном отношении к культурному наследию и окружающей среде и других правилах пребывания в каждой конкретной стране.

В-пятых, оказывать услуги туристам фирма может только после того, как с клиентом заключен договор.

И, наконец, клиентам надо предоставлять информацию о режиме работы турфирмы, ее местонахождении, наличии лицензии, фамилии, имени и отчестве должностных лиц.

Чтобы получить лицензию (максимальный срок, на который она выдается, - пять лет), турфирма должна представить в это министерство следующие документы (они перечислены в п. 5 Положений о лицензировании туроператорской и турагентской деятельности):

  • - заявление, указав в нем наименование, организационно-правовую форму и местонахождение турфирмы, а также вид деятельности, которой она планирует заниматься (туроператорской, турагентской или же сразу двумя);
  • - копии учредительных документов и копию документа, подтверждающего, что сведения о турфирме занесены в Единый государственный реестр юридических лиц (если копии документов не заверены нотариусом, они представляются с предъявлением оригинала);
  • - копию свидетельства о постановке турфирмы на налоговый учет;
  • - документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение заявления о выдаче лицензии (размер этого сбора установлен в ст. 15 Закона о лицензировании);
  • - копии документов, подтверждающих, что квалификация работников турфирмы соответствует лицензионным требованиям;
  • - информацию о наличии у турфирмы на праве собственности или на ином законном основании зданий и помещений, используемых для осуществления туроператорской (турагентской) деятельности, с указанием наименования и иных реквизитов документов, на основании которых турфирма использует эти помещения.

Решение о предоставлении или отказе в предоставлении лицензии должно быть принято лицензирующим органом в течение 60 дней с того момента, когда турфирма обратилась с соответствующим заявлением. Это закреплено в пункте 2 статьи 9 Закона о лицензировании. И если будет принято решение выдать турфирме лицензию, то ей придется уплатить лицензионный сбор, размер которого составляет 1000 руб. (ст. 15 Закона о лицензировании).

Так же необходимо сделать до начала работы предприятия - изготовить круглую печать предприятия. На печати должны присутствовать следующие реквизиты: внешний круг: Общество с ограниченной ответственностью. г. СПб; внутренний круг: Нарвский проспект, д. 22,; надпись в центре: туристическое агентство «ВыбиРАЙ».

Предприятие является целостным, обособленным производственно-хозяйственным организмом и осуществляет различные виды деятельности. Это производственная деятельность, внедрение достижений науки и техники, прием на работу, подготовка и переподготовка кадров, реализация готовой продукции, финансовая и непромышленная деятельность (строительство, эксплуатация и ремонт жилых домов, сооружений; ведение подсобного хозяйства), решение социальных вопросов.

Все виды деятельности предприятия обеспечиваются общностью входящих в него подразделений по характеру выполняемых функций, имеющегося имущества; деятельности по единому плану, ведению единого учета и отчетности; финансовых ресурсов, выполнения обязательств.

Необходима четкая, согласованная работа всех подразделений и работников, выполнение приказов, распоряжений, требований законодательства, устава (учредительных документов), правил внутреннего распорядка.

Независимо от формы собственности, собственник, по своему усмотрению, может совершать любые действия в отношении принадлежащего ему имущества, если они не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц и не наносят ущерба окружающей среде. В собственности может быть любое имущество в неограниченных размерах. Право собственника совершать над ним любые действия (приобретать, отчуждать, передавать, перерабатывать и др.), кроме исключений, предусмотренных законодательством.

Общество законодательно вынуждено предъявлять определенные требования к деятельности предприятия. Юридическая основа регулируется рядом правовых актов: Налоговым и Трудовым кодексами, рядом Федеральных законов: о рекламе, о защите прав потребителей, о качестве и безопасности пищевых продуктов, о несостоятельности (банкротстве), о техническом регулировании и др.

Требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, устанавливаются государственными стандартами, санитарными и ветеринарными правилами и нормами.

Текущая деятельность предприятия регулируется Уставом. Это документ, содержащий сведения об организационно-правовой форме (собственности), наименование, юридический адрес, предмет и цель деятельности, размер уставного капитала, о составе предприятия, порядке управления и ликвидации.

Важным документом, определяющим взаимоотношения владельцев (администрации) предприятия и наемного персонала по организации производства, процесса и условий труда, его оплаты, является Коллективный договор. Заключать договор ежегодно должны владельцы (администрация) и профсоюзные организации.

Формой реализации коммерческой деятельности предприятия является сделка. Для надлежащего исполнения обязательств сделки стороны, участвующие в сделке купли-продажи готовой продукции, сырьевых и материальных ресурсов на отечественном и зарубежном рынке заключают договор.

Договором признается соглашение двух или нескольких сторон (юридические или физические лица) об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами. Последующие изменения правил, кроме специальных случаев, не изменяют условий заключенного договора.

В хозяйственных отношениях важную роль играют обязательства, в силу которых стороны (например, должник и кредитор) обязаны совершать определенные действия и требовать их надлежащего исполнения в соответствии с условиями договора, положений законодательства, а при отсутствии таковых в соответствии с обычаями делового оборота или иными требованиями. Исполнение обязательств подкрепляется специальными мерами (неустойка, залог, поручительство и др.).

Имущественные и хозяйственные права и обязательства предприятий определены в Гражданском кодексе Российской Федерации, где изложены права предприятий по владению, пользованию и распоряжению имуществом в зависимости от формы собственности, основы создания предприятия, порядок его ликвидации и реорганизации, права и обязанности в области учета и отчетности, а также ответственность за нарушение договорных обязательств и требований к качеству продукции.

Предприятия при осуществлении деятельности должны соблюдать законы, правовые нормы, постановления. В процессе хозяйственных взаимоотношений (с поставщиками, покупателями, банками) необходимо соблюдать условия договоров, обеспечивать их исполнение и при необходимости применять экономические санкции (неустойки, пени, штрафы).

Переход от одной формы общественного развития и управления государством к другой всегда отличается нестабильностью экономики, появлением новых организационных форм, обострением борьбы за рынок и выживание в сфере бизнеса. Появляется угроза банкротства предприятий и вероятность их ликвидации.

Вопросы для самопроверки

  • 1. Что понимается под предприятием? Его роль в экономике страны.
  • 2. Назовите задачи предприятия при организации его деятельности.
  • 3. По каким признакам классифицируют предприятия?
  • 4. В чем особенность и роль малых предприятий в экономике?
  • 5. Чем определяется ответственность сторон, заключивших договор купли-продажи?


Похожие статьи