Развитие танка PzKpfw III. Рабочие места экипажа танка Pz.III История создания и производства

Не так давно завершилась реставрация немецкого танка Pz.III, о процессе которой у нас есть небольшой фотоотчет: . А теперь давайте заглянем внутрь и посмотрим на рабочие места экипажа танка.


2. Экипаж PzKpfw III состоял из пяти человек: механика-водителя и стрелка-радиста, находившихся в отделении управления и командира, наводчика и заряжающего, размещавшихся в трёхместной башне.

3. Внизу фотографии, слева, расположено место механика-водителя, справа внизу стрелка-радиста. Между ними установлена коробка передач.

4. Место механика водителя. Смотровая щель имеет бронешторку с несколькими положениями, хорошо видна на фотографиях снаружи. Серым окрашены бортовые фрикционы, благодаря которым танк поворачивает.

5. Место стрелка-радиста.

6. Вид на боевое отделение с места механика-водителя. Серым внизу окрашен трансмиссионный тоннель, внутри которого расположен карданный вал, передающий крутящий момент двигателя на коробку передач. В боковых шкафчиках находились укладки снарядов. Башня трёхместная.

7. Прицел наводчика. Справа казённая часть орудия с проштампованным годом изготовления, 1941.

Фотограф: Моисеенков Андрей.

Выражаем благодарность сотрудникам Центрального музея бронетанкового вооружения и техники за содействие в фотосъемке.

Современные боевые танки России и мира фото, видео, картинки смотреть онлайн. В данной статье дается представление о современном танковом парке. В его основу положен принцип классификации, используемый в наиболее авторитетном на сегодняшний день справочнике, но в несколько измененном и улучшенном виде. И если последний в своем первозданном виде еще можно встретить в армиях целого ряда стран, то другие уже стали музейным экспонатом. И всего-то в течение 10 лет! Идти по стопам справочника Jane’s и не рассматривать эту боевую машину (весьма кстати любопытную по конструкции и ожесточенно обсуждаемую в свое время), составлявшую основу танкового парка последней четверти XX века, авторы посчитали несправедливым.

Фильмы про танки где до сих пор нет альтернативы этому виду вооружений сухопутных войск. Танк был и, вероятно, надолго останется современным оружием благодаря возможности сочетать в себе такие, казалось бы, противоречивые качества, как высокая подвижность, мощное вооружение и надежная защита экипажа. Эти уникальные качества танков продолжают постоянно совершенствоваться, а накопленные за десятилетия опыт и технологии предопределяют новые рубежи боевых свойств и достижений военно-технического уровня. В извечном противостоянии «снаряд - броня», как показывает практика, защита от снаряда все более совершенствуется, приобретая новые качества: активность, многослойность, самозащищенность. В то же время снаряд становится более точным и мощным.

Русские танки специфичны тем, что позволяют уничтожить противника с безопасного для себя расстояния, имеют возможность совершать быстрые маневры по бездорожью, зараженной местности, могут «пройтись» по территории, занятой противником, захватить решающий плацдарм, навести панику в тылу и подавить врага огнем и гусеницами. Война 1939-1945 гг стала наиболее тяжелым испытанием для всего человечества, так как в нее были вовлечены почти все страны мира. Это была битва титанов – ют самый уникальный период, о котором спорили теоретики в начале 1930-х и в ходе которого танки применялись в больших количествах практически всеми воюющими сторонами. В это время проходила "проверка на вшивость" и глубокое реформирование первых теорий применения танковых войск. И именно советские танковые войска все это затронуто в наибольшей степени.

Танки в бою что стали символом прошедшей войны, становым хребтом советских бронетанковых войск? Кто и в каких условиях создавал их? Каким образом СССР, потерявший большую часть своих европейских территорий и с трудом набиравший танки для обороны Москвы, смог уже в 1943 г выпустить на поля боев мощные танковые соединения?На эти вопросы призвана дать ответ эта книга, повествующая о развитии советских танков "в дни испытаний", с 1937-го по начало 1943 г. При написании книги использованы материалы архивов России и частных коллекций танкостроителей. В нашей истории был период, который отложился в моей памяти с каким-то гнетущим чувством. Он начался с возвращения наших первых военных советников из Испании, а прекратился только в начале сорок третьего, – рассказывал бывший генеральный конструктор САУ Л. Горлицкий, – ощущалось какое-то предгрозовое состояние.

Танки второй мировой войны именно М. Кошкин, чуть ли не подпольно (но, конечно, при поддержке "мудрейшего из мудрых вождя всех народов"), смог создать тот танк, что спустя несколько лет повергнет в шок немецких танковых генералов. И мало того, он не просто создал его, конструктору удалось доказать этим глупцам-военным что именно его Т-34 нужен им, а не очередной колесно-гусеничный "автострадник. Автор находится на несколько иных позициях, которые сформировались у него после знакомства с предвоенными документами РГВА и РГАЭ. Поэтому, работая над этим отрезком истории советского танка, автор неизбежно будет противоречить кое-чему "общепринятому". Данная работа описывает историю советского танкостроения в самые трудные годы – от начала радикальной перестройки всей деятельности конструкторских бюро и наркоматов в целом, во время бешеной гонки по оснащению новых танковых соединений РККА, перевода промышленности на рельсы военного времени и эвакуации.

Танки википедия автор хочет выразить свою особую благодарность за помощь в подборе и обработке материалов М. Коломийцу, а также поблагодарить А. Солянкина, И. Желтова и М. Павлова, – авторов справочного издания "Отечественные бронированные машины. XX век. 1905 – 1941", так как эта книга помогла понять судьбу некоторых проектов, неясную прежде. Также хочется вспомнить с благодарностью те беседы с Львом Израэлевичем Горлицким, бывшим главным Конструктором УЗТМ, которые помогли по новому взглянуть на всю историю советского танка в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. У нас сегодня почему-то принято говорить о 1937 -1938 гг. только с точки зрения репрессий, но мало кто вспоминает, что именно в этот период были рождены те танки, что стали легендами военной поры…" Из воспоминачий Л.И. Горлинкого.

Советские танки подробная оценка о них того времени звучала из многих уст. Многие старые люди вспоминали, что именно с событий в Испании всем стало ясно, что война все ближе подбирается к порогу и воевать придется именно с Гитлером. В 1937 г. начались массовые чистки и репрессии в СССР и на фоне этих непростых событий советский танк начал превращаться из "механизированной кавалерии" (в которой одно из его боевых качеств выпячивалось за счет снижения других) в сбалансированную боевую машину, обладающую одновременно мощным вооружением, достаточным для подавления большинства целей, хорошей проходимостью и подвижностью при броневой защите, способной сохранить его боеспособность при обстреле наиболее массовыми противотанковыми средствами вероятного противника.

Большие танки рекомендовалось вводить в состав дополнительно только специальные танки – плавающие, химические. Бригада имела теперь 4 отдельных батальона по 54 танка и была усилена за счет перехода от трехтанковых взводов к пятитанковым. Кроме того, Д. Павлов обосновал от каз от формирования в 1938 г. к четырем имеющимся мехкорпусам еще трех дополнительно, считая, что эти соединения немобильны и трудноуправляемы, а главное – требуют иной организации тылов. Тактико-технические требования к перспективным танкам, как и ожидалось, были скорректированы. В частности, в письме от 23 декабря начальнику КБ завода № 185 им. С.М. Кирова новый начальник потребовал усилить бронирование новых танков с тем, чтобы на дистанции 600-800 метров (эффективная дальность).

Новейшие танки мира при проектировании новых танков необходимо предусмотреть возможность увеличения уровня броневой защиты во время модернизации по крайней мере на одну ступень…" Эта задача могла быть решена двумя путями Во-первых, увеличением толщины броневых листов и, во-вторых, "применением брони повышенной сопротивляемости". Нетрудно догадаться, что второй путь считался более перспективным, так как применение особым образом упрочненных броневых листов, или даже двухслойной брони, могло при сохранении прежней толщины (и массы танка в целом) поднять ее стойкость в 1,2-1,5 раза. Именно этот путь (применение особо упрочненной брони) и был выбран в тот момент для создания новых типов танков.

Танки СССР на заре танкового производства наиболее массово применялась броня, свойства которой по всем направлениям были идентичны. Такая броня называлась гомогенной (однородной), и с самого начала броневых дел мастера стремились к созданию именно такой брони, ведь однородность обеспечивала стабильность характеристик и упрощала обработку. Однако в конце XIX века было замечено, что при насыщении поверхности броневой плиты (на глубину от нескольких десятых долей до нескольких миллиметров) углеродом и кремнием ее поверхностная прочность резко повышалась, тогда как остальная часть плиты оставалась вязкой. Так в обиход вошла гетерогенная (неоднородная) броня.

Военные танки применение гетерогенной брони было очень важно, так как увеличение твердости всей толщи броневого листа приводило к уменьшению его упругости и (как следствие) к увеличению хрупкости. Таким образом, наиболее прочная броня при прочих равных условиях оказывалась очень хрупкой и часто кололась даже от разрывов осколочно-фугасных снарядов. Поэтому на заре броневого производства при изготовлении гомогенных листов задача металлурга заключалась в том, чтобы достичь максимально возможной твердости брони, но при этом не потерять ее упругости. Поверхностно упрочненная насыщением углеродом и кремнием броня была названа цементированной (цементованной) и считалась в то время панацеей от многих бед. Но цементация – процесс сложный, вредный (например, обработка раскаленной плиты струей светильного газа) и сравнительно дорогой, и потому его освоение в серии требовало больших затрат и повышения культуры производства.

Танк военных лет даже в эксплуатации эти корпуса были менее удачными, чем гомогенные, так как без видимых на то причин в них образовывались трещины (преимущественно в нагруженных швах), да и ставить заплатки на пробоины в цементованных плитах в ходе ремонта было весьма затруднительно. Но все же ожидалось, что танк, защищенный 15-20-мм цементованной броней, будет эквивалентен по уровню защиты такому же, но укрытому 22-30-мм листами, без значительного увеличения массы.
Также к середине 1930-х в танкостроении научились упрочнять поверхность сравнительно тонких бронеплит неравномерной закалкой, известной с конца XIX века в судостроении как "метод Круппа". Поверхностная закалка приводила к значительному увеличению твердости лицевой стороны листа, оставляя основную толщу брони вязкой.

Как стреляют танки видео до половины толщины плиты, что было, конечно, хуже, чем цементация, так как при том, что твердость поверхностного слоя была выше, чем при цементации, упругость листов корпуса значительно снижалась. Так что "метод Круппа" в танкостроении позволял поднять прочность брони даже несколько больше, чем цементация. Но та технология закалки, что применялась для морской брони больших толщин, уже не годилась для сравнительно тонкой брони танков. До войны этот способ почти не применялся в нашем серийном танкостроении из-за трудностей технологического характера и сравнительно высокой стоимости.

Боевое применение танков наиболее отработанной для танков была 45-мм танковая пушка обр 1932/34 гг. (20К), и до событии в Испании считалось, что ее мощности вполне хватает для выполнения большинства танковых задач. Но бои в Испании показали, что 45-мм орудие может удовлетворять только задаче борьбы с вражескими танками, так как даже обстрел живой силы в условиях гор и леса оказывался малоэффективным, а уж вывести из строя окопанную вражескую огневую точку можно было только в случае прямого попадания. Стрельба же по укрытиям и ДЗОТам была неэффективна вследствие малого фугасного действия снаряда массой всего около двух кг.

Виды танков фото чтобы даже одно попадание снаряда надежно выводило из строя противотанковую пушку или пулемет; и в-третьих, чтобы увеличилось пробивное действие танковой пушки по броне вероятного противника, так как на примере французских танков (уже имевших толщину брони порядка 40-42 мм) стало ясно, что броневая защита иностранных боевых машин имеет тенденцию к значительному усилению. Для этого существовал верный путь – увеличение калибра танковых пушек и одновременное увеличение длины их ствола, так как длинная пушка большего калибра ведет огонь более тяжелыми снарядами с большей начальной скоростью на большее расстояние без исправления наводки.

Лучшие танки мира имели пушку большого калибра, также имеет большие размеры казенной части, значительно больший вес и увеличенную реакцию отдачи. А это требовало увеличения массы всего танка в целом. Кроме того, размещение в замкнутом объеме танка больших по габаритам выстрелов приводило к снижению возимого боекомплекта.
Положение усугублялось тем, что в начале 1938 г. вдруг оказалось, что дать заказ на проектирование нового, более мощного танкового орудия просто некому. П. Сячинтов и вся его конструкторская группа были репрессированы, так же как и ядро КБ "Большевика" под руководством Г. Магдесиева. На воле осталась лишь группа С. Маханова, который с начала 1935 г. пытался довести свое новое 76,2-мм полуавтоматическое единое орудие Л-10, да коллектив завода № 8 неспешно доводил "сорокапятку".

Фото танков с названиями количество разработок велико, но в серийное производство в период 1933-1937 гг. не принят ни один…". В самом деле, ни один из пяти танковых дизелей воздушного охлаждения, работа над которыми велась в 1933-1937 гг. в двигательном отделе завода № 185, доведен до серии не был. Более того, несмотря на решения на самых верхних уровнях о переходе в танкостроении исключительно на дизельные двигатели, процесс этот сдерживался рядом факторов. Конечно, дизель имел значительную экономичность. Он расходовал меньшее количество топлива на единицу мощности в час. Дизельное топливо менее подвержено возгоранию, так как температура вспышки его паров была весьма высока.

Новые танки видео даже наиболее доведенный из них танковый двигатель МТ-5 требовал для серийного выпуска реорганизации двигательного производства, что выражалось в постройке новых цехов, поставках передового иностранного оборудования (своих станков нужной точности еще не было), финансовых инвестициях и укреплении кадров. Планировалось, что в 1939-м этот дизель мощностью 180 л.с. пойдет на серийные танки и артиллерийские тягачи, но из-за следственных работ по выяснению причин аварий танковых двигателей, которые длились с апреля по ноябрь 1938 г., эти планы выполнены не были. Также была начата и разработка немного увеличенного по высоте шестицилиндрового бензинового мотора № 745 мощностью 130-150 л.с.

Марки танков удельными показателями, вполне устраивавшими танкостроителей. Испытания танков проводились по новой методике, специально разработанной по настоянию нового начальника АБТУ Д. Павлова применительно к боевой службе в военное время. Основой испытаний был пробег протяженностью 3-4 дня (не менее 10-12 часов ежедневного безостановочного движения) с однодневным перерывом для техосмотра и производства восстановительных работ. Причем ремонт разрешалось производить только силами полевых мастерских без привлечения заводских специалистов. Далее следовала "площадка" с препятствиями, "купание" в воде с дополнительной нагрузкой, имитировавшей пехотный десант, после чего танк отправлялся на обследование.

Супер танки онлайн после работы по улучшению, казалось, снимали с танков все претензии. И общий ход испытаний подтвердил принципиальную правильность основных изменений конструкции – увеличение водоизмещения на 450-600 кг, применение двигателя ГАЗ-М1, а также трансмиссии и подвески "Комсомольца". Но в ходе испытаний в танках вновь проявились многочисленные мелкие дефекты. Главный конструктор Н. Астров был отстранен от работ и в течение нескольких месяцев находился под стражей и следствием. Кроме того, танк получил новую башню улучшенной защиты. Измененная компоновка позволила разместить на танке больший боекомплект к пулемету и два маленьких огнетушителя (прежде огнетушителей на малых танках РККА не было).

Танки США в рамках работ по модернизации, на одном серийном образце танка в 1938-1939 гг. прошла испытания торсионная подвеска, разработанная конструктором КБ завода № 185 В. Куликовым. Она отличалась конструкцией составного короткого соосного торсиона (длинные моноторсионы нельзя было использовать соосно). Однако такой короткий торсион на испытаниях показал недостаточно хорошие результаты, и потому торсионная подвеска в ходе дальнейших работ не сразу проложила себе дорогу. Преодолеваемые препятствия: подъемы не менее 40 градусов, вертикальная стенка 0,7м, перекрываемый ров 2-2,5 м".

Ютуб про танки работы по изготовлению опытных образцов двигателей Д-180 и Д-200 для разведывательных танков не ведутся, ставя под угрозу выпуск опытных образцов". Оправдывая свой выбор, Н. Астров говорил, что колесно-гусеничный неплавающий разведчик (заводское обозначение 101 или 10-1), равно как и вариант танка-амфибии (заводское обозначение 102 или 10-2), являются компромиссным решением, так как удовлетворить требованиям АБТУ в полной мере не представляется возможным. Вариант 101 представлял собой танк массой 7,5 т с корпусом по типу корпуса, но с вертикальными бортовыми листами цементованной брони толщиной 10-13 мм, так как: "Наклонные борта, вызывая серьезное утяжеление подвески и корпуса, требуют значительного (до 300мм) уширения корпуса, не говоря уже об усложнении танка.

Видео обзоры танков в которых силовой агрегат танка планировалось выполнить на базе 250-сильного авиамотора МГ-31Ф, который осваивался промышленностью для сельскохозяйственных самолетов и автожиров. Бензин 1-го сорта размещался в танке под полом боевого отделения и в дополнительных бортовых бензобаках. Вооружение полностью отвечало заданию и состояло из спаренных пулеметов ДК калибра 12,7-мм и ДТ (во втором варианте проекта значится даже ШКАС) калибра 7,62-мм. Боевая масса танка с торсионной подвеской составляла 5,2 т, с рессорной – 5,26 т. Испытания прошли с 9 июля по 21 августа по методике, утвержденной в 1938 г., причем особое внимание уделялось танкам.

Pz.Kpfw. III Ausf. E

Основные характеристики

Кратко

Подробно

1.7 / 1.7 / 1.7 БР

5 человек Экипаж

88 % Заметность

лоб / борт / корма Бронирование

30 / 30 / 20 корпуса

35 / 30 / 30 башни

Подвижность

19,5 тонн Масса

572 л/с 300 л/с Мощность двигателя

29 л.с/т 15 л.с/т удельная

78 км/ч вперёд
13 км/ч назад 70 км/ч вперёд
11 км/ч назад
Скорость

Вооружение

131 снарядов боезапас

2,9 / 3,7 сек перезарядка

10° / 20° УВН

3 600 снарядов боезапас

8,0 / 10,4 сек перезарядка

150 снарядов размер обоймы

900 выстрелов/мин скорострельность

Экономика

Описание

Panzerkampfwagen III (3,7 cm) Ausführung E или Pz.Kpfw. III Ausf. E. - немецкий средний танк времён Второй мировой войны, серийно выпускавшийся с 1938 по 1943 год. Сокращёнными названиями этого танка являлись PzKpfw III, Panzer III, Pz III. В ведомственном рубрикаторе военной техники нацистской Германии этот танк имел обозначение Sd.Kfz. 141 (Sonderkraftfahrzeug 141 - машина специального назначения 141).

Танк PzKpfw III являлся в целом типичным представителем немецкой школы танкостроения, но с некоторыми существенными особенностями, свойственными другим конструкторским концепциям. Поэтому по своим конструктивным и компоновочным решениям он, с одной стороны, наследовал преимущества и недостатки классической компоновки «немецкого типа», а с другой - не имел некоторых отрицательных её особенностей. В частности, индивидуальная торсионная подвеска с опорными катками малого диаметра была несвойственна немецким машинам, хотя она очень хорошо себя зарекомендовала в производстве и эксплуатации. Более поздние «Пантеры» и «Тигры» имели менее надёжную в эксплуатации и ремонте и конструктивно более сложную традиционную для немецких танков «шахматную» подвеску.

В целом PzKpfw III являлся надёжной, легкоуправляемой машиной с высоким уровнем комфортности работы для экипажа, его модернизационный потенциал для 1939-1942 годов был вполне достаточен. С другой стороны, несмотря на надёжность и технологичность, перегруженная ходовая часть и объём подбашенной коробки, недостаточный для размещения более мощной пушки, не позволили ей удержаться в производстве дольше 1943 года, когда все резервы по превращению «лёгкосреднего» танка в полноценный средний были исчерпаны.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Бронирование Pz.III E не выдающееся и не обладает рациональными углами наклона. Ввиду этого, для повышения защищенности рекомендуется ставить танк «ромбом».

Экипаж танка составляет 5 человек, что позволяет иногда пережить прямое попадание в башню, однако пробитие в борт или центр корпуса каморным снарядом приведет к ваншоту. Стоит не забывать о том, что у танка есть массивная командирская башня, при стрельбе в которую вражеский танк имеет шанс уничтожить всех членов экипажа в башне.

Расположение модулей танка хорошее. Трансмиссия в передней части корпуса может выдержать попадание каморных снарядом малой мощности.

Боеукладки у танка много и для повышения живучести рекомендуется с собой брать не более 30 снарядов.

Схема расположения модулей Pz.Kpfw. III Ausf. Е

Подвижность

Неплохая подвижность, высокая максимальная скорость и отличный поворот на месте. Танк хорошо едет по пересеченной местности и хорошо держит набранную скорость, однако скорость танк набирает весьма посредственно.

Вооружение

Основное орудие

Длина ствола - 45 калибров. Углы вертикальной наводки - от -10° до +20°. Скорострельность 15–18 выстрелов/мин что является очень хорошим показателем. Боекомплект состоит из 131 снаряда.

3,7 cm KwK36 является танковой версией 3,7 cm PaK35/36. KwK36 ставили на ранние модификации Pz.Kpfw. III начиная с Аusf.A, заканчивая некоторыми танками Аusf.F. Начиная от серии Аust.F на Pz.Kpfw. III стали ставить 5 cm KwK38.

Пушка имеет следующую номенклатуру снарядов:

  • PzGr - бронейбойный каморный снарядов со скоростью полёта до 745 м/с. Имеет среднее заброневое действие, однако высокая скорострельность орудия и отличное пробитие снаряда компенсирует это. Рекомендуется как основной снаряд
  • PzGr 40 - бронебойный подкалиберный снаряд со скоростью полёта до 1020 м/с. Имеет прекрасное пробитие, однако плохое заброневое действие. Рекомендуется для точечных выстрелов по тяжелобронированным целям.

Пулемётное вооружение

С 37-мм пушкой были спарены два пулемёта MG-34 фирмы Rheinmetall-Borsig калибра 7,92 мм. Третий, такой же, пулемёт устанавливался в лобовом листе корпуса. Боекомплект пулемётов состоял из 4425 патронов. Может быть эффективен против техники не имеющей какого-либо бронирования, таких как советские грузовики "ГАЗ".

Применение в бою

Классический немецкий танк начальных уровней. Боевой рейтинг 1.7 весьма комфортный для этого танка. Сложных противников нет, всё зависит от умения точно стрелять и ехать в нужном направлении. Хорошее орудие с хорошей скоростью стрельбы всячески помогает в бою. В наличии есть подкалиберные снаряды. В основном противники слабобронированные и нет особых проблем у орудия для их пробития. Если ехать на захват точки, то лучше всего выбрать наиболее прямой участок и, желательно, не поворачивать, так как при малейшем повороте теряется драгоценная скорость, которая набирается не столь быстро. Такая же проблема присутствует и у Pz.Kpfw. III Ausf. F. Если бой происходит в реалистичном режиме и точку удалось захватить, то обычно, хватает очков возрождения для взятия самолёта. Но независимо от режима лучше продолжить бой, отступив с точки. Противник может использовать Арт-удар, а бронирование не спасёт от близкого попадания, и тем более прямого. Ко всему прочему найдутся противники желающие отбить точку.

  • Также, используя высокую скорость можно и нужно использовать фланговые обходы с заходом в тыл противнику.

При удачном обходе с фланга, или другим образом, не стоит сразу ломиться в бой стреляя во всё что видно. Нужно выбрать наиболее приоритетную цель. Во первых это одиночки или машины в арьергарде (замыкающие). При стрельбе помните, что пушка 37мм имеет очень слабое заброневое действие, поэтому нужно наносить точечные удары по жизненно важным модулям.

Например при встречи с танком можно выстрелить в башню, тем самым повредив казенник или выбить наводчика (а может сразу оба варианта), что даст время на перезарядку и нанесение второго выстрела, желательно в район боеукладки или в МТО (обездвижить противника). Если противник загорелся быстро осматриваемся по сторонам в поисках второй цели, если никого нет - добиваем. Дальше действуем по ситуации. Если встречаемся с САУ противника, то первым модулем нужно выбить двигатель, тем самым сделав САУ беспомощной и уже спокойно её добить. При нападении сразу на двух противников шансы на победу значительно снижаются. Но и тут есть нюансы. Например если это САУ, то первым выстрелом стараемся выбить двигатель и уже потом открывать огонь по танку. Конечно это всего лишь вариант развития событий, а не правило действующие 100%. Внимательно наблюдаем за окрестностями.

  • Открытый бой (перестрелка) не рекомендуется так как лобовая броня всего 30-мм и пробивается всеми противниками. Особенно опасна шрапнель на близкой дистанции. Фактически обеспечивает смерть с одного выстрела.

Танковая засада, весьма распространённая и всем знакомая тактика. Выбираем любое подходящее, как думаете, для засады место и ждём врага. Желательно, чтобы место засады обеспечивало стрельбу по борту противника. Ко всему прочему засаду нужно устраивать в неожиданных для противника местах, главное в засаде внезапность, застать врага врасплох.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Хорошая подвижность.
  • Малые размеры танка.
  • Хорошая точность.
  • Скорострельное орудие

Недостатки:

  • Медленная скорость поворота башни.
  • Малая огневая мощь.
  • Медленный набор скорости

Историческая справка

Модификация PzKpfw III Ausf.Е пошла в серию в 1938 году. До октября 1939 года на заводах "Daimler-Benz", "Henschel" и "MAN" построили 96 танков этого типа. PzKpfw III Ausf.Е стал первой модификацией, пошедшей в крупную серию. Особенностью танка стала новая торсионная подвеска, разработанная Фердинандом Порше.

Она состояла из шести опорных катков, трех поддерживающих катков, ведущего и направляющего колес. Все опорные катки независимо подвешивались на торсионах. Вооружение танка осталось прежним - 37-мм пушка KwK35/36 L/46,5 и три пулемета MG-34. Толщину бронирования увеличили до 12-мм-30 мм.

На танках PzKpfw III Ausf.Е ставили двигатель "Maybach" HL120TR мощностью 300 л.с. и 10-скоростную коробку передач "Maybach Variorex". Масса танка PzKpfw III Ausf.Е достигла 19,5 т. С августа 1940 г. по 1942 г. все выпущенные Ausf.Е прошли перевооружение, получив новую 50-мм пушку KwK38 L/42. Пушка спаривалась не с двумя, а только с одним пулеметом. Лобовую броню корпуса и надстройки, а также кормовую бронеплиту усилили, за счет 30-мм апплике. Часть танков Ausf.Е с течением времени прошла переделку до стандарта Ausf.F. Компоновка танка была традиционной для немцев – с передним расположением трансмиссии, что сокращало длину и увеличивало высоту машины, упрощало конструкцию приводов управления и их обслуживание. Кроме того, создавались предпосылки для увеличения габаритов боевого отделения. Характерным для корпуса этого танка, как, впрочем, и для всех германских танков того периода, являлась равнопрочность броневых листов на всех основных плоскостях и обилие люков. До лета 1943 года прочности корпуса немцы предпочитали удобство доступа к агрегатам. Заслуживает положительной оценки трансмиссия, характерным для которой являлось большое количество передач в КПП при малом количестве шестерен: на одну передачу – одна шестерня. Жесткость коробки, помимо ребер в картере, обеспечивалась «безвальной» системой монтажа шестерен. В целях облегчения управления и повышения средней скорости движения были применены уравнители и сервомеханизмы. Ширина гусеничных цепей – 360 мм – была выбрана главным образом, исходя из условий движения по дорогам, существенно ограничивая проходимость по бездорожью. Впрочем, последнее в условиях западноевропейского театра военных действий найти было довольно сложно.

Медиа

См. также

Ссылки

Семейство Pz.III
3,7 cm KwK 36

Средний танк Pz Kpfw III
и его модификации

Всего за период с 1937 г. по август 1943 г. было произведено 5 922 танка Pz Kpfw III различных модификаций, из них с 75-мм пушкой было выпущено 700 единиц и с 50-мм пушкой – более 2600. На базе Pz Kpfw III производились и другие боевые машины: штурмовые орудия, огнеметные и командирские танки. Часть танков в 1943-1944 гг. была переделана в бронированные машины наблюдателей и БРЭМ.

Экипаж состоял из 5 человек. Такое количество членов экипажа, начиная с Pz Kpfw III, стало стандартным на всех последующих германских средних и тяжелых танках. Этим количеством определялось функциональное разделение обязанностей членов экипажа: командир, наводчик, заряжающий, водитель, радист.

Все линейные танки Pz Kpfw III оснащались радиостанцией FuG5.

Средние танки Pz Kpfw III Ausf A, B, C, D (Sd Kfz 141)


Pz Kpfw III Ausf B Pz Kpfw III Ausf D

Боевая масса - 15,4–16 т. Длина - 5,67…5,92 м. Ширина - 2,81…2,82 м. Высота - 2,34…2,42 м.
Броня 15 мм.
Двигатель - «Майбах» HL 108TR. Скорость - 40 км/ч. Запас хода - 165 км по шоссе и до – 95 км на местности.
Вооружение: 37-мм пушка KwK L/46,5 и три 7,92-мм пулемета MG 34 (два – в башне).

Pz Kpfw III Ausf A : выпущено 10 машин в 1937 году.

Pz Kpfw III Ausf B : выпущено 15 машин в 1937 году.

Pz Kpfw III Ausf C : выпущено 15 машин в конце 1937 года и январе 1938 года.

Pz Kpfw III Ausf D : выпущено 30 машин с января по июнь 1938 года.

Танки Pz Kpfw III Ausf A имели пять опорных катков большого диаметра. В следующих модификациях В и С ходовая часть полностью отличалась. У этих танков было 8 малых опорных катков и 3 поддерживающих ролика. На танках Pz Kpfw III Ausf D была изменена форма командирской башенки, имевшей пять смотровых щелей, и ее бронирование было увеличено до 30 мм.

Танки Pz Kpfw III Ausf A, B, C, D участвовали в Польской кампании. Pz Kpfw III Ausf A и Ausf B в феврале 1940 года были выведены из боевого состава. Танки Pz Kpfw III Ausf D в апреле 1940 года участвовали в оккупации Норвегии, затем были выведены из состава.

Средний танк Pz Kpfw III Ausf Е (Sd Kfz 141)

Выпущено 96 танков с декабря 1938 года по октябрь 1939 года.


Средний танк Pz Kpfw III Ausf E

Pz Kpfw III Ausf Е - первая массовая серия. На них был применен новый 12-цилиндровый карбюраторный двигатель «Майбах» HL 120TR (3000 об/мин) мощностью 300 л. с. и новая коробка передач. Лобовая и бортовая броня была доведена до 30 мм, при этом масса танка достигла 19,5 тонн, а давление на грунт возросло с 0,77 до 0,96 кг/см 2 . Корпус производился из цельных броневых листов вместо составных, как на предыдущих моделях. Аварийные люки были сделаны на обоих бортах, установлен смотровой прибор радиста на правом борту корпуса. Ходовая часть танка этой модификации имела шесть обрезиненных опорных катков и индивидуальную торсионную подвеску с гидроамортизаторами, которая в последующих модификациях не подвергалась существенным изменениям.

Боевая масса - 19,5 т. Длина -5,38 м. Ширина - 2,94 м. Высота - 2,44 м.



Многие машины были перевооружены на 50-мм пушку с августа 1940 г. до 1942 г. При этом выполнялось экранирование 30-мм бронелистами лобовых и кормовых деталей корпуса.

Производство осуществлялось на заводах трех фирм - «Даймлер-Бенц», «Хеншель» и MAN.

Средний танк Pz Kpfw III Ausf F (Sd Kfz 141)

Выпущено 435 машин с сентября 1939 г. по июль 1940 г.

Танк Pz Kpfw III Ausf F имел те же габариты и бронирование, что и Pz Kpfw III Ausf E и незначительные улучшения конструкции, включая командирскую башенку нового типа. Добавлены воздухозаборники на крыше.

Боевая масса – 19,8 т.
Броня: башня, лоб и борта надстройки и корпуса – 30 мм, корма надстройки и корпуса – 21 мм.
Двигатель - «Майбах» НL 120TR. Скорость - 40 км/ч. Запас хода - 165 км.
Вооружение: 37-мм пушка KwK L/46,5 и три 7,92-мм пулемета MG 34 (два – в башне).
Боекомплект пушки – 131 выстрел.

Последние 100 танков вооружались 50-мм пушкой KwK38 L/42, а позже большая часть ранее выпущенных танков этой серии также была перевооружена этими пушками. Одновременно устанавливались дополнительные броневые листы толщиной 30 мм.

Последние Pz Kpfw III Ausf F состояли в штатном составе в июне 1944 г.

Средний танк Pz Kpfw III Ausf G (Sd Kfz 141)

Выпущены 600 машин с апреля 1940 г. по февраль 1941 г.

Танки модификации Pz Kpfw III Ausf G в качестве основного вооружения получили 50-мм танковую пушку KwK38 L/42, разработанную фирмой «Крупп» в 1938 году. Одновременно началось перевооружение новой артсистемой ранее выпущенных танков модификаций Е и F. Боекомплект новой пушки состоял из 99 выстрелов. Была увеличена толщина брони кормовой части корпуса до 30 мм. Масса танка достигла 20,3 т. Изменена конструкция башни: установлены вытяжной вентилятор на крыше и новая командирская башенка. Применен поворотный смотровой прибор водителя.

Боевая масса – 20,3 т. Длина - 5,41 м. Ширина - 2,95 м. Высота - 2,44 м.
Броня башни, надстройки и корпуса – 30 мм.
Двигатель - «Майбах» НL 120TR. Скорость - 40 км/ч. Запас хода - 165 км.

Средний танк Pz Kpfw III Ausf H (Sd Kfz 141)

Выпущено 308 машин с октября 1940 г. по апрель 1941 г.

Pz Kpfw III Ausf H получил новую трансмиссию, улучшенную башню, новую командирскую башенку, дополнительные 30-мм броневые лобовые и кормовые экраны корпуса и лобовые – надстройки (30+30 мм). В 1941 г. лобовая броня танка Pz Kpfw III Ausf H не пробивалась снарядами советских 45-мм противотанковых пушек образца 1937 г., американских 37-мм пушек М5 и английских 40-мм пушек.

Боевая масса – 21,8 т. Габариты те же.
Броня башни, надстройки и корпуса – 30 мм, дополнительные броневые листы на лоб и корму корпуса и на лоб надстройки – 30 мм.
Вооружение: 50-мм пушка 5cm KwK38 L/42 и два 7,92-мм пулемета MG 34.
Боекомплект пушки – 99 выстрелов.

Средний танк Pz Kpfw III Ausf J (Sd Kfz 141)

Выпущено 1549 машин с марта 1941 г. по июль 1942 г.


Pz Kpfw III Ausf J с короткоствольной пушкой 5cm KwK38 L/42




Вооружение: 50-мм пушка 5cm KwK38 L/42 и два 7,92-мм пулемета MG34.
Боекомплект пушки – 99 выстрелов.

Танк Pz Kpfw III Ausf J был защищен еще более толстой броней – 50 мм. Введен новый тип установки пулемета радиста – шаровой. Первые 1549 танков вооружались 50-мм короткоствольной пушкой KwK38 L/42. Начиная с декабря 1941 г., на танки Pz III Ausf J впервые начали устанавливать новую 50-мм длинноствольную пушку KwK39 L/60.

Первые танки Pz Kpfw III Ausf J c короткоствольной пушкой поступили на вооружение и и отдельного танкового полка, направленных в сентябре 1941 года на Восточный фронт. Остальные шли на восполнение потерь на Восточном фронте и в Северной Африке.

Средний танк Pz Kpfw III Ausf J (Sd Kfz 141/1)

Выпущено 1067 машин с декабря 1941 г. по июль 1942 г.


Pz Kpfw III Ausf J с длинноствольной пушкой 5cm KwK39 L/60

На этих танках устанавливалась более мощная 50-мм длинноствольная пушка KwK39 L/60. Необходимость в этом возникла по опыту боев на Восточном фронте. В танках с новой пушкой L/60 уменьшился боекомплект из-за новой длины патрона (выстрела) с 99 до 84 штук.

Боевая масса – 21,5 т. Длина - 5,52 м. Ширина - 2,95 м. Высота - 2,50 м.
Броня: лоб и корма надстройки и корпуса – 50 мм, башня и борта – 30 мм.
Двигатель - «Майбах» НL 120TR. Скорость - 40 км/ч. Запас хода - 155 км.
Вооружение: 50-мм пушка 5cm KwK39 L/60 и два 7,92-мм пулемета MG 34.
Боекомплект пушки – 84 выстрела.

Танки Pz Kpfw III J с 50-мм длинноствольной пушкой L/60 поступили на вооружение пяти новых танковых батальонов, сформированных для и . Остальные поступали на восполнение высоких потерь на Восточном фронте. Танки с пушкой L/60 весьма успешно сражались в Северной Африке с английскими танками, но были малоэффективными в бою с советскими Т-34 и КВ.

В июне 1942 г. на фронтах и в резерве имелось около 500 танков Pz Kpfw III Ausf J с 50-мм пушкой. Перед началом наступления под Курском в составе групп армий «Центр» и «Юг» находился 141 Pz Kpfw III Ausf J.

Средний танк Pz Kpfw III Ausf L (Sd Kfz 141/1)

Выпущено 653 машины с июня по декабрь 1942 г.


Средний танк Pz Kpfw III Ausf L

Боевая масса - 22,7 т. Длина - 6,28 м. Ширина - 2,95 м. Высота, м - 2,50 м.
Лобовая броня башни – 57 мм, надстройки – 50+20 мм, корпуса – 50 мм. Броня бортов и кормы башни и бортов надстройки и корпуса – 30 мм. Броня кормы надстройки и корпуса – 50 мм.
Двигатель - «Майбах» НL 120TR. Скорость - 40 км/ч. Запас хода - 155 км.
Вооружение: 50-мм пушка 5cm KwK39 L/60 и два 7,92-мм пулемета MG 34.

Первые танки Pz Kpfw III Ausf L поступали на вооружение , и и .

Средний танк Pz Kpfw III Ausf M (Sd Kfz 141/1)

Выпущено 250 машин с октября 1942 г. по февраль 1943 г.

ТТХ как у Pz Kpfw III Ausf L.

По бортам башни устанавливались по три гранатомета для дымовых гранат. Ширина машины с восточной гусеницей увеличилась до 3,27 м. При установке экранов по бортам корпуса ширина танка достигала 3,41 м.

Средний танк поддержки Pz Kpfw III Ausf N (Sd Kfz 141/2)

Выпущено 663 машины с июня 1942 г. по август 1943 года. Переделаны еще 37 машин из Pz Kpfw III J.

ТТХ как у модификаций L, M.

Вооружение: 75-мм пушка 7,5cm KwK L/24 и два 7,92-мм пулемета MG 34.

Предназначались для обеспечения поддержки «Тиграм» либо для выполнения в танковых полках функций, которые выполняли танки Pz Kpfw IV с короткоствольной 75-мм пушкой.

Средний огнеметный танк Pz Kpfw III (F1) (Sd Kfz 141/3)

Выпущено 100 машин с февраля по апрель 1943 года. Создан на базе танка Pz Kpfw III Ausf M.

Экипаж – 3 чел.
Боевая масса – 23 т.
Вооружение: огнемет (1000 л огнесмеси) и 7,92-мм пулемет MG 34.
Дальность огнеметания – до 60 м.

Командирские танки на базе Pz Kpfw III

Средний командирский танк Pz Bef Wg (Sd Kfz 141)

Выпущено 81 машина с августа по ноябрь 1942 г.

Этот танк создан на базе танка Pz Kpfw III Ausf J . Снят лобовой пулемет и уменьшен боекомплект к пушке до 75 выстрелов.

Вооружение: 50-мм пушка 5cm KwK L/42 и 7,92-мм пулемет MG 34 в башне.
Радиостанции – FuG5 и FuG7 (или FuG 8).

Средний командирский танк Pz Bef Wg Ausf K

Выпущено 50 машин с декабря 1942 года по февраль 1943 года. Этот командирский танк создан на базе танка Pz Kpfw III Ausf M.

Вооружение: 50-мм длинноствольная пушка 5cm KwK39 L/60 и 7,92-мм пулемет MG 34 в башне.
Радиостанции – FuG 5 и FuG 8 (или FuG7).

В период с июня 1938 г. по сентябрь 1941 г. выпускались также командирские танки серий D, E, H с одним пулеметом в башне (вместо пушки - макет). Всего было построено 220 машин этих серий с различными радиостанциями.

Боевое применение средних танков Pz Kpfw III

К началу вторжения в СССР в вермахте и войсках СС насчитывалось около 1550 танков Pz Kpfw III. В войсках, предназначенных для нападения на СССР, насчитывалось 960 танков Pz Kpfw III Ausf E, F, G, H, J.

Модификация PzKpfw III Ausf.Е пошла в серию в 1938 году. До октября 1939 года на заводах "Daimler-Benz", "Henschel" и "MAN" построили 96 танков этого типа.
PzKpfw III Ausf.Е стал первой модификацией, пошедшей в крупную серию. Особенностью танка стала новая торсионная подвеска, разработанная Фердинандом Порше.

Она состояла из шести опорных катков, трех поддерживающих катков, ведущего и направляющего колес. Все опорные катки независимо подвешивались на торсионах. Вооружение танка осталось прежним - 37-мм пушка KwK35/36 L/46,5 и три пулемета MG-34. Толщину бронирования увеличили до 12-мм-30 мм.

На танках PzKpfw III Ausf.Е ставили двигатель "Maybach" HL120TR мощностью 300 л.с. и 10-скоростную коробку передач "Maybach Variorex".
Масса танка PzKpfw III Ausf.Е достигла 19,5 т. С августа 1940 г. по 1942 г. все выпущенные Ausf.Е прошли перевооружение, получив новую 50-мм пушку KwK38 L/42. Пушка спаривалась не с двумя, а только с одним пулеметом. Лобовую броню корпуса и надстройки, а также кормовую бронеплиту усилили, за счет 30-мм апплике. Часть танков Ausf.Е с течением времени прошла переделку до стандарта Ausf.F.

Танк PzKpfw III Ausf.F

В 1939 году начался выпуск танков PzKpfw III Ausf. F. До июля построили 435 танков. Выпуск шел на заводах фирм "Daimler-Benz", "Henschel","MAN", "Alkett" и "FAMO".Модификация Ausf.F представляла собой доработанную модификацию Ausf.Е. На танке стоял двигатель "Maybach" HL120TRM. Внешне танк новой модификации отличался от своего предшественника воздухозаборниками в передней верхней части корпуса. Первая партия из 335 машин получила 37-мм пушку и три пулемета, а около сотни последних машин изначально вооружили 50-мм пушкой KwK38 L/42. До конца французской кампании успели ввести в строй только 40 танков.

Танк PzKpfw III Ausf.F c 37-мм KwK38 L/48,5

Машины Ausf. оснащались комплектом из пяти дымогенераторов. С августа 1940 по 1942 г. все танки с 37-мм пушкой прошли перевооружение и получили 50-мм пушку KwK38 L/42. Бронирование было усилено накладными бронеплитами, как и броня на Ausf.Е. В 1942/43 гг. часть танков Ausf. F оснастили длинноствольными 50-мм пушками KwK39 L/60. Переделанные танки с усиленным бронированием состояли на вооружение вплоть до июля 1944 года.

Танк PzKpfw III Ausf. F c 50-мм KwK38 L/42

Эти боевые машины имелись в составе 116-й танковой дивизии, сражавшейся в Нормандии. Англичане захватили один PzKpfw III Ausf.F и провели его всесторонние испытания. Рапорт по результатам испытаний англичане передали американцам. Те решили применить торсионную подвеску на своих новых танках М18 "Gun Motor Carriage", М24 "Chaffee", M26 "Pershing" и др.

Танк PzKpfw III Ausf. G

С апреля 1940 по май 1941 г. построили 600 PzKpfw III Ausf.G. Около 50 машин вооружили 37-мм пушкой, но все остальные вооружались 50-мм пушками. Для защиты от пехоты противника танки несли два пулемета MG-34. Толщина брони 21-мм-30-мм. На машинах этой модификации впервые применили новый смотровой прибор механика-водителя "Fahrersehklappe 30". Модифицировали башню, установив на крыше вентилятор и лючок для ракетницы.

Командирская башенка стандартного типа, как на танках прежних модификаций. Большинство танков оснастили гусеницами шириной 360-мм, машины последней производственной серии получили уже гусеницы шириной 400-мм. Танки Ausf.G стали первыми машинами, оснащенными "ящиком Роммеля", монтируемым на задней стенке башни. В дальнейшем этот ящик стал стандартным элементом оснащения танка.

Танк PzKpfw III Ausf.H

Боевой опыт польской и французской кампаний выявил недостаточное бронирование PzKpfw III. Наиболее простой путь уменьшения уязвимости машины - установка накладных бронелистов в наиболее часто поражаемых снарядами местах - приводил к дополнительной нагрузке на ходовую часть и росту удельного давления на грунт. Результатом работ по переделке базовой конструкции ходовой части PzKpfw III стал вариант "Аусфюрунг" Н (обозначение шасси 7/ZW).

На данной модели были усилены торсионы и увеличена с 36-мм до 40-мм ширина траков. Использование более широкой гусеницы потребовало замены ленивцев и ведущих колес; вместо ленивцев с шестью отверстиями стали устанавливать колеса с восемью отверстиями, позднее - с восемью спицами. На новые танки ставились также зубчатые колеса и ленивцы, изготовленные для предыдущих моделей PzKpfw III, в этом случае между дисками монтировалась расширительная вставка. Сложную трансмиссию "Вариорикс" заменили более простой синхромеханической "Афон", имевшей шесть передач переднего хода и одну заднего; вновь заменен на KFF-2 наблюдательный прибор механика-водителя.

Бронирование танка усилено путем установки 30-мм накладных бронелистов на лобовую часть корпуса, которые монтировались непосредственно на заводах при изготовлении танков. Хотя масса стала уже 21,6 т, удельное давление на грунт за счет использования более широких гусениц даже уменьшилось, а максимальная скорость осталась на прежнем уровне.

Серийный выпуск танков Ausf.H начался в октябре 1940 г. (изготовлено порядка 400 машин, заводские номера шасси 66001...68000). На вооружение танковых рот Ausf.H начали поступать в конце 1940 г. Вооружение танка - 50-мм пушка с длиной ствола 42 калибра, боекомплект - 99 снарядов и 3750 патронов к пулеметам. В ящике на кормовой стенке башни хранились дымовые фанаты.

Танк PzKpfw III Ausf.J

Установка накладной брони являлась не более чем временной мерой в ожидании нового варианта танка, имеющего более толстую броню.
Вариант, Ausf.J (обозначение шасси 8/ZW), появился в 1941 г., толщина брони на нем в лобовой и кормовой частях корпуса доведена до 50-мм, бортов корпуса - до 30-мм.; толщина брони башни осталась 30-мм, но толщина брони маски пушки увеличена до 50-мм. Корпус стал длиннее, а форма задней части изменилась. На этой модели несколько изменили органы управления: вместо педалей, который использовались для управления тормозами на танках предыдущих модификаций, установлены рычаги. Курсовой пулемет монтировался не в шаровой установке "Kugelblende"-50, как на предыдущих модификациях, а в новой установке "Kugelblende"-30 с прямоугольной амбразурой; вместо двустворчатых люков для осмотра выходных валов трансмиссии и тормозов применены одностворчатые.

На совещании, состоявшемся вскоре после падения Франции, Гитлер потребовал установить на PzKpfw III 50-мм пушку с длиной ствола в 60 калибров. В связи с трудностями, возникшими при интеграции нового орудия в старую башню, указание фюрера было проигнорировано, в результате PzKpfw III, столкнувшись лицом к лицу с Т-34 и KB, вооруженными 76,2 мм пушками, ничего не смогли противопоставить советским танкам. Гитлер пришел в ярость, узнав, что его требование не выполнено, он, совершенно не справделиво, оценил PzKpfw III как неудачную конструкцию.

Танк PzKpfw III Ausf.J c 50-мм KwK38 L/42

Первые Ausf.J выпускались с 50-мм пушками с длиной ствола 42 калибра. С декабря 1941 г. стандартным вооружением машин этой модификации стало 50-мм орудие KwK39 с длиной ствола 60 калибров, а ранее выпущенные танки стали возвращать в Германию для перевооружения. Боекомплект пушки KwK39 был уменьшен до 84 снарядов. Танки с длинноствольной пушкой обозначались Sd.Kfz.141/1, англичане стали называть их после первых столкновений в Северной Африке "Мк III special".

Танк PzKpfw III Ausf.J (Sd.Kfz.141/1) c 50-мм KwK39 L/60

Серийное производство Ausf.J осуществлялось с марта 1941 г. по июль 1942 г. (заводские номера шасси 68001 - 69100 и 72001 - 74100). В строевые части танки модификации "J" начали поступать с конца 1941 г., к этому времени выяснилось, что толщины брони в 50-мм уже недостаточно.





Похожие статьи