Урок внеклассного чтения как медведь и бурундук дружить перестали. Урок внеклассного чтения как медведь и бурундук дружить перестали Бурундук и медведь друзья или нет


Гаврилина Оксана Владимировна
КГКОУ СКШИ 8 вида 13
Учитель начальных классов
Урок внеклассного чтения во 2 классе
«Как медведь и бурундук дружить перестали».
Нанайская сказка
Цель: Развивать навыки работы с книгой и умение анализировать прочитанное.
Задачи:
1. Познакомить учащихся со сказками народов Приамурья.
2. Развивать умения сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; умение работать сообща, приходить к общему мнению.
3. Формировать правильное выразительное чтение, речь детей, обогащать словарный запас, побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуг
4. Воспитывать лучшие нравственные качества личности на примере положительных литературных героев.
Оборудование: учебник «Лукошко» 1 класс, презентация
Ход урока.
I. Организационный момент.
Ну, вот мы и снова у сказки в гостях,Никто не услышит о том в новостях. Да мы и не думали шум создавать,А будем тихонько страницы листать.Смеяться с героями, переживать,Грустить, веселиться, о чуде мечтать.И снова забудем, дружок впопыхах,Что чудо-то держим с тобою в руках.
- О каком чуде идет речь? (О книге)
2.Объявление темы и цели урока.
- Сегодня мы собрались, чтобы совершить удивительное путешествие по страницам сказок народов Приамурья. Народов, которые жили в этих местах давным-давно, и живут в наше время, народов, которые всегда отличались своей мудростью, добротой, терпимостью. Слайд 1, 2
2. Актуализация знаний.
-Ребята, вы любите сказки? А кто вам рассказывает сказки?
-А откуда взрослые знают эти сказки?
- Почему мы с удовольствием слушаем и читаем русские сказки?
- Правильно, ведь это сказки наших предков, наша история. У каждого народа свои сказки, свои обычаи и традиции.
Мы любим слушать русские сказки, потому что это сказки наших предков. Слайд 3
– Ребята, давайте вспомним, какие коренные жители живут на территории Хабаровского края? Много разных народов населяют Дальний Восток.
Как вы думаете, а какие сказки любит нанайские дети?
Правильно. Все любят слушать сказки своего народа.
А чем занимаются коренные жители Приамурья? (Они занимаются охотой, рыбалкой, собирают дары леса). Слайд 4,5
Да, ребята, они прекрасные охотники и следопыты, они лучше всех знают, где растут самые вкусные ягоды тайги, как поймать и правильно приготовить рыбу. А далекие предки этих народов поведали нам много сказок, былин, сказаний о своей жизни и традициях. (звучит песня «Таёжные были») Слайд 6
Давайте представим себе маленький домик на берегу Амура. В нём сидит нанайка. Она вышивает чудные узоры на халате. Слайд 7,8
Рассмотрите их. Здесь и веточки дальневосточных растений, и цветы, и забавные животные. И из этих удивительных узоров рождается сказка... Рассмотрите узоры и скажите, о чём будет сказка. (- Эта сказка будет о лесе, о животных.) Слайд 9-11
3. Обсуждение сказки.
Какую сказку вы читали к сегодняшнему уроку? Слайд 12
Чья это сказка?
- Вам понравилась сказка? О ком она? Кто главные герои этой сказки? Слайд 13
Посмотрите на слайд и по рисункам кратко расскажите, что произошло в сказке. Только будьте внимательны: рисунки стоят не по порядку. Слайд 14
- Кого вы пожалели? Почему?
-Кого вы осудили? Почему?
-На какой вопрос даёт ответ сказка? Выберите из данных вопросов. Слайд 15
1. Почему бурундук живёт в лесу?
2. Почему у бурундука длинный хвостик?
3. Почему у бурундука на спине пять полосок?
- Можете ли вы теперь сказать, откуда у бурундучка на спине пять чёрных полосок?
4. Постановка проблемного вопроса
Сегодня бурундучок пришёл к нам на урок. Он просит помочь разобраться: кто же ему был настоящим другом: лиса или медведь? Вдруг он попадёт в другие сказки, где тоже будут эти герои. Сначала давайте вспомним, в каких сказках он может повстречаться со сказочными героями. Интересно, как часто может произойти такая встреча?
Вспомните и назовите сказки, в которых встречается медведь, Слайд 16
…… а в каких лиса. Слайд 17
Давайте сделаем вывод.(Эти герои часто встречаются в русских сказках.)
5. Сравнение характеров героев. Слайд 18
Рассмотрите иллюстрации с изображением животных. Кто это? (Лиса и медведь)
Давайте сравним характеры этих героев. Какой обычно в сказках медведь? А какая лиса?
а) Выборочное чтение.
-Найдите в нанайской сказке отрывок, в котором бурундук впервые встречается с лисой. (Стр. 132).
Давайте прочитаем этот отрывок по ролям
Докажите, что лиса хитрая.
- «Завертела хвостом»
- «Всегда хитрила, всех обмануть норовила» (норовила – старалась)
- «притворилась»
-Сделаем вывод: какая лиса в сказках?
Давайте дадим совет бурундучку, надо ли ему верить лисе, дружить с ней?
- Что вы узнали из сказки «Как медведь и бурундук дружить перестали» о медведе?
(Питался малиной, мёдом. Хотел поймать евражку, косулю и дикого кабана. Всегда угощал своего друга бурундука. Но потом обидел бурундука, потому что он мешал ему охотиться.
б) Словарная работа Слайд 19
Давайте вспомним, какой медведь в русских сказках.
Выберите из данных слов те, которые характеризуют медведя.
(Косолапый, добрый, хрупкий, лежебока, злой, нежный, хитрый, глупый, неуклюжий, смелый, топтыгин.)Сделаем вывод: похожи ли медведь и лиса по характеру? Слайд 20
Физминутка под музыку Nanajskie_napevy-Tema_EvenkaПод веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз! Вверх!
И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг.
На месте стой!
Топни левою ногой!
Влево шаг!
И снова стой.
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.
А теперь наклонись и тихонечко садись.
6.Нравственный вопрос.
- Ребята, как вы думаете, а сам бурундучок был хорошим другом?
Давайте составим для бурундучка правила дружбы.
Правила дружбы. Слайд 21
1. Не обижай друга.
2.Выручай друга из беды.
3. Сочувствуй в горе.
4. Радуйся вместе с ним.
5. Делись с другом всем, что у тебя есть.
6.Выполняй обещания, данные другу.
Вывод: так чему нас учит эта сказка?
7. Знакомство с новой сказкой.
- Ребята, а сегодня я хочу познакомить вас с новой сказкой народов Приамурья. Это нивхская сказка. Слайд 22
Нивхи, как и нанайцы живут на берегу Амура, также занимаются охотой и рыболовством, и также у этого народа есть свои сказки.
Эта сказка называется «Почему у бурундука полоски». Слайд 23
Послушайте её внимательно-внимательно.
Чтение сказки учителем
Почему у бурундука на спине полоски
Нивхская сказка

Кто такой бурундук? Бурундук родной брат белки! Только белка живёт на деревьях, в дуплах, а бурундук роет норы в земле. За это его ещё зовут земляной белкой.
Раньше маленький бурундук был весь жёлтенький, тёмных полосок на нём не было.
Но однажды в нашей тайге произошла вот какая история.
Хозяин тайги дедушка медведь залёг осенью в свою тёплую берлогу, свернулся поуютней, сунул лапу в пасть и крепко заснул. Так крепко, что не слышал, как выли над тайгой вьюги, как трещали от мороза пихты, как ходили по лесу охотники.
Полгода прошло, а для медведя - будто день промелькнул.
Он проснулся, когда весеннее солнышко пригрело, когда первые ручейки зазвенели. Проснулся и чувствует - живот аж подвело, так есть хочется. Это только говорят, что медведь лапу сосёт и сыт бывает. Нет, лапой сыт не будешь.
Вышел медведь на поляну и думает, чем бы поживиться. А что думать? Медвежья еда ещё не поспела. Далеко до ягод, до орехов.
Идёт медведь по лесу, каждый пенёк обнюхивает, нет ли где чего. Вдруг слышит: под большим пнём шорох какой-то. Медведь ткнул пень лапой. Не поддаётся.
Медведь попробовал двумя лапами. Пень - ни с места. Мало сил у голодного медведя. Тогда он рассердился, застучал по пню лапой и закричал:
- Эй, кто там живёт? Выходи!
Выскочил жёлтый бурундук и говорит:
- Здравствуй, дедушка медведь!
- Ты кто такой? - рычит медведь.- Что там делаешь?
- Я - бурундук. Я здесь живу. Это мой дом,- отвечает бурундук.
Медведь говорит:
- Я всю зиму проспал. А теперь проснулся - есть нечего.
Бурундук говорит:
Я тоже всю зиму проспал. Но прежде чем залечь в спячку, я заготовил припасы. Есть у меня в кладовках сладкие корешки, вкусные сытные орешки. Сижу и ем и горя не знаю. Медведь говорит:
- Ты хороший зверёк, бурундук. Дай - ка мне попробовать твоих корешков и орешков.
Бурундук говорит:
- Сейчас, дедушка, принесу.
Он юркнул под пень и вытащил оттуда сладкие корешки да сытные орешки.
- Угощайся, дедушка! Слайд 24
Медведь ест и похваливает:
- Аи, как вкусно! Дай ещё!
Бурундук принёс ещё. Медведь наелся, подобрел. И говорит:
- Спасибо тебе, милый бурундучок.
Маленький ты зверёк, а добрый, старика уважил.
И погладил медведь бурундука лапой по спине. Осторожно погладил, ласково, а на спине у бурундука от медвежьих когтей пять полосок появилось. Слайд 25
Появились чёрные полоски, да так и остались.
Бурундук гордился своими полосками. Бывало, его спрашивали:
- Откуда они у тебя?
Бурундук отвечал:
- Это меня дедушка медведь погладил.
С тех пор у всех бурундуков на спине полоски.
Беседа по первичному восприятию
Кто главные герои в этой сказке?
Что нового мы узнали о бурундуке из этой сказки? Слайд 26
Чему учит эта сказка?Чем похожи сказки «Как медведь и бурундук дружить перестали» и «Почему у бурундука на спине полоски»?
Чем отличаются эти сказки?
Ребята, так какой же совет мы можем дать бурундучку?
Молодцы, ребята! Бурундучок благодарен вам за добрые советы. А что полезного для себя вы сегодня запомнили? Чему вас научили эти сказки?
Бурундучок также уверен, что дружба навсегда поселится в нашем классе.
8. Работа с выставкой книг.
Ребята, посмотрите на выставку книг. Книги, которые я предлагаю вам прочитать самостоятельно – это тоже сказки народов Приамурья.
Выберите сказки, которые мы сегодня читали. Покажите всем иллюстрации в книге к этим сказкам.
9. Рефлексия.
Ребята, вам понравился урок? Возникло ли у вас желание дальше познакомиться со сказками народов Приамурья?
Бурундучок предлагает вам свое угощение (печенье – орешки, грибочки)
Спасибо за урок!

Бурундук и медведь

Жил в лесу бурундук, пушистый жёлтенький зверёк. Жил один. Всякий знает, что одному в лесу – невыносимо тоск­ливо.
Бурундук и подумал: наверно, есть в лесу ещё кто-ни­будь, кто тоже умирает с тоски. И пошёл искать себе друга. Скачет бурундук от дерева к дереву, от куста к кусту, заглядывает под коряги и валежины, в расщелины и норы.
Встречает горностая. Спрашивает:
– Горностай, горностай! Тебе не скучно одному? Давай дружить.
Горностай отвечает:
– Нет, бурундук, мне не скучно. А ты всё равно умрёшь с тоски. Приходи ко мне завтра: я тебя съем.
Бурундук подумал: “Чем гнить в земле, уж пусть лучше съест меня горностай”. А так как до завтра было далеко, бурундук снова поска­кал от дерева к дереву, от куста к кусту, заглядывая под коря­ги и валежины, в расщелины, и норы.
Встречает лису. Спрашивает:
– Лиса, лиса! Тебе не скучно одной? Давай дру­жить.
Лиса отвечает:

Бурундук подумал: “Чем гнить в земле, уж пусть лучше съест меня лиса”. А так как до завтра было далеко, бурундук вновь поскакал от дерева к дерезу, от куста к кусту, заглядывая под коряги и валежины, в расщелины и норы.
Встречает соболя. Спрашивает:
– Соболь, соболь! Тебе не скучно одному? Давай дружить.
Соболь отвечает:
– Нет, бурундук, мне не скучно. А ты всё равно умрёшь с тоски. Лучше приходи ко мне завтра: я тебя съем.
Бурундук подумал: “Чем гнить в земле, уж пусть лучше съест меня соболь”. А так как до завтра было далеко, поскакал бурундук от дерева к дереву, от куста к кусту, заглядывая под коряги и валежины, в расщелины и норы.
И вот бурундук встретил медведя. Медведь спал в тени под кустом кедрового стланика. Бурундук схватил его за ухо и стал тормошить. Кое-как разбудил. Тот недовольно рявкнул:
– Чего тебе надо?

Бурундук говорит:
– Медведь, медведь! Тебе не скучно одному? Давай дружить.
Медведь лениво поднял голову, зевнул и, не глядя на бу­рундука, сонно спросил:
– А зачем нам дружить-то?
Бурундук отвечает:
- Вдвоём нам будет лучше. Ты большой, неуклюжий. А я маленький, ловкий. Я буду сидеть на дереве, сторо­жить тебя, когда ты спишь, – а вдруг какая опасность идёт.
– А я никого не боюсь, – говорит медведь.
– Тогда вместе будем собирать орехи.
Медведь глянул на бурундука:
– Орехи, говоришь?..
– Да, орехи. И ягоду будем вместе собирать.
– Ягоду, говоришь?
- Да, ягоду. И муравьёв будем вместе ловить.
– И муравьёв, говоришь?.. – Медведь окончательно про­снулся, сел. – И орехи, и ягоду, и муравьёв, говоришь?
– Да, и орехи, и ягоду, и, муравьёв.
Медведь довольно отвечает:
– Я согласен дружить с тобой.
Бурундук нашёл себе друга. Большого, сильного. Никто в лесу не мог похвастаться таким другом!
Как-то встретил бурундук горностая. Тот обрадовался:
– А-а, пришёл. Теперь я тебя съем.
Бурундук говорит:
– А я дружу с медведем.
Горностай испугался:
– С медведем?!..
Поскакал бурундук дальше. Встречает лису. Та заплясала от радости:
– Наконец я дождалась. Теперь я тебя съем.
Бурундук говорит:
– Я дружу с медведем.
У лисы дух перехватило:
– С медведем?!..
Поскакал бурундук дальше. Встречает соболя. Тот обра­довался:
– А я тебя давно жду. Теперь я тебя съем.
Бурундук говорит:
– А я дружу с медведем.
Соболь так испугался, что птицей взлетел на дерево и уже оттуда спросил:
– С медведем?!..
Живут себе бурундук и медведь. Быстрый бурундук нахо­дит богатые ягодные места и кусты кедрового стланика, сплошь усыпанные шишками. Медведь радуется не нарадуется таким другом.
Вскоре медведь ожирел настолько, что ему стало трудно ходить. Он теперь больше отдыхал. И лишь изредка пове­левал:
– Эй, бурундук, принеси-ка брусники.
Или:
– Эй, бурундук, почеши мне спину.
Наступила осень. Впереди зима, долгая, холодная. Бурундук беспокоится.
– Слушай, медведь, скоро зима. Нам надо делать запасы.
Медведь лениво отвечает:
– Правильно говоришь, бурундук. Давай делай запасы! – а сам как лежал, так и лежит.
– Как же я один насобираю столько орехов и ягод? Ты ведь очень много ешь, – чуть не плачет бурундук.
– Сказано тебе, делай запасы! – сердится медведь. – А я выкопаю берлогу. Просторную. Это будет настоящее жильё! Не то что твоя нора.
И бурундук понуро поплёлся заготовлять орехи. Но тут в небе появилась снежная туча. И бурундук стремительно поскакал по кустам – надо успеть заготовить орехи, а то снег спрячет их.
Бурундук сделал запасы. А медведь залёг в берлогу, подложил под голову лапу и заснул. Спал месяц, спал два – проснулся. Говорит бурун­дуку:
– Подай-ка мне орехи.
Наевшись досыта, медведь опять завалился спать. А запа­сов осталось немного. И бурундук стал экономить. Недоедает, чтобы дотянуть до весны. Съест один орешек, подойдёт к вы­ходу берлоги, вылижет иней, и ему кажется, что он сыт. Бурундук и не заметил, как сильно отощал. Кое-как дотя­нул до весны. Когда снег начал таять, медведь проснулся. Он потянулся, довольный, и сказал бурундуку:
– А здорово, братец, мы с тобой перезимовали!
Потом похвалил бурундука:
– Молодец! – и провёл лапой по его спине. Так и оста­лись на жёлтой спине бурундука пять чёрных полос – следы медвежьей дружбы.
Когда снег растаял, бурундук ушёл от медведя. Медведь и не жалел: вокруг много сладких кореньев и му­равьёв.
Но в конце лета медведь вспомнил бурундука: пора го­товить запасы. Он стал звать бурундука. Но тот не откли­кался.
– Изменник! – на всю тайгу заревел возмущённый мед­ведь.
С той поры медведь всячески преследует бурундука. Он никогда не упустит случая разрыть бурундучью нору и разо­рить. Всё мстит.
Как ни странно, бурундук жив и по сей день. Я его видел сегодня утром, когда шёл опушкой леса. Он сидел на верхней ветке ольхи и, совсем по-беличьи закинув пушистый хвост на спину, призывно кричал:
– Тут... тут... тут.
Наверно, он думал, что кто-нибудь ищет дружбы с ним.

Когда Хинганские горы ещё маленькие были, когда нужно было выстрелить из лука и услышать, как стрела по ту сторону Хингана упадёт - вот тогда медведь и бурундук дружили.

Жили они вместе в одной берлоге. Вместе на охоту ходили. Делили всё пополам: что медведь добудет, то бурундук ест; что бурундук добудет, то медведь ест. Так дружили они очень долго. Да известно - завистникам чужая дружба всегда глаза колет. Пока друзей не поссорят, не успокоятся…
Вот вышел как-то бурундук из берлоги, захотелось ему орехов пощёлкать. Повстречалась ему лиса. Рыжим хвостом завертела, поздоровалась, спрашивает:
- Как поживаешь, сосед?

Рассказал ей всё бурундук без утайки.
Выслушала его лиса, и завидно ей стало, что два зверя вместе живут и не ссорятся. А сама она ни с кем не дружила, потому что всегда хитрила да всех обмануть норовила.
Притворилась лиса, что жалеет бурундука, лапки на животе сложила, слезу пустила: известно, что обманщику заплакать ничего не стоит. Говорит:
- Бедный ты, бедный! Жалко мне тебя.
Испугался бурундук:
- Почему ты жалеешь меня, соседка?
- Глупый ты! - отвечает лиса. - Медведь тебя обижает, а ты и не догадываешься об этом.
- Как так - обижает? - спрашивает бурундук.
- А вот так. Когда медведь добычу берёт, кто первый её зубами рвёт?
- Брат-медведь, - отвечает бурундук.
- Вот видишь, самый сладкий кусок ему и достаётся. Ты, поди, уж давно хорошего куска не видал, всё медвежьими объедками питаешься! Оттого и ростом ты маленький.
Завиляла лиса хвостом, слёзы утёрла, покачала головой.
- Ну, прощай, - говорит она напоследок. - Вижу, нравится тебе такая жизнь. Только я на твоём месте первая бы в добычу зубы запускала!
И побежала лиса будто по делу. Бежит, хвостом следы заметает.

Посмотрел ей вслед бурундук, задумался: «А ведь соседка-то, пожалуй, правильно рассудила!»
Так бурундук задумался, что и про орехи забыл. «Вот, - думает, - медведь-то какой обманщик оказался! А ему верил, за старшего брата считал».
…Вот пошли медведь и бурундук на охоту.
Зашли по пути в малинник. Сгрёб медведь в лапы куст малины, присосался сам и брата приглашает. А тот смотрит - лиса-то правду сказала!

Поймал медведь евражку - суслика. Зовёт бурундука. А тот глядит - медведь-то первым в евражку когти вонзил. Выходит, правду лиса говорила!
Пошли братья мимо пчелиного дубка. Медведь тот дубок своротил, лапой придержал, нос в улей всунул, ноздри раздул, губами зашлёпал. Брата зовёт - мёд испробовать. А тот видит: опять медведь первый пробует - значит, опять лиса права!

Рассердился тут бурундук! «Ну, - думает, - проучу я тебя!»
Пошли они на охоту в другой раз.
Сел бурундук брату на загривок - ему за медведем на своих маленьких лапках не поспеть.
Учуял медведь добычу. Косулю словил. Только хотел он её зубами схватить, а тут бурундук как прыгнет у него меж ушей! Это - чтобы прежде брата в добычу зубы вонзить, сладкий кусок себе взять да немножко подрасти. Испугался медведь, выпустил косулю, и ушла она.

Остались оба брата голодными.
Пошли они дальше.
Увидел медведь евражку, подкрался, а бурундук опять тут как тут! Опять перепугал медведя до полусмерти. Опять охота пропала. Рассердился медведь, а брату ничего не говорит.

Повстречались они с молодым кабаном. В другое время медведь и задираться бы не стал, а тут от голодухи у него живот к рёбрам прилип. Озлился медведь и попёр на кабана! Заревел так, что попятился кабан от медведя. Пятился, пятился, - уткнулся хвостом в дерево - дальше некуда. Тут на него медведь и насел. Пасть раскрыл, зубами щёлкает, вот сейчас целиком сглотнёт!
Только приступил медведь к кабану, а бурундук опять с его загривка меж ушей - на кабана прыг! Хочет первым кабана попробовать. Тут медведь совсем разозлился. Как хватит бурундука лапой по спине, так все пять когтей и вонзил ему в спину, чтобы под лапу не попадался, не мешал!
Рванулся бурундук - всю шкуру себе от головы до хвоста распорол. Взвыл от боли. Прыгнул на дерево, да на другое, да на третье.
Как пошёл с ветки на ветку перепрыгивать, только его медведь и видел!

Позвал медведь брата, когда кабана заломал:
- Эй, брат! Иди свеженину есть!
Нет бурундука, будто и не было никогда.
Пошёл медведь домой. Ждал, ждал брата, да так и не дождался.
Убежал бурундук. На деревьях долго жил, пока раны на спине не зажили. Ну, раны-то зажили, а пять чёрных полос от когтей медведя на всю жизнь у него остались.
Теперь бурундук к медведю и не подходит и мяса не ест. А случится ему от медведя неподалёку оказаться, он со злости в медведя кедровыми шишками кидает. А как медведь голову поднимет, бурундук бежать - только его и видели!

Нанайская народная сказка с иллюстрациями: Г. Д. Павлишина

КОГДА ХЙНГАНСКИЕ горы ещё маленькие были, когда можно было выстрелить из лука и услышать, как стрела по ту сторону Хингана упадёт, тогда дружили медведь и бурундук.

Жили они вместе в одной берлоге. Вместе на охоту ходили, делили всё пополам: что медведь добудет, то бурундук ест, что бурундук добудет, то медведь ест. Так дружили они долго. Да известно: завистникам чужая дружба глаза колет. Пока друзей не поссорят, не успокоятся… Вот вышел как-то бурундук из берлоги - захотелось ему орехов пощёлкать. Повстречалась ему лиса. Рыжим хвостом завертела, поздоровалась, спрашивает: - Как поживаешь, сосед? Рассказал ей всё бурундук. Выслушала его лиса, и завидноей стало, что два зверя вместе живут и не ссорятся. Сама-то она ни с кем не дружила, потому что всегда хитрила да всех обмануть норовила. Притворилась лиса, что жалеет бурундука, лапки на животе сложила, заплакала и говорит: - Бедный ты, бедный! Жалко мне тебя! Испугался бурундук: - Почему ты жалеешь меня, соседка? - Глупый ты! - отвечает лиса.- Медведь тебя обижает, а ты и не догадываешься об этом. - Как это обижает? - А вот так. Когда медведь добычу берёт, кто первый её зубами рвёт? - Брат-медведь,- отвечает бурундук. - Вот видишь, самый сладкий кусок ему достаётся. Ты, наверно, уж давно хорошего куска не видел, всё медвежьими объедками питаешься! Оттого и ростом ты маленький. Завиляла лиса хвостом, слёзы утёрла. - Ну, прощай,- говорит.- Вижу, нравится тебе такая жизнь. Только я бы на твоём месте первая в добычу зубы запускала! Убежала лиса. Посмотрел ей вслед бурундук, задумался: «А ведь соседка-то, пожалуй, правильно рассудила!» Так бурундук задумался, что и про орехи забыл. «Вот,- думает,- медведь-то какой обманщик оказался! А я ему верил, старшим братом считал». Вот пошли медведь и бурундук на охоту. Зашли по пути в малинник. Сгрёб медведь в лапы куст малины, ягоды ест и брата приглашает. А тот смотрит: лиса-то правду сказала! Поймал медведь евражку. Зовёт бурундука, а тот глядит: медведь-то первым в евражку когти вонзил. Выходит, правду лиса говорила! Пошли братья мимо пчелиного дубка. Медведь тот дубок своротил, лапой придержал, нос в улей всунул, брата зовёт - мёд пробовать. А бурундук видит: опять медведь первый пробует,- значит, опять лиса права! Рассердился тут бурундук. «Ну,- думает,- проучу я тебя!» Пошли они на охоту в другой раз. Сел бурундук брату на загривок. Учуял медведь добычу, косулю поймал. Только хотел её зубами схватить, а бурундук как прыгнет! Это - чтобы прежде брата в добычу зубы вонзить, сладкий кусок себе взять да немножко подрасти. Испугался медведь, выпустил косулю, и она убежала. Остались оба брата голодными. Пошли дальше. Увидел медведь евражку, подкрался. Бурундук опять тут как тут! Опять перепугал медведя. Опять охота пропала. Рассердился медведь, а брату ничего не говорит. Повстречались они с молодым кабаном. В другое время медведь и задираться бы не стал, а тут уж очень голоден был. Заревел так, что попятился кабан от медведя. Пятился, пятился, уткнулся хвостом в дерево - дальше некуда. Тут на него медведь и насел. Пасть раскрыл, зубами щёлкает, вот сейчас проглотит! Только медведь приступил к кабану, а бурундук на кабана - прыг! Тут медведь совсем разозлился. Как хватит бурундука лапой по спине, так все пять когтей и вонзил ему в спину, чтобы под лапу не попадался, не мешал! Рванулся бурундук - всю шкуру себе от головы до хвоста распорол. Убежал он в лес. На деревьях долго жил, пока раны на спине не зажили. Ну, раны-то зажили, а пять чёрных полос от когтей медведя на всю жизнь у него остались.



Похожие статьи