Главные герои повести заколдованное место. Анализ произведения гоголя заколдованное место

Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место»

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Заколдован­ное место» - это рассказ дьячка о случае из своей жизни. Она написана удивительно живо и интересно. С каждой строчкой чтение этой повести всё больше и больше захватывает. Даже сам дьячок, неохотно на­чавший рассказ, так увлёкся своим повествованием, что упрекнул слушателей в невнимательности: «Что в самом деле!.. Слушать так слушать!»

Главным героем повести является дед дьячка. Его образ - очень яркий и запоминающийся. Рассказы­вая нам историю, которая произошла с дедом, дья­чок пытается передать нам все подробности, и от это­го повествование становится более достоверным.

Нельзя не заметить то, с каким юмором ведёт дья­чок свой рассказ. Он называет деда «старым хреном», смеётся над тем, как дед танцевал, как пытался най­ти клад, как мать вылила на него помои. Дед же, в свою очередь, называл внуков «собачьими детьми», бранил их. Но мы чувствуем, что герои по-настоящему любят и ценят друг друга.

По словам дьячка, больше всего дед любил слушать рассказы проезжающих мимо чумаков: «А деду это всё равно что голодному галушки». И мы понимаем, что и сам герой был весёлым, интересным человеком, не зря дьячок говорит: «Бывало, вздумает…»

Но лучше всего понять характер деда помогает опи­сание поиска клада. Его речь и мысли полны необыч­ных выражений: «Экая мерзостная рожа!», «Ну, хлоп­цы, будет вам теперь на бублики!».

Гоголь не случайно дал повести такое название - «Заколдованное место». Ведь в произведении сочета­ются два мира: реальный и фантастический. Всё фан­тастическое связано с могилкой, кладом и дьяволь­ской силой.

Реальный мир - это быт. Изображая обычную жизнь людей, Гоголь употребляет украинские слова, напри­мер «чумаки», «курень». Интересно описание уклада жизни героев, того, как дед выращивает арбузы, «при­крывает их лопухом», копает «новую грядку для позд­них тыкв». Или о том, как он определяет погоду: «„Быть завтра большому ветру!“ - подумал дед». Гоголь лю­буется картинами этой народной жизни, созидатель­ным трудом своих героев.

Вся повесть написана очень ярко и красочно. Иногда кажется, что сам находишься среди слушателей дьяч­ка, ведь повествование прерывается его комментари­ями. Из речи рассказчика становится ясно, что сам он уже постарел. Но дьячок, как и дед, в душе остаётся таким же молодым, интересным и необычным чело­веком.

В конце повести дьячок рассказывает, что вместо клада дед принёс «сор, дрязг…». После этого герой стал верить только в Христа, а «…то проклятое место, где не вытанцовывалось, загородил плетнём, велел кидать всё, что ни есть непотребного…». Можно сказать, что этими строками автор подшучивает над дедом. Ведь в этой повести Гоголь говорит о том, что добро мож­но нажить только своим трудом. Кроме того, на при­мере деда он учит нас верить в светлое, чистое: «Так вот как Морочит нечистая сила человека!»

"Заколдованное место" входит в сборник рассказов и повестей Н. В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки". По задумке писателя, собрал все эти яркие искрометные истории пасечник Рудый Панько и решил с ними, как он говорит, "высунуть нос из своего захолустья в большой свет". Быль "Заколдованное место" рассказал паучнику дьячок одной из церквей. Эта история случилась с его собственным дедом. В то время рассказчику было всего лет одиннадцать.

<…>К деду на баштан приехали чумаки, после россказней угостились дынями. Потом дед решил подбить внуков своих, Остапа и Фому, сплясать, и сам тоже пустился в пляс. Это завязка произведения. Во время танца нечистая сила уносит старика неведомо куда, и ему кажется, что он нашел клад. Описываются переживания старика, его конфликт с нечистой силой. Развитие действия идет до тех пор, пока дед не находит котел с кладом. Нечистая сила пугает старика. Это кульминация произведения.

Развязка наступает, когда дед приносит домой найденный котел. Он думает, что в посудине находится клад, и зовет внуков посмотреть на золото. А там "сор, дрязг… стыдно сказать, что такое".

Сюжетные особенности рассказа: сюжет хроникальный, закрытый, события сосредоточены вокруг одного главного героя, действие исчерпано полностью. Описания природы соответствуют происходящему в данный момент действию - льет ли это дождь, мешающий поискам деда, или устрашает ночной пейзаж в то время, когда старик решился поднять котел с кладом.

"Заколдованное место" уникально фольклорными особенностями - использованием народных легенд. Гоголь вводит в рассказ нечистую силу, но она не имеет ничего общего с мистикой. Народная фантастика привлекает нас своей бытовой стороной, наивной непосредственностью. Образы Гоголя полны ярких жизненных красок, искрятся задорным народным юмором.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Анализ произведения Н. В. Гоголя «Заколдованное место» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    "Заколдованное место" входит в сборник рассказов и повестей Н. В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки". По задумке писателя, собрал все эти яркие искрометные истории пасечник Рудый Панько и решил с ними, как он говорит, "высунуть нос из своего захолустья в большой свет". Быль "Заколдованное место" рассказал паучнику дьячок одной из церквей. Эта история случилась с его собственным дедом. В то время рассказчику было всего лет одиннадцать. <…>К деду на баштан
    Отец рассказчика поехал в Крым продавать табак, поэтому дома остались сам рассказчик, дед, мать, да два брата. Дед засеял баштан на дороге и перешел жить в курень. Взял он с собой рассказчика и брата его. Мимо куреня по дороге проезжало много народу. Многие останавливались, рассказывали истории разные. Особенно любил дед, когда чумаки проезжали. Один раз остановились в курене чумаки, вечером собрались, поели дыни, решили танцевать. Пустился дед танцевать. Хорошо пляшет, а
    Мой любимый автор - это русский классический писатель Николай Гоголь. Я люблю читать его рассказы из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». В них есть неподражаемый юмор, смешные персонажи, загадки и таинственность. В рассказах Гоголя, например, «Сорочинской ярмарке», «Пропала грамота», «Ночи перед Рождеством», соседствуют правда и сказки, народные поверья и легенды. Рядом с людьми у Гоголя действует нечистая сила, но она забавная. Черти даже ведут себя, как люди: один
    Сложно и противоречиво было творчество Гоголя, жившего в то "роковое и переходное время", по его собственному выражению, когда "почти у всякого ночь и тьма вокруг". Но передовая мысль и его современников, и читателей последующего времени четко выделяла в литературном наследии писателя его великие творения, произведения большого общественного значения. Имя Гоголя передовые люди России ставили рядом с именем великого русского критика-демократа Белинского. Так, Некрасов в поэме "Кому на Руси жить хорошо" мечтал
    Проза Мёртвые души. Том первый История создания поэмы "Мертвые души" Художественный мир Гоголя Анализ текста Сюжет, композиция и жанр "Мертвых душ" История прокурора В чем суть аферы Чичикова? Критика о поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души" В. Г. Белинский А. И. Герцен Д. Н. Овсянико-Куликовский Темы сочинений по творчеству Н. В. Гоголя Гоголь Николай Васильевич. Биография Гоголь о русском языке ДУХОВНЫЕ СМЫСЛЫ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЁРТВЫЕ ДУШИ». АНАЛИЗ АССОЦИАТИВНОЙ
    Каша из топора Русская народная сказка тарый солдат шёл на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу: - Пустите отдохнуть дорожного человека! Дверь отворила старуха. - Заходи, служивый. - А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего? У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой. - Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего. - Ну, нет так нет,- солдат
    Об Авторе Гуковский, Григорий Александрович (1902-1950) - выдающийся советский литературовед. Специалист по истории русской литературы XVIII и XIX вв., пушкинист; кроме того, занимался проблемами методики преподавания литературы. Основные исследования: "Очерки по истории русской литературы и общественной мысли XVIII века" (1938), "Русская литература XVIII века" (1939), "Пушкин и русские романтики" (1946), "Пушкин и проблемы реалистического стиля" (1957), "Реализм Гоголя" (1959), "Изучение литературного произведения в школе (Методологические очерки о методике)" (1966). Материал взят на
  • Популярные эссе

      8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та

      Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі - історії) у системі

      На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою

Поговаривают, что люди могут справиться с нечистым духом. Не стоит так говорить. Если нечистая сила захочет обмануть, так и будет.

Рассказчику было 11 лет. Всего у отца было 4 ребенка. Отец ранней весной отправился в Крым и повез на продажу табак. С собой он повез 3х-летнего брата, а рассказчик остался дома вместе с матерью и 2 братьями. Дед посеял огород прямо у дороги и ушел жить в курень.


Деду понравилось то, что мимо него около 50 возов проезжало за день, и каждый мог что-то ему рассказать.

Однажды мимо деда Максима ехало 6 возов, это были старые товарищи деда. Они уселись в кружок, поели и разговорились. Дед взял рассказчика и брата, чтобы они поиграли на дудочке и потанцевали. Не удержавшись, дед сам пустился в пляс прямо на дорожке между огуречными грядками. Вот тут то и случилось нечистое: стоило деду дойти до середины дорожки, как тут же его ноги переставали подыматься. Он начал еще раз с начала дорожки, дотанцевал до середины и вновь ноги одеревенели. Это было какое-то заколдованное место. Дед тут же стал ругаться и назвал это место дьявольским.


Тут же позади деда кто-то рассмеялся. Обернулся дед, смотрит – а место то неизвестное, вокруг поле незнакомое. Пригляделся внимательнее, и узнал гумно одного волостного писаря. Вот куда занесла деда нечистая сила.

Затем дед решил выйти на дорогу, и в стороне на одной из могил увидел вспыхнувшую свечку. Вскоре она погасла и загорелась вторая, немного подальше. Дед подумал, что в этом месте спрятан клад. Подумал сразу раскопать, да лопаты с собой не было. Тогда он решил запомнить место и вернуться сюда позже. С этими мыслями он зашагал домой.


Ближе к вечеру следующего дня дед взял лопату и заступ, и отправился на место клада. Но, добравшись до места, он удивился – если есть гумно, то нет голубятни, если же видна голубятня, то нет гумна. Внезапно пошел сильный ливень, и дед побрел обратно домой.

На следующий день дед пошел по своему огороду к заколдованному месту с заступом в руках. Ударив заступом по тому месту, где у него деревенели ноги, он тут же оказался на том поле, где видел свечки. Только теперь у него был заступ.


Добрался он до места, указанного свечками и начал копать. Вскоре он выкопал котел. Во время копания дед беседовал сам с собой, а кто-то повторял его слова по нескольку раз. Дед подумал, что это черт, которому не хочется отдавать клад. Тогда он оставил клад и побежал к дому, а вокруг - тишина. Тогда он вернулся, забрал котелок и побежал, что есть мочи. Так он и добрался до огорода попа.

Мать до вечера ожидала деда. Уже и отужинали, а его все не видно. Помыла мать горшок и начала искать, куда слить помои. Вдруг она увидела, как в темноте по воздуху плывет кухля*. Мать взяла и вылита туда горячие помои. Тут же раздался громкий крик деда. Дед рассказал о найденном кладе и понадеялся, что теперь все дети с бубликами и баранками будут.


Надеясь на золото, дед открыл котелок, а там было то, о чем даже и сказать стыдно.

После этого происшествия дед утратил доверие к черту. И внукам говорил часто, чтобы они никогда не верили черту – обманет однозначно. А если слышал, как где-то, что-то неспокойное творится, сразу начинал креститься и внукам кричал, чтобы крестились.


То заколдованное место на дорожке, где у него ноги деревенели, дед оградил при помощи плетня, и сбрасывал туда весь мусор и бурьян.

Кухля* - сосуд для транспортировки жидкостей на небольшие расстояния.

«Заколдованное место» – четвёртая, заключительная повесть второй части «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголя . Её вновь рассказывает дьячок местной церкви, Фома Григорьевич. Главным героем рассказа является его дед, уже знакомый читателям из повести «Пропавшая грамота ».

В одно лето, когда Фома Григорьевич был ещё малым ребёнком, его дед посеял при дороге огород с дынями и арбузами и продавал плоды с него проезжавшим мимо торговцам. Однажды у огорода остановилось штук шесть возов, в которых ехали старые знакомые деда. Обрадованный встрече дед хорошо угостил своих давнишних друзей, а потом на радостях пустился танцевать. Выделывая, несмотря на старость, разные замысловатые коленца, он дошёл до одного места близ грядки с огурцами – и там ноги деда вдруг сделались как деревянные и перестали ему служить. Отойдя назад, он разогнался вновь, но на том же самом месте вновь стал, как заколдованный. Проклиная сатану, дед вдруг услышал, как сзади него кто-то засмеялся. Он оглянулся и увидел, что находится совсем не там, где стоял за миг до этого, а с другой стороны своего села. И на дворе был уже не день, а ночь.

Поодаль дед заметил могилку. На ней вдруг вспыхнула свечка, а за ней другая. По народному преданию, такие вещи происходили на местах, где были закопаны клады. Дед очень обрадовался, однако с собой у него не было ни заступа, ни лопаты. Заметив место с кладом большой веткой, дед вернулся домой.

На следующий день он с заступом пошёл рыть клад. Оказалось, однако, что замеченное им место выглядело не совсем так, как днём раньше. Вид на окрестности открывался другой, и оставленной вчера ветки дед найти не смог. Воротившись назад, он пошёл по огороду до заколдованного места, где ему не танцевалось, в сердцах ударил заступом по земле – и вновь очутился на той же окраине села, где и за день до этого. Теперь она смотрелась, как тогда. Дед сразу увидел там и могилку и оставленную на ней ветку.

Дед стал копать в поисках клада и вскоре наткнулся в земле на котёл. «А, голубчик, вот где ты!» – вскрикнул дед, и эти его слова вдруг повторили человеческими голосами невесть откуда прилетевшая птица, свесившаяся с дерева баранья голова и зарычавший медведь. Из пня соседнего дерева показалась страшная харя, рядом вдруг почудился деду глубокий провал, а сзади – огромная гора. Кое-как превозмогая страх, он вытащил котёл с кладом из земли, схватил его и побежал что было мочи. Сзади кто-то хлестам прутьями ему по ногам…

Гоголь «Заколдованное место». Иллюстрация

Тем временем на огороде Фома, его братья и пришедшая кормить их ужином мать дивились: куда опять делся дед? Собрав после ужина в ведро помои, мать искала, куда их вылить, и вдруг увидела: навстречу к ней как бы сама собой движется кадка. Мать подумала, что это шутят парни и плеснула помои в кадку, но тут раздался крик, и вместо кадки она увидела перед собой облитого деда с большим котлом в руках. Однако вместо золота, которое чаял найти старик, в котле оказался сор и дрязг…

И сколько потом не засевали, пишет Гоголь, то заколдованное место посреди огорода, никогда не вырастало там ничего путного. Всходило на этом месте такое, что и разобрать нельзя: арбуз – не арбуз, тыква – не тыква, огурец – не огурец... черт знает, что такое!

Анализ произведения

«Заколдованное место» входит в сборник рассказов и повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». По задумке писа­теля, собрал все эти яркие искрометные истории пасечник Ру­дый Панько и решил с ними, как он говорит, «высунуть нос из своего захолустья в большой свет». Быль «Заколдованное место» рассказал паучнику дьячок одной из церквей. Эта история слу­чилась с его собственным дедом. В то время рассказчику было всего лет одиннадцать.

<…>К деду на баштан приехали чумаки, после россказней угостились дынями. Потом дед решил подбить внуков своих, Ос­тапа и Фому, сплясать, и сам тоже пустился в пляс. Это завязка произведения. Во время танца нечистая сила уносит старика не­ведомо куда, и ему кажется, что он нашел клад. Описываются переживания старика, его конфликт с нечистой силой. Развитие действия идет до тех пор, пока дед не находит котел с кладом. Нечистая сила пугает старика. Это кульминация произведения.

Развязка наступает, когда дед приносит домой найденный ко­тел. Он думает, что в посудине находится клад, и зовет внуков посмотреть на золото. А там «сор, дрязг… стыдно сказать, что такое».

Сюжетные особенности рассказа: сюжет хроникальный, за­крытый, события сосредоточены вокруг одного главного героя, действие исчерпано полностью. Описания природы соответству­ют происходящему в данный момент действию — льет ли это дождь, мешающий поискам деда, или устрашает ночной пейзаж в то время, когда старик решился поднять котел с кладом.

«Заколдованное место» уникально фольклорными особеннос­тями — использованием народных легенд. Гоголь вводит в рассказ нечистую силу, но она не имеет ничего общего с мистикой. На­родная фантастика привлекает нас своей бытовой стороной, на­ивной непосредственностью. Образы Гоголя полны ярких жизнен­ных красок, искрятся задорным народным юмором.

Гоголь, Анализ произведения Заколдованное место

1 (20%) 1 vote

На этой странице искали:

  • заколдованное место анализ произведения
  • заколдованное место анализ
  • кто главный герой произведения заколдованное место
  • гоголь заколдованное место анализ
  • гоголь заколдованное место анализ произведения


Похожие статьи