Пушка танка тигр. Panzerkampfwagen VI "Tiger" - тяжелый танк "Тигр"

Доброго времени суток! На сегодняшний день осталось не так и много сохранившихся танков семейства «Тигр». Уцелевшие и отреставрированные машины доступные для обозрения широкой публике, находятся в музеях разных стран. Их фотографии и местонахождение будут представлены ниже. Ссылки на источники информации прилагаются. Как вы увидите, уцелевших машин совсем немного, но кто знает, может, еще существуют и другие Тигры, спрятанные в закрытых частных коллекциях.

  1. Tiger I – Танковый музей в Бовингтоне, Великобритания – рабочее состояние.

Номер шасси 250112 (Алан Хэмби). Двигатель (Maybach HL 230) взят от одного из двух музейных Королевских Тигров, скорее всего, от того, который с башней Порше.

История и реставрация этого Тигра — http://www.tiger-tank.com/secure/journal.htm .

  1. Tiger I – Танковый Музей в Мюнстере, Германия.

Этот танк демонстрируется в Мюнстере с апреля 2013 года. Гражданин Hoebig, который реконструировал этот танк, был когда-то владельцем свалки Trun в Нормандии. Зная, что несколько Тигров I были разрезаны на куски на этой свалке, он, вероятно, взял все части и начал их сваривать. Некоторые детали, например как ствол и колеса пришли из Латвии (Курляндская область). Траки полная репродукция. Танк, который на данный момент состоит на 90% из оригинальных деталей, скорее всего, пуст внутри, нахватает двигателя и коробки передач.

  1. Tiger I – Вимутье, Франция.

Номер шасси неизвестен. Номер 251113 (часто путается с номером шасси) является на самом деле номером башни этого экземпляра.

  1. Tiger I – Музей бронетехники в г.Сомюр, Франция.

Номер шасси 251114. Этот танк был взят на правах аренды из танкового музея в Мюнстере в 2003-2004 гг.

  1. Командирский Tiger I – Танковый Музей в Кубинке, Россия.

Номер шасси 250427. Этот танк как предполагается, принадлежал s. Pz. Abt. 424, и был захвачен во время отступления этого батальона в январе 1945 г. Сейчас танк окрашен и маркирован s. Pz. Abt. 505. Это командирская версия Tiger I.

  1. Tiger I — Военно-исторический Музей, Ленино-Снегири (Россия) — очень плохое состояние.

Номер шасси 251227, сильно поврежденная машина находится на военном полигоне Нахабино, где он часто используется в качестве крепкой мишени. Этот танк был найден с несколькими Шерманами (которые демонстрируются в Ленино-Снегири) и Тигром Hull, который сейчас находится в частной коллекции в Германии. Всего был три разных Тигра на Полигоне Нахабино (третий был полностью разрушен), все три привезли из Курляндского котла, Латвия и принадлежали Schw.Pz.Abt. 510.

  1. Tiger I – Национальный Музей Брони и Кавалерии, Форт Беннинг, штат Джорджия (США).

Этот танк был передан на правах аренды в Германию (Sinsheim Auto + Technik Museum, Panzermuseum Munster), позже перевезен на несколько лет в коллекцию Кевина Уиткрофта, и возвращен обратно в США в июле 2012 года.

Номер шасси 250031. Принадлежит s. Pz. Abt. 504, тактический номер был 712. Он был захвачен в Тунисе в Мае 1943 г.



Номер шасси 280101, принадлежал s. SS-Pz. Abt. 501 с тактическим номером «121». Он был захвачен во Франции (Ла Капелле, вблизи Камбре и Бельгийской границы) в сентябре 1944 года.


Номер шасси 280273, построен в декабре 1944 года. Танк брошен здесь 24 декабря 1944 года. Восстановлен в 1970-х. Тактический номер 213.


Номер шасси 280112. Согласно статье из журнала №54, этот танк, который теперь носит башенный номер 233, может быть танком 123, который принадлежал 1-ой роте 101 SS.s.Abt в Августе 1944. Он, возможно, был оставлен экипажем 23 августа 1944 года, в связи с возникшими проблемами с двигателем, в Brueil-en-Vexin (около Мант-ла-Жоли). Танк, по-видимому, был спасен Французской Армией в сентябре 1944 года, а затем хранился на заводе AMX в Сатори до передачи в музей, когда он был создан. Машина была нерабочей в течение нескольких месяцев из-за проблем с коробкой передач, но позднее танк был отремонтирован.

В настоящее время арендован из танкового музея в г. Тун, для приведения в рабочее состояние на 5 лет (данные из музея, начиная с июля 2007 года).

Номер шасси 280215, принадлежал к s. Pz. Abt. 506. Этот танк был отдан Францией Швейцарии после войны.


Этот танк служил вs.Pz. Abt. 501 и был захвачен Советской Армией в польской деревне Oględów в августе 1944 года. Он был вывезен Красной Армией во время войны. Правильный (оригинальный) тактический номер, нарисованный на башне – 502.


Номер шасси 280243, построен в сентябре 1944 года (Википедия). Эта машина на данный момент находится на хранении и недоступна публике.


Редкий вариант с ходовой Порше. Номер шасси 305004. Захвачен англичанами на полигонах Хеншеля в Haustenbeck, в Германии в апреле 1945 г. На нем изначально не было тактического номера.


Боевая группа из s.Pz.Jg.Abt 653, оснащенная 4-мя Ягдтиграми сдалась в Амштеттене, Австия 5 мая 1945 года. Этот Ягдтигр был захвачен в отличном состоянии с комплектом боковых юбок и поздним 9 зубчатым цепным ободом. 12 крючьев на каждой стороне верхней части использовались для закрепления 6 пар траков. Машина не была покрыта циммеритом. Инструменты утеряны, но сохранился зенитный MG-42, смонтированный на задней палубе двигателя.


Этот Ягдтигр произведен в октябре 1944 г. Номер шасси 305020. Прикреплен к s.Pz.Jg.Abt 653 и имел номер 331. Машина захвачена недалеко от Нойштадт-Вайнштрассе, Германия, в марте 1945 года. Повреждения до сих пор видны на маске орудия, лобовой плите и нижней носовой броне. На машине использовалась поздняя версия 9 зубчатого ведущего колеса.


Эта машина, которая является прототипом Штурмтигра, был, скорее всего, в районе Эльбы в апреле 1945 года. Номер шасси 250043. Катки были заменены немцами во время обновления. Двигатель и внутреннее оснащение отсутствует.


Номер шасси 150072, принадлежит к s. Pz. Jäg. Abt. 654, с тактическим номером «501». Захвачен во время Курской битвы (операция Цитадель) в июле 1943 года.

  1. САУ Элефант – Форт-Ли Музей артиллерии армии США, Виргиния, США.

Эта САУ была одной из первой партии 200 машин, переданных с испытательного полигона MD г. Абердин, в Форт-Ли Виргиния. Номер шасси 150040, принадлежал к s. Pz. Jäg. Abt. 653, с тактическим номером «102». Захвачен в Италии, в мае 1944 года. Во время Курской битвы эта САУ принадлежала s. Pz. Jäg. Abt. 654 (тактический номер «511»). В настоящее время эта машина находится на хранении и недоступна для публики.

“Aberdeen Proving Ground”, Сентябрь 2009 — https://www.flickr.com/photos/usagapg/4497115003/in/set-72157623794807980/

  1. Броневые листы башни и корпуса Tiger I — Коллекция Кевин Уиткрофт, Великобритания.

Эти части были найдены где-то в Курляндии (Латвия). Другие части Тигр I в коллекции Уиткрофт включают в себя: 3 аварийных люка, часть основного орудия, 1 основу выхлопной трубы, большуючасть брони со стороны башни, заднюю крышку палубы, крыло бокового брызговика.

  1. Передняя панель Tiger I найденная рядом с деревушкой Кисели, недалеко от города Орска, Россия.

  1. Крышка башни Tiger I – Музей Вадим Задорожный, Архангельское, Московская область, Россия.

  1. Части башни раннего Tiger I – Мемориал, Стрельбище 38 НИИИ, Академия Кубинки, Россия.

  1. Некоторые части Tiger I – местоположение неизвестно, Россия.

  1. Двигатель Королевского Тигра — Pansarmuseet, Axvall, Швеция.

Эти компоненты принадлежат Королевскому Тигру, который был куплен Швецией во Франции в 1948 году, для тестовых целей. Эти части последние останки от танка.

  1. Задняя палуба Королевского Тигра – Коллекция Кевина Уиткрофта, Великобритания.

Эта часть найдена в Германии в 1990-е годы.

  1. Лобовая бронеплита Королевского Тигра — Коллекция Кевина Уиткрофта, Великобритания.

  1. Рулевой механизм Королевского Тигра – Музей Westwall, Пирмазенс, Грмания.

  1. Двигатель и трансмиссия Королевского Тигра – Танковый Музей в г. Сомюр, Франция.

  1. Часть башни Королевского Тигра, обнаруженная в 2001 году вблизи Мант-ла-Жоли, Франция

Этот танк от 101 SS.s.Abteilung погиб в кратере возле Фонтене-Сен-Пер 26 августа 1944 года. После войны он был взорван дилером металлолома и небольшие металлические части были погребены во время строительства дороги D913.BrunoRenoult, краевед, обнаружил и восстановил часть башни: крыша и левая сторона башни. Корпус танка (в частях) все еще находится под дорогой. Существует проект для восстановления всех частей танка и создания памятника с танком, но он сталкивается с техническими и административными трудностями.

  1. 88 мм пушка Jagdpanther/ Часть брони Kingtiger – Schweizerisches Militär museum, Full, Швейцария.

Эти части ранее были экспозицией в Танковом Музее, Thun, Швейцария

  1. Пушка и часть башни Королевского Тигра – музей им. OrłaBiałego, Skarżysko-Kamienna (Польша).

  1. Некоторые части Королевского Тигра найденные в Венгрии.

  1. 380 мм миномет Штурмтигра – Танковый Музей в Бовингтоне, Великобритания.

Трудно оспорить заявление, что немецкий танк PzKpfw VI Tiger является символом бронетанковых войск Третьего рейха. Отнюдь не будучи идеальной боевой машиной, этот танк всё равно стал одной из вершин конструкторской мысли Германии периода Второй мировой войны.

Изначальная концепция танковых войск Германии не предполагала того, что армии понадобится более мощный танк, чем PzKpfw IV, несущий короткоствольное 75-мм орудие. Но потом немцы немного пригляделись к соседям и поняли, что для штурма укреплённых районов вроде французской линии Мажино этой машины недостаточно. Да и британские танки «Матильда» были слишком хорошо бронированы, чтобы рассчитывать на то, что немецкие «Панцеры» легко с ними справятся. Поэтому в 1937 году командование Вооружённых сил Германии отдало распоряжение начать работы по проектированию танка прорыва. Первоначально за это дело взялось конструкторское бюро фирмы «Хеншель», которое возглавлял инженер Эрвин Адерс. Оно создало прототипы под рабочим названием DW1 и DW2, которые так и не стали серийными машинами, но позволили Адерсу накопить полезный опыт, который пригодился ему в будущем, когда создавался уже непосредственно «Тигр».

Вопреки распространённому мнению, Германия начала Вторую мировую войну, не имея несметных и несокрушимых танковых полчищ. Блестящие победы вермахта в Европе строились в большей степени на неожиданной и чрезвычайно эффективной доктрине молниеносной войны, чем на техническом превосходстве. И только после нападения на Советский Союз, впервые столкнувшись с танками Т-34 и КВ, немцы поняли, что новый танк нужен армии как можно быстрее. При этом нельзя сказать, что ответом стал именно «Тигр». Гораздо раньше на вооружении немецких танков появилась длинноствольная 75-мм пушка KwK 40, позволявшая эффективно сражаться с «толстокожими» советскими машинами.

Идея нового тяжёлого танка, который обладал бы большой огневой мощью и сильной защитой, была предложена Гитлером в мае 1941 года. Каждому танковому соединению германской армии предлагалось придать по 20 машин нового типа для увеличения ударной мощи. Работы по воплощению идеи в металле поручили двум конструкторским бюро. Первым было бюро Адерса, у которого на тот момент разрабатывался танк-прототип VK 3601 (H). Вторым конструктором стал доктор Фердинанд Порше, к которому фюрер очень благоволил несмотря на то, что к тому времени Порше проявил себя больше по части разработки автомобилей, нежели танков. Опытные образцы нужно было представить на суд фюрера в мае — июне 1942 года.

Фирма «Хеншель» быстро построила первую опытную машину VK3601 (H). Благодаря использованию старых наработок с самого начала танк получил надёжную ходовую часть и моторно-трансмиссионную группу. А вот с вооружением возникли проблемы. 75-мм орудие с коническим стволом, разработанное фирмой «Крупп», стреляло бронебойными снарядами с вольфрамовым сердечником весом в 1 килограмм. Столь расточительное использование дефицитного и дорогого металла приёмная комиссия сочла неразумным, и проект танка отклонили.

Конкурент Адерса, Фердинанд Порше, решил использовать в своём прототипе наработки, оставшиеся после опытного танка VK3001(P). Для своего нового детища, получившего имя VK4501 (P), он применил ту же самую компоновку моторного отсека и электрическую трансмиссию. На образец Порше планировалось устанавливать 88-мм орудие KwK 36, разработанное на базе знаменитой немецкой зенитной пушки Flak 18/36. В варианте для танка ему добавили дульный тормоз и электрический спуск. Порше, полагавший, что благожелательное отношение Гитлера к нему — залог победы в конкурсе проектов, не стал дожидаться результатов испытаний и заказал для своего танка шасси и башни. После чего, уверенный в своём триумфе, решил дальше не напрягаться и ждать полигонных испытаний.

Адерс, несмотря на то что его танк был отклонён, сдаваться не намеревался. Он решил переработать свой прототип под то же самое орудие, что и Порше. В результате, когда работы над шасси завершились, ещё не была готова подходящая башня. И в это же время у Гитлера родилась странная идея: он решил отправить на фронт прототипы обоих танков без прохождения испытаний. А затем потребовал, чтобы Порше к осени построил 60 машин, а «Хеншель» — 25. Это было нереально, но конструкторы не могли прямо заявить Гитлеру, что его замысел неосуществим. Чтобы построить к заданному сроку хотя бы несколько танков, Адерсу пришлось ставить на своё шасси башню, разработанную Порше.

В день рождения Гитлера конструкторы устроили для него показ своих машин. Здесь Порше оконфузился, решив разгрузить свой образец с железнодорожной платформы своим ходом. Тяжёлый танк просто-напросто увяз в грунте. Адерс не рисковал: его танк снимали большегрузным краном. В ходе испытаний оба прототипа продемонстрировали как сильные, так и слабые стороны. Машина Порше была более скоростной, а танк Хеншеля превзошёл её в маневренности. У VK4501(H) перегрелся и загорелся двигатель, а VK4501(P) показал низкую надёжность электрической трансмиссии. В итоге изначально было принято решение отправить в серию оба танка, но позднее командование убедило Гитлера в том, что машина Эрвина Адерса предпочтительнее. Фюрер, при всех своих симпатиях к профессору Порше, был вынужден согласиться. А невостребованные шасси тяжёлого танка, заказанные Порше, впоследствии были использованы при строительстве противотанкового орудия «Фердинанд».

Новый танк получил название PzKpfw VI Tiger. Его серийное производство началось в августе 1942 года. На протяжении войны машина хоть и выпускалась всего в одной модификации, но подвергалась большому количеству доработок и изменений.

Специально для «Тигров» в войсках была создана новая тактическая единица — тяжёлый танковый батальон. В зависимости от ситуации батальон мог действовать как самостоятельно, так и для усиления других частей. Новые экипажи обучались на базе 500-го запасного батальона в Падерборне. Личный состав набирали как из числа опытных танкистов, так и среди новобранцев. Причём изначально все эти люди были добровольцами, желавшими поскорее опробовать в деле новые чудо-танки.

На Восточный фронт первые «Тигры» прибыли в августе 1942 года. 29 числа эшелон разгрузил 1 роту 502-го батальона на станции Мга недалеко от Ленинграда. Из-за того что Гитлер торопил с отправкой нового оружия на фронт, конструкторам не удалось толком отладить машины. Поэтому сразу же после прибытия начались множественные поломки. У одного из «Тигров» даже загорелся двигатель. Вплоть до середины сентября механики занимались ремонтом танков; многие детали приходилось доставлять самолётом с заводов Германии.

Первое боевое применение «Тигров» закончилось неудачно: один танк заглох, и его пришлось бросить, а ещё три застряли в болоте — с большим трудом их удалось эвакуировать. Брошенный танк взорвали. В январе 1943 года ещё один «Тигр», практически не повреждённый, был захвачен советскими войсками на Волховском фронте. После изучения этих двух трофеев для бойцов Красной армии были составлены памятки о том, как нужно бороться с PzKpfw VI.

Дальнейшие бои с участием «Тигров» под Ростовом, Харьковом и Ленинградом показали, что этот танк — действительно грозный противник. Его толстая броня выдерживала попадание из большинства пушек. Надёжное поражение и уничтожение немецких машин обеспечивалось только стрельбой по бортам и в корму. Также практиковалось поражение ходовой части: гусеницы сбивались снарядом либо под них забрасывалась связка гранат. Широко применялись и были страшной угрозой бутылки с зажигательной смесью. Протекая через вентиляционные решётки, она вызывала пожар в двигателе «Тигра».

1 декабря 1942 года «Тигры» впервые были применены в Африке. Роту из состава 501-го тяжёлого батальона направили на усиление отступающего корпуса Эрвина Роммеля. В сражении при Тебурбе немцы одержали полную победу, уничтожив 134 американских и английских танка, понеся минимальные потери в технике. Однако в этих боях погиб командир роты. Далее «Тигры» продолжали воевать отдельными группами по две-пять машин, всегда нанося тяжёлый урон технике союзников.

Африка стала непростым испытанием для конструкции танка. Постоянный перегрев, пыль и сложные дорожные условия приводили к многочисленным поломкам. Снова сказались недоработки конструкции, на устранение которых у изготовителей не было времени.

В апреле 1943 года немцы потерпели окончательное поражение в Африке. Все «Тигры», остававшиеся на тот момент в строю, либо были взорваны экипажами, либо попали в руки союзников.

В боях под Курском принимали участие 139 «Тигров». Из-за небольшого количества они не могли оказать сколь-нибудь серьёзного влияния на ход боевых действий, тем более что применялись разрозненно. Однако к тому времени слава «Тигра» бежала впереди него, и в советских войсках была распространена самая настоящая «тигрофобия». В результате за «Тигра» могли принять любой немецкий танк, чаще всего — Pz-IV. В бою «Тигры» показывали себя хорошо, особенно если им удавалось долго вести огонь по противнику с больших дистанций, на которых советские танковые и противотанковые пушки не могли эффективно пробивать броню немецких машин.

«Тигры» сражались до самого конца войны. И всё это время они оставались чрезвычайно грозными противниками для любого танка антигитлеровской коалиции.

В общем и целом машина Эрвина Адерса была лучшим немецким тяжёлым танком времён Второй мировой войны. Он был отлично сбалансирован с точки зрения брони и вооружения. Для своей массы машина была достаточно поворотливой. Плавный ход, который обеспечивала шахматная подвеска, позволял эффективно вести огонь в движении. Управление танком было настолько простым, что в немецких войсках даже ходила поговорка: «Ну ты неумеха! Тебе только «Тигром» управлять!» С другой стороны, танк был чрезвычайно дорогим в производстве и трудным в ремонте. Чтобы заменить повреждённый каток внутреннего ряда, требовалось до трёх суток работы, а коробку передач нельзя было заменить, не сняв башню.

Экипажи «Тигров» высоко отзывались о боевых качествах своей машины, а её создатель Эрвин Адерс даже получил уважительное прозвище «Отец тигров».

До сегодняшнего дня этот танк остаётся популярным: о нём пишут множество книг, выпускаются масштабные модели, танк можно увидеть во многих компьютерных играх. В металле также сохранилось немало экземпляров этой бронемашины, причём некоторые из них до сих пор на ходу.

Рендеры данной машины в различных разрешениях можно скачать .

Стратегия блицкрига, разработанная в Германии перед Второй Мировой войной , не предусматривала применения тяжелых танков прорыва. Соответственно в данном направлении изначально не было точных предписаний и разработок. Такое положение дел сохранялось до столкновения с советскими танками.

Первые бои с КВ и Т-34, срыв стратегии блицкрига и столкновение с укрепленной обороной - все это показало слабую эффективность бывших на вооружении средних танков Panzerkampfwagen III и IV. Возникла необходимость срочной разработки более мощных машин.

Танк Panzerkampfwagen VI Ausf. H1 Tiger - немецкий тяжелый танк, применяемый Германией в период Второй Мировой. Разработан для борьбы с танками и противотанковыми средствами противника, а также для преодоления его линий обороны.

История создания танка «Тигр»

Первые разработки по созданию тяжелых танков в Германии относят к 1937 году. Исследованиям отводилась второстепенная роль, поскольку необходимости в машинах для прорыва не было. В данном контексте проекты носили теоретический или испытательный характер.

В 1939-41 г.г. Эрвин Адерс предпринял практические шаги по конструированию танков прорыва. Были собраны первые прототипы с использованием компонентов от PzKpfw IV . Данные образцы не позиционировались как тяжелые машины - их вес не должен был превышать 30 тонн, а толщина брони составила менее 50 мм.

Нападение на СССР показало слабость PzKpfw IV. По мере преодоления сложной обстановки первых месяцев и укрепления обороны советские войска все эффективнее противостояли танковым наступлениям и немецким штурмам.

С учетом данных факторов возникла практическая необходимость в тяжелых танках прорыва, способных соперничать с Т-34 и КВ. Попытка модернизировать имевшиеся машины не давала нужного результата, хотя и позволила улучшить ситуацию. Для Германии первостепенной задачей стала разработка аналога советского КВ.

Тигр 1

Техническое задание на разработку тяжелого танка поступило сразу в две фирмы - «Хеншель» и «Порше». Обе компании представили свои образцы ко дню рождения Гитлера в апреле 1942. Предпочтение было отдано разработкам Хеншеля.

В своем проекте Эрвин Адерс использовал традиционные разработки германского танкостроения, применяемые при конструировании PzKpfw IV. Подобное решение снижало производственную сложность новых танков. Также впервые для танков применялось шахматное расположение опорных катков.

Однако проект Тигр 1 «Хеншеля» фактически не имел башни, ее прототип находился на доработке. При этом предполагалось использовать орудие KwK 42 L/70 с калибром 75 мм, которое в 1942 уже не отвечало поставленным задачам. В данном контексте решено было позаимствовать башню у проекта «Порше». Именно данный гибрид двух фирм и стал известен как Panzerkampfwagen VI Ausf. H1 Tiger. В СССР он известен как танк Тигр, Т-6, Т-VI.

Тигр 2

Задание на разработку танка с усиленным бронированием поступило в «Хеншель» и «Порше» уже в августе 1942. Акцент делался на угловом расположении листов по аналогии с Т-34 , а также на более мощном орудии KwK 43 L/71 калибром 88 мм.

Проект «Хеншель» оказался более удачным и на этот раз. Прототип «Порше» отклонили в основном из-за сложной электрической трансмиссии. Последняя требовала большое количество меди и других материалов, которые у Германии были в дефиците.

Контракт на новый танк с «Хеншель» подписали в начале 1943. Однако Эрвину Адерсу предложили доработать проект и внести в него ряд конструктивных решений от параллельной разработки «Пантеры-II». Данный аспект затянул конструирование нового танка еще на несколько месяцев. Первый прототип собрали лишь в октябре 1943.

Новый проект стал известен как Panzerkampfwagen VI Ausf. B, «Королевский тигр», «Тигр-II», Тигр 2. С учетом того, что «Порше» начал производство башен для своих танков до того, как его проект был отклонен, первые 50 «Королевских тигров» получили его башни. На последующие модели устанавливались башни Адерса с упрощенной компоновкой и увеличенной лобовой броней.

Устройство и конструкция боевого агрегата

«Тигр» имеет стандартную компоновочную схему - управление и трансмиссия в передней части, боевое отделение в средней и мотор в задней. Устройство танка «Тигр» отличалось хорошей эргономикой, обеспечивая надежность и простоту управления и ведения боя.

Передний отсек

Отделение управление предназначалось для механика-водителя и стрелка-радиста. К элементам управления относят рулевое колесо, выполненное как у автомобиля, педали газа, сцепления и тормоза. Справа перед сиденьем имеется рычаг переключения передач и стояночный тормоз. Еще один такой же дополнительно был слева. За сиденьем аварийные рычаги управления.

В передней части корпуса имелся курсовой пулемет. Здесь же находились приборы внешней связи. Блоки радиостанции FuG-5 располагались рядом с сиденьем радиста. Устойчивая связь передачи и приема информации работала в пределах 6,4 км для телефона и 9,4 км телеграфом.

Для внутреннего общения применялись ларингофоны и головные телефоны, подключенные к танковому переговорному устройству. Уязвимость данной системы дополнялась экспериментальными световыми сигналами, позволяющими командиру давать механику-водителю простые команды.

Средняя часть машины

Боевое отделение включало остальную часть экипажа, приборы наблюдения и наведения, боекомплект. Здесь располагались места командира, наводчика и заряжающего. Также имелся спаренный с орудием пулемет.

Слева от орудия располагался оптический прицел . Сначала это был бинокулярный TZF-9a фирмы Цейсс с 2,5-кратным увеличением. С апреля 1944 применялись монокулярные TZF-9b с диапазоном увеличения в 2,5-5 раз. Шкала прицеливания для орудия варьировалась в диапазоне 100-4000 м, для пулемета - от нуля до 1200 м.

Кормовая часть

В задней части танка располагался моторный отсек и топливные баки. Для защиты экипажа в случае подрыва последних между кормовой частью и боевым отделением имелась броневая перегородка.

Корпус и башня

Установка орудия калибра 88 мм определила конструктивные особенности корпуса «Тигра». Впервые ширина немецкого танка имела разные значения. Нижняя часть стала базовой, верхняя расширена спонсонами для установки нужного погона башни под предписанное орудие.

Почти все броневые листы корпуса стыкуются под углом, близкому к прямому. Лобовая броня имеет наклон в 80 градусов, на ней располагается курсовой пулемет и наблюдательный прибор механика-водителя. Верхний лист расположен почти горизонтально, нижний - под углом 66 градусов. Все листы соединены стыками по методу «ласточкин хвост».

Башня танка расположена почти по центру с незначительным смещением к корме. В крыше имеется два люка и вентиляционное отверстие, закрываемое бронеколпаком с горизонтальными щелями. На поздних моделях появился перископ для заряжающего, а также мортирка для стрельбы дымовыми и осколочными гранатами на небольших дистанциях.

Технические характеристики

У танка «Тигр» технические характеристики рассматриваются по первым моделям. «Королевский тигр», несмотря на возросшую мощь и броню, оказался неудачной разработкой ввиду низкой мощности двигателя, слишком большого веса и слабых ходовых качеств. Многие экипажи отмечали общую ненадежность данной разработки и частые поломки.

Подвеска и двигатель

Двигатель «Тигра» двенадцатицилиндровый, карбюраторный, бензиновый, от Maybach. Первые 250 танков имели моторы HL210 с мощностью 650 л. с. Последующие - HL230 на 700 л. с. Подвеска независимая, торсионная.

Моторное отделение имело собственную систему пожаротушения. Огнетушители располагались рядом с топливными насосами и карбюратором. Для охлаждения двигателя использовался водный радиатор и четыре вентилятора.

Ходовая часть и гусеницы

В основе ходовой части танка предусмотрено шахматное расположение катков. Диаметр большой, поддерживающих катков не имеется. Ведущее колесо находилось впереди, диаметр - 0,84 м. Для опорных катков предусматривался резиновый бандаж.

«Тигры» использовали два типа гусениц. Первый вариант применялся для транспортирования, ширина - 0,52 м, траки K.gs-63/520/l30. Второй вариант гусениц боевой, из траков Kgs-63/725/130, ширина - 0,725 м.

Коробка передач

Коробка передач двенадцатиступенчатая (8 передних и 4 задние), взаимодействовала с главным фрикционом и механизмом поворота. Относится к типу преселективных, на полуавтоматическом управлении. Благодаря КПП танк имел 16 радиусов поворота вперед и 8 назад, также мог вертеться вокруг своей оси.

Расход топлива

В качестве топлива использовался этилированный бензин OZ 74. Топливные баки рассчитаны на 530 л. Усредненный расход топлива составлял 80-100 литров на 100 км.

Максимальная скорость

Наибольшая скорость танка «Тигр» по шоссе - 44 км/ч, запас хода составлял 195 км. Машина отличалась хорошей проходимостью, могла преодолевать подъемы до 35 градусов. Высота преодолеваемого барьера - 0,8 м, ширина рва - 2,3 м, брод - 1,2 м.

Экипаж

Экипаж «Тигра» состоял из пяти человек - механик-водитель, стрелок-радист, командир, наводчик и заряжающий. Первые двое располагались в отделении управления, обеспечивая движение танка и связь с другими машинами. Остальные находились в боевом отделении.

Габариты и вес

По габаритам «Тигр» имел следующие технические характеристики:

  • длина корпуса - 6,316 м, с повернутой вперед пушкой - 8,45 м;
  • ширина - 3,705 м;
  • высота - 2,93 м;
  • клиренс - 0,47 м.

Вопрос о том, сколько весит танк, решается просто - боевая масса составляла 57 тонн. При данном весе удельное давление на грунт составило 1,03 килограмма на квадратный сантиметр.

Вооружение

Вооружение «Тигра» состояло из орудия и двух пулеметов - курсового и башенного, спаренного с орудием. Позднее появились мортирки, позволяющие создавать дымовую завесу или поражать ближайшую пехоту осколочными гранатами.

Пушка

Основное орудие танка - нарезная пушка KwK 36 L/56 калибром 88 мм. Длина ствола составляла 56 калибров. Благодаря гидроприводу пушка могла вести обстрел по полной окружности в горизонтальной плоскости. В вертикальной диапазон наведения варьировался от -8 до +15 градусов.

Дальность поражения составляла 4 км, с появлением нового монокулярного прицела TZF 9b - 5 км. Боекомплект состоял из 92-94 снарядов. С 1945 этот показатель увеличен до 120 боеприпасов.

Пулеметы

«Тигры» имели два, реже три пулемета MG-34. На поздних моделях применялись его модификации - 34/40, 34/S, 34-41. Стрельба из курсового пулемета велась радистом, из спаренного - наводчиком. Дальность поражения - до 1200 м, общий боекомплект - 4500 патронов.

Дымовые гранатометы

В качестве гранатометов использовались противопехотные мортирки S-типа. помимо создания дымовых завес стреляли осколочными гранатами на высоту 5-7 метров. Взрыв на такой высоте поражал окружающую танк пехоту.

Броневая защита

Для защиты танка применялась хромомолибденовая катаная броня с поверхностным закаливанием. Ее толщина имела следующие показатели:

  • верхняя лобовая плита корпуса - 100 мм, 8 градусов наклона;
  • средняя лобовая - 63 мм, 10 градусов;
  • нижняя лобовая - от 100 мм при 21 градусе наклона с переходом в 80 мм при скосе в 66 градусов;
  • борта корпуса - 80 и 63 мм вверху и внизу при нулевом наклоне;
  • задняя часть - 80 мм при наклоне в 8 градусов вверху и 48 внизу.

Днище корпуса имело толщину в 28 мм, крыша первоначально 26 мм, в 1944 оба показателя усилились до 40. Лобовая броня башни - 100 миллиметров, борта и корма 80, наклоны нулевые. Маска орудия варьировалась от 90 до 200 мм.

Преимущества и недостатки «Тигра»

Среди преимуществ «Тигров» отмечают:

  • мощное орудие, позволявшее поражать в лоб практически все САУ и танки до 1944 года;
  • бронирование, обеспечивавшее надежную защиту танка до 1943;
  • хорошую эргономику, обеспечивавшую изнутри простоту управления;
  • качественные приборы наблюдения и связи.

В большинстве случаев именно последний фактор оказывался решающим для исхода боя. По некоторым оценкам преимущества «Тигра» сделали его в 1942-43 годах сильнейшим танком в мире.

Однако у машины были и недостатки:

  • техническая сложность производства, замедлявшее массовое изготовление;
  • высокая стоимость - «Тигры» обходились в два раза дороже многих танков других стран;
  • низкая ремонтопригодность ходовой части и некоторых других агрегатов ввиду недостатка деталей;
  • сложность транспортировки, особенно через мосты.

Данные факторы в значительной степени осложняли применение «Тигров». Для буксировки подбитых машин на ремонт требовалась специальная техника, что не всегда было удобно во фронтовой обстановке. А железнодорожная перевозка таких танков требовала по одному пустому вагону спереди и сзади для облегчения нагрузки.

Применение танка «Тигр» во Второй мировой войне

Концепция применения танков «Тигр» допускала их использование и в наступлении, и в обороне. Основная задача - борьба с танками, обеспечивая прорыв своих сил через линии укреплений или снижая способность к прорыву у противника.

Первое применение в бою относят к 23 августа 1942 под Ленинградом. Сразу после выгрузки появились проблемы с коробкой передач и двигателем, в результате чего танки были отправлены на ремонт. В сентябре ситуация повторилась, из-за бездорожья и технических проблем «Тигры» не смогли реализовать свой потенциал.

Полноценное участие в боевых действиях относят к боям под Харьковом в феврале-марте 1943. Позже «Тигры» принимали участие в Курской битве , на африканском и итальянском фронтах. В 1944-45 годах танки активно использовались на восточном и западном фронте.

Первый исправный «Тигр» советские войска смогли захватить 27 декабря 1943 под Ленинградом. Вместе с машиной была захвачена и техническая документация, приборы, оружие. 5-7 января танк использовался советскими войсками для обороны захваченных позиций.

В ходе войны трофейные танки захватывались и другими частями на разных участках фронта. Однако активного применения такие машины не находили - отсутствие запасных частей, сложность ремонта и буксировки не позволяли возвращать подбитые машины в строй.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Этот самый грозный немецкий танк Второй мировой войны представлял собой совершенный образец боевой техники.

Создания танка весьма протяженна и запутанна. Разработка нового тяжелого танка в рамках программы Panzerkampfwagen VI началась в конце января 1937 года, когда фирма Henschel получила заказ на проектирование боевой машины под условным индексом DW1 (Durchbruchwagen - машина прорыва). Параллельно с фирмой Henschel над проектом нового тяжелого танка работала и фирма Porsche (доктор Порше был вообще любимчиком фюрера). Обе фирмы создали к 1941 году собственные варианты шасси соответственно VK 3001 (H) и VK 3001 (Р). Но в мае 1941 года во время совещания в Бергхофе Гитлер предложил новую концепцию тяжелого танка, обладавшего повышенными огневой мощью и броневой защитой и призванного стать ударной силой танковых соединений, в каждом из которых предполагалось иметь по 20 таких машин.

В свете предложений фюрера и с учетом результатов испытаний опытных тяжелых танков были разработаны тактико-технические требования, а затем выдан заказ на разработку танка VK 4501. Изготовить прототипы предполагалось к маю - июню 1942 года. Уже готовые танковые платформы пришлось создавать практически заново. Конкуренция обоих фирм достигла апогея весной 1942го, когда обе машины, оснащенные одинаковыми башнями от фирмы Friedrich Krupp AG, прибыли в ставку "Волчье логово" (Wolfsschanze) в Восточной Пруссии для показательных испытаний.


Министр вооружений Третьего Рейха Albert Speer лично тестирует шасси нового танка "Тигр"

Обе машины имели еще свои (иногда существенные) недостатки. Так например сырая, недоведенная электротрансмиссия серьезно затрудняла маневрирование VK 4501(Р), например, с огромным трудом танк совершал повороты на 90°. При испытаниях на скорость, VK 4501(H) разогнался на участке 850 м лишь до 45 км/ч, при этом двигатель перегрелся настолько, что возникла угроза пожара. Взвесив все "за" и "против", несмотря на особое расположение Гитлера к доктору Порше, проводившая испытания комиссия приняла все же решение в пользу танка фирмы Henschel. Шасси же VK 4501(Р) использовали позднее для САУ "Фердинанд".


Ввеху - прототип танка "Тигр" от Порше, хорошо видна конструкция катков,
использованных позднее в "Фердинандах" (внизу)


В начале августа 1942 года началось серийное производство нового тяжелого танка, что, впрочем, не означало конец испытаний. Они продолжались, но уже на главном танковом полигоне вермахта в Куммерсдорфе. Первый танк прошел к тому времени 960 км. По среднепересеченной местности машина развивала скорость до 18 км/ч, расход топлива составлял при этом 430 л на 100 км.

В процессе серийного производства в конструкцию танка, выпускавшегося в одной модификации, практически непрерывно вносились изменения и улучшения. У первых же серийных машин был изменен ящик для снаряжения и ЗИПа, крепившийся на корме башни. На прототипах использовался ящик, позаимствованный у Panzerkampfwagen III. Лючок с бойницей для стрельбы из личного на правой стенке башни заменили на люк-лаз.


Рисунок: общий вид танка, первые модели были именно так окрашены,
считалось что танки так мощны, что никакая защитная окраска им не требуется,
напротив - один их вид должен был внушать страх.

Для самообороны от вражеской пехоты по периметру корпуса были смонтированы мортирки для противопехотных мин типа "S". Эта мина, боевая часть которой включала 360 стальных шариков, выстреливалась на небольшую высоту и разрывалась. Кроме того, на башнях танков устанавливались дымовые гранатометы NbK 39 калибра 90 мм.
В то время "Тигр" был единственным серийным танком в мире, оснащенным в массовом порядке оборудованием подводного вождения (для преодоления водных препятствий - не все мосты выдерживали массу танка), которое нашло широкое применение в танкостроении лишь в 50-е годы. Правда, в войсках это оборудование практически не использовалось и от него со временем отказались. О качестве системы говорит хотя бы тот факт, что в ходе испытаний на заводском полигоне, где для этой цели был построен специальный бассейн, танк с работающим двигателем находился под водой до двух с половиной часов.
На "Тиграх" использовались два типа гусениц - транспортные, шириной 520 мм и боевые, шириной 725 мм. Первые применялись для перевозки по железной дороге, дабы вписаться в габарит платформы (также специально усиленной - шестиосной), и для движения своим ходом по дорогам с твердым покрытием вне боя.


Замена транспортировочных гусениц на боевые

Конструкция танка представляла собой классический вариант с передним расположением трансмиссии.
В передней части находилось отделение управления. В нем размещались коробка передач, механизм поворота, органы управления, радиостанция, курсовой пулемет, часть боекомплекта и рабочие места механика-водителя (слева) и стрелка-радиста (справа).

Боевое отделение занимало среднюю часть танка. В башне устанавливались пушка и спаренный пулемет, приборы наблюдения и прицеливания, механизмы наводки и сиденья командира танка, наводчика и заряжающего. В корпусе в нишах, по стенкам и под поликом башни размещался боекомплект.
В передней части башни в литой маске устанавливалось основное вооружение "Тигра" - пушка 8,8 cm KwK 36 калибра 88 мм, разработанная на базе знаменитого зенитного орудия Flak 18. Ствол пушки имел длину 56 калибров - 4928 мм; вместе с дульным тормозом - 5316 мм. От прототипа KwK 36 отличалась прежде всего наличием электроспуска и высокоэффективного дульного тормоза, существенно снижавшего отдачу пушки при выстреле. С пушкой был спарен 7,92-мм пулемет MG-34. Курсовой пулемет размещался в лобовом листе подбашенной коробки в шаровой установке. На командирской башенке позднего типа на специальном устройстве Fliegerbeschussgerät 42 можно было установить еще один (зенитный) пулемет MG-34.

Башня приводилась во вращение гидравлическим поворотным механизмом на днище танка мощностью 4 кВт. Отбор мощности производился от коробки передач с помощью специального карданного вала. При 1500 об/мин коленчатого вала поворот башни на 360° осуществлялся за 1 мин. При неработающем двигателе башню поворачивали вручную, но из-за длинного ствола уже при наклоне в 5° ручной разворот был невозможен.
В моторном отделении располагался двигатель и все его системы, а также топливные баки. Моторное отделение отделялось от боевого перегородкой. На танке устанавливались двигатели Maybach HL 210P30 в 650 л.с. или Maybach HL 230P45 в 700 л.с. (с 251-й машины). Двигатели 12-цилиндровые, V-образные, карбюраторные, четырехтактные. Следует подчеркнуть, что двигатель HL 230P45 был практически идентичен двигателю танка "Пантера". Система охлаждения - жидкостная, с двумя радиаторами. По обеим сторонам двигателя располагались сдвоенные вентиляторы. В связи с изоляцией моторного отсека от воздухопритоков системы охлаждения на обоих двигателях был применен специальный обдув выхлопных коллекторов и генератора. Топливом служил этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. Емкость четырех бензобаков - 534 л. Расход топлива на 100 км при движении по шоссе - 270 л, по бездорожью - 480 л.
Ходовая часть танка применительно к одному борту состояла из 24 опорных катков, расположенных в шахматном порядке в четыре ряда. Опорные катки размером 800х95 мм у первых 799 танков имели резиновые бандажи; у всех последующих - внутреннюю амортизацию и стальные бандажи. Слабым местом ходовой части "Тигра", от которого никак не удавалось избавиться, был быстрый износ и последующее разрушение резиновых бандажей опорных катков.


Большая часть произведенных "Тигров" шла на восточный фронт.

Начиная с 800-й машины на танк начали устанавливать опорные катки с внутренней амортизацией и стальными бандажами. При этом наружный ряд одинарных катков был снят. За счет применения автоматического гидравлического сервопривода для управления 56-тонным танком не требовалось сколь-нибудь значительных физических усилий. Передачи переключались буквально двумя пальцами. Поворот осуществлялся легким поворотом штурвала. Управление танком было настолько простым, что с ним мог справиться любой член экипажа, что в боевой обстановке оказывалось немаловажным.

Корпус танка - коробчатого типа, собирался из броневых листов, соединенных в шип и сваренных двойным швом. Броня - катаная, хромомолибденовая, с поверхностной цементацией. При этом, установив все бронелисты корпуса вертикально, конструкторы танка полностью игнорировали простой и весьма эффективный способ усиления бронезащиты посредством наклонного расположения бронелистов. И хотя толщина лобовой брони корпуса составляла 100 мм, а бортов и кормы - 82 мм, бронебойные снаряды советской 76,2-мм пушки ЗИС-3 могли поражать лобовую броню танка с 500 м, а бортовую и кормовую броню - даже с расстояния 1500 м.


Москва, лето 1943 года. Первый трофейный "Тигр" на выставке в ЦПКиО им. Горького.

Специально для танков "Тигр" была создана новая тактическая единица - тяжелый танковый батальон (schwere Panzerabteilung - sPzAbt), представлявший собой отдельную воинскую часть, которая могла действовать как самостоятельно, так и придаваться другим частям или соединениям вермахта. Впоследствии были образованы 14 таких батальонов, один из них действовал в Африке, другой в Италии, остальные - на восточном фронте.


Колонна "Тигров" в районе города Бердичева.

В августе 1942 года первые танки уже "проходили испытания" в предместьях осажденного Ленинграда (а уже в январе 1943 нашими войсками был захвачен первый почти не поврежденный "Тигр"). Наиболее массово "Тигры" использовались во время Курской битвы, или, как она называлась у немцев, операции "Цитадель". К 12 мая 1943 года для участия в этом сражении планировалось иметь 285 боеготовых "тигров", но план этот не выполнили, передав в войска только 246 машин.


Тигры идут на Курск. Транспортировка без перехода на транспортные гусеницы.

К началу высадки союзников в Нормандии в июне 1944-го немцы располагали на Западе 102 "Тиграми" в составе трех тяжелых танковых батальонов СС. Один из них отличился больше других, в основном благодаря тому, что одной из его рот командовал самый результативный немецкий танкист - оберштурмфюрер СС Михаэль Виттман. Его подвиги в большой степени составили славу танка, всего же на его счету числится 138 танков и САУ.


Михаэль Виттман и экипаж его "Тигра" №S21

В целом, эффективность использования танка базировалась на его эффективном вооружении, дополненном прекрасной оптикой и продуманностью внутренней компоновки. Большинство танков тех лет уступали "Тиграм" в дальнобойности и скорострельности. Таким образом, экипаж "Тигра" мог начать бой еще с безопасного для себя расстояния и закончить его, не дав противнику толком приблизиться. Все известные случаи победы в танковых боях над "Тиграми" - при значительном численном перевесе. Тот же Виттман погиб в конце-концов прорываясь через строй "Шерманов", он просто был расстрелян в упор как минимум пятью танками.

Главным недостатком танка являлась, несомненно, его броня, вернее ее количество и масса. Расположив более тонкие броневые листы под большими углами наклона, конструкторы "Пантеры", например, смогли добиться почти аналогичных "Тигру" параметров защищенности, на 13 тонн снизив массу.


Вертикальная броня "Тигра" - его слабое место.

"Тиграм" же при максимальной мощности двигателей того времени в 700 лс, было очень затруднительно эффективно передвигаться по пересеченной местности. Танк весом в 56 тонн элементарно вяз на болотистых почвах. Для сравнения: Т-34 при весе в 26 тонн приводился в движение 500-сильным дизелем. Кроме того, это же являлось причиной многих усложнений в конструции и часто вело к проблемам при транспортировке и эксплуатации.


В городских боях на узких улицах, "Тигры" теряли почти все свои преимущества.

"Тигр" часто называют лучшим тяжелым танком Второй мировой войны (конкуренцию может составить разве что ИС-2) и несмотря на все его недостатки, по совокупности параметров так это вероятно и было - многие концепции и технические решения используются в танкостроении до сих пор.

Panzerkampfwagen VI Ausf. H1, или «Тигр» – это первый немецкий тяжелый . Один из самых знаменитых танков Германии.

История создания

История знаменитого «Тигра» началась в 1937 году. Тогда у Вермахта не было тяжелых танков, в то время, как у французов был Char B1, а у русских – Т-35. При этом во Франции и Польше малоподвижные машины особенно были не нужны, так что требования к тяжелому танку составили весьма расплывчатые.

В 1937 году фирме «Хеншель и сын АГ» заказали разработать тяжелый 30-33-тонный танк прорыва, DW1. Главной задачей танка должна была стать поддержка пехоты в ближнем бою, так что на него решили поставить пушку с PzKpfw IV, 75-миллиметровую. Уже было готово шасси, но в 1938 неожиданно было приказано сворачивать работы и начать разрабатывать 65-тонный сверхтяжелый танк.

Вскоре создали два прототипа VK 6501, но в самом начале испытаний было приказано снова вернуться к DW1. В итоге к 1940-му был создан прототип DW2, 32-тонный, с 75-мм гаубицей. В 1941 прототип начали испытывать, и над танком прорыва стали работать еще и фирмы МАН, Даймлер-Бенц АГ и «Порше».

В ходе испытаний машине присвоили обозначение VK 3001 (Н). По форме танк был похож на PzKpfw IV, но с принципиально новой ходовой.

В 1941 танк уже собрались выпускать серийно, но на сцене возник советский Т-34, и немцы решили повременить. Проект VK 3001(H) отбросили, хотя созданные прототипы превратили в артиллерийские самоходки Рz Sfl V.

Конструкторы снова засели за чертежи, и вскоре новые проекты тяжелого танка были готовы. Фирма «Порше» предложила проект VK 3001 (Р), «Леопард», но он показался комиссии слишком сложным, так что его отклонили. Фирмам МАИ и Даймлер-Бенц АГ тоже не повезло – проекты посчитали слишком устаревшими. В итоге к марту 1942 Хеншель и сын АГ все-таки создали прототип, который соответствовал всем пожеланиям лично фюрера. На нем стояла отличная 88-мм зенитная пушка FlaK 36, которая успешно справлялась с чужими танками. В итоге проект VK 4501(H) был запущен в производство и получил имя «Тигр» Panzerkampfwagen VI Ausf. H1

Кстати, практически сразу были начаты работы по его модернизации и создании « », который появился только в 1944 году.

ТТХ Тигра 1

Общая информация

  • Классификация – тяжелый танк;
  • Боевая масса – 56 тонн;
  • Компоновочная схема – моторное отделение сзади, трансмиссия и отделение управления спереди;
  • Экипаж – 5 человек;
  • Годы разработки – 1941;
  • Годы производство – 1942-1944;
  • Годы эксплуатации – 1942-1945;
  • Всего выпущено – 1354 штуки.

Размеры

  • Длина корпуса – 6316 мм, с пушкой вперед 8450 мм;
  • Ширина корпуса – 3705 мм;
  • Высота – 2930 мм;
  • Клиренс – 470 мм.

Бронирование

  • Тип брони – катанной хромомолибденовая, поверхностно закаленная;
  • Лоб корпуса, верх – 100/8 мм/градус;
  • Борт корпуса, верх – 80 мм;
  • Корма корпуса, верх – 80/8 мм/градус;
  • Днище – 28 мм;
  • Крыша корпуса – 26 мм, к концу войны 40 мм;
  • Лоб башни – 100 мм;
  • Маска орудия – от 90 до 200 мм;
  • Борт башни – 80 мм;
  • Корма рубки – 80 мм;
  • Крыша башни – 28 мм.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки – 88-мм KwK 36 L/56;
  • Тип пушки – нарезная;
  • Длина ствола – 56 калибров;
  • Боекомплект – от 92 до 120 в 1945 году;
  • Углы ВН: −8…+15°;
  • Углы ГН – 360 градусов;
  • Прицел – телескопический TZF 9a;
  • Пулеметы — 7,92-мм MG-34, 2 или 3 штуки;
  • Другое вооружение – противопехотная мортира S.

Подвижность

  • Тип двигателя – сначала «Майбах» HL210P30, в остальных машинах «Майбах» HL230P45 V-образный 12‑цилиндровый карбюраторный с жидкостным охлаждением;
  • Скорость по шоссе – 44 км/ч;
  • Скорость по пересеченной местности – 20-25 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 195 километров;
  • Запас хода по пересеченной местности – 110 километров;
  • Удельная мощность – 12,9 л.с./т;
  • Тип подвески – торсионная индивидуальная;
  • Преодолеваемый подъем – 35 градусов;
  • Преодолеваемая стенка – 0,8 метров;
  • Преодолеваемый ров – 2,3 метра;
  • Преодолеваемый брод – 1,2 метра.

Модификации

  • Pz.VI Ausf E(F) – машина для работы в тропиках, с большими воздушными фильтрами;
  • Pz.VI Ausf E с зенитным пулеметом, активно применялся на западном фронте;
  • Panzerbefehlswagen Tiger (Sd.Kfz. 267/268) – две командирские машины.

Pz.VI Ausf E(F), модель

Машины на базе танка Тигр

На базе «Тигра» было создано несколько достаточно знаменитых специальных машин:

  • Штурмтигр – тяжелая САУ с 380-мм реактивным корабельным противолодочным бомбометом, помещенным в неподвижную бронированную рубку. В Штурмтигры переделывали поврежденных Тигров – всего было создано 18 машин;
  • Бергетигр – ремонтно-эвакуационная машина, без оружия, но с краном;
  • Ladungsliger Tiger – тяжелая саперная машина, единственная в своем роде, переоборудованная из одного поврежденного тигра. Раньше его ошибочно называли «Bergetiger с краном», но на самом деле это была совершенно другая машина.

Штурмтигр в Кубинке

Боевое применение Panzerkampfwagen VI Ausf. H1

29 августа 1942 года несколько «Тигров» были выгружены в Ленинградской области на станции Мга и начали продвигаться на исходные позиции. Несколько танков были повреждены просто в ходе движения, но их быстро восстановили, и в течение месяца они несколько раз сталкивались со второй ударной армией Волховского фронта. Сначала «Тигры» часто подбивали, но позже они стали действовать успешнее, эффективно справляясь с танками врага.

Восточный фронт

Наиболее широко танки «Тигр» применялись на Восточном фронте – именно на них Гитлер делал основную ставку в кампании 1943 года. «Тигры» включили во все элитные мотострелковые дивизии и во многие другие части. Особенно массово они участвовали в операции «Цитадель», Курской битве. В ходе боев немцы потеряли несколько машин. Вообще на Восточном фронте к концу 1943 года немцы потеряли 274 Pz. VI, из которых отремонтировано было только 19 машин.

Запад

Когда союзники высадились в Нормандии, у немцев на том фронте было 102 «Тигра». Однако из-за особого рельефа и авиационной поддержки союзников танки оказались здесь не слишком эффективны. Исключением можно назвать только бой 13 июля 1944 в Виллер-Бокаже, где Михаэль Виттман уничтожил (по своим словам) 26 танков противником. Документально это, правда, не подтверждено, но в целом вражеских танков, автомашин и бронетранспортеров было повреждено и уничтожено много.

Конец войны

В ноябре 1944 у Германии было 317 «Тигров» на Восточном фронте, 84 – на Западном, и 36 в Италии. К первому марта 1945 всего осталось 322 боеспособных машины. Малое количество делало их уже не такими опасными, хотя при встрече с ним многие танкисты, в том числе советские, предпочитали по возможности отступать, так как он «навевал ужас всем своим видом» и часто был недосягаем для вражеских снарядов.

В Арденнской операции 1945 года именно на Тигров и их преемников, делало ставку немецкое командование.

Очень многие машины в конце войны были уничтожены своими же экипажами из-за того, что авиация «Союзников» разрушала мосты там, где отступал вермахт.

Танк в культуре

Танк «Тигр» достаточно широко представлен в различных играх, посвященных Второй мировой войне. Его можно встретить в онлайн-играх о танковых боях «World of Tanks» и « ».

«Тигры» также играет важную роль во многих советских и российских фильмах о Великой Отечественной войне. Правда, там под «тигры» зачастую «камуфлировалась» иная техника, нередко — более современная.

«Тигры» можно встретить и во многих зарубежных фильмах. Например в фильмах «Спасение рядового Райана», «Ярость» и т.д.

Также танк встречается в стендовом моделизме – модели есть у фирм Taigen и Heng Long, и у российской фирмы «Звезда».

Память о танке

Несмотря на популярность танка, в музеях его сохранилось не так уж много. Одна машина, способная передвигаться самостоятельно, есть в Великобритании, в Танковом музее Бовингтона. В России посмотреть на «Тигра» можно в Кубинке. Еще один танк у нас стоит в подмосковном поселке Снегири, но качество очень плохое, машина вся во вмятинах и пробоинах. В США, на Абердинском испытательном полигоне танк срезан слева, чтобы получить доступ внутрь. А в Германии, в танковом музее Мунстера выставлен танк, собранный из разных частей подбитых машин.


Тигр в Бовингтоне

Фото и видео


Bergetiger, модель
Тигр в Кубинке



Похожие статьи