Дочери Ростроповича и Вишневской: "Мама считала, что здесь находится ее личное пространство". Ольга и Елена Ростропович: «Мама успела составить завещание «родители выехали из ссср без копейки»

Популярный российский журнал «7 дней» побывал в гостях в петербургском доме вдовы Мстислава Ростроповича, всемирно известной оперной певицы Галины Вишневской.

У знаменитой оперной певицы есть страсть, о которой мало кто знает - она коллекционирует дома. Вишневская владеет недвижимостью во Франции, Англии, Швейцарии, Америке. Но есть лишь одно жилище, переступая порог которого Галина Павловна искренне говорит: «Я - дома!» На днях двери этого уникального особняка впервые распахнулись перед корреспондентами «7Д».

Дом-мечта, как называет его Галина Павловна, стоит в Санкт-Петербурге прямо напротив «Авроры». Но история легендарного крейсера - здесь ни при чем. Вишневская всегда мечтала о доме на одной из набережных Санкт-Петербурга.

«Знаете, когда в 1974 году мы со Славой были вынуждены уехать на Запад, — рассказывает Галина Павловна, я не испытывала никакой ностальгии по Москве, но очень тосковала по Питеру. В столицу я перебралась в 1952 году, когда поступила в Большой театр. Петербург я обожаю до безумия. Это стопроцентно мой город. Если хотите, мое Отечество. Не поверите, но я до сих пор совершенно не знаю Москву! Столица для меня по-прежнему — лишь Большой театр, зал Чайковского да Газетный переулок, где находится наша московская квартира…».

Переселившись в столицу, казалось бы, навсегда, Вишневская и представить не могла, что когда-нибудь вновь возвратится в город на Неве. Причем поселится не где-нибудь, а в доме, который часто являлся ей в детских мечтах.

«Детство я провела в Кронштадте, жила в коммунальной квартире. Там кроме нас ютилось еще четырнадцать человек. Одна уборная и одна ванная на всех, - вспоминает Галина Павловна. - Конечно, было трудно. Но я нашла выход: от малопривлекательной реальности убегала в свои радужные грезы. Только в них было мое спасение. Да, что говорить: лишь в мечтах я по-настоящему жила! Особенно в страшные дни блокады. Представьте, лежала, умирала от голода, но думала не о хлебе. Я мечтала о прекрасном и возвышенном. Не сомневаюсь, что благодаря этому стремлению к красоте, искусству я и смогла выжить».

Именно в тех волшебных снах девочка нередко видела красивый дом на набережной Невы, где она была полновластной хозяйкой...

Детская мечта о доме на набережной не оставляла Вишневскую даже тогда, когда в 1978 году ее с мужем Мстиславом Ростроповичем власти лишили советского гражданства, и они вместе со своими дочерьми Еленой и Ольгой стали «невозвращенцами».

«Все годы, проведенные за рубежом, - признается певица, - я до боли тосковала лишь об одном - хмуром питерском небе. Как же я люблю эти серые, низкие облака, нависшие над городом. И как же мне их не хватало за границей! На кого-то они, возможно, действуют угнетающе, навевают грусть и печаль. Но только не на меня. Неудивительно, что свое первое жилье на Западе мы приобрели в Париже, небо над которым очень похоже на питерское. Как впрочем и сам город - серый камень и черные решетки, точно как в Питере. Как это у Максимилиана Волошина: «В дождь Париж расцветает, словно серая роза»… Мне очень не хватало Питера. Исключительно по этой причине в 1984 году мы со Славой купили дом и в Финляндии, в городе Лаппеенранта. Дело было зимой. Мы находились там на гастролях. В один прекрасный день решили прогуляться по улицам незнакомого города, и я просто ахнула. Абсолютно все: дома, улицы, воздух, небо, наконец, - словом, вся атмосфера была похожа на Петербург. Я сказала мужу: «Боже мой, мы будто в Ленинграде!» И Слава тут же предложил купить здесь дом. Ведь в то время о нашем приезде на родину и речи быть не могло. А так, став обладателями недвижимости в Лаппеенранте, всего лишь в 25 километрах от России, мы стали чуть ближе и к моему любимому Питеру. И хотя в том финском доме я бывала не так часто, но всякий раз приезжала туда с особым чувством радости и удовольствия».

Но настоящее счастье Галина Павловна испытала в 1994 году, когда муж подарил ей дом на набережной Невы - тот, о котором она так мечтала (в Россию вместе с Мстиславом Ростроповичем она вернулась в 1990-м). Особняк был действительно великолепен - солидная трехэтажная постройка ХIХ века с роскошным парадным подъездом, большими окнами… Но это - снаружи. Внутри же открывалось жалкое зрелище: все - двери, стены, лестница, перила - было сломано-переломано, повсюду пыль и грязь.

«Это был жуткий муравейник, - с ужасом вспоминает Вишневская. - Все три этажа дома занимали коммунальные квартиры, в которых жили бедные, либо очень бедные люди. В подъезде на лестнице постоянно сидели какие-то пьяные типы, смрад стоял такой, что хоть святых выноси!»

О том, каким тогда был этот дом, сегодня напоминает лишь его третий этаж, откуда последних жильцов коммунальных квартир Галине Павловне удалось переселить только несколько месяцев назад. То, что с людьми, живущими в доме, придется договариваться и искать для них другую жилплощадь, Вишневская с Ростроповичем поняли очень быстро. Ведь поначалу они приобрели в понравившемся им доме лишь небольшую квартиру на втором этаже. Но жить в ней при таких соседях оказалось делом немыслимым.

«Нам самим в ней было неуютно, к тому же мы не могли никого пригласить к себе из наших друзей - приличных людей определенного круга. И тогда Слава сказал: «Слушай, давай купим весь второй этаж». «Давай!» - согласилась я. И мы приступили к переговорам с соседями. Ведь надо было не только выкупать принадлежавшую каждому из них в этом доме одну или две комнаты, но и помочь им в приобретении квартир в каких-то других местах. Не все соглашались мгновенно. Но большинство от нашего предложения были в восторге. Дело доходило до того, что некоторые соседи приходили ко мне, низко кланялись в ноги и просили: «Галина Павловна, купите нас!» «Ужас, - сокрушалась я, - слова-то какие рабские - «купите нас»!» Но потом поняла: эти бедные, измученные люди были нам просто искренне благодарны. Ведь если бы не мы, они никогда в жизни не вылезли бы из своих страшных коммуналок! В результате мы расселили сорок две семьи, более ста человек, живших в этом доме в коммунальных квартирах».

Общая площадь дома составляет более двух тысяч квадратных метров. Одних окон в нем около ста. Только на их мытье, по словам помощницы, занимающейся ведением хозяйства, уходит весь месяц май!

Ремонтом и обустройством своего жилья Вишневская с Ростроповичем занимались по мере приобретения новых квадратных метров. Строго говоря, основное бремя легло на плечи Галины Павловны. Показывая корреспондентам «7Д» результаты своего труда, Вишневская в какой-то момент с гордостью заметила: «Смотрите и запоминайте, что может сделать одна женщина. Все, что вы видите вокруг себя, - это моя фантазия. Ростропович к ремонтным работам не имел абсолютно никакого отношения. Он лишь сказал: «Делай, что хочешь!»

Доверие Мстислава Леопольдовича было столь полным потому, что он отлично знал организаторские способности своей жены. Конечно, был прораб, который находил строителей, слесарей, электриков и прочих необходимых специалистов. Но что каждый из них должен сделать, решала Вишневская. И если поставленная ею задача не выполнялась должным образом - прораб немедленно подыскивал более квалифицированных специалистов. Так было, например, когда в одной из комнат на втором этаже пришлось трижды перекладывать паркет. Спорить с Вишневской было совершенно бесполезно. Если кто-то из рабочих пытался ей возражать, она хватала его за грудки и быстро приводила в чувство своей коронной фразой: «Я из Кронштадта, ты понял?».

«Таким образом, - объясняет Галина Павловна, - я сразу ставила выскочку на место, давала понять, что меня лучше не трогать, не заводить и не раздражать. Ведь кронштадтские, как известно, люди серьезные и чрезвычайно решительные. Если что-то не по их воле, проблем с ними не оберешься!».

Не прибегала Вишневская и к помощи дизайнеров. Для нее это слово вообще ругательное. «Никогда в жизни ни один дизайнер не вошел и не войдет в мой дом, — говорит Вишневская. — Я их не признаю. Я не люблю чужой вкус. Как можно жить в доме, где все придумано другим человеком?! Поэтому у себя всегда делаю то, что соответствует моему вкусу».

Какой стиль предпочитает певица?

«Никакой! - уверенно отвечает Галина Павловна. - Просто все в доме, по моему глубокому убеждению, должно, с одной стороны, соответствовать его владельцам, с другой - быть красивым и гармоничным. Ведь я не создаю музей, не собираю коллекцию картин, мебели, посуды для посетителей. Каждый мой дом предназначен для того, чтобы в нем было приятно, комфортно жить и встречаться с друзьями его хозяевам».

Дом, подчеркивает Вишневская, - это, прежде всего его интерьеры - он таков, какова его «начинка», вещи, его заполняющие. Все вещи в своем питерском доме Галина Павловна определяет одним словом - талантливые. Например, здесь хранится трость, принадлежавшая Федору Шаляпину. Она досталась Галине Павловне от дочери великого баса, жившей в Америке.

На стенах висят картины близких друзей семьи Ростроповича — Вишневской: Марка Шагала и Сальвадора Дали. Первый подарил Мстиславу Леопольдовичу даже свой мольберт, шутливо написав на нем: «От дяди Марка Шагала». А Дали во время одной из встреч преподнес музыканту его портрет. На рисунке Ростропович - будто в движении, он неистово играет на своей виолончели, кажется, даже слышна музыка. Причем играет стоя, а не сидит на стуле: ведь именно таким был «реактивный» образ жизни Ростроповича — сегодня здесь, а завтра там!

Практически у каждой вещи в этом доме есть история. Иногда смешная, иногда детективная. Например, огромный занавес, изготовленный знаменитым художником Валентином Серовым к популярному балету Дягилева «Шехеразада», который украшает сегодня один из залов на втором этаже, Мстислав Леопольдович тайно вывез в чемодане из Парижа. А солидный темно-коричневый буфет, принадлежавший в свое время Николаю II, Ростропович приобрел за бесценок во время гастролей в Свердловске. Буфет там стоял в местной филармонии возле столовой. И был никому не нужен. Разве что любителям пива, ловко открывавшим бутылки о его массивные дубовые резные детали…

«Когда я говорю, что все вещи в моем доме талантливые, я имею в виду то, что среди них нет ни одной случайной, - объясняет Вишневская. - Каждая вещь имеет свое место, свой смысл, свою историю. Я не страдаю вещизмом. Никогда не приобрету вещь ради самой вещи.

Тут, как и во всем остальном, я стремлюсь к совершенству. Именно поэтому я никогда не покупаю ничего ни в супермаркетах, ни в современных мебельных салонах. Блошиные рынки тоже не для меня, хотя на них порой и встречается что-то оригинальное, любопытное. Но я предпочитаю аукционы.

Практически все, что имеется в этом доме, было приобретено на тех или иных международных аукционах в Париже, Лондоне, Копенгагене, Нью-Йорке. Не всегда это бывало просто, как кажется: заплатил, мол, деньги, и все. Как-то на аукционе в Стокгольме мне очень понравились двухметровые напольные вазы из коллекции одного из китайских императоров. Но по неизвестной причине их отказывались продавать. Я вернулась домой расстроенная и рассказала обо всем Славе.

Он пришел в ярость: «Как не продали? Завтра же пойдем к ним вместе!» Пришли. Он вызвал аукционщика, они отошли куда-то в сторонку, и Слава с ним быстро обо всем договорился. А иногда и вещь мне нравится, и цена устраивает, но я ее не покупаю. Так случилось, например, с сундуком последней российской императрицы Александры Федоровны. Сундук был потрясающий, покрыт верблюжьей кожей.

Понравился он мне очень. Я ходила вокруг да около этого сундука, но так его и не приобрела. Почему? Не хотелось тащить в дом боль, слезы и несчастья этой женщины. Вообще, вещи на аукционах для своих домов мы со Славой стали покупать как только оказались на Западе. С тех пор это стало у нас правилом. Я внимательно изучаю каталоги, если есть возможность, сама лечу на торги, если нет - совершаю покупку по телефону или через доверенных лиц. Словом, все, что вы видите в этом доме, доставлялось сюда чуть ли не со всего света на грузовых машинах, поездах, самолетах, кораблях».

На кораблях в этот дом на набережной Невы привозили не только мебель. По морю была целиком доставлена одна из комнат на втором этаже. Ее сделали в Японии по проекту гуру современной архитектуры Кензо Танге, друга Мстислава Леопольдовича. Узнав, что Ростропович с Вишневской приобрели дом в Питере, Танге предложил ему одну из комнат оформить в чисто японском стиле. Кензо лишь попросил прислать ему точные размеры этой комнаты. Затем в Токио японские специалисты изготовили все

необходимое для нее — стол, циновки, двери-ширму, доставили все это хозяйство морем в Санкт-Петербург, где после аккуратно собрали. Эта японская комната была у Рос-троповича, большого поклонника Япо-нии, куда он непременно ездил каждый год, начиная с 50-х, самой любимой в доме.

У Вишневской таких любимых комнат в этом доме две. Первая — где хранятся ее сценические костюмы. Вторая — ее «уютно-роскошная» спальня, где она любит уединиться. Это единственная комната в доме, которая всегда закрыта для посторонних. Лишь дважды Галина Павловна нарушила это правило. В обоих случаях сделала она это ради добрых подруг.

В первый раз свою спальню, сама перебравшись в другую комнату, Вишневская предоставила королеве Испании Софии. Во второй - супруге президента Франции Жака Ширака Бернадетт. Обе высокие особы, оказавшись в Санкт-Петербурге, тогда серьезно нарушили протокол - отказались от правительственных резиденций в пользу гостеприимного дома Вишневской и Ростроповича на набережной Невы.

Давно хотела написать об этом заметку.

Осенью прошлого года имел место быть беспрецедентный случай. Уникальная коллекция русского искусства Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской была выкуплена с торгов Sotheby`s бизнесменом Алишером Усмановым . Торги на Sotheby`s, на которые были выставлены 450 лотов, должны были состояться с 18 по 19 сентября 2007 года. Однако за день до начала продаж Усманов выкупил собрание. Что вызвало бурю негодования у коллекционеров. Сумма сделки превысила предварительный эстимейт, который оценивался, по различным данным, от 26 до 40 миллионов долларов .

Почти пол года решалась её судьба и разные сми печатали разный исход. Где-то помелькало, что коллекция всё же останется у владельца, на что сам Усманов убедительно заявлял: "Я хотел соблюсти волю Галины Вишневской, которая хотела, чтобы коллекция нашла свое место в одном из дворцов Санкт-Петербурга. Я узнал, что в одном из прекрасно отреставрированных недавно дворцов, Константиновском, нет собственной коллекции".

И уникальная коллекция Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской наконец обрела свой дом в Константиновском дворце . Экспозицию 13 мая этого года торжественно открыл Путин.


Господа туристы! Я вам искренне советую! Не обходите мимо, а зайдите и порадуйте свой взор действительно достойной коллекцией не только картин, а и уникальной мебели, посуды и множества другого, что при жизни собирала эта на весь мир известная пара выдающегося русского виолончелиста, дирижёра Ростроповича Мстислава Леопольдовича и его жены Вишневской Галины Павловны - известной сопрано певицы.

Галина Вишневская .

«Как известно, в 1974 году мы вынуждены были уехать из России, а четыре года спустя нас лишили советского гражданства. Все имущество осталось там. Мы выехали - Ростропович с виолончелью, псом -ньюфаундлендом Кузей, я с двумя чемоданами и двумя детьми. И жизнь надо было начинать с нуля. Тогда мы поселились в Париже, сначала снимали квартиру на бульваре Мользерб, а затем купили квартиру на авеню Жорж Мандель, в которой мы и жили все эти годы. И нам захотелось создать русский дом.

Первое, что мы приобрели тогда у очень известного коллекционера и антиквара Льва Адольфовича Гринберга, это портрет Николая II кисти Валентина Серова. Также мы купили у него два больших портрета Екатерины - один работы Левицкого, другой Пустынина. Нас он просвещал, чтобы мы не были обмануты в своем желании приобретать русские вещи. Появилась возможность покупать их в разных странах.
Мебель у нас почти вся от Поповой. Знаменитый парижский магазин до сих пор носит это имя. Мы в нем купили много хороших вещей, некоторые картины, фарфор тоже от нее. Вот таким образом создавалась наша коллекция. Я люблю фарфор. Мне всегда он говорил об очень многом. А русский фарфор какой-то особенный. Я моментально его отличаю среди других красивых вещей. Сравнительно молодой, начинался он где-то в середине XVIII века при царице Елизавете Петровне. Блистательные мастера - Виноградов, Чернов. Глядя на фарфоровые изделия того времени, я вижу крепостную девушку, сидит она, песни поет, при свете лучины разрисовывает чашку или вазочку, или тарелки - в этих вещах ее мечта.
Конечно, по антиквариату и различным коллекциям у меня много книг, которые я перечитывала. Сначала через Гринберга я узнавала об интересных вещах на аукционах. После я стала получать каталоги, сама ездила на эти аукционы, и сама торговалась, это очень азартное занятие. Получить именно то, что хотела. Когда вещь такая редкая, и ты держишь ее в руках - это приносит невероятную радость.
Можно бесконечно любоваться этим огромным полотном Николая Рериха. На нем ангелы, охраняющие камень. Художник написал картину для будущего храма в имении княгини Тенешевой. Храм не был построен -грянула революция. Рерих уехал из России и взял полотно с собой, в Нью-Йорк. Там оно висело в музее много лет, и потом оказалось на аукционе. Нам привезли его в Лондон с аукциона Сотбис лет десять назад. Вот какая большая покупка. Григорьев у нас, изумительный русский художник, несколько картин Репина.
Любимые вещи в коллекции... Вот висят эти картины - всегда перед глазами, они как хорошие знакомые, друзья, близкие тебе люди - ты их принимаешь, как что-то свое, часть себя. В них вложено столько собственных эмоций, ощущений, что ты уже сроднился с ними. Именно русское искусство, приобретенные старинные работы, реликвии, стали частью моей жизни. И Слава также относился к этому. Он мог часами сидеть и рассматривать рисунок на фарфоре, все эти линии на серебре. Кстати, русское серебро, оно тяжелее, допустим, чем английские, французские изделия. Эта массивность, и в то же время удивительный вкус в русских вещах, и немножко есть варварства в них. Так же неповторим и русский ампир.
Безусловно, мы могли бы покупать не только русские вещи, но у нас было желание создать русский дом. Мы не собирались уезжать из России, это произошло так быстро, нас вынудили просто уехать из дома. И я хотела получить свой кусочек России - мой Петербург. Я родилась в нем, т.е. в Ленинграде, как тогда он назывался. И в разлуке с Родиной мы создавали свой русский дом. Ростропович играл чуть ли не каждый день концерты по всему миру, зарабатывал деньги, а я покупала. Он тоже бывал на аукционах, но конечно реже, чем я, Я находила в каталоге какую-то вещь и показывала ему, или он находил, мы с ним советовались, покупать или не покупать. Бывали и жаркие споры. Часто он покупал то, что я бы не купила из-за цены, пожадничала, может быть, а он, если нравилась вещь, покупал безоговорочно. Ну, женщины всегда более расчетливы, чем мужчины. Великий артист зарабатывает деньги, отдавая на сцене все - пальцы, руки, душу. Поэтому порой жалко платить так много, даже за такие красивые, изящные работы.
Он любил те же самые вещи, что и я. У нас вкусы с ним совпадали абсолютно. Он тоже любил фарфор. То, что мы любили - это все в коллекции. То, что не любишь, ты не покупаешь, зачем это нужно...
Решение продать коллекцию, мы приняли вместе. Мы хотели, чтобы при нашей жизни, все эти ценности, которые мы собирали с большой любовью много лет, попали в руки истинных знатоков и любителей русского искусства, русской старины. И пусть для них будет особо ценно и то, что теперь это не только произведение искусства как таковое: это вещь, которая была когда-то отобрана нами, и согревала наши души, была частью нашего дома, придет к новым обладателям, храня тепло наших рук и сердец.»

О самой коллекции.

Говоря вкратце, коллекция начала складываться уже после их вынужденного отъезда из Советского Союза. Так что вещи из собрания Ростроповича-Вишневской из России не вывозились . Да они, собственно, и не считали никогда, что собирают «коллекцию». До сих пор Галина Вишневская с трудом называет выставленные на торги вещи этим громким и, наверное, обязывающим словом. Покупались красивые, напоминающие родину предметы. Заполняли парижский дом в попытке придать ему хотя бы отголосок покинутой страны. Поэтому сугубо русское, поэтому такое разное, но все как будто на одну тему. Несколько произведений действительно музейного уровня - цены соответствующие, но много совсем недорогих вещей, которые, по оценкам экспертов, могут заинтересовать не столько коллекционеров, сколько почитателей таланта знаменитых музыкантов. Впрочем, надо отметить, что коллекция выставляется не целиком. Оставили самое дорогое (сердцу, конечно, а не кошельку), например, уникальное собрание музыкальных рукописей - детище Ростроповича. К тому же часть вещей уже была продана раньше, без особой шумихи.

В разделе живописи есть произведения Маковского , Айвазовского , Левитана , Харламова , Нестерова , Малявина , театральные эскизы Гончаровой, Судейкина, Добужинского. Несколько из представленных работ действительно высочайшего значения и уровня. Самым значительным лотом эксперты единодушно называют «Лики России» Бориса Григорьева (эстимейт 1 млн. - 1 млн. 500 тыс. фунтов) - одну из важнейших работ в творчестве художника, непосредственно связанную со знаменитым живописным циклом «Расея» ( широко известен его цикл «Расея» (альбом, изданный в 1918, включает в себя живопись и графику, а также тексты П. Е. Щеголева, Н. Э. Радлова и самого художника). В этом альбоме портеты и пейзажи русской деревни сложились в многоголосую песнь, полную не тоски, но горькой меланхолии. За рубежом Григорьев снова вернулся к этой теме, переиздав «Расею» на русском и французском (1921, 1922) и дополнив её новым альбомом «Лики России» (на французском и английском; 1923, 1924), в состав которого вошли и портреты актёров МХАТа. В 2005 г. "Расея" была переиздана в серии "Возвращение книги" ). Эту картину, написанную в 1921 году после переезда Григорьева из Берлина в Париж, и сам художник считал одой из самых важных и никогда с ней не расставался. Даже закрепил на специальной разборной основе, чтобы упростить перевозку на выставки. Кроме нее на торги выставлены еще шесть работ Григорьева , в том числе очень выразительный «Автопортрет» (200-300 тыс. фунтов), написанный за год до смерти художника, и «Портрет Петра Бакшеева» в роли горьковского Васьки Пепла (500-700 тыс. фунтов).

Не менее значительный экспонат коллекции - «Сокровище ангелов» Николая Рериха 1905 года (эстимейт 800 тыс. - 1 млн. 200 тыс. фунтов). Полотно, на котором ангелы стерегут драгоценный краеугольный камень мироздания, заключающий в себе добро и зло, вероятно, связано с неосуществленными росписями храма в Талашкине. Работа много раз экспонировалась и публиковалась и имеет безупречный провенанс.

Особняком в коллекции представлено собрание из двадцати двух работ Ильи Ефимовича Репина . Из 20 произведений, выставленных на торги, любопытна работа «Большевики» 1918 года (300-500 тыс. фунтов). Она отражает неоднозначное отношение художника к новой власти через почти по-карикатурному страшный сюжет: красноармеец отнимает хлеб у беспризорного ребенка. Интересен и «Портрет Чуковского» (300-500 тыс. фунтов), написанный Репиным на пике их дружбы.

Среди других лотов следует также отметить один из многочисленных эскизов Александра Иванова к «Явлению Христа народу» (500 тыс. - 1 млн. фунтов), очень редких на рынке, так как большинство эскизов находятся в музейных собраниях.

Портретов в коллекции Ростроповича-Вишневской представлено много. Среди них выделяется долгое время считавшийся утерянным «Портрет Прасковьи Бестужевой» кисти Владимира Боровиковского (400-600 тыс. фунтов). Портрет был написан в качестве дополнения к портрету ее мужа Александра Бестужева, ныне хранящемуся в Кировском музее.

Стоит отметить и «Портрет княгини Авроры Демидовой» (800 тыс. - 1 млн. 200 тыс. фунтов) - женщины непростой судьбы и удивительной красоты, был создан Карлом Брюлловым около 1837 года. А также написанный Валентином Серовым «Портрет князя Феликса Юсупова» (800 тыс. - 1 млн. 200 тыс. фунтов), "Портрет гитариста"- В.А. Тропинина (эстимент 305-407 тыс. долларов США), так же в разделе западноы портретов при русском императорском дворе стоит отметить "Портрет императрицы Елизаветы I" - Джонатана Баптиста Лампи и "Портрет Екатерины II" по образцу портрета Лампи.

В разделе декоративно-прикладного искусства - великоустюжские финифти (украшение изделий в технике клуазоне создается путем нанесения цветных эмалевых паст между перегородками, которые получается путем пайки тонких фигурных металлических полосок на литое медное или бронзовое основание. Перегородочная эмаль является самой ранней и распространенной техникой украшения, и положила начало великой традиции эмалирования в России) XVII века, резные изделия из моржовой кости XVIII века, бронза и малахит, русское императорское стекло, императорские фарфоровые орденные сервизы (завод Гарднера. В то время Императорская фарфорная мануфактура обладала действующей монополией на производство фарфора, и завод Гарднера стал первым частным фарфоровым предприятием в России,а вскоре его высококачественная продукция привлекла к себе внимание Екатерины II. Орденные сервизы использовались лишь раз в год в Зимнем Дворце, где рыцари, награжденные орденами, собирались за ужином) . И, конечно, русский фарфор , поклонником которого является сама Галина Вишневская. В ее коллекции фарфор разного времени и качества, но есть действительно редкие и очень значимые вещи. Среди них два подарка Екатерины II своему фавориту графу Орлову - редкая фарфоровая табакерка с портретом графа (150-200 тыс. фунтов) и набор фарфоровых предметов из знаменитого Орловского сервиза, включавшего когда-то около 300 предметов (350-550 тыс.фунтов). Впрочем, есть лоты и совсем недорогие - например, собрание фарфоровых статуэток, которые, безусловно, порадуют поклонников знаменитых музыкантов.

Коллекция хороша не только набором вещей, но и их «одомашненностью». Картинами изо дня в день любовались, из императорского фарфора угощали гостей, в шкатулках хранили любимые безделушки. Вещи несли атмосферу, заполняли дом воспоминаниями и ощущениями. Собрание Ростроповича и Вишневской действительно очень личное, и, наверное, это один из важнейших аспектов, который привлечет внимание покупателей наряду с качеством произведений и громкими именами владельцев.

ВОТ НЕКОТОРЫЕ ЛОТЫ КОЛЛЕКЦИИ.

«Лики России» Бориса Григорьева (эстимейт 1 млн. - 1 млн. 500 тыс. фунтов)

Автопортрет Бориса Григорьева

Борис Григорьев - портрет Петра Бакшеева в роли Васьки пепла из пьесы Максима Горького " На дне".

«Сокровище ангелов» Николай Рерих 1905 год (эстимейт 800 тыс. - 1 млн. 200 тыс. фунтов)

Портрет княгини Авроры Демидовой - Карл Брюллов (800 тыс. - 1 млн. 200 тыс. фунтов)

Илья Ефимович Репин - портрет Корнея Чуковского.

Портрет императрицы Елизаветы I - Джонатан Баптист Лампи

Набор фарфоровых предметов из Орловского сервиза, Императорский фарфорный завод период Екатерины II (эстимент 715тыс. - 1млн.120 тыс. долл.)

Резные изделия из моржовой кости XVIII века

Эскиз Александра Иванова к «Явлению Христа народу» (500 тыс. - 1 млн. фунтов)

Императорские фарфоровые орденные сервизы. Завод Гарднера.

Портрет гитариста В.А. Тропинина (эстимент 305-407 тыс. долларов США)

Русское императорское стекло.

В столице появится Центр культурного и исторического наследия М. Ростроповича и Г. Вишневской.

Виолончелист Мстислав Ростропович и певица Галина Вишневская. 1964 год. / Михаил Озерский / РИА Новости
В здании, построенном во дворе Музея П. Чайковского на Кудринской площади, разместятся концертный зал, музыкальные гостиные и музейная экспозиция, посвящённая жизни и творчест­ву М. Ростроповича и Г. Вишневской . О том, как создавался Центр, «АиФ» рассказала Елена Ростропович:

— Идея создания принадлежит моей матери, Галине Павловне Вишневской . Родители приобретали на аукционах редкие документы, связанные с русской культурой и историей. Последние годы жизни мама думала о том, как сделать доступным для широкой публики все собранные ими раритеты.

Большую роль сыграла и выставка «Ростропович — Вишневская. Судеб скрещенье», прошедшая в год 85-летия отца в Музее Глинки. Тогда стало понятно, что экспонаты выставки — и личные вещи, и уникальные документы родителей, и собранные ими раритеты — должны быть доступны широкой публике.

Галина Павловна обратилась к президенту Путину с предложением создать такой Центр, он идею поддержал. Министерство культуры предложило нам незастроенный участок земли, примыкающий к флигелю усадьбы Чайков­ского. Подчеркну, чтобы не было недо­разумений: Центр никак не повлияет на деятельность Музея Чайковского. И для отца, и для матери Чайковский был одним из самых любимых и глубоко почитаемых композиторов. С его музыкой Мсти­слав Леопольдович пришёл в Большой театр в январе 1968 г. Первая большая роль Галины Павловны в Большом театре — Татьяна в «Евгении Онегине» 30 декабря 1953 г. И завершила свою оперную карьеру она ролью Татьяны в Гранд-опера в Париже в 1982 г. Прощальный концерт Ростроповича перед отъездом из СССР в 1974 г. целиком состоял из произведений Чайковского.
А буквально в 100 м от Центра недавно был открыт памятник Иосифу Бродскому , с которым родители были дружны, и судьбы их были чем-то похожи.

В перечне исторических памятников числится "жилой дом Роменского - XIX в. - ул. Пятницкого 54", известный также как "Дом Ростроповичей". С 1897 года в нем жили музыканты и педагоги Витольд и Леопольд Ростроповичи. С 1897 года в нем жили музыканты и педагоги Витольд и Леопольд Ростроповичи. Да и сам Мстислав Леопольдович часто посещал город, при этом не упускал случая побывать в доме, где жили его родственники.

Воронежский период семьи Ростроповичей заинтересовал увлеченного краеведческими изысканиями с позиции историка-профессионала доцента Воронежского университета Александра Акиньшина. Однажды он обнаружил в архиве документы о дореволюционных домовладельцах Ростроповичах. На удивление старый воронежский дом, где жили Ростроповичи. Имя и возраст одного из сыновей этого дома безошибочно указывали на отца прославленного музыканта и дирижера Мстислава Ростроповича.

Витольд, получив домашнее образование, в 1870-е годы уехал в Лейпциг. Там он постигал азы инженерного дела и одновременно учился у профессоров местной консерватории Рейнеке и Ядассона. Любовь к музыке взяла верх над техникой и в самом конце 1870-х годов Витольд Ганнибалович оказался в качестве педагога в Воронеже. Среди местного дворянства были Гаушильдты - Наталья Ивановна, вдова ротмистра Александра Христофоровича, и пятеро ее детей.

А. Х. Гаушильдт вместе с отцом, выходцем их австрийских земель, был внесен в 1851 году во вторую часть родословной книги по Петербургской губернии. Возможно, воронежские Гаушильдты приходились родственниками Франтишке Гаушильдт, бабушке молодого музыканта. На их покровительство в первое время он мог расчитывать.


В 1880 г. Витольд Ростропович женился на Матильде Пуле и остался в Воронеже навсегда. Представление о том, как свершился этот брак, дает письмо Анны Германовны Пуле от 30 января 1880 г.: "Тюля выходит замуж. Жених Тюли - молодой милый образованный человек.

Витольд Ганнибалович Ростропович. Он поляк, родители его живут в Варшаве. Мы познакомились с ним в прошлом году. Он учитель музыки, играет превосходно и зарабатывает довольно. Человек он хороший, не пьет, не играет, живет скромно, занимается уроками, хотя имеет богатых родителей… Мама и все наши довольны выбором Тюли, дедушка не совсем, потому что Витольд Ганнибалович не лютеранин"

Венчание католика Витольда Ростроповича и Матильды (Тюли) Пуле состоялось 8 мая 1880 г. Тогда еще не был построен костел, и у католиков был только свой молитвенный дом во флигеле на Большой Садовой, рядом с лютеранской кирхой (ул. Карла Маркса, 65, построен в 1827 - 1831 гг.).

Тюля - это домашнее имя Матильды, старшей среди дочерей А.Г. Пуле. Сама Анна Германовна вышла из известной в Воронеже с 40-х годов прошлого века семьи Столлей. Ее отец, Герман Федорович Столль (1810-1887), названный в письме "дедушкой", был врачом, по его стопам пошел и один из сыновей, Карл. Другой, Вильгельм (1842-1924) стал предпринимателем, совладельцем открытого в Воронеже в 1869 году завода сельскохозяйственных орудий. Мария вышла замуж за аптекаря Людвига Мюфке (1833-1908).

Обвенчавшись с Матильдой Александровной, Витольд приобрел многочисленных родственников в лице Столлей, Пуле, Мюфке. Сама Матильда Александровна (1863 - ок. 1942) с 1873 по 1879 год училась в Мариинской гимназии, где окончила шесть классов, изучая дополнительно с основными предметами немецкий и французский языки 13. Как видно из писем ее матери, учебу она оставила из-за болезни. В семнадцать лет она вышла замуж и посвятила себя детям и мужу.

Биографические сведения о Ростроповичах-старших достаточно кратки. Витольд Ганнибалович на службе не состоял, а потому формулярных списков не оставил. Педагогов-музыкантов начальство не причисляло к домашним учителям и не контролировало их работу. В сентябре 1889 года В.Г. Ростропович стал преподователем фортепианной игры в мужской классической гимназии, но вел занятия приватным образом, получая не жалованье, а плату за проведенные уроки. С этого момента и вплоть до 1905 года его имя постоянно значится в "Памятных книжках Воронежской губернии" с указанием адреса.

В 1895-1896 годах отмечено наличие у Ростроповичей собственного дома на Большой Дворянской. Дом не сохранился, этот участок улицы напротив Кольцовского сквера, влившийся ныне в площадь Ленина, весь перестроен. Со следующего года семья жила в доме частного поверенного Михаила Романовича Роменского на Нееловской улице, 3 (ныне ул. Пятницкого, 54). Кстати, в этом же доме в 1899-1902 годах квартировал начальник дирекции народных училищ губернии Александр Федорович Комаров (1842-1918), известный украинский публицист.
Последнее время дом пустовал — московский бизнесмен, владевший особняком, выселил оттуда всех жильцов и исчез. В 2008 году под предлогом реконструкции дома строители, появившиеся на Пятницкой улице, запланировали демонтаж здания и последующее строительство многоэтажного административного здания с подземной парковкой. Проведение строительно-монтажных и иных работ на таких территориях запрещено, за исключением работ по физической сохранности зданий. Причем работы могут производиться только при условии сохранения особенностей и предметов охраны объекта культурного наследия.



Похожие статьи