Сталин предложил создать систему пво.  Евгений Апсит

Ровно 60 лет назад - 9 августа 1955 года - Совет министров СССР принял постановление о разработке первой зенитной ракетной системы «Беркут» для защиты Москвы от потенциальной угрозы с воздуха. Это детище Холодной войны стало торжеством советской инженерной мысли и обошлось в полмиллиарда рублей. Споры об эффективности Системы-25 «Беркут» не утихают и через 30 лет после снятия комплекса с боевого дежурства.

Взаимоотношения участников антигитлеровской коалиции совершенно безоблачными не были никогда. Но по мере того как разгром Германии становился очевидным, будущие победители всё большее внимание уделяли послевоенному переустройству мира, и конфликт интересов предсказуемо обострялся. Сразу после окончания войны дело дошло до жёстких политических противостояний - в частности, известным Иранскому и Турецкому кризисам, - и разработки первых планов войны между СССР, США и Англией.

5 марта 1946 года знаменитая Фултонская речь Уинстона Черчилля положила начало периоду, впоследствии названному Холодной войной. Перспектива открытого военного противостояния между недавними союзниками становилась всё более отчётливой, а на Корейской войне 1950–1953 годов советские и американские лётчики уже вовсю стреляли друг в друга. Великие державы спешно готовились к новой мировой войне и, разумеется, пытались представить себе, как она будет выглядеть и к чему, собственно говоря, надо готовиться. Разумеется, в первую очередь анализировался опыт той войны, которую только успели закончить.

Четвёртая сила

Опыт войны, помимо всего прочего, постулировал огромную и постоянно растущую важность противовоздушной обороны. Ещё в середине войны, в июле 1943 года, был образован Совет по радиолокации ГКО СССР, в 1947 году он был преобразован в Комитет по радиолокации, а в 1950-м по инициативе Лаврентия Берии создали Третье главное управление при Совете Министров. Войска ПВО выделили в отдельный, к тому моменту четвёртый вид вооружённых сил, наряду с ВВС, ВМФ и сухопутными войсками.

Одной из первоочерёдных задач ПВО была оборона городов от массированных налётов большого числа бомбардировщиков, примеры которых были ещё свежи в памяти. В вечной борьбе брони и снаряда временно побеждал снаряд: бомбардировщики научились летать на высотах, совершенно недостижимых для зенитной артиллерии, да и для истребительной авиации тех времён тоже. Широкое распространение ракетных средств доставки ядерного оружия было тогда делом хоть и недалёкого, но всё же будущего, но само оружие уже было, поэтому пропуск даже одного самолёта противника к цели был крайне нежелателен. Между тем, высотные английские «Канберры» и американские «Стратоджеты» время от времени вторгались в воздушное пространство СССР, и спокойно возвращались на базы. Необходимо было найти какое-то новое, и при этом надёжное решение. Им стали управляемые зенитные ракеты.

Идея управляемых зенитных ракет не была принципиально новой: проекты такого рода пытались осуществить в разных странах ещё до начала Второй мировой, но до рабочего состояния ни один проект так и не дошёл. Во время войны ближе всего подошли к решению проблем немецкие инженеры, но до постановки ракет ПВО на вооружение дело не дошло и в Германии.

В 1946 году в США началась разработка ракетного комплекса Nike-Ajax, успешно испытанного, и запущенного в производство в 1951 году, а поставленного на вооружение двумя годами позже. Одноканальный, т. е. с возможностью одновременного сопровождения и обстрела всего одной воздушной цели, без взаимосвязи между батареями, организацией он напоминал скорее ствольную артиллерию военных времен. В Советском Союзе подошли к делу гораздо основательнее.

Американский ракетный комплекс Nike-Ajax
http://nikemissile.org

9 августа 1950 года после серии обсуждений с участием Сталина было принято решение о создании системы ракетной ПВО для крупных городов. Сначала - для Москвы, потом аналогичную систему предполагалось построить как минимум ещё для Ленинграда. Разработку системы с условным названием «Беркут» поручили КБ-1, известному в наши дни под именем НПО «Алмаз». Отдельные элементы системы разрабатывались Радиотехническим институтом и ОКБ-301, нынешним НПО им. С. А. Лавочкина. Руководил КБ-1 Константин Михайлович Герасимов. Главными конструкторами были Павел Николаевич Куксенко и Серго Лаврентьевич Берия. Заместителем главного конструктора - Александр Андреевич Расплетин. Курировал работы непосредственно Лаврентий Павлович Берия.

Уже 25 июля 1951 года, меньше чем через год после принятия решения, в рамках начал азаводских испытаний был проведён первый пуск ракеты, «изделия 205». Опытный образец радиолокационной станции Б-200 начал испытываться также летом 1951 года, а осенью 1952 он уже был отправлен на полигон для испытаний с пусками ракет. 26 апреля 1953 года на полигоне Капустин Яр двумя ракетами впервые был сбит бомбардировщик Ту-4, использованный в качестве мишени.


Вертикальная антенна станции «Б-200» – предназначена для обзора воздушного пространства в угломестной плоскости
http://www.raketac25.narod.ru

В середине 1953 года Л. П. Берия был арестован, снят со всех постов, освобождён от всех должностей и вскорости расстрелян. Серго Берия, один из главных конструкторов КБ-1, был отстранён от работы, лишён учёных степеней, званий, наград, посажен под домашний арест, затем в заключение до конца 1954 года, и в дальнейшем к проектированию системы отношения не имел. П. Н. Куксенко был снят с должности главного конструктора и назначен учёным секретарём научного совета КБ. Место главного конструктора занял А. А. Расплетин.

Рождение Системы-25

Впрочем, на ход работы эти кадровые перестановки повлияли незначительно. Гораздо чувствительнее оказались организационные изменения: полигон Капустин Яр передали Главному артиллерийскому управлению, как и заказ на систему. Артиллеристам ракетные системы были в новинку, и подходили они к новинке с сомнениями и осторожностью. Государственные сдаточные испытания системы, получившей название «Система-25», или сокращённо С-25, начались с июня 1954 года. Представленные на испытания элементы системы в целом соответствовали техническим требованиям, определённым в постановлении от 1950 года, а некоторыми частями заметно их превосходили. Тем не менее, ГАУ не торопилось принимать решение об окончательной приёмке системы. Существуют противоречивые мнения о том, кто именно затормозил постановку системы на боевое дежурство. Военных пугала сложность и новизна; предлагалось ввести систему в эксплуатацию без принятия на вооружение, звучали высказывания о необходимости доработки под непрерывно меняющиеся характеристики вооружений вероятного противника. Наконец, Н. С. Хрущёв однозначно высказался в пользу системы, и седьмого мая 1955 года система С-25 была принята на вооружение.


Внешний вид ракеты и характеристики комплекса С-25. Журнал «Войска ПВО»

Параллельно с разработкой велось крупномасштабное строительство. Уже в марте 1951 года вышло постановление Совета Министров об организации строительного управления МВД №565 c задачами строительства объектов ПВО вокруг Москвы. В июне того же года начинается выбор площадок под строительство, формируются организационная и управленческая структуры, организуются исправительно-трудовые лагеря для обеспечения строительства рабочей силой. К постройке позиций приступили в декабре 1951 года.

В итоге С-25 представляла из себя несколько колец различного назначения, объединённых в единую систему. На удалении 200–250 километров от столицы были размещены десять позиций РЛС кругового обзора А-100Д «Кама» с дальностью обнаружения до шестисот километров, по две РЛС на позиции. На расстоянии порядка ста километров от Москвы располагалось внешнее кольцо позиций, соединённое кольцевой автомобильной дорогой с покрытием из бетонных плит: тридцать четыре ракетных полка со стартовыми позициями для шестидесяти ракет, первые модели которых имели дальность поражения цели до 22 километров, и радиолокационными станциями наведения Б-200 с дальностью сопровождения цели до 50 километров. Каждый полк контролировал сектор в 60 градусов, сектора обстрела полков перекрывались. Возле позиций полка возводился жилой городок для офицеров и членов их семей.


Вид на позиции С-25 из космоса. Видны «ёлочка» стартовых позиций, ЦРН и жилой городок

Семь баз заправки и хранения ракет обеспечивали стартовые позиции заправленными ракетами. Перевозка ракет осуществлялась автомобилями ЗИС-151, позднее ЗИЛ-157, и под самый конец частично ЗИЛ-131, оборудованными специальными прицепами. На каждой базе хранилось около тысячи ракет, в том числе 20 полностью заправленных. Срок хранения ракеты в заправленном состоянии изначально не превышал двух с половиной месяцев, позднее полугода. После ряда модернизаций и замены ракет более новыми срок хранения дополнительно увеличился.

Второе, внутреннее кольцо позиций, также соединённых кольцевой дорогой, насчитывало 22 полка и располагалось приблизительно в пятидесяти километрах от Москвы. Последнее кольцо представляло собой ещё четыре позиции РЛС обнаружения «Кама», данные о точной модели противоречивы. Вероятно, это были не А-100Д с круговым обзором, а А-100Б с секторным обзором и дальностью обнаружения до 225 километров. Вся информация РЛС обнаружения передавалась на центральный командный пункт. Вся система позволяла одновременно обстреливать до 1120 самолётов противника, равномерно подлетающих к Москве со всех сторон. Каждый полк одновременно сопровождал и обстреливал до 20 целей, причём по каждой можно было запустить по три ракеты. Для борьбы с крупными соединениями вражеских самолётов предполагалось либо «разбивать» их на подлёте действиями истребителей, заставляя рассредотачиваться в зоны обстрела нескольких полков, либо использовать ракету со специальной, иначе говоря ядерной, боевой частью. Мощность ядерного заряда оценивалась в десять килотонн, первое испытание такой ракеты было проведено в 1957 году. А 7 ноября 1960 года ракеты В-300 впервые были показаны на военном параде в Москве.


Ракеты В-300 на параде на Красной площади
http://topwar.ru

Затраты на построение системы оказались столь велики, что строительство модифицированной системы для Ленинграда было отменено. Стремительное развитие средств нападения и радиоэлектронной борьбы привело к частичному устареванию С-25 ещё до постановки на боевое дежурство. В процессе службы система претерпела четыре крупных этапа модернизации и несколько более мелких: увеличивались скорость и дальность действия ракет, помехозащищённость, уменьшалась минимальная высота перехвата цели. Но к концу 1970-х годов возможности совершенствования системы оказались исчерпаны, и в 1982 году С-25 сняли с боевого дежурства.


Тягач ЗИС-151 с ракетой В-300

Эффективность С-25 всегда была достаточно спорной. Противники системы указывают в первую очередь на её стационарность, а следовательно, уязвимость для нападения. Стоимость постройки и эксплуатации тоже оставляла желать лучшего. В среднем один объект во второй половине 50-х годов обходился в полмиллиарда в год, общая же стоимость составила почти 13 миллиардов рублей.


Справка о стоимости системы С-25 в 1956–1957 годах

Технические проблемы были пропорциональны сложности системы. Приходилось балансировать между количеством заправленных ракет и невысоким сроком хранения ракеты в заправленном состоянии, по истечении которого ракету приходилось списывать.

Гордостью разработчиков являлась электронная, а не электромеханическая аппаратура счётно-решающих устройств, реализованная на радиолампах. Помимо очевидных плюсов и прогрессивности, на момент изготовления в этом были и минусы. Только в аппаратуре центрального радиолокатора наведения радиоламп насчитывалось порядка тринадцати тысяч. Помимо чудовищного количества электроэнергии, потребляемого накалом, и не менее чудовищного тепловыделения, требовавшего мощных вентиляционных систем, лампы имеют вполне ограниченный срок службы, обычно исчисляющийся тысячами часов. Дальше катоды теряют эмиссию, и лампа выходит из строя. В общем, станция считалась боеготовой, если могла обеспечить хотя бы восемнадцать каналов из двадцати заявленных.


Командный пункт огневого комплекса
http://historykpvo.narod2.ru/

Большие проблемы были с логистикой. Три залпа полка, шестьдесят пусков, могли быть произведены в течении пары минут. Перезарядка теоретически была возможна за два часа - практически же такая срочная перезарядка требовала шестидесяти грузовиков, принимающих по ракете на прицеп на базе хранения, везущих их на расстояние до нескольких десятков километров по весьма неширокой бетонной дороге, как-то разъезжаясь с возвращающимися порожними машинами - и так восемь раз. Поскольку одна база хранения обеспечивала восемь полков.

В защиту системы можно сказать, что по крайней мере она была, и функции во всяком случае устрашения выполняла исправно: после постановки С-25 на боевое дежурство разведывательные полёты в пределах её досягаемости мгновенно прекратились. Кроме того, и это часто недооценивают, Советский Союз получил уникальный опыт разработки, создания и эксплуатации сложной, гетерогенной, территориально распределённой системы вооружений, работающей в режиме реального времени. Подобного опыта к тому времени, пожалуй, нельзя было получить нигде в мире.

К настоящему времени часть площадок С-25 заняты более современными комплексами С-300, часть дачными участками, но большая часть просто заброшены и разрушены.


Ракета В-300 и РЛС Б-200 в музее авиации на Ходынском поле в Москве
http://pvo.guns.ru

Ракеты В-300 разных моделей переделываются и используются в качестве мишеней на учениях ПВО.

История Системы-25 закончилась.

Использованная литература:

  1. Общая характеристика комплекса ПВО «Беркут», технический проект. Раздел 1. 1951 г.
  2. Зенитные ракетные войска противовоздушной обороны. МО РФ, 1994
  3. Леонов Дмитрий. Книга о 658 ЗРП.
Медиафайлы на Викискладе

История

Предпосылки создания

Начало работ

Первый проект

Согласно выпущенному проекту, система представляла собой несколько колец радиолокационных станций и зенитно-ракетных комплексов, концентрически расположенных вокруг Москвы .

Система дальнего обнаружения - 350 км от центра. Представляла собой 10 радиолокационных станций А-100Д, каждая из которых состояла из двух радиолокаторов «Кама» и радиовысотомера, объединенных в радиотехнический центр. Располагались в районе городов: Буй , Горький , Кадом , Мичуринск , село Русский Брод (Орловская обл.), Брянск , Смоленск , Андреаполь , Боровичи , Череповец , образуя сплошное радиолокационное поле на дальностях до 650 км. РЛС работали непрерывно, информация с них передавалась на ЦКП, с которого при возникновении угрожающей обстановки вводились в действие средства защиты.

Первый пояс воздушной защиты - 80 км от центра, 34 ЗРК, расположенные по окружности через 14,7 км. Создавали сплошной пояс обороны внешним радиусом 110 км, с частичным перекрытием зон ответственности. Для защиты малых высот на стыках ЗРК второй очередью предполагалось дополнительно установить простые одноканальные комплексы.

Второй пояс воздушной защиты - 46 км от центра, 22 ЗРК через 13,1 км. Строился на аналогичных принципах и имел внешний радиус кольца обороны около 80 км.

Внутреннее кольцо воздушной защиты - рассчитывалось на уничтожение одиночных самолётов противника, прорвавшихся через 2 кольца обороны на дальность ближе 55 км от центра (позднее от этого элемента системы отказались, посчитав его излишним). Проектировалось на основе сверхтяжелых самолётов-перехватчиков Г-310 (специальная модификация Ту-4), несущих РЛС кругового обзора с дальностью 35-40 км, 4 ракеты Г-300 класса «воздух-воздух» с системой наведения, навигационное оборудование, позволяющее производить взлёт и посадку в любых метеоусловиях (авторадиокомпас АРК-5, навигационный координатор НК-46Б, систем слепой посадки «Материк»), необходимые средства связи и систему опознавания «свой-чужой » «Электрон». Поднимаясь по тревоге, самолёты должны были рассредоточенно двигаться по кольцевому маршруту, образуя третий пояс защиты. Концептуально комплекс напоминал систему «воздух-море» КС-1 Комета . Управление ракетой также осуществлялось в луче станции наведения с переходом на ГСН на конечном участке. Впоследствии кольцо воздушной защиты посчитали излишним и оно не было реализовано в проекте.

Система ближнего обнаружения - 4 РЛС А-100Б (однотипные с А-100Д) с секторной зоной ответственности располагалась в 25 км от центра в районе секторных командных пунктов (СКП). Создавали сплошное радиолокационное поле на дальностях до 200 км и предназначались для выдачи на ЗРК оперативной воздушной обстановки при боевой работе.

Вся информация о воздушной обстановке с РЛС А-100Д и А-100Б собиралась на экран-планшет ЦКП, который располагался в бункере на территории Москвы (имелся также запасной ЦКП), откуда осуществлялось общее командование и управление воздушным сегментом комплекса, СКП координировали работу ЗРК, находящихся в секторе ответственности.

Ракета наземного комплекса, согласно проекту, имела стартовый вес 3327 кг (горючее 941 кг, БЧ - 260 кг), стартовала вертикально со стартового стола, первые 9 с полёта (до скорости 120 м/с) управлялась при помощи газовых рулей, программный механизм отклонял ее в сторону цели, затем рули сбрасывались и дальнейшее управление шло при помощи аэродинамических рулей в режиме наведения от ЦРН. Впоследствии, после отработки системы, предполагалось перейти на более перспективную ракету наклонного старта ШБ-32 (над ней работала группа Д. Л. Томашевича в КБ-1) с пороховым ускорителем первой ступени, однако в рамках проекта С-25 это не было осуществлено (ракета на базе ШБ-32 была использована в следующей разработке КБ-1 - комплексе С-75). Значительное увеличение массы ракеты по сравнению с первоначальным заданием также являлось компромиссным решением, ибо создать за столь жесткие сроки малогабаритное бортовое оборудование было сложно. Для возможности поражения целей на больших высотах, где маневренность ракеты значительно падала, наведение осуществлялось по специально разработанному методу параллельного сближения, исключающему значительные перегрузки на конечном участке полёта. В составе ЦРН задачу наведения должен был решать центральный счетно-решающий прибор (ЦСРП) электромеханического типа, выполненный на вращающихся трансформаторах (впоследствии конструкция была значительно пересмотрена и ЦСРП был построен полностью на электронных компонентах), состоящий из 20 одинаковых секций, каждая из которых вела выработку команд на каждую пару цель-ракета. За 500 м до цели ЦСРН автоматически выдавал команду на взвод бортового радиолокационного взрывателя.

Для авиационного комплекса предполагалось разработать аналогичную ракету стартовым весом 1150 кг с меньшей дальностью и менее мощной боевой частью.

Участие в разработке «Беркута» немецких специалистов

Германия, достигшая больших успехов в ракетной технике , привлекла пристальное внимание СССР и США еще в период войны. Несмотря на то, что 2 мая 1945 года практически все руководители немецких ракетных программ и ведущие учёные, владевшие полной информацией о германских технологиях , организованно эмигрировали в США , Советский Союз сумел изучить структуру немецкой ракетной отрасли и продолжить многие направления перспективных разработок. При помощи советских специалистов, специально направленных в зону оккупации , на территории Германии были организованы несколько новых научных институтов, в которых начался сбор и систематизация интересующей научно-технической информации с привлечением немецких учёных и специалистов.

В 1946 году по инициативе американской стороны Союзным Контрольным Советом в Берлине был принят закон, запрещающий вести на оккупированной территории производство и научные работы военно-прикладного характера, и немецкие специалисты были перемещены в СССР. В основном это были бывшие сотрудники известных фирм «Siemens », «Askania Werke», «Telefunken », «C. Lorenz AG », AEG , «Blaupunkt » и т. п., причем многие из них ранее непосредственно с ракетной техникой не соприкасались. Хотя специалисты были вывезены принудительно и были ограничены в правах передвижения по стране, в СССР им предоставлялись хорошие жилищные условия и высокие зарплаты.

В КБ-1 значительную долю немецкого контингента составляли сотрудники многопрофильной фирмы «Аскания», специализирующейся на точном приборостроении (после войны фирма была вывезена из Германии в СССР вместе с приборами и оборудованием). . Личный состав немецкого отдела составлял около 60 специалистов во главе с техническим руководителем доктором Вольдемаром Меллером, при разработке «Беркута» они не допускались к обсуждению результатов испытаний и занимались отдельными вопросами, работая изолированным подразделением, которое курировал С. Берия. Выполнение параллельных с советскими разработчиками задач нередко вызывало конфликты при принятии окончательного решения. Наибольший вклад в разработку «Беркута» внес доктор Ганс Хох, предложивший перевести систему координат ЦРН в плоскости сканирования антенн и использовать при решении задачи относительные координаты цели и ракеты что, при повышении точности, значительно упростило построение счетно-решающего прибора, позволив перевести его с электромеханической на полностью электронную базу, значительный вклад совместно с Куртом Магнусом он внес также в разработку автопилота ракеты на основе суммирующих гироскопов. . В 1953 году, после ареста Л. Берии и С. Берии, немецкие специалисты были отстранены от работ и вскоре возвращены в Германию.

Этапы испытаний и принятие на вооружение

20 сентября 1952 года опытный образец Б-200 был отправлен на полигон Капустин Яр для стрельбовых испытаний с ракетами В-300. 25 мая 1953 года управляемой ракетой был впервые сбит самолёт-мишень Ту-4 . В 1953 году по настоянию группы военных, указывавших на чрезмерную сложность эксплуатации системы и её низкую эффективность, были проведены сравнительные испытания зенитной артиллерии и системы «Беркут». Лишь после этих сравнительных стрельб у артиллеристов отпали последние сомнения в эффективности управляемого ракетного оружия.

Серийные образцы ракет были испытаны в 1954 году : произведён одновременный перехват 20 целей. Сразу после завершающего этапа испытаний начались бурные дебаты о том, принимать ли систему С-25 на вооружение. Военные считали, что система настолько сложна, что принимать её сразу на вооружение не следует, а надо принять в опытную эксплуатацию на один год, после чего, без дополнительных испытаний, поставить на боевое дежурство . Разработчики же системы считали, что систему надо сразу принимать на вооружение и ставить на боевое дежурство, а войска следует обучать прямо во время несения боевого дежурства. Точку в споре поставил Никита Хрущёв . 7 мая 1955 года постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР система С-25 была принята на вооружение.

Эксплуатация и снятие с боевого дежурства

Впервые ракеты комплекса (В-300) были открыто показаны на военном параде 7 ноября 1960 года.

Развёртывание

В соответствии с указанием Сталина система ПВО Москвы должна была обладать возможностью отражения массированного налёта авиации противника с участием до 1200 самолётов. Расчёты показали, что для этого потребуется 56 многоканальных зенитных ракетных комплексов с РЛС секторного обзора и пусковыми установками ракет, размещённых на двух кольцах. На внутреннем кольце, на расстоянии 45-50 км от центра Москвы, было намечено разместить 22 комплекса, на внешнем кольце, на расстоянии 85-90 км - 34 комплекса. Комплексы должны были располагаться на расстоянии 12-15 км друг от друга - так, чтобы сектор огня каждого из них перекрывал сектора комплексов, находящихся слева и справа, создавая сплошное поле поражения.

Военные части, оснащённые комплексами С-25, представляли собой достаточно большие по площади объекты, обслуживаемые большим количеством личного состава. Основным видом маскировки было расположение в лесных массивах, кроны деревьев которых прятали установки и сооружения от посторонних глаз.

Позже зоны ответственности всех полков С-25 были разбиты на четыре равных сектора, в каждом из которых находилось 14 зенитных ракетных полков ближнего и дальнего эшелонов. Каждые 14 полков образовывали корпус. Четыре корпуса составили 1-ю армию ПВО особого назначения.

Основные характеристики Этапы модернизации
1955 (принятие на вооружение) 1957 1962 1969 1977
Поражаемые цели Ту-4 Ту-4, Ил-28 Ту-16 , МиГ-17 Ту-16, МиГ-17, А-11 Ту-16, МиГ-17, А-11
Скорость цели , км/ч 1200 1500 2000 3700 4300
Вероятность поражения цели одной ракетой 0,7-0,9 0,85-0,96 0,85-0,96 (МиГ-17)
0,25-0,8 (А-11)
нет данных
Диапазон высот , км 5-20 3-25 1,5-35 0,5-35
Максимальная дальность , км 35 40 43,4 58
Маневр цели , g 0,5-1 1-2 вертикальный - 4
горизонтальный - 6
Количество одновременно поражаемых целей до 20
Длительная скорострельность 6 целей в минуту нет данных
Опознавание «свой-чужой» нет На индикаторах И-400 нет данных
Тип боеголовки Обычная (320 кг) Обычная или ядерная (10 кТ)
Помехозащищенность нет пассивные, активные шумовые пассивные, активные шумовые и уводящие по дальности пассивные, активные шумовые, активные уводящие по дальности и углу
Метод наведения Командный
С постоянным упреждением Упреждение, зависит от угловой скорости цели
комбинированный метод
Сроки хранения ракет на пусковой установке / на складе, лет 0,5 / 2,5 2,5 / 10 5 / 15 нет данных
Личный состав огневого комплекса офицеров / солдат и сержантов 119 / 631 106 / 593 нет данных

Оценка проекта

Для своего времени система С-25 была технически совершенна. Это был первый многоканальный зенитный ракетный комплекс, способный решать задачи одновременного отслеживания и поражения значительного количества целей и организации взаимодействия между отдельными батареями. Впервые в составе комплекса были применены многоканальные РЛС. Ни один другой зенитный ракетный комплекс вплоть до конца 1960-х не обладал такими возможностями.

Однако система С-25 имела и ряд недостатков. Ключевым из них была крайне высокая стоимость и сложность системы. Развёртывание и обслуживание комплексов С-25 было экономически оправдано только для прикрытия наиболее важных, ключевых объектов: в итоге, комплексы удалось развернуть только вокруг Москвы (планы развёртывания модифицированной версии комплекса вокруг Ленинграда были отменены), а вся остальная территория СССР не имела зенитного ракетного прикрытия вплоть до 1960-х годов, хотя в США в тот же период времени были развернуты для защиты городов и военных баз более сотни зенитных батарей MIM-3 Nike Ajax , которые, хотя и были одноканальными и существенно более примитивными, в то же время и стоили меньше, и могли развёртываться в гораздо больших количествах. Ещё одним недостатком С-25 была его стационарность: комплекс был полностью немобилен и не мог быть передислоцирован. Таким образом, сам по себе комплекс был уязвим для возможного ядерного нападения противника. Главным недостатком системы С-25 было то, что заложенные в ней изначально требования защиты от массированного налёта с применением сотен бомбардировщиков устарели к моменту принятия на вооружение. В основе ядерной стратегии теперь лежали независимые действия небольших звеньев бомбардировщиков, обнаружить которые было значительно труднее, чем прежние воздушные армады. Таким образом, уже к моменту принятия на вооружение заложенные в систему требования оказались избыточны: существующие ограничения по высотности означали, что комплекс может быть преодолён летящими на малой высоте бомбардировщиками или крылатыми ракетами . В результате СССР отказался от дальнейшего развёртывания системы С-25 в пользу более простых, но и более дешёвых и более мобильных ЗРК С-75.

Бывшие операторы

Примечания

  1. Батюк В. И., Пронин А. В. «Почему Г. Трумэн „пощадил“ СССР» // Военно-исторический журнал. - 1996. - № 3. - С. 74.
  2. Грани «Алмаза». 55 лет (История в событиях и лицах 1947-2002). Сост. С. Касумова, П. Проказов. - М.: «Алмаз», 2002. - ISBN 5-86035-035-X
  3. Дмитрий Леонов. Начало работ по созданию зенитной ракетной системы «Беркут» // Книга о 658 ЗРП .
  4. Головной разработчик КС-1 Комета
  5. Концерн «РТИ Системы». - Структура активов
  6. , с. 138.
  7. , с. 24.
  8. «Несостоявшийся соперник». Зенитная управляемая ракета ШБ-32 комплекса С-25 . сайт «Вестник ПВО»
  9. , с. 136.
  10. , с. 395.
  11. , с. 283.
  12. Леонов Леонид Васильевич (1910-1964) - главный конструктор радиолокационных станций обнаружения сантиметрового диапазона. В 1949 г. им разработана и создана первая такая станция П-20.
  13. К. С. Альперович |«Так рождалось новое оружие» Записки о зенитных ракетных комплексах и их создателях // «УНИСЕРВ», Москва, 1999 ISBN 5-86035-025-2
  14. , с. 160.
  15. , с. 448.
  16. , с. 143.
  17. , с. 500.
  18. "Сверхтяжелый перехватчик ПВО Ту-4 Д-500 [ ]
  19. К. С. Альперович. Годы работы над системой ПВО Москвы - 1950-1955. (Записки инженера) . - 2003. - ISBN 5-7287-0238-74.
  20. «Беркут». Технический проект раздел 1. Общая характеристика комплекса ПВО «Беркут». 1951 г.
  21. Черток Борис Евсеевич. "Ракеты и люди", том 1 . - «Машиностроение», 1999. - P. 416. - ISBN 5-217-02934-X .

Директор СБ-1, он же главный конструктор, Павел Николаевич Куксенко имел обыкновение работать в своем служебном кабинете до глубокой ночи, просматривая иностранные научно-технические журналы, научно-технические отчеты и другую литературу. Такой распорядок диктовался тем, что в служебном кабинете Павла Николаевича был кремлевский телефон, а Сталин если звонил, то всегда именно глубокой ночью и именно по кремлевской "вертушке". В таких случаях дело не ограничивалось телефонным разговором, и Павлу Николаевичу приходилось выезжать в Кремль, куда у него был постоянный пропуск. По этому пропуску он всегда мог пройти в приемную Сталина, где верным и бессменным стражем у входа в сталинский кабинет сидел Поскребышев .

Но на этот раз Павла Николаевича, прибывшего по вызову Сталина в два часа ночи, офицер охраны проводил в квартиру Сталина. Хозяин квартиры принял своего гостя, сидя на диване в пижаме, просматривал какие-то бумаги. На приветствие Павла Николаевича ответил

"Здравствуйте, товарищ Куксенко" - и движением руки с зажатой трубкой указал на кресло, стоявшее рядом с диваном. Потом, отложив бумаги, сказал:

Вы знаетэ, когда нэприятельский самолет последний раз пролетел над Москвой? - Десятого июля тысяча девятьсот сорок второго года. Это был одиночный самолет-разведчик. А теперь представьте себе, что появится над Москвой тоже одиночный самолет, но с атомной бомбой. А если из массированного налета прорвется несколько одиночных самолетов, как это было двадцать второго июля тысяча девятьсот сорок первого года, но теперь уже с атомными бомбами? После паузы, в которой он словно бы размышлял над ответом на этот вопрос, Сталин продолжал:

"Но и без атомных бомб - что осталось от Дрездена после массированных ударов авиации наших вчерашних союзников? А сейчас у них самолетов побольше, и атомных бомб хватает, и гнездятся они буквально у нас под боком. И выходит, что нам нужна совершенно новая ПВО, способная даже при массированном налете не пропустить ни одного самолета к обороняемому объекту. Что вы можете сказать по этой архиважной проблэме?

Мы с Серго Лаврентьевичем Берия внимательно изучили трофейные материалы разработок, проводившихся немцами в Пенемюнде по управляемым зенитным ракетам Вассерфаль , "Рейнтохер" , "Шметтерлинг" . По нашим оценкам, проведенным с участием работающих у нас по контракту немецких специалистов, перспективные системы ПВО должны строиться на основе сочетания радиолокации и управляемых ракет "земля-воздух" и "воздух- воздух", - ответил П.Н. Куксенко. После этого, по словам Павла Николаевича, Сталин начал задавать ему "ликбезные" вопросы по столь непривычному для него делу, связанному с радиоэлектроникой, каким являлась в то время техника радиоуправляемых ракет. А Павел Николаевич не скрывал, что еще и сам многого не понимал в зарождающейся новой отрасли оборонной техники, где воедино должны слиться и ракетная техника, и радиолокация, и автоматика, точнейшее приборостроение, электроника и многое другое, чему еще и названия не существует.

Он подчеркивал, что научно-техническая сложность и масштабность проблем здесь не уступают проблемам создания атомного оружия. Выслушав все это, Сталин сказал:

"Есть такое мнение, товарищ Куксенко, что нам надо незамедлительно приступить к созданию системы ПВО Москвы , рассчитанной на отражение массированного налета авиации противника с любых направлений. Для этого будет создано при Совмине СССР специальное Главное управление по образцу Первого Главного управления по атомной тематике.

Новый главк при Совмине будет иметь право привлекать к выполнению работ любые организации любых министерств и ведомств, обеспечивая эти работы материальными фондами и финансированием по мере необходимости без всяких ограничений. При этом главке необходимо будет иметь мощную научно-конструкторскую организацию - головную по всей проблеме, и эту организацию мы предполагаем создать на базе СБ-1, реорганизовав его в Конструкторское бюро * 1 . Но для того чтобы все это изложить в постановлении ЦК и Совмина, вам, как будущему Главному конструктору системы ПВО Москвы, поручается прояснить структуру этой системы, состав ее средств и предложения по разработчикам этих средств согласно техническим заданиям КБ-1. Подготовьте персональный список специалистов человек на шестьдесят, - где бы они ни были, - для перевода в КБ-1. Кроме того, кадровикам КБ-1 будет предоставлено право отбирать сотрудников для перевода из любых других организаций в КБ-1. Вся эта работа по подготовке проекта постановления, как впоследствии вспоминал Павел Николаевич, закрутилась с непостижимой быстротой.

В этот период и даже после выхода постановления Сталин еще несколько раз вызывал к себе П.Н. Куксенко, - главным образом, пытаясь разобраться в ряде интересовавших его "ликбезных" вопросов, - но особенно дотошно допытывался он о возможностях будущей системы по отражению "звездного" (то есть одновременно с разных направлений) массированного налета и "таранного" массированного налета.

Впрочем, вопросы, которые задавал Сталин Павлу Николаевичу, лишь отчасти можно назвать "ликбезными". Похоже, что Сталин лично хотел убедиться, что будущая система ПВО Москвы действительно сможет отражать массированные налеты вражеской авиации, а убедившись в этом, уже не считал нужным вызывать Павла Николаевича для личных бесед, предоставив "Беркута" на полное попечение Л.П. Берия .

В постановлении ЦК КПСС и Совмина СССР система ПВО Москвы получила условное наименование - система "Беркут" . Ее главными конструкторами были назначены П.Н. Куксенко и С.Л. Берия .

Система была засекречена даже от Министерства обороны. Проект постановления был завизирован министром обороны А.М. Василевским , минуя все подчиненные ему инстанции. Заказчиком создаваемой системы было определено вновь созданное ТГУ (Третье Главное управление при Совмине СССР) . Для этого в ТГУ создавалась своя собственная военная приемка, свой зенитно-ракетный полигон в районе Капустин Яр , а по мере создания объектов системы - и подчиненные ТГУ войсковые формирования для боевой эксплуатации этих объектов. Короче говоря, систему "Беркут" предполагалось передать в Министерство обороны готовой к боевому дежурству, с техникой, войсками и даже с жилыми городками.

Зенитная ракетная система "Беркут"

Послевоенный переход в авиации на использование реактивных двигателей привел к качественным изменениям в противостоянии средств воздушного нападения и средств противовоздушной обороны. Резкий рост скорости и максимальной высоты полета самолетов-разведчиков и бомбардировщиков свели практически к нулю эффективность зенитной артиллерии среднего калибра. Выпуск отечественной промышленностью зенитных артиллерийских комплексов в составе зенитных орудий 100- и 130-мм калибра и радиолокационных средств орудийной наводки не могли гарантировать надежной защиты охраняемых объектов. Положение значительно обострялось наличием у потенциального противника ядерного оружия, даже одиночное применение которого могло привести к большим потерям. В сложившейся ситуации наряду с реактивными истребителями-перехватчиками перспек- тивным средством ПВО могли стать управляемые зенитные ракеты. Некоторый опыт разработки и использования управляемых зенитных ракет имелся в ряде организаций СССР, занимавшихся с 1945-1946 годов освоением немецкой трофейной ракетной техники и созданием на ее базе отечественных аналогов. Разработку принципиально новой техники для Войск ПВО страны ускорила обстановка "холодной" войны. Разрабатывавшиеся Соединенными Штатами планы нанесения ядерных ударов по промышленным и административным объектам СССР подкреплялись наращиванием группировки стратегических бомбардировщиков В-36, В-50 и других носителей ядерного оружия. Первым объектом зенитно-ракетной обороны, требовавшим обеспечения надежной обороны, руководством страны была определена столица государства - Москва.

Постановление Совета Министров СССР на разработку первой отечественной стационарной зенитно-ракетной системы для Войск ПВО страны, подписанное 9 августа 1950 года, было дополнено резолюцией И.В.Сталина: "Мы должны получить ракету для ПВО в течение года". Постановлением определялся состав системы, Головная организация - СБ-1, разработчики и организации-соисполнители нескольких отраслей промышленности. Разрабатываемой зенитной ракетной Системе присваивалось условное наименование "Беркут" .

Согласно первоначальному проекту система "Беркут", располагавшаяся вокруг Москвы, должна была состоять из следующих подсистем и объектов:

  • два кольца системы радиолокационного обнаружения (ближнее в 25-30 км от Москвы и дальнее в 200-250 км) на базе РЛС кругового обзора "Кама ". Радиолокационный комплекс 10-сантиметрового диапазона "Кама" для стационарных радиолокационных узлов А-100 разрабатывался НИИ-244, главный конструктор Л.В.Леонов.
  • два кольца (ближнее и дальнее) РЛС наведения зенитных ракет. Шифр РЛС наведения ракет - "изделие Б-200". Разработчик - СБ-1, ведущий конструктор по РЛС В.Э.Магдесиев.
  • зенитные управляемые ракеты В-300, располагаемые на стартовых позициях в непосредственной близости от РЛС наведения. Разработчик ракеты ОКБ-301, Генеральный конструктор - С.А.Лавочкин. Стартовое оборудование поручалось разработать ГСКБ ММП Главного конструктора В.П.Бармина.
  • самолеты-перехватчики, шифр "Г-400" - самолеты Ту-4 с ракетами Г-300 класса "воздух-воздух". Разработка комплекса воздушного перехвата велась под руководством А. И. Корчмаря. Разработка перехватчика прекращена на ранней стадии. Ракеты Г-300 (заводской шифр "210", разработчик ОКБ-301) - уменьшенный вариант ракеты В-300 с воздушным стартом с самолета-носителя.
  • По всей видимости, в качестве элемента системы предполагалось использовать самолеты дальнего радиолокационного обнаружения Д-500, разрабатывавшиеся на базе дальнего бомбардировщика Ту-4.

Система включала в себя группировку зенитно-ракетных комплексов (полков) со средствами обнаружения, управления, обеспечения, базы хранения ракетного оружия, жилые городки и казармы для офицеров и личного состава. Взаимодействие всех элементов должно было осуществляться через центральный командный пункт Системы по специальным каналам связи.

Организация работ по системе ПВО Москвы "Беркут", проводившихся в строжайшей степени
секретности, была возложена на специально созданное Третье главное управление (ТГУ) при СМ СССР. Головной организацией, отвечавшей за принципы построения Системы и ее функционирование, определялось КБ-1 - реорганизованное СБ-1, главными конструкторами Системы назначались П.Н.Куксенко и С.Л.Берия. Для успешного проведения работ в сжатые сроки в КБ-1 переводились необходимые сотрудники других КБ. К работе над системой были привлечены и немецкие специалисты, вывезенные в СССР после окончания войны. Работавшие в различных КБ, они были собраны в отделе № 38 КБ-1.

В результате упорного труда многих научных и трудовых коллективов в предельно короткие сроки были созданы опытный образец зенитного ракетного комплекса, проекты и образцы некоторых основных составляющиех системы.

Полигонные испытания опытного варианта зенитного ракетного комплекса, проведенные в январе 1952 года, позволили составить комплексный технический проект системы "Беркут", включавший только наземные средства обнаружения, зенитные ракеты и средства их наведения для перехвата воздушных целей из первоначально планировавшегося состава средств.

С 1953 по 1955 годы на 50- и 90-километровых рубежах вокруг Москвы силами "спецконтингента" ГУЛАГ-а велось строительство боевых позиций зенитных ракетных дивизионов, кольцевых дорог для обеспечения подвоза ракет к огневым дивизионам и базам хранения (общая протяженность дорог до 2000 км). Одновременно велось строительство жилых городков и казарм. Все инженерные сооружения системы "Беркут" проектировались Московским филиалом "Ленгипростроя", руководимым В.И. Речкиным.

После смерти И. В Сталина и ареста Л.П.Берии в июне 1953 года последовала реорганизация КБ-1 и смена его руководства. Постановлением правительства наименование системы ПВО Москвы "Беркут" заменясь на "Система С-25", главным конструктором системы назначался Расплетин. ТГУ под наименованием Главспецмаш включается в состав Минсредмаша.

Боевая позиция ЗРК С-25

Поставки боевых элементов Системы-25 в войска начались в 1954 году, в марте на большинстве объектов проводились настройка аппаратуры, доводка узлов и агрегатов комплексов. В начале 1955 года закончились приемо-сдаточные испытания всех комплексов под Москвой и Система была принята на вооружение. В соответствии с Постановлением СМ СССР от 7 мая 1955 года первое соединение зенитных ракетных войск приступило к поэтапному выполнению боевой задачи: защите Москвы и московского промышленного района от возможного нападения воздушного противника. Система поставлена на постоянное боевое дежурство в июне 1956 года после опытного дежурства с размещением на позиции ракет без заправки компонентами горючего и с весовыми макетами боевых частей. При использовании всех ракетных подразделений системы принципиально был возможен одновременный обстрел около 1000 воздушных целей при наведении на каждую цель до 3 ракет.

После принятия созданной за четыре с половиной года системы ПВО С-25 на вооружение главки Главспецмаша: Главспецмонтаж, отвечавший за ввод в строй штатных объектов системы, и Главспецмаш, курировавший организации-разработчики, ликвидировались; КБ-1 передавалось в Миноборонпром.

Для эксплуатации системы С-25 в Московском Округе ПВО весной 1955 года была создана и
развернута Отдельная армия особого назначения Войск ПВО страны под командованием генерал-полковника К.Казакова.

Подготовка офицерского состава для работы на Системе-25 проводилась в Горьковском училище ПВО, личного состава - в специально созданном учебном центре - УТЦ-2.

В ходе эксплуатации проходило совершенствование Системы с заменой отдельных ее элементов качественно новыми. Система С-25 (ее модернизированный вариант - С-25М) снята с боевого дежурства в 1982 году с заменой комплексами зенитной ракетной системы средней
дальности С-ЗООП.

Зенитный ракетный комплекс С-25

Работы по созданию функционально замкнутого зенитно - ракетного комплекса системы С-25 велись параллельно по всем его составляющим. В октябре (июне) 1950 года на испытания была представлена в экспериментальном макетном образце СНР (Станция Наведения Ракет) Б-200, а 25 июля 1951 года на полигоне был произведен первый пуск ракеты В-300.

Для проведения испытаний комплекса полного номенклатурного состава на полигоне Капустин Яр были созданы: площадка № 30 - техническая позиция подготовки ракет системы С-25 к пускам; площадка № 31 - жилой комплекс обслуживающего персонала опытной системы С-25; площадка № 32 - стартовая позиция зенитных ракет В-300; площадка № 33 - площадка опытного образца ЦРН (Центральный Радиолокатор Наведения) С-25 (в 18 км от площадки № 30).

Первые испытания опытного образца зенитного ракетного комплекса в замкнутом контуре управления (полигонного варианта комплекса в полном составе) были проведены 2 ноября 1952 года при стрельбе по радиоэлектронной имитации неподвижной цели. Серия испытаний велась в ноябре-декабре. Стрельба по реальным целям - парашютным мишеням проведена после замены антенн ЦРН в начале 1953 года. С 26 апреля по 18 мая проводились пуски по самолетам-мишеням Ту-4. Всего в ходе испытаний с 18 сентября 1952 года по 18 мая 1953 года был произведен 81 пуск. В сентябре-октябре по требованию командования ВВС были проведены контрольные полигонные испытания при стрельбе по самолетам-мишеням Ил-28 и Ту-4.

Решение о строительстве на полигоне полномасштабного зенитного ракетного комплекса для повторного проведения Государственных испытаний принято Правительством в январе 1954 года на основании решения Государственной комиссии. Комплекс был представлен на Государственные испытания 25 июня 1954 года, в ходе которых с 1 октября до 1 апреля 1955 года было произведено 69 пусков по самолетам-мишеням Ту-4 и Ил-28. Стрельба велась по радиоуправляемым самолетам-мишеням в том числе и по постановщикам пассивных помех. На завершающем этапе была произведена залповая стрельба 20 ракетами по 20 целям.

До завершения полигонных испытаний к выпуску комплектующих ЗРК и ракет было подключено около 50 заводов. С 1953 по 1955 годы на 50- и 90-километровых рубежах вокруг Москвы строились боевые позиции зенитных ракетных комплексов. С целью форсирования работ один из комплексов был сделан головным эталонным, ввод его в эксплуатацию осуществлялся представителями предприятий-разработчиков.

Станция Б-200

На позициях комплексов станция Б-200 - (ЦРН), функционально связанная с пусковыми установками ЗУР, располагалась в полузаглубленном железобетонном сооружении, рассчитанном на выживание при прямом попадании 1000-кг фугасной авиабомбы, обвалованном землей и замаскированном травяным покрытием. Для высокочастотной аппаратуры, многоканальной части локатора, командного пункта комплекса, рабочих мест операторов и мест отдыха дежурных боевых смен были предусмотрены отдельные помещения. Две антенны визирования целей и четыре антенны передачи команд размещались в непосредственной близости от сооружения на бетонированной площадке. Поиск, обнаружение, сопровождение воздушных целей и наведение на них ракет каждым комплексом Системы осуществлялись в фиксированном секторе 60 х 60 градусов.

Комплекс позволял сопровождать до 20 целей по 20 стрельбовым каналам с автоматическим (ручным) сопровождением цели и наводимой на нее ракеты при одновременном наведении 1-2 ракет на каждую цель. На каждый канал обстрела целей на стартовой позиции имелось по 3 ракеты на стартовых столах. Время перевода комплекса в боевую готовность определялось 5 минут, за это время должно было быть синхронизировано не менее 18 стрельбовых каналов.

Стартовые позиции с пусковыми столами по шесть (четыре) в ряд с подъездными путями к ним размещались на удалении от 1,2 до 4 км от ЦРН с выносом в сторону сектора ответственности дивизиона. В зависимости от местных условий из-за ограниченности площадей позиций число ракет могло быть несколько меньше, чем плановые 60 ракет.

На позиции каждого комплекса располагались сооружения для хранения ракет, площадки подготовки и заправки ракет, автопарки, служебные и жилые помещения личного состава.

В ходе эксплуатации проходило совершенствование системы. В частности, аппаратура селекции движущихся целей, разработанная в 1954 году, введена на штатных объектах после полигонных испытаний в 1957 году.

Всего изготовлено, развернуто и принято на вооружение 56 серийных комплексов С-25 (код НАТО: SA-1 Guild ) в системе ПВО Москвы, один серийный и один опытный комплекс использовались для полигонных испытаний аппаратурной части, ракет и оборудования. Один комплект ЦРН использовался для испытаний радиоэлектронного оборудования в Кратове.

Станция наведения ракет Б-200

На начальном этапе проектирования исследовалась возможность применения узколучевых локаторов точного сопровождения цели и ракеты с параболической антенной, создававшей два луча для слежения за целью и наводимой на нее ракетой (руководитель работ в КБ-1 - В.М.Тарановский). Параллельно прорабатывался вариант ракеты, оснащенной головкой самонаведения, включающейся вблизи точки встречи (руководитель работ Н.А.Викторов). Работы прекращены на ранней стадии проектирования.

Схема построения антенн секторного локатора с линейным сканированием предложена М.Б.Заксоном, построение многоканальной части радиолокатора и его систем слежения за целями и ракетами - К.С.Альперовичем. Окончательное решение о принятии к разработке секторных радиолокаторов наведения было принято в январе 1952 года. Угломестная антенна высотой 9 м и азимутальная антенна шириной 8 м располагались на различных основаниях. Сканирование осуществлялось при непрерывном вращении антенн, состоящих из шести (двух трехгранных) формирователей луча каждая. Сектор сканирования антенны - 60 градусов, ширина луча около 1 градуса. Длина волны - около 10 см. На ранних стадиях проекта предлагалось дополнять формирователи луча до полных окружностей неметаллическими радиопрозрачными накладками-сегментами.

При реализации станции наведения ракет для определения координат целей и ракет были приняты "метод С" и радиоэлектронная схема "АЖ", предложенные немецкими конструкторами, с использованием кварцевых стабилизаторов частоты. Предложенные сотрудниками КБ-1 система "А" на электромеханических элементах и система "БЖ" - альтернативная "немецкой" не были реализованы.

С целью обеспечения автоматического сопровождения 20 целей и 20 наводимых на них ракет, формирования управляющих команд наведения в ЦРН было создано 20 стрельбовых каналов с отдельными системами сопровождения целей и ракет по каждой их координате и отдельным для каждого канала аналоговым счетно-решающим прибором (разработчик - КБ "Алмаз", ведущий конструктор Н.В.Семаков). Стрельбовые каналы были сведены в четыре пятиканальные группы.

Для управления ракетами каждой группы вводились антенны передачи команд (в первоначальном варианте ЦРН предполагалась единая станция передачи команд).

Экспериментальный образец ЦРН отрабатывался с осени 1951 года в Химках, зимой 1951 и весной 1952 годов на территории ЛИИ (г. Жуковский). Опытный образец серийного ЦРН строился также в Жуковском. В августе 1952 года опытный образец ЦРН был полностью укомплектован. Контрольные испытания проводились с 2 июня по 20 сентября. Для контроля прохождения "совмещенных" сигналов ракеты и цели бортовой ответчик ракеты размещался на удаленной от ЦРН вышке буровой установки БУ-40 (в серийном исполнении комплекса она заменена на телескопическую конструкцию с излучающим рупором на вершине). Быстро сканирующие (частота сканирования около 20 Гц) антенны А-11 и А-12 для опытного образца станции Б-200 изготавливались на заводе № 701 (Подольский механический завод), передатчики - в радиотехнической лаборатории А.Л.Минца. После проведения в сентябре контрольных испытаний опытный образец ЦРН был разобран и железнодорожным транспортом отправлен для продолжения испытаний на полигон. Осенью 1952 года на полигоне Капустин Яр был построен опытный образец ЦРН с размещением аппаратурной части в одноэтажном каменном строении на 33 площадке.

Параллельно испытаниям ЦРН в Жуковском на комплексном моделирующем стенде в КБ-1 отрабатывался контур управления наведением ракет на цели.

Комплексный стенд включал в себя имитаторы сигналов цели и ракеты, системы их автоматического сопровождения, счетно-решающий прибор формирования команд управления ракетой, бортовое оборудование ракеты и аналоговое вычислительное устройство - модель ракеты. Осенью 1952 года стенд был перебазирован на полигон в Капустином Яре.

Серийное производство аппаратуры ЦРН велось на заводе № 304 (Кунцевский радиолокационный завод), антенны опытного образца комплекса производились на заводе № 701, затем - для серийных комплексов на заводе № 92 (Горьковский машиностроительный завод). Станции передачи команд управления на ракеты производились на Ленинградском заводе полиграфических машин (производство позднее выделилось в Ленинградский завод радиотехнического оборудования), счетно-решающие приборы выработки команд - на Загорском заводе, электронные лампы поставлялись Ташкентским заводом. Аппаратура для комплекса С-25 изготавливалась Московским радиотехническим заводом (МРТЗ, до войны - пистонный завод, позднее патронный завод - производил патроны для крупнокалиберных пулеметов).

Принятые на вооружение ЦРН отличались от опытного образца наличием контрольных устройств, дополнительными индикаторными устройствами. С 1957 года устанавливалась аппаратура селекции движущихся целей, разработанная в КБ-1 под руководством Гапеева. Для стрельбы по самолетам постановщикам помех был введен режим наведения "трехточка".

Зенитная ракета В-300 и ее модификации

Проектирование ракеты В-300 (заводское обозначение "205", ведущий конструктор Н.Черняков) было начато в ОКБ-301 в сентябре 1950 года. Вариант управляемой ракеты был представлен для рассмотрения в ТГУ 1 марта 1951 года, эскизный проект ракеты защищен в середине марта.

Ракета с вертикальным стартом, функционально разделенная на семь отсеков, оснащалась радиокомандной аппаратурой системы управления и была выполнена по схеме "утка" с размещением рулей для управления по тангажу и рысканию на одном из головных отсеков. Элероны, расположенные на крыльях в одной плоскости, использовались для управления по крену. В хвостовой части корпуса крепились сбрасываемые газовые рули, использовавшиеся для склонения ракеты после старта в сторону цели, стабилизации и управления ракетой на начальном этапе полета при малых скоростях движения. Радиолокационное сопровождение ракеты осуществлялось по сигналу бортового радиоответчика. Разработка автопилота ракеты и бортовой аппаратуры визирования ракет - приемника зондирующих сигналов ЦРН и бортового радиоответчика с генератором ответных сигналов - производилась в КБ-1 под руководством В.Е.Черномордика.

Проверка бортового радиооборудования ракеты на устойчивость приема команд от ЦРН проводилась с использованием самолета, барражировавшего в зоне обзора радиолокатора и имевшего на борту радиотехнические блоки ракеты, контрольную аппаратуру. Бортовое оборудование серийных ракет производилось на Московском велозаводе (завод "Мосприбор").

Отработка двигателя ракеты "205" проводилась на огневом стенде в Загорске (в настоящее время - г. Сергиев Посад). Проверялась работоспособность двигателя и радиотехнических систем ракеты в условиях имитации полета.

Учебный пуск ЗУР В-300

Первый пуск ракеты произведен 25 июля 1951 года. Этап полигонных испытаний по отработке старта и системы стабилизации ракеты (автопилот) проходил в ноябре-декабре 1951 года при пусках с площадки № 5 полигона Капустин Яр (площадка для запуска баллистических ракет). На втором этапе - с марта по сентябрь 1952 года проводились автономные пуски ракет. Проверялись режимы управляемого полета при задании команд управления от программного бортоцого механизма, позднее от аппаратуры аналогичной штатной аппаратуре ЦРН. За первый и второй этапы испытаний проведено 30 пусков. С 18 по 30 октября было проведено пять пусков ракет с осуществлением их захвата и сопровождением аппаратурой опытного полигонного образца ЦРН.

После проведения доработок бортового оборудования 2 ноября 1952 года состоялся первый успешный пуск ракеты в замкнутом контуре управления (в составе опытного полигонного варианта комплекса) при стрельбе по радиоэлектронной имитации неподвижной цели. 25 мая 1953 года ракетой В-300 впервые был сбит самолет- мишень Ту-4.

Ввиду необходимости организации в сжатые сроки массового производства и поставки для проведения полигонных испытаний и в войска большого числа ракет выпуск их опытных и серийных вариантов для системы С-25 производился 41,82 (Тушинским машиностроительным) и 586 (Днепропетровским машиностроительным) заводами.

Приказ о подготовке серийного производства зенитных ракет В-303 (вариант ракеты В-300) на ДМЗ был подписан 31 августа 1952 года. 2 марта 1953 года прошел испытания четырехкамерный (двух режимный) маршевый ЖРД С09-29 (с тягой 9000 кг с вытеснительной
системой подачи углеводородного топлива и окислителя - азотной кислоты) конструкции ОКБ-2 НИИ-88 Главного конструктора А.М.Исаева. Огневые испытания двигателей проводились на базе филиала НИИ-88 в Загорске - НИИ-229. Первоначально изготовление двигателей С09.29 велось опытным производством СКБ-385 (г. Златоуст) - ныне КБМ им. Макеева. Серийное производство ракет развернуто ДМЗ в 1954 году.

Бортовые источники электропитания ракеты разрабатывались в НИИП Госплана под руководством Н.Лидоренко. Боевые части Е-600 (различного типа) ракет В-300 разрабатывались в КБ НИИ-6 МСХМ в коллективах под руководством Н. С.Жидких, В. А. Сухих и К.И.Козорезова; радиовзрыватели - в КБ, руководимым Расторгуевым. К серийному производству была принята осколочно-фугасная боевая часть с радиусом поражения 75 метров. В конце 1954 года проведены Государственные испытания ракеты с кумулятивной боевой частью. В некоторых источниках приводится вариант боевой части ракеты, по принципу действия напоминающий 76-мм противоаэропланный снаряд образца 1925 года: при взрыве боеголовка разделялась на сегменты, связанные тросами, перерезавшими элементы планера цели при встрече.

В ходе многолетней эксплуатации в системы С-25 и ее модификаций были созданы и использовались ракеты "205", "207", "217", "219" различных вариантов, разработанные ОКБ-301 и МКБ "Буревестник".

Разработка ракеты "217" с ЖРД С3.42А (с тягой 17000 кг, с турбонасосной системой подачи топлива) конструкции ОКБ-3 НИИ-88 Главного конструктора Д.Севрука началась в 1954 году. Летные испытания ракеты проводились с 1958 года. Модифицированный вариант ракеты "217М" с двигателем С.5.1 разработки ОКБ-2 (с тягой 17000 кг, с турбонасосной системой подачи топлива) был принят на вооружение в составе комплекса С-25М.

Варианты развития и использования Системы С-25

На базе системы С-25 "Беркут" разрабатывался макетный образец комплекса с упрощенным составом оборудования. Антенны комплекса располагались на зенитно-артиллерийской тележке КЗУ-16, кабины: радиотракта "Р", аппаратурная "А", вычислительных средств "Б" - размещались в автофургонах. Развитие и доработка макетного образца привели к созданию мобильного ЗРК СА-75 "Двина" .

РМ Стриж на базе ЗУР 5Я25М и 5Я24. Фото с сайта Буран.ру

На базе ракет и стартового оборудования Системы С-25 в начале 70-х годов был создан мишенный комплекс (с контролем за полетом мишени СНР ЗРК С-75М) для проведения боевых ракетных стрельб на полигонах ПВО. Ракеты-мишени (РМ): "208" (В-300К3, модернизированный вариант ракеты "207" без боевой части) и "218" (модернизированный вариант ракеты 5Я25М семейства "217") оснащались автопилотом и совершали полет с постоянным азимутом с вариацией высоты по программе В зависимости от поставленной задачи РМ имитировали цели с различной площадью отражающей поверхности, скоростью и высотой полета. При необходимости имитировались маневрирующие цели и постановщики помех. Для упражнений "Белка-1" - "Белка-4" диапазоны высот полета РМ составляли: 80-100 м; 6-11 км; 18-20 км; полет с огибанием рельефа местности. Для упражнений "Звезда-5" - ракета-мишень - имитатор стратегических крылатых ракет и самолетов ударной многоцелевой авиации. Длительность полета ракеты-мишени до 80 секунд, после чего она самоликвидируется. Эксплуатацию мишенного комплекса осуществлял ИТБ - испытательный технический батальон. РМ выпускались Тушинским МЗ.

Дополнительно о ракетах-мишенях на базе зенитных ракет комплекса С-25 можно прочитать на сайте Буран.ру .

Источники информации

С. Ганин, ПЕРВАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА ПВО МОСКВЫ - С-25 "БЕРКУТ". Невский Бастион №2, 1997

Материалы по теме любезно предоставлены Д.Болтенковым, В.Степановым и И.Мотликом

Свастика над Волгой [Люфтваффе против сталинской ПВО] Зефиров Михаил Вадимович

Глава 11 Очередная реорганизация ПВО

Очередная реорганизация ПВО

В июне 1943 г. система противовоздушной обороны страны прошла еще один серьезный экзамен, который снова не выдержала. Возникла необходимость своевременного наращивания системы ПВО на театрах военных действий в ходе наступления. Требовалось более тесное взаимодействие войск противовоздушной обороны страны с ПВО сухопутных войск. Наконец-то Верховному командованию в лице Сталина стало понятно, что нельзя ослаблять оборону крупных промышленных центров в глубине страны. Налеты германской авиации на города Поволжья показали, что немцы еще способны наносить массированные удары по тыловым объектам.

Между тем практика свидетельствовала, что командованию войск ПВО страны и его штабу, осуществлявшему непосредственное руководство большим количеством соединений, стало сложно обеспечить эффективное управление своими силами. Уделяя большое внимание прикрытию прифронтовой полосы и защите столицы, они не имели возможности организовать четкое руководство войсками, оборонявшими тыловые районы. Это ослабило внимание к их боеготовности, а также привело к самоуспокоенности отдельных командиров, которые действовали в духе старой русской пословицы: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Вся эта расхлябанность весьма отрицательно сказалась во время отражения налетов Люфтваффе на города Поволжья в июне 1943 г. Было необходимо приблизить органы управления к войскам. В военных кругах возникло мнение, что новые условия требовали создания новых форм управления войсками ПВО.

Вместо того чтобы усилить руководство и штаб противовоздушной обороны, несколько изменить структуру системы управления, не лишая при этом войска ПВО управления из единого центра, был сделан не очень продуманный шаг, как всегда, «из лучших побуждений». 29 июня ГКО принял постановление № З660сс «О мерах по улучшению управления войсками ПВО». Суть его состояла в создании двух фронтов ПВО: Западного, со штабом в Москве, и Восточного, со штабом в Куйбышеве. Первый возглавил генерал-лейтенант М. С. Громадин, второй – генерал-лейтенант Г. С. Зашихин. Граница между фронтами прошла с севера на юг по линии Архангельск – Кострома – Краснодар.

Западный фронт ПВО должен был прикрывать Москву, Московский и Ярославский промышленный районы, Мурманск, а также прифронтовые объекты и коммуникации действующей армии. В его состав вошла и Московская армия ПВО, которая вышеуказанным постановлением была создана на базе бывшего Московского фронта ПВО. Авиация расформированного фронта была сведена в 1-ю воздушную армию ПВО в составе четырех авиадивизий под командованием генерал-майора А. В. Бормана. Всего в Западный фронт ПВО вошли 11 корпусных и дивизионных районов, а также 14 авиадивизий. Восточному фронту ПВО, в состав которого вошли Закавказская зона ПВО, семь корпусных и дивизионных районов и восемь авиадивизий, была поручена оборона важных объектов Урала, Среднего и Нижнего Поволжья, Кавказа и Закавказья.

По замыслу руководства, разделение войск ПВО на два фронта должно было облегчить управление войсками и позволить более успешно решать задачи оперативного характера, планировать по единому плану в масштабе фронта ПВО защиту важнейших объектов и районов страны, а также коммуникаций действующей армии.

Вскоре было расформировано Главное управление командующего войсками ПВО. Контроль за действиями войск противовоздушной обороны, комплектованием войск рядовым и начальствующим составом, боевой техникой и вооружением был возложен на командование артиллерии Красной Армии, при котором были сформированы Центральный штаб ПВО, Центральный штаб ИА ПВО, управление боевой подготовки, Главная инспекция ПВО и Центральный пост ВНОС.

Вся эта болезненная ломка аппарата управления была произведена в разгар боевых действий! Передача войск противовоздушной обороны под крыло командующего артиллерией РККА оказалась совершенно неожиданной для Н. Н. Воронова, занимавшего этот пост. Потом он вспоминал, что о расширении круга своих обязанностей узнал из телефонного разговора со Сталиным. Верховный совершенно безапелляционно заявил своему главному пушкарю: «Ставка приняла решение подчинить вам ПВО страны. Заместителем будет Громадин. Вам ясно? Вопросов нет? Вот и хорошо!» Никаких вопросов у крайне удивленного Воронова просто еще не успело возникнуть, т.к. решение Ставки было принято без его вызова и предварительных переговоров. Видимо, Сталин не забыл, что Воронов в 1941 г. в течение короткого времени уже занимал вышеуказанную должность, да и фигура его, как опытного военного руководителя, выполнившего многие ответственные поручения Ставки, была намного более масштабной и весомой, чем у Громадина. Конечно, Воронов предполагал, что успешные немецкие удары по тыловым городам были расценены Ставкой как слабость руководства ПВО. Он понимал, что за все неудачи войск противовоздушной обороны ему, на чьи плечи и так было возложено множество различных обязанностей, теперь придется нести ответственность в полном объеме, что никак не вдохновляло опытного генерала.

Попытки что-либо изменить к лучшему в системе ПВО страны предпринимались и ранее. Так, на заседании ГКО еще 16 июня кто-то из партийных бюрократов предложил создать координационный комитет по противовоздушной обороне. Предложение мгновенно приняли. Председателем комитета был назначен начальник Генштаба А. М. Василевский, а членами этого бесполезного новообразования – главком ВВС А. А. Новиков, командующий АДЦ А. Е. Голованов, а также М. С. Громадин и Д. А. Журавлев, и без того обремененные множеством обязанностей. Комитет оказался мертворожденным органом, созданным с помощью бюрократических уверток партийного руководства, и просуществовал недолго. Он не смог в короткие сроки оказать какое-либо влияние на улучшение боевой деятельности ПВО. Фактически комитет во время продолжающихся воздушных налетов лишь заседал, регистрируя многочисленные недостатки, теряя время в пустых словопрениях. Журавлев впоследствии вообще утверждал, что данный «комитет» провел лишь одно-единственное заседание 26 июня, т.е. в момент, когда Люфтваффе уже сворачивали свою операцию против Поволжья. После этого его функции перешли к Управлению ПВО.

На следующий день после нового назначения в кабинет Воронова прибыли Громадин, теперь его первый зам по ПВО, и начштаба ПВО Н. Н. Нагорный. Сразу же всплыло множество организационных и оперативных проблем. Пришлось срочно решать вопросы по оснащению войск противовоздушной обороны боевой техникой и укреплению их кадрового состава. Воронов отмечал, что они втроем работали согласованно. Понятно, что ему крупно повезло с заместителями, и в дальнейшем он твердо полагался на них.

На основе боевого опыта были срочно разработаны важные мероприятия по улучшению системы противовоздушной обороны и организации четкого взаимодействия истребительной авиации с зенитной артиллерией, что являлось больным вопросом на протяжении двух лет войны. Воронову пришлось сильно поволноваться, потому что продолжавшиеся неудачи войск ПВО приносили множество огорчений и неприятностей из-за конфликтов с Генштабом и Наркоматом путей сообщений. На тот момент казалось, что создание фронтов существенно улучшило руководство боевой деятельностью войск в условиях развернувшегося наступления Красной Армии. Западный фронт, в который входили все прифронтовые соединения противовоздушной обороны, обеспечивал наращивание системы ПВО и отвечал за организацию тесного взаимодействия своего первого оперативного эшелона с войсковой ПВО.

Во всей этой реорганизации просматривался явный акцент на улучшение защиты от ударов с воздуха сухопутных войск. Тем не менее многим уже тогда было ясно, что эта «реформа», по сути, стала шагом назад. Во-первых, был нарушен принцип централизованного управления войсками, во-вторых, Восточный фронт ПВО практически бездействовал во время наступления Красной Армии на запад. В-третьих, у командующего артиллерией хватало дел и по своим прямым обязанностям, и к тому же он был еще и представителем Ставки. Воронов просто был не в состоянии «по совместительству» руководить еще и многочисленными войсками противовоздушной обороны, и ему оставалось лишь полагаться на заместителей. Так что упразднение должности командующего войсками ПВО территории страны было явной ошибкой, принятой под воздействием внезапных массированных ударов Люфтваффе.

Позднее, к концу 1943 г. руководству страны стало ясно, что распределение задач между фронтами ПВО по глубине не оправдало себя и не обеспечивало эффективности противовоздушной обороны страны. Выяснилось, что, во-первых, командование Западным фронтом ПВО оказалось не в состоянии управлять боевой деятельностью войск, разбросанных на огромной территории от Мурманска до Керчи. Во-вторых, установленные границы между фронтами ПВО параллельно линии советско-германского фронта в значительной мере ограничивали возможности маневра силами и средствами ПВО по глубине, который был крайне необходим. В-третьих, при таком характере распределения задач между фронтами войска Западного фронта обороняли объекты в прифронтовой полосе с большим напряжением, в то время как соединения Восточного фронта практически бездействовали. Таким образом, опять вышло, что «хотели как лучше, а получилось как всегда» .

Внедрение новой техники

В 1943 г. руководством страны были предприняты определенные меры по оснащению войск противовоздушной обороны. В течение года число боевых экипажей в ИА ПВО возросло в 1,8 раза, зенитных орудий среднего калибра – в 1,4 раза, МЗА – в 4,7 раза, прожекторных станций – в 1,5 раза. Наряду с количественным ростом повышалась и качественная составляющая. В авиадивизиях стали преобладать более современные самолеты «Харрикейн» Мк.П и Ла-5, появились первые Як-7 и Як-9. По сравнению с устаревшими Як-1 и ЛаГГ-3 они имели лучшие скоростные характеристики и мощное вооружение. Правда, так и не удалось найти замену высотному перехватчику МиГ-3, и последние по-прежнему оставались одними из основных истребителей ПВО. В кабинах появились новые авиагоризонт АГТ, магнитный компас КИ-11, а также радиополукомпас РПК-10. В конце 1943 г. на всех новых самолетах устанавливались уже и радиоприемники и передатчики, что позволяло наконец поддерживать в воздухе двустороннюю связь.

Получали новую технику и зенитчики. Старые 76-мм орудия образца 1914 г. и 1930 г. были наконец списаны. В части поступали модернизированные 8 5-мм пушки с механической установкой взрывателя и броневыми щитами. К 1944 г. они были в основном оснащены 4-метровыми стереоскопическими дальномерами Д-5 и более совершенными приборами ПУАЗО-3. Последний обладал достаточно высокими характеристиками по горизонтальной и высотной дальности и был приспособлен для ведения огня по данным РЛС. Однако эта техника оставалась еще достаточно сложной в эксплуатации. Поправки для стрельбы должны были учитывать температуру, плотность и влажность воздуха, направление и скорость ветра на различных высотах и даже техническое состояние орудий.

В конце года в зенитно-прожекторные части поступили первые «радиопрожекторы» РАП-150, чей искатель работал на радиолокационном принципе. Их РЛ С обеспечивали дальность обнаружения цели до 25 км и дальность точного пеленга 12-14 км. При хорошей настройке и корректировке освещение цели производилось непосредственно в момент включения прожектора.

В 1943 г. на вооружение была принята новая РЛС «Редут-43». Она теоретически могла определять азимут, дальность, курс и скорость воздушных целей в радиусе до 120 км. Кроме того, к ней были разработаны т.н. высотные приставки для определения высоты полета цели, а также приборы для опознавания самолетов. Число РЛС в войсках ПВО непрерывно росло. К концу года войска ВНОС имели уже около 200 станций разных типов. Одновременно с этим создаются первые четыре радиобатальона ВНОС, наблюдательные посты которых были полностью оснащены радиосредствами.

Качественный, а в большей степени количественный рост войск ПВО привел к некоторому повышению их эффективности. Однако все эти, с потугами достигнутые, успехи наметились в момент, когда активность Люфтваффе на Восточном фронте стремительно падала. Многие эскадры и группы были переброшены на Запад, а оставшиеся действовали в основном над линией фронта. Удары по промышленным целям больше не наносились, и с осени 1943 г. единственными стратегическими задачами германской авиации были удары по железным дорогам и станциям. В районах восточнее линии Архангельск – Шуя – Армавир за все второе полугодие постами ВНОС были отмечены всего 182 самолето-пролета противника. Это были лишь дальние разведчики и транспортники с диверсантами.

Таким образом, сложилась следующая картина. Люфтваффе постепенно теряли ударную мощь, а войска ПВО территории страны крепчали, но защищать им приходилось либо развалины заводов в Поволжье, либо объекты, до которых немецкие бомбардировщики долететь уже не могли. Паника, охватившая сталинское руководство после июньских налетов, привела к тому, что огромные силы были скованы в глубоком тылу и не использовались на фронте. Достаточно сказать, что в Горьковском корпусном районе ПВО к 1944 г. имелись 15 зенитных артполков, два зенитно-пулеметных полка, два прожекторных полка, 15 отдельных артдивизионов, два отдельных пулеметных батальона, пять отдельных батальонов ВНОС, два дивизиона аэростатчиков и четыре истребительных авиаполка.

Из книги XX век танков автора

Из книги Броненосцы типа «БОРОДИНО» автора Мельников Рафаил Михайлович

Достройка кораблей и реорганизация системы казенного судостроения Отстав в сроках спуска кораблей на воду от Балтийского завода, казенные верфи в очередной раз проявили свою неспособность конкурировать с частным предприятием. И как прежде, это отставание

Из книги Спецназ ГРУ: самая полная энциклопедия автора Колпакиди Александр Иванович

Первая реорганизация В конце августа 1941 года ОС преобразовали в Отдельные диверсионные пункты (ОДП). Задачи пунктов остались прежними – ведение в тылу противника разведывательно-диверсионных действий, развертывание массовой партизанской борьбы. Учитывая предыдущий

Из книги ВЗЛЁТ 2012 11 автора Автор неизвестен

Реорганизация Разведупра В январе 1942 года, в период битвы за Москву, Государственный Комитет Обороны рассмотрел деятельность военной разведки по итогам первых месяцев войны и отметил следующие недостатки деятельности Разведуправления Генштаба РККА:– не

Из книги Разведка - это не игра. Мемуары советского резидента Кента. автора Гуревич Анатолий Маркович

В Индию отправлена очередная пятерка Ан-32RE 4 октября украинская сторона передала ВВС Индии после модернизации очередную, четвертую партию транспортных самолетов Ан-32ВЕ. В ее состав вошли пять машин с бортовыми номерами К2668, К2682, К2687, К2692 и К2724. Работы по модернизации

Из книги Житейская правда разведки автора Антонов Владимир Сергеевич

Из книги Россия в Первой Мировой. Великая забытая война автора Свечин А. А.

РЕОРГАНИЗАЦИЯ СОВЕТСКИХ СПЕЦСЛУЖБ Откровенно милитаристский курс Берлина, угрожавший самому существованию Советского Союза, потребовал коренной реорганизации советских спецслужб, в первую очередь внешней разведки органов государственной безопасности. В начале 1932

Из книги Секретный фронт Генерального штаба. Книга о военной разведке. 1940-1942 автора Лота Владимир Иванович

Е. И. Мартынов. Реорганизация армий и современное их устройство Крупные изменения в военном искусстве, то есть в стратегии и тактике, всегда вызывают соответствующие перемены и в устройстве армий. Со второй половины прошлого века (XIX век. - Примеч. ред.) под влиянием

Из книги «Венгерская рапсодия» ГРУ автора Попов Евгений Владимирович

Глава шестая. Реорганизация продолжается… В начале 1942 года Главное разведуправление планировало создать в тылу противника 158 разведывательных групп общей численностью 780 разведчиков. Планировалось выбросить на оккупированную противником территорию СССР в апреле -

Из книги Фиаско 1941 [Трусость или измена?] автора Верхотуров Дмитрий Николаевич

Реорганизация советской военной разведки Член Военного совета Воронежского фронта корпусной комиссар Федор Федотович Кузнецов вернулся из штаба фронта и, не раздеваясь, с порога сказал, обращаясь к своему помощнику майору Вдовину: «Федор, собирайся, полетим в Москву.

Из книги Танковые войны XX века автора Больных Александр Геннадьевич

Глава шестая. Великая танковая реорганизация Во всей этой дискуссии один из наиболее важных моментов состоит в том, могла ли Красная Армия летом 1941 года выполнить какие-либо наступательные задачи. Если для нее наступление в момент начала войны было несбыточной мечтой, то



Похожие статьи