Необитаемая башня. Вечная броня

Начиная с 2006 года в средствах массовой информации периодически появляются сведения о создании и скорейшем поступлении на танка четвертого поколения. Прошло почти десятилетие, а даже изображения опытного образца никто не видел. Известно только, что создателем является Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения в Нижнем Тагиле. На параде 9 мая 2014 года ожидается появление на публике нового образца тяжелого вооружения. В течение двадцати лет разработок проект шифровался по-разному: “Совершенствование 88”, Объект 195, Т- 95, Т-99 "Приоритет". Иногда сюда же относят названия “Черный орел” и “Армата”. Следует обратить внимание, что отождествлять “Армату” с предшествующими проектами, и особенно с Т-95, не следует, это совершенно новое изделие.

В конце восьмидесятых наши инженеры заглянули в будущее

Проектирование нового образца боевой машины началась в 1988 году. Основной идеей было повышение выживаемости экипажа и возможность модернизации систем вооружения без кардинальных переделок машины. Для удовлетворения этому требованию предлагалось сделать башню необитаемой. То есть осуществлять наведение орудия или стрелкового вооружения на цель, выбирать тип боеприпаса и совершать выстрел должна была автоматика. Сам же экипаж следовало поместить в изолированной, хорошо защищенной бронекапсуле. Должен был получиться танк с совершенно новой компоновкой и мощнейшей защитой. Политические потрясения последнего десятилетия прошлого века не позволили в полной мере реализовать задуманное. Да и уровень развития электроники того времени вряд ли дал бы возможность создать высокоэффективную боевую систему. Эту концепцию воплотили в металле спустя несколько лет уральские танкостроители создав Объект 195. Фото танка, укрытого брезентом, не могут помочь составить представление о конструкции автономной артиллерийской установки.

Неоконченный детектив

В связи с высоким уровнем секретности проекта создания танка четвертого поколения, возникла путаница в наименовании машин. Возможно, что разночтение инспирировано самим заказчиком, Министерством обороны. Подробности многих разработок становятся известными спустя много лет, после утраты их актуальности или выхода в широкий тираж. До сих пор наличествует множество досужих домыслов о причинах отказа от производства новых машин два десятилетия назад. В 90-е годы отечественные танкостроительные концерны переживали не лучшие времена. Каждый завод искал собственные пути выживания. Омские танкостроители на основе газотурбинного танка Т-80 разработали Объект 640, получивший название “Черный орел”. Машина была представлена на закрытом показе в 1997 году в Кубинке. Немного раньше, в 1995 году Уралвагонзавод начал разрабатывать свой вариант Несмотря на применение инновационных технологий пассивной защиты и систем вооружения, обе машины - Объект 195, “Черный орел” - являлись глубокой модернизацией танков третьего поколения. А это военных не очень утраивало.

Футуристический экстерьер

Танк Объект 195 был доведен до нескольких опытных образцов. Модели, значащиеся под одним шифром далеко не идентичны. По замыслу военных стратегов высота новой боевой машины не должна была превышать двухх метров. Этим параметрам, по идее, должен был соответствовать Объект 195. Фото, однако, запечатлело машину высотой около трех метров с массивной артустановкой, укрытой брезентом. Маловероятно, что это предсерийный образец. Необитаемая башня должна быть очень компактной. Скорее всего, будущая универсальная платформа испытывалась в качестве мобильной базы для перспективных систем вооружения. Ведь военные задумали создать универсальное шасси. Одним из модулей должен быть танк Объект 195. Фото иных конструкций, если они существуют, до сих пор никому заполучить не удалось.

Требования к танку 4-го поколения

К концу первого десятилетия нового тысячелетия, наконец, сформировалась концепция перспективного танка. Новая боевая машина будет революционным шагом в развитии сухопутных боевых платформ. В связи с этим она должна воплотить следующие требования:

  • Возможность максимальной вероятности уничтожения цели снарядом.
  • Гарантируемое выживание экипажа в случае поражения танка кумулятивными или кинетическими боеприпасами.
  • Боевая единица является сегментом сетецентричной системы сухопутных вооруженных сил.
  • Шасси должно быть универсальным, для возможности размещения на его базе боевых машин другого назначения и а также техники инженерного обеспечения войск.
  • Возможность поэтапной модернизации.

Вооружение вне конкуренции

Оснасить объект 195 предполагается гладкоствольным орудием 135-152-мм с начальной скоростью полета снаряда не менее 1980 м/с. Если в качестве основного орудия будет принята шестидюймовая пушка 2А83, то боезапас составит 42 единицы подкалиберных, осколочно-фугасных и кумулятивных снарядов. Традиционно, эксклюзивной особенностью отечественных машин является возможность запуска из ствола орудия управляемых ракет. Вместе с орудием вращается и весь боекомплект. Автоматическая заряжающая система обеспечивает скорострельность не менее 15 выстрелов в минуту. На поворотном лафете орудия будут смонтированы пулеметы калибром 7,62 и 14,5 мм с возможностью ведения огня по а также четыре малогабаритных ЗУР 9М311. Одним из вариантов легкого вооружения является 30-мм автоматическая пушка, спаренная с основным орудием.

Система управления огнем и противодействия

Полноту визуальной информации обстановки на поле боя танкисты будут получать не только посредством наблюдения через Из-за того, что экипаж лишен возможности кругового обзора (башня будет необитаемой), систему управления огнем предполагается оснастить комплексом передающих устройств и несколькими экранами внутри кабины. На мониторы поступает информация от других машин подразделения. Экипаж будет видеть "сквозь броню” во всех направлениях. Обеспечить высокую эффективность вооружения должна обеспечить штатная радиолокационная система и На лазерное устройство возлагаются функции активного противодействия системам наведения противника. Активная установка сама найдет оптику врага и нейтрализует ее пучком света. Машины будут оснащаться системой распознавания ”свой-чужой”, исключающей поражение от дружественного огня в условиях высокоманевренного боя. Комплекс состоит из установок “Штора-2” и ”Арена-Э”.

Непробиваемый танк

Объект 195 - тяжелый танк (по сравнению со своими предшественниками). Базовая модель Т-72 весит 41 тонну, последняя производная этой серии Т-90 - 46,5 тонн. Перспективная модель на 10 тонн массивней. Совершенствование пассивной защиты повлекло увеличение боевой массы. Комбинированная многослойная броня предусматривает наличие интегрированной динамической защиты нового поколения. Эквивалент системы бронирования против воздействия подкалиберных боеприпасов равен 1000 мм, против кумулятивных снарядов - не менее 1500 мм.

Силовая установка

Конструкторы оснастили танк Объект 195 челябинским дизелем В-92С2Ф2. Это временная мера, силовая установка не отвечает современным требованиям. Мощность всего 1130 л. с., подвижность перспективного танка незначительно превышает показатели основной боевой машины предыдущего поколения. В качестве штатного агрегата предполагается установка дизеля 12Н360Т-90А. Мотор четырехтактный, Х-образный, 12-цилиндровый, с газотурбинным наддувом и промежуточным охлаждением воздуха. Система охлаждения жидкостная. Рабочий объем - 34,6 л. Мощность не менее 1650 л. с. обеспечивает тяговооруженность боевой машины не менее 30 л. с. на тонну. Двигатель располагается вдоль боевой машины и агрегатируется с АКПП.

Тактико-технические характеристики Объекта 195

Если отождествлять перспективную машину с Т-95, то характеристики танка четвертого поколения следующие:

  • Максимальная боевая масса - 55 тонн.
  • Габариты: длина корпуса 8 000 мм, ширина 2 300 мм, высота 1 800 мм.
  • Экипаж - 3 (2) человека.
  • Двигатель - дизель1650 л.с.
  • Скорость по проезжей части составляет более 70 км/ч.

Танк умер. Да, здравствует танк!

В 2008 году казалось, что близок тот момент, когда танковые войска начнут получать лучший в мире образец техники. Несколько опытных образцов Т-95 (Объект 195) были направлены для прохождения государственных испытаний. Через два года состоялся бенефис перед лицом ответственных чинов Министерства обороны. Ведомство отказалось от дальнейшего финансирования проекта. По крайней мере, эта формулировка является официальной версией в течение нескольких последних лет. “Уралвагонзавод” на собственные средства завершил создание проекта. Одной из причин отказа от принятия на вооружение нового образца перспективного танка явилось моральное устаревание технологических решений, принятых в основу его разработки. Также была пересмотрена генеральная концепция комплекса тяжелых боевых платформ. Пришло время модульного принципа формирования облика боевой машины. За основу будущей подвижной системы поля боя был принят Объект 195.

Итак, Объект 195 - “Армата” или нет?

Очевидно, что у актуального проекта другой рабочий индекс. Однозначно и то, что многолетние наработки 195-го проекта и "Черного орла" не будут преданы забвению. Руководством Вооруженных сил поставлена задача в 2015 году начать производство новой машины. Принимая во внимание короткие сроки реализации задачи, “Армата” воплотит основные концепции экспериментальных предшественников. Сохранится компоновка и технологические решения. В то же время для удешевления производства придется отказаться от некоторых компонентов защиты и вооружения. Т-14 (такое обозначение получил новый основной танк) несколько меньше, на четыре-пять тонн легче, технологичнее и дешевле в изготовлении. В целях снижения цены и упрощения производства откажутся от широкого использования титановых элементов пассивной защиты.

В 80-е начале 90-х годов в ведущих танкопроизводящих странах - СССР, США, ФРГ, Франция активно велась разработка перспективного танка. При этом велся активный поиск решений по компоновке, составу экипажа и распределению его задач. Улучшение характеристик танка можно было достичь за счет сокращения экипажа за счет установки автомата заряжания, это решение было принято во всех перспективных разработках западных стран. Это позволяло уменьшить внутренний объем танка, усилить бронирование без значительного роста массы.

Развитие электроники и средств автоматизации позволило пойти в развитии компоновки еще дальше, сократить экипаж до двух человек. Сокращение экипажа до двух человек позволяет решить целый ряд проблемных вопросов: повышение защиты, дублирование работы экипажа, более полное выполнение эргономических требований, уменьшение массы и габаритов танка. Вместе с тем возникает и ряд нерешенных вопросов связанных с перегруженностью экипажа и управлению подразделением .


Выбор варианта компоновки танка и состава экипажа был очень актуальным вопросом, как в СССР, так и в западных странах и окончательной точки в этом вопросе еще не поставлено.

В материале рассмотрен ряд концепций компоновки перспективного танка в США исследовавшихся в конце 80-х, начале 90-х годов тактико-технологическим управлением агентства по разработке перспективных проектов DARPA и их сравнением с некоторыми известными разработками проводившимися в бывш. СССР.

Вариант танка с экипажем 2 человека и необитаемой башней

Танк с экипажем два человека имеет высокие показатели по подвижности, низкий силуэт. Соотношение длины и ширены корпуса по гусеницам в этом варианте близко к идеальному 1,5:1, что обеспечивает хорошую поворотливость.

Танк выполнен по шестиопорной схеме ходовой части. Высота башни соответствует высоте башни танка «Абрамс», но ее площадь уменьшена на 50% в передней проекции и на 40% в боковой. Бронирование лобовой части необитаемой башни обеспечивает высокую защиту отделения экипажа от боеприпасов атакующих сверху (в случае если башня повернута вперед), кроме того имеются дополнительные противоосколочные экраны над местами экипажа.

Центр масс танка смещен вперед (между 2 и 3 катком) так как основная масса бронирования (около 9 тонн) размещена в передней части корпуса. Общая прогнозируемая масса танка составляет 50.3 тонн, что при установке двигателя мощностью 1500 л.с. обеспечит высокую удельную мощность (27 л.с./т).

Конструкция люков реализована таким образом, чтобы экипаж мог покинуть танк даже при опущенной пушке. Люки имеют электрический и ручной приводы и оснащены стеклоблоками для вождения по походному. В днище под одним из сидений есть люк аварийного выхода, который применяется в случае повреждения люков и чрезвычайных ситуациях. Отделение экипажа довольно тесное, выделено по 70 см на каждого члена экипажа по ширине.


Вариант танка с экипажем 2 человека и необитаемой башней


Вид спереди и сбоку.

Забор воздуха фильтровентиляционной установки осуществляется за левым люком экипажа, блок ФВУ размещен в носовой части танка в нише в нижней лобовой детали корпуса. Очищенный кондиционированный воздух вдается в районе ног экипажа и далее поступает в ниши электронных блоков.

Общая емкость топливной системы танка 1250 литров, топливо частично размещено внутри корпуса перед двигателем, остальная часть в топливных баках на надгусеничных полках в кормовой части корпуса.

Сравнение бортовой проекции танка М1А1 и перспективного танка с экипажем 2 человека с необитаемой башней.

Сравнение площади лобовой проекции танка с электромагнитной пушкой, перспективного танка с экипажем 2 человека и необитаемой башней и М1А1 «Абрамс».


Впервые разработки по созданию перспективного танка с экипажем два человека были предприняты в ХКБМ им А.А. Морозова в 70-е годы, работы были перспективный танк ХКБМ Е.А. Морозовым. Прототип перспективного танка с экипажем 2 человека был изготовлен ХКБМ.

Близкий к данной идеологии проект перспективного танка с экипажем 2 человека (объект 299) разрабатывался в России ОАО «Спецмаш» в 90-е годы. При этом была реализована переднемоторная компоновка, во многом по причинам применения газотурбинного двигателя. Был изготовлен ходовой макет шасси.

Вариант танка с экипажем 3 человека и необитаемой башней

Следующим рассматриваемым вариантом компоновки танка является более радиционный вариант с экипажем из трех человек. При создании такого варианта американские специалисты предлагали два варианта решения:

Первый предполагает размещение 3 членов экипажа в линию. При таком варианте удается сохранить габариты танка с шестиопорной схемой ходовой части, экипаж размещается в достаточно комфортных условиях. Но при этом нет возможности реализовать достаточную защиту бортовой части отделения экипажа. Даже при снижении ширины выделяемого для каждого члена экипажа места с 70 до 60 см возможности обеспечить защиту при обстреле в бортовые участки минимальны. При этом железнодорожные габариты не позволяют увеличить ширину корпуса.

В СССР такой вариант был предложен в рамках разработки перспективного среднего танка А. А. Морозовым во второй половине 70-х.

Второй вариант заключается в размещении двух членов экипажа спереди и третьего за ними (размещение одного из членов экипажа спереди не рационально для обеспечения равностойкого бронирования).


Такой вариант позволяет сохранить достаточный уровень защиты бортов корпуса и удовлетворительные условия комфорта для экипажа. Хотя условия хуже, чем в первом варианте т.к. ноги третьего члена экипажа размещены меду двумя находящимися спереди. Освободившийся объем по бокам от третьего члена экипажа может быть использован для размещения запаса пищи, биотуалета и пр.

При этом длина корпуса увеличивается примерно на 80 см, масса танка возрастает на 5 тонн. Танк выполнен по семиопорной схеме ходовой части с расчетной массой 55,3 тонны.

Вариант танка с экипажем 3 человека и необитаемой башней

Вид спереди и сбоку.


Соотношение длины и ширены корпуса по гусеницам в этом варианте составляет 1,7:1. Бронирование лобовой части необитаемой башни обеспечивает меньшую защиту отделения экипажа от боеприпасов атакующих сверху из-за удлинения корпуса на 80 см.

Близкий к данной идеологии проект танка «Т-95» разрабатывался в российским ОАО УКБТМ в 2000-е годы.

Вариант танка с экипажем 3 человека с классической компоновкой и автоматом заряжания

Во всех предлагаемых вариантах с размещением экипажа в передней части корпуса есть ряд недостатков. Одним из наиболее существенных из них зарубежные специалисты называют отсутствие возможности кругового визуального наблюдения у командира. На танках с размещением экипажа в корпусе угол обзора при открытых люках составляет не более 270 град.

Компоновка с размещением командира и наводчика в башне и водителя в корпусе позволяет реализовать круговой визуальный обзор командира. Кроме того размещение наводчика в вращающейся башне устраняют проблемы с дезориентацией, также имеется возможности устранять ряд задержек при стрельбе.

Такая компоновка наиболее близка к французскому танку «Леклерк», в ходе разработки которого также рассматривался ряд вариантов с размещением экипажа в корпусе , в итоге был выбран более традиционный вариант с низкопрофильной башней.

Недостатком данной компоновки для перспективного танка является большая масса лобовой брони, ограничения по обеспечению защиты сверху, большая площадь лобовой проекции. Еще одним компоновочным недостатком является невозможность применения автомата заряжания карусельного типа из-за требования к раздельного размещения экипажа и боекомплекта.

При создании такого варианта предлагалось два варианта решения:

Первый предполагает разделенное размещение боекомплекта, готовые к применению выстрелы размещены в автомате заряжания, дополнительный боекомплект размещается в изолированном отсеке перед моторно-трансмиссионным отделением.

Второй вариант предполагает размещение всего боекомплекта в едином объеме автомата заряжания размещенного в изолированном отсеке за башней. Такой вариант потребует достаточно большой и широкой башни. Данная идеология была реализована в российском танке , разработанным ОАО ОКБТМ в 90-е годы и получившего название «Черный орел » (объект 640).


Вариант танка с экипажем 3 человека, классической компоновкой и автоматом заряжания


Вид спереди и сбоку.


В данном варианте компоновки реализован круговой обзор командира танка при сохранении подъемно-мачтовых устройств с комплексами наблюдения командира и наводчика.

При этом командиру для обеспечения кругового обзора необходимо подниматся над уровнем башни по пояс. Как отмечал теоретик боевого применения танков Р. Симпкин «на полпути на небеса» (т.е. очень уязвим к огню противника). Обзору мешает крыша центральной части башни с подъемом для обеспечения требуемых углов снижения орудия.

Реализована возможность взаимного доступа из отделения управления в боевое отделение (при положении пушки вперед). Оба члена экипажа в башне, командир и наводчик, могут обеспечить круговой обзор, подняв голову над уровнем крыши башни.

Из-за большего объема в корпусе есть возможность применить материалы бронирования с меньшей габаритной эффективностью, а так же более мощную ФВУ из-за возросшего внутреннего объема.

Как и в других вариантах компоновки перспективного танка, проблемным вопросом остается реализация требуемых углов снижения орудия, связанных с конструкционным ослаблением башни.

Расчетная масса варианта танка с обитаемой башней составляла 67,4 тонны.

Вариант танка с экипажем 3 человека, с размещением командира в башне

Данный вариант компоновки обеспечивает хороший обзор командиру танка, при этом реализована возможность применить автомат заряжания карусельного типа в корпусе. Как и все варианты представленных компоновок, она не лишена недостатков. Среди них неудовлетворительные условия размещения командира, воздействие на него импульса отдачи основного вооружения, необходимость дублировать системы ФВУ, ППО и пр.

Вариант танка с экипажем 3 человека, с нетрадиционной компоновкой

Вид спереди и сбоку.


В данном варианте компоновки давление на грунт увеличено на 34% по сравнению с вариантом танка с экипажем 2 человека и необитаемой башней, при этом башня шире на 74 сантиметра и выше на 20 см. Расчетная масса такого варианта составляет 67,7 тонн.

Огневая мощь

При моделировании DARPA вариантов компоновки перспективного танка с были заданы требования увеличения дульной энергии с 9МДж у М256 до 20 МДж и начальной скорости до 2 км/с.

Масса активной части БПС с ведущим устройством составляет 10 кг, масса сердечника около 5 кг. Длина БПС с баллистическим наконечником и оперением - 750 мм. Для достижения требуемых характеристик требуется пороховой заряд массой 20 кг при объеме 17 л. Выбранный калибр пушки 135 мм требовал применения выстрелов раздельного заряжания.

Калибр основного вооружения, используемого для анализа перспективных разработок, был выбран на основе имевшихся в США данных о разработке в СССР танка с вооружением такого калибра.

В СССР действительно осуществлялись разработки танка с экипажем 3 человека с вынесенной пушкой калибра 130 мм (командир и наводчик располагались слева от пушки), но впоследствии (с 1984 г) для перспективного танка был принят калибр 152 мм .


Заряжение осуществляется автоматом заряжания карусельного типа с размещением выстрела в контейнере. Габариты контейнера 850х160х340 мм. Основной заряд (БПС) размещен в одной ячейке, снаряд с дополнительным зарядом - в другой. В карусели АЗ размещено 35 кассет с выстрелами раздельного заряжания.

При моделировании различных вариантов компоновки танков был выбран автомат заряжания фирмы « Ares inc » состоящий из карусельного механизма в «корзине» башни. Механизм подъема поднимает контейнер на линию досылания, после чего досылается снаряд, контейнер опускается для досылания заряда, после чего осуществляется его досылание.

Данные решения автомата заряжания перспективного танка схожи с принятыми для автомата заряжания перспективного танка ОАО УКБТМ.


Схема автомата заряжания с механизмом подачи выстрелов. Учитывая габариты системы и особенности ее размещение возможности ручного дублирования работы АЗ не предусматривается.


Автомат заряжания пополняется выстрелами раздельного заряжания в кассетах в автоматическом режиме через люк в кормовой части башни. Это является шагом вперед по сравнению с ручной загрузкой боекомплекта, снижающим существующую трудоемкость обслуживания.

Углы снижения пушки -10, подъема +20 град. Для обеспечения требуемого угла снижения пушки предлагалось реализовать выдвижной вариант крыши башни.

Управляемая гидропневматическая подвеска за счет изменения дифферента машины позволяет увеличить углы наведения пушки в вертикальной плоскости еще на -6/+6 град.


Вспомогательное вооружение включает спаренный с пушкой 7,62 мм пулемет с боекомплектом 10 000 патронов. Предполагалась установка дополнительного 7,62 мм пулемета с независимым наведением на одном из подъемно-мачтовых устройств с боекомплектом 3400 патронов

Система управления огнем

Система управления огнем рассматривалась с учетом обеспечения высокой вероятности поражения цели (высотой 2 м) на дистанции 4000 м. Для этого ошибка стрельбы должна составлять не более 0,2 мрад. Требования по возможности поражения низколетящих вертолетов требуют приводы наведения башни обеспечивающие поворот со скорость 60 град/с. Модули с прицельно-наблюдательными комплексами разработчики предлагалось устанавливать на подъемно-мачтовых устройствах с круговым вращением. В состав каждого из модулей входит тепловизионный, телевизионный дневной, лазерный дальнометрический канал. Кроме того предусматривается установка акустических датчиков и в перспективе РЛС миллиметрового диапазона. Кроме того на башне может устанавливаться вспомогательный прицел. Передачу информации планировалось осуществлять по оптико-волоконным каналам.

Защита

Расчетные габариты бронирования составляли 1300 мм для верхней детали корпуса (700…380 для нижней). 1300 мм для лобовой части башни и защиты амбразуры, предполагался барбет перед стыком корпуса и баш-ни и пр. При этом лобовая защита башни прикрывает от атаки сверху и отделение экипажа.

Требуемые толщины брони

участок

танка с экипажем в корпусе (мм)

танка с экипажем в башне (мм)

Примечание

Отделение экипажа

Верхняя деталь корпуса

1300

1300

Броня с высокой массовой эффективностью.

(большой габарит, маленькая масса)

Нижняя деталь корпуса

700…380

700…380

Переменная толщина, см. схемы.

Верхний пояс борта

400 мм - высокая массовая эффективность (маленький габарит, большая масса), равна 630 при низкой E m

Нижний пояс борта

крыша

Защита сверху обеспечивается блоком лба башни

Днище

Башня

Лобовая деталь

1300

1300

Борт

Крыша

Башня/корпус.

(кроме отделения экипажа)

Бортовые экраны верх.

Бортовые экраны ниж.

Корма

Днище

Подвижность

В перспективных проектах танка предполагалось применение компактного МТО с газотурбинным двигателем мощностью 1500 л.с. МТО разрабатывалось фирмой по программе Advanced Integrated Propulsion System (AIPS ), вариант ГТД разрабатывался фирмой General Electric вариант с дизелем - Cummins . Главное требование к новому МТО снижение массы с 6400 (М1А1) до 5 000 кг объема с 7 до 5,9 м 3 . МТО по программе AIPS разрабатывалось для модернизация танка М1А1 Блок III и тяжелой БМП . Наименование МТО General Electric , созданного по программе AIPS -

2800

ФВУ

Гидравлическая система

Электроника

Компоненты башни

1500

1500

2000

2000

Топливо

1200

1200

1500

1200

AIPS

5000

5000

5000

5000

Масса бронирования

25 200

28 800

37 800

38 300

Места экипажа

1200

1200

1200

Подвеска

9550

10500

12800

12800

Всего:

50 340

55 330

67 460

67 700

Выводы

На основе анализа различных вариантов компоновок выяснилось, что в каждой есть как преимущества, так и недостатки. Выбор того или иного варианта идеологии танка зависит от планируемых особенностей его применения. Американские разработчики (DARPA) представили обзор возможных компоновок, показав преимущества и недостатки каждой из них.

При этом отмечается, что танк с экипажем два человека имеет лучшие показатели по подвижности, заметности, стоимости.

В тоже время исследования по разработке танка с экипажем два человека проводившиеся в 80-е годы в СССР не показали решения, обеспечивающие танковым управлением подразделения с таким экипажем. В случае выполнения наводчиком функций командира танкового подразделения от взвода до батальона его танк будет неспособен вести огонь. Анализ загруженности экипажа танка также свидетельствовал в пользу экипажа из трех человек.

При этом экипаж из трех человек обеспечивает возможность одновременного ведения огня, поиска целей, ведения связи и управление боем танкового подразделения. Преимуществом в этом случае является и возможность одновременной стрельбы из дополнительного вооружения - дистанционно-управляемого пулемета или малокалиберной пушки.

Источники

1. Проблема сокращения численности экипажа основного танка. Ю. М. Апухтин, А. И. Мазуренко, Е. А. Морозов, П. И. Назаренко. Вестник бронетанковой техники ". №6 за 1980 г .

2. An Exploration of Integrated Ground Weapons Concepts for Armor/Anti-Armor Missions. Randall Steeb, Keith Brendley, Dan Norton, John Bondanella, Richard Salter, Teriell G. Covington. RAND, NATIONAL DEFENSE RESEARCH INSTITUTE, 1991.

3. ПОСЛЕДНИЙ РЫВОК СОВЕТСКИХ ТАНКОСТРОИТЕЛЕЙ (дневник участника разработки танка «Боксер»). Юрий Апухтин . Харьков - 2009

4. R. E. Simpkin, Human Factors in Mechanized Warfare, Brassey"s, New York, 1984.

Танки в последние десятилетия хоронили чаще и упорнее, чем любые другие виды вооружения. В последние годы, ознаменовавшиеся резким сокращением танкового парка большинства развитых стран по сравнению со временами «холодной» войны, вопрос о будущем танка вновь стал одним из самых обсуждаемых среди специалистов и любителей. В России интерес к проблеме особенно вырос после сокращения танкового парка в первой половине 2010-х годов с 23 до примерно 6–7 тысяч единиц, и демонстрации в 2015 году первых машин нового семейства «Армата». Радикальное сокращение одновременно с попытками модернизации переживают и танковые части многих других армий.


Так, в Германии танковый парк, насчитывавший в конце 80-х годов более 2000 машин, сократился до немногим более двухсот единиц, количество танков в строю и в резерве армии и Корпусе морской пехоты США упало с более чем 10 тысяч единиц до 5 с небольшим тысяч, ряд стран отказался от танков полностью.

Вместе с тем, несмотря на радикальное сокращение количества танков в целом, отказываться от них вообще ведущие военные державы не намерены. Здесь наблюдение за сокращениями может сыграть плохую шутку - подобно тому, как кто-либо, глядя на резкое сокращение числа авианосцев в ВМС США и Великобритании после окончания Второй мировой войны, заявил бы о том, что эти корабли скоро сойдут со сцены.

В случае с танками, исходя из опыта последних конфликтов, сегодняшнего уровня оснащения вооруженных сил развитых государств, а также того, что реально может быть достигнуто в обозримом будущем, можно утверждать, что, как минимум, в течение ближайших 3–4 десятилетий основные боевые они сохранят свое значение главной ударной силы частей и соединений сухопутных войск. Танки, будучи объективно самыми защищенными, живучими и тяжеловооруженными боевыми машинами на поле боя, по-прежнему будут определять боевую устойчивость подразделений сухопутных войск в большинстве видов боевых действий.

Подвинуть танк с этого места могут только принципиальные открытия и изобретения в области физики - скажем, создание антигравитационных двигателей, что позволит создать боевые машины совершенно иного уровня - но пока ничто не предвещает столь эпохальных перемен.


Либо, что более реально - скачок в развитии ИТ и робототехники, который позволит создать роботизированные боевые машины с совершенным искусственным интеллектом. Такие машины, в отличие от имеющихся и перспективных роботов, не будут зависеть от крайне уязвимых для современной радиоэлектронной борьбы линий связи и смогут действовать полностью автономно, вытеснив традиционные танки и другую технику. Тем не менее, эта задача с учетом уровня современной техники и перспективных разработок пока также представляется неразрешимой, и, кроме того, даже в армиях роботов, наверняка, сохранятся тяжелобронированные многоцелевые боевые машины с мощным вооружением, которые станут наследниками танков.

Очевидно, что среди машин, которым предстоит действовать на поле боя 25-30 лет спустя, окажется очень много знакомых имен. Модернизированные Т-72 и Т-90, «Леопард-2», М-1 «Абрамс», «Меркавы», «Челленджеры» и прочие достижения конструкторской мысли 70-х годов, усовершенствованные в 80-х, модернизированные в 90-х и продолжающие совершенствоваться сейчас, в основном, в плане начинки и обвеса, по-прежнему будут находиться в строю армий вполне развитых стран. У менее развитых стран сыщутся и более старые машины: Т-55, ранние Т-72, многочисленные модернизированные (и не очень) изделия западного танкопрома: от М-60 до ранних версий второго «Леопарда».


Наследник Т-34

Разумеется, на поле боя выйдут и новые машины, но их будет очень немного, и похвалиться новинками смогут буквально единицы стран из числа тех, что сегодня производят основные боевые танки. При этом первой ласточкой, что уже очевидно, будет российская машина, известная как Т-14 «Армата».

«Армата», созданная в рамках разработки целого семейства машин на унифицированной платформе, построен по новой компоновке с необитаемой башней и размещением экипажа из 3 человек в бронекапсуле, отделенной от башни и автомата заряжения. Такая компоновка, во-первых, резко уменьшает лобовую проекцию танка, особенно в ее наиболее поражаемой верхней части, что делает машину трудноуязвимой, а во-вторых, значительно повышает шансы экипажа выжить в случае результативного попадания. В-третьих, необитаемая башня облегчает оснащение танка крупнокалиберным орудием. В настоящее время на «Армате» стоит 125-миллиметровая пушка, однако известно, что при необходимости она может быть оснащена и 152-миллиметровым орудием, создававшимся для перспективного танка Т-95, который не был принят на вооружение из-за излишней дороговизны. Размещение подобного орудия на танке прорабатывалось еще в советские времена (например, ленинградский «объект 292»).

Увеличение калибра основного вооружения диктуется необходимостью обеспечить надежное поражение как существующих, так и перспективных бронемашин противника, в том числе и с учетом их возможной модернизации, однако с учетом прекращения развития большей части программ новых танков в западных странах, военные сочли возможным обойтись модернизированной 125-миллиметровой пушкой.

Весь боезапас основного орудия планируется разместить под башней. Забегая вперед, отметим, что это дает принципиальное преимущество Т-14 над перспективными западными проектами, в которых планируется сохранить размещение боезапаса в кормовой части башни, что увеличивает ее размеры по сравнению с башней Т-14 и повышает вероятность мгновенного уничтожения танка при попадании в отсек боезапаса.

Защиту танка, помимо традиционной комбинированной броневой защиты и встроенной динамической защиты, обеспечивает комплекс активной защиты «Афганит», способный уничтожать или сбивать с курса приближающиеся к танку снаряды.

Принципиально возросли возможности системы управления огнем. С учетом новой компоновки, экипаж потерял возможность кругового обзора поля боя собственными глазами через перископы, и на системы обнаружения и целеуказания ложится значительно большая нагрузка. Система обнаружения и целеуказания имеет оптический, тепловизионный, инфракрасный каналы. Кроме того, в нее будет включен лазерный дальномер и радиолокационная станция, а информация об обстановке будет выводиться на экраны, которые создадут эффект «видения сквозь броню».

Т-14, несмотря на больший вес по сравнению с современными российскими машинами (более 50 тонн против 46,5 тонны у Т-90), имеет не меньшую подвижность. Танк оснащается дизельным двигателем мощностью в 1500 лошадиных сил, что обеспечивает энерговооруженность почти в 30 лошадиных сил на тонну веса и отличные характеристики подвижности. В целом, если конструкторам удастся полностью реализовать свои замыслы, то Т-95 может стать для нового, пятого поколения боевых машин тем же, чем в свое время стал Т-34, - образцом для подражания.

Что у них?

Как это ни удивительно в сегодняшней обстановке, но в настоящее время Россия оказывается очевидным лидером в разработке новейшего боевого танка. Большинство остальных развитых стран предпочитают модернизировать существующие машины. По этому пути пошли и США, после того как глобальный экономический кризис заставил богатейшую страну западного мира отказаться от амбициозной программы «Future Combat System» (FCS), в рамках которой разрабатывались различные боевые машины, включая и основной боевой танк. Сыграло роль еще и то обнаружившееся обстоятельство, что ни один из проектов танка FCS не обеспечивал радикального превосходства над возможной модернизацией танка М1, которое оправдывало бы резкий рост цены.

Здесь следует отметить, что США в принципе повезло несколько больше, чем России. Спорить о сравнительных характеристиках советских машин позднего поколения и «Абрамса» можно до хрипоты, но одно преимущество американца остается несомненным - намного более простая модернизация, позволяющая, фактически, построить новый танк на имеющейся основе. То же самое можно сказать и об остальных современных танках Запада.

В итоге, в 2009 году было объявлено о том, что в ближайшие десятилетия вооруженные силы США будут оснащаться танком М1А3 (пока имеющим «экспериментальный» индекс Е3). Новая машина будет иметь меньший вес - в пределах 55 тонн против сегодняшних 62. Это снижение будет достигнуто за счет новой башни с автоматом заряжания, созданной по образцу французского танка «Леклерк». Танк предполагается также оснастить дизельным двигателем, новейшей системой управления огнем и, возможно, новой пушкой/пусковой установкой, разрабатывавшейся в рамках программы FCS. Эти танки, которые планируется строить на основе находящихся на базах хранения машин М1 и М1А1, будут находиться на вооружении как минимум до 40-х годов параллельно с танками М1А2.

Кризис сказался и на планах других стран, что привело к очередному витку объединения усилий.

В Германии в начале 2010-х годов была заморожена программа «Neue Gepanzerte Platforme» (NGP), где так же, как и на перспективной российской машине, предполагается размещение вооружения в необитаемой башне. Наследника «Пантер», «Тигров» и «Леопардов» предполагалось вооружить 140-мм гладкоствольной пушкой/пусковой установкой.

Франция, имеющая в настоящее время на вооружении один из самых современных основных боевых танков - «Леклерк», созданный в 80–90-х годах, также планирует в ближайшие десятилетия обойтись его модернизацией - в основном путем установки более мощного орудия и более совершенной системы управления огнем.

Тем не менее, появление «Арматы» заставило европейских танкостроителей задуматься о создании перспективной машины. Летом 2015 года стало известно о том, что два европейских производителя бронетехники - германская фирма Krauss-Maffei Wegmann (KMW) и французская Nexter Systems - договорились о создании совместного концерна на паритетной основе.

Новая фирма будет называться KANT (KMW and Nexter Together), штаб-квартиру концерна разместят в Амстердаме. Сделка будет завершена к январю 2016 года, оба участника получат в проекте долю по 50 процентов.

Слияние стало одной из крупнейших подобных сделок на оборонном рынке Евросоюза и создает на нем нового сильного игрока в секторе вооружений для сухопутных войск. Образовавшийся в результате концерн обеспечен портфелем заказов на сумму в 9 миллиардов евро при общем уровне годовых продаж более 2 миллиардов евро. На его предприятиях будут работать около 6 тысяч человек.

Одной из причин, подтолкнувших компании к объединению, как утверждают во французском военном ведомстве, стало желание укрепить экспортное направление работы обеих фирм. В структуре продаж Nexter доля поставок для инозаказчиков составляет 56 процентов, в структуре продаж KMW она доходит до 80 процентов. На целом ряде тендеров по поставке техники сухопутных войск (скажем, для стран Прибалтики или в Катар) компании до недавнего времени выступали как конкуренты.

Krauss-Maffei Wegmann - германский машиностроительный концерн, крупными акционерами которого являются семья Боде (группа Wegmann) и корпорация Siemens. Объем продаж в 2014 году составил 747 миллионов евро. К основным видам продукции относятся, в частности, танки типа Leopard 2, БМП Puma, БТР Boxer, самоходные артустановки PzH 2000.

Месяцем ранее появилась информация о желании немцев и французов совместно создать новую боевую машину, о чем сообщила газета Die Welt.

Новый танк должен быть создан к 2030 году - к этому времени истекает срок службы танков «Леопард-2», которые стоят на вооружении армий нескольких стран Европы. «Технические требования к системе уже были представлены и определены в рамках германо-французского сотрудничества», - уточнил госсекретарь Министерства обороны ФРГ Маркус Грюбель (Markus Grübel). По его словам, в течение трех лет - с 2015 по 2018 год - должны быть разработаны технологии и концепции при участии немецкой промышленности.

Издание предполагает, что решению о создании нового танка предшествовал доклад Федеральной разведывательной службы Германии (Bundesnachrichtendienst, BND) о наращивании Россией боевой мощи. Кроме того, представленные 9 мая на Параде Победы в Москве танки Т-14 на платформе «Армата», по данным немецкой разведки, были опытными образцами, серийное же производство - двух тысяч танков - начнется только через несколько лет.

Die Welt отмечает, что когда разработка новой машины будет завершена, им это будет танк очень высокого уровня.

В июне 2016 года был продемонстрирован, возможно, один из первых образцов вооружения будущего европейского танка. Образец гладкоствольного 130-миллиметрового орудия с длиной ствола 51 калибр был показан фирмой Rheinmetall Weapon and Munition на прошедшей в Париже выставке вооружений Eurosatory-2016.

Пушка этого типа создается с 2015 года на собственные средства компании. Демонстрируемый образец был закончен в мае 2016 года. По словам представителей компании, испытания начнутся после выставки.

Орудие оснащено увеличенной зарядной каморой, внутренняя поверхность ствола выполнена с хромированным покрытием, внешняя - с теплозащитным кожухом. Дульный тормоз на представленном образце не наблюдается.

Для пушки предусмотрено использование двух типов выстрелов: бронебойный подкалиберный снаряд с удлиненным вольфрамовым сердечником и осколочно-фугасный снаряд с программируемым подрывом.

По заявлению производителя, могущество боеприпасов разрабатываемой пушки должно превзойти могущество их аналогов, используемых в 120-миллиметровой танковой пушке Rheinmetall L55, на 50 процентов.

Своя разработка перспективного танка есть у Великобритании. Эта машина также создается в русле общих тенденций - уменьшение экипажа, установка более крупнокалиберной пушки, совершенствование системы управления огнем и так далее. Правда, по имеющейся информации, танк-преемник «Челленджера», разрабатываемый по программе Mobile Direct Fire Equipment Requirement (требования к системе для ведения огня прямой наводки с ходу), планируется оснастить пушкой с электромагнитным ускорением снаряда. Не исключено, что в этом вопросе англичане станут новаторами, сумев первыми поставить такое орудие на серийную машину.

Остальные страны-танкостроители пока либо не имеют своих программ разработки принципиально новых танков: основная масса перспективных машин, будь то турецкий «Алтай», индийский «Арджюн» или японский «Тип 10» представляет собой комбинацию уже известных технических решений в классической компоновке. Китай, последние десятки лет занимающийся копированием конструкций российской и западной разработки, судя по всему, продолжит это делать и впредь. У стран следующего эшелона шансов на создание своей собственной перспективной машины еще меньше.

Каковы итоги?

Говоря об основных тенденциях мирового танкостроения в целом, можно выделить следующие основные направления:

1. Рост массы боевых машин прекратился. Все перспективные проекты, кроме модернизированных «Меркав» - спецмашин для специальных театров военных действий, - имеют вес в пределах 50–55 тонн.

2. Рост огневой мощи продолжается. Перспективные танки планируется оснащать тяжелыми орудиями, а в дальнейшем - и их усовершенствованными версиями с электромагнитным ускорением и так далее.

3. Все без исключения перспективные танки планируется оснастить орудиями с автоматом заряжания, что свидетельствует в пользу этого магистрального пути развития, на который отечественное танкостроение встало уже более 40 лет назад.

4. Главную роль в повышении боевых возможностей танков станут играть системы управления огнем, комплексы активной защиты и другое дополнительное оборудование, с помощью которого боевые возможности уже находящихся в строю танков могут быть значительно увеличены.

Что подешевле?

Очевидно, что танки нового поколения, равно как и «ультимативные» варианты модернизации современных машин будут не по карману странам третьего мира, при этом многие из них располагают внушительными запасами старой техники, в первую очередь, наиболее распространенных танков холодной войны типа М60 и Т-72. Такой рынок предполагает наличие большого количества предложений по модернизации этих танков, и подобные предложения появляются все чаще.

Одно из наиболее свежих предложений такого рода - вариант модернизации танков М60 Patton от компании Raytheon, более известной в качестве одного из основных разработчиков средств ПВО и ПРО. Фактически Raytheon выступает как системный интегратор программы, включающей в себя использование разработок разных компаний. Ключевой элемент модернизации, получившей название The M60A3 Service Life Extension Program (SLEP), - повышение боевой мощи танка за счет установки 120-миллиметровой гладкоствольной пушки M256, которая должна заменить прежнее 105-миллиметровое нарезное орудие M68.

«У вас есть "железо" 1960-1970-х годов изготовления. Производство многих комплектующих к нему давно утрачено, - поясняет руководитель программы модернизации Римас Гузулайтис, - но многие страны продолжают эксплуатировать это вооружение и нуждаются в его усовершенствовании, устранении недостатков, повышении точности и убойности».

«Мы берем орудие от М1А1, - продолжает он. - Оно значительно более точное, намного более мощное, при этом оно легче и позволяет использовать широкую гамму боеприпасов, производимых партнерами по НАТО».

Как отмечают в Raytheon, совершенствование машины не ограничивается новым орудием. В ходе модернизации М60 получит новый дизельный двигатель, мощность которого возрастет с 750 до 950 лошадиных сил, новую систему управления огнем с дневным лазерным прицелом и ночным тепловизионным, электрический привод вращения башни и, конечно, усиление защиты - как дополнительное бронирование, так и блоки динамической защиты.


Частично рынок уже осваивается «Уралвагонзаводом», ведущим серийную модернизацию Т-72Б российской армии в вариант Т-72Б3, однако этот бизнес интересует и других производителей. Свои варианты предлагают бывшие партнеры СССР по Варшавскому договору - от Польши до бывших югославских республик, а также республики бывшего СССР.

Совершенствование идет, главным образом, по тем же направлениям: улучшение броневой защиты - за счет дополнительных броневых листов в лобовой части танка и современных версий динамической защиты типа «Контакт-5» или «Реликт», модернизация системы управления огнем, установка современных прицелов, в ряде случаев - дистанционно управляемых модулей вооружения.

Из наиболее примечательных вариантов усовершенствования Т-72 можно назвать демонстрирующийся «Уралвагонзаводом» с 2013 года танк в обвесе для городского боя. От стандартной машины он отличается значительно усиленной броневой защитой - дополнительным бронированием бортов и кормовой части башни, наличием бульдозерного отвала для разгребания завалов, усиленной бронезащитой зенитной пулеметной установки и улучшенной системой управления огнем. Появление этой машины именно сейчас легко объяснимо боевыми действиями в Сирии, где танки активно используются в качестве средства поддержки пехоты, в том числе в городах. Т-72 демонстрируют высокую живучесть даже в исходном варианте, и модернизация позволит значительно повысить эффективность этих машин в неблагоприятных для бронетехники городских условиях.

Наиболее радикальный вариант модернизации Т-72 - его превращение в машину принципиально иного класса, боевую машину поддержки танков (БМПТ). Исследования в этом направлении ведутся с 1990-х годов. По мнению некоторых специалистов, машины такого типа резко уменьшают потребность в пехотном сопровождении танка, принимая на себя большую часть функций по уничтожению опасных для танка целей. Ключевые козыри БМПТ - развитая система управления огнем и многофункциональность боевого модуля.

Различные версии модернизации старых машин неизбежно будут предлагаться и впредь - цена и сроки разработки танков нового поколения практически не оставляют иных вариантов совершенствования танкового парка тем, кто не готов платить за новые машины от 5-6 миллионов долларов за единицу и выше. И даже страны, разрабатывающие и строящие технику нового поколения, включая и Россию с ее новинкой - Т-14 «Армата» и другими машинами на этой платформе, потратят на замену основной части парка весьма длительное время. Результат предсказать несложно: многим танкам холодной войны предстоит встретить в строю столетие со дня создания своего первого варианта - не исключено, что и со дня физической постройки.

11.08.15/12:32
Танк "Армата" - гнилое старьё в новой упаковке. Эпизод 1

Я не буду подробно разбирать все уже выявленные недостатки этого якобы новейшего танка. Лишь перечислю их. Это странно, по картонному, выглядящая броня. Это недоработанная трансмиссия. Это древняя гладкоствольная пушка. Это недоработанная оптическая система наведения. Это наличие излишне мощной радиолокационной станции (РЛС). Это чудовищно высокая цена. Это в целом несоответствие танка требованиям минобороны.

Я не буду подробно останавливаться на высказываниях вице-премьера Дмитрия Рогозина о том, что все танкостроительные страны (США, Германия, Франция, Израиль) якобы отстали от России на 15-20 лет. Этот феерический бред также уже комментировали. Верить этому бреду могут только совсем уж недалёкие ватники, привыкшие верить всему, что выливается на них из телевизора.

Новым в танке "Армата" является только двигатель с трансмиссией, РЛС и необитаемая башня. Вот мы постепенно и подходим к главному. Я коснусь всего одного момента, который, на мой взгляд, является ключевым в этом "чуде", и которое делает этот танк унылым говном.

Автомат заряжания - одноразовый танк.

Зачем в новом танке сделали необитаемую башню? Официальный ответ гласит: "необитаемая башня и броневая капсула, в которой экипаж остается целым даже при подрыве боекомплекта". А с чего это должен взрываться боекомплект? А с того, что конструкторы танка оставили в нём древний советский автомат заряжания, благодаря которому весь боекомплект танка находится в подбашенном отделении. Во всех предыдущих советских танках с автоматом заряжания (Т-72, Т-80, Т-90) командир и наводчик сидели фактически на боекомплекте, а механик-водитель перед боекомплектом. Если при попадании снаряда или ракеты повреждался боекомплект, то в зависимости от степени его повреждения, он либо загорался, либо сразу взрывался. В первом случае у экипажа танка есть шансы выжить (причём у механика-водителя они больше), во втором случае шансов нет. То есть экипаж советского танка сидит на пороховой бочке, готовой в любой момент взорваться.

Как часто в бою повреждается боекомплект советских танков? Посмотрите на фотографии из Украины, как много с обеих сторон подбитых танков с оторванной башней. Это стандартная ситуация для советских танков. Фактически, советские танки с автоматом заряжания - это одноразовые танки. Они живут в бою до первого (максимум - второго) попадания. Потому что после взрыва боекомплекта они не ремонтопригодны. Во время второй мировой войны якобы лучший в мире советский средний танк Т-34 имел прозвище "Братская могила". С полным основанием так же можно называть все советские танки с автоматом заряжания. То есть все танки, стоящие сейчас на вооружении российской армии.

Автомат заряжания - советско/российский эксклюзив.

Есть ли у зарубежных танков автора заряжания? Сейчас уже нет. Раньше был у французов. Они от него отказались, вернувшись к старому, проверенному временем, ручному заряжанию. То есть клоун Рогозин с полным основанием может говорить, что все российские танки не имеют аналогов в мире. Только это будет не в плюс нашим танкам, а в минус.

У всех иностранных танков боекомплект находится фактически вне башни танка, за броневой шторкой. Шторка открывается на короткое время, пока заряжающий берёт очередной снаряд. Всё остальное время броневая шторка закрыта, а боекомплект отделён от танка и экипажа. В случае подрыва боекомплекта энергия взрыва в основном распространяется вверх из-за специфического устройства хранилища снарядов. Поэтому максимум, что случается с иностранным танком при подрыве боекомплекта - заклинивание башни. Сам танк не теряет подвижности, и может самостоятельно уехать с поля боя.

Недостатки автомата заряжания неустранимы.

И вот мы создали якобы абсолютно новый и самый крутой в мире российский танк "Армата" с дремучей проблемой, которой уже несколько десятков лет. Как конструкторы решили проблему взрывучести боекомплекта? Они отсадили весь экипаж в специальную броневую капсулу. Это половинчатое решение. Да, экипаж получил больше шансов выжить. Но танк всё равно взорвётся при попадании в него снаряда или ракеты, и превратится в груду металлолома, в котором (или рядом с которым) будет валяться бронекапсула с экипажем.

Отличная идея! Вокруг идёт бой, свистят пули и снаряды, а экипаж (если выжил и не получил травм в результате взрыва боекомплекта), либо выбирается из неё во время боя, и пешком добирается до своих, либо сидит до конца боя в бронекапсуле, и потом пешком добирается до своих.

Посмотрите на YouTube кучу роликов взрыва боекомплекта советских танков. Посмотрите там же на работу американской противотанковой ракеты Javelin против советских танков. Она взрывается над башней танка, аккурат над боекомплектом, вызывая взрыв боекомплекта. Динамическая защита танка в этом случае абсолютно бесполезна. Дорогущая "Армата" будет такой же одноразовой, как и все предыдущие советские танки. Только в разы дороже. Кому нужно такое говно? Кто её будет в таком случае покупать?

Все остальные недостатки "Арматы" по сравнению с автоматом заряжания кажутся смешными и не серьёзными. Кто вообще придумал и утвердил этот маразм? Кто понесёт за это ответственность, и какую? Случай с "Арматой" - очередное доказательство деградации российских элит.

Т-14 «Армата» Первое место занимает танк Т-14 — новейший российский основной танк с необитаемой башней на базе универсальной гусеничной платформы «Армата». Представленный на Параде Победы в 2015 году он привлек к себе внимание как российских, так и зарубежных военных экспертов.Необходимо заметить, что сравнение Т-14 с другими танками выходит за рамки просто таблиц с ТТХ.Американский журнал The National Interest попытался сравнить Т-14 и Abrams, однако отметил, что Т-14 имеет множество защитных технологий, которых нет не только в Abrams, но и ни в одном танке мира.Минобороны заказало производителю танков Т-14 «Уралвагонзаводу» первую партию из 100 боевых машин.Т-90 «Владимир» Следующим в списке топ-5 идет основной боевой танк российской армии - Т-90. Последняя модификация танка Т-90СМ оснащена системой управления огнем, которая превосходит мировые аналоги. СУО, позволяет экипажу поражать движущиеся цели, в том числе когда танк сам находится в движении, с высокой вероятностью попадания в цель с первого выстрела почти при любых погодных условиях.Помимо традиционного артиллерийского вооружения, Т-90 имеет возможность стрельбы ПТУР «Инвар-М». Пуск ракет осуществляется при помощи основного орудия танка, наведение ракет осуществляется по лазерному лучу в полуавтоматическом режиме.
В период с 2001 по 2010 годы Т-90 стал самым продаваемым на мировом рынке новым основным боевым танком.Т-72Б3 Модернизированный до версии Т-72Б3 занимает третью строчку. Он обладает 125-мм гладкоствольной пушкой 2А46М-5 с улучшенной баллистикой и ресурсом. Благодаря ее модернизации появилась возможность использовать новые «удлиненные» бронебойные подкалиберные снаряды типа «Свинец-1/2».На танк установлен белорусский прицел «Сосна-У» и современные цифровые системы связи, а также модернизированный под новые снаряды автомат заряжания.Т-80У Т-80 - уникальный танк с газотурбинным двигателем. Накануне празднования Дня танкиста в России было объявлено о подписании долгосрочного контракта на модернизацию самых быстрых и маневренных танковых болидов советской и российской армии.Танк оснащен системой управления огнем СУО 1А33, пушкой 2А46-2, системой запуска дымовых гранат 902А «Туча».Бывший министр обороны Сирии Мустафа Тлас в интервью корреспонденту Shpiegel дал высокую оценку танку Т-80.«Новый советский Т-80 не только сравним с «Леопардом-2», но и превосходит его, даже по мнению западных наблюдателей… Т-80 — ответ Москвы на «Леопард-2». Как солдат и специалист по танкам, я считаю Т-80 лучшим танком в мире», - сказал Тлас.
Сегодня на хранении находятся более 3 тысяч танков Т-80 различных модификаций.Т-55 Т-55 - один из самых массовых советских танков. Несмотря на то, что он является средним танком, он стал первой в мире боевой машиной, оборудованной автоматической системой противоатомной защиты. Т-55 стал для своего времени пионером нового поколения боевых машин, способных вести боевые действия в условиях применения ядерного оружия.На последнюю модернизированную версию танка Т-55М6 была установлена башня от Т-72Б с 125-мм пушкой, а позади башни контейнер с автоматом заряжания на 22 выстрела; встроенная динамическая защита башни и корпуса; двигатель В-46-5М мощностью 690 л.с.; новая система управления огнем. Корпус удлинён, добавлен шестой опорный каток. Возможна установка опорных катков от Т-55, Т-72 и Т-80.Всего за все время производства Т-55 было изготовлено свыше 20 тысяч танков. В России до сих пор находятся на хранении свыше 2800 танков Т-55.



Похожие статьи