Его эмоциональное состояние. Эмоциональные состояния личности человека

Теории эмоций

Понятие "эмоция" появилось в конце 19 века и связано с именами У. Джемса и Г. Ланге. По их концепции - эмоции вызываются внешними воздействиями, изменениями в произвольной двигательной сфере и в сфере непроизвольных актов - сердечной. Появляющиеся при этом ощущения и есть эмоциональные состояния, т.е. причины и следствие поменялись местами.

У. Кеннон заметил это несоответствие и, мало того, обратил внимание, что телесные реакции, возникающие при разных эмоциях, имеют сходство и ими нельзя объяснить многообразие эмоций человека. Кеннон считал, что телесные эмоции настраивают организм к ситуациям, требующим больших энергозатрат.

Мнение многих психологов основывается на том, что эмоции не являются психическим состоянием, это просто ответ организма на ситуацию.

Существуют теории, объясняющие природу эмоций через когнитивные факторы. Это теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, согласно которой диссонанс - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в случае, когда человек имеет психологически противоречивые сведения об одном объекте.

Положительные эмоции возникнут, когда реальные результаты будут соответствовать намеченным или ожидаемым. Человек при диссонансе испытывает дискомфорт и пытается от него избавиться, либо, изменив ожидание, либо старается получить новые сведения.

Когнитивистская информационная теория эмоций П.В. Симонова определяет эмоциональные состояния качеством и интенсивностью потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения. Эта оценка вероятности складывается из своего врожденного и приобретенного опыта, при этом сопоставляется со средствами времени, необходимыми ресурсами, требуемыми для удовлетворения потребности и с сиюминутной информацией.

Получается, что человек, сознавая или нет, постоянно сравнивает информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, что у него имеется, и испытывает соответствующие эмоции.

Самочувствие, активность, настроение

Человек в процессе своей деятельности переживает ряд эмоций, как положительных, так и отрицательных. Согласно закону К. Бюллера, положительные эмоции в ходе сложных видов деятельности перемещаются от конца к началу (разработка плана действий и осуществление).

Эмоции по воздействию на деятельность человека подразделяются на:

Стенические эмоции, которые помогают человеку в его деятельности, увеличивая его энергию и силы, придают смелость в совершении поступков и высказываний. Человек в таком состоянии способен на многие свершения.

Астенические эмоции характеризуются пассивностью, скованностью.

Эмоциональные состояния зависят от характера психической деятельности, одновременно и оказывая на нее свое влияние. При хорошем настроении активизируется познавательная и волевая деятельность человека.

Эмоциональное состояние может зависеть не только от выполняемой деятельности, но и от поступка, от самочувствия, музыкального произведения, просмотренного фильма, спектакля и т.п. А самочувствие человека, в свою очередь, зависит от его эмоционального состояния. Ведь даже человек, находящийся в тяжелом состоянии, в момент эмоционального подъема, может ощутить себя совершенно здоровым.

Эмоциональные состояния преходящи, но в них отражаются индивидуальные особенности личности: у меланхолика - минорное настроение, холерика - возбужденное. Но в основном, абсолютное большинство людей при любых индивидуальных особенностях имеют усредненные, смешанные показатели активности, которое напрямую зависит от самочувствия человека и его настроения.

Настроение - эмоциональное состояние, придающее окраску переживаниям и деятельности человека, оно имеет причину, не всегда осознаваемую человеком. Настроение может изменяться под впечатлением каких-либо событий, фактов, людей, окружающей природы, здоровья, выполняемой работы, учебы. В управлении настроением сказывается развитие личности.

Учитывая индивидуальные особенности человека и воздействие на него эмоций можно оценить его психическое состояние при помощи теста "Самочувствие, активность, настроение" из пакета психологических тестов "Состояние".

Наибольшую ценность представляет такой экспресс-анализ динамики показателей текущего психического состояния в зависимости от каких-либо значимых для личности событий или режима обучения и работы. Для улучшения своего самочувствия, увеличения активности, а значит и работоспособности, повышения настроения можно воспользоваться упражнениями из комплекса "Комфорт".

Ситуативная тревожность

Основные фундаментальные эмоции по К. Изарду можно разделить на положительные и отрицательные.

положительные эмоциональные состояния - интерес и радость;

отрицательные эмоциональные состояния - страдание, гнев, отвращение, презрение, страх и стыд;

удивление - не имеет четко выраженного отрицательного или положительного знака эмоциональной реакции на внезапно появившиеся обстоятельства.

При соединении фундаментальных эмоций могут появиться такие комплексные состояния, как тревожность, сочетающая в себе страх, гнев, вину и интерес. Эмоциональные переживания неоднозначны, многое зависит от черт характера человека, если человек по характеру интроверт, то ему в большей степени присуща тревожность.

Состояние постоянной тревожности может переходить в стрессовые ситуации, а, следовательно, может привести человека к неврозу и другим заболеваниям, поэтому желательно вовремя выявить наличие высоких показателей тревожности и принять соответствующие меры. Одним из способов, улучшающих состояние человека, могут быть упражнения из пакета "Комфорт", особенно психотехнические упражнения.

Шкала "Ситуативная тревожность" из пакета "Состояние" позволяет количественно и качественно определить состояние тревожности, возникающее как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию.

Самооценка эмоциональных состояний

Проблемы психического стресса и тревоги занимают особое место в обеспечении нормальной жизнедеятельности человека. Перед выполнением ответственного задания или поступка у человека возникает чрезмерное эмоциональное возбуждение.

Чаще всего понятие тревожность применяется для описания неприятного эмоционального состояния или внутреннего условия, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с физиологической стороны - активизацией автономной нервной системы.

Человек сам может оценить свое состояние, как спокойное, тревожное или промежуточное между ними. После успешного выполнения сложной работы или успешной сдачи экзамена человек успокаивается, его настроение становится приподнятым, появляется чувство уверенности в себе.

В случае неудачи, т.е. плохо выполненной работы, либо не сдачи экзамена, человек эмоционально переживает свой неуспех, и у него появляется тревожность, усталость, подавленность, беспомощность, приводящие его к болезненному состоянию.

Эмоциональное состояние - это непосредственное переживание какого-либо чувства.

В зависимости от удовлетворения потребностей переживаемые человеком состояния могут быть положительными , отрицательными или амбивалентными (двойственность переживаний). С учетом характера воздействия на деятельность человека эмоции бывают стеническими (побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы, например, вдохновение) и астеническими (расслабляют человека, парализуют его силы, например, грусть). Некоторые эмоции могут быть и стеническими, и астеническими одновременно. Различное воздействие одного и того же чувства на деятельность разных людей обусловлено индивидуальными особенностями личности и ее волевыми качествами. Например, страх может дезорганизовать трусливого человека, но мобилизовать смелого.

По динамике протекания эмоциональные состояния бывают длительными и кратковременными, по интенсивности - интенсивными и слабовыраженными, по устойчивости - устойчивыми и изменчивыми.В зависимости от формы протекания эмоциональные состояния делятся на настроение, аффект, стресс, страсть, фрустрацию, высшие чувства.

Простейшей формой эмоционального переживания является эмоциональный тон , т. е. эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, побуждающие человека к их сохранению или устранению. Эмоциональный тон накапливает в себе отражение наиболее общих и часто встречающихся признаков полезных и вредных факторов окружающей действительности и позволяет принять быстрое решение о значении нового раздражителя (красивый пейзаж, неприятный собеседник). Эмоциональный тон обусловлен личностными особенностями человека, процессом протекания его деятельности и др. Целенаправленное использование эмоционального тона позволяет воздействовать на настроение коллектива, продуктивность его деятельности.

Настроение - это сравнительно продолжительные, устойчивые психические состояния умеренной или слабой интенсивности, проявляющиеся как положительный или отрицательный эмоциональный фон психической жизни. Настроение зависит от социальной деятельности, мировоззрения, направленности человека, состояния его здоровья, времени года, окружающей обстановки.

Депрессия - это подавленное настроение, связанное с ослаблением возбуждения.

Апатия характеризуется упадком сил и представляет собой психологическое состояние, вызванное утомлением.

Аффект - это кратковременная бурнопротекающая эмоция, которая имеет характер эмоционального взрыва. Переживание аффекта носит стадиальный характер. На первой стадии человек, охваченный вспышкой ярости или дикого восторга, думает только о предмете своего чувства. Его движения становятся неконтролируемыми, изменяется ритм дыхания, расстраиваются мелкие движения. Вместе с тем на этой стадии каждый психически нормальный человек может затормозить развитие аффекта, к примеру, переключением на другой вид деятельности. На второй стадии человек утрачивает способность контролировать свои действия. Вследствие этого он может совершить поступки, которые не совершил бы в обычном состоянии. На третьей стадии происходит расслабление, человек переживает состояния усталости и опустошенности, порой он не способен вспомнить эпизоды событий.

Анализируя аффективный поступок, необходимо помнить, что в структуре этого поступка отсутствует цель, а мотивом выступают переживаемые эмоции. Для предупреждения формирования аффективной личности необходимо обучать школьников приемам саморегуляции, учитывать в процессе воспитания их тип темперамента. К аффекту склонны ученики холерического и меланхолического темперамента (последние в состоянии утомления).

Понятие «стресс» было введено в науку Г. Селье. Ученый определил стресс как неспецифическую реакцию организма человека (животного) на любое предъявляемоетребование. В зависимости от стрессового фактора выделяют физиологический и психический стресс. Последний, в свою очередь, подразделяют на информационный (работник МЧС не успевает принять верное решение в требуемом темпе в ситуации высокой ответственности) и эмоциональный (возникает в ситуациях угрозы, опасности, к примеру, на экзамене). Реакция организма при стрессе получила название общего синдрома адаптации . Данная реакция включает три этапа: реакцию тревоги, фазу сопротивления и фазу истощения.

С точки зрения Г. Селье, стресс - это не просто нервное напряжение, это не всегда результат повреждения. Ученый выделил два вида стресса: дистресс и эустресс. Дистресс возникает в трудных ситуациях, при больших физических и умственных перегрузках, при необходимости принять быстрые и ответственные решения и переживается с большой внутренней напряженностью. Реакция, возникающая при дистрессе, напоминает аффект. Дистресс отрицательно влияет на результат деятельности человека, пагубно воздействует на его здоровье. Эустресс ,напротив, - это положительный стресс, сопровождающий творчество, любовь, оказывающий позитивное влияние на человека и способствующий мобилизации его духовных и физических сил.

Способами адаптации к стрессовой ситуации являются неприятие ее в личностном плане (психологическая защита личности), полное или частичное отключение от ситуации, «смещение активности», использование новых способов решения проблемной задачи, способность осуществлять сложный вид деятельности вопреки напряжению. Для преодоления дистресса человеку необходимы физические движения, способствующие активизации парасимпатического отдела высшей нервной деятельности, могут быть полезны музыкотерапия, библиотерапия (прослушивание отрывков из художественных произведений), трудотерапия, игровая терапия, а также овладение приемами саморегуляции.

Страсть - сильное, устойчивое, всеохватывающее чувство, которое является доминирующим мотивом деятельности, приводит к сосредоточению всех сил на предмете страсти. Страсть может определяться мировоззрением, убеждениями или потребностями личности. По своей направленности это эмоциональное проявление может быть положительным и отрицательным (страсть к науке, страсть к накопительству). Когда речь идет о детях, имеют в виду увлечения. Подлинно положительные увлечения объединяют ребенка с окружающими, расширяют его сферу познания. Если положительное увлечение изолирует ребенка от сверстников, то, возможно, оно компенсирует чувство неполноценности, переживаемое им в иных сферах деятельности (в учебе, спорте), не связанных с его интересами, что свидетельствует о неблагополучии личности.

Фрустрация представляет собой психическое состояние, вызываемое появлением непреодолимых препятствий (реальных или мнимых) при попытке удовлетворения значимой для личности потребности. Сопровождается фрустрация разочарованием, досадой, раздражением, тревожностью, подавленностью, обесцениванием цели или задачи. У некоторых людей это состояние проявляется в агрессивном поведении или сопровождается уходом в мир грез и фантазий. Фрустрацию может вызвать отсутствие способностей и умений, необходимых для достижения цели, а также переживание одного из трех типов внутренних конфликтов (К. Левин). Это: а) конфликт равнозначных положительных возможностей , возникающий при необходимости выбора в пользу одной из двух одинаково привлекательных перспектив; б) конфликт равнозначных отрицательных возможностей , возникающий при вынужденном выборе в пользу одной из двух одинаково нежелательных перспектив; в) конфликт положительно-отрицательных возможностей , возникающий из-за необходимости принятия не только положительных, но и отрицательных аспектов одной и той же перспективы.

Динамика и формы проявления состояний фрустрации различны у разных людей. Особую роль в формировании направления эмоциональных реакций играет, как показывают исследования, интеллект. Чем выше у человека интеллект,тем вероятнее от него ожидать внешнеобвинительной формы эмоциональной реакции. Люди с менее высоким интеллектом более склонны в ситуациях фрустрации брать вину на себя.

Высшие чувства человека возникают в связи с удовлетворением или неудовлетворением его духовных потребностей, с выполнением или нарушением усвоенных им норм жизни и социального поведения, ходом и результатами деятельности. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, высшие чувства могут быть интеллектуальными, нравственными и эстетическими.

К интеллектуальным чувствам относят переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека (удивление, интерес, сомнение, уверенность, чувство нового др.). Интеллектуальные чувства могут быть обусловлены содержанием, проблемным характером деятельности, степенью сложности решаемых задач. Интеллектуальные чувства, в свою очередь, стимулируют деятельность, сопровождают ее, влияют на ход и результаты мыслительной деятельности человека, выступая ее регулятором.

Нравственные чувства включают в себя моральную оценку предмета, явления, других людей. К группе нравственных чувств относят патриотизм, любовь к профессии, долг, коллективизм и др. Формирование этих чувств предполагает усвоение человеком нравственных правил и норм, которые носят исторический характер и зависят от уровня развития общества, обычаев, религии и др. Основой возникновения нравственных чувств выступают общественные межличностные отношения, определяющие их содержание. Будучи сформированы нравственные чувства побуждают человека к свершению нравственных поступков. Нарушение моральных норм чревато переживанием стыда и вины.

Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному. Эстетические чувства включают в себя чувство трагического, комического, иронического, саркастического, проявляются в оценках, вкусах, внешних реакциях. Они активизируют деятельность, помогают глубже постичь искусство (музыка, литература, живопись, театр).

Многие психологи считают, что существуют только три основные эмоции: гнев, страх и радость.

Гнев - это отрицательная эмоция, причиной которой является фрустрация. Наиболее распространенным способом выражения гнева выступает агрессия - преднамеренное действие, направленное на причинение вреда или боли. К способам выражения гнева относят: прямое выражение чувств, косвенное выражение чувств (перенос гнева с человека, вызвавшего фрустрацию, на другого человека или предмет) и сдерживание гнева. Оптимальные варианты преодоления гнева : обдумывание ситуации, нахождение в ней чего-нибудь комического, выслушивание своего оппонента, отождествление себя с человеком, вызвавшим гнев, забывание старых обид и раздоров, стремление почувствовать любовь и уважение к противнику, осознание своего состояния.

Радость - это активная положительная эмоция, которая выражается в хорошем настроении и ощущении удовольствия. Длительное ощущение радости называют счастьем. По Дж. Фридману, человек счастлив, если он одновременно ощущает удовлетворенность жизнью и душевный покой. Как показывают исследования, более счастливы люди семейные, с активными религиозными убеждениями, имеющие хорошие взаимоотношения с окружающими.

Страх - это отрицательная эмоция, возникающая в ситуациях реальной или кажущейся опасности. Обоснованные страхи играют важную адаптивную роль, способствуют выживанию. Тревожность - это специфическое переживание, вызываемое предчувствием опасности и угрозы, и характеризующееся напряженностью и озабоченностью. Состояние тревоги зависит от проблемной ситуции (экзамен, выступление) и от личностной тревожности. Еслиситуативная тревожность представляет собой состояние, связанное с конкретной внешней ситуацией, то личностная тревожность - стабильную черту личности, постоянную склонность индивида испытывать состояние тревоги. Люди с низкой личностной тревожностью всегда более спокойны, невзирая на ситуацию. Требуется относительно высокий уровень стресса, чтобы у них вызвать стрессовую реакцию.

Глоссарий

Эмоции, чувства, эмоциональное состояние, положительное эмоциональное состояние, отрицательное эмоциональное состояние, амбивалентное эмоциональное состояние, стеническое эмоциональное состояние, астеническое эмоциональное состояние, эмоциональный тон, настроение, депрессия, апатия, аффект, стресс, информационный стресс, эмоциональный стресс, общий синдром адаптации, дистресс, эустресс, страсть, фрустрация, высшие чувства, интеллектуальные чувства, эстетические чувства, нравственные чувства, гнев, агрессия, радость, страх, тревожность, ситуативная тревожность, личностная тревожность.

Вопросы для самоконтроля

1. Сравните эмоции и чувства. В чем их сходство? В чем отличия?

2. Как объясняет возникновение эмоций Ч. Дарвин?

3. В чем суть теории когнитивного диссонанса?

4. Назовите эмоциональные состояния в зависимости от формы протекания.

5. В чем специфика аффекта?

6. В чем сходство стресса и аффекта? А в чем отличия?

7. Страсть - это чувство или эмоция?

8. Чем вызвано переживание фрустрации?

Чувства и эмоции тесно связаны с нашими внутренними качествами, они просто являются отражением того, что происходит у нас внутри. Мы часто боимся и отрицаем собственные эмоции, путаем эмоции с чувствами, чувства с состояниями.

Пообщавшись с людьми, побывав на множестве тренингов и проведя не одну консультацию, мы убедились, что люди совсем не осознают своих эмоций. О нет, они не бесчувственные болваны, они продолжают испытывать весь спектр эмоций, совершенно не понимая, какую именно эмоцию они испытывают в данный момент. Самый простой и распространенный вопрос на всех тренингах и психологических консультациях: «Что ты сейчас чувствуешь?» - ставит людей в тупик.

Совершенно невозможно разобраться со своими проблемами, если не можешь даже определить, что ты чувствуешь к тому или иному человеку или ситуации, или по поводу того или иного события.

Что вызывает чувства и эмоции

Не только наши чувства и эмоции не осознаются сами по себе, но и их причины остаются для многих загадкой.

Эмоций и чувств огромное количество и окончательного их перечня нет ни в психологии, ни в физиологии. Причина этого в том, что многие эмоции и чувства - это явления исключительно социальные. Появление новых эмоций или приобретение ими иного значения обусловлено развитием общества. Многие эмоции и чувства мы не ощущаем при рождении, а научаемся им у наших родителей, родственников, друзей, знакомых и даже у TV и киноиндустрии. Все они вместе взятые с самого раннего детства показывают и рассказывают нам, что мы должны чувствовать, как и в каких ситуациях. Если ты не испытываешь определенную гамму чувств и ощущений по какому-то конкретному поводу, тебя считают странным, не от мира сего или и того лучше – бесчувственным и эгоистичным.

Врожденные эмоции человека

Помимо социально обусловленных эмоций, есть еще и врожденные. Это эмоции, имеющиеся у младенца с рождения. Некоторые специалисты к врожденным причисляют эмоции, которые проявляются у младенца вскоре после рождения, где социальный фактор и обучение родителями играет, по-видимому, минимальную роль. Список этих эмоций очень мал и ни ученые, ни психологи, не пришли к единому мнению, какие именно эмоции в него должны входить. Многие соглашаются, что радость - довольство, интерес - возбуждение, удивление - испуг, гнев - злость, отвращение, страх – вот те эмоции, которые являются врожденными, остальным нас научили.

Мы думаем, что пора «вынуть голову из песка» и разобраться, что мы чувствуем на самом деле, что вызвало у нас эту эмоцию и кто нас «научил» чувствовать именно так, а не иначе.

Читайте и удивляйтесь:-)

А

Азарт - эмоциональное состояние, которое отличает очень сильный интерес к происходящему и упорное желание продолжать.

Виды азарта:

  • Ресурсный азарт - в этом состоянии эффективность действий очень высокая.

Азарт при занятии любимым делом; азарт предпринимателя; азарт при освоении новых знаний.

  • Азарт разрушительный - в нём самоконтроль, как правило, утрачивается.

Азарт игрока в казино.

Апатия - состояние полного равнодушия, незаинтересованности, отсутствие эмоций и чувств. Личность с апатическими проявлениями не испытывает ни удовольствия, ни неудовольствия. Часто апатия рассматривается как результат выраженного и длительного тяжелого стресса. Она представляет собой продукт защитной борьбы против невыносимых чувств отчаяния и одиночества либо угрозы смерти. Внешне проявления апатии носят характер отчужденности – «отказа» от объективного мира, но анализ нередко выявляет сохранившиеся бессознательные привязанности, отрицаемые либо дезавуированные защитой.

Б

Безмятежность - невозмутимо спокойное состояние.

Безнадежность - полное отчаяние, отсутствие всяких надежд.

Безопасность - это спокойное и уверенное состояние духа у человека, который считает себя защищенным от угрозы или опасности.

Безразличие - состояние полного равнодушия, незаинтересованности.

Беспокойство – эмоциональное состояние, характеризующееся испытанием волнения, тревоги, неудобства, неприятным предчувствием дурного. Возникает под влиянием мало понятных и неизвестных факторов внешней среды или внутреннего состояния самого человека.

Беспомощность - негативное состояние, вызванное неблагоприятными ситуациями, которые нельзя ни предупредить, ни преодолеть.

Бессилие - растерянность и сильная досада при сознании невозможности поправить тяжелое положение дел, выйти из опасного или трудного положения.

Бешенство - состояние крайней степени раздражения.

Благодарность – чувство обязанности, уважения и любви к другому человеку (в частности, выраженные в соответствующих действиях) за оказанное им благодеяние.

Блаженство - состояние полного и невозмутимого счастья, наслаждения, состояние высшей удовлетворенности, сверхчувственного неземного счастья.

Бодрость - состояние высокой энергетики, избытка сил и желания что-либо делать.

Боль - тягостное ощущение, отражающее психофизиологическое состояние человека, которое возникает под влиянием сверхсильных или разрушительных раздражителей. Душевная боль - это специфическое психическое переживание, не связанное с органическими или функциональными расстройствами. Зачастую сопутствует депрессии, душевному расстройству. Чаще продолжительна и связана с потерей близкого человека.

Брезгливость - взыскательность, привередливость в отношении чистоты, соблюдения правил гигиены (относительно еды, одежды и др.).

В

Вдохновение - состояние легкости, возможности творить, ощущение "все по силам, все получается!", делание с энтузиазмом и удовольствием.Состояние духовного обновления, нового рождения, воли к творчеству, душевного подъема, внутреннего озарения и страсти.

Веселье - беззаботно-радостное настроение, характеризующееся желанием смеяться, забавляться.

Вина - аффективное состояние, характеризующееся проявлением страха, угрызений совести и самоупреков, ощущением собственного ничтожества, страдания и потребности в раскаянии.

Влюбленность - сильное положительно окрашенное чувство (либо комплекс чувств), объектом которого является другой человек, сопровождающаяся сужением сознания, следствием чего может быть искажённая оценка объекта влюблённости.Острое эмоциональное переживание, влечение к объекту сексуального выбора. В. может быстро угаснуть или же перейти в устойчивое чувство любви.

Вожделение - страстное желание, сильное чувственное влечение, сексуальное влечение .

Возмущение - крайнее недовольство, негодование, гнев.

Волнение душевное - то же, что и физиологический аффект, состояние, снижающее способность лица понимать значение своих действий или руководить ими.

Воодушевление - повышенное желание что-то делать. Воодушевление - это предступень вдохновения, чуть менее эмоционально яркое состояние. Вдохновение возникает и развивается из воодушевления.

Восторг - переполняющая радость. Во что выльется это переполнение энергией - вопрос следующий…

Восхищение - радостное состояние любования, сияние от красоты и благодарность за красоту.

Враждебность - сильная неприязненность к кому-либо, в том числе ненависть, зложелательность.

Высокомерие - мерить взглядом кого-либо, с высоты своего величия – презрительная надменность. Отрицательное моральное качество, характеризующее неуважительно-презрительное, надменное отношение к др. людям (к отдельным личностям, определенным социальным слоям или людям вообще), связанное с преувеличением своих собственных достоинств я себялюбием.

Г

Гнев - адресная агрессия через открытое прямое давление на партнера. Мир враждебный. Гнев обычно выражается энергичным мощным криком.

Гордость - ощущение силы, свободы и высоты положения. Уважение человека, себя за свои или чьи-либо достижения, кажущиеся значимыми.

Гордыня - это кривая гордость. Уверенность человека, что он сам является единственной причиной его успехов. «Я знаю за всех как лучше для всех».

Грусть - эмоциональное состояние, когда окружающий мир кажется серым, чужим, жестким и неудобным, окрашенным в красивые прозрачно-серые и минорные тона. Часто, когда грустно хочется плакать, хочется одиночества. В грусти мир еще не враждебен, но уже не дружелюбен: он только обычен, неудобен и чужой, колкий. Обычно причина грусти - трудное событие в жизни: расставание с близким человеком, потеря близкого человека. Грусть не врожденная, а приобретенная эмоция.

Д

Двойственность - чувство раздвоенности, в результате противоположных внутренних побуждений что-то делать.

У

Уважение - позиция одного человека по отношению к другому, признание достоинств личности. Позиция, предписывающая не причинять вреда другому: ни физически – насилием, ни морально – суждением.

Уверенность - психическое состояние человека, при котором он считает некоторые сведения истиной. Уверенность является психологической характеристикой веры и убеждений человека. Уверенность может быть как результатом собственного опыта личности, так и результатом воздействия извне. Например, уверенность может появиться у человека помимо (а иногда и против) его воли и сознания под воздействием внушения. Чувство уверенности личность может вызвать у себя и путём самовнушения (например, аутогенной тренировки).

Увлечение (сверхценное) – одностороннее и интенсивное увлечение, занимающее неподобающее место в жизни человека, имеющее для него несоразмерно большое значение, особый смысл. Способность сильно увлекаться чем-либо или кем-либо связана с системой личностных ценностей и идеалов. Это, например, спортивный фанатизм, за которым, возможно, скрывается чувство неполноценности, или слишком пристальное внимание, уделяемое своей внешности, за которым может скрываться неуверенность в себе.

Удивление - это кратковременная, быстро проходящая реакция на внезапное, неожиданное событие; психическое состояние, когда что-то кажется странным, необычным, неожиданным. Удивление возникает, когда есть диссонанс между воображаемой картиной мира человека и тем, что происходит на самом деле. Чем сильнее диссонанс, тем сильнее удивление.

Удовлетворение - чувство довольства и радости по поводу исполнения своих желаний и потребностей, по поводу удачно сложившихся условий, своими действиями и т.д. Удовлетворение, как правило, приходит по достижению цели. Маленьким детям удовлетворение еще может принести сама работа, процесс, а не результаты ее выполнения. Взрослым в связи с социализацией все тяжелее получать удовлетворение от процесса.

Удовольствие - чувство, переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса (то же, что наслаждение). Удовольствие сопровождает уменьшение внутреннего напряжения (физического и психического), способствует восстановлению жизненных функций организма. За удовольствием всегда стоит желание, которое, в конечном счёте, как индивидуальное желание, общество стремится взять под контроль. Однако в процессе социализации происходит ограничение естественной установки на удовольствие. Расширяющиеся функциональные контакты с окружающими требуют от человека контролировать своё стремление к удовольствию, откладывать получение удовольствия, терпеть неудовольствие и т.п. Принцип удовольствия проявляется в противостоянии общественным требованиям и правилам и выступает в качестве основы личной независимости: в удовольствии человек принадлежит самому себе, освобождён от обязательств и в этом плане - суверенен.

Удрученность – угнетенное, мучительное, томительное состояние (от нищеты, болезни, других неблагоприятных обстоятельств, вследствие серьезных неудач).

Ужас – внезапный и сильный страх, внутреннее содрогание, высшая степень страха, пронизанного отчаянием и безнадежностью при столкновении с чем- то угрожающим, непознаваемым и чужим; головокружение от предчувствия тотального фиаско. Ужас для человека всегда принудителен, навязан извне - и в том случае, когда речь идет о психическом наваждении.

Умиление – чувство покойной, сладостной жалости, смирения, сокрушения, душевного радушного участия, доброжелательности.

Умиротворение - состояние полного покоя, удовлетворения.

Унижение – индивидуальные или групповые действия, направленные на понижение статуса человека обычно каким-то смущающим или обижающим человека путем. Некоторыми общими действиями, считающимися унижающими, являются оскорбительные слова, жесты, телодвижения, пощечины, плевки в его сторону и т. п. Некоторые специалисты считают, что ключевым моментом является то, что унижение определяется сознанием самого униженного. Для того чтобы быть униженным, человек должен считать это действие унижающим. Для некоторых людей унижение является удовольствием и источником возбуждения (напр., в сексуальных ролевых играх), но для подавляющего числа – тяжелым испытанием, которому они не хотят подвергнуться. Унижение сопровождается крайне болезненным эмоциональным потрясением и затрагивает самые чувствительные части человеческого самоуважения. Если ударить по нему слишком сильно, даже скромный человек может ответить агрессией.

Уныние – безнадежная грусть, упадок духа, потеря надежды на достижение желанного или насущного.

Упоение – состояние восторга, наслаждения, «восхищенье, восторг, нравственное, духовное охмеленье».

Усталость - физическое и психическое состояние утомления, характеризующееся ослаблением реакции, вялостью поведения, сонливостью, невнимательностью. Усталость возникает от перегрузки, от сильного напряжения, от переживаний трудностей, горя, конфликтов, от долгого занятия нудной, рутинной работой. Такое состояние – результат либо плохой организации труда, либо слабого здоровья, но причина усталости в большом количестве нерешенных межличностных и внутренних конфликтов, которые, как правило, не осознаются.

Ф

Фрустрация – состояние, возникающее в результате переживания по поводу невозможности достижения намеченных целей и удовлетворения влечений, крушения планов и надежд.

Ш

Шок (эмоциональный) - сильная эмоция, сопровождающаяся физиологическими потрясениями. Шок возникает в результате появления в жизни нового элемента, к которому субъект не способен немедленно приспособиться.

Психологи, различают:

  • слабый и мимолетный шок, на уровне приятного и неприятного;
  • шок, вызывающий более или менее долгую неприспособленность (сильная эмоция, потеря дорогого существа);
  • шок, вызывающий долгую неприспособленность и тем самым даже приводящий к безумию.

Э

Эйфория – психическое состояние радостного возбуждения и энтузиазма, сопровождающееся приподнятым настроением, возбуждением, ликованием.

Экзальтация - эмоциональное состояние приподнятой оживленности с оттенком неестественной восторженности, у которой вроде бы нет повода. Проявляется то в виде мечтательного настроения, то необъяснимого воодушевления.

Как на счет хорошего русского кино? ⠀ 💖Лайкайте мо...

Человек познает и отражает окружающий мир при помощи своего восприятия, памяти, способности мыслить, анализировать. Все это называют познавательными психическими процессами.

Существуют и иные процессы, которые активизируют человека на преобразование окружающей его действительности и регулируют его поведение. К ним относятся внимание, воля и эмоции (эмоциональные состояния).

Эмоциональные состояния личности представляют собой психические состояния, возникающие в процессе повседневной жизни человека, и определяющие процессы информационно-энергетического обмена, а также отношение к ним человека.

Причём, эмоции гораздо сильнее воздействуют и управляют человеком, чем кажется. Ведь даже отсутствие всяких эмоций – это тоже эмоциональное состояние, также влияющее на поведение индивидуума.

Эмоции – это переживание человека своих связей с окружающим миром. Они необходимы для жизни и человеческой активности. Эмоциональные процессы и состояния являются мотивом к деятельности человека и влияют на поведение личности. Также они отражают внутреннее отношение человека к происходящим и значимым для него событиям и объектам.

Кроме того, они обеспечивают определенную селективность восприятия, а именно, выделяют из окружающего мира те события и объекты, которые особенно значимы для человека в данный момент. Выделяют и усиливают эмоционально. В то же время, другие события и объекты, не имеющие такого воздействия на индивидуума, отделяются, как-бы уходят в тень.

Эмоциональные состояния богаты и многообразны. Человек может испытывать радость, злость, любить и ненавидеть. Вообще принято объединять их в четыре большие группы :

Чувства удовольствия, все приятные, радостные переживания;

Чувства неудовольствия, все негативные, неприятные переживания;

Амбивалентные (двойственные) состояния;

Ощущения неопределенности по отношению к окружающей действительности.
Рассмотрим коротко основные виды эмоциональных состояний:

Страх

Это психическое, эмоциональное состояние испытываемое индивидуумом при настоящей или мнимой опасности. Человек, который испытывает страх, всегда меняет свое поведение. Возникает состояние депрессии, ощущение беспокойства. Человек желает избежать опасности и в зависимости от силы этого желания, определяется линия его поведения.

Гнев

Это психическое состояние, которое может возникать вследствие определенных отрицательных раздражителей. Это могут быть моральные раздражители - оскорбление, или физические - ранение, удар. Чувство гнева часто является ответной реакцией и связано с желанием причинить вред и страдания другому человеку.

Радость

Конечно, радость относится к положительным эмоциям. В эту группу входят также жизнерадостность, приятное самочувствие.

Психологи выделяют два вида этого эмоционального ощущения. К первому виду относят собственно радость - глубокое внутреннее состояние радости. Ко второму ее внешнюю форму, которая выражается смехом, улыбкой, веселостью. Это необходимая эмоция для любого человека. Радость способствует нормализации работы всего организма. Человек ощущает себя счастливым, бодрым, уверенным в себе.

Печаль, грусть, скорбь

Это негативные эмоциональные состояния являются противоположными радости. Чаще всего возникают при эмоциональной неудовлетворенности, отсутствии успешности, при потере близких и друзей. Они появляются при возникновении препятствий движении к важной жизненной цели.

Высшие моральные чувства

Эти чувства возникают при анализе им своих поступков и других людей. Они появляются при оценке обстоятельств, при готовности совершить какой-то нравственный поступок.

К основным моральным чувствам относят чувство долга. Оно основано на переживании, человеком общественных потребностей и понимании необходимости их выполнения.
Кроме того, к моральным чувствам относят доброжелательность, сочувствие к окружающим, а также негодование по поводу происходящей несправедливости или совершенного аморального поступка.

Огромное место в жизни каждого человека занимает чувство любви. Оно способно делать людей лучше, облагораживает их мысли и поступки. Кроме того, эмоциональное состояние влюбленности и любви объединяет в себе сочувствие, переживание любящих, а также чувство долга в отношении друг друга. Одними из составляющих любви являются ощущение радости от существования любимого человека, нежность друг к другу.

Человеку, находящемуся на высокой ступени нравственности свойство чувство ответственности. Именно оно определяет самосознание личности, отношение к окружающим людям, коллективу, а также к обществу в целом.

Формирование необходимых нравственных качеств и устоев, чувства ответственности являются важнейшей проблемой воспитания человека, формирования личности будущего. Ведь в большинстве случаев от наличия в каждом человеке ответственности, зависят успехи целого народа в осуществлении экономического строительства и сфере социальных отношений.

Интеллект индивидуума, эстетическое воспитание, нравственные качества способствуют самоощущению, развитию активной жизненной позиции каждого гражданина. Они формируют систему его взглядов, отношение человеку к происходящим событиям в общественной жизни, материальным, духовным ценностям общества, а также к другим людям и к самому себе.

Эмоциональные состояния - психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения. Эмоции управляют человеком намного сильнее, чем это кажется на первый взгляд. Даже отсутствие эмоций это эмоция, точнее целое эмоциональное состояние, которое характеризуется большим количеством особенностей в поведении человека.

По влиянию на жизнедеятельность человека, эмоции можно разделить на две группы:

стенические - повышающие жизнедеятельность организма и

астенические - понижающие их.

Эмоциональное состояние, в котором преобладают стенические или астенические эмоции, могут проявляться у человека в любом виде его деятельности и стать его характерологической чертой.

От эмоционального состояния человека зависит его жизнь, его здоровье, его семья, работа, все его окружение, а изменение эмоционального состояния человека приводит к коренным изменениям в его жизни.

В повседневной жизни люди расслаиваются по близким эмоциональным состояниям в группы. Разные группы плохо понимают друг друга, хуже происходит общение, внутри же группы дела обстоят несколько лучше. Как правило, цельная, сформировавшаяся группа принадлежит к одному эмоциональному состоянию.

Каждый человек уникален и придерживается своего личного мнения о жизни, но его точка зрения обусловлена не рассуждениями или образованием, а его эмоциональным состоянием.

Есть набор неизменных реакций, соответствующих каждому эмоциональному состоянию. У всех людей эмоции изменяются в строго определенном порядке. Эта закономерность применима для всех без исключения людей, одна и та же и неизменна по виду для всех.

Последовательность эмоциональных состояний человека выглядит следующим образом:
1. Зона активной жизни:

a) Энтузиазм.

b) Веселье.

c) Сильный интерес.

2. Зона консерватизма:

a) Консерватизм.

Средний интерес, умеренный интерес.

Удовлетворенность, довольный, слабый интерес.

Отсутствие интереса.

Монотонность, однообразие.

3. Зона антогонизма:

a) Антагонизм, открытая враждебность.

Враждебность, вражда, сильная неприязнь.

4. Зона гнева:

a)Гнев (злость, ярость).

Ненависть.

Негодование.

5. Зона страха:

a) Отсутствие эмоций.

b) Скрытая враждебность.

Отчаяние.

Оцепенение.

d) Сочувствие.

d) Задабривание, потребность умилостивить (примирение).

6. Зона горя и апатии:

a) Горе (печаль).

b) Заглаживание вины, искупление вины.

c) Жертва.

d) Апатия.

Вкратце основные эмоциональные состояния, выделяемые в психологии:

1) Радость (удовлетворение, веселье)
2) Грусть (апатия, печаль, депрессия), 3) Гнев (агрессия, озлобление),
4) Страх (тревога, испуг),
5) Удивление (любопытство),
6) Отвращение (презрение, брезгливость).

Обычно человек хорошо знает свое эмоциональное состояние и производит перенос на других людей и на всю жизнь. Чем выше эмоциональное состояние человека, тем легче ему достичь своих целей в жизни. Такой человек рационален, разумен, поэтому он более счастлив, более жив, более уверен. Чем ниже его эмоциональное состояние, тем больше поведение человека находится под управлением его сиюминутных реакций, несмотря на его образование или интеллект.



Похожие статьи