Кто ввел понятие ведущая деятельность в психологию. Роль деятельности в психическом развитии ребенка

Ведущая деятельность.

Основные новообразования .

Под социальной ситуацией развития Л.С.Выготский понимал соотношение внешних и внутренних условий развития психики. Она определяет отношение ребенка к другим людям, предметам, вещам, самому себе.

Возрастные новообразования. Выступает новый тип строения личности, психические изменения, позитивные приобретения, которые позволяют перейти к новой стадии развития.

Ведущая деятельность. А.Н. Леонтьев, говорил, что эта деятельность обеспечивает кардинальные линии психического развития именно в этот период. В этой деятельности формируются основные личностные новообразования, происходит перестройка психических процессов и возникновение новых видов деятельности.

Согласно А. Н. Леонтьеву, ведущая деятельность обусловливает главнейшие изменения особенностей ребенка в том или ином периоде развития. Ее характеризуют следующие признаки: 1) от нее ближайшим образом зависят основные психические изменения ребенка в данный возрастной период, 2) в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности, 3) в ней формируются и перестраиваются частные психические процессы (1981, с. 514-515).

Несмотря на то что каждому возрастному периоду свойственна определенная ведущая деятельность, это не значит, что в данном возрасте отсутствуют или ущемлены» другие виды деятельности. Для дошкольника ведущая деятельность - игра. Но в дошкольный период в жизни детей можно наблюдать элементы учения и труда. Однако они не определяют характера основных психических изменений в данном возрасте - их особенности в наибольшей мере зависят именно от игры.

Рассмотрим периодизацию детства, которая была разработана Д. Б. Элькониным на основе трудов Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева. В основу данной периодизации положено представление о том, что каждому возрасту как своеобразному и качественно специфическому периоду жизни человека соответствует определенный тип ведущей деятельности; его изменение характеризует смену возрастных периодов. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования, преемственность которых создает единство психического развития ребенка".

Приведем указанную периодизацию.

2. Предметно-маннипулятнвная деятельность является ведущей ^для ребенка от 1 года до 3 лет. Осуществляя эту деятельность (первоначально в сотрудничестве со взрослыми), ребенок воспро­изводит общественно выработанные способы действия с вещами;

у него возникает речь, смысловое обозначение вещей, обобщенно-категориальное восприятие предметного мира и наглядно-дей­ственное мышление. Центральным новообразованием этого воз­раста является возникновение у ребенка сознания, выступаю­щего для других в виде собственного детского <я».

3. Игровая деятельность наиболее доминирует у ребенка от 3 до 6 лет.

4. Учебная деятельность формируется у детей от 6 до 10 лет. На ее основе у младших школьников возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способ­ности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); в этом возрасте у детей происходит также становление потребности и мотивов учения.

5. Целостная общественно полезная деятельность в качестве ведущей присуща детям от 10 до 15 лет. Она включает в себя такие виды, как трудовая, учебная, общественно-организаторская, спортивная и художественная деятельности.

6. Учебно-профессиональная деятельность характерна для старшеклассников и учащихся СПТУ в возрасте от 15 до 17- 18 лет. Благодаря ей у них формируются потребность в труде, профессиональное самоопределение, а также познавательные интересы и элементы исследовательских умений, способность строить свои жизненные планы, идейно-нравственные и гражданские качества личности, устойчивое мировоззрение.

Внутренние противоречия выступают движущими силами психического развития. Не соответствие между ХОЧУ и МОГУ.

4. Дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств .

Дифференциация состоит в том, что они отделяясь друг от друга превращаются в самостоятельные формы или деятельность (память выделяется из восприятия).

Интеграция обеспечивает установление взаимосвязи между отдельными сторонами психики. Так познавательные процессы пройдя дифференциацию устанавливают взаимосвязи друг с другом на более высоком качественном уровне. Так память, речь, мышление обеспечивают интеллектуализацию.

Кумуляция.

Накопление отдельных показателей, подготавливающих качественные изменения в разных областях психики.

5. Смена детерминант (причин).

Меняется взаимосвязь биологических и социальных детерминант. Становится иным и соотношение социальных детерминант. Складываются особые отношения со сверстниками и взрослыми.

6. Психика отличается пластичностью.

Это способствует усвоению опыта. Родившейся ребенок может овладеть любым языком. Одно из проявлений пластичности состоит в компенсации психических или физических функций (зрения, слуха, двигательной функции).

Другое проявление пластичности- подражание. В последнее время оно рассматривается как своеобразная форма ориентировки ребенка в мире специфически человеческих видов деятельности, способов общения и личных качеств путем уподобления, моделирования их в собственно деятельность (Л.Ф. Обухова, И.В. Шаповаленко).

Э. Эриксон выделил стадии жизненного пути личности, для каждой из них характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом.
Младенчество (оральная ст.) - доверие - недоверие.
Ранний возраст (анальная ст.) - автономия - сомнение, стыд.
Возраст игры (фаллическая ст.) - инициативность -чувство вины.
Школьный возраст (латентная ст.) - достижение - неполноценность.
Подростковый возраст (латентная ст.) - идентичность - диффузия идентичности.
Молодость - интимность - изоляция.
Зрелость - творчество - застой.
Старость - интеграция - разочарование в жизни.

1. Введение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3 стр.

2. Возрастная периодизация по Эльконину _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4 стр.

3. Характеристика ведущих видов деятельности _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 7 стр.

3.1. Непосредственно-эмоциональное общение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 7 стр.

3.2. Предметно-манипулятивнаядеятельность _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 8 стр.

3.3. Игровая деятельность _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 9 стр.

4. Вывод _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 11стр.

5. Список литературы _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 12 стр.

Введение.

Деятельность - это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим и других людей), отвечающего вызвавшей это взаимодействие по­требности, как «нужде», «необходимости» в чем-либо (С.Л. Ру­бинштейн).

Психическое развитие ребенка, превращение беспомощного младенца в человеческую личность происходит по определенным законам. Для нормального психического развития необходим здоровый мозг, сам мозг не содержит в себе и не рождает психических явлений и качеств. Для того чтобы ребенок стал человеком, он должен расти среди людей и получать человеческое воспитание. Далеко не все, что окружает ребенка, и что делают взрослые для его воспитания, оказывает одинаковое влияние на развитие его психики.

И у взрослого и ребенка, психические действия и явления включены в деятельность и в общение с другими людьми, определяют их и сами от них зависят. Но если у взрослого на первый план выступает зависимость деятельности и общения от уже сложившихся психических процессов и качеств, то у ребенка само возникновение психики и её развитие – результат тех видов деятельности, которыми он овладевает под руководством взрослых, и тех форм общения, в которые взрослые его включают. Малыш учится устанавливать соотношение предметов по величине, когда собирает пирамидку, и начинает понимать человеческую речь, общаясь с взрослыми.

Решающую роль в психическом развитии ребенка играют его деятельность и его общение с другими людьми.

Влияние на ребенка со стороны взрослых и сверстников осуществляется главным образом в процессе деятельности. Организуя деятельность детей, взрослые дают советы и указания по поводу сюжетов игр, рисунков, знакомят детей с взаимоотношениями и действиями изображаемых людей, предъявляют определенные требования к действиям и поступкам самих детей, оценивают их, помогают разрешить возникающие в ходе деятельности затруднения и конфликты. Выполняя совместную деятельность, дети объединяются и вступают между собой в различные отношения, составляющие основу детского сообщества и способствующие развитию личности его членов.

И виды детской деятельности, и формы общения взрослых с детьми – результат исторического развития человечества. Ребенок – маленький член человеческого общества, и все условия его жизни и развития с самого начала социальны , т.е. созданы обществом. Таким образом, через непосредственное окружение (близких людей, игрушки и другие вещи, созданные руками человека) развитие ребенка определяется человеческим обществом, в котором он растет и воспитывается.

Когда ребенок овладевает новым для него видом деятельности, он постепенно усваивает и те действия, которые для него необходимы. Сначала все действия усваиваются во внешней форме, а потом некоторые из них становятся внутренними, психическими. На протяжении дошкольного детства образуются новые, все более сложные внутренние действия. Чтобы такое образование проходило, перед ребенком должны возникать все более сложные задачи, и он должен учиться их решать. Новые задачи все время ставит перед ребенком сама деятельность, которая его привлекает и которой он стремиться заниматься: рисунки получаются подробнее и красочнее, постройки разнообразнее, в играх изображается все более широкий круг событий окружающей жизни.

Каждый вид деятельности вносит свой клад в психическое развитие, но эти вклады неравноценны, установлено, что в каждом возрасте один из видов деятельности становится главным, ведущим. Именно он наиболее важен для психического развития ребенка. В период от рождения малыша до поступления в школу сменяется три вида ведущей деятельности.

2. Возрастная периодизация по Эльконину.

Д.Б. Эльконин отмечает, что ребенок не пассивно приспосабливается к окружающему его миру человечес­ких предметов, а активно «присваивает себе все достижения чело­вечества, овладевает ими». Конкретными же носителями всего того, чем должен овладеть ребенок в жизни, являются «воспитывающие и обучающие его взрослые». Деятельность ребенка по отношению к предметной действительности всегда опосредована отношениями ре­бенка и взрослых. Так в психологию вошла категория «деятельность».

Эффективность образования, а следовательно, и психического развития зависит от того, насколько средства, содержание, методы обучения и воспитания разрабатываются с учетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития и не только опираются на уже имеющиеся возможности, способности, умения детей, но и задают перспективу их дальнейшего развития, насколько взрослые в работе с детьми разного возраста акцентируют внимание на формировании у них интереса к окружающей жизни, интереса и умения учиться, способности к самостоятельному добыванию знаний, потребности в активном отношении к той деятельности, в процесс которой они включаются.

Эти типы деятельностей сменяют друг друга.

Рассмотрим периодизацию психического развития Д.Б. Эльконина.

В таблице представлены три эпохи: раннее детство, детство. Каждая эпоха состоит из двух периодов, в основе которых лежит тот или иной тип ведущей деятельности. Эти периоды закономерно связаны между собой и взаимно подготавливают друг друга. Сначала – это эмоциональное общение с взрослыми, потом предметная деятельность, наконец, сюжетно-ролевая игра. Каждый новый вид деятельности зарождается внутри предыдущего в виде отдельных действий.

3. Характеристика ведущих видов деятельности.

3.1. Непосредственно-эмоциональное общение

Овладение ребенком любой деятельностью возможно только в общении с взрослыми, во взаимодействии с ними и под их постоянным руководством. Поэтому общение со взрослыми - необходимое условие психического и личностного развития ребенка, его первая социальная потребность. Особенное значение удовлетворение этой потребности имеет в младенческом возрасте, когда ребенок нуждается в заботе и ласке взрослых, в эмоциональном контакте с ними. Эта потребность младенца удовлетворяется в непосредственно-эмоциональном общении со взрослым. Недостаток такого общения приводит к «эффекту госпитализма» - замедленному эмоциональному развитию ребенка, что тормозит его общее развитие. Совсем маленький ребенок полностью зависит от взрослого. Самое интересное для ребенка именно взрослый человек. Даже на яркие игрушки он обращает внимание, если их показывает взрослый.

М.И. Лисина показала, что между младенцем и взрослым осуществляется общение, в котором активны оба партнера и которое возможно только при психологической отделенности ребенка и взрослого. Привлекая внимание взрослого, и отвечая на его воздействия, младенец воспринимает его как отдельное, не совпадающее с ним существо. Следовательно, уже в первые месяцы жизни ребенок отделяет себя от взрослого, а не сливается с ним. Возражая Л.С. Выготскому, М.И. Лисина говорила не о единстве, а об эмоционально-личностных связях ребенка со взрослым, которые рассматривала в качестве главного новообразования первого полугодия жизни . так же М.И. Лисина выделила 3 различных периода, на первом году жизни ребенка,в каждом из которых отношения со взрослым меняются:

· Новорожденность (0-1мес) – адаптация и формирование потребности в общении со взрослыми с инициативой взрослого человека.

· Второй период (от 1 до 6 мес.) - период непосредственно эмоционального (или ситуативно-личностного) общения младенца со взрослым, единственная и центральная форма активности ребенка.

· Третий период (от 6 до 12 мес.) - становление и развитие предметно-манипулятивной деятельности ребенка, а общение со взрослым приобретает форму делового сотрудничества.

Исследование С.Ю. Мещеряковой свидетельствует о том, что Взрослые с рождения и даже еще до рождения ребенка относятся к нему как к личности, наделяют его действия смыслом, вкладывают в него смыслы и значения человеческих отношений.

3.2. Предметно-манипулятивнаядеятельность

Предметная деятельность – ВВД ребенка раннего возраста, в процессе которой происходит присвоение общественно выработанных способов употребления предметов. Происходит перелом – предметы начинают интересовать и привлекать ребенка сами по себе, а взрослый становится помощником в овладении ими.

Ребенок все исследует, «всюду сует свой нос». Изучает и выясняет размеры, подвижность, форму окружающих его вещей, пробует свои силы.Примерно в два года начинает подражать взрослым и старшим детям. Сначала он подражает маме и папе: с самым серьезным видом, подметает, вытирает пыль, моет посуду, чистит зубы, бреется. Двухлетний ребенок учится при помощи подражания.

После двух лет его воображение становится более творческим. В этом возрасте дети начинают играть с куклами, машинками, кубиками.

Чтобы возникла новая ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра, интересы ребенка должны переместиться с предметов на действия взрослых людей, которые он начинает изображать, пользуясь игрушками.

3.3. Игровая деятельность.

Ведущая деятельность

Термин, выдвинутый А. Н. Леонтьевым для обозначения деятельности , с которой связано возникновение важнейших психических новообразований. Понятие «В. д.» в дальнейшем использовалось Д. Б. Элькониным для построения периодизации развития психики , основанной на поочередной смене В. д., в одном возрастном периоде (см. ), обеспечивающих преимущественное развитие мотивационно-потребностной, а на сменяющем его этапе - развитие операционально-технической сферы. При этом предполагалось, что каждому периоду соответствует четко фиксированная для него В. д.:

2) предметно-манипулятивная деятельность, характерная для раннего детства;

4)

5) интимно-личностное общение подростков;

6) профессионально-учебная деятельность, характерная для периода ранней юности.

Считается, что В. д. не возникает сразу в развитой форме, а проходит определенный путь становления, а возникновение новой В. д. не означает исчезновения той, которая была ведущей на предшествующем этапе. Критическое рассмотрение представлений о роли В. д. в возрастном развитии не предполагает отрицания ее значения, однако подвергает сомнению представление о жестком закреплении какой-либо одной В. д., априорно выделенной в каждом возрастном этапе (А. В. Петровский). В зависимости от социальной ситуации развития в группах разного уровня (см. ) и состава (учащиеся, военные, несовершеннолетние правонарушители и т. п.) ведущий характер могут принимать различные виды деятельности, опосредствуя и формируя . При этом предлагается различить В. д., которая призвана формировать общественно ценные психические новообразования (педагогический подход к проблеме В. д.), и В. д., которая реально формирует эти новообразования (психологический подход).


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Теоретический конструкт, призванный объяснить формирование высших психических функций.

Специфика.

Деятельность, при реализации которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности.

Виды:

Непосредственное общение младенца со взрослыми;

Предметно-манипулятивная деятельность в раннем детстве;

Сюжетно-ролевая игра дошкольного возраста;

Учебная деятельность школьников;

Профессионально-учебная деятельность юности.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(англ. leading activity ) - деятельность , выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности . Внутри В. д. происходит подготовка, возникновение и дифференциация др. видов деятельности (А . Н . Леонтьев , Д . Б . Эльконин ). Суть концепции можно сформулировать в виде закона (принципа) В. д., утверждающего существование соответствия между стадией психического развития и определенным видом В. д.

Значение В. д. для психического развития зависит, прежде всего, от ее содержания, от того, какие стороны действительности человек открывает для себя и усваивает в процессе ее выполнения (см. ). Современные данные об особенностях развития психики человека в онтогенезе позволяют выделить след. виды В. д.: 1) непосредственное младенца со взрослыми; 2) предметно-манипулятивная деятельность, характерная для раннего детства; в процессе ее выполнения ребенок усваивает исторически сложившиеся способы действий с определенными предметами; 3) сюжетно-ролевая , характерная для дошкольного возраста ; 4) младших школьников. Относительно деятельности подростков в отечественной литературе высказывались разные гипотезы: общение со сверстниками (Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова), общественно полезная (просоциальная) деятельность (Д. И. Фельдштейн, В . В . Давыдов ), ролевое экспериментирование, референтно значимая деятельность и т. п. (см. ).

На каждом этапе детства В. д. не возникает сразу в развитой форме, а проходит определенный путь становления. Ее формирование происходит под руководством взрослых в процессе обучения и воспитания. В свою очередь, возникновение новой В. д. не означает отмены той, которая была ведущей на предшествующем этапе. Тот или иной период психического развития характеризуется своеобразной системой различных видов деятельности, но в этой сложной системе В. д. занимает особое место, определяя возникновение основных изменений в психическом развитии на каждом отдельном этапе. См. .

Добавление ред.: 1. Фактически, концепция В. д. разрабатывалась преимущественно для периода жизни, который изучается в рамках детской психологии , причем, как еще недавно было принято в нашей психологии, в эти рамки входил и (и отчасти даже юношеский). 2. В последнее время эта концепция встретила ряд критических замечаний. Их спектр простирается от частных поправок (напр., отмечалась некорректность применения самого понятия деятельности в отношении активности младенца, в связи с чем предлагалось трактовать деятельность в этом и след. возрасте как совокупную и совместную) до практически полного отрицания главных положений, в т. ч. самого принципа выделения ведущих видов деятельности для разных стадий психического развития. В частности, А. В. Петровский считает, что концепция В. д. неприменима к процессу развития личности в целом и в лучшем случае ограничивается только одной стороной этого процесса - развитием психики (точнее, когнитивным развитием; что, впрочем, совсем немало, учитывая важность интеллекта для развития личности). В то же время защищаемое автором представление о том, что развитие личности (и не только личности, но и коллектива) осуществляется в деятельности и его определяющим фактором служит деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, полностью укладывается в рамки самого обычного деятельностного подхода и принципиально не противоречит концепции В. д. (см. , Деятельность как методологическая проблема психологии , ).


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Ведущая деятельность

   ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (с. 102) - деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психических новообразований человека на данной ступени развития его личности. Л.С.Выготским были заложены основы представлений о ведущей деятельности в рамках его трактовки игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте (научная статья, написанная им на эту тему, не была, однако, опубликована до 1966 г. и оставалась известна лишь узкому кругу его учеников). Гипотеза о ведущем типе деятельности высказана в 1944-45 гг. А.Н.Леонтьевым, получила развитие в работах Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова и др. Согласно этой гипотезе, ведущая деятельность - критерий периодизации психического развития, показатель психологического возраста ребенка. Характеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности. Содержание и форма ведущей деятельности зависят от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка. В условиях, когда практически все дети охвачены единой системой общественного воспитания, ведущими становятся следующие виды деятельности: эмоционально-непосредственное общение младенца со взрослыми, орудийно-предметная деятельность ребенка раннего возраста, сюжетно-ролевая игра дошкольника, учебная деятельность в младшем школьном возрасте, общественно полезная деятельность подростков, профессионально-учебная деятельность в ранней юности. Смена ведущей деятельности связана с возникновением новых потребностей и мотивов, которые характеризуют новую ведущую деятельность, предполагающую изменение положения ребенка в системе его отношений с другими людьми.

В работах С.Л.Рубинштейна, Н.С.Лейтеса, А.В.Петровского гипотеза о ведущем для каждого возраста типе деятельности подверглась критике. Подчеркивалось, что, хотя деятельность на каждом возрастном этапе опосредствует процессы развития личности и психики ребенка, для каждого возраста не может быть указана фиксированная ведущая деятельность. В зависимости от характера и уровня развития групп, в которые включен ребенок, в качестве ведущих могут складываться различные типы деятельности.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Смотреть что такое "ведущая деятельность" в других словарях:

    Ведущая Деятельность - теоретический конструкт, обозначающий деятельность, в которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей… … Психологический словарь

    ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - деятельность, выполнение к рой определяет возникновение и формирование осн. психол. новообразований человека на данной ступени развития его личности. Л. С. Выготским были заложены основы представлений о В. д. в рамках его трактовки игровой… … Российская педагогическая энциклопедия

    Ведущая деятельность - деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование осн. психологических новообразований человека на данном этапе развития его личности. Гипотеза о ведущем типе деятельности была высказана в начале 1940 х гг. А.Н.… … Педагогический терминологический словарь

    Деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности … Словарь-справочник по педагогической психологии

    ведущая деятельность - деятельность, являющаяся определяющей, решающей в конкретный период онтогенетического развития человека. Термин введен отечественным психологом А.Н.Леонтьевым … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологиче ских новообразований человека на определенной ступени его развития … Психомоторика: cловарь-справочник

    ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - деятельность, с которой на данном этапе онтогенеза связано возникновение важнейших психических новообразований … Словарь по профориентации и психологической поддержке

Дети растут, и происходит этот процесс крайне быстро. Настолько быстро, что иногда родителям трудно уследить за изменениями в развитии своего ребенка. Мамы и папы часто воспринимают подросших малышей, как несмышленышей, неспособных принимать персональные решения, неумеющих делать даже элементарные, будничные вещи, хотя, как показывает практика, они могут и умеют гораздо больше, чем думают взрослые. Но откуда эти маленькие человечки знают, что такое жизнь и как нужно делать то или иное действие? Все просто! Они играют и таким образом познают окружающую их среду.

Каждому возрасту присущи свои виды игр, определяющие уровень развития ребенка на конкретном этапе жизненного пути. Важно, чтобы и родители, и педагоги не форсировали процесс становления чада, а досуг малышей заполнялся посильными для них задачами. Главное — это соблюдение очередности этапов взросления ребенка, для каждого из них знаковой есть определенная ведущая деятельность. Это понятие психологи ввели в обиход еще несколько десятилетий назад и за все эти годы оно не утратило актуальности. Более того, специалисты по детской психологии выстраивают целые учения, на основе которых базируются многие современные педагогические методики.

Определение и особенности понятия

Ведущая деятельность — это тот вид деятельности ребенка, который на определенном этапе его взросления оказывает на него ключевое влияние. Каждому этапу присущи свои варианты занятий и все родители обязаны четко знать их. Отметим, что это не один определенный род действий, а их комплекс. Овладение каждым из этих действий помогает ребенку беспроблемно перешагнуть на очередную ступень развития. Для всех детей особо критичным в плане их эмоционального, психологического и физического развития, а также процесса их социализации, есть возраст от рождения примерно до шести-семи лет. Важно, чтобы ведущая деятельность ребенка в каждом из периодов, о которых мы расскажем немного дальше, соответствовала его умственным и психоэмоциональным возможностям.

Этапы взросления и соответствующие им виды деятельности

Малыши развиваются скачками, и особо наблюдательные родители могут заметить, как вдруг недавний грудничок заговорил, затем освоил первые навыки самообслуживания, а потом и вовсе стал вполне самодостаточной личностью. Однако все эти процессы подчиняются определенным закономерностям, которые давно изучены и описаны психологами. Ниже представлены главные возрастные периоды в жизни человека, а также виды ведущей деятельности детей в каждом из них.

  • 0-12 месяцев — налаживание взаимосвязи с родителями, главным образом с матерью.
  • 1-3 года — раннее детство, когда малыши заняты предметно-подражательными играми.
  • 3-6 лет — дошкольный возраст, знаменуюшийся развитием первых коммуникативных навыков, детям свойственно осваивать сюжетно-ролевые игры.
  • Дети 7-11 лет — их ведущая деятельность — это обучение.
  • 12-14 лет — подростковый период, когда наибольшее влияние на ребенка оказывает общение со сверстниками, в том числе противоположного пола, и людьми старшего возраста.
  • 15-17 лет — юношество, характеризующееся переходом во взрослую жизнь, выбором профессии и получением соответсвующего образования.

Чтобы лучше понимать ребенка и его потребности, стоит подробнее изучить, какому возрасту отвечает та или иная ведущая деятельность. Это принципиальный момент в его развитии.

Ведущая или основная?

Стоит отметить, что то, чем занят ребенок на протяжении определенного промежутка времени, например, хобби или одно излюбленное занятие, хоть и влияют на его развитие, но по факту не являются ведущей деятельностью. Речь идет о тех процессах активности, которые оказывают стимулирующее воздействие на индивидуума. Для малышей лет до семи игра как ведущая деятельность - это норма. Впоследствии ее заменяют другие занятия. Так происходит естественный процесс эволюции игры, поэтому родители должны следить, чтобы малыш не зацикливался на одном и том же развлечении. Их задача — организовать ребенку разнообразное времяпрепровождение, предоставив ему возможность свободного выбора игр.

Роль и задачи

Роль ведущей деятельности в психическом развитии ребенка трудно переоценить. То, чем занят малыш, сильно влияет на него. Быт детей необходимо организовывать так, чтобы не ограничивать их жажду познания, но вместе с тем нельзя способствовать акселерации ребенка, искусственно подгоняя то, что должно произойти в его жизни в нужное время.

Главная миссия ведущей деятельности на каждом этапе — подготовить малыша к переходу на следующую ступень взросления. Если новорожденный уверует в свою безоговорочно крепкую связь с родителями и будет знать, что он вправе всегда рассчитывать на их поддержку, то ему удастся без страха освоить окружающие его предметы, их предназначение и способы использования. Точно так же ведущая деятельность в дошкольном возраста, суть которой состоит в том, что ребенок начинает играть в ситуационные, коллективные игры, готовит его к предстоящему общению со сверстниками и взрослыми людьми в учебных заведениях и за их пределами.

От рождения до года

В свой первый год жизни человек очень сильно зависит от других людей. По большому счету без родителей или других опекающих его взрослых он не выживет. Специалисты по детскому развитию считают, что к детям, не достигшим двухмесячного возраста, некорректно использовать само понятие "ведущая деятельность". Это неправильно, потому что такие крохи в принципе не в состоянии как-либо проявлять себя. Но преодолевая этот рубеж, они начинают первый этап своего развития, на котором они должны наладить эмоциональную и коммуникативную связь с близкими. В это время человек учится дифференцировать свои чувства, концентрировать внимание, адекватно воспринимать окружающую среду, у него развиваются зачатки речевых навыков и логического мышления, с осознанием причинно-следственных связей.

Раннее детство — 1-3 года

После года дети начинают активно интересоваться окружающим их миром. Чтобы стать "похожими" на взрослых, они во всем им подражают, пытаясь использовать в качестве орудий труда различные заменители. Так, ложку им заменяет палочка, чашку — ведерко для песка, игрушки они лечат папиными наушниками, а машинку чинят с помощью своего же пальца, представляя его отверткой. Таким образом у детей развивается образное мышление, они изучают различные свойства предметов. Со временем игра эволюционирует и становится более интеллектуальной, разносторонний, в ней появляется несколько персонажей, каждый из которых имеет свою роль.

Дошкольный возраст

В этом периоде для ребенка наибольшее значение имеет сюжетно-ролевая игра. Воссоздавая некий сюжет, он пытается испытать на себе, каково это быть взрослыми. И если в раннем возрасте игрушки становятся главным предметом игр, то сейчас они из объекта превращаются в подручное средство. Такие занятия помогают ребенку наладить контакт с родителями и другим окружением, повлиять на него, а также развивают его личность в разных направлениях. С помощью игры он учится:

  • договариваться;
  • мыслить в уме;
  • фантазировать;
  • налаживать связь с другими детьми;
  • проявлять свои желания и чувства.

Чем старше ребенок, тем заметнее трансформация его игры из предметно-познавательной формы в сюжетно-ролевую. Именно в этот период игра - это ведущая деятельность, имеющая наибольшее влияние на малыша и его личностное развитие.

После семи-восьми лет дети овладевают способностью к обучению. Поэтому в этом возрасте игра перестает быть для них ведущей деятельностью. На первый план выходит учеба, они ограждаются от родителей и начинают самостоятельно выбирать свое окружение. В дальнейшем эти процессы получают еще большее выражение, но родителям важно знать, что осторожность и осмотрительность у их отпрысков появляется лишь к 15 годам, а потому их роль защитников и опекунов все еще будет актуальной в ближайшие несколько лет.

Ребенок никогда не является пассивным приемником обучающих воздействий взрослого. У него всегда есть свои желания, интересы, свое отношение к окружающему, которые находят отражение в его деятельности. Деятельность человека - это не просто его внешняя активность, она обязательно включает внутренний, психологический пласт. Категория деятельности является одной из фундаментальных психологических категорий и широко используется в детской психологии. Наиболее полно и конструктивно теория деятельности изложена в трудах А. Н. Леонтьева.

Термином «деятельность» А. Н. Леонтьев называл лишь те процессы, в которых выражается и осуществляется то или иное отношение человека к миру и которые отвечают особой, соответствующей им потребности. Именно деятельность ребенка определяет его психическое развитие и сама развивается в процессе онтогенеза. В жизни ребенка множество различных видов деятельности. Одни из них играют большую роль в развитии, другие - меньшую. Поэтому нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от главной, ведущей деятельности.

Каждая стадия развития, по А. Н. Леонтьеву, характеризуется определенным, ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительности, определенным, ведущим типом деятельности. Признаком ведущей деятельности являются отнюдь не количественные показатели, то есть сколько времени ребенок ею занят. Ведущая деятельность - это такая деятельность, в которой:
происходят главнейшие изменения в отдельных психических процессах;
развивается личность ребенка в целом;
зарождаются новые формы деятельности.

Классическим примером такой деятельности является ролевая игра, которая является ведущей для дошкольного возраста. Именно благодаря ей происходят главные изменения в психике и личности ребенка. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен в части IV нашей книги.

Психологически деятельность характеризуется тем, что ее предмет (то есть то, на что она направлена) всегда совпадает с тем, что побуждает человека к данной деятельности (то есть с ее мотивом). Например, ученик, готовясь к экзамену, читает учебник по литературе. Можно ли этот процесс назвать деятельностью? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выяснить психологическую характеристику этого процесса, то есть его мотив. Если наш ученик, узнав, что экзамен отменяется, охотно бросает книгу, то ясно, что мотивом, побуждающим его читать, было вовсе не содержание книги, а необходимость сдать экзамен. То, на что было направлено чтение, не совпадало с тем, что побуждало его читать. Следовательно, в данном случае чтение не было для него деятельностью. Деятельностью здесь была подготовка к экзамену, а не чтение книги само по себе.

От деятельности следует отличать действие. Действие - это такой процесс, мотив которого не совпадает с его предметом, а лежит в той деятельности, в которую данное действие включено. В приведенном выше случае чтение книги является именно действием. Ведь то, на что оно направлено (знакомство с содержанием книги), не является его мотивом. Побуждает его к чтению совсем не книга, а предстоящий экзамен.

Поскольку сам предмет действия не является мотивом и не побуждает действовать, для того чтобы действие возникло, необходимо, чтобы его предмет был осознан в своем отношении к мотиву деятельности, в которую он входит (то есть чтобы человек понимал, для чего он это делает). Такое осознанное отношение становится целью действия. Таким образом, действие побуждается непосредственно осознаваемой целью. Например, цель чтения книги (усвоить ее содержание) стоит в определенном отношении к мотиву (сдать экзамен).

Действие реализуется посредством операций, представляющих собой конкретный способ осуществления действий. Если действия определяются целью, то операция зависит от условий, в которых эта цель дана, то есть задачей, требующей определенного способа действий. Одно и то же действие может осуществляться с помощью различных операций. Например, запоминать стихотворение можно, читая его вслух по частям, или переписывая, или молча, читая про себя, - все зависит от условий. Первоначально операции формируются как целенаправленные действия, и лишь затем они могут приобрести форму автоматизированного навыка.

Таким образом, структура деятельности включает три уровня: деятельность - действие - операция, которым соответствует психологический ряд «мотив - цель - задача». Однако эти уровни структуры деятельности не являются жестко фиксированными и постоянными. В ходе самой деятельности возникают новые мотивы, цели, задачи, в результате чего действие может превратиться в деятельность или в операцию, и таким образом происходит развитие деятельности.

Важнейшим механизмом развития деятельности является, по терминологии А. Н. Леонтьева, «сдвиг мотива на цель». Суть его состоит в том, что цель, которая раньше побуждалась каким-то другим мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, то есть сама становится мотивом. Продолжая наш пример с учеником, этот механизм можно проиллюстрировать следующим образом. Предположим, что, читая книжку, наш ученик так увлекся ее содержанием, что оно стало для него важнее и привлекательнее подготовки к экзамену, и, несмотря на отмену экзамена, он продолжает ее читать. Содержание книги стало для него самостоятельным мотивом, а значит - чтение этой книги из действия превратилось в деятельность.

Важно подчеркнуть, что превращение цели в мотив может произойти, только если действие вызывает яркие положительные эмоции.

«Впитывая» в себя радостные переживания, связанные с другими мотивами, предмет действия (его цель) сам приобретает положительный эмоциональный заряд и становится побудителем новой деятельности. Каким же образом (и всегда ли) происходит развитие деятельности в процессе обучения ребенка? Как могут возникнуть радостные эмоции в процессе усвоения культурных норм и правил поведения?

Социальная ситуация развития - сущностная характеристика возрастного периода развития, введенная Л. С. Выготским. Социальная ситуация развития как единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой, определяет: 1) объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом (А. Н. Леонтьев); 2) особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношения ребенка к своей позиции в терминах принятия - непринятия. Социальная ситуация развития ставит перед субъектом на каждом возрастном этапе специфические задачи, разрешение которых и составляет содержание психического развития в данном возрасте. Достижения психического развития (см. Развитие психики) ребенка постепенно приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития, что приводит к слому прежних и построению новых отношений с социальной средой, а следовательно, к новой Социальной ситуацией развития. Вновь возникшее противоречие между новыми, более высокими социальными ожиданиями и требованиями к ребенку и его возможностями, разрешается путем опережающего развития соответствующих психологических способностей. Таким образом, скачкообразное изменение социальной ситуации развития выступает одним из существенных компонентов возрастных кризисов развития.

Психологические новообразования – это психологические приобретения, которые появляются у человека за определенный период времени, как правило, периодами являются возрастные ступени развития.

Новорожденность – основным новообразованием является комплекс оживления.

Младенчество (0 – 1) – прямохождение, функциональные действия, начало формирование предметно-действенного мышления, страх перед незнакомыми людьми, поиск одобрения у взрослого, полный синтез человеческого тела.

Раннее детство (1 – 3) – освоение предметных действий, складывается первичная самооценка, формирование первичных форм наглядно-образного мышления, становление внутреннего плана действий, складываются основные структуры языка, активная речь, появляется устойчивый интерес к сверстникам.

Дошкольный возраст (3 – 7) - формирование произвольных действий и поступков знаменует собой процесс возникновения нового типа поведения, который в полном смысле может быть назван субъектным; формирования механизмов собственно субъектного поведения и характера; формируются общие и специальные способности: музыкальные, художественные, танцевальные и т.п.; наиболее интенсивно развивается воображение, основой развития которого выступает игровая деятельность; складывается новая, более высокая форма наглядно-образного мышления - наглядно-схематическое мышление; произвольными и управляемыми становятся процессы восприятия, памяти, внимания; формируется прообраз мировоззрения; основное новообразование – самооценка и осознание своих переживаний.

Отрочество (7 – 14) - в ходе освоения полной структуры учебной деятельности у ребенка младшего школьного возраста складываются базовые способности теоретического сознания и мышления - анализ, планирование, рефлексия; мышление приобретает абстрактный и обобщенный характер; восприятие приобретает характер организованного наблюдения, осуществляющегося по определенному плану; внимание становится целенаправленным и произвольным, увеличивается его объем, возрастает способность распределять внимание между несколькими объектами; эмоциональные переживания приобретают обобщенный характер, формируются высшие чувства - познавательные, нравственные, эстетические.

Юность (14 – 21) - способности к самоопределению и саморазвитию; главные новообразования юношеского возраста - саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни.

Молодость (19 – 33) - возникает собственный уникальный внутренний мир; приходит ощущение устойчивости своего отношения к миру, своего социального и профессионального Я; формируется индивидуальный стиль деятельности.

Взрослость (32 – 42) - в промежутке от 34 до 37 лет наступает второй пик в развитии мышления взрослого человека, устанавливаются все более тесные и устойчивые связи между образным, вербально-логическим и практическим мышлением; человек обретает уникальную полноту самобытия, которая складывается из многообразия его прав и обязанностей в разных сферах жизни и деятельности: в обществе, на работе и в семье; и в то же время - предельную ответственность за мир и за себя в мире.

Сензитивность (от лат. sensus - чувство, ощущение) - характерологическая особенность человека, проявляющаяся по повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т. п. Сензитивным людям свойственны робость, застенчивость, впечатлительность, склонность к продолжительному переживанию прошедших или npeдстоящих событий, чувство собственной недостаточности (см. Комплекс неполноценности), тенденция к развитию повышенной моральной требовательности к себе и заниженного уровня притязаний (см.Акцентуация характера). С возрастом сензитивность может сглаживаться, в частности вследствие формирования в процессе воспитания и самовоспитания умения справляться с вызывающими тревогу ситуациями. Сензитивность может быть обусловлена как органическими причинами (наследственностью, поражениями мозга и т. п.), так и особенностями воспитания (например, эмоциональным отвержением ребенка в семье). Предельно выраженная сензитивность представляет собой одну из форм конституциональных отношений

Сензитивный период развития - период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения. Например, для развития речи, наиболее сензитивным, то есть благоприятным периодом является дошкольный возраст.

4. Прежде всего, следует определить какими понятиями можно описать онтогенез развития. Необходимо описание движущих сил (внутренних и внешних), параметров психического развития (условия, специфика, источники); определение возраста, законов психического развития, высших психических функций по Л.С.Выготскому, свойств высших психических функций.

Соотношение понятий обучения и развития (по Пиаже – развитие впереди обучения), по-бихевиористам – развитие равно обучению, по - Л.С.Выготскому, обучение ведет за собой развитие - зону ближайшего развития).

Что касается возрастной периодизации, то следует описать принципы и основные понятия возрастной периодизации, возрастную периодизацию по Д.Б.Эльконину и А.В.Петровскому, представить разнообразие возрастной периодизации в российской и зарубежной психологии.

В основе любой возрастной периодизации лежат закономерности психического развития.

Л.С. Выготский считал, что периодизация должна основываться на сущности развития в конкретный период.

В подходе к развитию ребенка учитывают 2 основных принципа:

1. Принцип историзма указывает на историческую природу детства, т.е. изменения в жизни общества влияют на развитие ребенка, изменяя возрастные границы,

2. Принцип развития в деятельности.

Эти принципы обоснованы в работах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, л.С.Выготского, П.П.Блонского, В.В. Давыдова.

Исходя из этих принципов, можно раскрыть качественное содержание любой возрастной периодизации. Это делается на основе раскрытия понятий: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразование периода.

Движущей силой развития является отношение между личностью и ее социальной средой, обозначенные Л.С. Выготским как социальная ситуация развития личности.

Под социальной ситуацией развития понимается то особое сочетание внутренних процессов развития ребенка и внешних условий, которые являются типичным для каждого возрастного этапа, обусловливает как динамику психического развития ребенка на протяжении соответствующего возрастного периода, так и качественно новые психические образования, возникающие к концу каждого периода (Л.И.Божович).

Ведущая деятельность – понятие из трудов А.Н.Леонтьева, который считал, что каждому возрасту соответствует определенный вид деятельности, влияющий на развитие в личности ребенка именно тех черт, которые характерны для его возраста.

«Ведущая деятельность – это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени.

Ведущей мы называем такую деятельность ребенка, которая характеризуется следующими тремя признаками.

Во-первых, это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Например, обучение впервые появляется в дошкольном детстве, прежде всего в игре, т.е. именно в ведущей деятельности на данной стадии развития. Ребенок начинает учиться играя.

Во-вторых, это такая деятельность, в которой формируются и перестраиваются частные психические процессы. Так, например, в игре впервые формируется процесс активного воображения ребенка, в учении – процесс отвлеченного мышления.

В-третьих, это такая деятельность, от которой зависят психические изменения личности ребенка. Так, например, дошкольник именно в игре осваивает общественные функции и соответствующие формы поведения людей.

Таким образом, ведущая деятельность – это такая деятельность, которая обусловливает изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития» (А.Н.Леонтьев).

Именно в контексте ведущей деятельности возникают специфические для данной возрастной стадии психологические новообразования, имеющие первостепенное значение для всего последующего развития ребенка. «Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности, деятельности и сознания, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период» (Л.С.Выготский).

Возникшие новообразования приводят к тому, что изменяется сама личность ребенка, структура его сознания.

Центральные новообразования являются ведущими для всего процесса развития на данном возрастном этапе и характеризуют перестройку всей личности на новой основе. Вокруг центрального новообразования располагаются все остальные частичные новообразования, относящиеся к отдельным сторонам личности ребенка, и процессы развития, связанные с новообразованиями предшествующих возрастов (Л.С.Выготский).

Процессы развития, связанные с основными новообразованиями, называются центральными линиями развития.

Поскольку новообразования приводят к перестройке сознания и изменяют всю систему отношений его к действительности и к самому себе, изменяется и социальная ситуация развития, представляющая собой систему отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью.

Возникает противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями.

Точное определение возрастных этапов сложно, так как развитие происходим непрерывно и, кроме того, существуют значительные индивидуальные вариации. Каждый такой этап представляет собой целостное динамическое образование, такую структуру, которая определяет роль и удельный вес каждого отрезка линии развития, и называется возрастом. Для определения конкретных отрезков детского развития, или возрастов, существует две важнейшие характеристики: ведущий вид деятельности и центральные возрастные новообразования.

Возрастные изменения могут происходить резко, критически или постепенно, литически (П.П.Блонский). В относительно устойчивые (стабильные) периоды развитие совершается, главным образом, за счет малозаметных изменений личности ребенка, которые, накапливаясь до известного предела, затем скачкообразно складываются в какое-либо новообразование. Такие периоды составляют большую часть детства. Поскольку внутри их развитие идет неявно (латентно), то при сравнении ребенка в начале и в конце стабильного периода отчетливо проявляются огромные перемены в его личности.

Стабильные периоды развития сменяются кризисами. В этих периодах на протяжении относительно короткого отрезка времени (несколько месяцев, год, или, самое большее, два) сосредоточены резкие кардинальные изменения и переломы личности ребенка. Ребенок в очень короткий срок меняется в основных чертах личности. Развитие принимает бурный, стремительный, иногда катастрофический, характер, оно напоминает революционное течение событий, как по темпу происходящих перемен, так и по смыслу.

Наиболее яркими кризисами является кризис 3-х лет («я сам»), подростковый кризис.

Таким образом, каждая ведущая деятельность способствует выработке так называемого новообразований возраста, а переход от одной ведущей деятельности к другой и знаменует новый возраст.

С учетом названных критериев широко распространена следующая возрастная периодизация: младенческий, ранний; дошкольный, младший школьный, средний школьный (подростковый), старший школьный (ранняя юность).

В каждом возрасте существуют возможности для наиболее эффективного развития какой-либо одной стороны психики. Например, ранний возраст (1-3 года) наиболее благоприятен для развития речи ребенка. Такой оптимальный для развития период называют сензитивным.

По Д. Б. Эльконину в пределах одной ведущей деятельности, в пределах одного возрасти имеются свои типы деятельности (не путать с видами деятельности).

В одно время активность ребенка выражается в освоении предметов окружающего мира, т.е. в предметно-манипулятивной деятельности, затем наступает период направленности ребенка на общение с другими людьми, на изучение отношений между ними. Таким образом, отношения с предметным миром можно назвать «ребенок – общественный предмет» («Р-ОП») или «ребенок - вещь», а систему отношений с людьми – «ребенок - общественный взрослый» («Р-ОВ»).

Совместные действия ребенка в этих 2-х системах и есть формирование его личности.

По Д.Б.Эльконину, среди видов ведущей деятельности можно выделить 2 группы:

I. Деятельность, ориентирующая ребенка на нормы отношений между людьми.

Система «Р-ОВ». Это:

1) непосредственно-эмоциональное общение младенца,

2) ролевая игра дошкольников,

3) интимно-личностное общение подростков.

В этих видах деятельности развивается мотивационно-потребностная сфера личности ребенка.

II. Это те ведущие деятельности, через которые ребенок усваивает общественно выработанные способы действия с предметами:

1) предметно-манипулятивная деятельность в раннем возрасте,

2) учебная деятельность младшего школьника,

3) учебно-профессиональная деятельность старшего школьника.

В этих видах развивается интеллектуально-познавательная сфера личности ребенка.

По Д.Б.Эльконину, механизм смены возраста состоит в изменении соответствия между уровнем развития отношений с определенными людьми и уровнем развития знаний о мире, действий с предметами.

Д.Б.Эльконин сформулировал закон периодичной смены возраста: смена периодов происходит на основе противоречий между новыми потребностями ребенка и старыми возможностями их удовлетворения.

Таким образом, каждый возраст характеризуется социальной ситуацией развития (ССР), ведущей деятельностью (ВД), ведущими новообразованиями (ВН, среди них есть центральное новообразование); границы возраста – кризисы.

В целом, периодизация по Д.Б.Эльконину выглядит так (см. таблицу).

Тип деятельности Возрастной период Сроки Ведущий вид деятельности Новообразование периода
I Р-ОВ Младенческий возраст 0-1 г. Непосредственно эмоциональное общение Формирование потребнос-ти в общении с другими людьми и эмоциональные отношения к ним
II Р-ОП Раннее детство 1-3 г. Предметно-орудийная деятельность Развитие речи и наглядно-действенного мышления
III Р-ОВ Дошкольный возраст 3-7 л. Ролевая игра, в которой ребенок овладевает фундаментными смыс-лами человеческой деятельности Стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности (это характеризует готов-ность к началу обучения)
IV Р-ОП Младший школьный возраст 7-11 л. Учение Произвольность этих явлений, внутренний план действий, рефлексия (осознание)
V Р-ОВ Подростковый возраст 11-15 л. Общение в системе общественно-полезной деятельности: учебной, трудовой, общественных организаций Формирование самооценки, критичного отношения к окружающим людям, стремление ко взрослости, самостоятельности, умение подчиняться нормам коллективной жизни
VI Р-ОП Старший школьный возраст 15-18 л. Учебно-профессиональная, в процессе которой формируются интересы, самосозна-ние, мечты, идеалы Мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты, идеалы.

В конце 80-х годов XX века была издана монография «Психология развивающейся личности», в которой А.В.Петровский высказал новые идеи по поводу понятия «ведущая деятельность». А.В. Петровский считал необходимым оставить в возрастной психологии понятие Л.С. Выготского «социальная ситуация развития» и не подменять его понятием ведущий тип деятельности, ибо всестороннее развитие личности не может на каждом возрастном этапе определяться всего лишь ведущим типом деятельности.

В.В. Давыдов считал, что гипотеза Д.Б.Эльконина нуждается в серьезном обосновании, а А.В.Петровский считает ее ошибочной. Он представляет альтернативную концепцию возрастной периодизации и говорит о 2-х типах закономерностей возрастного развития личности:

1. Внутренние психологические закономерности и закономерности в системе внутригрупповых и межгрупповых отношений, субъектам которых являются данная личность;

2. Те, которые являются следствием вхождения личности в новые группы (детский сад, школа, группа трудового коллектива).

Переход в новый возраст зависит от большого числа факторов: например, только потому, что общество на определенном этапе развития создает школы, возникает школьный возраст как стадия развития личности.

На каждом этапе в определенной среде ребенок проходит 3 фазы личностного развития: адаптацию, фазу индивидуализации, интеграцию личности в социальной группе.

Периодизация по А.В.Петровскому такова:

1. раннее детство, в эпоху детства преобладает

2. детсадовское детство, процесс адаптации к социальной

3. младший школьный возраст, среде

4. средний школьный возраст, процесс индивидуализации

5. старший школьный возраст, интеграция в обществе

Л.С.Выготский различает 3 группы периодизации детского развития:

1. Периодизации по внешним критериям;

2. По одному признаку;

3. По нескольким признакам.

Первая группа строится на основе внешнего критерия. Например, в основе периодизации В.Штерна лежит принцип конвергенции 2-х факторов: биологических и социальных. Еще один пример – периодизация Рене Заззо. В ней этапы детства совпадают со ступенями воспитания и обучения: раннего детства – до 3 лет, дошкольного возраста – 3-6 лет, начальное школьное образование – 6-12 лет, обучение в средней школе – 12-16 лет.

Во второй группе периодизаций используется не внешний, а внутренний критерий. Этим критерием становится какая-либо одна сторона развития, например, развитие костных тканей у П.П.Блонского и развитие детской сексуальности у З.Фрейда.

П.П.Блонский выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак – появление и смену зубов. Детство делится поэтому на три эпохи: беззубое детство – от 8 мес. до 2 – 2,5 лет, детство молочных зубов – до 6,5 лет, детство постоянных зубов – до появления зубов мудрости.

З. Фрейд называет 5 стадий развития: 1 – оральная (до 1 года), 2 – анальная (1-3 г.), 3 – фаллическая (3-5 л), 4 – латентная (5-12л) – прерывается сексуальное развитие ребенка, 5 – генитальная (12-18 л) – собственно половое развитие ребенка.

В третьей группе периодизаций предпринята попытка выделить периоды психического развития ребенка на основе существенных особенностей этого развития. Это периодизация Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина. В них используются три критерия – ССР, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.

Возрастная периодизация по Л.С. Выготскому:

кризис новорожденности – младенческий возраст (2 месяца – 1 год) – кризис 1 года – раннее детство (1-3 л) – кризис 3 лет – дошкольный возраст (3-7 л) – кризис 7 лет – школьный возраст (8-12 л) – кризис 13 л – пубертатный возраст (14-17) – кризис 17 л.

Д.Б.Эльконин (с его периодизацией мы познакомились ранее), развил представления Л.С.Выготского о детском развитии.

Периодизация интеллектуального развития ребенка по Пиаже.

Ребенок имеет определенные схемы действий, помогающие решать ему познавательные задачи. При решении мыслительных задач он использует 2 механизма:

1) ассимиляция – новая задача меняется и подгоняется под уже известную схему действий ребенка;

2) аккомодация – схемы действий изменяется так, чтобы можно было их применить к решению новой задачи.

В процессе приспособления к новой проблемной ситуации ассимиляция и аккомодация объединяется, и их сочетание дает адаптацию, которую завершает установление равновесия.

По Пиаже, интеллектуальное развитие ребенка стремится всегда именно к равновесию, к соответствующим требованиям задачи, т.е. к определенной схеме действий.

Полная логическая уравновешенность достигается по Пиаже только к подростковому возрасту. По Пиаже, интеллектуальность ребенка адаптивна, а интеллектуальное развитие ребенка спонтанно, т.к. ему способствует и биологические приспособления и социализация ребенка.

Стадии развития интеллектуальности по Пиаже - 3 больших периода, это становление 3-х основных интеллектуальных структур:

1) сенсомоторные структуры (сенсомоторный интеллект) – это системы последних материальных действий (существуют от 0-2 лет),

2) структуры конкретный операций (репрезентативный интеллект ребенка, т.е. мышление с помощью представлений) – это система действий в уме, но с опорой на внешнее наглядное данное (от 2-11 лет).

На этом этапе встречается так называемые «феномены Пиаже»: глиняный шарик – колбаска = одинаковое количество глины.

3) формально-логические операции (= гипотетико-дедуктивное мышление – высшая ступень развития интеллекта ребенка (11-15 лет).

На 2-ом этапе интеллектуального развития ребенок, как правило, не видит внутреннее отношение вещей, а воспринимает только внешние параметры отношений. В этом, по Пиаже, проявляется «реализм ребенка». Кроме того, ребенок не чувствует противоречий, поэтому у него отсутствует связь между суждениями. Эта особенность специфики детской логики обусловлена, как и реализм ребенка, его главной мыслительной особенностью, которую Пиаже назвал эгоцентризмом, – это свойство вообще характерно для детского мышления и проявляется в том, что ребенок смотрит на мир, не понимая относительности его познания его.

«Приливы и отливы» эгоцентризма идут у ребенка в соответствии с нарушением и восстановлением равновесия между новой задачей и схемой действия ее решения.

«Феномены Пиаже» постепенно исчезают к 7-8 годам. В целом же, по Пиаже, детское мышление идет от аутизма (= подсознательная мысль, миражное мышление, грезы наяву) через эгоцентрическую речь и мышление к социализированной речи и логическому мышлению (= сознательному мышлению, мышлению с целью и умением приспособиться к действительности).

Эта позиция Пиаже не сходна с позицией Л.С. Выготского. По Л.С.Выготскому, от исходно социализированной речи развития ребенка идет через эгоцентрическую речь к внутренней речи и мышлению. В том числе и к аутистическому мышлению, которое не может быть первичным, потому что это более позднее образование, почва для упражнений при имеющихся мыслительных способностях.

Когда эгоцентричная речь отмирает на границе дошкольного и школьного возраста, она не исчезает из речи ребенка, а превращается во внутреннюю речь.

Стадии развития личности по Кольбергу.

Основа – развитие морального сознания как последовательного прогрессивного процесса: 1 уровень развития морального сознания – доморальный уровень (дошкольное детство), 2 – конвенциональный (договор, соглашение – 7-13 лет, когда для детей важны внешние нормы поведения), 3 – автономная мораль (у ребенка возникают собственные внутренние принципы, совесть) (более 13 лет).

Стадии развития личности по Э. Эриксону (60-е г. ХХ века)

Центральные понятия – идентичность и самоидентичность.

Идентичность – психосоциальная тождественность, умение быть самим собой в глазах значимых других и в собственных глазах.

По Э.Эриксону, существуют 2 важных обстоятельства в развитии личности:

1. Одна стадия развития не замещает другую, а подстраиваются к ней, таким образом, начало возраста – это условное понятие,

2. Говорить о разрешении кризиса можно только с оговоркой ведь при пластичном ходе развития ни один из выборов не делается с максималистской окончательностью. Подростковый возраст занимает особое место, т.к. именно в этой период происходят центральные события в жизни, поиск самотождественности: кто я? какой я? зачем я?

  • II. Порядок изучения и оценки направления деятельности инспектируемого органа
  • II. ПРЕДМЕТ, ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОВАРИЩЕСТВА



  • Похожие статьи