Дипломная работа: Человеческий капитал в организации. Он составил формулу, которая позволяет рассчитать объемы человеческого капитала на организации

Теория человеческого капитала. Понятие человеческого капитала

Формирование теории человеческого капитала традиционно связывают с именами Т. Шульца и Г. Беккера. Т. Шульц первым предложил обособление рассматриваемой области человеческого знания с соответствующим названием, а также выпустил первое учебное пособие по теории человеческого капитала. Г. Беккер активно развивал применение социальных методов исследования для оценки доходности инвестирования в образование, получившие в последующем глубокую разработку.

Замечание 1

Теория человеческого капитала выступила ответом на запросы практики: научно-технический прогресс объективно требовал формирования новых методов управления, способных качественно повысить эффективность деятельности организаций за счет развития потенциала работников, обслуживающих «новую» экономику.

Т. Шульцем было предложено следующее определение человеческого капитала: это врожденные и приобретенные посредством обучения и практического опыта способности индивида, которые представляют ценность и могут развиваться через привлечение инвестиций.

Сегодня человеческий капитал трактуется шире: это явление характеризуется как совокупность не только врожденных и приобретенных в процессе обучения и практической деятельности знаний, умений, навыков, но и как здоровье индивида, его личностные характеристики, используемые в конкретной области трудовой деятельности, обеспечивающие рост объемов производительности труда и эффективности производства, а также благосостояние работника.

В качестве характеристик человеческого капитала как ресурса повышения эффективности организации можно выделить следующие:

  • неотделимость рассматриваемого блага от своего источника – индивида. Это специфическая черта, отграничивающая человеческие ресурсы от материальных, финансовых и других: человеческий капитал может выступать только объектом найма. Другими словами, индивид передает имеющийся у него ресурс для использования организацией. Эффективным такое использование будет считаться только при взаимной выгоде: рост производительности и прибыли организации обеспечивают удовлетворенные условиями жизнедеятельности (своей и своей семьи) и оплаты труда работники;
  • длительность использования;
  • требует вложений, как на «содержание», так на развитие;
  • ценность определяется соотношением спроса и предложения на рынке, а также зависит от иных производственных факторов, которые он дополняет.

Понятие и значение управления человеческим капиталом

В самом общем виде управление представляет собой руководство организованной системой для обеспечения ее эффективных организации и функционирования и достижения задач такого функционирования.

Замечание 2

Человеческий капитал как система подвержен влиянию разнообразных факторов как внешнего, так и внутреннего порядка.

Одни из них оказывают случайное, не целенаправленное воздействие, другие, напротив, оказывают специальное влияние, выступая субъектами управления. В условиях отечественной экономики крайне высоко влияние такого внешнего фактора, как политика государства.

Государство сегодня наряду с работодателем и работником выступает субъектом управления человеческим капиталом. Такое управление предполагает как прямое воздействие через правовое регулирование трудовой деятельности, установление минимальных гарантий обеспечения прав работника, так и опосредованно – посредством определения направлений экономического развития, налоговой политики, взаимодействия с другими государствами и тому подобное. Иными словами, государство в лице своих государственных органов и должностных лиц ответственно за социально-экономические и политические условия жизнедеятельности населения.

Но если государство выступает регулятором всех областей общественной жизни, осуществляя управление общего характера, специальными субъектами управления человеческим капиталом являются работодатель (публичные органы и учреждения, бизнес-организации, индивидуальные предприниматели) и работник.

С точки зрения индивида процесс управления человеческим капиталом – это инвестирование в свое образование, здоровье и так далее. Это вложение собственных средств для последующего извлечения прибыли: по ожиданиям индивида его усилия (не только финансовые, но и умственные, физические, психологические и другое) должны «окупиться» в будущем, что найдет отражение в социальном статусе, условиях жизнедеятельности, оплате труда и тому подобное. В качестве основных инвестиций здесь можно выделить расходы на получение специального образования, дополнительного образования и производственную подготовку, потому как именно такие расходы фактически позволяют обеспечить формирование профессиональных знаний, навыков и умений. В состав таких расходов входят:

Кроме того, можно говорить и о дополнительных расходов:

  • расходы на поддержание здоровья или лечение;
  • расходы, связанные с переездом к месту работы и другое.

С позиции работодателя управление человеческим капиталом представляет собой систему мероприятий по сбору и оценке информации относительно «качества» человеческого капитала организации, определению целей, задач и ресурсов его развития, выработке и реализации плана развития, оценке стоимости человеческого капитала и его значения для эффективности деятельности организации.

Управление человеческим капиталом современных организаций должно строиться на научно обоснованной и практически подтвержденной стратегии, постоянно преобразовываемой в соответствии с изменениями целей и задач организации на конкретном этапе ее функционирования. Это позволит организации повысить прибыль, производительность, изменить или сохранить положение на рынке и так далее.

Управление человеческим капиталом с точки зрения работодателя объединяет следующие направления воздействия на работника:

  • управление уровнем профессиональной подготовки работников посредством поиска сотрудников, их обучения, повышения их квалификации;
  • стимулирование работников к самообразованию;
  • формирование благоприятных условий труда и жизнедеятельности работника в целом, в том числе посредством обеспечения достойной оплаты труда;
  • поиск ресурсов для обеспечения управления.

Управление социально-экономическими процессами всегда по­строено на приоритетах. Развитие общества требует изменения при­оритетов. Сегодня исключительно важную роль играют приорите­ты формирования человеческого капитала.

Этими процессами мож­но и нужно управлять.

Человеческий капитал может проявляться в двух функциях - как средство и как объект управления. Его формированием и использова­нием можно управлять. Это наиболее заметно в работе с персоналом, мотивировании деятельности, организации повышения квалифика­ции, создании условий развития индивидуальных способностей, про­ектировании необходимой социально-психологической атмосферы работы (творчество, самостоятельность, ответственность и пр.).

Особое значение в управлении человеческим капиталом имеет экономическая мотивация.

Основная проблема состоит в определении связи между качест­вом труда и его оплатой и степени искажения этой связи под дейст­вием различного рода привходящих факторов.

Образование далеко не единственная детерминанта заработков. Мотивации, производственный опыт, уровень способностей, состо­яние здоровья - все это так или иначе отражается на величине зара­ботной платы. Поэтому учет образования в дифференциации зара­ботков групп с разным уровнем подготовки приводит к завышению действительного экономического эффекта обучения.

Как уже говорилось, по мнению большинства западных иссле­дователей, лица с лучшей образовательной подготовкой более эф­фективны в производстве и использовании своего «капитала здоро­вья»: ведут более здоровый образ жизни, избирают не слишком опас­ные и вредные для них профессии и т.д.

Вместе с тем высокое образование и хорошее состояние здоро­вья могут быть независимыми следствиями какой-либо общей при­чины. Например, чем меньше у человека так называемая «субъек­тивная норма предпочтения времени» (т.е. степень предпочтения настоящих благ будущим), тем активнее он сегодня заботится о сво­ем завтрашнем и послезавтрашнем дне - проявляет большую склон­ность к сбережениям, чем к приобретению товаров в кредит, а так­же готовность больше инвестировать в человеческий капитал - как в форме образовательных вложений, так и в форме вложений в «за­пас здоровья».

Важнейшим фактором управления человеческим капиталом яв­ляются инвестиции в его рост.

В США инвестиции в человеческий капитал по сравнению с тра­диционными инвестициями в физический капитал непрерывно ра­стут.

Образование не обязательно должно трактоваться как незави­симая переменная. Уровень образовательной подготовки во многом зависит от природных способностей человека и условий его воспи­тания в семье.

Однако образование может быть различным не только по уров­ню, но и по специальностям.

В этом аспекте важную роль играет не производительная, а ин­формационная (селективная) функция образования.

Как же образование выполняет информационную функцию? Поскольку предполагается, что более одаренные люди достигают в среднем более высоких ступеней образования, то, следовательно, в процессе обучения происходит как бы сортировка учащихся по уров­ню их способностей.

Естественно, что при найме работников пред­приниматели будут использовать информацию о потенциальной производительности работника.

Выгоды от образования могут выступать в виде:

а) более высоких заработков в будущем;

б) более широкого доступа к интересной, приятной и перспек­тивной работе;

в) высокого престижа профессии или повышенного удоволь­ствия от нерыночных видов деятельности в будущем.

Некоторые люди рассматривают образование как потребитель­ское благо, им нравятся посещение лекций и образ жизни студен­тов. Одни удовлетворяют свою любознательность, получают удо­вольствие от самого процесса обучения, другие стремятся к образо­ванию из-за долгосрочных выгод.

Так или иначе, выгоды от образования можно получать практи­чески в течение всей жизни. Выгоды в будущем имеют меньшую ценность по сравнению с выгодами, получаемыми сегодня. Во-пер­вых, если расходовать доходы на потребление, то желательно это сделать раньше. Существует психологическое предпочтение потреб­ления во времени, выражаемое пословицей «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Будущие удовольствия проблематичны из-за превратностей жизни. Во-вторых, если дополнительные доходы ис­пользовать как инвестиции в физический капитал с целью получе­ния прибылей в будущем, то и это лучше сделать раньше.

Повышение эффективности управления человеческим капита­лом сопровождается многими негативными современными тенден­циями развития экономики и общества:

Сокращение численности населения в трудоспособном возрасте;

Ухудшение здоровья населения и распространение нездорового образа жизни (алкоголизм, курение, наркомания, увлечение интернетом и пр.);

Увеличение количества инвалидов;

Падение трудовой морали и этики;

Утрата или «моральный износ» квалификации и образования;

Отсутствие возможностей или желания получить современное образование (плата за обучение, снижение качества образова­ния и пр.).

Однако человеческий капитал выступает не только объектом управления, но и средством решения многих проблем развития ком­пании, т.е. средством управления. Целенаправленные формирование и развитие человеческого капитала обогащают механизм управле­ния, позволяя успешно решать многие проблемы НТП, повышать конкурентоспособность фирмы, а также эффективность и произ­водительность производства, использовать новые современные тех­нологии. В этом своем значении использование человеческого ка­питала требует новых подходов к управлению: лидерство, система мотивации, стиль управления, приоритеты, организация деятельности, корпоративная культура, социальное партнерство. Эти фак­торы характеризуют человеческий капитал как средство воздействия на социально-экономические процессы.

Еще по теме Человеческий капитал и управление социально-экономическими процессами:

  1. 1.3 Формирование и развитие человеческого капитала как важнейший инструмент управления человеческими ресурсами
  2. ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ НЕУСТОЙЧИВЫХ ДЕЛОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ

Носкова Кристина Альбертовна
Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых
аспирант


Аннотация
Ценностью любого предприятия является опыт, навыки, знания, инновационная деятельность работников. Экономический успех любой компании зависит от ее способности понять, как человеческий капитал влияет на производительность. Конкурентоспособность компаний зависит от стратегии и методов привлечения, найма, управления, развития и удержания самых эффективных талантливых сотрудников. Методы управления человеческим капиталом это инструменты для достижения бизнес-целей предприятия.

METHODS OF HUMAN CAPITAL MANAGEMENT

Noskova Christina Albertovna
Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs
graduate student


Abstract
The value of any company is the experience, skills, knowledge, innovation workers. The economic success of a company depends on its ability to understand how human capital affects performance. Companies" competitiveness depends on the strategy and methods of recruitment, hiring, managing, developing and retaining the most effective talent. Methods of human capital management is a tool to achieve the business goals of the company.

Введение

В условиях наукоемкой и глобальной экономики знаний, управление человеческим капиталом (навыки, талант, знания сотрудников организации) это едва ли не единственный устойчивый источник конкурентного преимущества для организации. Организации стремятся быть более гибкими, чтобы реагировать на изменения рынка.
Смысл глобальной экономики – быстро и дешево разработать и произвести продукт или услугу. Продукт и услугу можно быстро и недорого дублировать или скопировать, а инновации и знания трудно скопировать и гораздо труднее получить в качестве актива. Концепция управления активами человеческого капитала получила свое значение из понимания, что «человеческий капитал» рабочей силы используется в качестве средства или способа производства.
Управление человеческим капиталом сочетает в себе современные технологии с передовой методологией формирования, управления и развития человеческого капитала для достижения и поддержания конкурентных преимуществ. Под «управлением человеческого капитала» понимаются кадровые услуги, подбор персонала, оценка человеческого капитала, проверка услуг, управление талантами, управление персоналом, аутсорсинг, программное обеспечение решений управления человеческим капиталом. Под «управлением человеческого капитала» понимается практика, процессы и системы, которые используются для управления и развития сотрудников организации («активы»). В управлении человеческий компонент - самый обременительный из всех активов с одной стороны, а с другой – люди - единственный элемент, обладающий способностью производить стоимость продукта. Производительность человеческого капитала организации не всегда предсказуема, и находится под контролем работодателя. В основе практики управления человеческим капиталом лежит убеждение того, что рабочая сила является частью капитала компании, как и другие активы, такие как земля, здания и оборудование. Успешное управление человеческим капиталом обычно начинается с процесса поиска и найма рабочей силы.
Концепция управления человеческим капиталом отличается от традиционной концепции управления персоналом тем, что под управлением персонала понимается набор персонала, расчет заработной платы, пособий, и других фундаментальных аспектов трудовых отношений. В динамично развивающихся организациях осознают необходимость преобразования традиционных функций управления персоналом, человеческих ресурсов и создают среду управления человеческим капиталом организации, которая использовала бы рабочую силу, человеческий капитал как инструмент конкурентной борьбы . Динамично развивающиеся организации максимизируют свои инвестиции в человеческий капитал, воспринимают рабочую силу в качестве актива, требуют от человека быть активным и иметь сильную деловую хватку. В таких организациях повышение эффективности управления человеческим капиталом не только стимулирует развития рынка и улучшает производственные процессы, но и позволяет им непрерывно опережать конкурентов. Организации, стремящиеся получить конкурентные преимущества, выходят за пределы своей зоны комфорта и расширяют свое присутствие в новых регионах, рынках и отраслях. Методы управления человеческим капиталом, приемлемые для небольших организаций, не справляются с задачами динамично растущих компаний.
С теоретической точки зрения концепция управления человеческим капиталом рассматривает сотрудника как «человеческий актив» в широком смысле слова в стратегических рамках общих целей организации. Концепция управления человеческим капиталом развивает способности отдельного работника, выявляет его сильные и слабые стороны с целью помочь сотруднику внести больший вклад в успех организации. Опыт работника, накопленный в течение долгого времени увеличивает пул человеческого капитала организации. Человеческие ресурсы, как и иные ресурсы, не являются бесконечными. За толковых, способных сотрудников идет конкурентная борьба между участниками бизнеса.

Принципы управления человеческим капиталом

Принципы управления человеческим капиталом связаны с инновационной деятельностью.
Создание мощного человеческого капитала требует от компании стратегии фактов, мер и процессов для большей отдачи от своих сотрудников.
Применение новых технологических решений является катализатором для появления новых подходов и методов управления человеческим капиталом.
Бизнес-модель предприятия и стратегия человеческого капитала должны совпадать.
Человеческий капитал необходимо рассматривать как стоимость актива, а не расходы, которые нуждаются в оптимизации.

Методы и технологии управления человеческим капиталом

Измерения и управление человеческим капиталом становится искусством, частью науки. Управление человеческим капиталом состоит из команд, которые сосредоточены на привлечении, развитии, сохранении и управлении персонала.
Методы управления человеческим капиталом в корпоративной среде включают в себя:
- управление по целям,
- содействие личностному развитию каждого сотрудника для улучшения совместной работы,
- объединение целей каждого отдельного сотрудника с целями организации.
Основные методы и технологии управления человеческим капиталом состоят из:
- концептуальных вопросов управления персоналом;
- управления талантами, талант является единственным устойчивым преимуществом в глобальной экономике знаний, в комплексной стратегии и практики управления талантами;
- мотивации и оценки персонала;
- правовых аспектов трудовых отношений;
- обучения, развития персонала;
- отбора, наема, адаптации персонала;
- стратегии HR.

Основные характеристики решений управления человеческим капиталом

Облачные решения по управлению человеческим капиталом содержат в себе мощные, многофункциональные приложения IT-технологий, которые помогают организациям по управлению трудовыми отношениями и человеческих ресурсов.
Ключевые функции управления человеческим капиталом включают в себя:
а) глобальное управление рабочей силой
Многие организации расширяют свою деятельность по всему миру. На развитие трудовых ресурсов влияют культурные барьеры, культурная среда, различные нормативные требования и другие факторы. С помощью систем управления человеческим капиталом глобальные компании могут более эффективно координировать деятельность сотрудников в различных точках, которые охватывают несколько континентов, в реальном масштабе времени.
б) найм
Поиск подходящего кандидата для каждой открытой позиции имеет решающее значение для успеха любого бизнеса. Решения управления человеческим капиталом помогают компаниям более тщательно рассматривать резюме и оценивать кандидатов, улучшить методы создания и поддержания должностных инструкций, лучше отбирать кандидатов, имеющих соответствующие навыки и опыт. Главный навык, которым должен сейчас обладать успешный специалист – это способность быстро меняться и эффективно работать в условиях постоянных перемен.
в) обучение и образование
IT-приложения управления человеческим капиталом помогают компаниям ускорить процесс вовлечения и обучения новых сотрудников через различные учебные материалы, доступными в Интернете. Учебные материалы также могут быть использованы для расширения навыков существующих сотрудников, или помочь сотрудникам приобрести знания.
Повышение образования работников может быть:
- краткосрочным (тренинги, мастер-классы, work shops);
- среднесрочным (курсы, в т.ч. языковые);
- долгосрочным (дополнительное, MBA);
- дистанционным (e-learning).
Через обучение и повышение образования отслеживается прогресс изменения воздействия учебных программ на производительность труда.
г) расчет заработной платы
Автоматизация многих решений управления человеческим капиталом связана с функцией расчета заработной платы, в том числе для расчета почасовой оплаты труда, больничного, отпуска, использования служебного времени.
д) учет служебного времени
е) управление производительностью
ж) менеджмент премий, вознаграждений

Преимущества управления человеческим капиталом

Одним из самых больших преимуществ управления человеческим капиталом является виртуализация данного направления. С ростом информационных технологий компании нашли более продвинутые методы управления своей рабочей силой. Инновационное решение управления человеческим капиталом заключается во внедрение в облачную структуру программного обеспечения услуги по управлению человеческим капиталом. Теоретическая основа облачного управления человеческим капиталом заключается в том, что сотрудники организации являются лицами с различными потребностями и целями, а поэтому их не следует рассматривать как типичный бизнес-актив, такой как оборудование или средства. Основными проблемами повышения производительности труда со стороны работника является отсутствие знаний, недостаточная подготовка, и неудачи в процессе управления человеческим капиталом работника.
Решения облачного управление человеческим капиталом обеспечивают ключевые преимущества для компаний, предоставляя инструменты и технологии, необходимые для повышения эффективности управления трудовых отношений, формирования мотивированных и лояльных сотрудников. Применение передового опыта (облачных услуг) в практике управления человеческим капиталом приведет к улучшению работы организации. Передовая практика управления человеческим капиталом включает в себя обеспечение гарантий занятости, селективный наем персонала, повышение их квалификации, комплексное обучение, обмен информацией, самоуправляемые команды, более высокую оплату труда на основе деятельности организации, и в конечном итоге извлечение преимуществ для организации.
Методы управления человеческим капиталом в выборе лучших сотрудников, повышении эффективности работы сотрудников делает их незаменимым ресурсом для организации.
Управление человеческим капиталом создает свободный поток информации между начальниками и подчиненными, обеспечивает важность навыков межличностного общения и развития личности сотрудников.

Заключение

Методы управления человеческим капиталом сосредотачиваются на ключевых приоритетах HR для повышения производительности рабочей силы.

Управление персоналом кризисной организации включает:

1) оценку персонала в кризисной динамике;

2) планирование перспективной кадровой структуры (кризисной и посткризисной);

3) прием и увольнение работников;

4) общую подготовку и обучение работе в экстремальных условиях;

5) профилактику конфликтов.

Эти функции антикризисного менеджмента находятся во взаимообусловленности: планирование кадрового состава фирмы на близкую и дальнюю перспективу базируется на результатах оценки персонала в его кризисной динамике (как основы для экстраполяции развития событий); прием новых и увольнение ставших лишними работников исходит из запланированной структуры; общая профессиональная подготовка, а также обучение работе в экстремальных условиях является средством достижения запланированных целей; профилактика конфликтов выступает основой для предупреждения социальных и материальных потерь, сплочения и повышения общего управленческого качества персонала организации.

Принципы управления персоналом по сути своей представляют собой основные нормы и правила, которые должен использовать в своей управленческой деятельности руководитель. Они отражают тенденции, экономические законы, положения менеджмента.

Принципов управления персоналом существует довольно много. Исследователи выделяют следующие группы:

1) базисные;

2) частные;

3) специфические.

Базисные принципы действуют, как правило, на уровне государственных органов управления, к ним относятся законность, демократизм, научность, преемственность. Специфические принципы используются при управлении персоналом в хозяйственных организациях: оптимизация персонала организации; разделение управленческих ролей в организации; формирование потенциала персонала.

Частные включают принципы, связанные с работой состава персонала: поиск, распределение, подготовка, дополнительное образование.

В антикризисном управлении, помимо вышеперечисленных, существует определенный набор принципов, использование которых позволяет грамотно управлять персоналом в кризисной ситуации и в период ее преодоления, а также способствует предотвращению кризисов:

1. Принцип системности - в его рамках руководители, специалисты и все сотрудники организации рассматриваются как целостная динамическая система, которая тесно связана с внешней средой бизнеса. Подразумевается полная координация всех процессов формирования и изменения кадрового состава организации.

2. Принцип командности - большинство руководителей пытаются создать у себя в организации команду - специально подобранные сотрудники и специалисты, которые выполняют различные функции, но объединены общими целями и задачами. Такой принцип особенно важен для предприятий в период кризиса, так как для решения проблемы часто требуется всеобщее объединение и взаимодействие. Однако этот принцип распространяется не только на кризисные ситуации - многие руководители с самого начала направляют коллектив на тесную совместную деятельность, что позволяет более успешно решать задачи и проблемы.

3. Принцип равных возможностей - предоставление всем сотрудникам, независимо от их классовой, национальной или половой принадлежности, равных прав и возможностей. К сожалению, этот принцип не так широко распространен, как другие, в силу прошлых устоев. Однако именно он позволяет избежать внутренних конфликтов между сотрудниками.

4. Принцип горизонтального сотрудничества - проблемой многих современных организаций является наличие такого явления, как перекладывания заданий и обязанностей на подчиненные отделы. Как правило, выполнение работ этими отделами слабо контролируется, что приводит к негативным результатам. Поэтому необходимо создать горизонтальные связи, которые будут обеспечивать нужный уровень информации и контроля.

5. Принцип правовой и социальной защищенности - его основа состоит в строгом и неукоснительном соблюдении Конституции РФ, различных нормативно-правовых актов и кодексов.

Кроме того, он подразумевает, что современный менеджер должен знать и использовать трудовой, административный, гражданский и другие кодексы и отрасли права. В противном случае недостаточная подготовка руководителя может привести к конфликтным ситуациям разного рода, по поводу трудовых отношений, например.

6. Принцип индивидуального подхода к каждому сотруднику - в современных условиях все большее внимание отдается личным качествам сотрудника, его навыкам и возможностям. Такой принцип позволяет создать наилучшие условия для применения делового таланта сотрудников.

Кроме того, этот принцип распространяется и на случаи выяснения каких-либо проблем.

Таким образом, управление персоналом в кризисной ситуации - это тщательный и чаще всего заранее продуманный процесс, который может по ходу корректироваться и изменяться. Нужно отметить, что игнорирование этого вопроса может привести к довольно тяжелым последствиям, так как очень важно скоординировать работу персонала даже на обычном предприятии, не говоря уже о кризисном.

Специалист по антикризисному управлению.

До недавнего времени считалось, что специалист по антикризисному управлению работал лишь в специальных организациях, предоставляющих услуги по вопросам кризисных ситуаций и неплатежеспособности организации. Но это довольно узкий подход. В настоящее время практически каждой организации требуются подобные специалисты.

Стратегия его поведения зависит от многих факторов: личных качеств, условий конкретной ситуации, уровня профессионализма и др. Вообще, нужно отметить, что антикризисный управляющий должен быть очень хорошо подготовлен как с теоретической точки зрения, так и с практической.

Стратегия поведения складывается из большого числа составляющих. Деятельность антикризисного управляющего будет эффективна только в случае наличия определенных условий.

1. Возможность руководства - фактически антикризисный управляющий руководит организацией, определяет ее стратегию, основные методы и способы преодоления кризиса. Ему приходится не только заниматься выбором различных альтернатив, но еще и ставить конкретные задачи.

2. Лидерское положение в организации - антикризисный управляющий имеет возможность добиться поставленной цели только в том случае, если сотрудники признают его лидером и готовы подчиняться. Здесь большую роль играет психологический аспект.

3. Консультирование - антикризисный управляющий часто располагает навыками, неизвестными другим сотрудникам. Он должен не только раздавать, но и объяснять поставленные задачи.

Для того чтобы выработать стратегию поведения, управляющему необходимо четко разобраться в ситуации и определить временные рамки. Кроме того, он должен иметь данные обо всех имеющихся в наличии средствах, готовых быть использованными для преодоления ситуации.

Очень часто антикризисный управляющий первым делом создает свою команду, которая совместно работает над ситуацией. В нее, как правило, входят различные специалисты - экономисты, юристы, маркетологи и т. д.

На первоначальном этапе происходит оценка сложившейся ситуации и выявление причин ее возникновения. Это позволяет оценить масштабы кризиса и план примерных действий.

Выбранная стратегия не всегда бывает успешной. Ее успех зависит не только от достоверности полученных данных и правильного выбора альтернативы, но также и от отношения антикризисного управляющего с другими сотрудниками организации и его адаптации.

Стратегия поведения антикризисного управляющего в немалой степени содержит в себе психологический фактор. Разные специалисты в одной и той же ситуации могут выбрать разную тактику. Стратегия может быть жесткой или достаточно мягкой - это зависит от того, как персонал реагирует на происходящие изменения. Кроме того, многое зависит от индивидуальных особенностей управляющего.

Нужно сказать, что стратегия поведения - это первоначальный этап в работе. Она определяет процесс анализа и диагностирования предприятия, способы общения с персоналом и т. д. Необходимо с первых же моментов четко обозначить свою позицию для всех остальных сотрудников для их более быстрой адаптации.

Многие специалисты по антикризисному управлению имеют какую-то определенную стратегию поведения, однако постоянное ее использование может в какой-то период не сработать. Жесткие меры не всегда приносят хороший результат, а долгая подготовка может стать причиной упущения сроков.

Поэтому определяющим для любой стратегии поведения является оценка ситуации. Причем важно в короткие сроки получить максимум данных, что могут лишь высококвалифицированные специалисты.

6. Регулирование трудовых отношений в процессах антикризисного управления

Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, принятому 21 декабря 2001 года (в редакции декабря 2006 и апреля 2007), трудовые отношения - это отношения, в основе которых лежит соглашение между работодателем и работником о личном выполнении работником за определенную плату трудовой функции. Кроме того, здесь предусматривается подчинение работника внутренним правилам при предоставлении работодателем условий труда, рассмотренных трудовым законодательством, соглашениями, различными видами договоров.

Теория человеческого капитала позволяет объяснить структуру распределения личных доходов, возрастную динамику заработков, неравенство в оплате мужского и женского труда, причины миграции и др. Благодаря этой теории образовательные инвестиции стали рассматриваться как источник экономического роста, не менее важный, чем обычные инвестиции.

При этом большую роль играет то обстоятельство, что полученное образование делает человека не только более эффективным работником, но и более эффективным учеником. Кроме того, чем более одарен человек, тем меньше затрачивает он усилий на приобретение новых знаний, т.е. тем меньше издержки он несет и тем выше спрос на образование.

Человеческий капитал - это самый выгодный объект для инвестиций. И эта тенденция все больше и больше набирает темп, причем от моды, сегодня это превращается в абсолютно рациональную, прагматичную политику многих структур. Про специфику любой деятельности говорить, одновременно, и сложно и просто. Как и подавляющее большинство практикующих психологов, мы исходим из принципа «не навреди клиенту». Особенность подхода состоит в соблюдении следующих принципов. Во-первых, я и мои коллеги рассматривают организацию в ее целостности. В этом смысле принцип номер один - принцип целостности организации. Во-вторых, организацию мы рассматриваем как развивающееся существо. Для нас очень важна диагностика циклов и стадий развития организации, поскольку очень многие феномены, которые мы изучаем и многие проблемы, которые мы практически решаем, детерминированы именно этими причинами. Поэтому принцип номер два - это принцип развития. В третьих, организации, с которой мы имеем дело, в общем-то, все равно, предметом какой науки она является: психологии ли, эргономики, юриспруденции, и так далее. Поэтому третий принцип - это междисциплинарность и «клиентоориентированность». И, наконец, в качестве четвертого принципа выступает необходимость технологического подхода к работе с человеческим измерением организации. Имеется в виду, что дело не в том, какими методами исследования или воздействия мы пользуемся. Дело в том, что сами по себе методы чаще всего инвариантны. Мы же имеем дело каждый раз с особыми ситуациями, в которых оказывается та или другая организация. И вот, эти особые ситуации нужно уметь находить и разрабатывать. Нужно уметь адаптировать соответствующие комплексы методов, которые я называю технологиями (то есть некие наборы методов) с определенным рисунком, который, собственно говоря, и задает специфику работы с данной организацией, с проблемами, которые есть в этой организации.

Экономисты рассматривают затраты на обучение и образование как одну из форм инвестиций. Пойти на курсы, чтобы стать бухгалтером, с этой точки зрения практически то же самое, что купить грузовик, чтобы заняться перевозкой гравия. В обоих случаях человек в данный момент совершает затраты, чтобы в будущем получить то, что даст ему возможность зарабатывать больше. Основное различие в данном случае состоит в том, что водитель грузовика приобретает капитал в виде машины, а бухгалтер получает человеческий капитал -- капитал в виде умственных способности. Некоторые люди рождаются с определенными способностями или, по крайней мере, с необычными возможностями для их развития. Огромные зарплаты профессиональных спортсменов, первоклассных оперных певцов и других суперзвезд являются прямым следствием проявления этих возможностей. Но те способности, с которыми люди рождаются - лишь полдела. Обучение и образование важны, по крайней мере, не меньше, чем врожденная способность для выполнения многих специальностей: от юристов и бухгалтеров до стеклодувов и парикмахеров. Решение кадровых вопросов в условиях рыночных отношений и рынка рабочей силы приобретает особо важное значение, так как меняется общественный статус работника, характер его отношений к труду и условиям продажи рабочей силы. В этих условиях руководитель предприятия (работодатель) должен в своих решениях исходить из того, что человеческий потенциал проявляется при благоприятных условиях для работника, а его способности в выполнении работ, решении задач, в том числе проблемных, зависят от многих качественных показателей, характеризующих его как личность и специалиста. Система управления персоналом должна носить комплексный характер и строиться на концепции, согласно которой рабочая сила рассматривается как невозобновляемый ресурс или человеческий капитал. Одним из важных видов деятельности менеджеров при управлении человеческими ресурсами является приём на работу. Задачей привлечения персонала является обеспечение покрытия чистой потребности в персонале в качественном и количественном отношении с учётом места и времени, а также эффективное соединение характера решаемых предприятием задач с человеческой природой работников, выполняющих эту задачу. Хотя многие менеджеры при приёме на работу ориентируются прежде всего на то, где раньше работал человек, получая эту информацию зачастую из личной беседы или трудовой книжки, существуют определённые технологии подбора персонала, которые с успехом используются в мировой практике. Они включают два различных вида деятельности: набор и отбор персонала. Прежде чем организация предложит кому-либо работу, она должна найти тех людей, которые хотели бы её получить. В этом и заключается набор - создать необходимый резерв кандидатов на все должности, из которых затем будут отобраны наиболее подходящие работники. То есть отсюда главная задача отбора персонала - выбор наиболее подходящих кандидатов из резерва, созданного в ходе набора. При этом используются многочисленные формы и методы отбора, с помощью которых фирмы и организации отбирают наиболее подходящих им людей. Отбор персонала имеет важное значение при управлении человеческими ресурсами, так как от него во многом зависит дальнейшая деятельность организаций, ибо только при наличии квалифицированного персонала они смогут добиться наилучших результатов и поставленных задач.

Структурные изменения в совокупной рабочей силе, интерес к факторам экономического роста и экономической динамике явились причиной возникновения и развития теории человеческого капитала. Большинство экономистов формируют структуру человеческого капитала по затратному принципу, на основании различных видов инвестиций в человеческий капитал. Для оценки и сопоставления уровня социально-экономического положения различных стран используется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).

Ожидаемая отдача от инвестиций в человеческий капитал - это более высокий уровень заработков, большее удовлетворение от избранной работы, более высокая оценка нерыночных видов деятельности.

Функции антикризисного управляющего специфичны, достаточно трудоемки и требуют компетенции в различных отраслях знаний. Все большее значение должны приобретать репутация, имидж антикризисных управляющих, представляющих собой новый менеджерский слой отечественного предпринимательства. Уровень их профессионализма в проведении антикризисных мер является определяющим в достижении стабилизации экономического развития.

Главное, конечно в том, что руководитель должен быть справедливым по отношению к своим сотрудникам. Без справедливости не бывает доверия и, следовательно, социального капитала. Кроме того, руководитель должен быть слухоголиком, уметь слушать своих сотрудников. Когда сотрудник понимают, что их лидер действительно способен слушать и воспринимать другие точки зрения, они увереннее выскажут свои мысли и примут участие в свободном обменен идеями. Руководителю должны быть присущи широта взглядов и терпимость к инакомыслию.

Согласно М. Бауэру существует четыре ключевых принципа, какими должен руководствоваться лидер любого уровня:

Уважительное отношение к сотрудникам - лидер должен уметь слушать, ценить достижения других и учитывать их интересы;

Развитие у сотрудников уверенности в себе и самоуважения, позитивного восприятия себя и своей работы; начальники, не ориентированные на лидерство, могут практически свести на нет уверенность и самооценку сотрудников грубой и неконструктивной критикой, часто в присутствии других;

Воспитание последователей - необходимо вырабатывать у сотрудников уверенность в том, что от них действительно зависти результат деятельности компании, следует помогать всем сотрудникам в развитии их личностных качеств;

Стремление сделать всех сотрудников партнерами.

2. Система антикризисного управления персоналом

Персонал предприятия - это глубокая и сложная структура, которая нуждается в твердой и упорядоченной системе управления.

Сам процесс управления персоналом представляет собой целую совокупность действий руководителя, которые включают подбор и распределение персонала; планирование и организацию работы сотрудников; диагностику персонала; учет его движения; программы по повышению квалификации; мотивацию и стимулирование труда и, конечно, предоставление благоприятных и безопасных условий труда.

Антикризисное управление, помимо всех вышеперечисленных мер, предполагает наличие дополнительных программ деятельности сотрудников, а также включает социально-психологические факторы.

В современных условиях, когда стабильное состояние - это чаще всего недолговременное явление, нужно уделять особое внимание вопросам быстрой адаптации сотрудников к изменяющимся условиям, их мотивации и обеспечения гарантиями.

С возникновением новых условий и факторов решение задач в рамках старых программ становится неэффективным, и требуется разрабатывать новые, соответствующие условиям среды.

В общем виде система антикризисного управления персоналом - это комплекс подсистем общего и линейного руководства, а также отдельные функциональные подсистемы, отвечающие за выполнение определенных задач.

Подсистема общего и линейного руководства представлена высшим руководством, менеджерами старшего и среднего звена. Они осуществляет общий управленческий процесс.

Функциональные подсистемы предназначены для выполнения следующих задач:

1) управление подбором и распределением персонала;

2) планирование рабочего процесса сотрудников;

3) управление системой мотивации;

4) управление трудовыми отношениями;

5) управление развитием персонала;

6) управление социально-правовой базой;

7) информационное обеспечение системы управления персоналом.

Структура системы управления вообще зависит от характеристик самого предприятия: его масштаба, характера деятельности, территориального расположения, сферы бизнеса и т. д. Как правило, в крупных организациях система управления персоналом достаточно сложная и разветвленная, в то время как в средних и малых организация одна подсистема может выполнять сразу несколько функций.

Для обеспечения должного уровня антикризисного управления персоналом, руководителям необходимо обратить внимание на планирование и разработку кадровых стратегий при работе с ним. Основные меры здесь:

1) привлечение новых сотрудников и специалистов;

2) переквалификация сотрудников в связи с использованием новых программ и технологий;

3) разработка системы гарантий (социальных, правовых и т. д.);

4) организация системы трудоустройства сотрудников при перепрофилировании предприятия.

В последнее время пристальное внимание в сфере антикризисного управления персоналом уделяется кадровому маркетингу. Это комплекс мер, направленный на повышение квалификационного уровня сотрудников и развитие персонала.

Основные методы, применяющиеся в кадровом маркетинге, это создание образовательных учреждений в рамках данного предприятия для подготовки узких специалистов; привлечение студентов и аспирантов для стажировки и практики; сотрудничество с различными службами занятости; разработка системы обучения для действующих сотрудников с целью повышения их профессионального уровня; использование лизинга персонала.

Еще одним важным направлением в антикризисном управлении персоналом является использование так называемых профессиограмм - это линия качеств сотрудника, которые необходимы и предпочтительны для данной должности. Профессиограммы имеют большое значение с точки зрения планирования и прогнозирования возможных потребностей в том или ином уровне сотрудника (его квалификации) на определенном этапе функционирования предприятия. Ни одно предприятие не может обойтись без своей организационной культуры, это является частью его существования. Кроме того, эффективное управление невозможно построить на статичных основах, необходимо использовать новейшие разработка в области организационно-культурной базы предприятия.

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Управление человеческим капиталом [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Без человеческого капитала не сможет существовать ни одно предприятие, поэтому он является одним из важнейших аспектов теории и практики функционирования предприятия.

Стратегия управления человеческим капиталом

Комплекс вопросов, связанных с управлением человеческим капиталом организации, является одним из наиболее значимых аспектов экономической деятельности предприятия в современных условиях.

От эффективности управления и использования человеческого капитала зависит результативность экономической деятельности предприятий любых отраслей и сфер деятельности.

Следовательно, перед предприятиями неизбежно встает вопрос, как осуществлять управление человеческим капиталом, чтобы по результатам анализа предпринять действенные меры по повышению эффективности его использования.

Комплексный подход к управлению человеческим капиталом должен основываться на использовании результатов оценки его потенциала. С точки зрения внутреннего содержания необходимо определить и цели управления человеческим капиталом.

Рисунок 1. Управление человеческим капиталом

В основе стратегии управления человеческим капиталом должны лежать три основных принципа:

  1. привлечение на работу высококвалифицированных специалистов или подготовка собственных специалистов высокой квалификации в рамках необходимых направлений;
  2. создание условий, способствующих профессиональному развитию и закреплению в организации наиболее квалифицированных, опытных работников, обладающих также необходимыми нравственными характеристиками и навыками эффективной работы в команде;
  3. совершенствование организации системы управления человеческим потенциалом в целом.

В перспективе актуальной становится задача управления человеческим капиталом путем внедрения в организации более совершенных процедур оценки персонала и развития оценки человеческого капитала.

Эффективная реализация стратегии управлением человеческим капиталом позволяет повысить производительность труда за счет интенсификации хозяйственной деятельности, привлекая для этого имеющийся потенциал персонала. Управление человеческим капиталом на основе результатов его оценки позволяет предприятию повысить результативность своей экономической деятельности.

Система управления человеческим капиталом

Следует отметить и наличие объективных предпосылок для формирования системы управления человеческим капиталом.

Особенности накопления человеческого капитала заключаются в предъявлении рынком новых требований к качеству рабочей силы. На российском рынке труда постоянно повышаются требования к образованию и профессиональному опыту, следовательно, накопление человеческого капитала фактически должно происходить непрерывно. Нельзя допускать радикальных изменений в структуре человеческого капитала в организации, обесценивания знаний, опыта и навыков, полученных людьми в системе образования и в процессе производственной деятельности, а также в ходе повышения квалификации.

В системе управления человеческим капиталом на всех уровнях инвестируются значительные средства. На государственном уровне в виде образования, здравоохранения и т.д. На уровне предприятий – в виде повышения квалификации сотрудников и профессионального развития. На уровне собственников человеческого капитала, т.е. непосредственно человек получает дополнительное образование, самостоятельно повышает квалификацию и приобретает профессиональные навыки. Все эти вложения в конечном итоге увеличивают человеческий капитал работника.

В рамках системы управления человеческим капиталом главной формой инвестиций в него является формальное образование, прежде всего – высшее. Для управления человеческим капиталом первостепенное значение имеет качество приобретенных знаний, умений, навыков и социальных связей. Уровень образования и трудовая занятость прямо взаимосвязаны между собой. Более высокий уровень образования и более важен в рамках системы управления человеческим капиталом.

Следующим элементом выступает профессиональный опыт, т.е. накопленный багаж практического производственного опыта. По объему уровень профессионального опыта сопоставим с объемом формального образования в структуре человеческого капитала отдельного работника. В данном случае также следует учитывать разницу между специальной и общей профессиональной подготовкой, что на многих предприятиях имеет ключевое значение для управления человеческим капиталом. В современных условиях примерно одинаково популярны два подхода к наращиванию человеческого капитала:

  1. Специальная профессиональная подготовка осуществляется за счет предприятия, и такие навыки могут быть применены на данном конкретном предприятии.
  2. Общая профессиональная подготовка – это навыки и умения, которые могут найти применение на различных предприятиях, такая подготовка чаще всего осуществляется человеком самостоятельно.

Объективная заинтересованность предприятия в формировании системы управления человеческим капиталом обусловлена его современной ролью для текущей экономической деятельности компании. В частности, человеческий капитал определяет эффективность и результативность хозяйственной деятельности, осуществление инновационной деятельности, а также способствует повышению производительности труда.

Таким образом, для предприятий актуальным является формирование такой системы управления человеческим капиталом и оценки способностей персонала, которая позволила бы определять эффективность использования производительных сил работников организации. Следует учесть, что человеческий капитал является ключевым фактором успешного функционирования предприятия в современных условиях. Представляется объективным утверждение, что "человеческий капитал организации являются основным источником значительного и устойчивого конкурентного преимущества" . При этом важным аспектом для управления является возможность оценить непосредственный эффект от применения человеческого капитала. В этой связи формирование системы оценки человеческого капитала для целей управления отвечает современным условиям хозяйствования предприятия и развития национальной экономической системы в целом.

Факторы, влияющие на управление человеческим капиталом

Характер влияния

Годовой объем производства

Самым большим убытком от потери отдельного сотрудника является потеря его вклада в объемы реализации и прибыли организации. Поэтому одним из объективных факторов измерения общей стоимости человеческого капитала выступает оценка финансового вклада каждого работника в годовые объемы выручки и прибыли. Сочетание вклада всех сотрудников в доход компании отражает ценность человеческого капитала для производственной организации.

Возрастной диапазон сотрудников организации

Возраст сотрудников отражает фактор измерения человеческого капитала в той его части, из-за которой происходит увеличение общего объема производства в организации. С увеличением возраста работника растет ценность рабочей силы, что обусловлено приобретением с возрастом профессиональных навыков и умений. Вместе с тем с приближением пенсионного возраста стоимость человеческого капитала отдельного сотрудника организации уменьшается, а при выходе на пенсию его человеческий капитал стремится к нулю.

Качество и количество приобретенного опыта

Приобретенный опыт может оцениваться как результаты обучения сотрудников, что является одним из ключевых факторов оценки стоимости человеческого капитала отдельного сотрудника. Если же сотрудник покидает организацию, то она теряет средства, потраченные на финансирование его обучения, повышения квалификации и приобретения профессиональных знаний.

Затраты на найм новых сотрудников

Непосредственная потеря сотрудника вследствие его ухода из организации также отражается на расходах, связанных с затратами на поиск работника. Фактически, затраты на замену сотрудников могут быть объективно включены в оценку стоимости человеческого капитала исходя из реальных затрат на подбор и отбор персонала.

В этой связи управление человеческим капиталом должно учитывать как непосредственно знания и способности, формирующие капитал, так и возможности его капитализации, т.е. накопления в целях повышения производительного характера. Вместе с тем необходимо учитывать и доходы от непосредственного использования человеческого капитала организации. Однако, оценка человеческого капитала, которая носит индивидуальный характер вследствие того, что каждый сотрудник является уникальным, во многом является результатом экспертной деятельности, так как требует учета особенностей, характерных для конкретного работника. Следовательно, с помощью системы управления человеческим капиталом и его оценки организация может определить свои способности к созданию ценностей за пределами своих финансовых и материальных активов.

Вместе с тем, результативность управления человеческим капиталом, его развитие, равно как и его использование организацией в целях повышения эффективности ее хозяйственной деятельности зависит от амбиций и мотивации работника.

В соответствии с этим, управление человеческим капиталом предприятия может быть основано на модели циклической взаимозависимости мотивации сотрудников и результатов экономической деятельности предприятия.

Рисунок 2. Управление человеческим капиталом предприятия

Управление человеческим капиталом исходит из объективного положения, что человеческий капитал не является собственностью организации, поэтому для его эффективного использования необходимо стимулировать его обладателя к интенсификации деятельности с целью обеспечения роста производительности труда. Поскольку ключевой особенностью данного актива является его неотделимость от самого носителя, то управление человеческим капиталом должно учитывать данный факт. Следовательно, оценка человеческого капитала в количественных показателях позволяет определить и потенциальные доходы от его использования в интересах самой организации, что и является основной задачей управления.

Таким образом, формирование системы управления человеческим капиталом на основе данной модели позволяет на основе результатов его использования осуществлять фактическую оценку человеческого капитала для определения экономической эффективности организации. При этом согласно данной управленческой модели оценка человеческого капитала основывается на оценке компетенций работника. Следовательно, чтобы оценивать человеческий капитал в целях управления как особый актив, находящийся в распоряжении организации, его необходимо разложить на составляющие элементы, которые поддаются фиксированной оценке. Вместе с тем, человеческий капитал является непрерывным потоком трудовых доходов, который объективно меняется со временем в сторону увеличения или уменьшения. При этом следует исходить из того, что доминирующим элементом в человеческом капитале отдельного сотрудника является специальное или высшее образование, остальные элементы связаны с приобретенными и неявными знаниями, навыками и способностями.

Перспективы управления человеческим капиталом

Следует отметить, что реализация мер, направленных на повышение эффективности управления человеческим капиталом, представляя собой существенный интерес для предприятий многих отраслей и сфер деятельности, исследовалась многими экономистами с различных подходов.

  1. В рамках науки управления ключевым аспектом формирования системы управления и оценки человеческого капитала выступает возможность оптимизировать его использование, повысить потенциал рабочего времени, улучшить трудовой и профессиональный потенциал сотрудников предприятия.
  2. Регламентация в управленческом и организационном аспекте вопросов управления и оценки человеческого капитала и их последующая формализация в рамках действующей политики внутри предприятия позволяет работникам выполнять их трудовые и профессиональные обязанности более эффективно.
  3. В рамках социально-психологических исследований установлена зависимость эффективности трудовой деятельности от уровня квалификации работника и степени его ответственности за результаты своей деятельности. Следовательно, учет данной зависимости позволит предприятиям получить постоянный положительный эффект благодаря управлению человеческим капиталом.

Таким образом, следует сделать вывод:

Формирование системы управления человеческим капиталом позволяет улучшить текущее состояние в отношении оценки данного актива предприятия и повысить производительность труда на предприятии, что напрямую повлияет на финансовые результаты деятельности компании.

Модель управления человеческим капиталом предприятия становится эффективной в том случае, если учитываются специфические особенности организации, трудового коллектива в целом и отдельных работников в частности, в результате, предприятие получает положительный экономический эффект в виде повышения производительности труда. В конечном итоге это выражается в увеличении конечного финансового результата.

Таким образом, можно говорить о целесообразности создания системы управления человеческим капиталом на предприятии с учетом современных экономических реалий.

Также необходимо отметить, что формирование системы управления человеческим капиталом должно быть основано на реальных данных и учитывать экономическую ситуацию на предприятии, в регионе и стране в целом, это позволит повысить производительность труда, что приведет к росту выручки и прибыли предприятия. Непосредственное осуществление управления человеческим капиталом позволяет улучшить качественные и количественные показатели использования трудовых ресурсов предприятий.

В перспективе управление человеческим капиталом позволяет организации объективно оценивать количественные показатели потенциала своего персонала на основе существующих методов оценки и критериального подхода к определению имеющегося в распоряжении человеческого капитала.

Также приведем несколько зарубежных моделей управления человеческим капиталом.

Зарубежные модели управления человеческим капиталом

Модель Sears Roebuck описывает цепь "работник-покупатель-прибыль", согласно которой поведение работников влияет на отношение покупателей и объемы продаж, как следствие увеличивается прибыль предприятия. Данная модель управления человеческим капиталом исходит из того, что если на предприятии созданы прекрасные условия для работы, работники будут довольны условиями труда, что способствует их удержанию. В результате создания полезных и продаваемых ценностей проще удерживать удовлетворенных потребителей, которые на основе своих впечатлений рекомендуют предприятие, как прекрасное место для покупок. В свою очередь, такое положение дел неизбежно влечет рост доходности предприятия, увеличению прибыли, т.е. формированию прекрасного места для инвестиций. Управленческая модель Sears Roebuck показана на рисунке 3. Данная модель опирается на определение коллективных групповых установок, чтобы оценить приверженность работе и удовлетворенность ею. Чем выше приверженность работников, тем больше удовлетворены покупатели.

Рисунок 3. Модель Sears Roebuck "работник-покупатель-прибыль"

Модель управления человеческим капиталом на основе системы сбалансированных показателей преследует цель противостоять склонности компаний концентрироваться на краткосрочных финансовых результатах. Данная модель графически представлена на рисунке 4.

Рисунок 4. Модель управления человеческим капиталом на основе системы сбалансированных показателей

"Модель сбалансированных показателей во главу угла ставит не контроль, а стратегию и видение" . Поэтому данная модель может помочь согласовать индивидуальную работу сотрудников с общей стратегией развития предприятия.

С точки зрения внутреннего содержания, система управления человеческим капиталом на основе данной модели представляет собой совокупность прямых и косвенных финансовых показателей и нефинансовых индикаторов, что согласно данной концепции должно предоставлять истинную картину эффективности работы организации с учетом имеющегося в ее распоряжении человеческого капитала. Преимуществом такого подхода является то, что каждая компания при разработке системы оценки может самостоятельно определить те показатели и критерии, которые определяют стоимость человеческого капитала.

Модель управления человеческим капиталом Европейского фонда управления качеством (EFQM) графически изображена на рисунке 5.

Рисунок 5. Модель качества EFQM

Модель качества EFQM включает в себя показатели удовлетворительности покупателей, работников и влияния на общество, которые достигаются руководством.

Литература

  1. Алавердов А.А. Управление человеческими ресурсами организации. – М.: Синергия, 2012.
  2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. – СПб.: Питер, 2012.
  3. Голованова Е.Н. Инвестиции в человеческий капитал предприятия. – М.: Инфра-М, 2011.
  4. Рассел Дж. Человеческий капитал [Текст] / Дж. Рассел. – М.: Инфра-М, 2012.
  5. Хьюзлид М. Как управлять человеческим капиталом, чтобы реализовать стратегию. – СПб.: Питер, 2012.


Похожие статьи