Познание самого себя. Как максимально преуспеть в понимании себя, в разных областях жизни

Эта проблема остается актуальной, так как самопознание является неотъемлемой частью жизни человека.

Смысл данного высказывания заключается в том, что самопознание достигается только путем действий. Созерцая действие невозможно познать себя.

Я полностью поддерживаю мнение великого поэта и мыслителя Гёте. Познать себя личность может путем совершения определенной деятельности. Попадая в те или иные ситуации, обстоятельства, можно узнать, каковым будет поведение человека. И деятельность эта должна быть разной.

Ведь поведение человека проявляется по-разному, в зависимости от условий, в которых находится личность. В той или иной ситуации проявляются определенные черты человека, принципы, ценности, которые являются одними из факторов самопознания.

Само понятие «самопознание» означает изучение собственных физических и психологических особенностей. Это осмысление самого себя.

Действие- это активное поведение людей

Созерцание- это способ познавательной деятельности. Но в этой деятельности не всегда реально познать самого себя.

Яркой личностью, которая познавала себя путем действий является Родион Раскольников из романа Достоевского «Преступление и наказание».

Совершая определенные поступки, он открывал себя. Его самопознание происходило путем его действий на протяжении всего произведения. В результате, он спорил с самим собой. Только после осмысления своих деяний, он понимал, каким он является в душе, какие у него ценности и принципы.

Таким образом, подводя итог, я могу отметить то, что самопознание личности невозможно без познания себя в определенных ситуациях и действиях."

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-03-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Как можно познать себя? Только путем действия, но никогда- путем созерцания. Попробуй исполнить свой долг и тотчас познаешь себя

Вы когда-нибудь задумывались о том, кто вы есть? Речь не о ваших жизненных ролях. Вы можете быть сыном/дочерью, отцом/матерью, мужем/женой, сотрудником , но это всего лишь аспекты вашей жизни . Эти роли не отражают того, кем вы являетесь на самом деле – вашего «истинного Я».

Истинное, внутреннее «Я» складывается из миссии, предназначения, видения, ценностей, целей и желаний, мотивов, убеждений. Из того, что вы «открыли» самостоятельно, а не услышали от других, которые «точно знают, что вам нужно». Познание и открытие «внутреннего себя» предполагает высокий уровень самоанализа, осознанности и самосознания. Для некоторых из нас путешествие к себе может стать самым длинным путем с множеством препятствий, а другие же обретают себя быстрее и более легкими способами.

Для чего важно обрести себя

Многие из нас никогда не задумывались о том, кто они есть на самом деле. И определяют себя, исходя из какой-либо своей роли. Но, когда эта роль исчерпывает себя (например, роль жены/мужа в случае развода или роль сотрудника после выхода на пенсию), человек «теряется» и не знает, как жить дальше.

К примеру, вашей центральной ролью является «сын/дочь». И вы действуете, исходя из того, что лучше для ваших родителей . Родители составляют центр вашей жизни. Вы принимаете важные жизненные решения только после одобрения родителей, отказываетесь от своих желаний и т.д.

Однако ваше внутреннее «Я» гораздо шире, чем просто роль сына или дочери. Вы вполне можете оставаться в хороших отношениях с родителями, а также выполнять другие важные жизненные роли. Но при этом важно вспомнить о себе и о том, что именно вы – автор и хозяин собственной жизни . Пока вы этого не сделаете, вы так и будете жить для других, преследуя их цели и оправдывая их ожидания.

Познать себя можно несколькими способами:

  1. Через свое прошлое . Готовность «исследовать» свое прошлое – важный шаг на пути к пониманию самого себя и становлению тем, кем хочется быть. Атмосфера, в которой вы выросли, сильно влияет на вашу взрослую жизнь. Чтобы перестать действовать по привычным моделям поведения, важно их осознать и «увидеть». Непризнание прошлого, желание его скрыть или забыть, заставляет чувствовать себя потерянным. Сознательно обращаясь к своим воспоминаниям, вы получите понимание некоторых мотивов своего поведения. А затем сможете отделить истинного себя от «вредных» и токсичных моделей поведения.
  2. Через поиск смысла . Понять себя поможет поиск смысла жизни. Это возможно лишь тогда, когда вы отделите свою точку зрения от воплощения ожиданий других людей. Спросите себя, каковы лично ваши жизненные ценности, что действительно важно именно для вас. Многочисленные исследования доказали, что люди в целом счастливее и «целостнее», когда у них есть ориентиры в виде целей, основанных на ценностях и смысле жизни.
  3. Через осознание желаний . Признание своих желаний помогает понять, кто вы и что для вас важно. На первый взгляд, что может быть проще, чем понимать, что ты хочешь? Однако многие закрывают свои желания на замок, боясь разочаровать окружающих, столкнуться с трудностями при их реализации или же «подчиняясь» своему внутреннему критику. Самокритичные мысли обычно особенно разрушительны для «истинного Я». Именно они внушают вам, что вы недостаточно хороши для получения желаемого или не сможете добиться своих целей. Осознав эти мысли и отказавшись от них, вы на шаг продвинетесь к самому себе.
  4. Через осознание своих талантов . Внутри каждого из нас есть «искра», которую необходимо разжечь. Это можно сделать, исследуя и открывая то, что вы действительно любите и умеете. Когда вы занимаетесь тем, к чему имеете природный талант, то связываетесь с самим собой на глубинном уровне. Это дает вам уверенность в себе, которая не зависит от одобрения окружающих.

Чем отличается познание от обретения себя

Вышеперечисленные способы помогают познать самого себя, узнать свои ценности, определить желания и таланты. Но желаемая жизнь начинается лишь тогда, когда вы по-настоящему обретаете себя, «соединяетесь» со своим внутренним «Я» . Хотите ли вы встать на путь истинного обретения себя?

Желаемая жизнь начинается лишь тогда, когда вы по-настоящему обретаете себя

«Услышать» свое внутреннее «Я» и соединиться с ним можно в том случае, когда вы осознаете Миссию своей Души и начнете жить согласно Божественному расписанию . Так, вы войдете в состояние, когда вы управляете событиями в своей реальности, а не они вами.

В детстве на формирование личности ребенка влияют родители, постепенно к ним присоединяются друзья, учителя. Во взрослой жизни это могут быть коллеги. Человек, не знающий себя, легко поддается давлению, влиянию и редко бывает счастлив. Он просто не знает как, потому что не понимает, чего на самом деле хочет. Поэтому так важно познать себя настоящего.

Как познать себя и зачем отвечать на вопросы самому себе?

Дайте себе время подумать. Если ответ слетает с уст, это может говорить, как о том, что в этой сфере жизни у человека все в порядке, так и о том, что он слишком подвержен шаблонам и стереотипам. Например, если спросить человека, смог бы он убить любимую собаку, он скорее всего ответит отрицательно. А вот если задать вопрос по-другому, добавив «если она покусала вашего ребенка», «если она мучается он полученных ран», ответ может измениться.

Некоторые вопросы предполагают ответ «да» или «нет», но нужно его обязательно пояснить. Многие проблемы в жизни связаны не с окружающими, а с нарушением гармонии внутри человека. Разрешив некоторые вопросы, можно разорвать оковы, которые мешают развитию. Ответы могут удивить. Лучше всего задавать вопросы вслух в формате разговора с собой.

Вредные привычки

  1. Почему я пью алкоголь?
  2. Почему я курю?
  3. Почему я ругаюсь матом?
  4. Почему я принимаю наркотики?
  5. От чего я завишу и почему?

Ответив на подобные вопросы, можно выяснить, что поводом для лишней булочки является скука, а не голод. Сигареты – способ уйти от выполнения нелюбимой работы, а алкоголь – сбежать от одиночества. Разобравшись в причинах, можно найти другие способы решения проблем, более конструктивные.

Кругозор

  1. Что творится в мире?
  2. Какие события происходят внутри моей страны?
  3. Какие фильмы/актеры/музыканты сейчас популярны?
  4. Знаю ли я людей, которые со мной работают/учатся/живут?
  5. Хватает ли мне общения?

С первого взгляда кажется, что эти вопросы не касаются внутреннего состояния, но они отчетливо показывают, взаимодействует ли человек с миром. Также можно с помощью этих вопросов определить интересы и степень коммуникабельности.

Работа

  1. Мне нравится моя работа, что бы я в ней изменил?
  2. Устраивает ли меня зарплата?
  3. . Хочу ли я работать на своей работе всю жизнь и что случится, если я потеряю ее?
  4. Почему я не могу открыть собственный бизнес?
  5. Что мешает мне сменить работу?

Работа – важная часть жизни, если человека в ней многое не устраивает, это будет оставлять негативный отпечаток и на других сферах. Ответы на эти вопросы помогут понять, насколько человек реализован, как специалист, есть ли у него потенциал для профессионального развития.

Ответственность

  1. Суеверный ли я человек, верю ли я в гороскопы, знаки, предопределение судьбы?
  2. Доволен ли я своим выбором способа жизни?
  3. Разве окружающие обязаны поступать так, как я хочу?
  4. Должен ли я поступать так, как хотят окружающие?
  5. Кто виноват, что я и моя жизнь именно такие?

Умение принимать на себя ответственность за свою жизнь и свои поступки очень важно. Это помогает освободиться от чужого влияния. Как только человек осознает, что за все, что он делает, отвечать только ему, может появиться страх, который позже сменится ощущением свободы выбора и открытия новых путей.

Счастье

  1. Счастлив ли я и что мне нужно для того, чтобы стать счастливым?
  2. Когда я в последний раз по-настоящему радовался?
  3. Много ли я смеюсь?
  4. Получаю ли я удовольствие от того, что делаю?
  5. Во многом ли я себе отказываю и почему?

Счастье – это то, что во многом определяет качество жизни. Вопросы нацелены на то, чтобы понять, знает ли человек, что делает его счастливым и способствует ли он этому.

Тревожность

  1. Почему не исполняется то, что я задумал?
  2. Почему я волнуюсь и нервничаю?
  3. Как часто я испытываю чувство страха?
  4. Почему я одинок (без пары), пугает ли это меня?
  5. Думаю ли я о своей смерти и что именно?

Чтобы начать мыслить конструктивно, нужно выявить, что доставляет дискомфорт. Часто человек преувеличивает свои проблемы, нагнетает. А все потому, что он слишком много о них думает. Эти вопросы помогут определить, «реален враг» или он находится только в голове.

Одиночество

  1. Почему мне сложно оставаться одному и что я буду делать, если это случится?
  2. Почему мне трудно заводить новые знакомства?
  3. Сколько времени я провожу в интернете/за просмотром ТВ?
  4. Достаточно ли я провожу времени со своими друзьями и близкими, что мне дает общение с ними?
  5. В чем плюсы и минусы моего одиночества?

Нет ничего плохого в том, чтобы иногда проводить время в одиночестве. Каждый человек нуждается в личном пространстве и отдыхе от общества. Но одиночество может быть намеренным, когда человек сбегает от людей из-за комплексов или других внутренних проблем. Есть и другая сторона, когда человек не умеет быть один, его пугает сама мысль о том, что ему придется остаться в одиночестве.

Самооценка

  1. Почему я стесняюсь, какое впечатление произвожу на других людей (знакомых, незнакомых)?
  2. Должен ли я быть лучше других или тянуться к их планке?
  3. Как я реагирую на критику в свой адрес?
  4. Почему я считаю, что другие люди лучше меня?
  5. Чем я нравлюсь/не нравлюсь другим людям?

Задав себе эти вопросы, человек сможет понять, насколько он зависим от чужого мнения, как высоко он ценит себя. Чтобы понять, не завышена ли самооценка, можно спросить у себя, как часто вы делаете что-то для других и с какой целью.

Негативные эмоции

  1. Почему я ругаюсь с близкими/друзьями/коллегами/окружающими?
  2. Почему эмоции берут надо мной верх?
  3. Какие эмоции преобладают в моей жизни?
  4. Как часто у меня бывает плохое настроение и в чем его причины?
  5. Я готов приходить к консенсусу в споре или спорю, чтобы выплеснуть эмоции?

Иногда эмоции берут верх над человеком, он выплескивает их на окружающих. Причина тому внутренний дисбаланс. Счастливый и уравновешенный человек не станет ругаться в очереди, грубить родным. Важно определить, что выводит из равновесия.

Будущее

  1. Что будет со мной через 10/20/30 лет, если я продолжу жить, как сейчас?
  2. Какие у меня планы на следующий год, 5 лет?
  3. Пугает ли меня старость? Как я планирую ее провести?
  4. Что я буду делать в следующие выходные?
  5. Живу ли я в настоящем, прошлом или будущем?

Суть данных вопросов заключается в том, чтобы понять, какой видит свою жизнь человек. Он может описывать ее слишком подробно, указывая цвет забора, который построит вокруг дома через 2 года. Это чревато тем, что если что-то из списка не сбудется, человек будет выбит из колеи. Бывают случаи, когда человеку сложно спланировать даже следующие выходные. Следует проанализировать, связано ли такое поведение с экспрессивностью или с уходом от ответственности.

Чтобы понять себя, можно перед сном анализировать день, определяя, прошел ли он так, как хотелось бы. Вносить коррективы в жизнь никогда не поздно.

И моей совести. Эго самоутверждается, а совесть поглядывает на степень адекватности самооценки.

Самоутверждение я распознаю как механизм поощрения развития. Когда открывается возможность использовать иные стимулы для развития, самоутверждение (как стимул движения по жизни) ослабевает.

Иным стимулом, как пример, может стать интерес и любопытство, которые в своей крайности становятся жаждой познания. Я хочу постичь тайну пути, который выбрал. К этой тайне я уже осторожно прикасался, и она меня ошеломила. Все мы охотно выбираем то, что нам интересно. Постижение тайны начинается с интереса, который перерастает в страсть, в огонь, который тебя не сжигает, а придает еще больше сил!

Еще один стимул – любовь. Когда я люблю людей, мне словно ничего не нужно, мне хорошо просто от того, что я есть. В это время я хочу делать что-то полезное и созидательное просто потому, что я хотел бы делиться этим состоянием.

Со мной такое бывает нечасто. Мною по-прежнему часто руководит самоутверждение. Но я все меньше занимаюсь самобичеванием по этому поводу. Этот стимул – не враг и не коварный зверь. Врагом самоутверждение становится, когда я с ним борюсь. Но, принимая свое самоутверждение, я ощущаю, как этот стимул развивает различные качества моего внимания и качества той силы, которая позволяет мне отличать одно от другого.

В этой жизни у меня, как и у большинства людей возникало немало «проблем» из-за самоутверждения, когда оно приводило к колеблющейся самооценке. Однако все эти «проблемы» были ценными уроками. – один из самых непростых уроков. Его я до сих пор прохожу. Но это приятие, я уверен, заслуживает всего пути, который был доселе пройден.

В этой статье я очередной раз хочу поговорить о том, как порой себя ведет наша самооценка, когда ее зашкаливает в разные крайности, о тех уроках, которые мы проходим на этом пути под влиянием самоутверждения.

Страх перед собой

Представьте себе кастовый строй, где есть сословия продвинутых и уважаемых господ, ряд промежуточных каст и несколько низших, в которые обычно попадают всевозможные «отбросы общества». Человек с колеблющейся самооценкой живет в таком вот кастовом строе, но при этом его каста еще толком не определена, поэтому сам человек не знает, чего заслуживает, но подспудно (как правило) надеется и даже верит, что относится к какой-нибудь продвинутой, или даже высшей касте высокопочитаемых и всеми любимых господ. При такой завышенной самооценке человеку то и дело грозит столкновение с реальностью, которая его опускает на землю.

Чем сильней разница между реальным положением дел и раздутой самооценкой, тем больнее опускаться с высот самолюбия на твердую землю. Поэтому чаще всего мы стараемся одурачить себя как можно более искусно таким образом, чтобы самооценка не занижалась, чтобы продолжать и дальше виртуозно витать в облаках самообмана, заблокировав реалии какой-нибудь подходящей для случая рациональной чепухой, обвиняя в своем несовершенстве других людей, или « » жизни.

Мы избегаем страха крушения иллюзий нашего эго, подменяя этот страх второстепенными внешними «проблемами». В сущности все мы боимся не каких-то якобы «проблемных» событий, а тех перемен, которые в силу этих событий могут произойти в нашей «голове». Наш ум не хочет меняться, и блокирует все, что влияет не лучшим образом на нашу самооценку. Нам проще оставаться в , нежели взрослея признавать свою ущербность в чем бы то ни было. Мы соглашаемся с тем, что вписывается в образ нашего «я». Мы отрицаем то, что этот раздутый образ разрушает.

Когда во внешнем мире мы улавливаем «подтверждение» собственной никчемности, наша самооценка колеблется, эго теряет опоры и в сознание проникает страх. Так рушатся неустойчивые позиции нашей самооценки. Чаще всего такому разрушению подвергаются опоры эго, которые не выдерживают контакта с реальностью. Раздутая самооценка разбивается вдребезги, сталкиваясь с реальным положением дел. Чтобы не происходило таких крушений, мы должны познать и принять себя со всей своей тьмой и ущербностью внутри себя, признать наличие всех своих недостатков, «грехов» и пороков. В этом – основная ценность исповеди и психоанализа. Во время исповеди человек сам раскрывается в меру своей искренности перед самим собою.

Во время псих. консультирования толковый психолог помогает человеку увидеть себя и принять себя таким, каков человек есть в настоящий момент жизни. Такое приятие происходит через обострение, через прохождение сквозь страх к истине. Поэтому первое время такая работа может усилить переживания, от которых человек бежал. Клиенты приходят за помощью, до конца не понимая, что в каком-то смысле как раз от этой помощи они бежали все это время. Почти никому не хочется всерьез говорить о своих насущных проблемах. Такая готовность приходит не сразу. Иногда необходимо ее выстрадать.

Проживая полностью свои переживания, мы избавляемся от их влияния. Это – приятие самого себя во всей «полноте» своих переживаний. Принять себя эгоистичного, грубого, слабого – важная часть обретения целостности. Именно такое приятие позволяет раскрыть истинный альтруизм, чуткость и силу. Это – завершение «пазла» личностной целостности.

Страх принять сложно, поэтому мы блокируем его, подменяя истинную проблему «гибнущего» эго внешним суррогатом этой проблемы. Ум защищает свои позиции, закрываясь всеми силами от истины, которая колеблет наши самолюбивые иллюзии. Ум защищается от истины, подбирая для этой самозащиты наиболее подходящий рациональный самообман. В качестве такого самообмана подходит любая концепция, которая «обесценивает» жестокую правду болезненную для ума истину, и которая кажется более-менее рационально пригодной для этого бесстыдства дела. Об этих трюках ума я уже говорил в статье: « ».

Заблокированный самообманом страх превращается в разновидности негативных переживаний от легкого раздражения до ярого бешенства, в зависимости от количества и качества иллюзий, которые оказались под угрозой разрушения. Так, например, если человек считает себя неоправданно умным и на этом выстраивает свою самооценку, он будет блокировать любые внешние влияния, которые намекают на его «глупость». Причем «намеки» эти человек будет выискивать самостоятельно с завидной настойчивостью даже там, где ими и не пахло. Просто подспудно мы всегда знаем, где и как мы сами себя дурим. Мы сами играем с этим самообманом, переходя из крайности самовозвышения – к крайности презрения к собственной персоне. Об этом я уже говорил в статье « ».

Неадекватно завышенная самооценка, приводит к падению, а затем, чтобы это падение компенсировать, мы пробуем подняться еще выше. Так работает «комплекс Наполеона». Раскачиваясь то вверх, то вниз, мы создаем своеобразный психический «заряд», «активность», которая начинает жить своей жизнью на нашей внутренней территории. Эта «активность» чутко улавливает все импульсы, которые влияют на ее мощность. Похвала, одобрение и согласие раскачивают в одну сторону, а критика, отрицание и несогласие направляют его – в другую. Иными словами, если у человека есть невроз по поводу каких-то своих качеств, он будет высматривать поощрение и порицание этих качеств там, где любой другой человек спокойно проходит мимо без всяких переживаний вообще.

Любой намек из внешнего мира, который «подтверждает» нашу никчемность у нас может вызвать стыд, раздражение и даже привести к затяжной депрессии. Этим подтверждением может стать какой-нибудь неуловимый небрежный или неаккуратный жест, который какой-нибудь абстрактный слуга не позволил бы в отношении какого-нибудь короля. И вот этот жест как бы показывает нам, что мы – не хозяева жизни, а простые смертные, что место наше – не «в первом ряду», а быть может даже где-нибудь «под плинтусом». Человек при этом живет так, словно его каста еще не подтверждена, и он переживает, что может оказаться кем-нибудь из отбросов общества.

Порой мы ждем подтверждения о своем предназначении от каких-то случайных событий, которые подтвердят нашу касту – наше место в этой жизни. Вот человек нам улыбнулся, и мы думаем: «ага, наша каста, наверное, из продвинутых!» Как пел Найк Борзов: «И я самый модный, и видимо, – самый красивый!» Уверенность в себе возросла, осанка стала статной, жесты величественными, улыбка снисходительной. В общем, павлин, стал напыщенным и важным.

А вот человек нас опустил. Как ведет себя ум? Его бессознательный монолог мог бы звучать так: «Меня? Великого властелина помойки? Опустили? Как он мог? Так ведь он же мне бесстыдно намекает, что я из нижней касты? Так ведь из-за этой сволочи у меня сейчас вся жизнь коту под хвост пойдет? Из-за него я могу попасть в отбросы общества и стать вечным слугой, подтирающим чужие задницы? А вдруг я и есть грязный слуга? Но пока об этом никто не знает! А вот этот гад, кажется, что-то такое во мне увидел, распознал признаки грязного «слуги»… И если он об этом расскажет другим, эти другие тоже увидят эти признаки и поймут, что я – ничтожество, и меня можно унижать, плевать в мою сторону и отправлять в выгребную яму за посылками, как «мальчика на побегушках». И жить я буду в грязи, работать тяжелым рабским унизительным трудом «на дяденьку», и скончаюсь на помойке! А может быть меня сразу на помойку и выкинут, как неполноценную дефектную вещицу».

Все происходит таким образом, пока человек ждет, что события определят его место в этой жизни, «покажут» ему кто он и чего достоин, пока «провидение» не спустится, или пока не приедет принц на белом коне, или под «алыми парусами». Ждать у разбитого корыта можно до самой старости. Все это – великий самообман. Не является человек ни божеством, ни червяком. Все это – оценки ума, на которые ум же сам и покупается. Человек – это просто человек, – ни больше, ни меньше..

Судьба

На человеческом, относительном уровне – нет никакой судьбы. Наше будущее зависит не от того, что про нас подумал кто-то посторонний, а от того, какой выбор мы сами делаем. Ну, подумайте, как часто и что вы думаете о других? Придаете ли вы значение этим мыслям? А словам? Иной человек что-то ляпнул в нелучшем расположении духа и тут же забыл, что сказал, а невротик потом часами мучается от этих слов. Да вообще не имеет никакого значения, что люди думают и говорят. Никто ничего «важного» о нас, как правило, не думает. Каждый озабочен собою. Поэтому неважно, как люди реагируют на наше раздутое самолюбие. Они это делают между делом, не придавая никаких великих значений своим маленьким словам, которые вылетают их из глотки по несколько сотен ежедневно. Каждый живет в своей индивидуальной галлюцинации, и придает, как правило, куда большее значения своим прыщам, нежели другим людям.

Ваше будущее ничем не определено. На самом деле здесь я не говорю о судьбе, или каких-то миссиях. Чисто по человечески, ваше будущее не зависит ни от каких внешних штампов. Что бы кто ни думал, вы будете жить так, как выберете сами. Вы будете достойны того, что выберете сами. Все ограничения – в вашем уме. Богатство, сила и здоровье никогда не свалятся ни с того ни с сего, как божественный дар только потому, что вы якобы особенный человек из высокой касты. Бедность, ущербность, болезни и страдание – тоже не какой-то рок судьбы. Все зависит от ваших решений. Чтобы проявилась сила и блага, необходимо работать, делать что-то полезное. Чтобы было здоровье, вам не поможет самобичевание и жалость к себе. И здесь тоже необходимо шевелиться, тренировать тело и соблюдать соответствующий образ жизни.

А если вы верите в карму и судьбу, так ведь карма – это и есть наши «данные»: привязанности, предпочтения, таланты и пр. Карма это – причинно следственная связь «параметров» нашей личности. Причины – то, что руководит нами, следствия – результат этого руководства. Если вы предпочитаете бездельничать, так и получите соответствующий результат. Если упиваетесь жалостью к себе, станете жалким и беспомощным. Если, несмотря на искушения разных желаний, вы выбираете сознательные действия, работу и созидание, тогда опять же, вы получите соответствующий конкретный результат.

Пока наша зависит от внешних факторов, неврозов не избежать, и мы будем слепо страдать и слепо радоваться подтверждением своей крутизны и своей никчемности. Просто, возможно, стоит понять, что смена ролей от божества, до поломойки – не может быть чем-то реальным. Это работа двойственного ума. Чтобы не падать и не разбивать лоб о твердую землю, не стоит летать в облаках. Тогда и земля окажется мягкой, теплой и даже приятной для наших ног.

Быть достойным, или быть недостойным чего-либо – один большой «приглюченный» невроз. Мы достойны результата своих действий. Вот и все. Вы – это и есть вы. Неважно, что о нас думают. Каждый человек грезит своими индивидуальными оценками, а не объективной истиной. Иногда к этим оценкам стоит прислушиваться, до тех пор, пока вы сами не увидите, кто вы есть и что можно с этим сделать.

Как ни печально, чем в голове больше каши, тем человек реже понимает ограничения своего ума, и тем грубее и примитивнее его самообман. Утонченный, ясный ум легко разоблачает свои же грубые иллюзии, но ловко сплетает новые, изощренные способы дурачить себя изящными, изысканными методами. Таким разновидностям самообмана мы наиболее активно учимся, когда занимаемся самосовершенствованием. Эго борется с собою на утонченном уровне, чтобы утвердить свои позиции в мастерском надувательстве самого же себя. Мы развиваемся, чтобы стать воистину талантливыми людьми и даже настоящими мастерами в этом непростом деле построения актуальных красивых иллюзий о себе для себя же. Судя по всему – таков наш человеческий путь к истине, которую мы учимся различать, пробираясь через дебри самообмана.

Сегодня мы рассмотрим с вами такую тему как «познание себя». Что такое «познать себя », кто такой я, что такое процесс познания и как эти вещи связаны.

Познать себя. Самопознание. Кто я?

Разные источники трактуют этот процесс, в общем-то, похоже. Бог решил познать себя , создал детей или создал этот мир в разных вариациях, на разных уровнях, в разных сочетаниях, наделил их своими возможностями, способностями. Человеческое существо в данном случае как костюм, как сущность, как личность, которая связана с Богом и является в каком-то смысле его глазами как инструментом познания самого себя. Это одна из версий того, что происходит и почему разные события, разные действия и хорошие, и плохие, и интересные, и не очень – они все присутствуют, они все уместны, и каждый относится к себе, к другим по каким-то своим внутренним критериям, по каким-то понятиям живет, и у каждого эта точка зрения может чем-то отличаться, об это говорят: «Сколько людей, столько и мнений».

В принципе, есть некая жизнь как инструмент, как элемент, позволяющий познать себя . Кто-то говорит, что это некая игра. В принципе, мне нравятся очень эти понятия, я в них достаточно серьезно погружался, изучал, в них очень много истины. Это выбор каждого – как относиться к своей жизни, к процессу того, что в этой жизни происходит, играть в жизнь и относиться к познанию себя как к процессу творения, к процессу раскрытия своих возможностей – это достаточно увлекательное занятие, и оно меняет отношение к происходящему. То есть понимая, что все есть Бог, а вы – его часть и в некоторой степени его дети, в каком-то смысле его глаза, уши и инструменты познания, но при этом индивидуальные не менее уважаемые и с тем же потенциалом, который просто надо увидеть, раскрыть, проявить, отшлифовать на каких-то деяниях и выработать спектр того, в каких уроках вы еще чего-то не знаете и что можно проявлять дальше, а что-то вы уже выучили и двигаетесь дальше.

Это как со спичками: спички детям не игрушки, поэтому родители внимательно следят, чтобы дети куда-то не забежали, не натворили каких-то дел, пожаров, либо ограничивают их в доступе к спичкам, к газу. Те, у кого дети есть, были или видели, поначалу либо ходунки, либо все эти углы сглаженные, замотанные, либо просто все время ходишь, чтобы, не дай Бог, чадо куда-то не вляпалось, пока оно еще не умеет играть. Вот примерно такой же процесс творения или процесс знакомства с этим миром происходит и на более взрослых этапах, просто там другие игры, другие интересы, но тем не менее суть остается той же: мы хотим познать себя через проявления во внешнем мире, через изучение строения себя, через изучение понятия вообще кто такой я. И точно так же этот процесс вместе с нами наблюдает и где-то активно участвует, где-то не столь заметно, незримо тот самый высший мир или Бог так называемый проявленный, непроявленный – все эти понятия, которые складываются в значение Бога, можно использовать здесь спокойно, это всего лишь один из вариантов, одна из трактовок того, как мы относимся к Богу. «Как мы к нему относимся, так и он к нам», – говорят, но на самом деле не совсем. Он многотерпелив и милостив, безграничный и вездесущий, поэтому торопиться ему некуда, и он с удовольствием наблюдает за собой, фактически познавая даже через какие-то, на наш взгляд, болевые или неприятные ситуации свои возможности.

Если отходить от концепции познания через нас и совместную творческую деятельность с высшим миром, посмотреть на это с точки зрения индивидуальности, с точки зрения человеческой сущности, то ничего не меняется. По принципу «что вверху, то и внизу» отношение к тем событиям, к тем действиям, к той реальности, в которой мы живем, – это прямое следствие нашего процесса размышления, наших действий, нашего отношения к тому, а чем бы мы хотели заниматься. То есть есть ваша жизнь, это ваша реальность, вы в ней каким-то образом проявляетесь, познаете через работу, отношения, детей, родителей, какие-то заболевания, какие-то достижения, какие-то цели, которые вы ставите, какие-то стереотипы, с которыми вы носитесь – через вот эти все точки зрения, модели либо через эти элементы вас вы смотрите на мир как через некий набор фильтров, через некий набор где-то ограничений, а где-то наоборот увеличительных каких-то труб, ускорительных процессов и, в общем-то наблюдаете и тут же отслеживаете тот результат. То есть если тот набор и те представления, те инструменты, которые вы выбрали, через которые вы хотите познавать мир, либо, как вам кажется, вы в них сразу оказались и не участвовали…

Это не столь важно, не совсем это так, но, допустим, в какой-то момент вы поняли, что вот реальность, я в ней есть, как оказался – непонятно, что делать дальше? Фактически все равно предшествующие события формировали эту точку, в которой вы оказались. Но даже если предположить, что это сейчас не столь важно, то в данный момент вы готовы сделать инвентаризацию того, что происходит вокруг вас, внутри вас, сопоставить эти процессы, принять точку зрения на веру, принять точку зрения как один из вариантов, попробовать поиграть с собой, с отношением к миру через этот творческий процесс детской непосредственности.

В одном из интересных семинаров звучала такая фраза с предположением: «А что, если… Если бы». То есть она снижает некую критичность и привязку к одному из вариантов, что будет только так. Если вы позволите себе отнестись к процессу – если бы это было так, то как бы вы жили, как бы вы к этому относились. И вот это «если бы…», которое вам больше нравится, и вот это «если бы…», которое помогает вам двигаться, развиваться, достигать своих целей эволюционировать, расширять свои границы, используйте с удовольствием. Это всего лишь инструмент. Относиться к какой-то реальности, вашей, чужой или к иллюзии как к некой стабильной, статичной картине, которая неизменна, незыблема – это всего лишь одно из отношений. «А если бы оно было неизменным… А если бы оно было изменным…» Попробуйте не фиксироваться на одной точке зрения «если это вот так и только вот так, никак по-другому», а найти разные «если бы…» и из каждого угла зрения, из каждого подхода найти отличия, найти где-то преимущества, найти где-то то, что не очень интересно и можно подкорректироваться. И позволяйте себе в этих «если бы…» познавать разные грани себя.

Есть критерии некоторые, где вы познаете себя и где эта реальность вашего познания является в некоторой степени вашей игрой, в некоторой степени вашим интересом и вашей прямой задачей и неким предназначением как какой-то вехой на пути, которую вы себе запланировали в этой жизни и где окружение, происходящее говорит о том, что вы вышли за пределы своей игры и тех подходов к познанию, которые вы когда-то решили взять как основные, как некий эталон ваших действий, намерений и каких-то еще проистекающих вокруг вас процессов, где вы свернули не туда, вышли в чужую какую-то игру, но почему-то в ней застряли.

Давайте начнем как обычно с вас. Если… Буду понятными словами. Жизненный тонус, если настроение, ожидания радостные, когда же начнется быстрее завтрашний день, когда же начнутся быстрее новые события, в которых вы уже участвуете, и вы с удовольствием в этом процессе творения событий двигаетесь радостно с энергией, с увлечением, с интересом, с вдохновением, и череда последующих событий вас вовлекает, и у вас все больше, больше появляется неких планов, мыслей, задач на будущее, можно сказать, что каждый следующий шаг открывает еще два новых и вы просто выбираете из того большого количества действий те, которые успеваете делать…

Процесс жизни не как кутерьма, конечно, суета, успеваю одно и навалилось огого. Не об этом речь. Речь о том, что вам настолько интересно и настолько много у вас идей, желаний и энергии их воплощать, что вы просто выбираете самые интересные. Как, не знаю, купили фруктов, яблоки, груши и виноград, а все не влазит, поэтому вы выбираете что-то одно либо несколько, а остальные оставляете на потом. И вот этот изобильный источник, как аллегория фруктов или действий, которые можно делать, он просто растет и развивается, сопутствует этому и получение новых знаний, и выход на какие-то новые уровни и профессиональные, и личные, и повышение качества отношений, здоровья, и движение, которое вы осуществляете, оно динамичное. Это некие критерии того, что вы играете в свою игру, вы четко понимаете, что это интересно вам и то, что вы создали, в чем вы участвуете, этот процесс творения, который вы запускаете своим таким настроем, мышлением и самоорганизацией своей жизни, он приносит вам удовлетворение, он дает вам энергию и открывает для вас новые дверцы, новые границы, новые горизонты для дальнейших действий.

Есть вариант, что в какой-то момент вдруг вы вписываетесь в какие-то другие правила, в какую-то другую игру, начинаете и продолжаете процесс, позволяющий познать себя , но не через те естественные, легкие, приятные ощущения, а другую обратную сторону: через какую-то боль, страдания, негатив и так дальше. В принципе, это один и тот де процесс, просто так получилось, что вы выбрали этот процесс, этот урок, эту ступеньку развития зайти с тыльной стороны, с того угла в это вовлечься.

Сами вы туда пошли или обстоятельства, как многие говорят, этому способствовали, вопрос не в этом. Вопрос в том, что в какой-то момент вы потеряли связь, контроль с высшим «я», душой, с вашими интересами, с вашими истинными целями и задачами и чуть-чуть стали изучать эти уроки, которые рядом с вашим интересом, но уже показывают обратную сторону, изнанку. Это тоже нормальный естественный процесс, поскольку не вы одни играете. Многие выбрали поиграть именно в таком негативном свете и в некоторой степени, как говорят, без тьмы не было бы света, то есть если везде один только свет, почему видна тьма? Да потому что она дает возможность отличить одно от другого, выбрать, в какую сторону вы хотите двигаться.

И если говорить про критерии чужой реальности, чужих игр, познаний по каким-то еще способам себя не теми способами, которыми вы хотели, а теми, которые вам предложили, это как раз как набор критериев: отсутствие радости, удовлетворения от жизни, нет представлений, что же изменится, если вы будете это делать и насколько результат вас устраивает. То есть это некая рутина, некая стагнация, лень, где-то тяжесть, где-то напряжение, где-то сомнения, волнения и прочие внутренние такие ощущения либо настроения, не сказать панические, скорее, какие-то неудовлетворительные, не характеризующие высокий уровень качества жизни. И вот этот процесс познания через игру, то есть вы вроде как бы играете, но не по своим правилам, не на своей территории, то есть в какую-то игру вы играете. Но это же ваш выбор, то есть в какой-то момент, когда настроение стало падать, отношение к происходящему стало меняться, в этот же момент вы могли остановиться, задуматься, посмотреть, что внутри вас сигнализирует и почему это отношение происходит, либо не в этот же момент, а в тот момент, который задумались, а почему это так происходит, почему я так себя чувствую, что во мне об этом говорит, какие грани, аспекты себя я познаю через этот негативный процесс, через эти патерные поведение или мышление не позитивно. И вы увидите, что это те же самые качества творения, это те же самые качества проявления, возможности познать себя, просто вы решили в этот процесс вовлечься и вам предложили, вы согласились, или вы проснулись, а вокруг вас уже идет игра и вы начинаете как бы смотреть, что делают другие, и делаете то же самое.

Но в любом случае это делаете вы, в любом случае у вас всегда есть возможность отказаться от участия в каких-то играх, которые вам надоели или кажутся неинтересными, и предложить свою игру либо, даже играя в другую игру, не забывать про то, что вы всегда можете создать свою в тот момент, в который захотите. И, в общем-то, те отношения, те взаимодействия в обществе, в семье, внутренние размышления – это этот диалог между иллюзиями и реальностью, чужими играми и своими играми, между тьмой и светом. Можно сказать, что это некая полярность познания с разных сторон одной и той же истины. В какой-то момент желание познавать с двух сторон – оно перерастает в интерес занять более нейтральное положение и более здоровое, что ли, положение равновесия, которое не способствует раскачиванию вас как на качелях то в плюс, то в минус, то в позитив, какую-то эйфорию, радость, то в негатив переживать. И в этот момент вы задаете себе вопрос: а какие еще инструменты, а какие еще есть способы познать себя и как можно перестроиться, чтобы эти проявления в вашей жизни присутствовали по минимуму?

Это так называемое отношение к миру, это так называемое отношение к реальности. Оно связано и с уровнем знаний, и с количеством энергии, и с теми источниками, которые вы примеряете на себя, знания или энергии, подбирая костюмчик, подбирая те качества, которые, вам кажется, правильно и эффективно можно применять, и дальше продолжаете процесс познания. Выбрали вести себя вот так-то, начинаете, познаете, а что же вот это такое. Видите результаты, то есть никаких проблем. Если вы совершаете какое-то деяние, даже не очень хорошее, просто потом будете отвечать за его последствия.

Выбрали, сделали, ответили, сделали вывод, скорректировались, пошли дальше. Не заметили – второй раз попадете в эту ловушку. Можете ходить до той поры, пока не закончится ваш жизненный ресурс, потенциал. Это тоже ваш выбор, его все уважают и никто не вправе предъявлять претензии: а почему вы так живете, а зачем вам это нужно? То есть это только ваше внутренне желание, ваши внутренние ощущения того, а как на ваш взгляд правильно, а что вы хотели бы делать, в каких аспектах изучать эту жизнь, это творение.

Возвращаясь к началу, Бог через вас точно так же смотрит и где-то понимает, что этот интересный момент еще никто не делал, можно взять на вооружение, в каких-то еще масштабах транслировать, что-то неуместно, надо ограничить в будущем какими-то ситуациями проявления, чтобы не натворить каких-то больших, колоссальных бед на всей планете, например. Поэтому получается, что познать себя – это всего лишь выбор точки зрения, через которую вы смотрите на этот мир. Вы можете смотреть через боль, страдания, обиду и страхи и везде видеть то же самое и сами их испытывать, тем самым изучая не понаслышке, что же это такое, и это тоже иногда полезно, потому что, не зная изнутри, со стороны кажется, что этого нет, как же так. Но это не значит, что надо задерживаться на этом этаже, задерживаться в этих представлениях о себе как единственно возможном варианте познания и проявления творения в своей реальности, это всего лишь какая-то информация, которая как-то отражается на вашей реальности.

Посмотрели, понравилось – пожалуйста. Не понравилось, хочется перестроиться – выбирайте другие направления жизнедеятельности, выбирайте других учителей, преподавателей, играйте в другие игры, познавайте себя через что-то еще. Кому-то нравится спорить, ругаться, унижать, оскорблять или быть оскорбленным и униженным и таким образом манипулировать по отношению к миру, типа вот мне все должны, потому что я такой ущербный, несчастный. Это тоже позиция, это тоже уроки, это тоже познание, а как такая модель поведения, из чего она состоит, к каким результатам приводит и насколько это вообще способствует вашему росту.

Либо точно так же, зайдя, изучив основные составляющие этих, можно так назвать, качеств, верований, убеждений человеческих понятий, что это такое, выйти из них и сказать: «Да, я понял вот это для таких-то целей, в таких-то уроках. Было интересно, и теперь я составил полное представление, поиграл, познал себя в этом аспекте. А какие еще аспекты есть? А что можно изучить дальше? О каких еще моих возможностях может идти речь?» И берете разного рода дальнейшие вектора развития, залазите в них. Хотите – идите в силу и управление, хотите – уходите в какое-то созерцание и наблюдение. Это всего лишь разные грани вас.

Познание себя. Знакомство с собой

Понятно, что целостная личность, структура, интегрированная с высшим «я» и эволюционирующая, – она имеет понятия о всех аспектах и не на всех уроках она учится через себя, достаточно средней степени осознанности и желания анализировать происходящее вокруг вас не между вами и кем-то еще, а наблюдать со стороны, чтобы сделать выводы: какие действия, поведение, мысли способствуют вашим интересам, вашим желаниям, что вы бы не хотели, чтобы было и у вас, и начинаете даже до того, как эти процессы в вас укоренились и начали как-то проявляться, начинаете изживать их, заменяя какими-то другими представлениями. Это я называю «учиться на чужих ошибках», и в этом есть даже некий более глубокий смысл. Учиться на своих ошибках или искоренять свои недочеты, минусы чуть-чуть сложнее, потому что, имея этот минус или какую-то пустоту, недоработанное качество, вы же его со стороны не видите, потому что у вас его нет, и относитесь к этому процессу как к естественному. И только глядя, как ошибается, косячит или неправильно себя ведет кто-то другой, но не через свою жизнь, через какие-то эмоции, сопряженные с этими действиями, а просто наблюдая, у вас картина видна чуть шире. В тот момент, когда вы это замечаете, имейте в виду, что раз вы это заметили, значит, это живет в вас, просто не так проявляется, не так видно. Поэтому те ситуации, на которые вы обращаете внимание, и что-то не устраивает, они всего лишь как индикаторы, маяки и зеркала того, что нужно еще подкрутить в себе, познать эти качества, разотождествиться с ними либо трансформировать их, отправить на соответствующие этажи, где они служат вашим целям и зачистить там, где они залезли на чужую территорию.

Есть и уровни восприятия реальности, когда вы вдохновенно творите и созидаете свой следующий, свой каждый день, каждую минуту, находясь в состоянии легкости, радости, гармонии, баланса и спокойствия. Это тоже всего лишь вопрос вашего выбора. Речь не о том, что как вот я это выбрал и теперь я такой, я со всех сил напрягаюсь, демонстрирую спокойствие, хотя внутренне все бурлит и зашкаливает. Нет, речь о том, это сложный процесс не одного дня, не одного года. У всех по-разному: может быть, кому-то месяц потребуется, кому-то два.

Одно качество, как говорят психологи, привычка формируется 21 день. Устойчивые нейросинаптические связи, которые прожигаются в мозгу как некая дорожка, наезженный канал, закрепление похожих алгоритмов действий, мышлений – это процесс около 20-ти, иногда 40-а дней – примерно такие данные я встречал. Если в течение этого времени вы формируете в себе какое-то определенно отношение, с разных сторон его обдумываете, медитируете, проявляете, обсуждаете, читаете на эту тему, то в течение этого интервалу ваше мировоззрение по этому вопросу начинает корректироваться в сторону того, которое вы себе моделируете, если можно так сказать, то, на которое вы обращаете внимание, и те мысли, которые вы утверждаете. Это так называемый процесс созидания и творения именно многократным повторением.

Если возвращаться к вопросу «учиться на чужих ошибках», понятно, что для наиболее оптимального изучения нужны какие-то желающие, на ком вы можете поучиться. Единомышленники, это будут друзья, какие-то коллеги, партнеры по семинарам, какие-то интернет-пользователи, с которыми вы общие темы обсуждаете, то есть этот некий коллективный совместный процесс изучения какой-то одной точки зрения дает возможность чуть более объективно, казалось бы, посмотреть на мир, с другой стороны, если точки зрения противоположны, вы вместо ускорения, усиления внимания на один и тот же вопрос получите наоборот игры той полярности, из которой собирались вылазить. Опять вы увидите, что то ли так, то ли по-другому. Каждый навязывает свою точку зрения, и тут, опять же, выбор ваш: если вы хотите выучить урок с разных сторон, но при этом прийти к целостному пониманию, то просто выбирайте места, территории, общества, места жительства либо места времяпроведения, где вас в большей степени будут окружать те люди, которые помогут или которым интересно заниматься будет тем же, чем и вы.

И наоборот, если постоянно противопоставлять себя, свое представление какой-то компании, которая считает по-другому, это будет всего лишь в каком-то смысле провокация, в каком-то смысле демонстрация некого неуместного демонстрирования своих якобы значимых представлений, которые как бы отличаются от других. Но зачем, какой в этом смысл? Если у вас разные токи зрения и вам комфортно договориться не получается, речь о том, что просто в ваших реальностях гораздо больше разного, чем общего. Каждого устраивает своя, и это естественный и правильный процесс, то есть не надо пытаться переложить свои проблемы на других или переучить тех, которые вас об этом не просят. Неочевидно, что то, что вы знаете и умеете, им полезно, нужно, или вы в чем-то лучше их разобрались. Просто разные точки зрения, выбирайте тех, с кем ваша некая общность, синхронность, резонанс в большей части присутствуют. Тогда некоторые недоработки совместные как общее коллективное усилие гораздо быстрее проработаются.

И наоборот, если вы пытаетесь учиться в той среде, которая не способствует вашей многогранности, а всего лишь причесывает как-то вас в свою сторону, это тоже ваш выбор, в общем-то, пытайтесь, может быть, и в какой-то момент поймете, что в этом тоже что-то интересное есть. Просто не забывайте, что это ваш выбор, это ваш процесс познания себя точно так же, как это процесс познания их через разные грани. То есть вы вместе познаете, а как взаимоотношения такого уровня к чему они приводят и какие результаты они выдают. Можно выбрать как еще один уровень познания познавать радость, любовь, веру и надежду во всех проявлениях, во всех ваших жизненных мотивах, интересах и деяниях, действиях, которые вы осуществляете. То есть та самая осознанность и развитие неких духовных качеств развитие духовности и некой высокой морали или этики взаимоотношений с собой, взаимоотношений с миром, формирование своих реальностей и неосуждение каких-то других реальностей – это тоже вариант творения, то есть несколько возможных сценариев, как вы можете познать себя, через какие точки зрения и через какие взгляды это познание может происходить.

А уж как вы захотите и с каким отношением, настроением вы будете двигаться дальше – все в ваших руках. Желаю вам продолжать процесс творения, процесс познания себя, принимать себя в любом виде и те уроки, которые к вам подходят, рассматривать с точки зрения нового интересного опыта познания, благодарить за то, что они пришли, и дальше силой мысли, намерения формировать те дальнейшие шаги, которые будут происходить.

Как познать себя - практика

Если информация вас заинтересовала, предлагаю Вам посмотреть Видео-урок по данной теме:

Добро пожаловать в «Мир Реальности». Счастливо!



Похожие статьи