Концепции целостного развития личности. способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям

Концепция развития личности – это определенная теория, которая объясняет, какие факторы оказывают влияние на личность при ее формировании, что движет этим процессом, каким образом он происходит. Многие столетия эти вопросы интересовали психологов, священнослужителей, философов. Со временем психологическое знание накопило большой опыт, при помощи которого стало возможным ответить на вопросы: почем одни становятся выдающимися людьми поколения, а другие – остаются посредственностями? Играет ли главную роль окружающая среда, или же генетика является более важным фактором? Юнг писал: «Наши личности являются частью окружающего нас мира, и их тайна так же безгранична».

В этой статье мы рассмотрим главные теории развития личности, которые по сей день используются психологами, их основные и второстепенные понятия, влияние на науку.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Развитие личности по Выготскому

Концепция развития личности отечественного ученого Л. С. Выготского возникла в начале XX века. Первая публикация относится к 1928 году и называется «Проблема культурного развития ребенка».

Выготский впервые делал . Ученый отмечал, что во время его развития имеют место две взаимосвязанные линии – первая из них относится к самостоятельному созреванию высших психических функций, вторая – зависит от культурно-социальной среды. Именно в своем окружении ребенок осваивает манеры поведения, способы мышления.

Развитие внимания, памяти, речи, мышления и других функций всегда происходит сначала через внешнюю деятельность, и только затем эти внешние функции становятся внутренними, или интрапсихическими. Все, чему учится ребенок, он сначала делает со взрослым. Программа личностного развития, по Выготскому, не может быть осуществлена без диалогичности – основной черты сознания, формирующейся за счет взаимодействия со взрослым.

Основная концепция развития личности, впервые введенная Выготским, называется «зона ближайшего развития», или те действия, которые ребенок пока не в состоянии выполнить сам, но может сделать их вместе со взрослым. Исследователь считал, что хорошим может называться только то обучение, которое идет впереди развития.

Базовые концепции развития личности по Выготскому включают и понятие о постепенности развития. Процесс развития происходит по ступенчатому принципу – ровные этапы накопления знаний сменяются резкими скачками. Еще одно важное понятие в теории Выготского – это активность ребенка. В воззрениях других психологов того времени, например, в работах Б. Скиннера, доминировало представление о том, что ребенок является субъектом активности взрослого. Но ни один из ученых до Выготского не рассматривал детей как тех, кто сами могут оказывать активное влияние на старших.

Концепция Менегетти

Антонио Менегетти – итальянский ученый, которым была создана область психологического знания под названием «Онтопсихология». Менегетти был одновременно и ученым, и психотерапевтом, получившим степени в различных областях – теологии, философии, психологии. Слово «онтопсихология» состоит из трех частей. «Онто» означает «бытие», «психо» — «душа», «логос» — «смысл». Менегетти основал научно-психологическую школу, посвященную развитию онтопсихологии.
Концепция развития личности Менегетти базируется как на философском знании, так и на психологическом. Из философских работ на его теорию повлияли работы Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Парменида. Из психологических исследований наибольшее воздействие оказали работы А. Адлера, З. Фрейда, А. Маслоу, К. Юнга.

Главной практической задачей онотопсихологии было достижение соответствия человеком своей природы, внутренней сущности. Менегетти выделил базовые концепции развития личности:

«Сущность в себе», или так называемое «Ин-Се» — внутреннее ядро человеческой души, где заключается его подлинное бытие;
«Неискаженные проекции Ин-се»;
«Искаженные проекции», или психологические комплексы;
«Сознательно-логическое Я» — единственная часть психики человека, которая обладает осознанием.

Онтопсихология рассматривает человека как погруженного в собственные психические процессы, но при этом практически не обладающего информацией о самом себе. Считается, что внутреннее ядро человека — «Ин-Се» — имеет положительную природу. Внутри каждого заложены все необходимые для самореализации ресурсы. И чем больше путь человека отклоняется от направления реализации своих возможностей, тем большим становится ощущение неудовлетворенности.

Одна из основных концепций развития личности по Менегетти состоит в том, что все физические и психические болезни возникают тогда, когда человек идет против собственной природы. Он склонен обвинять в своих бедах кого угодно, но не способен понять, что уничтожает себя собственными руками. Реализация плана личностного развития начинается с того, что человек осознает свои индивидуальные особенности, и то, как его текущий образ жизни препятствует самореализации.

Такая ситуация названа онтопсихологами экзистенциальной шизофренией. В переводе с древнегреческого слово «шизофрения» значит «расщепленный мозг». Когда внутренние желания конфликтуют с обстоятельствами, требованиями общества, и человек сдается перед ними, возникает экзистенциальная шизофрения. Главная задача психотерапевта-онтопсихолога – достижение человеком соответствия своей жизни и внутренней сути.

Развитие личности и аналитическая психология Юнга

Как известно, Карл Густав Юнг был учеником Фрейда. Но он значительно отдалился от центральной идеи фрейдовского психоанализа. В теории Юнга борьба с животной частью себя не занимает главного места. Концепция развития личности Юнга, помимо индивидуального бессознательного, включает в себя коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное – это «память поколений». Она включает все те переживания, которые могли испытывать люди, жившие до нас.

Коллективное бессознательное проявляется в архетипах – тех образах, которые являются общими для всего человечества. Повторяющиеся среди различных народов образы Юнг считал прямым доказательством теории коллективного бессознательного. К примеру, во многих мифах и легендах встречается фигура богини плодородия, которая является архетипом Матери.

Другие понятия в концепции Юнга – это «Эго», «Персона», «Анима»,«Анимус» и «Тень». «Я» — это центральная часть сознательной деятельности человека. «Персона» является маской, которая одевается на публике, в обществе. Женский архетип внутри мужской психики называется «Анимой», а мужской архетип в психике женской – «Анимусом». «Тень» — это те черты характера, наличие которых сам индивид не признает в себе. «Эго» имеет две стороны: светлую – то, что человек в себе самом признает, а также темную – «Тень».

Концепция развития личности по Юнгу: цель

Концепция развития личности по Юнгу предполагает, что цель становления – это найти самого себя. «Я» всегда оказывается скрытым под личиной, «Персоной». Процесс самопознания начинается с того, что человек знакомиться с «Тенью». Процесс индивидуации, или психологического рождения, происходит в течение всей жизни. Этим теория Юнга отличается от идей Фрейда, согласно которым развитие личности происходит, главным образом, в начале жизненного пути.

Согласно аналитической психологии, созданной Юнгом, развитие личности происходит в процессе обретения новых умений, познания самой себя. Оно представляет собой стремление к покою, целостности и гармонии. Главной жизненной целью является полная реализация возможностей «Эго».

Развитие личности по Адлеру

Альфред Адлер был первым из психологов, кто ввел понятие «комплекс неполноценности». В отличие от психоаналитической теории, Адлер уделяет главную роль не сексуальности, а социальным факторам. Основная концепция развития личности по Адлеру заключается в том, что личность формируется благодаря «жизненному стилю». Жизненный стиль представляет собой набор психологических установок, которые несут компенсаторный характер. Например, древнегреческий оратор Демосфен в юности страдал от заикания. Многие из полководцев – Наполеон, Суворов – были невысокого роста.

Адлер считал, что все дети с рождения ощущают себя неполноценными перед всемогущими родителями. Поэтому задача борьбы с комплексом неполноценности стоит перед каждым ребенком. Она может осуществляться как позитивно, так и негативно – в этом случае человек растет со стремлением к власти над другими. Но обычно стремление компенсировать свою неполноценность является двигателем развития.

Главную роль в развитии личности по Адлеру играет «Эго» человека – именно с его помощью человек выбирает определенный тип поведения, индивидуальные установки. Препятствием к развитию являются общественные правила. Однако ни один человек не может существовать без общества, поэтому конфликт между творческой самореализацией и общественными нормами неизбежен. Альфред называет этот конфликт «вечным стремлением получить одобрение общества и перестать быть его частью».

Развитие личности по А. С. Макаренко

А. С. Макаренко является гениальным отечественным психологом. В 1988 году ЮНЕСКО определило четырех педагогов, которые своими работами определили весь метод педагогики XX века – ими оказались Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер, М. Монтессори и А. Макаренко.

Макаренко организовывал колонии для тех детей, которых общество считало полностью испорченными – мальчиков-воров, девочек-проституток. Никто не мог с ними справиться – даже родители иногда самостоятельно привозили своих детей к педагогу. И Макаренко добился в своем мастерстве огромных результатов. Он самостоятельно, без помощи воспитателей, возглавлял колонию несовершеннолетних правонарушителей им. Дзержинского. Число ее обитателей достигало 500-600 человек.

В настоящее время статистика Генпрокуратуры свидетельствует: порядка 10% выпускников детских домов адаптируются к обществу, 40% заболевают алкоголизмом или наркоманией, около 10% накладывают на себя руки. Для сравнения – из 3 тысяч выпускников А. С. Макаренко не было ни одного уголовного случая. Многие уже взрослые выпускники считали себя «счастливыми людьми».

Однако, несмотря на успехи, концепция развития личности по А. С. Макаренко не признавалась официальной педагогической наукой. Одним из его противников была Н. С. Крупская. Система Макаренко была запрещена в советских школах и детских домах. Макаренко спас писатель М. Горький – именно благодаря его стараниям педагог получил возможность трудиться в колонии им. Дзержинского.

Основные понятия программы колонистов

Каким образом Макаренко добивался таких блестящих результатов? Программа личностного развития колонистов включала несколько понятий – дело, формат, ядро коллектива.

Дело — это род занятий, которые имели колонисты. Дело было для них источником доходов и одновременно дисциплины. На заработанные средства воспитанники колонии содержали себя, своих младших товарищей, ходили в походы, откладывали средства на будущее. В возрасте 17-19 лет многие уже становились мастерами производства.

Ядро коллектива. Воспитанием жителей колонии не занимался воспитатель. План личностного развития новоприбывших был делом авторитетных членов колонии. На своем языке они объясняли им основные ценности коллектива – сам Макаренко лишь наблюдал, чтобы это происходило в рамках цивилизованности.

Формат. Макаренко тщательно следил за тем, чтобы в колонии была строгая дисциплина. Он внедрял особые правила и ритуалы, благодаря которым в колонии возможен был порядок. Педагог был уверен, что дети не должны были даже друг друга толкать, вести себя прилично – Макаренко никогда не был приверженцем гуманистических теорий, ценил сдержанность, дисциплину и армейские порядки.

Основные положения системы Макаренко

Многие педагоги, видя марширующих строем детей, впадали в ужас. Программа личностного развития Макаренко давала блестящие результаты – но, как они считали, «методы были не те». Главная идея педагога заключалась в следующем – дети могут и должны трудиться. Но сейчас время детский труд находится под запретом. Фактически, система Макаренко реализуется только в некоторых частных предприятиях.

Программа личностного развития Макаренко строилась на дисциплине, которая, при этом, не являлась методом воспитания. Скорее, порядок был его результатом. Воспитание не было для педагога чтением морали – это были строго установленные порядки, организация жизни колонистов. Интересы личности всегда подчинялись интересам коллектива, если личность выступала против общественного мнения. При этом Макаренко выступал за демократические отношения в коллективе, возможность творческого самовыражения. Педагог создавал все условия для того, чтобы психологический климат в колонии был благоприятным. Одним из главных средств воспитания был обязательный для всех режим. Режим должен быть точным и целесообразным.

Большое влияние на работы Макаренко оказали произведения М. Горького. Писатель известен тем, что обладал оптимистическим подходом к природе человека, верил в его силы, и это отражает концепция развития личности Макаренко. Педагог считал, что ответственности, которую несет педагог, стоит учиться у Горького. Ведь писатель, имея способность видеть лучшее в человеке, при этом никогда не умилялся этими чертами, не понижал планку требований.


Вывод

Зная основные , можно значительно повлиять на процесс ее формирования. Эти знания незаменимы при воспитании детей, а также для работы над собой, составлении плана личностного развития. Создание благоприятной среды для роста личности требует определенных усилий, а также духовных, временных, денежных затрат. Такие затраты необходимы для того, чтобы положительные качества ребенка развивались, а мотивация деятельности – возрастала. Но народная мудрость гласит: «и на камнях растут деревья». Если даже факторы окружающей среды и нужно помнить пословицу – наследственности далеки от идеала, человека имеет шанс улучшить свою жизнь и приумножить даже тот небольшой потенциал, который имеет.

Концепции развития личности – это конкретные способы понимания и объяснения развития личности человека. Сегодня существуют различные альтернативные концепции развития, которые описывают личность индивида как объединяющее единое целое и объясняют различия между субъектами.

Понятие личностного развития намного шире, чем простое вырабатывание возможностей и способностей. Знание психологии развития личности позволяет понять саму суть натуры человека и его индивидуальности. Однако современная наука на данный момент не может предложить единой концепции развития личности индивида. Силами, которые способствуют развитию, подталкивая его, являются внутренние противоречия, присущие процессу развития. Противоречия состоят из противоположных конфликтующих начал.

Основные концепции развития личности

Постепенное становление личности субъекта – это не простое совпадение различных случайностей, а процесс, обусловленный закономерностью развития психики индивидов. Под понятием развитие понимают процесс качественных и количественных изменений в психике, духовной и интеллектуальной сфере индивида, в организме в целом, которое определяется воздействием внутренних и внешних обстоятельств, неуправляемых и управляемых условий.

Люди всегда стремились изучить и понять такие закономерности, разобраться в характере формирования психики. И по сей день, эта проблема не менее актуальна.

В психологии издавна существовали два направления теорий о движущих силах развития личности и ее становления: социогенетическая и биологизаторская концепция развития личности.

Первая концепция показывает развитие личности вследствие прямого воздействия социальными окружающими факторами среды. Эта теория игнорирует собственную активность прогрессирующего индивида. В этой концепции человеку отводят пассивную роль существа, которое всего лишь адаптируется к среде и обстановке. Если следовать этой концепции, то остается необъяснимым тот факт, что в одних и тех же социальных условиях вырастают абсолютно разные индивиды.

Вторая теория исходит из личностного развития, обуславливаемого, главным образом, наследственными факторами. Именно поэтому процесс личностного развития носит самопроизвольный (спонтанный) характер. Основываясь на этой теории, предполагали, что человек с рождения предрасположен к определенным особенностям эмоциональных проявлений, темпу проявлений действий и к конкретному комплексу мотивов. Например, одни от рождения имеют склонность к преступлениям, другие – к успешной административной деятельности. Согласно этой теории изначально в индивиде заложено природой формы и содержание его психической деятельности, определены стадии психического развития, порядок их появления.

Биологизаторская концепция развития личности отображается в теории Фрейда. Он полагал, что личностное развитие, главным образом, имеет зависимость от либидо (интимные влечения), которое проявляется с раннего детства и сопровождается конкретными желаниями. Психически здоровая личность формируется только при условии удовлетворения таких желаний. В случаях неудовлетворения желания личность становится склонной к неврозам и другим отклонениям.

Такая концепция, как и социогенетическая, представляют личность, которая изначально лишена активности.

Таким образом, следует сделать вывод, что описанные концепции невозможно принять за основу понимания и объяснения закономерностей личностного развития. Ни одна из этих концепций не может выявить основные силы, которые управляют развитием личности.

Поэтому, безусловно, на формирование личности субъекта влияют биологические и социальные факторы, такие как: окружающие обстоятельства и условия, наследственность, образ жизни. Это все сопутствующие факторы, так как доказано многими психологами, что личностью не рождаются, а становятся в процессе ее развития.

Однако и по сей день существует множество различных взглядов на развитие личности.

Психоаналитическая концепция относится к развитию, как к адаптации биологического естества субъекта к социальной жизни, выработке у него конкретных средств удовлетворения потребностей и защитных функций.

Концепция черт основывается на том, что абсолютно все черты личности вырабатываются прижизненно. Данная теория настаивает на том, что процесс зарождения, преобразования, стабилизации черт личности подчиняется другим, небиологическим факторам и законам.

Биосоциальная концепция развития личности представляет человека как биологическое и социальное существо. Все его психические процессы, такие как: ощущение, мышление, восприятие и другие, обусловлены биологическим происхождением. А интересы, направленность, способности индивида образуются в результате воздействия социальной среды. Биосоциальная концепция развития личности рассматривает проблему соотношения социального и биологического в личностном развитии.

Гуманистическая концепция развития личности трактует личностное развитие как непосредственно становление «Я» субъекта, утверждения его значимости.

Современные концепции развития личности

Сегодня так и осталась самой загадочной проблема познания природы самого человека. Историю возникновения различных теорий личностного развития следует условно разделить на этапы: этап формирования психоанализа (Фрейд, Адлер, Юнг), этап гуманистического объяснения психоанализа в контексте частичного его одоления – гуманистическая концепция развития личности (Эриксон, Маслоу, Роджерс, Фромм), этап теории личности (А. Менегетти) – современная психология.

Остановимся подробнее на последнем этапе – концепции личности Менегетти. Автор данной концепции говорит о том, что наука психология познает индивида на всех уровнях, при этом изучая и скрытые аспекты бытия субъекта. Базисом его концепции является понятие семантики.

Манагетти полагал, что посредством семантического поля проявляется человеческая природа. Из этих же предпосылок исходила и с структуралисткая школа философии. Семантическое поле – это такое пространство, в котором индивид взаимодействует с различными объектами среды, которая его окружает. В таком процессе задействованы следующие составляющие личности: «Я» — сознательное и зона комплексов, пролегающая в подсознании. Только 30% взаимоотношений между субъектами проходят осознанно, остальные 70% проходят на уровне подсознания. Автор раскритиковал моральные принципы в их национальных и личностных проявлениях. Так как он считал, что моральность не обеспечивает истинности и точности актуализации личности индивидов, а скорее наоборот, принуждает «Я» вывести на чистую воду свои комплексы в качестве защитных механизмов и латентные компоненты «Я», часто выдающие себя за «Я». Менегетти представлял индивида как Ин-се (т.е. внутренняя сущность субъекта) с неизменной величиной Н.

Он предполагал, что бытие в конкретном теле проявляется в условиях конкретной семьи, обрастая рядом разнообразных признаков, сохраняя себя как субъекта с неизменной величиной Н.

Данная величина представлена интеллектом, т.е. структурой жизнедеятельности, эмоциональным полем, результатом осознанного восприятия. Он воспринимал человека, как следствие такой разумной деятельности. Также в величину Н входит и гуманистический личностный потенциал. К ниму относятся: возникновение творческих импульсов, позитивные и негативные конфигурации личностного развития. При этом позитивные конфигурации развивают личность индивида, а негативные, наоборот, блокируют развитие. Именно это он и считал единственным признаком моральности с точки зрения психологической науки. «Я» — это сознательная часть структуры Ин-се, а все остальное относится к бессознательному, которое оказывает более фундаментальное влияние на жизнь индивида. Именно в области гуманистического потенциала и зарождаются комплексы.

Комплексы формируются в результате характера любви, которую получает индивид с рождения. Они формируются на протяжении первых лет жизни и обуславливаются любовью родителей, которые всегда отягощены собственным бессознательным потенциалом, что непосредственно воздействует на ребенка. Психическое строение комплексов остается с индивидом, не развиваясь на протяжении всей жизни. Однако, все равно при этом являясь неотделимой частью личности.

Комплекс воздействует на личность на протяжении жизни, искажая абсолютно все ее проявления, т.е. действуя как «лже-Я». Следовательно, получается, что «Я» не хватает энергии, так как она уходит на его «лже-Я». При этом истинное «Я» совсем не может контролировать проявление комплексов, однако любой комплекс управляет действиями «Я». Поэтому основная задача психологии лежит в том, чтобы помочь личности постигнуть всю ее структуру, которая может залегать глубоко в подсознании.

Так как по мере того как «Я» растет и взрослеет, ему все больше нужна энергия, которую «Я» забирает у комплексов. Целью развития личности, Менегетти считал стремление к целостности Ин-се. Он утверждал, что изначально познание образуется на телесном уровне. Это происходит потому, что и животное, и человек обретают информацию из окружающих условий, только человек еще и обладает разумом. В идеале возможности «Я» должны развиться до полной их реализации. Рождение и актуализация «Я» должны длиться непрерывно. Это объясняет онтопсихология концепцией иммагогии. Дословно данный термин обозначает действие внутри меня (во мне). Корни данного понятия лежат в медитациях, йоге и гипнозе. Иммагогия означает проникновение в бессознательное, в так называемый осознанный сон. Именно с ее помощью и можно достигнуть полного осознания «Я».

Подводя итоги, можно сделать вывод, что концепция развития личности выдвинутая Менегетти заключает в себе «Я» в качестве центра сознания. «Я» — это всего лишь верхняя часть айсберга под названием бессознательное, которое содержит в себе равномощные элементы «Я» — комплексы. Такие комплексы образуются как следствие отрицательного взаимодействия «Я» с окружающими условиями и миром в целом. Источником личности он считал Ин-се, содержащую в себе матрицу осуществления человеческого бытия. А комплексы выражаются в заслоне информации, идущей от Ин-се к «Я». «Я» имеет двойственную структуру: «Я» логическое (т.е. это логический аспект личности) и «Я» априорное, формируется вследствие привязанности индивида к историческим факторам своего проявления. Мудрым становится человек тогда, когда у него гармонично развито две структуры «Я» и Ин-се. Их взаимодействие и проявление заключается в подключении Ин-се к априорному «Я», выражающееся посредством «Я» логического.

Сегодня наиболее актуальной остается концепция развития личности, предложенная Менегетти. Однако у всех ранее существовавших теорий личности есть некоторые общие видения: первичным является детерминированность поведения субъекта, корни которого лежат из детского опыта, но взгляды во взрослой жизни у субъекта могут быть различными.

Концепция духовно-нравственного развития личности

Главным в формировании смысловой характеристики человеческой жизни является его отношение к другим субъектам или социуму в целом. Именно отношение и составляет сущность жизни человека. Вся жизнь субъектов зависит от отношений с другими людьми, от стремлений индивида к отношениям, какие конкретно отношения способен индивид устанавливать.

Воспитание является неотъемлемой частью образования и концепции духовно-нравственного развития личности. Именно благодаря семейному воспитанию и школьному образованию происходит процесс приобщения к культурным и моральным ценностям социума. Необходимо привить детям способность проживать в культурном социальном пространстве. Такое пространство должно отвечать интересам и потребностям учащихся, тем самым толкая их на созидание и осуществление принятых нравственных ценностей.

В нынешних условиях акцент в концепции духовно-нравственного воспитания делают на целенаправленность воспитательного процесса, а также на универсальную этику, а это означает, что нужно не допустить сведение воспитания к узко национальным, корпоративным, групповым и другим интересам. Следует воспитывать развитую личность по всем направлениям культуры, религии, касаясь абсолютно всех социальных классов и групп, этносов.

Важно сочетание в воспитательном процессе целенаправленности универсальных ценностей людей и опоры на традиционные, национальные духовные ценности социума. Данное сочетание должно лечь в основу жизнедеятельности нынешнего социума, а также в основу оптимального диалога между разными сообществами, группами.

Смещение ориентации происходит с внешних ограничений моральности на внутренние установки нравственности и направленность субъекта в сторону приумножающейся роли нравственных установок в качестве внутренней саморегуляции личности, а не в сторону моральности, которая больше представляет собой внешние регуляторы поведения.

Важна проблема способности личности к самоопределению, целенаправленности на смысловую и ценностную составляющую воспитательного процесса. Она должна заключаться в том, чтобы учащийся сам смог вырабатывать ценностные смыслы посредством приобретения нравственных знаний, их эмоционально прочувствовать, опробовать на персональном опыте построения взаимоотношений с другими индивидами и окружающей средой, и занять активную позицию в таком процессе. Именно усвоение, постепенность развития, приобретение опыта и знаний поведенческих отношений должно составлять базис духовно-нравственного развития.

Целью духовно-нравственного развития является воспитание и развитие грамотных, высоконравственных, культурных личностей, обладающих общечеловеческими и национальными ценностями индивидов, деятельность которых направлена на созидание.

К общечеловеческим ценностям причисляют принимаемые всеми людьми ценности в условиях абсолютно любых общественных и исторических изменений развития цивилизации. К ним относят: равенство, добро, красоту, жизнь, сотрудничество и другие. А национальные ценности определяются общечеловеческими, воспринятыми субъективным сознанием через национальную культуру и национальное самосознание.

Концепция развития личности Эриксона

Эриксон полагал, что элементы личности и ее структура складывается постепенно в процессе социального развития и, как следствие, является продуктом такого развития, результатом всего пути индивида.

Эриксон отрицает возможность индивидуальности развития отдельной личности, но при этом, не отрицает индивидуальности как отдельного понятия. Он убежден в том, что для всех субъектов существует общий план их развития и полагает, что само личностное развитие длится на протяжении всей жизни субъектов. Наряду с этим он выделяет определенные стадии развития, каждая из которых решает конкретную дилемму.

Одно из главнейших понятий в концепции Эриксона – это эго-идентичность. Он полагал, что все личностное развитие субъекта целенаправленно на поиск именно этой эго-идентичности. Однако основной акцент ставится в период юности.

«Нормативный кризис идентичности» — является основным моментом в становлении личности в переходном периоде подростков. Кризис тут рассматривается как поворотная, критическая точка развития. В этот период у подростков одинаково обостряются как приумножающийся потенциал, так и уязвимость. Подростковая личность становится перед выбором двух альтернатив, одна из них ведет к негативному поведению, другая к позитивному.

По Эриксону основной задачей перед субъектом в юности становится вырабатывание чувства идентичности, которое идет в противовес неопределенности личностной роли «Я». В этот период подросток должен ответить себе на вопросы: «Направленность моего дальнейшего пути», «Кто я?». Именно в поиске этой самой идентичности подросток определяет важность действий, вырабатывает конкретные оценочные нормы своего и других людей поведения.

Данный процесс неразрывно связан с осознанием собственной компетенции и ценности. Одним из методов решения дилеммы идентичности лежит в примерке различных ролей. Основной опасностью, по мнению Эриксона в процессе идентификации является возможность появления размытости «Я», которая возникает, как следствие одолевающих сомнений в какую сторону направить свой жизненный путь. Следующей причиной опасности процесса самоидентификации является недостаточность материнского внимания. Также частыми причинами таких опасностей может быть несогласованность методов и принципов воспитания у родителей, что создает для ребенка благоприятную атмосферу неопределенности и, как следствие, чувство недоверия.

Идентичность по Эриксону является важным условием психического здоровья индивида. Если идентичность не сложилась, то такая личность будет чувствовать себя потерянной, не найдя своего определенного места в социуме. Согласно Эриксону идентичность — это характеристика зрелости личности.

Основным вкладом Эриксона в концепцию развития считается его теория о стадиях развития личности.

Первая стадия – это младенчество, соответствующая стадии оральной фиксации Фрейда. Основным в этот период является вырабатывания доверия и уверенности. Формирование доверия к социуму целиком зависит от способности со стороны матери передать ребенку чувство постоянства переживаний и узнаваемости.

Следующая стадия – автономность. Ребенок пытается «встать на ноги» и отстраниться от попечителей. Малыш начинает говорить «нет». Если родители стараются поддержать его проявления независимости и защищают от негативного опыта, то формируется здоровое воображение, способности сдерживания себя и уступки своему телу. Основная задача данного периода лежит в выработке баланса между ограничениями и дозволенным, приобретением навыков самоконтроля и самостоятельности.

Следующая стадия– инициатива. В этой стадии появляется установка – «Я — то, что я буду» и вырабатывается установка «Я — то, что я могу». В данном периоде ребенок старается активно познать мир, который его окружает. С помощью игры моделирует различные социальные роли и приобретает обязанности и новые дела. Главным в этой стадии является развитие инициативности. Также происходит идентификация половой принадлежности.

Четвертая стадия. В этой стадии могут развиться такие качества как: трудолюбие или неполноценность. Ребенок учится всему, что может облегчить и подготовить его к взрослой жизни (например, целеустремленности).

Пятая стадия (от 6 до 11 лет) – школьный возраст. Идентичность формулируется в «Я — то, чему я научился». Данный период характеризуется приумножающимися возможностями ребенка к самодисциплине и логическому мышлению, возможностью взаимодействия со сверстниками, согласно установленным правилам. Основной вопрос «Способен ли я?».

Следующая стадия – это стадия идентичности или ролевого беспорядка (11-18лет). Характеризуется переходом от детского возраста к взрослому. Данный период ведет к физиологическим и психологическим изменениям. Основной вопрос «Кто я есть?».

Следующая стадия — это ранняя взрослость. Вопросы в этой стадии обращаются к образу «Я». Характеризуется самозавершенностью и развитием близких взаимоотношений с другими людьми. Основной вопрос – «Могу ли я иметь интимные отношения?».

Седьмая стадия – это взрослость. Приносит более устойчивое ощущение себя. Теперь «Я» выражается в отдаче во взаимоотношениях, как дома, так и на работе и в социуме. Появилась профессия и дети. Основные вопросы: «Какое значение имеет моя жизнь сегодня?», «Что я дальше буду делать в жизни?».

Восьмая стадия – поздняя взрослость или зрелость. Характеризуется принятием своей роли и себя в жизни в глубоком смысле осознания, пониманием своего личностного достоинства. Работа закончилось, появилось время для размышлений и внуков.

Основным направлением в концепции развития личности Эриксона лежало рассмотрение социального приспособления индивида в процессе его взросления и развития.

Концепция развития личности Выготского

В своей концепции Выготский трактовал социальную среду не как «фактор», а как «источник» личностного развития. Воздействие среды обуславливается переживаниями ребенка.

Ребенок развивается двумя переплетенными путями. Первый лежит в естественном созревании. А второй – через овладение культур, способами мышления и поведения. Вспомогательными способами формирования мышления и поведения являются системы символов и знаков, например, письмо или язык.

Именно овладение ребенком связи между значением и знаком, применении речи влияет на возникновение новых функций психических процессов, которые и отличают поведение человеческой личности от животного.

Вначале взрослый, используя конкретное средство, управляет ребенком и его поведением. При этом направляет ребенка на совершение какой-либо непроизвольной функции. Далее, на следующем этапе, ребенок применяет к себе такие способы управления, которые взрослые использовали по отношению к нему. Теперь ребенок применяет их к взрослым. Именно таким образом согласно Выготскому каждая функция психики проявляется в процессе развития дважды – первый раз как коллективная деятельность, а во второй — в качестве мышления ребенка.

Интериоризуясь «натуральные» функции психики преобразуются, приобретая автоматизированность, произвольность и осознанность. После этого становится возможным и обратный процесс – экстериоризация, т.е. вывод наружу результатом мыслительной деятельности. Такой принцип получил название «внешнее через внутреннее».

Личность Выгосткий представлял как социальное понятие, так как она объединяет в себе надприродное и историческое в человеке. Такое понятие не может охватить все приметы индивидуальности, но может поставить знак равенства между детской личностью и его культурным развитием. В процессе развития индивид осваивает собственное поведение. Личность не может быть врожденной, но может возникнуть в процессе культурного развития. Путем присвоения выбранных форм и способов в деятельности, которые исторически сложились, происходит развитие ребенка. Поэтому обязательным в процессе личностного развития становится ее образование и обучение.

Обучение является своеобразной движущей силой развития. Однако это не означает, что обучение становится тождественным развитию. Оно просто образует область ближайшего развития. Такая область обуславливает функции, которые еще не созрели, но уже находятся в процессе развития, определяет дальнейшее развитие ума. Феномен области ближайшего развития подтверждает ведущую роль обучения в развитии умственной деятельности.

В процессе такого развития личность индивида проходит определенный ряд изменений, которые имеют социальную природу. Вследствие накопления новых возможностей, разрушения одного социального условия и появление другого, устойчивым процессам развития на смену приходят критические периоды жизни индивида, в которых происходит бурное создание психологических образований. Таким кризисам характерно единство негативной и позитивной сторон. Они играют роль своеобразных ступеней в дальнейшем развитии ребенка.

Появившиеся в любом периоде образования качественно изменяют функционирование психики личности. Например, возникновение подростковой рефлексии полностью перестраивает психическую деятельность.

Тема формирования личности очень давно является предметом изучения таких наук, как психология, педагогика, философия и пр. Умы многих известных ученых занимали вопросы о том, как формируется личность, что движет ее развитием, и под влиянием каких факторов оно протекает. Варианты разрешения этих вопросов породили целый ряд научных концепций формирования личности. В данной статье мы с вами попробуем разобрать вопрос формирования и развития личности от теории до практических примеров, без излишнего «профессионально-научного гнета» для того, чтобы ответить на два очень важных для любого человека вопроса:

  1. Как именно я стал таким, какой/какая я есть и возможен ли у взрослого человека путь к дальнейшему совершенствованию?
  2. Как мне воспитывать своего ребенка, для того чтобы он/она стали всесторонне развитыми личностями?

Почему одни люди становятся «выдающимися личностями современности», а другие остаются серой массой «посредственных личностей»? Возможно ли, зная механизмы формирования личности, повлиять на процессы ее становления и развития, взрастив в себе или в своем ребенке ту самую, искомую «всесторонне развитую личность» или таковыми становятся только те, кто изначально обладает более высоким потенциалом, нежели большинство? С давних времен не прекращаются споры на тему первоочередности факторов, необходимых для формирования личности: является ли главной биологическая природа человека или окружающая его социальная среда и ее культура и возможности? Рассмотрим обе концепции для получения ответа на все вышеперечисленные вопросы:

Биологическая концепция формирования личности

Сторонники: Ч. Дарвин, И. Мюллер, С. Холл и др.

Согласно биологической концепции, человек является некой «копилкой генетической информации», получаемой им от обоих родителей и заложенной в материнских и отцовских предках. При этом важную роль играет также и пренатальный период: то есть образ жизни и эмоции матери во время беременности. Разумеется, глупо отрицать важность всего вышеперечисленного, но следует отчетливо понимать, что мы не наследуем от наших прародителей черты характера или мотивацию к достижению целей. Мы получаем лишь определенную основу для развития, которую уже и должны использовать. Так, например, от рождения, человек может получить задатки математика или физика и ярко выраженный холерический тип темперамента. Но то, сможет ли данная личность быть хорошим преподавателем или ученым и контролировать, например, врожденную вспыльчивость, соответствующую типу своего темперамента, зависит уже от его воспитания и сформированного мировоззрения. Помимо того - невозможно заранее с точностью выявить, унаследует ли ребенок от родителей те или иные задатки. А кроме этого, многочисленные исследования так называемых «детей-маугли» (человеческие дети, которые с раннего возраста росли в условиях крайней социальной изоляции - вне контакта с людьми, как правило, будучи спасенными от гибели стаями диких животных) показали, что если изоляция от общества происходила в первые 3-6 лет жизни, то данные дети уже практически не смогут освоить человеческий язык, осмысленное общение с другими людьми, да даже просто элементарное прямохождение, несмотря на последующие годы, проведённые в людском обществе. Это является ярким доказательством того факта, что полноценное развитие личности ребенка невозможно без его нахождения в социуме, где у него существует возможность перенимания от общества определенных навыков и опыта, которые человечество вырабатывало тысячелетиями, переходим к социальной теории:

Социальная концепция формирования личности

Сторонники: Д. Локк, Дж. Б. Уотсон, Л.С Выготский А.С. Макаренко и др.

Социальная теория рассматривает человека, как «белый лист бумаги», на котором, благодаря правильному воспитанию социума (общества) можно написать шедевр, вне зависимости от того, чем одарила его природа. Для присоединения человека к системе общества существует определенный классический термин«социализация» . Социализация – это вхождение в общество, и осуществляется она поэтапно.

Начинается социализация личности в первые годы жизни человека, с освоения им общественных норм и порядков, с началом различения своей роли в социуме. Например: «Я - мальчик, сын, брат…». Или: «Я – девочка, дочка, старшая или младшая сестра, первоклассница…». А также ролей окружающих его людей: родных и близких родственников, воспитателей/преподавателей, знакомых и незнакомых людей. Далее, каждый человек постепенно определяется со своим мировоззрением, призванием, жизненным укладом и пр. Важно понимать, что социализация личности сопровождает нас на протяжении всей жизни, но самые главные ее этапы обязательно должны быть пройдены в срок. Если некоторые моменты в воспитании ребенка оказываются упущенными родителями или воспитателями/преподавателями, то у молодой незрелой личности могут проявиться проблемы с социализацией. Так, например, подростки, с которыми в школьном возрасте не проводились занятия по профориентации, могут получить впоследствии ряд определенных трудностей в определении своего профессионального направления в этой жизни. И этот груз с каждым годом будет нарастать, как «снежный ком» на протяжении долгих лет неудачных поисков себя и своего места в этой жизни.

А теперь попробуем сделать выводы и перейти от теории к практике:

Попробуем рассмотреть эдакое «социально-математическое уравнение» с несколькими переменными:

Ребенок с врожденными музыкальными задатками, а также несколько возможных социально-жизненных вариантов на пути его формирования и развития, как отдельной личности:

А: Ребенок изначально рожден в социально благополучной семье, в которой оба родителя имеют непосредственное отношение к музыкальной сфере и достигли в ней определенных высот.

Б: Ребенок изначально рожден в благополучной семье, в которой оба родителя вполне успешны, но их сфера деятельности вообще не пересекается с музыкой.

В: Ребенок изначально рожден в неблагополучной семье (возможно, в неполной), в которой родитель/и – музыканты, но не достигли успеха и разочаровались в данной сфере деятельности.

Г: Ребенок изначально рожден в неблагополучной семье, не имеющей никакого отношения к музыкальной среде.

Если один и тот же ребенок «с врожденными музыкальными задатками» впоследствии добьется признания и успеха на музыкальном поприще, в каком из вышеперечисленных случаев, развитие личности будет качественнее, а личностный рост больше?

Возможные вариации развития событий в каждом из случаев:

В первом варианте («А») имеются все необходимые условия для развития природных способностей/наклонностей ребенка: генетика благоприятствует, социум с раннего детства соответствующий, у родителей есть опыт, связи, любовь к профессии. Скорее всего, заметив в своем ребенке музыкальные способности, они предпримут все возможные мероприятия для их дальнейшего развития и совершенствования. Вполне закономерным было бы предположить, что этот вариант наиболее благоприятен для формирования одаренной личности. Но… Успех родителей может послужить и «отпугивающим фактором», ведь постоянное сравнение и давление могут лишить уверенности в своих силах и мотивации к развитию.

Вариант «Б» также может быть вполне благоприятным для развития врожденных способностей ребенка, но, лишь в том случае, что в данной семье вообще заметят его природную склонность и обеспечат необходимое образование, а не навяжут иную сферу деятельности, которая покажется родителям более подходящей.

Вариант «В», в принципе, способен дать ребенку с выраженными музыкальными способностями некий «плацдарм» для получения необходимого музыкального образования. Но только при условии того, что ему (и его личности) хватит сил побороться с негативными установками родителей, разочарованных в своей сфере деятельности. А его родителям - хватит мудрости дать своему чаду пойти своей дорогой, на которой они сами отнюдь не преуспели.

Вариант «Г» может показаться самым «провальным», но не следует забывать о том, что одной семьей социум не ограничивается и не только самые близкие люди могут помочь в развитии природных задатков.

Выводы:

Таким образом, ситуации «А», и «Б» изначально даруют больше факторов для успешного формирования личности, при минимальном ее самостоятельном участии. А варианты «В» и «Г», соответственно, даже при поверхностном взгляде, сулят гораздо больше препятствий для достижения определенного успеха в музыкальной сфере. Но не все в жизни столь поверхностно-плоско и логично и у каждого из вариантов может иметься множество «подводных камней».

Надеюсь, что ответ на вопрос: «В каком из вышеперечисленных случаев, развитие личности будет качественнее, а личностный рост больше?» понятен – это вариант «Г».

А далее – по убывающей: «В», «Б» и «А». Ибо, чем благоприятнее внутренние (наследственно-генетические) и внешние (общественно-социальные) факторы для раскрытия природных задатков, тем меньше усилий требуется для саморазвития и личностного роста.

Промежуточный итог:

Создание благоприятных условий для формирования и развития личности ребенка, безусловно, требует от его родителей/ социального окружения определенного внимания и вложений (моральных, физических, временных, финансовых и пр.). Это важно для того чтобы заметить его природные задатки, повлиять на и развитие положительных черт его характера и заложить определенные начальные мотивации для успешной реализации его способности.

А отсюда следующий возможный вопрос:

Если лично мне достались варианты похожие на ситуации: «В» или «Г» и факторы для формирования моей личности сложились самым неблагоприятным образом. Я уже вырос/выросла, мои задатки не получили должного развития в свое время. Это автоматически означает, что все потеряно и мне никогда не стать Личностью с большой буквы?

Вовсе нет, ибо формирование личности также непрерывно происходит в течение всей нашей жизни. При этом каждый человек проходит свою индивидуальную «лестницу» формирования и развития личности, на которой можно выделить три основных ступени:

Поглощение максимально возможного количества информации о мире вокруг (как правило, происходит в семье, где ребенок постигает первые азы правил и норм общения и поведения);

Повторение модели поведения, а также действий своего ближайшего окружения (сначала также семья, потом знакомство с более обширной средой - социальной: детский сад, школа, различные кружки и секции, колледжи и ВУЗы, общение со сверстниками и учителями/наставниками);

Накопление своего личного опыта (освоение новых ролей: специалиста, профессионала, супруга/супруги, родителя; этот процесс непрерывно происходит в течение всей жизни и никогда не поздно его анализировать, изменять, приумножать).

Разумеется, «на благой почве проще вырастить хороший урожай», но всегда стоит помнить о том, что «и на камнях растут деревья». Поэтому, вне зависимости от наследственных и начальных обще-социальных факторов, каждый человек все равно остается «творцом своей жизни» и способен либо загубить даже самый благоприятный для формирования и развития своей личности биологический и социальный «плацдарм», либо существенно приумножить даже то немногое, что досталось ему в качестве базы для дальнейшего развития. Желаю вам научиться грамотно использовать и развивать свои индивидуальные возможности, учитывая свои личностные и психологические особенности, применяя как позитивный, так и негативный жизненный опыт, для того, чтобы стать той самой Личностью с большой буквы!

Теоретический словарь для более детального изучения вопроса формирования и развития личности

Общие понятия о том, что такое «концепция», «личность», ее формирование и развитие:

«Концепция» (от лат. conceptio - понимание, система), определённый способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет и др., руководящая идея для их систематического освещения. Термин "концепция" употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в научной, художественной, технической, политической и др. видах деятельности.

Само понятие «личность» , довольно многогранно и имеет массу различных формулировок. В структуру личности включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Общеизвестная фраза: «Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития» означает, что само понятие «личность» в отличие от понятия «человек» - это социальная характеристика человека.

Формирование личности – это процесс, который не заканчивается на определенном этапе жизни, человека, а сопровождает его непрерывно с самого раннего детства, и продолжается всю жизнь. Из множества психологических теорий личности, представленных разными специалистами в сфере психологии, можно выделить основную мысль: личность формируется на основе биологических данных человека и процесса обучения, получения жизненного опыта и осознания себя.

Биологические (внутренние) факторы – это особенности человека, которые являются заложенными на генетическом уровне (например, задатки к определенному роду деятельности или физические возможности).

К социальным (внешним) факторам относятся и окружающая среда, и воспитание, и социальный статус человека, страна, время, в котором он живет.

В соответствии с двумя противоположными полюсами факторов формирования личности, на свет появилось немало научных концепций ее формирования, большинство из которых можно условно поделить на две группы: биологическую и социальную, каждую из которых мы с вами далее и рассмотрим.

Определение является неотъемлемой частью общего развития человека. В развитие человека, кроме развития личности, входит и развитие психических функций, и физическое развитие. Причем физическое, психическое и личностное развитие поддерживают и сменяют друг друга, приводя к физическому, интеллектуальному и личностному росту.

Внимание!:

Не стоит путать понятия: «развитие» и «рост». Рост человека и его развитие, несомненно, взаимодействуют, чередуясь друг с другом. Но понятие «рост» - это количественные изменения, а понятие «развитие» - изменения качественные. На практике это можно доказать тем фактом, что процессы роста у человека обладают максимальной интенсивностью в детстве-юности, а с возрастом, что физический, что интеллектуальный рост – замедляются (ведь с определенного периода снижается интеллект, ослабевает память, постепенно атрофируются мышцы и пр.). А вот как раз личностное развитие при этом, может продолжать успешно прогрессировать.

Итак, «развитие» – это понятие, характеризующее качественные изменения объектов, появление новых форм бытия, существование различных систем, сопряженное с преобразованием их внутренних и внешних связей. Сложный динамический процесс, который как раз может быть одной из составляющих формирования личности.

Повторю на примере развития личности:

«Развитие личности может быть частью результата ее формирования». Значит понимание того, как формируется личность, поможет осознать возможные варианты для ее развития.

Современный воспитательный процесс основывается на теориях, которые

формировались и эволюционировали в течение многих веков. Практически любая

современная теория воспитания и развития личности «вырастает» из психолого-

педагогических идей и концепций прошлого.

Первые попытки научного осмысления воспитания человека были ещё в Древнем

мире. Так, широко известны взгляды на воспитание Платона, Аристотеля, Сократа,

Демокрита и других древнегреческих философов. Их представления о воспитании

добродетелей актуальны и по сей день.

По мере развития наук о человеке развивалась и педагогическая теория, различные

направления которой отличались значительным разнообразием.

Так, на основе идей Ж.-Ж. Руссо сформировалась теория свободного воспитания,

основные идеи которой состоят в ненасильственном формировании личности ребёнка, в

развитии его природных задатков.

Совершенно иные ценности положены в основу авторитарного воспитания,

теоретиком которого считается И. Гербарт. Теория Гербарта ставит целью формирование у

ребёнка послушания, при этом главными средствами воспитания становятся угроза, надзор,

запрещение и наказание.

В ХХ в. в разных странах активно разрабатываются педагогические системы, в центре

которых находится воспитывающее влияние группы на личность (Дж. Дьюи, Л. Колберг,

Р. Штейнер и др.). В отечественной педагогике 1930-1980-х гг. большую популярность

приобрела теория воспитания личности в коллективе (А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, И.П.

Иванов, В.М. Коротов и др.).

Многообразие подходов к воспитанию, созданных за века развития педагогической

мысли, отразилось в современных базовых теориях воспитания и развития личности.

Современные базовые теории воспитания и развития личности, как правило,

представляют собой синтез не только педагогических, но и философских, психологических,

естественнонаучных теорий. Среди наиболее известных теорий воспитания и развития

личности выделяются прагматизм, неопозитивизм, неотомизм, бихевиоризм. Общая черта

этих теорий – их гуманистическая ориентированность, направленность на воспитание

свободной, саморазвивающейся личности.

Прагматическая теория воспитания и развития личности основывается на

философии прагматизма (вторая половина ХIХ – начало ХХ в.: Ч. Пире, У. Джемс и др.)

которая признаёт в качестве главной ценности практическую пользу. В педагогике идеи

прагматической философии наиболее успешно реализовал Дж. Дьюи (США), создавший

оригинальную воспитательную систему (сам Дьюи называл её инструментализмом).

Основные положения прагматической теории воспитания:

воспитание как приспособление к жизни, связь обучения и воспитания, школы

опора в учебно-воспитательном процессе на собственную активность детей,

поощрение и развитие их самостоятельности;

практическая направленность и полезность деятельности, выполняемой детьми

в воспитательном процессе;

Главным недостатком этой теории было пренебрежение систематическими знаниями,

что в 1960-е гг. привело к кризису американской школы.

В 1970-х годах педагогический прагматизм трансформировался в неопрагматическую

теорию воспитания, сущность которой сводится к самоутверждению личности и усиливает

индивидуалистическую направленность воспитания. Идеи таких выдающихся деятелей

неопрагматизма как А. Маслоу, К. Роджерс, А. Комбс и др. составили теоретическую основу

современной гуманистической педагогики. Однако в неопрагматизме, по мнению И.П.

Подласого, есть серьёзный недостаток: полное отсутствие ограничений в развитии личности

на практике нередко оборачивается неумением личности считаться с другими людьми.

Неопозитивизм («новый позитивизм» или новый гуманизм) – философско-

педагогическое направление, пытающееся осмыслить явления, вызванные научно-

технической революцией. Это направление сформировалось на основе этических идей

Платона, Аристотеля, Канта.

Основные положения педагогики неопозитивизма (Дж. Вильсон, Л. Колберг и др.):

отказ в воспитании от устоявшихся идеологий, формирование у ребёнка

рационального мышления;

гуманизация системы воспитания, установления между педагогом и

воспитанником субект-субъектных отношений;

создание условий для свободного развития личности, отказ от

манипулирования поведением ребёнка.

На развитие педагогической теории в ХХ в. существенное влияние оказало ещё

одно популярное направление философии – экзистенциализм. Экзистенциализм признаёт

личность высшей ценностью мира и провозглашает уникальность каждого человека. Человек

находится во враждебной социальной среде, стремящейся сделать всех людей одинаковыми,

поэтому он вынужден противостоять ей, чтобы сохранить свою уникальность.

Экзистенциалистское направление в теории воспитания представлено многими

школами и отличается большим разнообразием подходов. Общая особенность

экзистенциальных концепций воспитания состоит в недоверии к возможностям

педагогического управления развитием личности ребёнка (Г. Марсель, У. Баррет, Дж.

Кнеллер и др.). Роль педагога, по мнению представителей экзистенциальной педагогики,

состоит, прежде всего, в создании для ребёнка таких условий, в которых он мог бы свободно

развиваться.

Неотомизм – религиозно-философское учение, получившее название от имени

католического богослова и мыслителя Фомы (Томы) Аквинского (XIII в.). Основное

положение неотомизма состоит в двойственной природе человека как единства

его «материальной и духовной сущностей».

Педагогика неотомизма (Ж. Маритен, У. Макгакен, М. Казотти и др.) утверждает

христианские и общечеловеческие ценности в воспитании (воспитание доброты, гуманизма,

честности, любви к ближнему и т.д.). Иначе говоря, нравственное воспитание, согласно

неотомистской теории, неизбежно приобретает религиозный характер.

Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение) – психолого-педагогическая теория

воспитания. Согласно этой теории, воспитание должно основываться на новейших

достижениях наук о человеке.

Классический бихевиоризм (Дж. Уотсон) обогатил педагогическую науку

положением о зависимости реакции (поведения) от стимула. Необихевиористы (Б.Ф.

Скиннер, К. Халл, Э. Толмен и др.) дополнили цепочку «стимул → реакция» положением о

подкреплении: «стимул → реакция → подкрепление».

Бихевиоризм вносит важный вклад в рациональную организацию воспитательного

процесса, в разработку современных методик и технологий воспитания. В качестве важных

задач воспитания современного человека бихевиористы выделяют формирование научного

мировоззрения, рационального мышления, организованности, дисциплинированности,

предприимчивости. Важное место в организации воспитательного процесса отводится

психолого-педагогической диагностике, использованию электронно-вычислительной

техники для обработки диагностических данных.


Похожая информация.


Формирование концепций развития личности

Процесс формирования и развития личности с давних времен изучался различными науками, такими как философия, психология, педагогика. Многие известные ученые задавались вопросом, что движет развитием личности, какие факторы влияют на ее формирование. Результатом их научных изысканий стало множество концепций и теорий, раскрывающих данную тему.

Все существующие теории, каждая с разной стороны, позволяют ответить на многие вопросы и найти причину формирования тех или иных качеств определенного индивида. Почему одни члены общества становятся успешными, а другие остаются всю жизнь в тени? Можно ли оказывать влияние на развитие, и при помощи каких методик осуществлять это влияние?

Две основные концепции и их сторонники

На сегодняшний день выделяется две основные концепции развития личности:

  • биогенетическая (биологическая);
  • социогенетическая (социальная).

Биологическая концепция рассматривает человека как существо по сути своей природное, и любое поведение объясняет влиянием присущих ему от рождения инстинктов, влечений и потребностей.

Основными приверженцами такой теории были австрийский психолог Зигмунд Фрейд, английский натуралист Чарльз Дарвин, немец Иоганн Петер Мюллер, американский психолог Грэнвилл Стэнли Холл и другие.

Социальная концепция предполагает, что среда является основополагающим фактором в развитии человека, помогающем человеку социализироваться.

Именно этой теории придерживались британский педагог Джон Локк, советский психолог Лев Семенович Выготский, советский педагог Антон Семенович Макаренко и другие.

Существует так же концепция, объединяющая два описанных выше подхода – биосоциальная. Сторонники биосоциальной концепции считают, что психические процессы обладают биологической природой, а интересы и направленность формируются под влиянием среды.

Остановимся подробнее на каждой из этих концепций.

Биогенетическая концепция

Основными идеями биологической концепции являются:

  • психическое развитие человека обусловлено этапами исторического и биологического развития его родителей, важнейшая роль в развитии принадлежит биологическому фактору, в частности наследственности;
  • детерминанта поведения – это созревание человеческого организма, а развитие – лишь комплекс количественных изменений индивида;
  • наличие биологической связи между ребенком и обществом;
  • воспитание и социальная среда создают условия (положительные или отрицательные) для развития наследственных черт индивида;
  • недопустимо вмешательство в природу ребенка.

Внутри биогенетической концепции существует множество теорий развития. Одна из них принадлежит З.Фрейду. Его психодинамическая теория (психоанализ) развития заключается в том, что инстинкты, порождающие либидо (желания) являются основным источником развития личности. Энергия либидо может быть положительной и отрицательной в зависимости от направленности. В первом случае она направлена на продолжение рода и проявляется в сексуальном влечении. Если либидо не получило выхода, энергия становится разрушающей и проявляется в виде агрессии. Согласно теории Фрейда между желаниями человека («оно») и морально-этическими ограничениями («сверх-я») идет постоянное взаимодействие, борьба. В результате такого взаимодействия формируется личность («я»). Схематичное изображение теории З.Фрейда представлено на рисунке 1.

Эпигенетическая теория Е.Эриксона также несет в своей основе биологическую концепцию. По Эриксону развитие личности – это социальное приспособление в процессе взросления. Для него среда была лишь фактором, в котором развивается человек. Выделение и описание восьми основных стадий развития является важнейшим достижением его теории.

Знаменитая теория оперантного обусловливания Скиннера строится на основе работ И.П.Павлова, анализирующего условные рефлексы. Основа у этой теории биологическая. Несмотря на большое количество недостатков в этой концепции, а в частности занижение роли среды, социума, она имела определенные достижения:

  • создание основы идеи развития личности;
  • описание важности роли активности для саморазвития;
  • определение роли игры в жизни ребенка, рассмотрение игры как подготовки для будущего;
  • положено начало развитию теории научения личности;
  • начало изучения биологического фактора в развитии личности, что явилось толчком для развития генетики и психогенетики.

Социогенетическая концепция

Социогенетическая концепция возникла в 19 веке и, по сути, явилась ответом на биологическую.

Теоретические основы данной концепции заключаются в следующем:

  • развитие личности – это в первую очередь результат влияния окружающей среды, который является решающим фактором в развитии;
  • основой становления личности является воспитание и обучение;
  • развитие предполагает усвоение опыта окружающего мира.

Основные идеи, которые рождает социальная концепция, отражаются следующими формулировками:

  • ребенок в социальной концепции представляется чистой доской;
  • социальные нормы усваиваются в процессе развития;
  • анализ окружающей социальной среды дает знание об индивиде;
  • ребенок пассивно воспринимает внешнюю среду, воздействующую на него.

Так же, как и в биологической концепции, в социальной развивается множество теорий. Одной из самых известных является теория социального научения. Ученые придерживающиеся этой теории считают, что индивидуальные различия между людьми – это результат научения. В рамках этой теории Миллер дал четкое обоснование процессам личностной социализации.

Социальная концепция получила широкое распространение в Советском Союзе в 20-30-х годах двадцатого столетия. Согласно утверждениям советских ученых только 10% в процессе развития ребенка определяется инстинктами и наследственностью. Остальные 90% - это результат влияния среды.

Говоря о социогенетической концепции нельзя не сказать о теории предложенной Выготским. Он считал среду основным источником развития личности. Два очень взаимосвязанных направления развития человека выделял Выготский. Это естественное созревание и овладение способами поведения, мышления, а также культурой. Личность для Выготского – это социальное понятие.

Основным достижением социогенетической концепции можно считать выяснение значимости среды для становления и развития личности.



Похожие статьи