Урок с применением активных методов обучения.

Урок русского языка в 6 специальном коррекционном класс

Тема урока: Имена существительные, которые имеют форму множественного числа или единственного числа

Яковлева Светлана Анатольевна,

МКОУ ЦО «Возрождение»

п. Куйтун, Иркутская область

Тип урока: комбинированный

Цель урока: Способствовать формированию умений правильно определять число имен существительных

Задачи:

1.способствовать формированию знаний учащихся о существительных, имеющих форму только единственного или только множественного числа;

2. Коррекция слухового и зрительного восприятия, образной памяти, логического мышления;

3. Воспитание мотивации к учению

Оборудование: презентация

1.Организационный (Проверка готовности обучающихся к уроку, эмоциональный настрой)

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И НА УРОКЕ НЕ ЗЕВАЙТЕ.

Внимательно посмотрите на девиз нашего урока: «учитесь…. открывать!» А что именно открывать, вы узнаете если, расположите данные числа в порядке возрастания и прочитаете слово;

48 16 36 28 56

н т й а ы

Итак, запомните наш девиз!

2.Словарно- орфографическая разминка (Вспомнить написание словарных слов, развивать память учащихся)

Словарная работа: Отгадайте загадки и постарайтесь запомнить отгадки.

1. Идет с бархана на бархан

Двугорбый желтый великан.

Нести поклажу-тяжкий труд

В пустыне может лишь…. (верблюд)

2. Он и летом, и зимой.

Между небом и землей.

Хоть всю жизнь к нему иди-

Он все будет впереди. (горизонт)

3.Заклеили клеем прочно

И ко мне прислали срочно.

Я его не пожалею:

Получу и вмиг расклею (конверт)

4. Кто укажет парой рук

Путь на север и на юг (компас)

5. Небо светом озарится.

Загрохочет там и тут.

И над нами заискрится

Яркий, праздничный…. (салют)

6. Снег белеет на полянке,

Время взять с кладовки санки.

С каждым днем все злей погода

Это что за время года? (зима)

А теперь запишите по памяти все слова-отгадки. Постарайтесь написать их красиво, аккуратно.

Кто написал все шесть отгадок?

Кто смог вспомнить только 3-2 слова?(Самооценка на полях

3.Актуализация знаний, постановка темы урока (Создать проблемную ситуацию, мотивировать на изучение нового материала; сформулировать тему и цели урока)

Какая отгадка не является словарным словом? (последняя, зима)

На какое она правило? (безударная гласная в корне)

Как нужно проверить безударную гласную в корне?

Сейчас назовите существительные из последней загадки, поставив слово в форму другого числа. Если слово в единственном числе, то вы во множественном числе, и наоборот.

(снег- снега, полянка-полянки, и.т.д.)

С какой проблемой столкнулись при выполнении задания? Почему не смогли образовать мн. число от слова погода и ед. число от слова санки? (Имена существительные, которые употребляются только в форме единственного или только множественного числа.)

Сформулируем тему урока (6 класс)

Чему будем учиться на уроке и для чего? (Сегодня на уроке мы будем учиться определять число имен существительных, изменять слова по числам.)

Какой можем сделать вывод об именах существительных?

Вывод:

Учитель помогает учащимся прийти к выводу, что существительное погода невозможно поставить в форму множественного числа, а существительные санки невозможно поставить в форму единственного числа.

4. Изучение нового материала (Развивать умения работать с учебником, сопоставлять, делать выводы, анализировать)

Почему не ко всем словам подобрали пары? Да, есть слова, которые употребляются только в форме единственного или только множественного числа. В древнерусском языке было 3 формы числа: единственное, множественное и двойственное. Позднее слова из двойственного перешли в разряд множественного. В современном русском языке существительных, которые употребляются в форме только множественного числа, около 600. К ним относятся:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1:

А сейчас мы познакомимся еще с одной группой имен существительных, кто догадается с какой?

Да это существительные, употребляемые только в единственном числе.

Презентация 2

Какой можем сделать вывод?

ВЫВОД: есть слова, которые имеют форму только ед числа или форму только мн числа)

Проверим по учебнику, правильный ли сделан вывод. Познакомьтесь с текстом учебника на странице 111. Совпадает ли данная информация с нашими выводами? (Да, совпадает).

5.Физминутка

6. Первичное закрепление нового материала (Закрепление навыка работы с существительными)

Давайте подберем к существительным антонимы (что такое антонимы), которые употребляются только в форме множественного числа.

Занятия, уроки- каникулы

праздник- будни

рассвет- сумерки

оттепель- заморозки

Дополнительный вопрос: «Как изменяются существительные, которые у нас получились?»

Подберем к существительным антонимы, которые употребляются только в форме единственного числа:

Сила- слабость

Правда- ложь

Богатство- бедность

Веселье- печаль

Старость- молодость

Злость- доброта

Беготня- спокойствие

Свет- тьма

7. Самостоятельное применение изученного материала:

Сам-но:

1) - Изучите упр. 184 на стр. 112. Продумайте план работы. Расскажите о том, как вы будете работать. (Учащиеся планируют свою деятельность:

1) назвать предметы на картинке; 2) определить пропущенные буквы в словах из рамки; 3) распределить слова из рамки по группам).

Устная работа с упр.184:

Называем слова, изображённые на картинке, определяем их число (очки, ножницы, клещи, грабли – эти слова имеют форму только множественного числа);

Определяем буквы, пропущенные в словах из рамки.

Письменная работа с упр.184 в парах:

Выбираем слова из рамки по данным группам: существительные, имеющие форму только единственного числа: 1-ая пара – названия продуктов, 2-ая пара – названия металлов; существительные, имеющие форму только множественного числа: 3-я пара – названия продуктов, 4-ая пара – названия инструментов, 5-ая пара – названия игр, все вместе – названия жидких веществ).

Этап контроля.

Проверка работы. Каждая пара зачитывает выписанную ею группу слов. Учащиеся определяют правильность выполненного друг другом задания.

8. Итог урока, рефлексия:

Вернемся к девизу урока.

Какую тайну имени существительного открыли? Чему учились?

Рефлексия, поднимите карточку цветную в зависимости от оценки своей деятельности

Зеленый-я работал хорошо и продвинулся вперед

Желтый-я работал, но не все получилось

Красный- я приложил мало усилий, поэтому кое-что не понял.

Завершается урок. Прочтите пожелание

Пусть людей во всех заботах

Ждут удачи и успех,

Чтоб работалось с охотой

И гулялось без помех.

И живется вроде лучше,

И на сердце веселей,

Коль другим благополучья

Пожелаешь на земле

Тема урока : «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».

Модуль: практикум «Часть речи – имя существительное. Повторение и обобщение изученного».

Тип урока: повторение и систематизация изученного.

Форма урока: модульный урок- исследование.

Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение (работа с модулем).

Цели урока:

  1. Учебные :

а) повторить сведения об имени существительном;

б) углубить и расширить знания об имени существительном;

в) формировать умение выбора, умение обосновывать выбор правильного написания существительного;

г) классифицировать языковой материал, опираясь на правило.

  1. Развивающие :

а) формировать коммуникативные УУД : умение формировать суждения в рамках учебного дискурса; строить учебную коммуникацию в парах, группах, в общении с классным коллективом;

б) формировать УУД познавательного характера : овладение приемами отбора и дифференциации языкового материала; извлечение информации из орфографических, словарей русского языка, таблиц по русскому языку;

в) формировать регулятивные УУД: умение ставить цель и дать ее словесную формулировку; умение оценить результат своей учебной деятельности; умение осуществить рефлексию по итогам изучения темы урока.

  1. Воспитательные :

Осознание грамотности как показателя общей культуры человека;

Воспитание стремления к грамотной речи.

Оборудование :

Компьютер;

Проектор, экран;

Оценочный лист;

Печатные материалы (модули для учащихся);

Таблицы по русскому языку;

Рабочие тетради на понимание текста (6 класс, ФГОС).

Виды деятельности обучающихся на уроке :

  1. Формулирование и письменная фиксация целей урока
  2. Составление схемы по изучаемой орфограмме, заполнение таблицы по теме урока.
  3. Слушание, устная работа.
  4. Рефлексия обучающихся по итогам урока, оценивание результатов своей деятельности на уроке
  5. Оценивание учителем результатов, достигнутых учениками

Перед уроком (на перемене) каждому раздается «Оценочный лист» (10см х 10см)

Ход урока

  1. Организационный этап. Подготовка учащихся к работе.
  2. Сообщение темы урока
  3. Этап постановки целей урока
  4. Работа по модулям
  5. Рефлексия
  6. Домашнее задание

УЭ 0. Постановка целей урока (7 минут)

Вспомните, ребята, какие слова появились у вас в речи первыми? Правильно, существительные. Ребенок жадно смотрит на мир и пытается понять, как называются окружающие его предметы.

Какая тема урока? Цель урока – повторение и обобщение изученного материала по разделу «Имя существительное».

Для чего существительные нужны? Помогают точно выразить речь. Их умелое использование придает речи выразительность и красоту. Откройте рабочие тетради на понимание текста стр. 40. Как называется текст? Сравните его с текстом в задании 8 .определите стиль текста. Какой из них наиболее красив и почему? На слайде – нарисованные картинки по первому и второму тексту.

УЭ 1. Проверка творческого домашнего задания. (5 минут)

  1. Прочитайте сочинение на свободную тему, в котором используются существительные на изученные правила. Назовите существительные.

УЭ 2. Актуализация знаний (4 минуты). Индивидуальная работа.

Выборочный диктант. Задание дано на слайде. Даны фразеологизмы. Объяснить значение, выписать имена существительные женского, мужского, среднего, общего рода.

Фразеологизмы: ни свет, ни заря; сирота казанская; медвежья услуга; свалился как снег на голову; как белка в колесе.

Женский род Средний род Мужской род Общий род

УЭ 3 Актуализация знаний (5 минут). Работа в парах.

Склонение имен существительных. Используя алгоритм, определить склонения существительных.

Алгоритм

  1. Определить род.
  2. Выделить окончание
  3. По роду и по окончанию определить склонение

Распределите слова в группы по склонениям. И запишите их в тетрадь.

ДОРОГА, ЗДОРОВЬЕ, СТОРОЖ, ПАЛЬТО, ВЕЩЬ, ЗИМА, СНЕГ, ШОССЕ, ВРЕМЯ, ТЕНЬ, СОЛНЦЕ, ГНЕЗДО, ПОЕЗДКА, ПЛАМЯ, ЭСКИМО, МЫШЬ, ПОЛНОЧЬ, КИНО.

Самопроверка (Слайд презентации)

Склонение

I II III Нескл. Разноскл.
ДОРОГА СНЕГ ВЕЩЬ ПАЛЬТО ВРЕМЯ
ЗИМА СТОРОЖ ТЕНЬ ШОССЕ ПЛАМЯ
ПОЕЗДКА СОЛНЦЕ МЫШЬ ЭСКИМО
ГНЕЗДО ПОЛНОЧЬ КИНО

Физминутка (Игра кто-что?)

Выйти из-за стола.

Игра строится по схеме: учитель называет предметы: если предмет одушевлённый, дети поднимают руки вверх, если неодушевлённый – выполняют приседание.

Снег, заяц, узор, окно, лес, воробей, дорога, лиса, деревья.

УЭ 4. Орфографическая зоркость

Внимание! Пропала тетрадь ученика 6-го А класса. В ней важное задание. Кто нашел, исправьте ошибки за крупное вознаграждение (5 баллов) и верните хозяину. (Выписать слова, в которых допущены ошибки, правильно, объяснить написание).

Колючий утренник словно предупреждает, что суровые замороски на земле и в воздухе вошли в силу. Бледный снег украсил диревца. «Первый снежёк – не лежок» – говорит пословица. Началось не настье. Моросят дожди со снегом.

Заяц за обновку принялся. Белеет зайчёнок с ног, меняет цвет шкурки под стать снегу. А медвежонок уютно устроился у себя в берлоге на зимнюю спячку.

Все крепче забирает зима, все чаще не настье. Крутится поземка, покрывает овражик, поле – все неровности земли.

Расскащик – А. Стрижов.

УЭ 5. Способы образования имен существительных. (3 минуты). Работа в парах.

Для каждой словообразовательной цепочки выберите исходное слово. Запишите цепочки однокоренных слов.

… – ица – ичка

…ица – – янистость

…под… ник

Трава, лиса, порядок, вода, сухофрукты, подснежник

Или выполнение упр. №310 учебника

УЭ 6. Как и всякого человека, у существительного тоже есть свой паспорт. Что это такое, как вы думаете? Правильно, это морфологический разбор. (3 минуты). Индивидуальная работа.

На слайде

Паспорт части речи Имя существительное

Отметьте каждую графу знаком:

+ – знаю, могу записать в паспорт

+ (-) – знаю, но не всё, надо повторить правила

? – не знаю, не изучал

Выполнить разбор одного из существительных из текста, над которым мы работали («Сыроежка» или из своего сочинения). Образец письменного разбора – в таблицах или учебниках.

Урок русского языка в 6б классе.

Тема: Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Старикова Г. А., учитель русского языка
Цель: 1. Познакомить учащихся с написанием –н- и нн- в наречиях на –о и –е.
2. Формировать навык написания –н- и –нн- в наречиях на –о и –е.
3. Повторить правописание –н- и –нн- в прилагательных.
4. Формировать устойчивую мотивацию к самостоятельной исследовательской деятельности.
Оборудование: 1) Компьютер, проектор, экран.
2) Раздаточный материал для учащихся.
3) УМК под редакцией В.В. Бабайцевой.

Ход урока :
1. Мотивация к учебной деятельности (настрой на урок)
Вступительное слово учителя.
- М. Горький, известный русский писатель, сказал: « Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей».
Как вы понимаете это высказывание?
(Ответ: В русском языке очень много слов есть, и постоянно они образуются, пополняют словарный запас)
- И мы тоже сегодня на уроке продолжим пополнять свой словарный запас, делать свою речь как устную, так и письменную, богатой и выразительной.

Записать в тетради число, классная работа, словарный диктант.

2. 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения пробного действия:
а) Словарный диктант
Телефонный разговор, картинная галерея, утренняя зарядка, мужественный человек, интересный рассказ, бережное отношение, искусный мастер, искренний ответ.
б) Вопросы для учащихся и задания
- проверьте свою запись (слайд №1)
- на какое правило записанные прилагательные в словосочетаниях?
- Почему в данном случае –н, а в другом –нн- ?
в) Запись на слайде №2 прочитать.
Держался мужественно
Говорил интересно
Мастерит искусно
Ответит искренне

Вопросы: 1) Подойдут ли данные слова с -н- и –нн- под данное правило?
(Ответ: нет, это наречия)
2) А как можно объяснить это написание?
(Ответ: Не знаем, этого правила мы не изучали)

3. Формулировка темы, запись в тетрадях, постановка целей.
Вопросы: 1)какова тема урока? (слайд №3)
2) Какова цель нашего урока?
(Ответы: 1) Правописание –н- и –нн- в наречиях на -о – е-; 2) Узнать, в каких случаях пишется н, а в каких нн в наречиях, образовывать и научиться их правильно писать. (слайд №4)

3. 4. Организация учебного проекта по выходу из затруднения.
Вопросы: 1) Вспомните, от каких частей речи может образовываться наречие?
(Существительное, прилагательное, числительное)
2) Вернёмся к заданиям с наречиями: Как вы думаете, от каких слов образованы данные наречия? Прочитайте их.
(Мужественный
интересный
искусный
искренний)
(Какая это часть речи?)

Демонстрация слайда №5

Мужеств енн ый – мужеств енн о
интер
есн ый – интер есн о
иску
сн ый – иску сн о
искр
енн ий – искр енн е

3) Какой вывод можно сделать, проанализировав эту запись?
(В наречиях пишется столько н, сколько в словах, от которых они образованы)
Прочитать в учебнике правило стр. 204.
5. Выработка алгоритма действия:
а) прочитать слово; (наречие)
б) определить, от какого прилагательного оно образовано;
в) определить, сколько н пишется в них;
г) написать в наречии столько н, сколько в исходном слове. (Раздаточный материал)

6. Первичное закрепление: наречия, записать словосочетания: объяснить написание н или нн. (слайд №6)
4. Глядеть груст (н, нн) ый
Взглянуть дружелюб (н, нн) ый
Слушать вниматель (н, нн) ый
Волноваться излиш (н, нн) ий
7. Самостоятельная работа: выполнение упр. 562 стр. 205 (по учебнику Практика)
Физминутка.
8. Проверка самостоятельной работы. Включение в систему знаний и повторений.

9. Творческое задание: подобрать к наречиям синонимы на данное правило:
а) Безмятежно – (спокойно)
тревожно – (беспокойно)
невнимательно – (рассеянно)
быстро – (мгновенно)
смело – (бесстрашно)
напрасно – (бесполезно)
Объяснить правописание –н- и –нн-, сказать, от каких слов они образованы.
б) Записать прилагательные, образовать наречия, если можно.
Юный
деревянный
неожиданный
смущённый
таинственный
объективный
бешенный
(От каких прилагательных невозможно образовать наречия?)
5. Творческое задание: по тетради с печатной основой упр. 164 с. 105, составить словосочетания, использую наречия с –н- или –нн-. (Работа в парах)

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Над какой темой мы работали?
- Каковы были цели урока?
- Достигли ли мы их? С какими трудностями столкнулись?

Выставление оценок: учащиеся выставляют друг другу оценки.
Домашнее задание.

Конспект урока русского языка

Класс : 6а

Тема: Обобщение об имени прилагательном

Место урока в теме: 30 урок

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма проведения: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная.

Планируемые результаты:

Предметные:

Создать условия для развития у учащихся умения:

Использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;

Находить имена прилагательные в тексте;

Работать со справочным материалом;

Обобщить теоретический материал об имени прилагательном;

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

Уметь:

Оформлять свои мысли в устной форме, составлять вопросы по теме урока;

Слушать и понимать речь других;

Совместно договариваться о правилах работы в группе.

Формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

Принимать на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать, слушать и корректировать действия партнёра.

Познавательные УУД:

Уметь анализировать объекты (слова), выделять общие признаки;

Формулировать понятие;

Сравнивать объекты (находить общее и отличия);

Обобщать;

Искать информацию в различных источниках;

Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Регулятивные УУД:

Меть определять и формулировать цель на уроке;

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать свои действия в -соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Методы, приемы: проблемно-поисковый

Ресурсы :Г.К Лидман-Орлова. Русский язык. Практика.6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений:/ Г.К. Лидман-Орлова, С.Н. Пименова, А.П. Еремееева и др. под ред. Г.К. Лидман-Орловой-М. Дрофа, 2013. / ; презентация на компьютере учителя , проектор, карточки для работы в парах и групповой работы.

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания, полученные по теме "Имя прилагательное";продолжить работу по формированию у обучающихся исследовательских умений и навыков;развивать умение работать в группе;развивать речь, логическое мышление, память, внимание, орфографическую зоркость;развивать творческие и коммуникативные способности учащихся, воспитывать интерес к урокам русского языка

Задачи: Образовательные:

Обобщить теоретический материал об имени прилагательном;
- создать условия для проявления познавательной активности учащихся;
- показать на примерах художественных текстов функцию прилагательных в речи
-расширить словарный запас обучающихся.

Воспитательные:

Воспитание положительной мотивации к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

Формирование умения работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Развивающие:

Развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работ;
- вызвать у них интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер;
- развивать монологическую речь учащихся, учить диалогу;
- развивать речевые навыки учащихся.
- развитие умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную деятельность.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный момент.

Встали ровно. Урок русского языка.

Мы заканчиваем изучение темы «Имя прилагательное».
На 30 уроках вы изучали эту тему, знакомились с признаками прилагательных, с орфограммами, с ролью прилагательных в речи, учились использовать прилагательные в нашей речи. Какую цель мы поставим перед собой на сегодня?

Сегодня мы должны подвести итог того, что усвоили, что-то повторить, что-то закрепить.

II . Словарная работа.

Я предлагаю начать наш урок со словарной работы, но и в этой работе у нас будут присутствовать слова изучаемой части речи. Догадались какие?

Посмотрите на эти иллюстрации, людей с какими признаки мы можем на них наблюдать?

Верно, наши новые словарные слова: печальный и инициативный.

Какое лексическое значение этих слов?

Запишите новые словарные слова к себе в тетрадь. Составьте предложения, используя эти слова. Запишите предложение в тетрадь (один ученик записывает на доске), выделяя орфограммы в новых словарных словах.

С какой целью мы изучаем новые словарные слова?

Это будут имена прилагательные.

Один человек очень печальный, другой- инициативный.

Печальный- состояние душевной горечи, инициативный-предприимчивость, способность к самостоятельным активным поступкам.

Дети называют предложение. Одно из них записывается в тетрадь.

Мы обогащаем словарный запас, избегаем ошибок.

II I . Актуализация знаний

Перед сложной работой требуется разминка, она поможет нам настроится. Эта разминка будет в форме с блиц-опроса

    Какими способами образуется имя прилагательное?

    Как определить, какое окончание следует писать у имени прилагательного?

    У каких прилагательных есть степень сравнения?

    Как пишутся краткие прилагательное с шипящим на конце?

    Когда в прилагательном пишется одна буква Н. Есть ли исключения?.

6) Какие сложные прилагательные пишутся слитно?

Вывод: Подумайте и скажите, какие вопросы вам показались наиболее легкими, трудными? Проанализируйте работу.

Прилагательные образуются с помощью приставок, суффиксов, сложением основ.

Необходимо задать вопрос, какое окончание будет в вопросе такое и в прилагательном.

Степень сравнения есть только у качественных прилагательных.

Краткие прилагательные пишутся без мягкого знака.

Одна буква –н- пишется у прилагательных с суффиксом –ин, ан,ян, прилагательные, у которых нет суффиксов(юный, румяное)

Слитно пишутся сложные прилагательные, которые образованы от подчинительного словосочетания.

Дети делают вывод.

IV . Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока. Целеполагание.

А теперь я попрошу вас вспомнить всё, что мы с вами раньше изучали об имени прилагательном. И сделаем мы это с вами с помощью проектных выступлений, которые были у вас в домашнем задании. Параллельно с выступлением каждая группа представит свой ответ в форме цветной страницы, которые позже вы объедините в наше пособие, продукт нашей деятельности.

V .Работа над пройденным материалом, проверка домашнего задания

Сейчас проверим ваше домашнее задание и обобщим материал по теме имя прилагательное.

1.Работа в группах

(проходят выступления каждой группы по темам:1- понятие об имени прилагательном, 2-роль имени прилагательного в тексте, 3- разряды имен прилагательных по значению, 4- степени сравнения имен прилагательных, 5- синтаксическая роль имен прилагательных) Каждая группа имеет по 3 слайда, которые не только дают теоретические сведения, но практические рекомендации.

2. Коллективная работа.

После выступления каждой группы, дети выполняют задания каждой группы.

А)нахождение имен прилагательных среди других частей речи.

Постарайся определить, какой частью речи, членом предложения являются слова в предложении на языке Крокс.

    Сяпала кузявская Калуша по мрюхиной напушке, увязала бутявку и рыкло заволила.

Б) распространение предложения именами прилагательными.(дифференцированная работа)

Вечер. Синь становится всё незаметнее в зареве заката. Дымкой сгущаются по горизонту сумерки. На отмелях голосят хоры, слышатся всплески рыб, крики чаек.

    группа списать текст, вставить имена прилагательные.

    Списать текст, вставить имена прилагательные, определить каким членом предложения являются.

3группа-распределение имен прилагательных по разрядам.

Свинцовая (болванка,тяжесть)

Лисья(морда, шуба, хитрость)

4группа- определение степеней сравнения.

Найди ошибки в образовании сравнительной и превосходной степени сравнения прилагательных

Богатый-богатее, строгий- строгайший, добрый-добрейший, красивый-красивше,плохой-хуже. Вечерний-вечернийший.

5группа- определение синтаксической функции имен прилагательных.

Выступления детей.

Сяпала- глагол, кузявская- прилагательное, Калуша-существительное,по-предлог, мрюхиной- прилагательное, напушке –существительное, увязала-глагол, бутявку-существительное, и- союз, рыкло-наречие, заволило-глагол.

У детей получается текст: Летний вечер тих и красив. Поднебесная синь становится всё незаметнее в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. На отмелях голосят лягушачьи хоры, слышатся всплески рыб, плаксивые крики чаек.

Относительные: бархатный костюм, свинцовая болванка, лисья шуба, музыкальный салон. Качественные: бархатный голос, свинцовая тяжесть, лисья хитрость, музыкальный голос. Относительные: лисья морда.

Дети называют: Богатый-богатее, строгий- строгайший, красивый-красивше, вечерний-вечернийший

VI . Домашнее задание.

Домашнее задание будет по выбору, я предлагаю вам упр 448 и 450. Посмотрите на эти упражнения, что предстоит вам сделать.

Запишите в дневник то упражнение, которое вы будете выполнять.

Ученики записывают домашнее задание.

VII . Подведение итогов урока. Организация рефлексивной деятельности

На уроке я работал(а) … активно/пассивно
2. Своей работой на уроке я … доволен/не доволен
3. Урок для меня показался … коротким/длинным
4. За урок я … не устал/устал
5. Материал урока мне был … понятен/не понятен

интересен/скучен
6. Домашнее задание мне

кажется… лёгким/трудным

Мне тоже урок показался коротким, а ваши выступления интересными. Оценки за урок получили (перечисляю детей), оценки аргументирую.

Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему: "Путешествие в словообразование"

Конспект урока по русскому языку

в 6 классе на тему:

"Путешествие в словообразование"

Тема: "Путешествие в словообразование"

Тип: закрепление

Цели:

1. закрепить материал, пройденный на предыдущем уроке;

2. научить детей самим на практике образовывать слова разными способами;

3. дать понятие словообразовательной цепочке

4. повторить орфографию (правописание приставок на з----/с-, буквы О и А в корне -раст-, -рос-, проверяемы согласные в корне слова, непроверяемые безударные гласные в корне слова, буквы Ы/И в словах на И, правописание приставок при-/пре-, корни с чередованием -тер-/-тир-, -лаг-/-лож-, -гор-/-гар-, -мир-/-мер-).

План урока:

1. Орг. момент - 1 мин.

2. Повторение пройденного материала - 15 мин.

3. Закрепление - 15 мин.

4. Итог урока- 3 мин.

Ход урока

Ребята! Запишите число и классная работа в свои тетради. (сл.1)

Я предлагаю вам отправится в путешествие, (сл.1)цель его - исследовать страну, имя которой Словообразование, мы будем учиться ориентироваться на местности в этом лингвистическом краю. Компасом будут служить ваши знания…

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Как вы понимаете это высказывание?

Это высказывание я понимаю так: для того чтобы правильно написать слова, нужно обязательно знать из каких частей оно состоит, то есть знать как оно образовалось.

Правильно. Перед началом путешествия проверим ваше лингвистическое здоровье, смекалку, умение быстро работать.

Что такое словообразование?

Словообразованием называется как процесс образования производных слов, так и раздел языкознания, изучающий этот процесс.

Что такое морфема?

Это значимая часть слова.

Какие морфемы вы знаете?

Приставка, корень, суффикс, окончание, основа.

Какие морфемы используются для образования новых слов, а какие для изменения форм слова?

Для образования новых слов используются приставка и суффикс, для изменения форм слова - окончание.

На доске вы видите способы словообразования. Давайте к каждому из них подберем пример (сл.2)

Способы образования

Приставочный

Суффиксальный

Лесничество -лесник

Героизм - герой

Приставочно-суффиксальный

Безветрие- ветер

Бескозырка- козырёк

Бессуффиксный

Говор-говорить

Сторож - сторожить

Сложение основ

Языкознание

Лесопарк

Переход из одной части речи в другую

Заводская столовая из столовая комната

Лингвистическое здоровье проверено, путешествие-исследование разрешается всем. Мы отправляемся в путь. Вот и первый пункт - остров Морфемика(сл.3), чтобы освежить наши знания, предлагаю вам послушать этюд “Душа слова” и угадать, о какой части слова идет речь. А так же ответить на вопрос: «Почему корень, приставка, суффикс и окончание именуются значимыми частями»?

(сл.4) Встретились части речи да стали рассказывать о себе:

“Слово в моем представлении - это живое существо. Оно может обижаться, сердиться, радоваться, подобно человеку. Слово может менять свой характер и облик. У него есть сердце - это Я. Есть слова с добрым бескорыстным сердцем, с большой открытой душой, умеющие тепло улыбаться. А другие - таят в себе зло, равнодушие, корысть и зависть. Как вы думаете, какая часть слова может называть себя сердцем? (корень)Почему? (в корне заключено лексическое значение слова)

Другая часть слова сказала: “Я - голова слова! Я все время думаю, как помочь сердцу лучше выразить синтаксическое значение. Трудно сердцу без головы. Вот смотрите: шел, шла, шли. Куда, зачем - попробуй, догадайся! А если впереди встану Я, многое становится ясным: пришел, пошел, зашел, обошел… Вот что значит слово “с головой”!”. Какая часть может считаться головой слова?

Приставка.

“ А Я - это руки! Да, волшебные руки! Я могу все! Изменить размер и рост! Со мной не просто дом, а маленький домик, домишко, или огромный домина, домище! Я способен даже превратить здание в человека. Не верите?”, - заявила еще одна часть слова. Как можно превратить здание в человека? (Подсказка для учащихся: в каком здании мы находимся? Школа - школьник.) “Да что здание - целый город. Город - горожанин. Правда, здорово? Маленький, да удаленький!”. Что это? (суффикс)

Последняя часть слова грустно промолвила: “А что же такое Я? Смысла не изменяю, значит, я только одежда? Как ни “нарядить” слово, все равно оно будет обозначать то же самое”.

“ Зато ты помогаешь спастись слову от одиночества. Был один товарищ - появились товарищи”, - успокоили ее другие. “Сколько нас, самых разных! Что ж, слова, как и мы, люди, стремятся разнообразно и модно одеваться. Какую часть слова можно считать “одеждой”?

Окончание.

Итак, почему корень, приставка, суффикс и окончание именуются значимыми частями слова?

А бывает так, что суффикс управляет корнем?

Чередование

А приставка может изменить корень?

Правописание И\Ы после приставок.

А вы помните правописание таких слов? Давайте проверим. Вставьте пропущенные буквы в слова и запишите их в тетрадь. (сл.5) К доске у нас пойдет Марина.

Проверка (сл. 6)

Приберу, разыгралась, вытирать,

примирились, расположились,

прирастать, коснуться, загорать

Марина не допустила ни одной ошибки, что мы ей поставим?

Жители острова предлагают вам решить шарады. Это загадка, в которой слово, подлежащее отгадыванию, состоит из нескольких составных частей, каждая из которых является самостоятельным словом.

(Командам раздаются карточки)

(Сочинение)

Корень тот же, что в слове ОТДАВАТЬ,

Приставка взята из слов ПРЕГРАДА и ПОСЫЛКА,

Суффикс и окончание из слова ЗНАНИЕ.

(Преподавание)

Корень мой в СКАЗКЕ найдёте,

Суффикс у ИЗВОЗЧИКА возьмёте,

Целым я излагаю событий ход.

(Рассказчик)

В СПИСКЕ вы мой обнаружите корень,

(Расписание)

Запишите получившиеся слова в тетрадь, выделите в них орфограммы.(Вызвать к доске).

Находясь на острове Морфемы , мы познакомились с трудолюбивыми жителями этого населенного пункта, повторили значение морфем и их месторасположение в слове. Можем продолжать наш путь. Для этого нам надо выполнить задание 2 (сл.7) Дорога привела нас в деревню Родственники. Здесь живут родственные слова.

Какие слова мы называем родственными?

Слова, имеющие один и тот же корень, но разное лексическое значение.

Жители деревни предлагают вам следующие задания: прочитать тексты и ответить на вопрос: “Являются ли однокоренными выделенные слова?” (сл.8) Свой ответ нужно обосновать.

Молвил слон, подставив бок:

Прислонись ко мне, сынок?

Прислонясь к слону, слонёнок

Отдохнул, набрал силёнок,

(Я. Козловский)

Слова слон и слоненок однокоренные, потому что слоненок образован от слона суффиксальным способом. А вот слово прислонясь не является однокоренным, потому что они разной семантики.

Дождик льёт - кругом вода,

Мокнут столб и провода.

Мокнут кони и подвода,

Дым над крышами завода,

От бегущих быстрых вод

Задрожал водоотвод.

Слова вода и водопровод однокоренные, провода, подвода и завод не однокоренными.

Дети, а знаете ли вы, что такое подвода?

Повозка, телега, обычно грузовая, приводимая в движение конной тягой.

Правильно, продолжим…

Если б дали берёзе расчёску

Изменила б берёза причёску:

В речку, как в зеркало, глядя,

Расчесала б кудрявые пряди

И вошло б у неё в привычку

По утрам заплетать косичку.

(И. Токмакова)

Все слова однокоренные, корень -чес-

Вы кто такие?

Я - гусь, это - гусыня, это наши гусята. А ты кто?

А я ваша тётя - гусеница.

Гусь, гусыня, гусята - однокоренные, гусеница не является.

Молодцы! С заданием справились легко. А сейчас я предлагаю вам прочитать и записать в тетрадь интересное высказывание Рыбникова: “Найти корень слова - это значит найти его внутренний, затаенный смысл - то же, что зажечь внутри фонаря огонек!” (сл.13)

Продолжим наше путешествие. (сл.14)А вот нас уже кто-то встречает. Посмотрите, морфемы выстроились в ряд. Что бы это могло означать? Ребята, вы знаете?

Они показывают словообразовательную модель.

Что такое словообразовательная модель?

Схема, по которой построено слово.

По-видимому, прежде чем попасть в следующий населённый пункт командам нужно выполнить задание. Предлагается на каждую словообразовательную модель придумать слова.

Сотрудник

безделица

Все успешно справились с заданием. Но у нас случилось горе. Деревня достаточно большая и некоторые родственники не могут понять, какое место они занимают в словообразовательной цепочке.

Посмотрите на пример (сл. 15). Что вы заметили в наших словообразовательных цепочках?

Каждое следующее слово отличается лишь одной приставкой или одним суффиксом от предыдущего.

Молодцы. Но мы ведь все знаем, что некоторые слова образуют несколько словообразовательных цепочек. Давайте поработаем у доски. Аня поможет нам это сделать.

На слайде мы видим ряд слов (выделенных желтым). Мы должны вставить их в нашу схему. От слова «лист» все образовалось. Давайте продолжим и морфемы, с помощью которых мы это смогли сделать.

листочек

листовой

листик

2) глупыш, свежесть, ежевечерний

3) куда-либо, кое-как, заборчик

4) силач, вредитель, лисий

2. В каком ряду все слова образованы приставочным способом?

1) развесёлый, дошить, подоконник

2) утомление, прескверный, сыграть

3) подполковник, накрепко, пригород

4) сочувствие, слева, забежать

3. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом?

1) бездонный, всмотреться, переувлажнить

2) разбежаться, контратака, израсходовать

3) докрасна, по-русски, подснежник

4) нахлебник, сверхинтересный, подземный

4. В каком ряду все слова образованы бессуффиксным способом?

1) удар, сушь, час

2) насыпь, загар, выходка

3) ширь, чернь, безбилетник

4) просека, отказ, дичь

5. В каком ряду все слова образованы способом сложения?

1) тёмно-синий, углекоп, оргстекло, навсегда

2) дымоход, спецмашина, умалишённый, сегодня

3) пылесос, предгрозовой, сенокосилка, сейчас

4) сверхмощный, хлебозавод, сорвиголова, сталевар

6. В каком ряду все слова являются сложносокращёнными?

1) ООН, ЦСКА, профком, белозубый

2) главк, ФСБ, спецназ, нелегал

3) МГУ, РФ, вуз, местком

4) РГПУ, светотень, РАН, юрфак

7. В каком из предложений нет слова, образованного способом перехода из одной части речи в другую?

1) По улице шел военный.

2) Ученик решил пример путём подстановки.

3) Школьная столовая закрылась на ремонт.

4) Из окна были видны белые облака.

8. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке сказать — предсказать — ... — предсказательница?

1) сказание

2) предсказывать

3) предсказатель

4) предсказывание

Хорошо, и с этим заданием все справились. Мы побывали во многих населенных пунктах страны Словообразование, познакомились с ее достопримечательностями.

Путешествие наше подошло к концу, но на карте страны осталось ещё несколько неисследованных территорий. Наш путь мы продолжим в 7 классе. А сейчас, давайте вспомним, чем мы занимались на уроке?

Мы повторили способы образования слов, поговорили о родственных словах, составили словообразовательную цепочку, и ответили на вопросы.

Предлагаю вернуться к нашему эпиграфу: “Если знаешь части слова, то напишешь их толково” Как вы понимаете эти слова? Нужно ли знать части слова и как оно образовано, чтобы написать его правильно?

Теперь самым активным я выставлю оценки. Подайте свои дневники. Все остальные свободны.

Приложение 1. (карточки)

Корень извлечь из НАЧИНКИ не сложно,

Приставка в СОСУДЕ хранится надёжно,

Суффикс в ЧЕРЧЕНИИ ясно услышишь,

Вместе на темы различные пишешь.

Корень тот же, что в слове ОТДАВАТЬ

Приставка взята из слов ПРЕГРАДА и ПОСЫЛКА

Суффикс и окончание из слова ЗНАНИЕ

Корень мой в СКАЗКЕ найдёте,

Суффикс у ИЗВОЗЧИКА возьмёте,

Приставка та же, что в слове РАСХОД,

Целым я излагаю событий ход.

В СПИСКЕ вы мой обнаружите корень

Суффикс в СОБРАНИИ встретите вскоре,

В слове РАССКАЗ вы приставку найдёте,

В целом по мне на уроки пойдёте.



Похожие статьи