Общественное развитие. Типы социальной динамики

Главная > Учебник

ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ

Исторический процесс - это общество в динамике, т. е. в движении, изменении, развитии. Последние три слова не синонимы. В любом обществе осуществляется многообразная деятельность людей, выполняют свои задачи государственные органы, различные учреждения и объединения: иными словами, общество живет, движется. В повседневной деятельности сложившиеся общественные отношения сохраняют свои качественные признаки, общество в целом не меняет свой характер. Такое проявление процесса можно назвать функционированием общества.
Социальные изменения - это переход тех или иных социальных объектов из одного состояния в другое, появление у них новых свойств, функций, отношений, т. е. модификации в социальной организации, социальных институтах, социальной структуре, установленных в обществе образцах поведения.
Изменения, которые приводят к глубоким, качественным сдвигам в обществе, преобразованиям социальных связей, переходу всей социальной системы в новое состояние, называются социальным развитием.
Философы и социологи рассматривают различные типы социальной динамики. Распространенным типом считается линейное движение как восходящая или нисходящая линия общественного развития. Такой тип связан с понятиями прогресса и регресса, которые будут рассмотрены на следующих уроках. Циклический тип объединяет процессы возникновения, расцвета и распада социальных систем, имеющих определенную протяженность во времени, по истечении которой они прекращают свое существование. С этим типом социальной динамики вы познакомились на предшествующих занятиях. Третий, спиралевидный тип связан с признанием того, что ход истории может возвратить то или иное общество к ранее пройденному состоянию, но характерному не для непосредственно предшествующего этапа, а для более раннего. При этом черты, свойственные давно ушедшему в прошлое состоянию, как бы возвращаются, но на более высоком витке общественного развития, на новом качественном уровне. Считается, что спиралевидный тип обнаруживается при обозрении длительных периодов исторического процесса, при крупномасштабном подходе к истории. Обратимся к примеру. Вы, вероятно, помните из курса истории, что распространенной формой мануфактурного производства была рассеянная мануфактура. Индустриальное развитие привело к сосредоточению работников на крупных фабриках. А в условиях информационного общества происходит как бы возврат к труду на дому: все большее число работников выполняют свои обязанности на персональных компьютерах, не выходя из дома.
В науке были сторонники признания того или другого из названных вариантов исторического развития. Но существует точка зрения, согласно которой в истории проявляются и линейные, и циклические, и спиралевидные процессы. Они выступают не как параллельные или сменяющие друг друга, а как взаимосвязанные аспекты целостного исторического процесса.
Социальные изменения могут происходить в различных формах. Вам знакомы слова «эволюция» и «революция». Уточним их философский смысл.
Эволюция - это постепенные, непрерывные изменения, переходящие одно в другое без скачков и перерывов. Эволюция противопоставляется понятию «революция», которое характеризует скачкообразные, качественные изменения.
Социальная революция - это коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества: глубинные, коренные изменения, охватывающие экономику, политику, духовную сферу. В отличие от эволюции революция характеризуется бурным, скачкообразным переходом к качественно новому состоянию общества, быстрым преобразованием основных структур социальной системы. Как правило, революция приводит к замене старого общественного строя новым. Переход к новому строю может осуществляться как в относительно мирных формах, так и в насильственных. Их соотношение зависит от конкретных исторических условий. Нередко революции сопровождались разрушительными и жестокими действиями, кровавыми жертвами. Существуют различные оценки революций. Одни ученые и политические деятели указывают на их негативные черты и опасности, связанные как с применением насилия по отношению к человеку, так и с насильственным разрывом самой «ткани» социальной жизни - общественных отношений. Другие называют революции «локомотивами истории». (Опираясь на знания из курса истории, определите свою оценку этой формы социальных изменений.)
Рассматривая формы социальных изменений, следует вспомнить и о роли реформ. С понятием «реформа» вы встречались в курсе истории. Чаще всего социальной реформой называют переустройство какой-либо стороны общественной жизни (институтов, учреждений, порядков и т. п.) при сохранении существующего общественного строя. Это разновидность эволюционных изменений, которые не меняют основ строя. Реформы обычно проводятся «сверху», правящими силами. Масштабы и глубина реформ характеризуют свойственную обществу динамику.
Вместе с тем современная наука признает возможность осуществления системы глубоких реформ, которые смогут стать альтернативой революции, предупреждать ее или заменять. Такие революционные по своим масштабам и последствиям реформы могут привести к коренному обновлению общества, избегая потрясений, связанных с присущими социальным революциям стихийными проявлениями насилия.

ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИУМА

Слово «фактор» означает причину, движущую силу исторического процесса, определяющую его характер или отдельные черты. Существуют различные классификации факторов, воздействующих на развитие общества. В одной из них выделяются природные, технологические и духовные факторы.
Французский просветитель XVIII в. Ш. Монтескье, считавший природные факторы определяющими, полагал, что климатические условия обусловливают индивидуальные особенности человека, его характер и склонности. В странах с плодоносной почвой легче устанавливается дух зависимости, так как людям, занятым земледелием, некогда думать о свободе. А в странах с холодным климатом люди больше думают о своей свободе, чем об урожае. Из таких рассуждений делались выводы о характере политической власти, законах, торговле и т. п.
Другие мыслители объясняли движение общества духовным фактором: «Идеи правят миром». Некоторые из них считали, что это идеи критически мыслящих личностей, которые создают идеальные проекты общественного устройства. А немецкий философ Г. Гегель писал, что историей правит «мировой разум».
Еще одна точка зрения состояла в том, что деятельность людей можно научно объяснить, изучая роль материальных факторов. Значение материального производства в развитии общества обосновывал К. Маркс. Он обращал внимание на тот факт, что, прежде чем заниматься философией, политикой, искусством, люди должны есть, пить, одеваться, иметь жилище, а значит, производить все это. Изменения в производстве, согласно Марксу, влекут за собой изменения в других областях жизни. Развитие общества определяется в конечном счете материальными, экономическими интересами людей.
Многие ученые и сегодня полагают, что можно найти определяющий фактор движения общества, выделяя его из других. В условиях научно-технической революции XX в. таким фактором они признали технику и технологию. Переход общества в новое качество они связали с «компьютерной революцией», развитием информационных технологий, последствия которых проявляются в экономике, политике, культуре.
Представленным выше взглядам противостоит позиция ученых, отрицающих возможность объяснения исторических изменений каким-либо одним фактором. Они исследуют взаимодействие самых различных причин и условий развития. Например, немецкий ученый М. Вебер доказывал, что духовный фактор играет не меньшую роль, чем экономический, что важные исторические перемены происходили под воздействием того и другого. (Опираясь на изученный курс истории, определите свое отношение к рассмотренным взглядам на факторы социальных изменений. Какое объяснение представляется вам наиболее убедительным?)
Названные факторы оказывают активное влияние на деятельность людей. Все, кто осуществляют эту деятельность, являются субъектами исторического процесса: индивиды, различные социальные общности, их организации, великие личности. Есть и иная точка зрения: не отрицая того, что история есть результат деятельности отдельных индивидов и их общностей, ряд ученых полагают, что до уровня субъекта исторического процесса поднимаются только те, кто осознает свое место в обществе, руководствуется общественно значимыми целями и участвует в борьбе за их осуществление.

РОЛЬ НАРОДА В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Эта роль трактуется учеными по-разному. В марксистской философии утверждается, что народные массы, к которым относятся в первую очередь трудящиеся, являются творцами истории, играют решающую роль в создании материальных и духовных ценностей, в различных сферах общественно-политической жизни, в защите родины.
Часть исследователей, характеризуя роль народных масс, ставят во главу угла состав социальных сил, стремящихся к совершенствованию общественных отношений. Они полагают, что понятие «народ» имеет неодинаковое содержание в различные исторические эпохи, что формула «народ - творец истории» означает широкую общность, соединяющую только те слои и классы, которые заинтересованы в поступательном развитии общества. С помощью понятия «народ», по их мнению, отделяются прогрессивные силы общества от реакционных. Народ - это прежде всего трудящиеся, они всегда составляют его основную массу. Вместе с тем понятие «народ» охватывает и те слои, которые, не являясь трудящимися, на данной ступени исторического развития выражают интересы поступательного движения. В качестве примера приводят обычно буржуазию, которая в XVII-XIX вв. возглавляла антифеодальные революции.
Русский историк В. О. Ключевский (1841-1911 гг.) не насыщал понятие «народ» социальным содержанием, а вкладывал в него этническое и этическое содержание. «Для народа, - писал В. О. Ключевский, - характерны этнографические и нравственные связи, сознание духовного единства, воспитанное общей жизнью и совокупной деятельностью, общностью исторических судеб и интересов». Особо значимы те исторические эпохи, отмечал В. О. Ключевский, «в делах которых весь народ принимал участие и благодаря этому почувствовал себя цельным, делающим общее дело».
Утверждениям, возвеличивающим народ, противостоят иные суждения мыслителей. А. И. Герцен (1812-1870 гг.) писал, что народ - консерватор по инстинкту, «он держится за удручающий его быт, за тесные рамы, в которые он включен... Чем народ дальше от движения истории, тем он упорнее держится за усвоенное, за знакомое. Он даже новое понимает только в старых одеждах... Опыт показывал, что народам легче выносить насильственное бремя рабства, чем дар излишней свободы».
Русский философ Н. А. Бердяев (1874-1948 гг.) считал, что народ может не иметь демократических убеждений: «Народ может держаться совсем не демократического образа мыслей, может быть совсем не демократически настроен... Если воля народа подчинена злым стихиям, то она - порабощенная и порабощающая воля».
В некоторых трудах подчеркивается различие между понятиями «народ» и «масса». Немецкий ученый К. Ясперс (1883-1969 гг.) отмечал, что массу следует отличать от народа. Народ структурирован, осознает себя в жизненных устоях, в своем мышлении, традициях. Масса, напротив, не структурирована, не обладает самосознанием, она лишена каких-либо отличительных свойств, традиций, почвы - она пуста. «Люди в массе, - писал К. Ясперс, - легко могут потерять голову, предаваться опьяняющей возможности стать просто другими, последовать за крысоловом, который ввергнет их в адские бездны. Могут сложиться такие условия, в которых безрассудные массы будут взаимодействовать с манипулирующими ими тиранами».
Итак, взгляды мыслителей на роль народа в истории существенно различаются. (Вспомните, что вы узнали о роли народа из курса истории. Подумайте, какая из приведенных точек зрения точнее отражает роль народных масс в истории. Может быть, у вас сложилась своя особая точка зрения по этому вопросу? Как вы могли бы ее обосновать? Приведите примеры, когда действия народа повлияли на ход событий.)
Для нормальной жизнедеятельности народа важно и наличие особых слоев, которые называют элитами. Это сравнительно небольшое число лиц, занимающих ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни общества, наиболее квалифицированные специалисты. Предполагается, что эти люди обладают интеллектуальным и моральным превосходством над массами, наивысшим чувством ответственности. (Всегда ли так бывает?) По мнению ряда философов, элиты играют особую роль в управлении обществом, в развитии культуры. (Подумайте, какими качествами должны обладать люди, управляющие различными сферами жизни общества: экономической, политической, военной и др.)

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Каждый индивид принадлежит к какой-либо общности. Говоря об участниках исторического процесса, мы обращаемся к таким общностям, как социальные группы. Английский философ Т. Гоббс писал: «Под группой людей я подразумеваю известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом». Интересы могут различаться по своей направленности (государственные, политические, экономические, духовные); могут быть реальными и мнимыми; могут носить прогрессивный и регрессивный, или консервативный, характер. Они являются основой объединения людей, мобилизуют их на общие действия.
Исторически складываются устойчивые и длительно существующие группы людей. Вам знакомы классы (рабы - рабовладельцы, феодалы - крестьяне и др.); племена, народности, нации; сословия; группы, выделяемые по религиозному (протестанты, католики и др.), возрастному (молодежь, пожилые люди и др.), профессиональному (шахтеры, учителя и др.), территориальному (жители какой-либо области) признакам. Общие интересы каждой из групп определяются положением ее членов в производстве, общественной, религиозной жизни и т. п. В разные периоды истории мы видим те или иные группы в качестве активных участников событий. (Вспомните восстания рабов, борьбу «третьего сословия» против монархии, национально-освободительные движения, религиозные войны и другие факты, свидетельствующие об активной роли различных групп общества в исторических событиях.)
Для защиты своих интересов социальные группы создают общественные объединения, куда входят наиболее активные члены группы. Под общественными объединениями понимаются формирования граждан, основанные на добровольном участии, общности взглядов и интересов, самоуправлении, преследующие цели совместной реализации своих прав и интересов. (Вспомните средневековые гильдии, политические клубы в период Французской революции.) В Новое время возникли профессиональные союзы наемных рабочих. Их задача - защита экономических интересов трудящихся. Формируются и предпринимательские организации, призванные координировать действия предпринимателей. Возникли также сельскохозяйственные организации, выражающие интересы землевладельцев. Не следует забывать и о такой влиятельной организации, как церковь. Для борьбы за власть в Новое время создаются политические партии. (Подумайте, какие примеры могут проиллюстрировать заметное влияние общественных объединений на исторический процесс.)

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

В начале параграфа была отмечена универсальность исторического процесса. Поскольку он охватывает все проявления человеческой деятельности, в круг исторических личностей входят деятели различных сфер общественной жизни: политики и ученые, деятели искусства и религиозные лидеры, военачальники и строители - все те, кто наложил свой индивидуальный отпечаток на ход истории. Историки и философы используют различные слова, оценивающие роль той или иной личности в истории: историческая личность, великий человек, герой. Отражая заметный вклад определенного деятеля в историю, эти оценки вместе с тем зависят от мировоззрения, политических взглядов исследователя и в значительной мере носят субъективный характер. «Понятие «великий» есть понятие относительное», - писал русский философ Г. В. Плеханов.
Деятельность исторической личности может быть оценена с учетом особенностей того периода, когда этот человек жил, его морального выбора, нравственности его поступков. Оценка может быть отрицательной или положительной, но чаще всего она бывает многозначной, учитывающей положительные и негативные стороны этой деятельности. Понятие «великая личность», как правило, характеризует деятельность людей, ставших олицетворением коренных прогрессивных преобразований. «Великий человек, - писал Г. В. Плеханов, - велик тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени... Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. Он решает научные задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества; он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений; он берет на себя почин удовлетворения этих нужд». Впечатляющие образы исторических деятелей давал в своих лекциях В. О. Ключевский. И хотя он вел речь о людях сравнительно далеких веков, выявленные им качества этих личностей и поныне представляют значительный интерес, ибо, как он писал, в трудные минуты пример добрых людей не только ободряет, но и учит, как действовать. Историческим личностям, по мнению В. О. Ключевского, свойственны стремление служить общему благу государства и народа, беззаветное мужество, необходимое для этого служения; стремление и умение вникнуть в условия русской жизни, в самые основы сложившихся общественных отношений, чтобы здесь найти причины пережитых бедствий, отрешенность от национальной замкнутости и исключительности; совестливость во всех делах, в том числе в дипломатии; стремление сообщать преобразовательным порывам и помыслам вид таких простых, отчетливых и убедительных планов, в разумность и исполнимость которых хотелось верить, польза которых была очевидна всем.
Основные понятия: исторический процесс, типы социальной динамики, факторы социальных изменений, субъекты исторического процесса.
Термины: философия истории, эволюция, революция, реформа, народные массы, историческая личность. 1. Отражает ли соотношение между исторической наукой и философией мысль древнегреческого историка Фукидида (около 460-400 гг. до н. э.): «История - это философия в примерах»? Свою точку зрения аргументируйте.
2. В 1999 гг. социологи провели опрос, в ходе которого каждому опрошенному предлагалось назвать десять выдающихся людей всех времен. В результате чаще всего называли: Петра I - 46%, Ленина - 42%, Пушкина - 42%, Сталина - 35%, Гагарина - 26%, Жукова - 20%, Наполеона - 19%, Суворова - 18%, Ломоносова - 18%, Менделеева - 12%. Составьте свой список из десяти выдающихся людей и сопоставьте его с приведенным выше. Аргументируйте свой выбор и объясните его вероятное расхождение с результатами исследования социологов.
3. Исходя из позиций, изложенных в параграфе, проанализируйте деятельность наиболее известного вам исторического деятеля.
4. Как вы относитесь к высказыванию Н. А. Бердяева: «Все исторические эпохи, начиная с малых первоначальных эпох и кончая самой вершиной истории, эпохой нынешней, - все есть моя историческая судьба, все есть мое»? Аргументируйте свою позицию.
5. Какой период истории вы изучаете одновременно с данной темой обществоведения? Проанализируйте изменения, происходившие в обществе в этот период. Попытайтесь ответить на вопросы: каков характер этих изменений? Какой тип социальной динамики имел место? Каким образом действовали различные факторы общественного развития? Как проявили себя субъекты исторического процесса?

Поработайте с источником

Русский историк и философ Л. П. Карсавин о философии истории. Философия истории определяется тремя основными своими задачами. Во-первых, она исследует первоначала исторического бытия, которые вместе с тем являются и основными началами исторического знания, истории как науки. Во-вторых, она рассматривает эти основоначала в единстве бытия и знания, т. е. указывает значение и место исторического в целом мира и в отношении к абсолютному Бытию. В-третьих, задача ее заключается в познании и изображении конкретного исторического процесса в его целом, в раскрытии смысла этого процесса. Поскольку философия истории ограничивает себя первою задачею, она является «теориею» истории, т. е. теориею исторического бытия и теориею исторического знания. Поскольку она преследует решение второй задачи, она - философия истории в узком и специальном смысле термина «философия». Наконец, в области, определенной третьей задачей, она предстает перед нами как метафизика истории, причем, конечно, в термине «метафизика» мною не мыслится отвлечение от конкретной эмпирии, но - конкретное познание исторического процесса в свете наивысших метафизических идей.
С первого же взгляда очевидна глубокая органическая, нерасторжимая связь проблем теории истории и философии истории. Невозможно определить основоначала истории иначе, как чрез отношение их к основоначалам бытия и знания вообще, а следовательно - и без уяснения связи их с Бытием абсолютным. Всякий теоретик истории, если только он искусственно не замыкает себя в круг вопросов так называемой технической методологии, неизбежно должен выяснить: в чем заключается специфичность исторического бытия и существует ли эта специфичность, каковы основные категории исторического познания, основные исторические понятия, те же ли они, что и в области познания природы, или другие, и т. д. Все это делает настоятельно необходимым рассмотрение теоретико-исторических и философско-исторических проблем во взаимосвязи.
Вопросы и задания: 1) В чем, по мысли автора, состоят задачи философии истории? Как вы понимаете смысл каждой из задач? 2) Как соотносятся историческое бытие и историческое знание? 3) Какую задачу призвана решать философия истории в узком смысле? 4) Почему автор объединяет рассмотрение теоретических и философских проблем истории? 5) Какова связь изучения конкретного исторического процесса и философии истории? 6) К какой из задач философии истории можно отнести вопросы, рассмотренные в данном параграфе?

§ 15. Проблема общественного прогресса

Древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII вв. до н. э.) писал о пяти стадиях в жизни человечества. Первой стадией был «золотой век», когда люди жили легко и беспечно, второй - «серебряный век», когда началось падение морали и благочестия. Так, опускаясь все ниже, люди оказались в «железном веке», когда повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость.
В отличие от Гесиода древнегреческие философы Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.
А в XVIII в. французский философ-просветитель Жан Антуан Кондорсе (1743-1794 гг.) писал, что история представляет картину беспрерывных изменений, картину прогресса человеческого разума. «Наблюдения над тем, чем человек был, и над тем, чем он стал в настоящее время, помогут нам, - писал Кондорсе, - найти средства обеспечить и ускорить новые успехи, на которые его природа позволяет ему надеяться».

ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС

Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется в науке прогрессом (слово латинского происхождения, означающее буквально «движение вперед»). Понятию прогресса противоположно понятие регресса. Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам. Идею прогресса, которую обосновывал Кондорсе, развивали многие мыслители в дальнейшем. При этом они раскрывали ее новые аспекты. Эту веру в прогресс воспринял и Карл Маркс, считавший, что человечество идет ко все большему развитию производства и самого человека.
XIX-XX века ознаменовались бурными событиями, которые дали новую информацию к размышлению о прогрессе и регрессе в жизни общества. В XX в. появились философские и социологические теории, которые отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, согласно которому светлое будущее рано или поздно обязательно наступит. Испанский философ X. Ортега-и-Гассет (1883-1955 гг.) писал об идее прогресса: «Поскольку люди позволили этой идее затмить им рассудок, они выпустили из рук поводья истории, утеряли бдительность и сноровку, и жизнь выскользнула из их рук, перестала им покоряться». Вместо идеи прогресса разные философы предлагают теории циклического круговорота, пессимистические идеи «конца истории», глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф.
Итак, по какому пути идет общество - по пути прогресса или регресса? От того, каким будет ответ на этот вопрос, зависит представление людей о будущем: несет ли оно лучшую жизнь или не сулит ничего хорошего?

  • Учебник литературы для 10 класса общеобразовательных учреждений «Литература Х1Х века»

    Учебник

    на учебник литературы для 10 класса общеобразовательных учреждений «Литература Х1Х века»: В 2 ч. Ч. 1. Ч. 2.(Авт.-сост. Сахаров В.И., Зинин С.А. – М.: ООО «ТИД - Русское слово – РС», 200.

  • Учебник. Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений

    Учебник

    1. В следующем году Чехову довелось увидет…cя с Толстым очароваться им поз нее писать о нем восторже ые письма и бояться его смерти как самой страшной б ды для русской жизни и литературы (М.

  • Исторический процесс - это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. Исторический процесс универсален, он охватывает всœе проявления человеческой жизнедеятельности от добывания «хлеба насущного» до изучения планетарных явлений. Действительный мир населœен людьми, их сообществами, в связи с этим и отображение исторического процесса должно быть, по определœению Н. Карамзина, «зерцалом бытия и деятельности народов». Основу, «живую ткань» исторического процесса составляют события, т. е. те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни. Всю эту бесконечную череду событий в их неповторимом, присущем каждому из них облике изучает историческая наука.

    Есть еще одна ветвь обществознания, изучающая исторический процесс, - философия истории. Она стремится выявить общую природу исторического процесса, наиболее общие законы, самые существенные взаимосвязи в истории. Это область философии, исследующая внутреннюю логику развития общества, очищенную от зигзагов и случайностей. Некоторые вопросы философии истории (смысл и направленность общественного развития) были отражены в предыдущем параграфе, другие (проблемы прогресса) будут раскрыты в следующем. В настоящем параграфе рассматриваются типы социальной динамики, факторы и движущие силы исторического развития.

    Исторический процесс - это общество в динамике, т. е. в движении, изменении, развитии. Последние три слова не синонимы. В любом обществе осуществляется многообразная деятельность людей, выполняют свои задачи государственные органы, различные учреждения и объединœения: иными словами, общество живет, движется. В повсœедневной деятельности сложившиеся общественные отношения сохраняют свои качественные признаки, общество в целом не меняет свой характер. Такое проявление процесса можно назвать функционированием общества. Социальные изменения - это переход тех или иных социальных объектов из одного состояния в другое, появление у них новых свойств, функций, отношений, т. е. модификации в социальной организации, социальных институтах, социальной структуре, установленных в обществе образцах поведения. Изменения, которые приводят к глубоким, качественным сдвигам в обществе, преобразованиям социальных связей, переходу всœей социальной системы в новое состояние, называются социальным развитием. Философы и социологи рассматривают различные типы социальной динамики. Распространенным типом считается линœейное движение как восходящая или нисходящая линия общественного развития. Такой тип связан с понятиями прогресса и регресса, которые будут рассмотрены на следующих уроках. Циклический тип объединяет процессы возникновения, расцвета и распада социальных систем, имеющих определœенную протяженность во времени, по истечении которой они прекращают свое существование. С этим типом социальной динамики вы познакомились на предшествующих занятиях. Третий, спиралевидный тип связан с признанием того, что ход истории может возвратить то или иное общество к ранее пройденному состоянию, но характерному не для непосредственно предшествующего этапа, а для более раннего. При этом черты, свойственные давно ушедшему в прошлое состоянию, как бы возвращаются, но на более высоком витке общественного развития, на новом качественном уровне. Считается, что спиралевидный тип обнаруживается при обозрении длительных периодов исторического процесса, при крупномасштабном подходе к истории. Обратимся к примеру. Вы, вероятно, помните из курса истории, что распространенной формой мануфактурного производства была рассеянная мануфактура. Индустриальное развитие привело к сосредоточению работников на крупных фабриках. А в условиях информационного общества происходит как бы возврат к труду на дому: всœе большее число работников выполняют свои обязанности на персональных компьютерах, не выходя из дома. В науке были сторонники признания того или другого из названных вариантов исторического развития. Но существует точка зрения, согласно которой в истории проявляются и линœейные, и циклические, и спиралевидные процессы. Οʜᴎ выступают не как параллельные или сменяющие друг друга, а как взаимосвязанные аспекты целостного исторического процесса. Социальные изменения могут происходить в различных формах. Вам знакомы слова «эволюция» и «революция». Уточним их философский смысл. Эволюция - это постепенные, непрерывные изменения, переходящие одно в другое без скачков и перерывов. Эволюция противопоставляется понятию «революция», ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ характеризует скачкообразные, качественные изменения. Социальная революция - это коренной качественный переворот во всœей социальной структуре общества: глубинные, коренные изменения, охватывающие экономику, политику, духовную сферу. В отличие от эволюции революция характеризуется бурным, скачкообразным переходом к качественно новому состоянию общества, быстрым преобразованием базовых структур социальной системы. Как правило, революция приводит к замене старого общественного строя новым. Переход к новому строю может осуществляться как в относительно мирных формах, так и в насильственных. Их соотношение зависит от конкретных исторических условий. Нередко революции сопровождались разрушительными и жестокими действиями, кровавыми жертвами. Существуют различные оценки революций. Одни ученые и политические деятели указывают на их негативные черты и опасности, связанные как с применением насилия по отношению к человеку, так и с насильственным разрывом самой «ткани» социальной жизни - общественных отношений. Другие называют революции «локомотивами истории». (Опираясь на знания из курса истории, определите свою оценку этой формы социальных изменений.) Рассматривая формы социальных изменений, следует вспомнить и о роли реформ. С понятием «реформа» вы встречались в курсе истории. Чаще всœего социальной реформой называют переустройство какой-либо стороны общественной жизни (институтов, учреждений, порядкови т. п.) при сохранении существующего общественного строя. Это разновидность эволюционных изменений, которые не меняют основ строя. Реформы обычно проводятся «сверху», правящими силами. Масштабы и глубина реформ характеризуют свойственную обществу динамику. Вместе с тем современная наука признает возможность осуществления системы глубоких реформ, которые смогут стать альтернативой революции, предупреждать ее или заменять. Такие революционные по своим масштабам и последствиям реформы могут привести к коренному обновлению общества, избегая потрясений, связанных с присущими социальным революциям стихийными проявлениями насилия.

    Социальная динамика

    Все в мире находится в постоянном движении, в том числе и социальная материя. Однако характер, направленность, интенсивность движения могут быть различными. Для обозначения этих различий движения социальной материи в социологии и существуют такие понятия как “социальная динамика”, ”социальные изменения”, ”социальное развитие”, ”социальный прогресс”, ”социальный регресс” и т. д. Принципиально важно с методологической точки зрения вникнуть в содержание этих категорий. Итак, социальная динамика. Это понятие в обиход ввел О. Конт - основоположник социологии. Он употреблял его, во-первых, как противопоставление социальной статике, для обозначения социального движения. Во-вторых, - как смену состояний общественных явлений.

    Таким образом, социальную динамику можно определить как социальное движение, как смену состояний общественных явлений и образований, общества в целом. Близкое к нему по смыслу понятие “социальные изменения”. Социальные изменения - это нарушение тождества социального явления, процесса с самим собой или с подобным ему социальным явлением, процессом. Любое явление, процесс в какой-то момент тождественно самому себе или подобному ему явлению, процессу, но по прошествии какого-то времени это тождество нарушается, что говорит о том, что в данном явлении произошли изменения. Древнегреческий философ Гераклит это выразил следующим афоризмом: “Дважды нельзя войти в одну и ту же реку. Все - течет, все - изменяется. ”

    В каком же соотношении находятся понятия: “социальная динамика” и “социальные изменения”? Если исходить из положения, что “Движение, в применении к материи, - изменение вообще”, то эти понятия находятся в непосредственной диалектической связи. Они друг друга обуславливают и раскрывают. Употребляя понятие “социальная динамика”, мы имеем в виду движение общества, смену его состояния, которые проявляются в изменениях, происходящих экономической, политической, социальной, духовной сферах, в изменениях конкретных социальных явлений и процессов.

    Что касается понятия “социальное развитие”, то оно отражает необратимое, направленное, закономерное изменение социальных явлений или процессов, в результате которого они переходят в новое качественное состояние (изменяется их состав или структура).

    Следует подчеркнуть, что только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений: обратимость изменений характеризует процессы функционирования (циклические воспроизведения постоянной системы функций) ; отсутствие закономерностей характерно для случайных процессов катастрофического типа; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и поэтому процесс лишается характерной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии.

    Из этих рассуждений видно, что социальное развитие и социальные изменения неразрывно связаны между собой. Социальное развитие является одним из проявлений социальных изменений.

    Определив понятия “социальная динамика”, “социальные изменения” и “социальное развитие”, их соотношение, рассмотрим более углубленно содержание и направленность социального развития.

    Существенной характеристикой процессов развития является время, так как во-первых, только время выявляет направленность развития. Поэтому история научных представлений о развитии начинается лишь с тех пор, как сформировались теоретические представления о направленности времени. Это связано с утверждением христианства, выдвинувшего идею линейного развития времени, которая распространялось проповедниками лишь на сферу духа, а из сферы естественных процессов полностью изгонялась.

    С возникновением эмпирической науки нового времени идея линейного направления развития времени пробивает себе дорогу в исследованиях природы и ведет к формированию представлений о естественной истории, о направленных и необратимых изменениях в природе и обществе. Переломную роль здесь сыграло создание научной космологии, теории эволюции в биологии, геологии. Идея развития прочно утверждается в естествознании и почти одновременно становится предметом философского исследования. Это имеет место в философии Гегеля. Опираясь на диалектический метод, он не только показал универсальность принципа развития, но и раскрыл его всеобщий механизм и источник -возникновение, борьбу и преодоление противоположностей.

    Идея развития была взята на вооружение социологами при анализе общества и его истории. И О. Конт, и Г. Спенсер, и Э. Дюркгейм, и К. Маркс рассматривали общество, его структуры как постоянно развивающиеся феномены. Правда, О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм разделяли концепцию эволюционного развития, К. Маркс и его последователи -революционного. К. Маркс считал революцию локомотивом истории.

    Так в социологии сложились две концепции во взглядах на развитие общества: эволюционизм и марксизм. На их основе сформировались два течения -реформистское и революционное.

    Не вдаваясь в анализ этих концепций, подчеркнем мысль о том, что как та, так и другая концепции подвергаются критике и в западной, и отечественной социологии.

    Что же является методологической основой определения характера и направленности социального развития?

    Очевидно, что этой основой должно выступать учение Гегеля о развитии. При опоре на данное учение можно сформулировать следующие сущностные характеристики социального развития.

    1. По своему характеру социальное развитие представляет собой количественные накопления каких-то изменений в социальных явлениях, процессах, обществе в целом, которые на каком-то этапе (когда будет нарушена мера, характеризующая их устойчивость) , приведут к качественным изменениям данных явлений, процессов, общества в целом. Например, если в обществе будут успешно проводиться реформы, результатом которых станет рост производства материальных благ, обогащение народа достижениями культуры, совершенствование системы управления на основе демократических принципов, улучшения жизненного уровня трудящихся, то по прошествии какого-то времени общество выйдет на качественно новый этап в своем развитии. Причем, этот скачек в общественном развитии не обязательно должен носить революционную форму.

    Отличие реформистского или эволюционного характера развития общества от революционного состоит в том, что в процессе преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни (порядков, институтов, учреждений и т. д.) не устраняются основы существующей социально-политической структуры и данного общественного строя. Революционный же характер общественного развития означает слом самих основ функционирования экономических и политических институтов данного общества, принципиальные изменения в его структуре. Поскольку в основе революционного характера развития общества лежит разрушение, то он является болезненным для общества и может не продвинуть его вперед к совершенству, а наоборот, отбросить назад. История это подтверждает не единичными примерами.

    Общество динамично, и социология достаточно давно изучает процессы его изменения. В настоящее время сформулированы четыре основные теории, описывающие происходящие изменения. Это ризомообразный тип социальной динамики, цикл, линия, спираль.

    Социум: все циклично

    Подобное представление сложилось еще с первобытных времен. Во многом это было обусловлено внешними факторами, сильно влияющими на сознание человека: времена года сменяли друг друга, Солнце закатывалось и снова всходило. Аналогичные процессы были замечены и в социуме. Преимущественно законы, известные с давних пор, направлены на поддержание стабильного состояния общества. Именно по этой причине образ жизни человека, принадлежащего к древним сообществам, так слабо менялся с течением веков. И в настоящее время циклический тип социальной динамики привлекает внимание многих исследователей.

    По прямой: вперед, только вперед

    Линейный тип социальной динамики базируется на идеях, впервые озвученных в период Средних веков. Люди начали понимать, что прошлое существенно отличается от будущего, а события, которые произошли раньше, вероятно, никогда уже не будут повторены. Классический пример - момент сотворения мира, случившийся однажды и ставший точкой отсчета. Также есть будущее, которое однажды наступит, хотя и не ясно, в какой момент это случится. В представлении средневековых европейцев такой завершающий пункт - Страшный суд.

    Этот пример типа социальной динамики хорошо отражает направленность к цели. В представлении жителей эпохи Средневековья завершающей точкой должно было стать божье царство на нашей планете. При этом прежде доминировавшая идея круга резко переформатировалась в четкую прямую. История получила смысл и цель, стала проще для восприятия отдельного человека.

    По спирали: вперед, но не совсем

    Спиралевидный тип социальной динамики впервые был сформулирован в кругу немецких философов, автором этой идеи выступил Гегель (1770-1831 гг.). Отличительная особенность теории - одновременно наличие специфических признаков как линии, так и окружности. Сложно отрицать, что история с годами повторяется, но имеет определенные отличия на очередном витке - качество меняется, многие аспекты совершенствуются.

    Для спирали характерно наличие цели, что делает систему близкой линейной. Для этого типа социальной динамики кратко цель можно сформулировать как создание совершенного, безупречного государства. Философы считали, что идея существования социума заключается в организации максимально разумного общества, где будет править безупречная справедливость. Сообщество мечты - этакое царствие свободы.

    Ризомообразная система

    Этот тип социальной динамики впервые озвучен постмодернистами. Наименование его пошло от биологического специфического термина «ризома», под которым принято понимать корневую систему многолетнего растения. Отличительная особенность биологического строения - отсутствие стержневого корня. Для ризомы свойственно обилие сплетенных побегов. Их направления совершенно невозможно предсказать, есть отмирающие ветви, появляющиеся вновь.

    Когда говорят о ризоме как типе социальной динамики, тем самым отражают хаотичность нашего сообщества. Процессы, протекающие в социуме, с точки зрения постмодернизма совершенно бессмысленны. Эта идея нашла отражение в основных постулатах подхода.

    Специфические особенности

    Чтобы разобраться, в какой момент истории какой тип социальной динамики имел место, необходимо ориентироваться в направленности соцразвития, характере протекающих внутри сообщества процессов. Развитие - это изменение качеств, подчиняющееся определенным законам, имеющее конкретное направление. Говорят о прогрессе, регрессе. Первое предполагает движение вперед, второе - противоположное направление. При прогрессе социум совершенствуется, снизу движется вверх, усложняется. Регресс, соответственно, включает в себя упрощение, последовательное ухудшение системы.

    В семнадцатом столетии впервые была озвучена мысль о совершенствовании социума. При этом внимание обращали не только на типы социальной динамики (обществознание для современных школьников - предмет, дающий полноценное понимание вопроса), но и на свободу социума, отдельных личностей, а также возможность развивать разум. Философы той эпохи особенно фокусировались на производительной силе. Все перечисленные критерии считались показателями прогресса. Одновременно были и теории регресса, доказывающие, что техническое совершенствование стимулирует духовный упадок. Наиболее яркий приверженец этой идеи - Жан-Жак Руссо, в работах которого рефреном звучит мысль о разращении индивидуума цивилизацией.

    Изменения: какие?

    Исторические процессы, типы социальной динамики позволяют говорить о двух характерных группах изменений:

    • эволюция;
    • революция.

    Под эволюцией принято понимать постепенные совершенствования, отражаемые количественными показателями. Это не синоним реформ, которые не влияют на основы нынешней структуры. Эволюция противоположна революции (как и реформа, но в других аспектах). Основной признак этого типа социальной динамики - постепенность.

    Революция - такой тип соцсовершенствования, когда изменения глубокие, качественные. Развитие претерпевает резкий прыжок вверх. Нередко понятием характеризуют социум как единое сообщество, но могут применять и к конкретным элементам. Из истории известна, к примеру, аграрная, культурная, научная революция. Первая принадлежит к социуму как единому объекту, два вторых термина описывают соцэлементы.

    Модели изменений

    Философы, социологи сформулировали несколько моделей, отражающих особенности указанных выше четырех типов социальной динамики. При моделировании уделяют внимание революционным изменениям, прогрессированию социума, его элементов, аспектов. Автор модели формулирует свое мнение относительно того, имеет ли цель история, при положительном решении также сообщает свой взгляд на то, что является конечным объектом стремления.

    Одна из довольно известных и популярных моделей - формационная. Авторы основали ее на изречениях Карла Маркса. Постулаты, выведенные при моделировании, устанавливают, что индивидуумы находятся между собой в производственных отношениях, формирующих сложную экономическую систему. В сочетании с современным представлением о типе социальной динамики можно вывести, почему образ индивидуумов, социума в целом именно таков, каким мы его наблюдаем. Экономический базис - это фундамент подобного взгляда, на нем основывают правовые постулаты, идеи, теоретические аспекты, моральные теории марксизма.

    Формации общества, экономики

    Как следует из марксизма, общественная история подчинена условиям экономики, материального положения. На основании конкретных условий можно разграничить пять базовых формаций:

    • первобытная община;
    • рабовладельчество;
    • феодальная структура;
    • капиталистический социум;
    • коммунизм.

    Прогресс наблюдается при последовательном переходе между указанными формациями. Основная цель такого социума - достичь состояния равноправия, отсутствия классов.

    Как это происходит?

    Марксизм декларирует, что формации могут меняться только при наличии остро выраженных процессов борьбы угнетенных с угнетающими. Это означает, что рабы должны восстать против своих владельцев, крестьяне - против феодалов, рабочие - против капиталистов. Для ликвидации феодализма социуму потребовалась революция, в результате аналогичного события должен прийти к власти, как следует из теоретических положений, коммунизм. Марксисты твердо убеждены, что рабочий класс в силах полностью искоренить буржуазное сообщество, для чего достаточно лишь поднять мощную революционную волну.

    Противоположность формации - цивилизация. Термин этот имеет много значений, но ключевых три:

    • временной этап развития социума;
    • локальный тип социума, культуры;
    • этап культурного прогресса, противоположный дикости, варварам.

    Когда говорят о стадиях, локальном моделировании, имеют в виду два первых значения термина.

    Позиции Тоффлера

    Рожденный в 1928 г., этот социолог стал исключительно важным мыслителем - на сформулированных им постулатах базируются многие теории современной социологии. Особенно интересны его выкладки, связанные с аграрной революцией. Как следует из высказанных предположений, именно она создала нашу цивилизацию со всеми ее атрибутами и традициями, характерными особенностями. А вот индустриальная базируется на экономике с применением машин и автоматов. Ее основной двигатель - массовая культура.

    Тоффлер рассматривал и модернизацию - таким термином он охарактеризовал смену культуры на индустриальную. Впрочем, нужно быть внимательным: в работах других социологов это слово иногда применяют для обозначения перехода к постиндустриальному сообществу. А вот по Тоффлеру постиндустриальное - это та третья волна, которая еще только захватывает наш мир в настоящее время. У некоторых мыслителей, социологов она называется информационной. Удивительного в терминологии ничего нет, ведь во многом наша цивилизация создана именно компьютерным прогрессом, доступом к высокоточным электронным машинам, массовым коммуникациями. Биологические технологии, возможности генной инженерии - все это меняет социальную культуру.

    Современность: быть на гребне волны

    Еще не так давно основной движущей силой была мускульная. Хоть машинный труд постепенно входил в жизнь социума, первое время его влияние было достаточно незначительным. В наше время основная деятельность человека - умственная занятость и решение задач информатизации. В условиях такого социального совершенствования наиболее значимой ценностью стала информация. Под ее влиянием меняются воспитательные, образовательные системы, сам характер труда.

    Информация применительно к экономике может быть смело названа самым активно развивающимся сектором. Она доминирует над политикой, темпы развития давно превысили свойственные духовным процессам. Не последнюю роль в этом играет возможность коммуникации людей вне зависимости от географического положения. Основной инструмент, безусловно, представлен Всемирной паутиной.

    Маклюэн: теории середины прошлого столетия

    Канадский философ (род. в 1911 г.) считал, что организация человеческого сообщества определяется коммуникационными технологиями, методами и видами. Например, когда речь шла о племенном устройстве, практиковалась устная коммуникация, ограничивающая локальность, наличие сильных традиций, авторитет и веру в него. Со временем появился алфавит, что позволило перейти к культуре зрения. Еще большее развитие это получило, когда человечество изобрело машины для печати текста. Стала возможной массовость, применение подходов стандартизации, людям теперь доступно использование различных механизмов.

    Наша эпоха - это, как говорил Маклюэн, электронная цивилизация. Уходят в прошлое присутствовавшие ранее меж людьми границы. Пространство, время больше не представляют серьезной сложности, отдельные особи могут быть намного ближе друг к другу. Книги уступают место аудио, визуальной продукции, культуре, выработанной компьютерами и довольно сходной с племенным устройством социума. Как считал Маклюэн, наше будущее - этакая в которой больше нет разделения на нации, страны, словом, никаких границ.

    Социология по Данилевскому

    Существенный вклад в философию и науки, рассматривающие процессы в обществе, внес живший в девятнадцатом столетии русский деятель Данилевский. Он говорил о десяти типах развития культуры, истории, выделяя их по державам и нациям:

    • Египет.
    • Китай.
    • Вавилон, Ассирия, Финикия.
    • Индия.
    • Иран.
    • Греция.
    • Аравия.
    • Европа.
    • Еврейский тип цивилизации.

    Всякий из них он сравнивал с биологическими организмами, которые вынуждены сражаться со средой обитания и конкурентами. Жизнедеятельность цивилизации - последовательность классических этапов: создание, развитие, старение, умирание.

    Данилевский и Шпенглер

    Немец Освальд Шпенглер, родившийся в конце девятнадцатого столетия и творивший в первой трети двадцатого, высказывал идеи, во многом близкие теории российского философа. Он не считал, что реально возможна общечеловеческая культура, а историю оценивал как постоянную борьбу между разными цивилизациями, у каждой из которых есть около тысячелетия на весь жизненный цикл. Расцвет всегда приводит к кризису и разрушению, а творчество сменяется бездушностью. В какой-то момент культура может похвастаться богатством, но оно сменяется формальностью.

    Зрелости, как считал Шпенглер, удалось достигнуть культурам Египта, Индии, Вавилона, Китая, греков и римлян, Византии, Западной Европы и майя. Шпенглеровские идеи активно развивал в двадцатом столетии англичанин Тойнби, деливший цивилизацию на пять культурных типов: Запад, Православие, Ислам, Индуизм, Дальний Восток. Всякий из перечисленных типов был, по его мнению, жизненным порывом, обусловленным историческими кризисами. Как только энергетический порыв исчерпывает себя, наблюдается гибель цивилизации. Кризисную ситуацию по Тойнби можно преодолеть, попытавшись уйти от локальных ценностей к более высокому мировому уровню. Мыслитель полагал, что мировые ценности наиболее полно выражаются через религию.

    Если в обществе не происходит изменений, то оно погибает, начинает стагнировать (загнивать). Общество - живая динамическая система, подвергающаяся воздействиям как внутренних, так и внешних сил. Структурные элементы общества (социальные группы, социальные институты, общности) вступают в различные сложные взаимодействия. Это постоянное взаимодействие естественно приводит к изменениям в обществе, которые могут происходить как на микроуровне, т.е. обусловлены влиянием роли отдельной личности, изменением статуса этой личности, так и на макроуровне.

    Социальное изменение, как отмечают социологи А.А. Радугин и КА. Радугин, это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. П

    онятие «социальное изменение» носит общий характер и может конкретизироваться понятием «развитие», которое в узком смысле означает «необратимое изменение объектов», предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему. Это такое движение общества, которое связано не с любыми изменениями, а с глубинными, изменяющими структуру общества, ведущими к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Однако в обыденной речи, как правило, понятие «развитие» употребляется как синоним понятия «изменение». И в этом случае можно сказать, что понятие «развитие» используется не в узком, а в широком смысле.

    Социальные изменения, происходящие в обществе, могут включать в себя прирост населения, изменения в отношениях между социальными группами, в избирательной системе, в правах личности и т.д. Изменения могут относиться к области изобретений, к правилам русского языка, нормам морали и т. д.

    Социальные изменения различаются не только масштабом, но и глубиной. Из всей совокупности социальных изменений можно выделить следующие типы: циклический, линейный, нелинейный.

    Циклический тип

    Социология уделяет внимание повторяющимся циклическим процессам. В общественной жизни циклические процессы имеют такое же распространение, как и в природе. Существуют, как известно, астрономические циклы (день, ночь, времена года), биологические циклы (рождение, детство, юношество, зрелость, старость, смерть). Выделяются также циклы в повседневной жизни (выходные и рабочие дни) и др. В обществе отчетливо проявляются политические, экономические, социальные циклы: политические кризисы сменяются политической стабильностью, за экономическим процветанием наступает упадок, повышение уровня благосостояния населения чередуется с его снижением и т.п. Иными словами, социальная жизнь похожа на круговорот. Каждый из процессов в обществе сменяет другой. Каждый из процессов исчерпывает свой потенциал. Социально-историческое развитие идет по кругу, что позволяет говорить об его определенной обратимости.



    Цикличность означает повторение тенденций прошлого, но с некоторыми новыми вариациями. Каждый из циклических процессов обладает сходством между повторяющимися состояниями системы, количеством повторений в цикле. Продолжительность цикла может быть короткой и длинной. Циклы различаются количеством фаз, ритмикой, ускорением или замедлением интервалов. Циклические процессы способствуют воспроизводству социальной системы, воспроизводству ее функций (производство материальных благ, их распределение, регламентация поведения людей и др.), воспроизводству социальных общностей (этносы, нации, классы, страты), воспроизводству устойчивых форм деятельности (научная, производственная, художественная и т. д.), социальных ролей (врач, юрист, воспитатель, военный). Цикличность придает ритм общественным процессам, является способом существования и сохранения общества. При этом очень важно знать, что каждый новый цикл не является абсолютным повторением прежнего. Воспроизводство социума не означает полного содержательного тождества фаз цикла, начала и конца цикла.

    Следовательно, циклические изменения не есть в чистом виде круговые процессы. Поэтому неверными являются европоцентристские представления об абсолютном застое в XVII - XVIII веках восточных стран, как, например, Китай, история которого долгое время была типичным примером циклического развития, отторгавшего культурные и технические нововведения. И все же нынешний динамичный Китай воспроизводит в значительной степени традиционные отношения.

    Современные социологи считают возможным выделить формы циклических изменений. Такими формами циклических процессов называют изменения по типу маятника, волновые движения, спиралевидные. Движения, или изменения, по типу маятника считаются наиболее простой формой циклического процесса. В качестве примера такого движения можно привести инвестиционную социальную политику, когда средства на развитие социальной сферы общества то увеличиваются, то, наоборот, сокращаются, то есть возвращаются к первоначальной сумме. Иллюстрацией волновых процессов в обществе служит, скажем, цикл технических нововведений, который достигает своего волнового пика и вновь идет на убыль, как бы затухает.

    Спиралевидный тип является наиболее сложной формой циклических изменений. Спиралевидная динамика определяется по ставшей классической формуле - «возврат к якобы старому, повторение старого на ином уровне». Это такой процесс изменений, когда обновление и устаревание являются лишь частичными. Каждый цикл изменяющегося явления (процесса) как бы отрицает предшествующий, превращаясь в свою противоположность, в другое качество и в то же время как бы возвращается в свое прежнее состояние. Но этот возврат к старому осуществляется на новом уровне, с обнаружением новых свойств. Спиралевидная модель является образом социальной преемственности. Спиралевидные процессы реализуются в обществе, как по восходящему типу, так и по нисходящему. Это означает, что спиралевидный цикл изменений нельзя понимать только как поступательный, восходящий. Есть и нисходящие спиралевидные процессы, свидетельствующие о дисфункциях в обществе, о его гибели, упадке. Примером спиралевидного процесса является отношение человека к природе. В первобытные времена природа воспринималась человеком как слепая господствующая сила. С Нового времени по XX век человек благодаря научно-техническому прогрессу обрел новые технологические возможности и счел себя ее покорителем и властелином. И лишь теперь он осознал свою органическую связь с природой и необходимость гуманного к ней отношения.

    Кроме циклических изменений, происходящих в рамках качественно одной социальной системы, социологи и культурологи особенно выделяют циклические изменения, происходящие в циклической динамике социокультурных систем. Поэтому уместно кроме системно-функционального цикла, о котором до сих пор шла речь, говорить об историческом цикле. Исторический цикл, выделяемый такими мыслителями, как Д. Вико, Н. Данилевский и др., отражает единство процесса возникновения, расцвета и распада социокультурных систем, подчеркивает определенный срок жизни общества. Концепции названных культурологов стремятся показать единство всемирной теории, ее повторяемость, сопряжение восходящей и нисходящих линий, либо рассматривают историю как совокупность различных культурно-исторических типов, имеющих свой жизненный срок (цикл).

    Линейный тип

    Линейный тип социальных изменений рассматривает всю историю человечества как единый и главное - направленный процесс. Линейный тип социальной динамики возник как результат влияния библейской историософии, иудейско-христианской традиции и превратился в общественном сознании в идею эволюционизма, в идею прогресса. Линейный прогресс направлен в будущее, воспринимается как движение вперед во времени и пространстве.

    Особенность линейной динамики заключается в том, что каждый этап общественного прогресса, каждый этап движения выступает моментом генетического продолжения предшествующего этапа. Линейные процессы частично поглощают в себя свойства предшествующих, обогащают и развивают их.

    Наиболее ярким выражением линейных представлений являются идеи социального эволюционизма. Теории социального эволюционизма, несмотря на все их многообразие, представляют собой стремление осмыслить исторический процесс как единую линию, как часть общей разнообразной линейной космической эволюции, вбирающей в себя сложные эволюционные процессы Земли и всей планетной системы.

    Известны классические теории социальной эволюции Г. Спенсера, Э. Дюргейма, Ф.Тенниса, а также современные теории, сформулированные Р. Ароном, У. Ростоу, Д. Беллом, 3. Бжезинским, А. Тоффлером и др. Остановим внимание на главных положениях, выдвинутых этими теоретиками, памятуя, что в предыдущих темах уже шла речь об их концепциях.

    Эволюционный процесс, с точки зрения Г. Спенсера, состоит в усложнении форм общественной жизни. Общественная жизнь по мере влияния на нее разнообразных внешних условий усложняется, возрастает разнородность в подсистемах, составляющих общество. Таким образом, общество дифференцируется, и этот темп дифференциации ускоряется по мере возрастания сложности. Дифференциация означает разделение функций между частями общества, его подсистемами, развитие специализации. Эволюционные изменения повышают гармонию социальных процессов, способствуют интеграции составляющих общество частей. Таким образом, основная идея социального эволюционизма Спенсера - идея дифференциации и интеграции. Общество же развивается в направлении от простого, традиционного, к дифференцированному, сложному, рациональному, все более интегрированному. Э. Дюркгейм видел процесс эволюции как движение от общества с неразвитым разделением труда, сегментарной структурой и механической солидарностью его членов к обществу с развитым разделением труда, сложной структурой и органической солидарностью. Механическая солидарность, по Э. Дюркгейму, существует в традиционных обществах, где коллектив поглощает индивида, где существуют единые нормы поведения и ценности. Таким образом, солидарность между индивидами обусловлена единообразием социальной жизни в каждом из сегментов общества, неразвитым разделением труда, почему и названа им механической. Органическая солидарность, напротив, обусловлена развитым разделением труда, которое ставит индивидов в тесную зависимость друг от друга, ослаблением действия запретов и повышением степени индивидуальной свободы индивидов. Переход от механической солидарности к органической и есть эволюция общества, источник которой кроется в углублении разделения труда и социальной дифференциации.

    Ф. Теннис представил в своей книге «Община и общество» два типа общества - крестьянскую, деревенскую общину (по-немецки - «Гемейншафт») и индустриальное, городское общество («Гезельшафт»). Таким образом, процесс эволюции направлен от традиционного общества к обществу современному. Теннис выделил пять основных особенностей, отличающих эти общества, которые можно назвать типами взаимосвязей. Крестьянская, деревенская община предполагает, что в ней поведение индивидов и их роли обусловлены общинными принципами, традициями, религиозными ценностями, ограниченной (неразвитой) специализацией. Основная ячейка этого общества - семья, община. В городском обществе все происходит наоборот. Здесь социальные роли, поведение индивидов определяются стремлением к личной выгоде, подчинением формальным законам, выполнением специализированных формальных ролей, светскими ценностями. Основная ячейка городского общества - корпоративные и ассоциативные формы объединения людей.

    Р. Арон и У. Ростоу - авторы теории индустриального общества, которое приходит на смену отсталому аграрному, «традиционному обществу» с преобладающим натуральным хозяйством, с сословной иерархией. Индустриальное общество характеризуется не только развитой специализацией труда и системой управления, но также механизацией и автоматизацией, развертыванием научно-технической революции, массовым производством товаров для широких слоев населения.

    Во второй половине XX века широкую известность и дальнейшее развитие получают теории «постиндустриального общества», которое называют также «информационным обществом». Все развитие человеческого общества, с точки зрения авторов этих концепций, проходит три стадии: доиндустриальную (аграрную), индустриальную и постиндустриальную. В постиндустриальном обществе основной ценностью становятся знание, интеллект, информация, творческая деятельность, воплощенная в человеке.

    Нужно сказать, что линейная динамика предполагает не только прогресс, не только движение вперед, в будущее, но и регресс, то есть, воспринимается как нисходящая линия в изменениях общества. Однако регресс не должен пониматься как простое повторение в обратном порядке уже пройденных этапов. Абсолютное повторение прошлого невозможно в новых, изменившихся условиях, поэтому корректнее говорить об асимметричности линейных процессов. Линейный прогресс и регресс сменяют друг друга в историческом процессе. История не бывает полностью обратимой.

    Социологи выделяют также виды социальных изменений. Особое значение имеют инновационные изменения, которые превращаются в фактор социального развития.

    К ним относятся различные открытия и изобретения. Человечеству известно множество открытий, изменивших его судьбу и облик планеты (колесо, азбука, паровой двигатель, автомобиль, учение об условных и безусловных рефлексах, таблица Менделеева, выборная демократия и др.).

    Нередко инновации оказываются несовместимыми с существующей культурой, и тогда проходит немало времени, прежде чем инновация будет принята обществом. И все же бывает так, что инновация отвергается обществом. Так, например, в российском обществе вызывают недоверие такие ценности либеральной демократии, как экономический индивидуализм, неприкосновенность частной собственности и др. Если технические, материальные изобретения можно испытать и проверить достаточно быстро, то социальные инновации доказывают свою целесообразность длительное время. Поэтому социальным новшествам, например, даже нужным законам, приходится преодолевать сопротивление, а порой и протест социальных групп, прежде чем эти законы докажут свою работоспособность.

    Каковы причины социальных изменений? С некоторой долей условности можно выделить два основных подхода, которые противоположным друг другу образом отвечают на этот очень сложный вопрос. Источник социальных изменений, с точки зрения большей части социологов, находится внутри самого общества, то есть кроется во взаимодействии его структур, сфер, групп и т. п. Решающую роль в изменении, развитии общества играет социальный конфликт. При этом марксисты выделили в основе социальных изменений конфликт между противоположными классами, партиями, идеологиями. Вся социальная история в марксизме предстает как история борьбы классов угнетаемых и угнетателей. Социальные противоречия в марксистской концепции есть источник развития.

    Немарксистская современная теория конфликта в лице Л. Козера, Р. Дарендорфа, Л. Гумпловича, Э. Гидденса и других тоже рассматривает конфликт как естественное явление, как способ движения, развития общества. Конфликт - неотъемлемая черта социальной жизни. Задача общества - научиться разрешать конфликты, рационально регулировать их, а не подавлять. Консервация конфликта неминуемо приведет к высокому напряжению в обществе и в конечном итоге - к взрыву социально-политической активности и разрушению социальной системы.

    Разница между марксистской и немарксистской школой конфликта состоит в трактовке содержания конфликта. Так, например, немецкий социолог Р. Дарендорф считает, что в основе современного социального конфликта лежат отношения господства и подчинения, которые пронизывают все сферы общества. Такие отношения присутствуют в семье, в студенческой аудитории, в армии и т. д. Эти отношения всегда, в любом обществе встречают естественное сопротивление. Итак, если марксизм считает базой конфликта неравенство по отношению к средствам производства, неравенство в сфере отношений собственности, то Р. Дарендорф переносит конфликт на другую почву - в сферу управления людьми. Польско-австрийский социолог Л. Гумплович объясняет конфликт с точки зрения социального дарвинизма и социальной психологии, поскольку рассматривает его как выражение человеческих страстей: зависти, агрессии, неудовлетворенности, как беспощадную борьбу.

    Иной подход в социологии связан с таким направлением, как функционализм. Функционалисты не отрицают необходимости социальных изменений в обществе, в том числе и глубоких. Но они предполагают, что такие изменения не должны нарушать «подвижное равновесие» социальной системы. Функционалисты предпочитают больше говорить о равновесии социума, чем о конфликтах в нем. Общество должно снижать вероятность конфликта. Именно за эту «бесконфликтность» критикуют функционалистов представители конфликтологического направления.

    Нелинейный тип

    В XX веке теория линейных изменений подвергается критике. Реальность доказала, что не существует вечных линейных закономерностей, универсальных стадий эволюции, которые бы относились ко всему мировому сообществу, к любым обществам или группам. Линейный тип изменений - это лишь один из многих возможных. Для того чтобы линейная тенденция сохранялась постоянно, требуется статус-кво. Другими словами, необходимо, чтобы изменяющийся объект (в данном случае общество) не подвергался воздействию внешних сил, или же это воздействие должно быть нейтрализовано таким образом, чтобы социальная система продолжала оставаться в равновесном, сбалансированном состоянии.

    Однако общество непрерывно изменяется, подвергается воздействию окружающей среды. Возникают новые виды взаимодействий, новые структуры и нормы. Одно и то же структурное образование одновременно участвует, как правило, во множестве процессов. Поэтому нужно помнить об изменениях в структурах и процессах, происходящих одновременно. Последовательная смена состояний, движение структурных элементов беспрерывно нарушают равновесие системы. Главным субъектом социальных изменений являются человек, люди, создающие социальную систему и ее разрушающие. Уже было сказано, что люди, живущие в обществе, занимают определенное место в социальном пространстве. Это место определяется статусом и ролью, что предполагает обладание индивидом совокупностью прав и обязанностей. Но поведение индивидов намного сложнее и многообразнее, чем имеющаяся структура ролей и статусов.

    Взаимодействие ролей и статусов, которыми обладают индивиды, происходит по нелинейному типу. Роль каждого индивида реализуется по нелинейному принципу. Современная синергетика, изучающая стохастический (случайный) характер процессов, оказала большое влияние на развитие гуманитарных наук, и особенно на социологию и философию. Социология подчеркивает, что общество может изменяться самым неожиданным, непредсказуемым образом. Это происходит, когда социальная система не может восстановить свое равновесие с помощью прежних механизмов, а революционная либо инновационная активность масс стремится освободиться от всех системно-структурных ограничений. Тогда возникает ситуация, когда перед обществом вырастает проблема выбора своего нового состояния. Такое разветвление, или раздвоение, называется «бифуркацией». Очень важно сказать, что бифуркация означает нарушение логики предшествующего развития, и ее невозможно предсказать. Общество есть такая система, которая развивается, изменяется не только в силу причинно-следственных связей и отношений. Общество, переживающее бифуркацию, представляет собой хаотическую систему, в которой случайные отклонения (флуктуации) сменяют прежний порядок.

    Таким образом, переход общества от одного состояния к другому не всегда носит детерминированный характер, и направление движения может быть непредсказуемо. Исторический процесс - это веер возможных альтернатив, это многовариантность общественного развития, источником которого является энергия, воплощенная в поведении людей.

    Необходимость выбора стояла перед декабристами. Они могли не выйти на Сенатскую площадь (12 декабря 1825 г.). Была альтернатива заключению договора о мире между СССР и фашистской Германией. Во время выборной кампании у граждан появляются несколько вариантов, каждый из которых открывает свой путь в будущее.



    Похожие статьи