Мировое дерево иггдрасиль. Роль системы Рейки-Иггдрасиль в раскрытии потенциала человека


В Греции ясень был посвящен Посейдону, второму богу из ахейской троицы, да и Мелии, или нимфы ясеня, весьма почитались. Согласно Гесиоду, Мелии появились из крови Урана, когда Крон кастрировал его. В Ирландии дерево Торту, дерево Дати и ветвистое дерево Уснеха - три из пяти магических деревьев, которые срубили в 665 году нашей эры, утверждая победу христианства над язычеством, - были ясенями. Потомок священного дерева Гривны, тоже ясень, все еще рос в девятнадцатом веке в Киллуре. Он защищал от участи утопленника, и эмигранты, плывшие в Америку после картофельного голода, брали с собой кусочки его коры. В британском фольклоре ясень - дерево возрождения. Гилберт Уайт описывает в своей "Истории Селбурна", как голых ребятишек проводили на рассвете через расщепленный ясень, чтобы вылечить грыжу. Этот обычай сохранился в отдаленных районах Англии до 1830 года. Палочка друидов с рисунком в виде спирали, найденная недавно в Англси и датируемая началом первого века нашей эры, - тоже из ясеня. Великий ясень Иггдрасиль, посвященный Водену, или Вотану, или Одину, или Гвидиону, уже упоминался в контексте Битвы деревьев и исполнял роль коня. Но Один отобрал дерево у Тройственной Богини, которая, как три норны из скандинавской легенды, вершила под ним суд. Посейдон, сохранив свою власть над лошадьми, стал еще богом морестранников, когда ахейцы начали плавать по морю; то же случилось и с Воденом после того, как его народ вышел в море. В древнем Уэльсе и древней Ирландии все весла и перекладины делались из ясеня. Ясеневыми были и прутья для понукания лошадей, разве что порой пользовались грозным тисом. Злость ясеня, о которой упомянул Гвион, заключена во вреде его тени для травы и хлебов. Зато тени ольхи, наоборот, колосья хорошо растут. Ясень - дерево морского могущества или силы, обитающей в воде. Другое имя Ведена, Игг (Iggr), от которого произошло Иггдрасиль (Igdrasill), несомненно, связано с hydra, по-гречески "море" (если точно, "нечто мокрое"). Третий месяц - это месяц паводков, начинается он 18 февраля и заканчивается 17 марта. В эти три месяца ночи длиннее дней, и солнце все еще считается во власти Ночи. Этруски из-за этого не рассматривали их как часть священного года.

Древние имели обширные знания в области географии, астрономии, медицины, зоологии, экологии, и ботаники, и именно эти познания, а не "дикость" или "отсутствие цивилизации" привели к такому своеобразному мироощущению. Трудно поверить, что, скажем, викинги, объездившие на своих кораблях почти весь мир и, следовательно, неплохо разбиравшиеся в физической географии, могли утверждать, будто он реально находится на ветви чудовищного дерева. Следует помнить, что любой языческий миф затрагивает, прежде всего, не физическую, а духовную сторону жизни, смысл которой и будет рассматриваться здесь. Справедливости ради, следует упомянуть, что, наряду с основным духовным смыслом, миф зачастую описывает некий природный процесс путем иносказания, однако данный его аспект не является основным.
Славянские и германские племена, обитая близ дремучих лесов, где произрастали дуб, ясень, береза, сосна, ель и другие широколиственные и хвойные деревья не могли не заметить, что дерево не является простым растением. Дерево в совокупности с другими организмами, зависящими от него (насекомыми, травами, грибами и т. д.), составляет сложную биосистему, в которой жизнь каждого организма, второго и последующих уровней зависит от состояния дерева. Все это было замечено и описано языком мифа, а универсальность природных моделей дала возможность описать свои представления о духовном устройстве Вселенной наиболее простым образом. Таким образом, возникла естественная модель мироустройства, происходящая из законов самой Природы. Миры и обитатели кроны (различные священные животные) Дерева, в данной трактовке, рассматривались как организмы второго уровня, напрямую зависящие от Него, обитатели Миров - как организмы последующих биологических уровней.



Этим не исчерпывается символизм Мирового Дерева. В текстах мифов Оно предстает перед нами не только как Основа Миров, но и как Алтарь Вселенной, на котором один из Богов приносит Себя в жертву, способную спасти Миры и наделить его мудростью. В духовной же подоплеке мифологии можно увидеть символичную структуру человека. В славянской традиции каждый из трех Миров соответствует одной составляющей сущности человека: Явь - Телу; Навь - Душе; Правь - Духу. Скандинавская система, упоминающая Девять Миров, несколько сложнее для восприятия: Мидгард - Тело, Эго; Муспельхейм - Огненная Энергия; Нифльхейм - Энергия Льда; Асгард - Сознание, Созидание; Хель - Бессознательное, Разрушение; Ванахейм - Покой, Равновесие; Етунхейм - Движение, Деятельность; Свартавльхейм - Эмоции; Лессавльхейм - Чувства. Заметим, что Мидгард - мир проявленных форм - в схематической структуре Иггдрасиля находится в центре, представляя собой результат взаимодействия остальных факторов. Основываясь на нумерологии, характерной для нордических мистерий, можно говорить о том, что обе системы Мирового Древа связаны с числом три, а это, в свою очередь, позволяет нам провести некоторые аналогии между ними: Явь - Мидгард, Свартавльхейм, Лессавльхейм; Навь - Хель, Етунхейм, Нифльхейм; Правь - Асгард, Ванахейм, Муспельхейм. [Тройка и кратные ей занимают особое место в мифологии многих индоевропейских культур: Три Мира в славянской Традиции (Явь, Навь и Правь); три корня Иггдрасиля; три Норны (Урд, Вернанди и Скульд); три петуха - предвестника Рагнарека, и другие... Много образов, связанных с тройкой, сохранилось и в христианизированном обществе, потеряв, однако, при этом значительную часть своей смысловой нагрузки, что можно видеть в названиях и содержании русских народных сказок и былин: "три царства - медное, серебряное и золотое"; "три поездки Ильи Муромца"; Тридевятое царство; три сказочных брата; три дороги на перепутье итд, итп.

Если же говорить о причинах выбора славянами и скандинавами того или иного вида Дерева, то здесь следует вспомнить традиционную символику дуба и ясеня. В северных индоевропейских культурах оба дерева воспринимались как наиболее священные и обладающие наиболее сильной магией. Они символизировали мощь, силу, мудрость, мужское начало и духовную силу, связываясь в мифологических представлениях с верховным божеством или богом-громовником. Известно, что славяне часто устраивали капища именно в дубравах, а иногда приносили жертвы непосредственно дереву, ясеневая же древесина служила скандинавам для изготовления сильнейших оберегов и лучших наборов рун, а также для проведения магических ритуалов. Кроме того, знакомый с биоэнергетикой деревьев может отметить, что ясень и дуб (в противоположность иве и осине, связанных с женским началом в Природе) относятся к группе деревьев, "излучающих" положительную биоэнергию. Древние, наверняка, знали о таких свойствах деревьев и в качестве Основы Миров представляли Дерево "делящееся" своей энергией, а не "отнимающее" ее. Вспомним, дома (а дома в древности воспринимались как миниатюрная модель Вселенной) никогда не строились, например, из осины. Колодцы же (ведущие в глубь земли - в Мир Мертвых), наоборот, делались исключительно из нее, в чем был, несомненно, и чисто практический аспект: осина, "излучая" отрицательную биоэнергию, убивала в воде бактерии и микроорганизмы, что значительно снижало вероятность эпидемий, свирепствующих в средневековой Европе, где колодцы строились преимущественно из камня.

редставленный здесь текст конечно не исчерпывает символизм Дерева в нордических традициях. Да и разве можно исчерпать одной статьей или даже одной книгой то, что созидалось предками в течение тысячелетий? Поистине можно написать огромное по объему исследование, снабженное бесчисленным количеством теорий и научных фактов, но так и не постичь сакральной сути, заложенной в мифе, ибо сакральное постигается не столько умом, сколько "надсознанием архетипа", и всякая попытка изложить Его словами является только отражением частного видения предмета и может лишь помочь человеку в его Постижении.

Антропоморфное древо

или человек в образе растения

Иггдрасиль представляется подобным человеческому существу. Однако северному менталитету свойственно прямое отождествления дерева и человека, поскольку известно, что самая первая человеческая чета была сотворена - путем не создания, но “одушевления” - из двух древесных стволов, найденных на побережье (см., напр., “Прорицание вёльвы”).

Ведь даже имя первого мужчины, Аск, означает “ясень”, поскольку он был сотворен из ветви этого дерева (что до первой женщины, Эмблы, - ее имя означает “вяз”). Действительно, усматривается некая корреляция между космическим Древом и человеком. Представление, будто люди происходят от дерева, было широко распространено в древней Европе. Даже в Греции считали, что некоторые роды происходят от духа ясеня.

Человечество есть творение космоса, - творение, которому боги желают дать разум и собственно “человеческую” жизнь. Однако и до того, как боги вдохнули в него душу, человек был существом живым, в данном случае - деревом. Даровав ему дыхание, жизнь, подлинность, как о том сказано в Эддах, боги, возможно, нарушили естественный мировой порядок вещей, что так или иначе, но неизбежно, должно было привести к Рагнареку .

Однако продолжим анализ сходства между Иггдрасилем и человеком. Если Иггдрасиль - это отображение человека, он, как явствует, покоится на трех опорах, которые, по принципу подобия, являют собою основы человеческой личности: мудрость (Мимир), разрушительная энергия-жизнь, сексуальная мощь (Ниддхёг) и Судьба (Норны), чье предназначение - уравновешивать всю систему и заставлять плоскость склоняться то в одну, то в другую сторону.

Древо Жизни...

Иггдрасиль, Древо Жизни, имеет девять миров. Однако “девять” - это и число вечной жизни, вечного возобновления. Образ Иггдрасиля свидетельствует о постоянном круговороте, о непрестанном его разрушении и возрождении. Его листва служит пищей для оленя Эйктюрнира, с чьих рогов стекают все воды сущие, питая источник Хвергельмир, который, в свою очередь, поит древо... Иггдрасиль, Древо Жизни, символизирует неодолимую силу Жизни. Он и дает приют умершим, и возрождает к существованию с помощью своих ягод.

Здесь можно поразмыслить о “двойнике” древа Иггдрасиль в необъятной Долине Чудес, что окружает гору Бего - возвышающуюся возле ущелья Танд гору, ассоциируемую с Тором (благодаря тому, что она наполнена железом, которое регулярно притягивает к ней молнии). Это место представляет собою одно из самых древних в мире святилищ, возраст которого - по меньшей мере, 4000 лет. Там, в долине Фонтан-альб, в направлении, перпендикулярном маленькому ручейку, возвышается Древо Жизни, вызывая, пишет Эмилия Массон, мысль о “внезапном его появлении, едва схлынули бурлящие воды. Эта картина, простая и одновременно исполненная волнующей красоты, концентрирует в себе все разнообразие индоевропейских верований, связанных с древом жизни” .

Древо возвышающееся, древо-фаллос, символ отца, и одновременно дуплистое, населенное множеством существ, символ матери, Иггдрасиль поистине есть отображение первоначального гермафродита, гиганта Имира, из тела которого, убив его, Один и его братья Вили и Ве создали мультиверсум во всей его красоте.

... и мировая ось

Мирча Элиаде считал Иггдрасиль “деревом в высшей степени космическим”. Когда настанет конец света, и мир, содрогнувшись, рухнет, Древо вздрогнет, но не упадет. Он же доказал на множестве примеров, что ни одна религия не могла обойтись без концепции Центра Мира . “Изучая мифы и легенды, имеющие отношение к Древу Жизни, мы - отмечает он, - постоянно наталкиваемся на идею, согласно которой подразумевалось, что Древо, находясь в центре Мироздания, связывает Земли и Преисподнюю”.

“В одной средневековой германской загадке, - пишет еще М.Элиаде, - идет речь о некоем дереве, чьи корни уходят в глубь Преисподней, а вершина достигает Престола Господня, чьи ветви объемлют Мир, и это древо в точности является Крестом. Действительно, для христиан Крест олицетворяет собою опору Мира” . Можно, имея к тому все основания, полагать, что германским “христианам” удалось интегрировать образ центра, свойственный их традиции, в новую веру.

Как то показал Найджел Пенник, “существует две взаимосвязанных, но четко различающихся идеи, ассоциирующихся с космической осью. Первая - это Космическая ось как спиритуальная модель, способ рассмотрения или объяснения феномена, встречаемого во время путешествий души как в физическом теле, так и вне тела. Вторая - это группа, связываемая с физической геолокацией некоего объекта, являющегося универсальным образом или отражением извечной космической реальности” .

Найджел Пенник подчеркивал, что большинство знаменитых гео-мифологических пунктов, рассматриваемых в качестве центра Мира или выражающих понятие космической оси, были связаны с мифами о драконоборцах. Дракон или змей символизируют энергии Земли, грохочущие, необузданно дикие и опасно свободные. Посвященные минувших времен безошибочно отыскивали места, где можно было бы символически или физически (с помощью камня, дерева) зафиксировать эти дикие силы, чтобы подчинить их себе.

Ясень...

Как следует из эддических текстов, речь якобы идет о ясене. Согласно Найджелу Пеннику, это дерево традиционно “для гадания и волшебства, ибо почки его имеют форму полумесяца, указывая на его связь с [...] лунной богини Мани”. В северной Европе древесину ясеня широко использовали для изготовления оружия и орудий, особенно - имевших магическое предназначение. Считалось, что ясень служит хорошим проводником магической силы. Гунгнир, копье Одина, представляло собою ясеневый кол, символизирующий “мобильную версию” космической оси Иггдрасиль. Согласно все тому же Пеннику, ясень служит могущественной защитой от любых вредоносных воздействий. Пенник приводит множество заимствованных из традиционных европейских суеверий или фольклора примеров, где ясень используется в магических целях.

... или тис?

Хотя из текстов нам известно, что Иггдрасиль является ясенем, некоторые могут задаться вопросом, не идет ли речь, скорее, о тисе или даже дубе? Так, у профессора Яна де Ври возник вопрос, почему бы наряду с распространенным в одних районах (Исландия и Норвегия) представлением об Иггдрасиле как о ясене, в других (Дания и Швеция) . не бытовать представлению о нем как о тисе. Предварительно он напомнил, что священное дерево святилища Уппсалы (Швеция), вечнозеленое и приносящее плоды, обладающие целебными свойствами, было, вероятно, тисом.

В одном из эддических текстов говорится, что ягоды Иггдрасиля приносили облегчение при болях в период женских недомоганий. А ведь ясень не приносит ягод, в отличие от тиса, плоды которого якобы обладают важными целебными свойствами, излечивающими женские недомогания и облегчающими беременность. Не следует забывать и о том, что в древнескандинавском языке тис иногда назывался barraskr , то есть “ясень с иголками

Ниже мы поговорим о химических, особенно галлюциногенных, свойствах тиса. Пока же отметим, что свойства эти также могут служить одним из аргументов в пользу идентичности Иггдрасиля тису.

Что касается отождествления Мирового древа с дубом, в защиту этой версии также имеются доводы, особенно в пределах континентальных германских территорий. Встречаются изображения священного дерева в виде дуба, посвященного Тору и символизирующего воинскую доблесть, стойкость, мужество и верность. В “Саге о Волсунгах” дуб, возвышающийся посреди зала, поддерживает своими ветвями королевский дворец. Известно также множество священных дубов, которые буквально усеивали древнегерманские земли. Первое место среди них занимал посвященный Донару-Тору дуб Фулды, срубленный Бонифацием в 725 г., что должно было символизировать искоренение духа язычества.

Как бы то ни было, относительно бесполезно и смешно искать среди земной растительность абсолютный аналог подобной символической космической структуры.

Три корня

Иггдрасиль опирается на три корня. Согласно Младшей Эдде Снорри Стурлуссона, один из корней уходит к асам, второй - к инеистым великанам, третий - в Нифльхейм (Niflheim - “Мир тумана”). Однако в “Речах Гримнира” Старшей Эдды говорится не о Нифльхейме, а о Хель , и не о богах, а о роде человеческом. Кроме того, возле каждого из корней течет по источнику; каждый источник в той или иной мере является источником мудрости и познания. Корень, уходящий к гигантам, скрывает источник Мимира (“Память”). Возле корня, ведущего к богам (или людям), находится источник Урд (“То, что свершилось”). Под третьим корнем - корнем Нифльхейма (или Хель) скрывается источник Хвергельмир (“Кипящий котел” или “Источник, который звенит”), где варится питье богов. Поскольку вначале было не три норны (сестры Рока - Урд, Верданди и Скульд), а одна-единственная, то и источник вначале должен был быть только один.

... флора...

Иггдрасиль-дерево имеет замечательное строение. На его листьях записаны судьбы людей. Из них сочится роса, разумно описанная Дилльманом как “медвяная роса” , вещество, напоминающее священный напиток богов. “Прорицание вёльвы” сообщает нам, что эта роса происходит от “грязи”, которой забрызгано дерево. В отличие от других комментаторов, которые сочли в данном случае неуместным переводить древнеисландское aurr как “грязь” (склоняясь к более благородным жидкостям), Ф.Кс.Дилльман указывает, что подобные гипотезы “не принимают во внимание ни лечебных свойств, присущих земле, ни, в особенности, существования многочисленных мифов о происхождении меда - “этой прекрасной субстанции, в которой на самом деле есть частицы небесной грязи”.

Ягоды Иггдрасиля обладают неким свойством, которое помогает женщинам разрешиться от бремени, что говорит в пользу отождествления Иггдрасиля с тисом. В этом случае стоит воскресить в памяти свойства тиса. Эдред Торссон отмечает, что тис “содержит алкалоид, оказывающий токсическое воздействие на центральную нервную систему. Правильно приготовленный, он действует как мощный галлюциноген. Профессор медицины Куковка из университета в Грайце (Германия) обнаружил, что в жару тис выделяет газообразный токсин, который, накопляясь в тени дерева, может вызвать галлюцинации у человека, расположившегося под сенью его ветвей” . Этот аспект окажется важным, когда мы перейдем к рассмотрению проблемы шаманизма.

... фауна...

Вокруг дерева обретаются странные представители фауны. Сегодня понимание их символики в значительной мере утрачено, тем более, что некоторые концепции, традиции или мифы наложились друг на друга, и нам не остается ничего иного как подсчитывать варианты их толкований.

У его подножия Иггдрасиля обитает дракон Ниддхёгг; в переводе Р.Бойера это имя означает “Тот, кто наносит жестокие удары” (с кратким “i ”) или “Тот, кто разит темно [исподтишка, незаметно? - пер.]” (с “i ” долгим); Ф.Кс.Дилльман предлагает вариант “Тот, кто повергает вниз” или, соответственно, “Тот, кто родит свирепо”.

Однако дракон-змей не всегда имеет негативное значение, и его символизм носит двойственный характер. Он служит и олицетворением той необузданной силы, той жизненной энергии, которая - при умении владеть ею - может служить развитию. В качестве стража золота (Фафнира) он являет собою препятствие, допустимое и необходимое для того, чтобы, превзойдя себя, достичь света . Во многих традициях, в том числе и североевропейских, дракон олицетворяет собою величие, легитимность и священность королевской власти (например, алый и белый драконы англов, драконы из эпопеи о Мерлине, и ПенДрагон, отец Артура...). Сам Один, собираясь завладеть священным медом, превращается в змея, чтобы проникнуть в сердце горы (а, едва завладев питьем и выпив его, будто случайно превращается в орла, чтобы ускользнуть) .

Считается, что ясень обращает в бегство змей, оказывая на них своего рода магическое воздействие. Не символ ли это высвобождения скрытых возможностей духа и разума, - высвобождения, способствующего гармоничному перерождению темной души рептилии в душу сияющую, стремящуюся ввысь, воплощением которой станут считать орла или сокола?

Наконец, змея повсеместно ассоциируется с образом женщины и плодородия, и, таким образом, неразрывно связана с источниками жизни. Так и Ниддхёгг возлежит возле Хвегельмира - источника животворных вод всех миров.

В образе Древа обнаруживается классическая символика, включающая орла-небо на вершине и змея-землю у подножия. Орел, сидящий на вершине дерева, служит символом души или шаманской птицы, готовой улететь навстречу Пробуждению. Логично, что, будучи воплощением высшего духовного принципа, орел, царь птиц, занимает наивысшее положение в этой структуре. Во многих традициях он заменяет собою солнце.

Сокол (или ястреб) Ведрфельнир (“Полинявший от ненастий”), пребывающий меж глаз орла, может воскресить в памяти Жgishjamr , “Шлем ужаса” - символический нордический эквивалент третьего глаза . Ведрфельнир - это еще и своего рода память о воплощениях существа, ставшая неотъемлемой составной частью “пробужденного” орла.

Белка Рататоск (“Зуб грызуна” или “Грызозуб”) снует вверх-вниз, перенося вести между орлом и драконом, головой и телом. Здесь содержится намек на то, что разум и тело могут быть размещены в одной плоскости и нейтрализовывать (подавлять) друг друга.

Как утверждает Эдред Торссон, “было бы ошибкой отделять дискуссию о “душе” от дискуссии о “теле” [...] Они связаны наитеснейшим образом, однако парадокс заключается в том, что в рунической практике они могут быть сознательно отделены одно от другого” . Белка символизирует нейтрализацию двух противоборствующих сил - “пожирателей трупов” Хресвельга (орла) и Нидхёгга (дракона), что подобно изображению кадуцея: две змеи, обвившиеся вокруг одной оси.

Небезынтересно отметить, что на вершине изображены еще и олени, которые, как орел, поедают змей.

Мировое древо, Ясень Иггдрасиль, ключевой символ Магии Севера. Ясень - активное воплощение Миропорядка, противостоящее постоянно наступающему Хаосу, „подгрызающему“ сами корни - основу Ясеня. Ясень - активная мироструктура, уравновешивающая различные силы Вселенной, прежде всего энергии Льда и Огня - миросоздающие, вечно противоборствующие и сотрудничающие Силы. Ясень - универсальная составляющая Вселенной, присутствующая в любой её части, объекте, особи. Именно через Ясень Вселенная объединена в единое целое.

Ясень имеет точно определенную структуру. Это, прежде всего, «три корня» - три источника - основы порядка, каждый из которых обладает своей определенной характеристикой. Это и «девять миров» - основных структур Ясеня. Каждый мир - это определенная часть, имеющая свое Назначение, Силу и Роль. И это ещё «сопутствующие персонажи» - мифологические символы - образы, либо обеспечивающие жизнь Ясеня, либо её укорачивающие, либо использующие Ясень.

Идея Мирового Древа присуща не только Северной Магии. Любая древняя мифологическая культура обладает своим Мировым Древом. При этом все они имеют сходные черты - универсальные составляющие: Ствол - Мир средний (мир людей), Крону - Мир Верхний (мир духов), Корни - Мир нижний (мир предков). Миры предков и духов могут меняться местами, количество миров может быть три, девять, двенадцать…

Ясень Иггдрасиль наиболее близок к Древам шаманов Севера Европы и Сибири, также обладающим девятеричной структурой. И это не удивительно - древняя мета-культура Евразии создала основу многих культурных традиций.

Один из аспектов Ясеня крайне важен для человека - Ясень и Человек тождественны в своей основе. Миры Ясеня тождественны строению психики человека. Психика человека произрастает из Ясеня и не просто связана с мирами Древа, а каждую секунду воздействует на Вселенную и подвергается воздействию извне - через Древо Миров.

Именно на овладение Ясенем, как инструментом само-созидания и активного действия, базируется глубинная Магия Севера, магия Рун прежде всего.



**************************************** **************************************** **

В скандинавской мифологии Дерево Иггдрасиль - это огромный ясень (по другой версии - тис), который метафорически представляет собой «скелет» обозримого мира. Позже у германских народов Ясень Иггдрасиль стал называться Ирминсуль, его покровителем являлся бог Ирмин, вероятно - образ, возникший приблизительно в VIII веке на основе скандинавского образа бога победы Тюра.

Фактически Иггдрасиль и есть сама Вселенная. Миры Иггдрасиля существуют на разных «уровнях», некоторые - в кроне дерева (как, например, Асгард и Альвхейм), другие на уровне ствола (Мидгард), третьи - в его корнях (например, Хельхейм и Свартальвхейм). Однако это более позднее представление о структуре Мирового древа Иггдрасиль (бытовавшее среди фризов). В наиболее ранних эддических текстах, в частности - в «Речах Гримнира» из «Старшей Эдды» говорится о том, что все «ключевые миры» располагаются у корней Ясеня. Один корень уходит в Хельхейм, второй - в Мидгард, третий - в Ётунхейм. Хотя в Стурлуссоновской Эдде предлагается несколько иной вариант: первый корень Древа Иггдрасиль уходит в Асгард, второй - в Нифльхейм, третий, опять же, в Ётунхейм. Чем вызваны такие разночтения, не совсем ясно.

Согласно эддическим текстам, корни Иггдрасиля располагаются вовсе не нижней части мироздания, что было бы логичным. Например, в «Видении Гюльви» сказано, что тот корень, под которым находится источник Урд, находится «на небе». Иными словами, Иггдрасиль, значение которого для древних скандинавов, былом, несомненно, очень велико, имеет непростую многоуровневую структуру, которая, возможно, выходит за рамки привычного нам трехмерного мира. Однако корень Урд наиболее известный из всех корней Иггдрасиля. Именно под этим корнем живут три норны, которых зовут Урд (что значит «судьба», или «прошлое»), Верданди (в переводе с древнескандинавского - «становление», или «настоящее») и Скульд (что значит «долг», или «будущее»). Норны прядут нити людских судеб, они определяют, кому суждено быть великим героем, а кто сгинет в безвестности. И этот образ также неоднозначен, ведь древнескандинавская традиция не была фаталистична, согласно ее канонам человек в любой момент времени сам определял свою судьбу. Норны поддерживали Древо Иггдрасиль, не позволяли ему состариться и погибнуть.

Второй корень Иггдрасиля известен тем, что, согласно «Младшей Эдде», возле него находится некий источник мудрости, который стережет Мимир, величайший из ётунов. Именно Мимиру Один отдает свой правый глаз, чтобы напиться из источника. После этого ритуала Всеотец пригвоздил себя собственным копьем к стволу Ясеня Иггдрасиль и провисел так девять дней, пока ему не открылось сокровенное знание о рунах. С другой стороны, известна иная легенда, согласно которой Мимир был заложником ванов, позже его убили и обезглавили. В соответствие с этой версии Один отдал свой глаз, чтобы оживить голову Мимира (в «Младшей Эдде» на этот счет сказано, что Всеотец забальзамировал голову великана). Затем Один поместил голову Мимира у источника мудрости и периодически ходил к нему за советом, одновременно черпая знания из источника. Также в Стурлуссоновской Эдде сказано, что Мимир сам пил из источника, зачерпывая воду рогом Гьяллархорн. Это тот самый рог, который, согласно тексту обоих Эдд, принадлежит Хеймдалю, так что данный фрагмент также не совсем понятен.

Под третьим корнем Иггдрасиля находится Хвергельмир (в переводе с древнескандинавского «Кипящий Котел»). Это толи источник, толи колодец, из которого берут начало все подземные реки, в частности - легендарная река Гьелль, отделяющая Хельхейм от Нифльхейма. Хвергельмир наполняется влагой, что капает с рогов оленя Эйктюрнира (в переводе с древнескандинавского «с дубовыми рогами»). Эйктюрнир стоит на крыше Вальхаллы и питается листьями с кроны Древа Иггдрасиль. То есть мы вновь видим достаточно непростую пространственную модель, согласно которой корни Иггдрасиля расположены на разных уровнях.

Мифологические образы, связанные с Иггдрасилем

В более поздних мифах говорится не об одном, а о четырех оленях, что пасутся в кроне Мирового древа. Ветви Иггдрасиля также являются прибежищем для огромного орла, который является воплощением мудрого йотуна Хресвельга, своими крыльями он порождает ветер. На орле (или меж его глаз) восседает сокол Ведрфельнир, который видит все, происходящее в мире. У корней Иггдрасиля живет дракон Нидхегг (этимология не известна). Нидхегг пожирает души людей, которые вели недостойную жизнь, это обманщики, убийцы, клятвопреступники. Мудрый орел из ветвей Иггдрасиля постоянно что-то говорит дракону, и тот отвечает, но так как расстояние между ними слишком велико, то сообщения переносит белка Рататоск (в переводе с древнескандинавского - «грызозуб»). Однако Нидхегг, обитая в самой глубине Хвергельмира, постоянно подгрызает корни Иггдрасиля, стремясь сломить дерево.

Также стоит упомянуть, что, согласно «Младшей Эдде», у корня Урд находится «судилище богов», куда асы приходят каждый день, чтобы решать насущные вопросы (не совсем ясно, почему они не могут делать этого в Асгарде). Таким образом, 9 миров Иггдрасиля пересекаются в различных аспектах, образуя замкнутую систему Вселенной.

При этом этимология слова «иггдрасиль» достаточно очевидна. «Игг» - это одно из имен Одина, а «драсиль» значит «скакун». То есть дословно «иггдрасиль» можно перевести как «скакун Одина». Многие исследователи видят в этом отражение мифа о том, как Один провисел на дереве в поисках мудрости. Отсюда происходит наиболее популярный кеннинг виселицы - «скакун висельника» (ведь Одина часто называли богом висельников).

В завершении стоит чуть подробнее сказать о вышеупомянутом германском Ирминсуле, который воплотил в себе идею Мирового древа Иггдрасиль. Как полагали северные германцы, Ирминсуль располагался в Вестфалии, а если точнее - в роще у крепости Эресбург. Однако этот огромный ясень был сожжен Карлом Великим в 772 году (Карл стремился крестить германцев). Второй Ирминсуль, согласно легендам, располагался в Тюрингии, на правом берегу реки Унштрут. Разумеется, на данный момент никакого уникального или хотя бы особо крупного ясеня там нет. Да и вообще, очевидно, что речь в этих легендах идет лишь о священных рощах, капищах, местах поклонения древних германцев. Ведь мифологический Ясень Иггдрасиль - это вовсе не дерево, и скандинавы это отлично понимали. Речь шла о структуре космоса, о котором, быть может, викинги знали гораздо больше нас. Ведь многие аспекты мифов об Иггдрасиле до сих пор не ясны исследователям.

P.S. Необходимо упомянуть о таком понятии как «руны Иггдрасиля» или «руна Иггдрасиля». Исконно подобных понятий в северной традиции не существовало, нет никакой руны Мирового Древа. Но в современных эзотерических практиках (например, система Иггдрасиль Рейки) этот образ активно используется. Это вовсе не говорит о том, что некие «руны Иггдрасиля» нельзя применять для медитаций, нужно лишь понимать, что это даже не реконструкция, это условная стилизация.

Деревья играют огромную роль в скандинавских культах. Чтобы понять, насколько велика эта роль, мы должны помнить, что, согласно норвежской мифологии, первый человек был сделан из ясеня а женщина из ивы (Ask и Embla). Интересно также отметить, что душа (которая на самом деле делает человека человеком) была дана первым людям Одином, который также связан с Мировым Древом.

Дерево Yggdrasil является символом Мировой оси (Axis mundi), которая связывает миры между собой и соединяет небо с землей. Священные места обычно закрывались, а в центре поднималось дерево или стол.

Такие места назывались «садами постов» (древнескандинавский «ставгардар») и играли роль жертвенных рощ. Войдя в такую рощу, человек предположительно вошел в мифологическое пространство и время, где жили боги. Северные священные деревья символизировали язычество, и по этой причине христиане были против них. В 772 году Карл Великий разрезал Ирминсула в Вестфалии. Последующая решимость распространить христианство в Центральной Европе привела к кровавой войне, в результате которой погибли тысячи саксов.

Легенда

Yggrasil. Островная рукопись - 17 век. Yggdrasil в скандинавской мифологии - это Мировое дерево, гигантское ясеневое дерево, которое представляет собой структурную базу мира, древо жизни и судьбы. Yggdrasil определяет «вертикальную проекцию» пространственной модели мира в норвежской мифологии, соединяющей разные миры (Земля, небо и подземный мир). Характерная особенность Yggdrassil появляется в «Старшей Эдде» («Поговорки Гримнира»), а также в «Младшей Эдде», где Вельва называет Yggdrasil"miotvib maeranl (знаменитое, великое дерево). Она говорит о девяти мирах и девяти «ивюи». Слово переводится по-разному: «деревянные аксессуары», «лес», «корни». Фактически, это слово означает Фонд, поддержку дерева всех девяти миров.

Нумерология, число девять - это число абсолюта, символ совершенства. Кроме того, это число вечной жизни и обновления. Образ Yggdrassil демонстрирует непрерывный цикл, постоянное разрушение и возрождение.

Наиболее точную картину объекта представил Снорри Стурлусон (исландский оскал, историк, писатель, историограф и политик). Первичным источником для него было стихотворение «Волюспа», сложенное незадолго до заката эпохи язычников. Согласно легенде, сначала была только бездна. Обычное для Востока изображение космогонии также можно найти в других текстах.

Оскол подчеркивает, что на Севере существует огромная страна холода и темноты - царство мертвых, Нифльхайм, в котором истощался источник, питавший одиннадцать рек.

На юге был Муспелхайм - полная противоположность Нифлейма, царство света и тепла. Нифльхейм находился под постоянным бдением гигантского Суртра. Между этими двумя мирами, в момент соединения льда и тепла, родилось антропоморфное существо Имир, которое дало жизнь первому мужчине и женщине и родило сына шестиголового великана Трудгельмира (предка вид Хримшурсена). Корова, родившаяся от Фроста и питавшая Имира, лизала из льда Бури, который был женат на дочери одного из более поздних Гигантов и воспитывал трех сыновей - Одина, Вили и Вэ, которые решили убить Имира. Кровь, вырвавшаяся из его ран, поглотила всех гигантов, и только одному из них удалось избежать возмездия.

Братья взяли тело Имира в пропасть и нарезали его на части, создав из них мир: Земля была создана из плоти, Море - из крови, в горы - из костей, облаков - из волос, и череп служил основой для создания Небес.

Эта космогония, основанная на убийстве и увечье антропоморфного существа, пересекается с мифами Тиамата, Пуруши и Пангу. Принцип создания мира в результате жертвоприношения имеет большую древность и является общей религиозной идеей, которая обеспечивает оправдание человеческой жертвы среди немцев и других народов. Такая жертва, являющаяся повторением Вечного Божественного Закона, была призвана восстановить мир, возобновить и оживить жизнь.

Продолжая свою космогоническую работу, братья создали небесные тела и звезды из искр Маспеллы (огненной страны), сортируя их, двигаясь по небу. Появился циркадный цикл и изменение времен года.

Безграничный Океан, окруженный со всех сторон земной поверхностью в форме диска. На берегах Земли боги определили сферу гигантов. Глубоко в материке был построен Миргард («Среднее ограждение»), огороженный стеной ресниц Имира - обитель людей.

Миры Yggdrasil

В легендах и мифах Древо Жизни доводится до читателя не только как Происхождение Миров, но и как Алтарь Вселенной, где один из богов жертвует собой ради спасения этих миров своей мудростью.

Духовный фон мифологии позволяет нам увидеть символическую структуру людей. И если в славянской мифологии три мира являются компонентами человеческой природы (Jav` - тело, Nav` - душа, Prav` - дух), скандинавская система с ее девятью мирами несколько сложнее:

Мидгард - это Тело, Эго;

Муспелхейм - Огненная энергия;

Нифлейм - энергия льда;

Асгард - Сознание, Творение;

Хел - Бессознательное, Разрушение;

Ванахейм - мир, равновесие;

Йотунхейм - движение, деятельность;

Свартальфхейм - эмоции;

Лиосфальхейм - Чувства.

Следует отметить, что Мидгард - это мир выраженных форм. В структуре Yggdrassil он находится в своем ядре, являясь результатом взаимодействия других факторов.

Руническое выражение миров Древа Жизни. Особенности миров в контексте развития человека

Мы сказали выше, что девять миров Yggdrassil - это не только обитель мифических персонажей, но и аспекты бытия и человеческого сознания.

Хель (Руна Хагалаз), - сила, способная трансформироваться и разрушающая сила, низшая из Мирового Дерева Yggdrasil, Королевство мертвых, холод, тьма и тишина. В этом мире устанавливается связь между человеком и его добром, а также с его прошлыми воплощениями и интуицией. Этот мир связан с пониманием своей цели в жизни.

Хель - это разрушительная сторона женственности, секретная четвертая ипостась Луны, полуживая дочь Локи, полу-черные, полу-белые, невидимые сущности. Хель считался скандинавским адом, миром скрытых секретов. Хель - это вывод. Это не место страдания, а область, в которой вы можете получить полное знание, которое скрыто.

Немного выше -

Сварталфахейм (Эйваз Руна (Iwwaz или Eihwaz), символ центральной оси) - мир темных альфаров, карликов, dvergs. Темные альфары - это подземелья подземелья. Гномы и сварты - рабочие духи. Гномы - знатоки магии, знание которых никогда не делилось. Их талант - это художественное мастерство, которое позволяет им создавать удивительные вещи - способность, которую никто не получает. Их путь - кузнечное дело и создание драгоценностей, - область создания магических артефактов. Этот мир связан с денежным потоком, с малым бизнесом и возможностью зарабатывать и зарабатывать деньги.

Жители Сварталфейма символизируют формирующую силу, что создает форму, «хамр». Яркие альфары - это интеллект, темные альфары - это чувства.

Нифлейм (руна Иса - Ледяная Руна) - Королевство снега, Земля Туманов. Никогда не бывает ясной погоды. Нифлейм - мир пассивной энергии. Очень опасно «застревать» в этом мире в течение долгого времени, обитель Холода может «сосать» тепло от путешественника. В этом мире работа с кармой и Дхармой завершается.

Мидгард (Руна Йера), имеет дело с элементами Земли. Его основным свойством является «вращение» времени, потому что эта сила контролирует изменение времен года. Это изменения и развитие, ясно указывающие на истинную цель нашей земной жизни - это период для развития всех аспектов наших целостных существ ради совершенствования духа) - двойника обычного мира, мира люди, средний город, который расположен на центральной оси дерева. Мидгард символизирует физическое тело. Мир Мидгард несет ответственность за духовные и материальные ценности, послушание воле богов, способность понимать красоту.

Йотунхейм (Руна Наутиз - руна потребностей и изменений) - край Земли, обитель демонов и гигантов. Этот мир живет по своим собственным правилам и не следит за мировым порядком, установленным Одином, Вили и Ве. В этом мире развивается уровень мышления.

Ванахайм (руна Ингуз , энергия зачатия и органического роста, плодовитость) - мир Ванира, раса богов и духов, ориентированный на сельское хозяйство. Они являются покровителями плодородия и тесно связаны с культом природы и Земли. В Ванахейме самый приятный климат, и погода всегда отличная. Это настоящая житница девяти миров. Ванахайм - это мир сексуальности. Божество Ванира Фрейра часто изображается с огромным фаллосом. Фрейр и Фрейя объединены в «hieros gamos», священный сексуальный контакт и брак.

Ванахайм - центр Фюльгии. Fyulgya - это тотемный животный и женский дух опекуна каждого человека. На этом уровне создается способность управлять людьми и крупным бизнесом.

Муспелхейм (Руна Дагаз , сила перемен и трансформации) - Огненное королевство, страна огненных гигантов, один из самых экстремальных полюсов космических сил. Muspelhejm - это канал, соединяющий человека с Космосом. Muspelhejm - это плазма и чистая энергия. Он отвечает за управление эмоциями и умение общаться с другими людьми.

Alfahejm (Руна Sowilo , мышление (воздух) - место рождения легких альфаров. Мир света, духов и замечательных эльфов. Царство, расположенное над миром людей. Иллюзии здесь - естественная часть реальности: это игра, искусство работа с формами и фундаментальной частью природы этого мира и его жителей. Время здесь протекает очень неравномерно, а цикл сезонов меняется в зависимости от территории. Этот мир несет ответственность за материализацию фантазий.

Асгард (руна Гебо) - райский город, обитель æsir, Золотое королевство. Он имеет двенадцать замков; никто не может попасть в этот мир без приглашения. Асгард находится в центре внимания «Онда», духа, который дает жизнь. Это лучшее место, чтобы остаться среди всех девяти миров. Асгард - это возможность найти Бога в себе.

Именно с этой стороны и нужно рассматривать легенду о Мировом Древе Иггдрасиль в Скандинавской мифологии.

Иггдрасиль:

Игг - разновидность ясеня;

Дра - дерево;

Силь - вселенское.

Считается, что Иггдрасиль - это ясень, но на нем растут все плоды и цветут все цветы, которые существуют в мире. Ягоды его обладают свойством, которое помогает женщинам разрешиться от бремени, а на листьях записаны судьбы людей. Следовательно, это и есть символ всего живого на земле, символ основы миров.

В Северной традиции существует направление под названием "Сейт", занимающееся путешествиями по разным направлениям действительности. Богиня Сейта - Фрейя.

По легенде, существуют "девять миров", именно их символами являются девять необратимых Рун. "Девять" - число вечной жизни и вечного возобновления.

Вертикальная опора - ось, которая представляет противостояние сознательного и бессознательного, света и тьмы. Горизонтальная плоскость - электрическая разрушительная энергия огня и магнитная созидательная энергия льда.

Хель (Хагалаз) - самый низший из миров. Царство мертвых, холода, мрака и неподвижности. Хозяйка в мире Смерти - Великанша Хель, дочь бога Локи и Ангрбоды. Ее жилище зовется Мокрая Морось, стены которого свиты из ядовитых змей, а двери выходят на север.

Через этот мир мы устанавливаем связь со своим Родом, прошлыми воплощениями, интуицией. Здесь происходит понимание своей цели в жизни.

Чуть выше находится Свартальфахейм (Эйваз)- мир темных альвов, карликов, двергов (цвергов). Это мир гномов, которые населяют мир под землей.

«Затем сели боги на своих престолах и держали совет и вспомнили о карликах, что завелись в почве и глубоко в земле, подобно червям в мертвом теле. Карлики зародились сначала в теле Имира, были они и вправду червями. Но по воле богов они обрели человеческий разум и приняли облик людей. Живут они, однако ж, в земле и в камнях. Был старший Модсогнир, а второй - Дурин.» [Младшая Эдда, Видение Гюльви].

Гномы знают волшебство, которым никогда не делятся. Они - искусные мастера, которые творят вещи, непосильные для людей и Асов. Они - самые искуснейшие мастера ювелирного и кузнечного дела. В области создания магических ценностей - они первые. Запасы золота и ценностей у них больше, чем в остальных мирах, за исключением миров Асгард и Хель.Среди них много мудрецов. Самое умное существо на свете - карлик Квазир, а второй после него - мудрец - Альвис.

Однако, существуют и обитатели Лессальфахейма, которые населяют землю и воздух над землей - эльфы. Они бесплотны, очень редко показываются, но их задача - делать мир радостным и веселым. Мы можем встретить эльфов в цветах, деревьях и в солнечном свете.

Наша проработка этого мира - изготовление амулетов и артефактов. Это работа с денежными потоками, мелким бизнесом и умением зарабатывать и принимать деньги.

Нифльхейм (Иса) - Страна Туманов, Царство Снега. Ясной погоды здесь не бывает никогда. Энергетика этого мира - пассивная.

Нифльхейм (инь) считается одним из двух первозданных миров. Кода он столкнулся с Муспельхеймом (янь), в южных областях начали таять льды и из под них появилось первое живое существо - великан Имир.

Застрять в этом мире надолго - очень опасно, ведь Обитель Холода способна "высосать" тепло из самого, казалось бы закаленного путника.

Здесь, в Нифльхейме ведется работа с Кармой и Дхармой.

Мидгард (Йера) - двойник нашего мира, мир людей, срединный город, находится на центральной оси Древа.

Стены Мидгарда сделаны из ресниц первосущества - великана Имира. Огорожен мир океаном, в котором плавает змей Мидгарда - Ермунганд. По поверьям, змей стал живым носителем магии, защищающей мир людей.

Боги благоволили Мидгарду и поэтому соединили его с небом радужным мостом, которому дали название - Биврест (с др. исл. "радуга").

Главным защитником этого мира от йотунов и мирового змея, является Тор.

Проработка Мидгарда - принятие духовных и материальных ценностей, служение богам, понимание прекрасного.

Йотунхейм (Наутиз) - окраинная зона земли, где обитают демоны и великаны.

Здесь высокие горы заслоняют горизонт так, что этот мир может показаться одним из самых темных.

В этом мире расположены Ярнвид (Железный Лес), Гастропнир (крепость знаменитой йотунской врачевательницы), Источник Мимира.

Город Утгард является самым крупным йотунским поселением во всех Девяти мирах.

Владыка Утгарда - Утгард-Локи. Он есть и колдун, и военный вождь, хотя пользуется гораздо большей властью и уважением подданных, чем сам король Йотунхейма.

Этот мир живет по своим законам и не подчиняется мировому порядку, установленному Одином, Вили и Ве.

Проработка этого мира - развитие уровней мышления.

Ванахейм (Ингуз) - мир ванов, расы богов и духов, которые сосредоточены на сельском хозяйстве. Они - покровители плодородия и связаны с культом природы и земли.

В Ванахейме самый приятный климат и всегда стоит прекрасная погода. Это настоящая житница Девяти миров.

Появились ваны внезапно, возможно из-за пределов Девяти миров. Сами ваны говорят, что заселили Ванахейм тогда, когда тазовая часть Имира (как самая плодородная) превратилась в устойчивый континент.

Одна из обителей Фрейи, которую так и называют - "дом Фрейи", находится в Ванахейме. Фрейя - одна из самых популярных богинь Северной традиции. Богини любви и плодородия, владычица ванов.

Проработка Ванахейма - умение управлять людьми и управление большим бизнесом.

Муспельхейм (Дагаз) - Огненное Царство, Страна Огненных Великанов.

По легенде, из искр Муспельхейма боги создали звезды. Часть из них они установили неподвижно, а часть - разместили по кругу так, чтобы двигаясь они могли указывать время.

Муспельхейм - буквально Выженная земля. Лишь двадцатая часть огненного Царства доступна для людей, остальная территория залита жидкой лавой или охвачена огнем.

Проживают здесь огненные этины. Народ жизнерадостный и буйного характера. Смех у них очень заразительный, а любимое занятие - пускать фейерверки. Владыка этинов - Сурт, а госпожа - Синмара.

Муспельхейм - канал, соединяющий человека с космосом.

Проработка Муспельхейма - управление эмоциями и умение общаться с людьми.

Альфахейм (Соулу) - родина светлых альвов. Мир света, духов и прекрасных эльфов. Королевство, расположенное над миром людей.

Эстара Т’Шираи:

Иллюзии здесь - естественная часть реальности: это игра, это искусство работы с формами и неотъемлемая часть природы этого мира и его обитателей.

Время здесь течет очень неравномерно, а цикл времен года разнится в зависимости от местности.

Род Ландрет, сейдмад:

"Я обычно попадаю в их мир через врата, которые открываются рядом с одной из больших ветвей Иггдрасиля. В целом, все времена года там идеализированы и отражены в самом ландшафте. Общество у них устроено на средневековый лад: всем заправляет местная знать - собственно, альвы. Но, помимо них, есть множество простолюдинов (веттир - духов), выполняющих самые разнообразные функции. Жилища там меняются в соответствии со временами года; одни знатные альвы обитают в великолепных особняках, другие - в замках, третьи - в роскошных дворцах. Я часто бываю во владениях герцога Осени и в герцогстве Весны, а иногда заглядываю и в горный замок Старого герцога Зимы. В стране Лета для меня обычно слишком жарко. Все эти названия дал этим землям я сам - на основе того, какому времени года они лучше всего соответствуют. Кроме них, есть и владения поменьше: воздушное, морское, речное, озерное, лесное, степное, холмистое и другие, соответствующие разным ландшафтам."

Альвы в прекрасных отношениях с асами и ванами, а вот с йотунами общего языка не находят.

Проработка этого мира - материализация фантазий.

Асгард (Гебо) - небесный город, обитель богов-асов. Золотое королевство. Белое королевство. В нем находится двенадцать замков. Никто не может попасть в этот мир без приглашения.

Это самый маленький мир из Девяти и проживает здесь самая малочисленная раса - асы.

Асгард - шедевр красоты, с вершины Древа открывается вид на остальные восемь миров.

Асгард создали из шейных позвонков Имира три брата - Один, Вили и Ве.

Это самое приятное место для отдыха во всех Девяти мирах.

Проработка Асгарда - принятие в себе Бога.

Тем или иным образом, тема Космического Древа встречается во всех традициях и учениях, что может говорить о первоначальной общности миропонимания людей.


В Северной традиции, весь макрокосм представлен Мировым Древом Иггдрасиль . Подробное описание структуры Мирового Древа можно увидеть в Скандинавских Эддах. Но только трансовое погружение поможет прочувствовать и осознать значение каждой ветви этого Древа.

Как видно из рисунка, Мировое Древо включает в себя 9 сфер. Они соединены между собой 24 путями. В центре этого Древа находится Мидгард, где все миры пересекаются и уравновешиваются противоположностями:

Асгард — сфера верхних небес. Расположен на вершине Мирового Древа и символизирует высшее «Я» человека. Этот мир обитель Асов, т.е. богов. Это место достижимо лишь после продолжительных усилий. Ключевая руна Гебо .

Альфхейм — сфера света. Это наша ментальная Вселенная, царство интеллекта и воображения. Мир эльфов очень красивый, полон цветов. Это место просветления. Ключевая руна этого мира — Соул .

Мидгард — наш физический мир и его реальность. Место обитания людей, которое обвивает змей Мидгарда. Он расположен в центре, в точке взаимодействия всех остальных Миров. Все аспекты нашего бытия находятся здесь в динамическом равновесии. Это царство повседневной реальности. Здесь в равных количествах присутствуют силы Добра и Зла. Ключевая руна этого мира — Йера .

Свартальфхейм — подземная сфера, мир темных альфов или карликов. Расположен по ввертикали под Мидгардом. Мир, в котором абстрактные идеи Альфхейма превращаются в материи. Это творческое начало, царство становлений, где будущее формируется из мыслительных образов. Ключевая руна — Эйваз .

Хельхейм — расположен у самого основания Мирового Древа, в самой низкой точке мироздания. Царство мертвых, преисподняя. Этим миром управляет богиня Хель, наполовину скелет, наполовину прекрасная женщина. Это символ двойственной природы смерти. Смерть — это отрытый путь к новому рождению. В естественном цикле жизнь ведет к смерти, а смерть к новой жизни, возрождению. Это царство неподвижности и покоя.Ключевая руна мира — Хагалаз.

Муспелльсхейм — царство огня, страсти. Этот мир расположен на юге и является противоположностью Нифельхейму, но взаимодополняет его. Здесь обитали древние великаны, которые появились задолго до появления богов. Они имели огромный рост и владели магией трансформации. Ключевая руна — Дагаз .

Нифельсхейм — обитатель туманов, горизонтальная проекции преисподней. Она находится на севере и является противоположностью Муспелльсхейма. Царство иллюзий, где внешние формы находятся в соответствии с внутренней сущностью наблюдателя. Это место подобно черной дыре втягивает вещи в себя. Это место текучести, кристаллизации. Переход в состояние льда. Ключевая руна — Иса .

Ванахейм — сфера плодородия, обитель Ванов. Эо божества, предшествующие Асам и олицетворяющие женское начало. Это разумные силы, управляющие органическими процессами, изобилием. Ключевая руна Ингуз .

Йотунхейм — сфера хаоса, обитель великанов Йотунов — древних врагов Ванов. Они были наделены исполинскими размерами и неистовой силой. Это царство интеллекта и воображения. Ключевая руна — Наутиз .


К каждому из миров принадлежит одна из девяти необратимых Рун:

Как нам известно, Древо Иггдрасиль представляет макрокосмос, но с другой стороны, оно может представлять и микрокосмос. Значит любая проблема, жизненная ситуация, может быть выложена Древом, соответственно оно может быть позитивным или негативным, все зависит от состояния сфер Древа, а их, как известно - 9 и каждая олицетворяет соответствующую функцию, стихию. Дисбаланс, нарушение как минимум в одной из сфер, может выразиться неприятным следствием. Поэтому, если есть проблема, то есть и соответствующее нарушение в Древе, правильно корректируя которое, можно добиться выправления или значительного улучшение следствия.


Каждому миру Древа присуща одна из девяти необратимых Рун, но и остальные 15 также распределены в нем:


Необратимые руны очень сильны в проявлении, так как являются опорной точкой для всего рунического футарка. Их прямое положение совпадает с перевернутым. Исключение составляет только Наутиз, она имеет зеркальное положение. В Скандинавской мифологии эти руны прочно связаны с девятью мирами, по которым последовательно проходил Один, находясь на Мировом Древе Иггдрасиль. Каждому из девяти Миров соответствует одна необратимая руна. Эти руны являются проводниками и могут использоваться для наведения порталов в соответствующие миры и черпания энергии из этих Миров.

Кроме необратимых рун существуют и другие группы:
  • Необратимые руны — Гебо, Соул, Йера, Эйваз, Хагалаз, Иса, Ингуз, Наутиз, Дагаз
  • Руны Творения — Феху, Уруз, Турисаз, Ансуз, Райдо, Кеназ, Гебо, Вуньо
  • Руны Варлоков — Уруз, Турисаз, Наутиз, Иса, Беркана, Эйваз
  • Руны Промедления — Хагалаз, Наутиз, Иса

Руны Творения входят в состав первого этта Фрейра:

  • Феху — руна материального достатка и осуществления контроля над ним
  • Уруз — олицетворение неструктурированного хаоса
  • Турисаз — молот Тора. Означает мировой порядок
  • Ансуз — вначале было слово и слово было у Бога, и это слово Бог
  • Райдо — сила движения. Вся Вселенная находится в беспрерывном движении
  • Кеназ — энергия в чистом виде. Движение атомов порождают энергию и тепло
  • Гебо — символ времени. Человеческая жизнь быстротечна и время — это величайший лар
  • Вуньо — руна счастья и благоденствия..» а на седьмой день закончил Бог дела свои и почил с миром»

Руны Варлоков… Варлоки в скандинавской традиции соответствуют черным магам. Но помимо некромантии варлоки занимались еще и целительством, путешествием между мирами. Можно предположить, что руныУруз и Беркана использовались в целительстве, а Иса , Турисаз и Наутиз в некромантии. Руна Эйваз применялась при перемещении между мирами. Хотя провести четких границ здесь невозможно, так как одно из значений Турисаз — это врата, которые указывают нам на практику перемещения. Существовала особенная рунная разновидность, в которой данные руны применялись, как черные руны. Их окрашивали в черный цвет и пропевали как заклинание. Такое звучание было способно поднять мертвых. В настоящее время секрет такого звучания не найден и ушел в вечность вместе с Ворлоками.

Руны промедления . Эти руны использовались в основном в целительстве. Это разрушение, принуждение, торможение. Руна Хагалаз — град, несет в себе сокрушительную силу разрушения. Но стоит быть осторожными. Если у Вас не хватит силы, то разрушительная энергия руны может обернуться против вас. Руна Наутиз — нужда. Энергия руны направлена на принудительное действие. Применение этой силы с целью подчинения является сильным вмешательством в чужую судьбу. Поэтому, прежде, чем ее использовать, необходимо подумать о себе и своей карме. Если же решитесь на такие действия, то объект будет полностью в вашей власти. Но руна забирает много энергии, поэтому результат может быть кратковременным. Иса — лед. Несет функцию заморозки процесса. Руна вечной мерзлоты, из которой зародилась жизнь. Руна не излечит, но способно мгновенно остановить любое действие. Это даст время для подбора методов для противодействия. Все эти три руны обладают сильнейшими магическими свойствами и способны обеспечить максимальную энергетическую защиту.


Деление рун на группы для магического предназначения:

  • Руны Победы — Феху, Хагалаз, Тейваз
  • Руны Пива — Уруз, Наутиз, Беркана
  • Руны Волшбы — Турисаз, Иса, Эваз
  • Повивальные Руны — Ансуз, Йера, Манназ, Баркана
  • Руны Прибоя — Райдо, Эйваз, Лагуз
  • Целебные Руны — Кеназ, Перто, Ингуз
  • Руны Речи — Гебо, Альгиз, Дагаз
  • Руны мысли — Вуньо, Соул, Одал

Руны Победы предназначены для одержания победы, достижения успеха. Руна Феху — это первая руна футарка, руна зарождения и начала. Руна Хагалаз — символ стихийного разрушения. Руна Тейваз — воинская руна, руна победа, главная мужская руна.

Руны Пива — это вторая группа рунической магии. Она показывает умение человека управлять своими скрытыми ресурсами. В древности из-за отсутствие питьевой воды люди употребляли пиво, вино в больших количествах. Поэтому производство хорошего качественного пива был традицией и необходимостью. Но переизбыток пива может перенасытить организм алкоголем и привести к отравлению. Поэтому эта группа рун направлена на становление человеческих сил в любых проявлениях. Наутиз позволяет человеку знать свою меру в пьянстве и во всем остальном. Руна Уруз — это мощь, обозначает саму силу природы. Ее функция — врачевание, так как она повышает иммунитет и придает жизненные силы. Это становление силы и воли. Руна Беркана хорошо дополняет данную группу, это плодородие и женская сила. Она также укрывает то, что растет, дает защиту.

Руны Волшбы или Руны Троллей. Это руны, чья сила призвана для защиты любого порядка и освобождения. Они помогают освободиться от вредных привычек, ненужных связей, даже путем их разрушения. Способствует удалению внутренних блоков и движению вперед. руна Турисаз — воплощение первобытной силы, действия которой лишены осознания. Это защита на ментальном уровне и пресечение враждебных энергетических вторжений. Иса — Руна Льда. Используется для блокировки и подавления чужих воздействий. И для освобождения от ненужных связей и планов. Руна Эваз — олицетворение коня Одина, принцип естественного движения Духа. руна духовного развития, направляет энергию человека в нужное русло. Руна важна, если нужно сдвинуть дело с мертвой точки.

Повивальные Руны. Под рождением можно подразумевать не только рождение в физическом смысле этого слова, но и рождение новой личности — коррекция психики, рождение нового «Я». Руна Ансуз — руна творчества и самопознания, она способствует духовному развитию, переходу на новый уровень. Она способствует творческому развитию, хорошо развивает память, обозначает связь с божественными силами. Руна Йера — цикличность плодотворного процесса с получением положительного результата. Это награда за прошлые усилия, реализация надежд. Руна Манназ олицетворяет человека в его общем образе, как единый психофизический комплекс. Помогает в делах, связанных с рождением чего-то нового. Руна способна пробудить интуицию. усилить умственные и интеллектуальные способности. Руна Манназ хорошо сочетается с руной Ансуз в данном аспекте. Руна Беркана олицетворяет хозяйку дома, покровительницу хозяйства. В данной группе руна Беркана выполняет защитные функции человека в целом.

Руны Прибоя изначально служат для материального мира, обеспечивая удачную дорогу, устраняя препятствия на пути, устанавливая защиту странствующему. С другой стороны эти руны служат опорой с странствии духа, связывают невидимой нитью сознание и подсознание. Руна Райдо — руна пути и дороги. Касается всех сфер, где нужно пройти путь — отправляясь в физическое путешествие либо переходя на новый виток своего развития. Является хорошим защитным барьером, оберегающим путешественника, устраняет препятствия на пути. Руну Эйваз можно использовать на любом уровне деятельности. Эта руна является одним из символов Мирового Древа Иггдрасиль, символом великого Ясеня и служит для получения истинных знаний и мудрости о мире. Руна Лагуз считается женской руной и символизирует воду или поток. Это путь от подсознания к сознанию. Способствует развитию интуиции и усиливает предчувствия.

Целебные Руны — руны тела. Их можно использовать для работы с более грубыи телами человеческой структуры — физической оболочкой и энергетической структурой. Руна Кеназ — руна огня, несет в себе силу и энергию огня. Это руна воплощения, раскрытия, устраняет психические расстройства, способствует выжиганию болезней, поднятию общего физического тонуса. Руна Перт — руна скрытого таинства рождения через смерть. Она несет в себе понимание смысла смерти в цикле своего физического существования, в следствие чего меняет восприятие своей физической оболочки и отношение к своему телу. Руна Ингуз — символ бога плодородия Инга. Представляет собой замкнутую самодостаточную руну с мягкой цикличной энергией, где происходит обмен энергиями. Направлена на восстановление сил и баланса организма.

Руны речи — это группа направленная на самовыражение индивида. Это не только ораторские способности, но и преодоление внутренней неуверенности, установление взаимопонимания с окружающими. Руна Гебо дословно переводится как Дар, дар партнерства. Мощная руна для приобретения партнерства и гармонизации отношений. Она контролирует равновесные отношения, где парнеры не могут подавлять друг друга. Альгиз — руна обеспечивающая защищенность, полезна при ведении переговоров. Позволяет увидеть любые отношения без эмоциональной окраски, защищая от опрометчивых поступков. Руна Дагаз — руна Дня или трансформации. Полезна в роли компаса, чтобы определить, в каком направлении двигаться. то переход от ночи к дню, причем на внутреннем и внешнем уровнях.

Руны Мысли -обеспечивают способность к мыслительным процессам и развитие самих мыслительных способностей. Мыслительный процесс — это продуктивное мышление для получения результата. Руна Вуньо — руна радости и завершенности. Способствует хорошему анализу ситуации, развивает аналитические способности. Способствует творческим озарениям и помогает найти свой жизненный путь. Руна Соул — руна Солнца, воплощение силы. Олицетворяет солнечную энергию, движение светила, которая дает жизнь всему живому. Это знак целостности, непоколебимого успеха. Способствует вдохновению и творчеству. Руна Одал означает недвижимую собственность. Это может быть земельный участок, дом, собственная фирма. Эта руна также и защищает имущество. Эта руна единственная, которая связана с родом и родовым наследием, помогает стереть противоречия между поколениями.



Похожие статьи