Международные отношения в космосе. Международное космическое право

Космическое право – отрасль международного права, представляющая собой совокупность правовых норм и принципов, направленных на регулирование использование космического пространства, правовой статус космических объектов и космонавтов.

Космическое пространство

Субъекты международного космического права

  • Суверенные государства;
  • Международные межправительственные организации;
  • Международное право допускает осуществление космической деятельности юридическими лицами, но при этом они все же не являются субъектами космического права, так как их деятельность строго регулируется государствами.

Объекты космического права

  • Космическое пространство;
  • Небесные тела;
  • Искусственные космические объекты;
  • Космонавты;
  • Результаты практической космической деятельности.

Источники космического права

  • Устав ООН;
  • Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела;
    и др.

Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел

Космическое пространство – пространство за пределами воздушной сферы Земли.

Согласно международным договорам использование космического пространства и небесных тел должно осуществляться только в мирных целях и в интересах всего человечества:

  • На космическое пространство, небесные тела, включая Луну не может распространяться суверенитет отдельных государств;
  • Участники космической деятельности руководствуются принципами сотрудничества и взаимопомощи при исследовании космического пространства, небесных тел и осуществлении практической деятельности в космосе;
  • При осуществлении космической деятельности государства участники информируют Генерального секретаря ООН, общественность и международное сообщество о своей деятельности связанной с использованием и исследованием Луны (о времени запуска, о продолжительности исследований, о деятельности). При осуществлении исследований на Луне государства участники могут собирать образцы минеральных веществ и вывозить их. Государства могут осуществлять исследовательскую деятельность Луны в любом месте на ее территории (передвижение не ограничено);
  • Вместе с тем государства сохраняют право собственности на космические объекты и объекты, сооруженные на небесных телах;
  • Также запрещается выводить на орбиту Земли и в Космическое пространство любые виды оружия массового уничтожения и устанавливать такое оружие на небесных телах. Запрещается создание на Луне и других небесных телах Военных баз, испытания любых типов оружия.

Международно-правовой режим космических объектов. Правовое положение космонавтов

Государство, за которым зарегистрирован космический объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и его экипажем.

Конвенция о регистрации космических объектов, запускаемых в космическое пространство 1975 требует от государства регистрации:

  • внесения космического объекта в национальный регистр и в реестр Генерального секретаря ООН;
  • нанесения маркировки, по которой в дальнейшем может быть произведена идентификация объекта или его частей в случае обнаружения их за пределами государства регистрации.

Космонавты рассматриваются как посланники человечества в космосе и им оказывается помощь при аварии, бедствии или вынужденной посадке на территории государства приземления, а также возвращать космонавтов в государство их гражданства.

Особенности международно-правовой ответственности за ущерб, причиненный космическим объектам

Государства несут абсолютную международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве и небесных телах, включая Луну. Если запуск космического объекта производился совместно двумя и более государствами, они несут солидарную ответственность за любой причиненный таким объектом ущерб.

В случае причинения ущерба, государство его причинившее должно полностью выплатить компенсацию за причиненный ущерб его космическим объектом другим космическим объектам или поверхности Земли.

Если одним космическим объектом причиняется ущерб другому космическому объекту, то ответственность несет тот субъект, по вине которого это произошло.

Во всех случаях солидарной ответственности бремя компенсации за ущерб распределяется между двумя запускающими государствами соразмерно степени их вины.

Ответственность реализуется с помощью претензии. Претензия о компенсации за ущерб предъявляется запускающему государству по дипломатическим каналам. Если между государствами нет дипломатических отношений, претензия может быть предъявлена с помощью третьего государства или через Генерального Секретаря ООН.

По общему правилу, претензия должна быть предъявлена в течение одного года с даты причинения ущерба или установления ответственного (запускающего) государства. В некоторых случаях допускается заявление претензии в течение года с даты, когда потерпевшему государству стало известно о причиненном ему ущербе.

Международное космическое право - отрасль международного права, принципы и нормы которой определяют правовой режим космического пространства, включая небесные тела, и регулируют деятельность государств по использованию космоса.

Начало формирования международного космического права было положено запуском первого искусственного спутника Земли, осуществленного СССР в 1957 г. Открылась совершенно новая сфера деятельности человека, имеющая большое значение для его жизни на Земле. Стало необходимым соответствующее правовое регулирование, в котором главная роль, естественно, должна быть отведена международному праву1. Создание международного космического права интересно в том отношении, что демонстрирует способность международного сообщества быстро откликаться на потребности жизни, используя широкий арсенал нормотворческих процессов.

Начало было положено обычной нормой, появившейся сразу же после запуска первого спутника. Она сложилась в результате признания государствами права мирного пролета над территорией не только в космосе, но и на соответствующем участке воздушного пространства при запуске и приземлении космических аппаратов. На этом основании появился термин «моментальное право».

На деятельность государств в космосе автоматически распространились основные принципы международного права: запрещение угрозы силой или ее применения, мирное разрешение споров, суверенное равенство и др. Следующим этапом «быстрого правового реагирования» явились резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, среди которых особое место заняла Декларация правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства 1963 г. Ее положения обрели статус общепризнанных обычных норм международного права.

Все это подготовило почву для договорного регулирования, в котором центральное положение занимает Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. (далее - Договор о космосе), закрепивший принципы международного космического права. Еще до этого Московский договор 1963 г. запретил испытания ядерного оружия в космосе.

За этим последовал целый ряд соглашений :

  • о спасении космонавтов - Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г.;
  • об ответственности за ущерб - Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическим объектам, 1972 г.;
  • о регистрации космических объектов - Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 г.;
  • о деятельности на небесных телах - Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. (Россия в этом Соглашении не участвует).

Отдельную группу составляют многочисленные соглашения о научно-техническом сотрудничестве в космосе. Еще одно направление в формировании международного космического права - учреждение международных органов и организаций. ООН создала Комитет по мирному использованию космического пространства с Правовым подкомитетом, в котором, по мнению профессора В.С. Верещагина, происходит основной процесс разработки норм международного космического права2. Созданы организации для регулирования космической связи, Международная организация спутниковой связи (ИНТЕЛСАТ), Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ). Учреждены и региональные организации.

В рамках СНГ в 1991 г. было принято Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства. На основе Соглашения создан Межгосударственный совет для руководства этой деятельностью. Соглашение призвано регулировать совместные усилия сторон по исследованию и использованию космоса. Ряд положений посвящен космическим комплексам, финансированию и др. Ответственность за межгосударственные программы, имеющие военное или двойное (т.е. как военное, так и гражданское) значение, возложена на Объединенные стратегические вооруженные силы.

Международное космическое право создается международным сообществом в целом, но решающая роль принадлежит космическим державам, которые взяли на себя обязательства делиться результатами с другими странами.

Субъектами космического права, как и иных отраслей международного права, являются государства и международные организации. Вместе с тем в космической деятельности участвуют также физические и юридические лица. Международное право возлагает всю ответственность за их деятельность на соответствующие государства. Эта деятельность регулируется внутренним правом.

В ряде государств, например в США, Великобритании, Франции, изданы специальные законы относительно космической деятельности. В других странах ей посвящены нормы иных законов. Законами регулируется деятельность как государственных органов, так и частных лиц. Наиболее развито в этом плане законодательство США. Еще в 1958 г. был принят Закон США об аэронавтике и исследовании космического пространства, за ним последовал Закон США о спутниках связи 1962 г., Закон США о коммерческих космических запусках 1982 г. с последующими дополнениями и др.

В России с 1993 г. был издан Закон о космической деятельности. Им определены цели, задачи и принципы этой деятельности, а также организационные и экономические основы. Учреждено Российское космическое агентство. Ряд положений посвящен космонавтам, международному сотрудничеству, ответственности за ущерб, причиненный космической деятельностью.

Понятие, сущность и основные особенности международного космического права

С самого начала космической деятельности оказалось, что любой из ее видов может затрагивать интересы одного или нескольких иностранных государств, а большинство видов космической деятельности затрагивают интересы всего международного сообщества. Это повлекло необходимость, во-первых, разделить понятия “правомерная космическая деятельность” и “противоправная космическая деятельность” и, во-вторых, установить определенный порядок осуществления допустимой с точки зрения международного общения космической деятельности.

Осуществление всякой деятельности, затрагивающей интересы других государств, неизбежно приводит к возникновению международных правоотношений. Носителями соответствующих прав и обязанностей в таких случаях становятся субъекты международного права.

Признание того, что в процессе космической деятельности могут возникать международные правоотношения, содержалось уже в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1348 (XIII) от 13 декабря 1958 г., в которой отмечались “общая заинтересованность человечества в космическом пространстве” и необходимость обсуждения в рамках ООН характера “правовых проблем, которые могут возникнуть при проведении программ исследования космического пространства”.

Разработка международно-правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе освоения, космоса, первоначально происходила на основе понятия космической деятельности как объекта правоотношений. Вместе с тем возникла необходимость в установлении правового режима космического пространства-новой среды, в которой стало возможным осуществление деятельности человека.

В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН “Вопрос об использовании космического пространства в мирных целях”, принятой 13 декабря 1958 г., говорится как о правовом статусе космического пространства, так и о характере космической деятельности (стремление использовать космическое пространство исключительно в мирных целях, на благо человечества; необходимость международного сотрудничества в новой области).

Договор по космосу 1967 года устанавливает режим космического пространства (ст. I и II) и в то же время определяет права и обязанности государств в процессе деятельности не только собственно в космосе, но и во всех других средах, если их деятельность там связана с исследованием и использованием космоса.

Если бы нормы и принципы международного космического права относились только к регулированию деятельности в собственно космическом пространстве, то соответствующие правоотношения на Земле, связанные с деятельностью в космическом пространстве, были бы искусственно изъяты из сферы космического права.

Между правовым режимом космического пространства и правовым регулированием деятельности по использованию этого пространства существует неразрывная связь. Еще до того, как Генеральная Ассамблея ООН признала необходимость разработки специальных правовых принципов космической деятельности, ученые-юристы многих государств предсказывали, что в системе международного права сложится особая группа норм и принципов, призванных регулировать правоотношения в новой сфере деятельности. Специфичность этой группы норм и принципов обосновывалась особенностями самого космического пространства как новой среды деятельности человека, а также особенностями космической деятельности, которая существенно отличается от деятельности в любой другой области.

Космическое право имеет следующие особенности: только космическое пространство дает человечеству возможность выйти за пределы земной среды в интересах дальнейшего прогресса цивилизации; в космическом пространстве находятся небесные тела, территории которых никому не принадлежат и могут быть & перспективе использованы человеком; космос практически безграничен; в отличие от сухопутной территории, Мирового океана и воздушного пространства, космическое пространство не поддается разделению на какие-либо зоны в процессе его использования; космическое пространство представляет особую опасность для деятельности в нем человека; в космосе и на небесных телах действуют физические законы, существенно отличающиеся от земных.

К особенностям космической деятельности следует отнести то, что она осуществляется с помощью принципиально новых средств-ракетно-космической техники; использование космоса в военных целях представляет собой ни с чем не сравнимую опасность; в результатах космической деятельности заинтересованы все без исключения государства, а осуществлять ее самостоятельно могут в настоящее время лишь несколько наиболее развитых в научном и промышленном отношении государств; запуск космических аппаратов и их возвращение на Землю могут быть связаны с использованием воздушного пространства иностранных государств и пространств открытого моря; космические запуски могут причинять ущерб иностранным государствам и их гражданам.

Исходя из указанной специфики космического пространства и космической деятельности, правовая доктрина предлагала различные решения проблем, возникающих в связи с деятельностью человека в этой области.

Отдельные юристы обосновывали специфику международно-правового регулирования космической деятельности и режима космического пространства. При этом они в своих рассуждениях зашли столь далеко, что сформулировали вывод либо о полной самостоятельности нового вида правоотношений и его изолированности от всей совокупности уже существующих международных правоотношений, либо о необходимости ревизии существующего международного права под влиянием нового вида деятельности.

Анализ характера и целей космической деятельности показывает, что никакой исключительности с точки зрения общественных отношений в этой новой сфере человеческой деятельности нет.

Между правом и внешней политикой существует неразрывная связь. Тесно связано с вопросами внешней политики и освоение космоса. Руководящим началом в проведении государствами внешней политики в любой области в наши дни должны служить принципы мирного сосуществования, которые, безусловно, применимы и к космической деятельности.

Особое значение общие правовые принципы имели для космической деятельности в тот период, когда международное космическое право находилось в начальной стадии своего формирования. Отсутствие специальных принципов должно было компенсироваться применением общих принципов. Такой подход давал возможность отвергать необоснованные утверждения о “правовом вакууме” в сфере космической деятельности.

Советские и другие прогрессивные юристы с самого начала зарождения науки международного космического права исходили из того, что основные принципы и нормы международного права распространяются и на космическую деятельность. Что касается ее специфики, то она подлежит учету в специальных нормах, которые, будучи основанными на общепризнанных основополагающих принципах и нормах, могут составить новую отрасль международного права, но отнюдь не самостоятельную правовую систему.

Советская, а позже - российская концепция международного права исходит из тесной взаимосвязи научно-технического прогресса и права. Прогресс науки и техники не может не отражаться на развитии международного права. Крупнейшие научно-технические достижения всегда вызывали необходимость правового регулирования отношений между государствами, связанных с использованием этих достижений, ввиду того что последствия их применения могут приобретать региональный и даже глобальный характер.

Однако международное право не только испытывает воздействие научно-технического прогресса, но и, в свою очередь, оказывает влияние на развитие науки и техники. Принятие запретительных норм тормозит совершенствование одних видов техники, стимулирует развитие новых, использование которых не подпадало бы под действие этих запретов.

Если с точки зрения науки о природе космос подчиняется своим особым закономерностям, то с точки зрения науки об обществе он должен подчиняться общим для всего человечества принципам, распространяющимся на все виды деятельности. Международное право-это социальный исторический институт, существование которого обусловлено разделенностью мира на самостоятельные государства. Регулированию этой системой права подлежит всякая деятельность, если она затрагивает интересы более чем одного государства. Общепризнанные в каждую конкретную эпоху нормы международного права подлежат применению всюду, где действуют различные государства.

Правовой режим космического пространства и регулирование космической деятельности не могут быть оторваны от основных принципов мира и мирного сосуществования государств. Они должны строиться с учетом актуальных проблем развития современных международных отношений.

Распространение на космос основных принципов современного международного права необходимо также потому, что они включают положения о равенстве, мирном сосуществовании, сотрудничестве государств, невмешательстве во внутренние дела друг друга и т. д. В их соблюдении заинтересованы все народы, Эти принципы применимы ко всем видам космической деятельности, несмотря на ее специфику. Только на основе этих принципов возможны организация широкого международного сотрудничества и ускоренный прогресс в области исследования и использования космоса.

Теоретическая полемика ученых-юристов завершилась официальным признанием государствами применимости международного права, включая Устав ООН, к космическому пространству и небесным телам [п. 1а резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1721 (XVI) от 20 декабря 1961 г.]. Через год государства признали применимость международного права, включая Устав ООН, к деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства [преамбула резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1802 (XVII) от 14 декабря 1962 г.]. Договор по космосу 1967 года уже содержит обязательные для применения материальные нормы, согласно которым космическое пространство открыто для исследования и использования всеми государствами в соответствии с международным правом {ст. I), а деятельность по исследованию и использованию космического пространства должна осуществляться в соответствии с международным правом, включая Устав ООН (ст. III).

Зарождение международного космического права совпадает с началом практической деятельности госу­дарств в космическом пространстве. 4 октября 1957 года в Советском Союзе был запущен первый искусствен­ный спутник Земли. Сейчас их ежегодно во всем мире запускается около ста двадцати,

Освоение космоса представляет собой совершенно но­вую специфическую сферу человеческой деятельности, которая регламентируется нормами международного космического права.

Международное космическое право - отрасль меж­дународного права, регулирующая отношения по иссле­дованию и использованию космического пространства, включая небесные тела.

Первый договор по космосу был заключен в 1967 году. До этого нормы, регулирующие отдельные аспек­ты деятельности, входили в разные международные ре­золюции. Договор по космосу 1967 года устанавливает наиболее общие международно-правовые принципы кос­мической деятельности, такие, например, положения, как

Исследование и использование космического про­странства должно осуществляться только на благо всего человечества;

Космическое пространство и небесные тела не подлежат национальному присвоению;

На космос и небесные тела распространяется меж­дународное право.

Извлечения: Договор о принципах деятельности госу­дарств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. 10 октября 1967 года

Статья 4

Государства-участники Договора обязуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничто­жения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать такое оружие в космическом пространст­ве каким-либо иным способом.

Луна и другие небесные тела используются всеми госу­дарствами-участниками Договора исключительно в мир­ных целях. Запрещается создание на небесных телах воен­ных баз, сооружений и укреплений, испытание любых ти­пов оружия и проведение военных маневров. Использова­ние военного персонала для научных исследований или ка­ких-либо иных мирных целей не запрещается. Не запреща­ется также использование любого оборудования или средств, необходимых для мирного исследования Луны и других не­бесных тел.

Статья 5

Государства-участники Договора рассматривают кос­монавтов как посланцев человечества в космос и оказыва­ют им всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории другого государст­ва-участника Договора или в открытом море.

Статья 7

Каждое государство-участник Договора, которое осу­ществляет или организует запуск объекта в космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, а также каждое государство-участник Договора, с террито­рии или установок которого производится запуск объекта, несет международную ответственность за ущерб, причи­ненный такими объектами или их составными частями на Земле, в воздушном или космическом пространстве, вклю­чая Луну и другие небесные тела, другому государст­ву-участнику Договора, его физическим или юридическим лицам.

Статья 10

Для содействия международному сотрудничеству в иссле­довании и использовании космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, в соответствии с целями настоящего Договора, государства-участники Дого­вора будут на равных основаниях рассматривать просьбы других государств-участников Договора о предоставлении им возможности для наблюдения за полетом запускаемых этими государствами космических объектов...

Статья 11

Для содействия международному сотрудничеству в мир­ном исследовании и использовании космического простран­ства государства-участники Договора, осуществляющие деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, соглашаются в максимально воз­можной и практически осуществимой степени информиро­вать Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, а также общественность и международное научное сообщество о характере, ходе, местах и результатах такой деятельности. По получении указанной выше информации Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций должен быть готов к ее немедленному и эффективному распространению.

Помимо этого документа существует и ряд других международных соглашений, например Соглашение о спасении космонавтов и возвращении объектов, запу­щенных в космическое пространство (1968 год), Согла­шение о деятельности государств на Луне и других не­бесных телах (1979 год) и другие.

Международные правовые акты определяют правовое положение космического пространства и небесных тел, правовое положение космонавтов и космических объек­тов, ответственность в международном космическом праве.

Извлечения: Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах. 18 декабря 1979 года

Статья 2

Вся деятельность на Луне, включая ее исследование и ис­пользование, осуществляется в соответствии с международ­ным правом, в частности с Уставом Организации Объеди­ненных Наций, и с учетом Декларации о принципах ме­ждународного права, касающихся дружественных отноше­ний и сотрудничества между государствами в соответст­вии с Уставом Организации Объединенных Наций...

Статья 3

1.Луна используется всеми государствами-участниками исключительно в мирных целях.

2. На Луне запрещается угроза силой или применение силы, или любые другие враждебные действия или угроза совершения враждебных действий. Запрещается также ис­пользование Луны для совершения любых подобных дейст­вий или применения любых подобных угроз в отношении Земли, Луны, космических кораблей, персонала космиче­ских кораблей или искусственных космических объектов.

3. Государства-участники обязуются не выводить на орби­ту вокруг Луны или на другую траекторию полета к Лу­не или вокруг нее объекты с ядерным оружием или любы­ми другими видами оружия массового уничтожения, а так­же не устанавливать и не использовать такое оружие на поверхности Луны или ее недрах.

4. Запрещается создание на Луне военных баз, сооруже­ний и укреплений, испытание любых типов оружия и про­ведение военных маневров. Использование военного персо­нала для научных исследований или каких-либо мирных целей не запрещается...

Статья 6

1.На Луне провозглашается свобода научных исследо­ваний, проводимых всеми государствами-участниками, без какой бы то ни было дискриминации, на основе равенст­ва и в соответствии с международным правом.

2. При проведении научных исследований в соответст­вии с положениями настоящего Соглашения государства-уча­стники имеют право собирать на Луне образцы минераль­ных и других веществ и вывозить их с Луны...

Статья 8

1. Государства-участники могут осуществлять свою дея­тельность по исследованию и использованию Луны в лю­бом месте ее поверхности или недр при условии соблюде­ния положений настоящего Соглашения.

2. В этих целях государства-участники могут, в частности:

а) осуществлять посадку своих космических объектов на Луну и их запуск с Луны;

б) размещать свой персонал, космические аппараты, оборудование, установки, станции и сооружения в любом месте поверхности Луны или ее недр.

Статья 10

2. Государства-участники предоставляют терпящим бедст­вие лицам, находящимся на Луне, право укрытия на своих станциях, сооружениях, аппаратах и других установках.

На космическое пространство не распространяется су­веренитет какого-либо государства. Это пространство открытое, свободное для исследования и использования всеми государствами. Государства должны избегать вредного загрязнения космического пространства и небес­ных тел.

В международном космическом праве нет договор­ных норм, устанавливающих границу между воздушным и космическим пространством. В результате оста­ется нерешенным вопрос о той части надземного про­странства, в отношении которого государство осущест­вляет полный и исключительный суверенитет. Однако общепринята точка зрения о существовании обычной нормы международного космического права, согласно которой спутники с минимально низкими орбитами на­ходятся за пределами воздушной территории государств.

Ряд государств-членов Комитета ООН по космосу выступает с предложением установить в договорном порядке, что космическое пространство на­чинается на высоте, не превышающей 110 километров над уровнем Океана. Это мнение опирается на совре­менные научные представления об атмосфере и воздуш­ном пространстве.

Согласно этим представлениям воздушное простран­ство - это та часть атмосферы, которая включает ос­новную массу атмосферы (99,25%), в которой химиче­ский состав и молекулярный вес воздуха остаются по­стоянными независимо от изменения высоты. Верхний предел этой части воздушной сферы равен 90 - 100 километров.

К космическим объектам относятся космические аппа­раты различного назначения, созданные человеком. Это могут быть искусственные спутники Земли, автомати­ческие и пилотируемые корабли и станции, ракеты-но­сители. Международным космическим правом преду­смотрена регистрация космического объекта, с которой связаны определенные юридические последствия.

Регистрация запущенных космических объектов в ООН ведется с 1961 года. Государство сохраняет свои суверенные права в отношении своих космических объ­ектов и их экипажей во время их пребывания в косми­ческом пространстве и на небесных телах. Космонавты, несмотря на положение Договора по космосу, называю­щее их «посланцами человечества в космосе», не по­лучают какого-либо наднационального статуса. Они ос­таются гражданами своих государств.

Международное космическое право предусматривает ответственность государств за деятельность в космосе. Материальная ответственность наступает при фактиче­ском причинении ущерба космическим объектам. В понятие ущерба входят случаи лишения жизни, телесные повреждения, уничтожение имущества.

Международное космическое право - это совокупность международно-правовых принципов и норм, которые устанавливают режим космического пространства и небесных тел и регулируют отношения между государствами, международными организациями и коммерческими фирмами в связи с исследованиями и использованием космоса.

Зарождение международного космического права как отрасли международного публичного права связывается с началом практической деятельности государств в космическом пространстве в частности, с запуском в СССР 4 октября 1957 года первого искусственного спутника Земли.

Космической деятельностью занимается сейчас ограниченное количество высокоразвитых государств, обладающих соответствующими возможностями. Именно они и являются основными субъектами международного космического права. Но в результате такой деятельности и в ее международно-правовом регулировании заинтересованы все государства мира, человечество в целом. Поэтому правовое регулирование космической деятельности с самого начала стало осуществляться путем заключения, главным образом, универсальных международных соглашений, открытых для участия всех государств. Основная роль в деле разработки таких договоров принадлежит ООН в лице Генеральной Ассамблеи, ее вспомогательного органа - Комитета по использованию космического пространства в более широких целях и его подкомитета по правовым вопросам.

Принято много международных нормативных актов по международному космическому праву, в том числе:

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967,

Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968,

Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическим объектам 1972,

Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство 1976г.,

Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979,

Соглашение о порядке финансирования совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства 1992,

Меморандум о сотрудничестве между Национальным космическим агентством Украины и Российским авиационно-космическим агентством в области развития глобальных навигационных спутниковых систем 2003 и другие.

В основе международного космического права лежат следующие принципы:

1. Свобода исследования и использования космического пространства и небесных тел.

3. Сохранение суверенных прав государств на космические объекты, запускаемые ими.

4. Оказание помощи экипажа космического корабля в случае аварии, бедствия.

5. Международная ответственность государств за свою деятельность в космосе.

6. Содействие международному сотрудничеству в мирном исследовании и использовании космического пространства.

Субъект международного космического права - это участник, в том числе потенциальный, международно-правовых отношений по поводу деятельности в космическом пространстве или использования космической технологии, носитель международных прав и обязанностей.

Объект международного космического права - это все то, по поводу чего субъекты международного космического права могут вступать в международные правоотношения, т.е. космическое пространство, Луну и другие небесные тела, космонавты, искусственные космические объекты, наземные компоненты космических систем, результаты практической космической деятельности, космическая деятельность, формы сотрудничества государств в космическом пространстве, ответственность за ущерб от правомерного космической деятельности и тому подобное.

Космос ~ синоним астрономического определения Вселенной. Различают ближний космос, включающий "околоземное" пространство, и дальний космос - мир звезд и галактик.

Космическое пространство - пространство, простирающееся за пределами земной атмосферы. Иногда рассматривают не космическое пространство в целом, а те или иные его части, характеризующиеся различными свойствами, - околоземное космическое пространство, межпланетное пространство, межзвездное пространство и т.п. В международном космическом праве нет договорной нормы, которая бы устанавливала границу между воздушным пространством и космическим пространством. Господствующей является точка зрения, согласно которой такая черта должна быть установлена на высоте примерно 100-1000 км над поверхностью Земли.

Космонавт - это человек, который проводит испытания и эксплуатацию космической техники в космическом полете.

Основным принципом, определяющим правовой режим космического пространства и небесных тел, заключается в том, что "космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами ". Таким образом, космическое пространство является открытым и свободным для исследования и использования всеми государствами, на него не распространяется государственный суверенитет.

В то же время существенным для правоотношений государств по поводу Космоса является то, что открытость и свобода для исследования и использования космоса является не абсолютным, а имеют ограничения, закрепленные в международно-правовых актах, например, в Договоре о космосе 1967 года. В частности

1. Исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляется на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества.

2. Государства-участники должны руководствоваться принципом сотрудничества и взаимной помощи и осуществлять всю свою деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, с должным учетом соответствующих интересов всех государств-участников договора.

3. Государства-участники договора обязуются не выводить на орбиту Земли любых объектов с ядерным оружием или какими-то другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо другим способом.

В ст. III настоящего договора подчеркивается, что исследования и использования космического пространства осуществляются в соответствии с международным правом, включая Устав Организации Объединенных Наций. Государства-участники соглашения обязались "установить международный режим, в том числе соответствующие процедуры, для регулирования эксплуатации природных ресурсов Луны". При этом основные цели такого международного режима содержат:

Упорядоченное и безопасное овладения природными ресурсами Луны;

Рациональное регулирование этих ресурсов;

Расширение возможностей в деле использования этих ресурсов;

Справедливое распределение между всеми государствами-участниками благ, полученных от этих ресурсов.

Ответственность в международном космическом праве включает два аспекта:

1) международная ответственность государств за нарушение норм и принципов международного права;

2) материальная ответственность за ущерб, причиненный в результате осуществления космической деятельности.

Ответственность государств за космическую деятельность установлена ст. VI Договора 1967 о космосе, где указано, что государства-участники договора несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется ли она правительственными организациями и неправительственными юридическими лицами. Если космическая деятельность осуществляется международной организацией, ответственность за выполнение положений договора несут наряду с международной организацией также государства-участники договора, которые являются членами и организации.

В соответствии со ст. VII договора о космосе, международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами или их составными частями на Земле, в воздухе и в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, несет государство, которое осуществляет или организует запуск, а также государство, с территории или установок которого осуществляется запуск.

Ответственность возникает, когда ущерб причинен другому государству физическим или юридическим лицам.

Государства несут абсолютную ответственность за ущерб, причиненный космическим объектами на поверхности Земли или воздушному судну в полете; за вред, причиненный одним космическим объектом другому ответственность государства наступает только при наличии вины. Освобождение от ответственности предусмотрено в случае грубой небрежности или умысла потерпевшего и установлен годовой срок претензионной давности.

Сумма компенсаций исчисляется в соответствии с международным правом и принципами справедливости так, чтобы обеспечить восстановление положения вещей, который существовал бы, если бы ущерб не было причинено.

Спорные ситуации регулируются специально создаваемыми ad hoc комиссиями в составе представителей государства-истца; запускающего космический объект, и совместно выбранного ими головы. Решение комиссии имеет обязательный характер, если об этом достигнута договоренность между сторонами. В других случаях оно является лишь рекомендацией. Эти положения касаются международных организаций, осуществляющих космическую деятельность, если такая организация заявляет, что она принимает на себя права и обязанности, предусмотренные конвенцией, и при условии, что большинство государств-членов организации являются участниками конвенции 1972 и Договора о космосе 1967 Ответственность несут солидарно как сама организация, так и держа вы-члены.

В наше время активная деятельность частного сектора в космическом пространстве требует пересмотра основных принципов и норм международного космического права и укрепления позиций национального космически-правового регулирования. Одной из характерных черт данной сферы является неоднородность субъектов космической деятельности. Субъектами национального космического права могут быть как национальные, так и иностранные физические и юридические лица, международные организации и государства.

Так, например, Закон Украины "О космической деятельности" от 15 ноября 1996 к субъектам космической деятельности относит предприятия, учреждения и организации, в том числе международные и иностранные, осуществляющие космическую деятельность. Физические лица, по данным Законом, не являются субъектами космической деятельности. А Закон Российской Федерации от 20 августа 1993 "О космической деятельности" не содержит определения термина "субъекты космической деятельности", но, анализируя его, к таким субъектам можно отнести организации и граждан Российской Федерации; иностранных граждан и организации, осуществляющие космическую деятельность под юрисдикцией Российской Федерации; международные организации и иностранные государства.

Поскольку государства и международные организации являются субъектами международного космического права, они могут непосредственно осуществлять деятельность по исследованию и использованию космического пространства. Физические и юридические лица не являются субъектами международного космического права и могут осуществлять космическую деятельность, регулируется международным космическим правом только от имени государства своей юрисдикции.

Украина как субъект международного космического права осуществляет свою космическую деятельность на условиях равноправия с другими государствами с учетом своих национальных интересов. Украина обеспечивает выполнение взятых на себя международных обязательств в сфере космической деятельности и несет ответственность за общепризнанными нормами международного права и положениями международных договоров Украины (ст. 17 Закона).

Космическая деятельность в Украине осуществляется на основе Общегосударственной (Национальной) космической программы Украины, которая разрабатывается на пять лет. ее создает Национальное космическое агентство Украины совместно с соответствующими центральными органами исполнительной власти и Национальной академией наук Украины исходя из цели и основных принципов космической деятельности в Украине. На основе Общегосударственной космической программы осуществляется:

определение потребностей в космической технике гражданского, оборонного и двойного назначения, а также заключение контрактов в соответствии с действующим законодательством на проведение научно-исследовательских работ и производство космической техники на текущий год, которые утверждаются Кабинетом Министров Украины;

выделение средств из Государственного бюджета Украины для финансирования космической деятельности по государственным заказам; подготовка кадров за счет средств Госбюджета и принятия мер по социальной защите персонала объектов космической деятельности;

обеспечения поддержки и совершенствования объектов космической деятельности наземной инфраструктуры, а также необходимого уровня безопасности космической деятельности;

обеспечение международного сотрудничества в космической сфере, в том числе Украины в международных космических проектах.



Похожие статьи